Научная статья на тему 'Изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи'

Изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
337
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RATE OF HUMANISTIC VALUE ORIENTATIONS FORMATION / STUDENTS YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Яна Александровна

В статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций. В ней определены критерии и уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов, изложены результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FORMATION OF HUMANISTIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

The article presents a study aimed to study the level of humanistic value orientations formation. It revealed correlation of levels of humanistic value orientations formation of students: low, average, high.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи»

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Я. А. КУЛИКОВА

В статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций. В ней определены критерии и уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов, изложены результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Ключевые слова: уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций, студенческая молодежь.

Каждое общество имеет уникальную ценностно ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций студенческой молодежи представляется особенно актуальным в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества молодежь оказывается, как отмечают ученые В. Г. Алексеев, Б. С. Волков, И. С. Кон и другие самой социально неустойчивой, нравственно неподготовленной и незащищенной группой населения. Современная студенческая молодежь испытывает острый кризис в отношении формирования ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, любви к самому себе и другим людям) [1; 2; 3].

Для более точной диагностики формирования гуманистических ценностных ориентаций необходим уровневый подход. Под «уровнем» в общеметодологическом смысле мы понимаем степень величины, развития, значимости чего-либо [5].

Нами было выявлено соотношение уровней сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

1. Низкий уровень - студенты выделяют гуманистические ценности отвлеченно (сочувствие,

принятие другого, эмпатия и др.), не задумываясь об их значении в собственной жизнедеятельности, не сопоставляя с собственным практическим опытом. Невсегда самокритичны, проявляют интерес только к тому виду деятельности, который отвечает личностному запросу, нет стремления участвовать в социально значимой деятельности; не умеют вести себя уважительно по отношению к другим, не умеют сочувствовать, сопереживать.

2. Средний уровень - студенты имеют представления о гуманистических ценностных ориентациях, выделяют понятия, посредством которых характеризуют их признаки (достоинство, ответственность, понимание и др.). Считают, что к людям нужно относиться уважительно, независимо от их социального статуса, отличаются достаточно развитой рефлексией. Стремятся к саморазвитию, самореализации, при этом соотнося свои интересы с интересами других. В некоторых случаях могут выступать инициаторами на благо других, однако все же прослеживается стремление к обязательному признанию своих добрых дел. Принятие окружающих, стремление им помочь проявляется ситуативно.

3. Высокий уровень - студенты обладают расширенными представлениями о гуманистических ценностных ориентациях, выделяют их как основополагающие в жизнедеятельности человека, ценят в других людях именно эти качества, эмпатийны, принимают других такими, какие они есть, умеют сопереживать, способны подчинить свои интересы интересам других, открыты в общении, готовы помочь, с готовностью принимают участие в социально значимых делах. Студентам с высоким уровнем свойственно желание заниматься благотворительной деятельностью,

совершать добрые поступки, не ожидая вознаграждения, и умение организовывать подобную деятельность.

Констатирующий этап эксперимента проводился на базах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» и Второго тамбовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации».

Целью нашего эксперимента являлось изучение сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели решался следующий ряд задач:

1) подобрать методики для изучения сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи;

2) определить содержательную сторону направленности личности и выявить уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Анкетирование с целью выявления уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций студентов.

2. Проведение диагностического обследования при помощи методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [4].

3. Математическая обработка и анализ полученных данных.

Анкетирование респондентов было направлено на выявление уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи. Для изучения сформированности гуманистических ценностных ориентаций молодежи использовалась специально разработанная нами анкета. В анкетировании принимали участие студенты Тамбовского университета и Второго тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (возраст респондентов 17-20 лет).

В экспериментальную группу вошли студенты Тамбовского государственного университета, всего 62 чел.

В контрольную группу - студенты Второго тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы

при президенте Российской Федерации», всего 98 чел.

Студентам предлагалось ответить на 40 вопросов. При ответе на вопрос респонденты должны были сделать выбор одного из трех предложенных вариантов ответов: «Да», «Иногда», «Нет». Ответ «Да» оценивался 3 баллами, ответ «Иногда» - 2 баллами, ответ «Нет» оценивался 1 баллом. Для всей выборки подсчитывалось число (в процентном содержании) утвердительных, отрицательных и свидетельствующих о затруднении ответов.

Анкетирование показало, что 51 % (32 чел.) респондентов Тамбовского государственного уни-верситета имени Г. Р. Державина (экспериментальная группа) имеют низкий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций, 37 % (23 чел.) респондентов имеют средний уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций, 11 % (7 чел.) респондентов имеют высокий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций (рис. 1).

11 %

□ низкий уровень □ средний уровень

□ высокий уровень

Рис. 1. Условное распределение испытуемых в соответствии с выявленными уровнями сформированности гуманистических ценностных ориентаций (экспериментальная группа)

А среди респондентов Второго тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (контрольная группа) 53 % (52 чел.) имеют низкий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций, 35 % (34 чел.) респондентов имеют средний уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций, 12 % (12 чел.) респондентов имеют высокий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций (рис. 2).

□ низкий уровень Псредний уровень

□ высокий уровень

Рис. 2. Условное распределение испытуемых в соответствии с выявленными уровнями сформированности гуманистических ценностных ориентаций (контрольная группа)

Для сравнения показателей анкетирования экспериментальной и контрольной групп мы применили диаграмму (рис. 3). Где показатели: низкий, средний, высокий характеризуют уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

низкий средний высокий

уровень уровень уровень

□ Контрольная группа

□ Экспериментальная группа

Рис. 3. Диаграмма оценки уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций молодежи в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Сравнивая диаграмму, полученную в ходе проведения анкетирования, можно сделать вывод, что более 50 % студентов контрольной и экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций.

Кроме того, мы провели диагностическое обследование по методике М. Рокича, определяющей содержательную сторону направленности

личности и составили основу ее отношения к окружающему миру, другим людям, себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Студентам было предложено 18 ценностных ориентаций: активная деятельная

жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, уважение окружающих, познание, продуктивная жизнь, работа над собой, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь, счатье других, творчество, уверенность в себе.

Ценности необходимо было проранжировать, учитывались только пять ценностей, выбранных респондентами в качестве приоритетных. Проведенный опрос показал, что в число пяти приоритетных ценностей для учащихся Тамбовского государственного университета (экспериментальная группа) вошли: здоровье, наличие хороших друзей, развлечения, свобода, обеспеченная жизнь, при этом активная жизнь заняла 15 место, красота природы и искусства - 17, творчество - 16, познание - 8.

Предпочтения контрольной группы - студентов Второго тамбовского филиала «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» -распределились следующим образом: здоровье, обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, развлечение, уверенность в себе, при этом активная деятельная жизнь оказалась на 17 месте, красота природы и искусства - на 18, творчество -на 14, познание - на 6.

Общепринято, что интегративным показателем сформированности гуманистических ценностных ориентаций является направленность студенческой молодежи, которая проявляется через устойчивые мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной значимости, отношение к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что ценностные ориентации студентов, в основном, направлены «на себя» и представлены сферой ближайшего окружения или ограничиваются своей собственной личностью. В них преобладают эгоистичные мотивы, индивидуализм, отсутствует стремление к совершенству, творческому росту, внутреннему культурному

развитию, слабо выражен альтруизм и практически не видно нравственного переживания глобальных проблем человечества.

В результате констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что уровень сфор-мированности гуманистических ценностных ориентаций у большинства респондентов является недостаточным.

Литература

1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

2. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебник для вузов. М., 2006.

3. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 1998.

5. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. М., 1990.

* * *

THE STUDY OF FORMATION OF HUMANISTIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

Ya. A. Kulikova

The article presents a study aimed to study the level of humanistic value orientations formation. It revealed correlation of levels of humanistic value orientations formation of students: low, average, high.

Key words: rate of humanistic value orientations formation, students youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.