Научная статья на тему 'ЕГЭ по биологии. Особенности подготовки по разделам, относящимся к экологии'

ЕГЭ по биологии. Особенности подготовки по разделам, относящимся к экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ / ЕГЭ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федяева Анна Вадимовна, Федяева Мария Вадимовна

В статье рассматриваются методы, которые можно использовать на уроке и самостоятельно для успешной подготовки к вопросам, связанным с экологией, в ЕГЭ по биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕГЭ по биологии. Особенности подготовки по разделам, относящимся к экологии»

Список литературы

1. Бордовский А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Модели и методы внешнего и внутреннего оценивания качества образования в вузах: Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 340 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html/ (дата обращения: 29.09.2018).

3. Сучкова Л.А. Основы системного оценивания качества образования. Вестник ДГТУ, 2005. Т. 5. № 2. С. 269-274.

ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПО РАЗДЕЛАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ЭКОЛОГИИ Федяева А.В.1, Федяева М.В.2

1Федяева Анна Вадимовна - магистрант; Федяева Мария Вадимовна - магистрант, кафедра генетики, биологический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: в статье рассматриваются методы, которые можно использовать на уроке и самостоятельно для успешной подготовки к вопросам, связанным с экологией, в ЕГЭ по биологии.

Ключевые слова: методика преподавания биологии, ЕГЭ, экология.

К особенностям подготовки к ЕГЭ по биологии, по вопросам, относящимся к разделу экология, можно отнести как работу самого ученика, так и учителя. Именно на уроках ученик знакомится с новой информацией по

экологии, а учитель может активизировать познавательную активность ученика для дальнейшего изучения предмета.

Но не секрет, что для успешной подготовки к ЕГЭ, учащимся следует самостоятельно заниматься, изучать дополнительную литературу, решать типовые тесты и задания. Постепенное накопление знаний, и повышение уровня знаний с каждым годом, сможет дать хороший результат.

Для успешной подготовки к ЕГЭ необходимо практиковать систематизацию знаний и их обобщение. Систематизация знаний предполагает упорядочивание информации, выявление взаимосвязей между основными понятиями: связь строения и функции, части и целого, уровней организации живого, организма и среды, живой и неживой природы. Обобщение является важнейшим этапом при изучении любой темы курса.

В ЕГЭ по биологии часть «А» состоит из 36 вопросов с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Для того чтобы верно ответить на вопросы А24, А25, А26, А36 необходимо знать не только общебиологические закономерности, но и основные понятия экологии, разбираться в экологических закономерностях, знать и уметь приводить примеры, иметь представления о системной организации живой природы.

К особенностям подготовки решений заданий части «А» (справедливо и для части В и С) можно отнести разные формы контроля и обучения. В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся:

1. Экологический диктант - готовясь к экологическим диктантам, учащиеся запоминают основные понятия экологии, это поможет им правильно решить многие задания в части «А».

2. Тестовые задания по экологии. Здесь обучающимся предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования, сходная с тем, что

предлагаются во время ЕГЭ. Решая типовые тестовые задания по экологии ученик будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях на итоговом экзамене.

3. Письменная проверочная работа. Традиционно проверочные работы по биологии и экологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.

4. Различные виды нестандартных заданий - ребусы, кроссворды, головоломки, криптограммы. Их можно использовать на всех уроках, при проведении внеклассных мероприятий, а также в качестве домашних заданий. Кроссворды учащиеся могут составлять сами, а так же решать подготовленные другими учащимися или учителем. Подобные задания, как правило, очень интересны учащимся, они могут помочь повысить познавательную активность, а также способны развить интерес для дальнейшего глубокого изучения темы.

Для того что бы решить задания ЕГЭ А24 нужно знать такие следующие экологические понятия: абиотические факторы, антропогенные факторы, биогеоценоз, биологические ритмы, биомасса, биотические факторы, зона оптимума, консументы, ограничивающий фактор, пищевые цепи, пищевые сети, плотность популяций, пределы выносливости, продуктивность, продуценты,

репродуктивный потенциал, сезонные ритмы, суточные ритмы, фотопериодизм, экологические факторы, экология.

Для подготовки к такому роду заданий отлично подойдет биологический диктант, учащиеся запомнят, что значит каждое определение, и на экзамене смогут с легкостью дать правильный ответ.

Решая задание А25, учащимся понадобятся знания об экосистеме (биогеоценоз), ее компонентах, о цепях питания и их звеньях.

Если они хорошо изучил кто такие продуценты, то им будет не сложно найти правильный ответ на типовое тестовое задание: выбрать продуцентов среди перечня

обитателей озера:1) кувшинка 2) лягушка 3) головастики 4) рыбы.

Задание А26 в основном содержит знания о биосфере. Для изучения этой темы можно на уроке посмотреть научный фильм, и тщательно проанализировать информацию, закрепив ее изучением параграфа и решением теста. Учитывая, что при изучении темы будут использоваться разные виды памяти (зрительная, слуховая), вероятность того, что ребенок запомнит материал и даст правильный ответ возрастает.

Задания ЕГЭ части В и С так же содержат блоки относящиеся к темам экологии, и требуют у учащихся обобщения и применения знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений.

Для того чтобы решить задания подобного характера учащимся необходимо научиться сравнивать экологические явления, законы, объекты, уметь анализировать информацию. Для этого учителю на уроках следует использовать сравнительные таблицы, которые учащиеся должны самостоятельно заполнить.

В заданиях части С предлагается подумать и дать развернутый ответ. Например: почему для нормального функционирования экосистемы нужны редуценты?; чем опасны неочищенные сточные воды, для обитателей водоемов?; почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

Для успешного решения заданий такого типа на уроках можно использовать экологические игры (игры-соревнования, игры-путешествия). Немаловажная роль при этом отводится групповой форме обучения, которая способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои действия, формированию полезных умений и повышает познавательный интерес к предмету[1]. Большое

место в умении учеником высказывать свои мысли в устной и письменной форме являются беседы. Уместны и экологические дискуссии на уроках.

Каждый этап учебной деятельности обучающихся решает какую-либо задачу. Домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения [2]. Поэтому не стоит забывать и о традиционном способе подготовки к ЕГЭ в домашних условиях - решение онлайновых тестов. Их преимущество бесплатность и доступность в любое время суток. Решая их, учащиеся не только знакомятся с формой и структурой экзамена, но и оттачивают свои навыки в выполнении типовых экзаменационных заданий по экологии и биологии.

Для успешного решения заданий с развернутым ответом, можно использовать еще один вид подготовки - зачет. Зачет может быть одним из видов контроля знаний учащихся старших классов.

Главный результат введения зачетной системы - более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, именно устный зачет отражает действительный уровень знаний учащихся.

Список литературы

1. Федяева А.В., Федяева М.В. Групповая форма работы как средство повышения интереса школьников к изучению биологии // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: межд. конф. (Санкт-Петербург, 14 - 17 ноября 2017). СПб: Свое издательство, 2017. C. 169-172.

2. Федяева М.В., Федяева А.В. Реализация требований ФГОС при организации домашней работы учащихся по биологии // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: межд. конф. (Санкт-Петербург, 14 - 17 ноября 2017). СПб: Свое издательство, 2017. C. 166-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.