- разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, общения. Итак, для развития познавательного интереса при изучении курса «Технологии обработки конструкционных материалов» следует учесть, что:
Характерной особенностью программ должна быть разработка форм и методов организации умственной и познавательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, уровней развития и особых образовательных потребностей.
Внедрение разнообразных методов будет способствовать развитию мышления, пространственного воображения, умственной продуктивной деятельности с высоким развивающим стимулом и самореализации детей.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2012. 97 с.
2. Бонуэл Ч.К., Сазерлент Т.Е. «Непрерывность активного обучения: выбор интерактивных методов деятельности для активизации учебной работы». БГУ центр проблем развития образования, 2013. 171 с.
3. Гибнущего А.Л. Диагностика формирования исследовательских умений // Научный вестник, 2010. 142 с.
4. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск: Современное слово, 2013. 141 с.
5. Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2014. 333 с.
6. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе. М.: Педагогика, 2010. 195 с.
7. НикитинА.Ф. Обществознание. 6 класс. М: Дрофа, 2011. 212 с.
8. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 174 с.
9. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2014. 301 с.
РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ Минаева В.В.1, Краснова Е.В.2
'Минаева Виктория Викторовна — учитель географии и экономики, высшей категории; 2Краснова Елена Вадимовна — учитель биологии и экологии первой категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Энгельс
Аннотация: в статье говорится о психологической адаптации в обществе и получении качественного образования детьми-инвалидами. О применении дистанционных технологий в обучении детей-инвалидов в рамках общеобразовательной школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, интеграция, дети-инвалиды.
Следует вести всех вместе, пока могут идти вместе, чтобы все взаимно оживляли, подстрекали, изощряли друг друга. Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится на стадии разработки. Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1].
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.
«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации [2].
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему. Интеграция возвращает этих учащихся в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка [3]. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения [4]. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Проблема обучения детей-инвалидов актуальна, она обусловлена спецификой современной образовательной системы.
«Доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов [5]. В России около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому.
Выходом в сложившейся ситуации является дистанционное обучение - обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования. Дети занимаются по удобному для них расписанию и в удобном для него темпе [6].
Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью технологий дистанционного обучения позволяет не только повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Естественно, это содействует интеграции в социум посредством Интернет технологий, дает возможность ребятам реализовать себя [7].
Дистанционный урок имеет общее и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка - один учитель, один ученик.
Программа Skype позволяет видеть только одного собеседника. Но при проведении аудиоконференции есть возможность добавлять до четырех, пяти участников. В данной программе можно пересылать прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом, есть возможность провести групповой урок.
Дистанционные образовательные технологии позволяют минимизировать возможные психологические барьеры больных детей в общении со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что интеграция и инклюзия в образовании - процессы, сосуществующие и взаимодополняющие друг друга, ни в коей мере не противоречащие друг другу, а их сравнение - условно.
«Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательной школе.
Список литературы
1. Битов А.Л. Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации, М.: Правда, 2000. С. 254.
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2001. 174 с.
3. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч; пер. с англ. А.В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития, 2010. № 3. С. 50-56.
4. Дианова В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями
66
здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010. № 4. С. 19-24.
5. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] // Дефектология, 2010. № 1. С. 6-22.
6. Загумённов Ю.Л. Обеспечение равных возможностей для учащихся в получении качественного образования в условиях его диверсификации / Ю.Л. Загумённов // Материалы межд. конф. Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы / Минск. НИО, 2007. С. 481-485.
7. Семенович М.Л. «Дети с проблемами развития имеют такое же право на образование, как и остальные» / М.Л. Семенович; беседовала Е. Ищенко // Современное дошкольное образование, 2008. № 5. С. 24-27.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ТЕМ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ Осетрова С.А.
Осетрова Светлана Александровна - учитель химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24, г. Абакан
Аннотация: в статье анализируются экологические аспекты, возникающие при изучении теоретического материала по некоторым темам школьного учебника химии. Приведены примеры влияния местных промышленных и аграрных предприятий на экологическое состояние региона. Ключевые слова: образование, урок, химия, Хакасия, экология.
2017 год объявлен в России годом экологии [1]. Законодательные, природоохранные, просветительские мероприятия планируется провести в этот период на территории нашего необъятного государства. Одной из поставленных задач года экологии является развитие экологической ответственности всех слоёв общества [2]. Большое начинается с малого. Поэтому начинать формирование экологической ответственности и культуры необходимо с раннего возраста. В курсе школьной программы отдельные элементы экологических знаний рассеяны по различным предметам [3].
Я - учитель химии и остановлюсь на своем предмете.
Практически при рассмотрении любой темы затрагиваются вопросы экологии, вопросы природоохранительного плана. Остановимся на 9 классе, тема «Подгруппа азота». На уроке «Аммиак» при рассмотрении его свойств мы обращаем внимание на то, как очень тонка грань между полезным, безопасным и вредным и ядовитым: аммиак применяется в медицине, но при высокой концентрации, которая возникает при утечке или аварии на хладокомбинате, маслосыркомбинате, является сильно ядовитым веществом. Аналогичная ситуация и с удобрениями. Растениям крайне необходим такой макроэлемент, как азот, который вносится в почву в виде нитратов. При неверно рассчитанной концентрации происходит накопление нитратов в почве, в сельскохозяйственных культурах, и при употреблении таких овощей и фруктов возможны различные сбои в работе человеческого организма, приводящие к серьезным заболеваниям.
В этой же теме на уроке «Минеральные удобрения» говорим и о плодородии почв, о его уничтожении или очень быстром истощении. Как одна из причин этого - увеличение интенсивности использования почв и бездумное отношение к ним. Неправильный севооборот, эрозия, особенно характерная для нашей климатической зоны ветровая, а также бездумное применение удобрений наносят непоправимый вред земле. И, как следствие, нитраты в продуктах, и отравление водоемов из-за неконтролируемого хранения и применения... Хотя эта проблема в Хакасии в последнее время отходит на второй план, т.к. в связи экономической ситуацией нет средств на закупку минеральных удобрений. Рассматривая эти вопросы, приучаю детей к бережному отношению к своей земле, которая и поит, и кормит.
Далее, при изучении темы «Металлы» знакомимся с производством алюминия на СаАЗе и ставим вопросы о влиянии производства на окружающую среду и человека. Данный вопрос освещается в ходе диспута, где две группы детей отстаивают разные точки зрения по конкретным пунктам диспута.
При рассмотрении природоохранных вопросов мы на уроках говорим не только о причинах, последствиях, но и, что очень важно, о методах и путях снятия такой человеческой агрессивности и бездумности по отношению к природе: