Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи'

Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1662
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / CHARITY / VOLUNTEER / MORALITY / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козодаева Лариса Федоровна

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности. В статье рассматриваются истоки появления благотворительности в России, раскрывается понятие добровольчества как социального явления современности, предложен комплекс социально-культурных условий и представлены результаты апробирования педагогической программы нравственного воспитания студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLANTEER ACTIVITY AS THE BASE OF EDUCATION OF MORAL FEATURES OF STUDENT'S YOUTH

This article is devoted to the problem of morality education of student's youth on the base of volunteer activity. This article considers the sources of charity in Russia, explains conception of volunteer as a social phenomenon of contemporary, proposes the complex of social culture conditions, and presents the result of realization the pedagogical programs of morality education of student's youth on the base of volunteer activity.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи»

УДК 378

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Лариса Федоровна Козодаева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, старший лаборант кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии, e-mail: iscusstvo_tgy@mail.ru

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности. В статье рассматриваются истоки появления благотворительности в России, раскрывается понятие добровольчества как социального явления современности, предложен комплекс социально-культурных условий и представлены результаты апробирования педагогической программы нравственного воспитания студенческой молодежи посредством добровольческой деятельности.

Ключевые слова: благотворительность; добровольчество; нравственность; молодежь.

В современном мире добровольчество приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, добровольческие организации внесли существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.

Добровольчество все чаще становится объектом исследований представителей педагогики, психологии, социологии, права и других социально-гуманитарных наук. Такое явление как добровольчество имеет давние традиции, т. к. в своем развитии опирается на отечественные традиции добровольчества и благотворительности, основанные на стремлении помочь нуждающимся как целенаправленном выражении человеколюбия.

В современном понимании благотворительность - это некоммерческая общественная деятельность, основанная на принципах добровольности и общественной инициативы, содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека.

Благотворительность имеет глубокие исторические традиции и корни в российской культуре. Исторически устойчивыми и наиболее распространенными сферами российской благотворительности были помощь бедным, поддержка религии и распространение образования.

Благотворительность в российской культуре тесно связана с понятием «милосердие», которое в словаре В.И. Даля раскрывается как «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость» [1].

В настоящее время добровольческая деятельность становится одним из наиболее распространенных видов общественной активности населения. На наш взгляд, именно добровольческая деятельность способна активизировать творческую инициативу молодежи. Добровольческая деятельность, основываясь на благотворительности, выполняет функцию сохранения и передачи духовных традиций, она выступает механизмом компенсации дефицитов социальной справедливости, является средством утверждения в обществе идей и ценностей добра и милосердия, составляющих аксиологическую основу нравственного воспитания личности.

Понятие «добровольчество», т. е. стремление людей оказать вклад в благополучие отдельных нуждающихся в помощи людей или социальных групп, или обществ в целом, прочно вошло в современный лексикон политиков и представителей органов государственного управления, а также ученых и общественных деятелей [2].

Добровольная помощь основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеям человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей.

Добровольцами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, но существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Доброта, справедливость, толерантность, бескорыстие и честность, ответственность и коммуникабельность - самые значимые качества добровольцев, и именно они являются своеобразным связующим звеном между добровольческой деятельностью и обществом. Именно такие нравственные качества добровольца позволяют располагать к себе разных людей, вызывают доверие, желание сотрудничать и помогать, но в то же время не позволяют собой манипулировать, подавлять себя как личность.

В современном понимании добровольцы -граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, а добровольческая деятельность представляется как способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

Традиционно основными мотивами для участия в добровольческой деятельности принято считать следующее: желание помогать другим людям; способ самореализации и возможность быть социально полезным обществу; способ приобрести единомышленников и интересно провести досуг; желание участвовать в деятельности, приносящей радость и удовлетворение [3]; творческая реализация; развитие социальных навыков.

Нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой каждого цивилизованного общества, а в современном российском обществе оно приобретает особое значение.

Тревогу вызывает духовно-нравственное состояние молодого поколения. Его главный симптом - кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни, девальвации ценности труда как способа самореализации личности и условия процветания общества.

Эффективным средством в процессе воспитания нравственных качеств студенческой молодежи, по нашему мнению, является добровольческая деятельность, которая обладает значительным педагогическим потенциалом, способствует формированию таких

нравственных качеств, как доброта, бескорыстие, милосердие, справедливость, совесть и достоинство.

На наш взгляд, процесс воспитания нравственных качеств молодежи посредством добровольческой деятельности заключается в совокупности целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение молодого человека через включение его в культурно ценностные социально значимые формы деятельности с целью выработки единой системы альтруистических качеств личности, их перехода в убеждения и их реализации в поступках и действиях.

Изучая проблему добровольчества, мы пришли к выводу, что при активном включении молодежи в добровольческую деятельность происходит формирование определенных нравственных качеств личности: доброты, бескорыстия, милосердия, справедливости, совести и достоинства; развитие творческой активности и коммуникативных навыков молодых людей на основе альтруизма.

Полученные теоретические выводы проверялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в течение 2006-2010 гг. и проводилась в три этапа.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Воронежского государственного университета и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в 2007-2008 гг.

Было проведено социологическое исследование методом анкетирования респондентов, которое было направлено на выявление уровня сформированности нравственных качеств молодежи с помощью специально разработанной нами анкеты. В анкетировании принимали участие студенты 1-3 курсов Воронежского и Тамбовского университетов (возраст респондентов 17-20 лет). Число опрошенных составило 186 человек.

Анкетирование показало, что 52 % (97 человек) респондентов имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств, 37 % (68 человек) респондентов имеют средний уровень сформированности нравственных качеств, 11 % (21 человек) респондентов имеют высокий уровень сформированности нравственных качеств.

Таким образом, уровень сформирован-ности нравственных качеств у большинства респондентов являлся недостаточным.

Кроме того, мы провели диагностическое обследование по методике «Смысложизненные ориентации (СЖО)», разработанной Д.А. Леонтьевым, которая направлена на выявление общей осмысленности жизни и ее аспектов по пяти субшкалам: цели, процесс жизни, локус контроля - Я, локус контроля -Жизнь, результативность жизни. Методика состоит из 20 пар альтернативных утверждений, между которыми возможны 7 градаций предпочтения. Данной методикой было охвачено 70 испытуемых (студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина).

С помощью методики «СЖО» мы получили информацию об осмысленности жизни испытуемыми (табл. 1).

Интерпретируя полученные данные по шкале «Цели в жизни», баллы которой характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, можно констатировать, что большая часть молодых людей живут сегодняшним или вчерашним днем.

Содержание шкалы «Процесс жизни» или интерес и эмоциональная насыщенность жизни совпадает с популярной теорией, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель позволяет нам понять, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный

смыслом или нет. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Баллы по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивно и осмысленно была прожита ее часть. Низкие баллы, которые характерны для нашей выборки характеризуют неудовлетворенность прожитой части жизни.

По шкале «Локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни) для молодых людей характерны низкие баллы, что свидетельствует о неверии в свои силы и неумении контролировать события собственной жизни.

По шкале «Локус контроля - Жизнь» или управляемость жизнью низкие баллы характеризуют убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора не существует и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

В результате констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что уровень сформированности нравственных качеств у большинства респондентов является недостаточным и необходимо рассмотреть возможные пути его повышения.

Следующий этап нашей работы заключался в проведении формирующего эксперимента (2008-2009 г.), в нем принимали участие 70 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Основная цель нашего формирующего эксперимента состояла в разработке и экспериментальном апробировании авторской педагогической программы.

Педагогическая программа «Дари добро» разработана для студентов, которые были организованы в студенческий отряд « Доброволец».

Таблица 1

Средние показатели по методике «Смысложизненные ориентации» у студенческой молодежи

№ Название субшкалы Средние стандартные значения показателей Полученный средний показатель выборки

1 Цели 32,9 29,3

2 Процесс жизни 31,09 27,5

3 Локус контроля - Я 21,13 19,3

4 Локус контроля - Жизнь 30,14 27,2

5 Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 25,46 21,3

6 Общий уровень ОЖ 103,1 96,2

Цель программы: формирование нравственных качеств студенческой молодежи на основе более глубокого осознания таких общечеловеческих нравственных ценностей, как гуманизм, альтруизм, добровольность, бескорыстие, справедливость, совесть и достоинство; реализации их в добровольческой деятельности.

Задачи программы:

- побудить молодых людей к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию ценностных ориентаций;

- сформировать творческую активность молодых людей как способ утверждения нравственных ценностей;

- сформировать гражданскую позицию как способ реализации ведущих нравственных потребностей;

- выявить эффективные методы воспитания нравственных качеств студенческой молодежи на основе добровольческой деятельности;

- сформировать у молодых людей самоанализ и самооценку поведения с точки зрения эталонов и образцов морали и этики, представленных в культуре;

- развить коммуникативные навыки;

- развить адекватную самооценку;

- развить творческие способности;

- способствовать индивидуальному самовыражению;

- оптимизировать эмоциональное состояние молодых людей.

Программа проводилась в течение одного года, в нее входили занятия и благотворительные мероприятия. В рамках программы были проведены культурные акции «Доброе слово», «Милосердие», «В здоровом теле -здоровый дух», «Ни дня без добрых дел!», «Дерево добра» и др.

После проведения педагогической работы по программе «Дари добро» была проведена повторная диагностика сформированно-сти нравственных качеств студенческой молодежи с помощью методик, применяемых нами в констатирующем эксперименте.

Повторное диагностирование сформиро-ванности нравственных качеств студенческой молодежи проводилось после осущест-

вления педагогической работы по программе «Дари добро» с помощью методик, применяемых нами в констатирующем эксперименте.

Анализируя результаты анкетирования, мы смогли увидеть, что уровень сформиро-ванности нравственных качеств испытуемых значительно повысился: низкий уровень

сформированности нравственных качеств понизился до 10 % (7 человек); 46 % (32 человека) респондентов стали иметь средний уровень, высокий уровень сформированности нравственных качеств отмечен у 44 % (31 человек).

Далее нами было проведено повторное диагностирование смысложизненных ориентаций (СЖО) по методике, разработанной Д.А. Леонтьевым. Обобщенные результаты по данной методике представлены в табл. 2.

Полученные данные при повторном диагностировании смысложизненных ориентаций (СЖО) по методике, разработанной Д.А. Леонтьевым, свидетельствуют о том, что большая часть молодых людей думает о своем завтрашнем дне, но по-прежнему неудовлетворенны своей жизнью в настоящем; молодые люди задумываются о будущем, а свое прошлое считают неудовлетворительным. Это демонстрирует уверенность в своих силах и умение контролировать события собственной жизни; а также уверенность в том, что свобода выбора реальна и необходимо планировать свое будущее.

Таким образом, у молодых людей, участвовавших в формирующем эксперименте, изменилось отношение к себе, к собственной жизни, к окружающим; произошло переосмысление нравственных ценностей и ориентиров.

В контрольном эксперименте мы сравнивали данные, полученные в констатирующем и формирующем экспериментах.

Сравнительный анализ результатов анкетирования, которое было направлено на выявление уровня сформированности нравственных качеств студенческой молодежи, показал, что низкий уровень понизился на 42 %, средний уровень повысился на 9 %, высокий уровень повысился на 33 % (рис. 1).

Таблица 2

Средние показатели по методике «Смысложизненные ориентации», полученные после проведения формирующего эксперимента

№ Название субшкалы Средние стандартные значения показателей Полученный средний показатель выборки

1 Цели 32,9 33,1

2 Процесс жизни 31,09 31,05

3 Локус контроля - Я 21,13 21,11

4 Локус контроля - Жизнь 30,14 30,5

5 Результативность жизни или удовлетворенность самореализации 25,46 24,9

6 Общий уровень ОЖ 103,1 103,2

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

I констатирующии эксперимент

формирующий

эксперимент

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис. 1. Сравнительная диаграмма оценки уровня сформированное™ нравственных качеств молодежи (контрольный эксперимент)

120

105________________________________________________

90____________________________________________Г

75____________________________________________

60____________________________________________

45____________________________________________

30 1-І ____________

15 Ч"Тк ЧТк

0_____________________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

І І І І I

1 2 3 4 5 6

□ Д°

эксперимента

ц после

эксперимента

Рис. 2. Динамика изменения осмысленности жизни респондентами после проведения формирующего эксперимента

По результатам методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева мы наблюдаем положительную динамику по шкалам, которые свидетельствуют о том, что молодежь верит, что своей жизнью управляет сам человек, что необходимо контролировать события, происходящие в жизни, что жизнь интересна и наполнена смыслом (рис. 2).

Таким образом, проведенный контрольный эксперимент показал, что разработанные нами социально-культурные условия, а также разработанная и апробированная педагогическая программа «Дари добро» оказались эффективными в формировании нравственных качеств молодежи на основе использования добровольческой деятельности. Мы пришли к выводу, что использование добровольческой деятельности является эффективным

средством формирования нравственных качеств молодежи, что полностью подтверждает гипотезу исследования.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 2.

2. Уразметова Д. И. Методическое обеспечение реализации проекта «Подготовка волонтерского движения к Универсиаде-2013». иКЬ: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html. Загл. с экрана.

3. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 7.08.2010 г.

UDC 378

VOLANTEER ACTIVITY AS THE BASE OF EDUCATION OF MORAL FEATURES OF STUDENT’S YOUTH Larisa Fyodorovna Kozodayeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, Senior Laboratory worker of Special Preschool Pedagogics and Psychology Department, e-mail: iscusstvo_tgy@mail.ru

This article is devoted to the problem of morality education of student’s youth on the base of volunteer activity. This article considers the sources of charity in Russia, explains conception of volunteer as a social phenomenon of contemporary, proposes the complex of social culture conditions, and presents the result of realization the pedagogical programs of morality education of student’s youth on the base of volunteer activity.

Key words: charity; volunteer; morality; youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.