1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М., 1956. 448 с.
2. Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 17 (99). С. 78-81.
3. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново. Проблемы науки, 2017. № 18 (100). С. 78-83.
4. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности / А.А. Леонтьев. М.: «Высшая школа», 2007. 98 с.
5. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 39 с.
6. Тверитина Е.И., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильева. М., 1986. 236 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание, 2014. № 2. С. 4-18.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Федяева М.В.1, Федяева А.В.2
'Федяева Мария Вадимовна — магистрант;
2Федяева Анна Вадимовна — магистрант, кафедра генетики, биологический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов
Аннотация: в статье рассматривается необходимость реализации межпредметных связей биологии с общественными науками для повышения познавательной активности у учащихся социально-экономического профиля.
Ключевые слова: методика преподавания биологии, межпредметные связи, социально-экономический профиль.
Современный урок биологии сложно представить без реализации межпредметных связей. ФГОС ООО предусматривает формирование не только предметных но и метапредметных и личностных результатов. Важно не только дать знания по каждому отдельному предмету, но и привести их в общую систему, показать взаимосвязи в разных областях наук, сформулировать целостную картину мира. Поэтому использование межпредметных связей становится ключевым моментом для успешной реализации ФГОС.
В связи с введение системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, мы сталкиваемся с проблемой относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам.
Это закономерно ведет к тому, что сокращается познавательная активность учащихся на предметах, не входящих в выбранный профиль. Учащиеся регулярнее посещают и активнее работают на уроках по профильным предметам. Это абсолютно логично, ведь ученики сами выбрали данные предметы для сдачи ЕГЭ а значит планируют связать с этой областью знаний свою будущую профессию.
Для учащихся в классах не естественно-научной направленности характерна довольно низкая заинтересованность биологией. У них отсутствует интерес к предмету, иногда может возникать нежелание посещать уроки и тем более выполнять домашние задания - многие хотят использовать это время для усиленной подготовки к профильным предметам.
В связи с этим перед учителем ставиться задача не только дать необходимый минимум знаний предусмотренных учебной программой, но и повысить познавательную активность учащихся, мотивировать их на систематическое посещение уроков. А также показать значимость и необходимость естественно-научных знаний в жизни каждого человека.
В связи с вышесказанным актуальным встает вопрос об использование межпредметных связей в классах, в которых биология не является профильным предметом.
Рассмотрим реализацию межпредметных связей на уроках биологии в классах социально-экономического профиля.
В социально-экономических классах осуществляется профильное обучение по предметам социальной направленности: обществознание, правоведение, история, экономика, математика. Как правило, этот профиль выбирают те ученики, которые в будущем хотят связать свою жизнь с социологией, юриспруденцией, государственной службой, экономикой, предпринимательством, и бизнесом.
Продемонстрируем связь биологии с историей на уроке по теме «вирусы». На этапе актуализации знаний можно акцентировать внимание учащихся на вирусных эпидемиях, которые повлияли на ход исторических событий. Например, предложить ученикам вспомнить о достижениях, сделанных в Греции в эпоху античности. А затем рассказать об эпидемии оспы в 480 году до н.э., которая во время греко-персидских конфликтов позволила Греции сохранить независимость и продолжить свое развитие, поразив персидскую армию и даже самого царя Ксеркса.
Или попросить учеников на основе знаний полученных на уроке истории вспомнить, сколько человек погибло на фронте во время Первой мировой войны. А затем предложить сравнить это число с количеством погибших (50-100млн человек) в 1918-1919 году от самой массовой эпидемии гриппа «испанки». На основании этого, подвести учеников к выводу о том, что повсеместное распространении эпидемии является одной из предпосылок прекращения Первой мировой войны.
Сопровождение рассказа на уроке биологии яркими историческими примерами и фактами, несомненно, показывает учащимся связь биологии и истории. Это поможет ученикам в дальнейшем активно использовать исторические знания на уроках биологии и наоборот.
На уроке «Аномалии эмбрионального развития организма» можно рассказывать не просто про различные синдромы и их клинические проявления, но и приводить в пример реально существующих людей страдающих ими. Например: известный оратор и писатель Ник Вуйчич страдает синдром тетраамелии-редкое врождённое наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием четырёх конечностей. Не смотря на это, он живет полноценной жизнью и всячески старается мотивировать к жизни других. Такая информация будет интересна учащимся, сподвигнет на поиск информации, изучение биографий, чтение книг, просмотров фильмов по изучаемой теме. Но помимо этого может служить отличным примером во время дискуссий на уроках обществознания, в вопросах гуманизма, общечеловеческих и морально-нравственных качеств личности и общества.
Каждый этап учебной деятельности обучающихся решает какую-либо задачу. Домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения[1].
Особое внимание уделяется способам организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса. Немаловажная роль при этом отводится групповой форме обучения, которая способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои действия, формированию полезных умений и повышает познавательный интерес к предмету[2]. Поэтому использование межпредметных связей в групповых домашних заданиях обосновано.
Изучая главу «Генетика. Основы селекции» можно предложить ученикам сформировать группы и дома подготовить проект на одну из тем показывающих связь развития селекции и генетики с политическим и социально-экономическим положением страны. Например: проект «Как политическая и социально-экономическая обстановка в стране повлияла на жизнь и научную деятельность Н. И. Вавилова и Т. Д. Лысенко»
Проведение уроков, создание проектов, выполнение домашних заданий по биологии с использованием знаний истории, обществознания и других общественных наук позволяют повысить познавательную активность учащихся, замотивируют их на дальнейшее изучение предмета и самостоятельный поиск межпредметных связей. Учащиеся убедятся что не существует не нужных предметов, и в каждом можно найти что-то полезное и интересное.
Все это способствует активному формированию не только предметных, но особенно метапредметных и личностных результатов в рамках ФГОС.
1. Федяева М.В., Федяева А.В., Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Реализация требований ФГОС при организации домашней работы учащихся по биологии // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: межд. конф. (Санкт-Петербург, 14 - 17 ноября 2017). СПб: Свое издательство, 2017. C. 166-169.
2. Федяева А.В., Федяева М.В., Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Групповая форма работы как средство повышения интереса школьников к изучению биологии // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: межд. конф. (Санкт-Петербург, 14 - 17 ноября 2017). СПб: Свое издательство, 2017. C. 169-172.