Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся Сологуб Л. П.
Сологуб Людмила Петровна /Sologub Lyudmila Petrovna - преподаватель высшей категории
по химии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 41, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания
Аннотация: «Обучение - есть образование и развитие обучаемого». Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»
Ключевые слова: педагогика, химия, контрольные работы, урок, проект, образование.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как учителю -предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»
Неудовлетворенность современным образованием - явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса.
Нужно, чтобы ученик сам понял всю важность выбора, а не посторонние люди или родители. Тогда и на экзамен ученик пойдет как воин на сражение, а не как приговоренный на расстрел. Естественно, для успешной сдачи экзамена нужна отличная подготовка. Причем, чем больше самостоятельности проявит ученик, тем успешнее будут результаты. Роль учителя велика, он помогает приобретать знания и умения, направлять мысль ученика, но не может сам быть этой мыслью.
1. Уроки
На уроках важно обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала, осознание школьниками своих способов проработки учебной информации с использованием заданий в тестовой форме. Особую значимость составляет закрепление знаний и способов действий, требующих внутрипредметных и межпредметных связей, которые лежат в основе тестовых заданий (на уровне воспроизведения; на уровне применения знаний по образцу; на уровне творческого применения знаний). С этой целью включаем в различные этапы урока задания в тестовой форме, разработанные в логике ЕГЭ, стремимся развивать у школьников умения самостоятельно создавать задания с учетом индивидуального познавательного стиля, обеспечивать условия, способствующие самоорганизации познавательной деятельности.
На этапе изучения нового материала мы можем предложить в качестве проблемного вопроса задания КИМ и позже, уже при закреплении, вновь вернуться к нему. Для поиска способа решения учебной задачи здесь возможны такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах.
На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся обязательно работают с заданиями из ЕГЭ по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ЕГЭ предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. Мы создаем для уроков карточки с заданиями КИМ по данным темам и предлагаем их для решения.
Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний мы обращаем особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации КИМ по химии. Например, изучая тему «Металлы» в 9 классе, можно предложить учащимся вопрос уровня А:
А 7. Оцените справедливость суждений о металлах.
А. Д А Для атомов металлов характерно малое число валентных электронов и слабое их притяжение к ядру.
Б. Ч Б Чем выше степень окисления металла в его гидроксиде, тем более основными свойствами обладает гидроксид.
1. В 1. верно только А.
2. Верно только Б.
3. В 2.верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
Такие задания проверяют не только уровень знаний и многие виды умений учащихся, но и дают возможность оценить справедливость суждения. Это требует при устном ответе на вопрос обоснования своей точки зрения.
На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляется на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа - на его окраску, запах, физиологическое действие на организм.
Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого проводятся уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения задач нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаются задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к таким урокам мы учитываем типичные ошибки в ответах ЕГЭ и стараемся устранять их причины. Для этого вводим задания типа А, В и С ЕГЭ. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности нужно их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаем проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов.
Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности. На обобщающих уроках особенно ребятам нравится такая форма работы, как создание проекта КИМ. Вместе с детьми мы обсуждаем предстоящую деятельность. В соответствии с интересами учащихся комплектуются творческие группы. Дальнейшая работа осуществляется детьми самостоятельно. К учителю они обращаются только за советами. Во время подготовки к уроку-защите проекта происходит наиболее глубокое усвоение материала. Во время создания проекта есть все условия для проявления и развития творчества. Каждый ученик имеет возможность проявить себя через художественное оформление (ученики с развитым художественным вкусом), выборку вопросов и ответов из демонстрационных материалов ЕГЭ (на печатной основе и электронных носителях) (обычно это делают слабые и средние ученики), самостоятельно разрабатывать вопросы (обычно сильные ученики). А главное, работая в творческих группах, ребята продолжают общаться, происходит развитие мышления, есть возможность выразить себя замкнутым ученикам, проявить свои способности во владении компьютером и завоевать уважение коллектива. При подготовке к уроку «Защита проекта» чаще всего возникает ситуация успеха и удовлетворение своей деятельностью.
2. Индивидуальные занятия, консультации
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ осуществляется в два этапа:
- повторение теоретического материала по конкретной теме курса;
- разбор заданий ЕГЭ за прошлые несколько лет по данной теме. Например: повторяем тему «виды химической связи и типы кристаллических решеток». А затем разбираем задания ЕГЭ по КИМам за все года проведения ЕГЭ.
В настоящее время широко применяю тестовую систему проверки знаний учащихся по многим темам курса химии, начиная с 8 класса. Но обычно тестовые задания выполняются учащимися хуже, чем стандартная письменная форма контроля. Чаще всего в таких занятиях нуждаются ребята, которые готовятся к ЕГЭ по химии.
Некоторые вопросы, рассматриваемые на уроках при подготовке к ЕГЭ, сложны и интересны. Учитель, видя проявление особого интереса ученика к определенному вопросу, может предложить ему провести исследование и самостоятельно найти ответы. Если школьник успешно справится с исследовательской деятельностью, то он может выступить со своей работой на школьной научно -практической конференции. В нашей школе такие мероприятия стали традиционными.
Для развития саморефлексии и самоорганизации выпускников мы предлагаем вести тетрадь самоконтроля. В эту тетрадь учащиеся вносят ответы на вопросы КИМ (учащиеся работают с различными вариантами за несколько лет, начиная с 2001 по 2014 год). В этой тетради они анализируют свои ответы (считают число правильных ответов, находят правильное решение в заданиях, где допущены ошибки, отмечают причину ошибки - неправильно прочитано задание, невнимательность, усталость, спешка или другая причина), отмечают время, которое затратили на выполнение задания, решают задания открытого типа. Такая тетрадь является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
За индивидуальными консультациями обращаются ребята 8-10 классов в том случае:
• если пропустили тему (во время болезни), и возникли вопросы при самостоятельном ее изучении,
• если готовятся к олимпиаде на муниципальном и областном уровнях,
• если возникли затруднения при подготовке к контрольной работе.
В помощи ребятам никогда не отказываю. Это дает возможность общения с ребятами во внеурочное время, когда ученики раскрепощены в общении, понять чувства и мысли ученика, логику мышления и построения ответов. Выявленные общие и индивидуальные учебные затруднения школьников по химии учитываются при конструировании и проведении уроков.
3. Пробный экзамен в школе
Для проведения пробного экзамена в школе устанавливается день и время его проведения. Обычно это конец марта - начало апреля, на 1-3 уроках по счету в начале дня. На экзамен приглашаются одиннадцатиклассники, которые будут сдавать ЕГЭ по химии во время итоговой аттестации. Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа на бланках № 1 и № 2 для фиксации ответов, бланки черновиков, необходимые источники информации («Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия как можно больше приближены к реальному ЕГЭ. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся. При составлении КИМов мы руководствуемся таблицей распределения времени на ответы уровня воспроизведения (А), уровня применения по образцу (Б), творческого применения знаний (С).
Ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения администрации, родителей. Результаты анализа выполнения пробного ЕГЭ учитываются, вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты каждого ученика, а также программы их самообразования, самокоррекции и самоконтроля. На занятиях и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.
4. Домашняя подготовка
В качестве домашнего задания мы предлагаем не только задания из учебника, но и просим детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» КИМов для самоконтроля и взаимоконтроля необходимо предлагать ученикам рефлексировать свои затруднения.
5. Контрольно-регулировочный этап
Для повышения эффективности обучения химии целесообразно после освоения стержневых тем проводить поверку и оценку знаний, а также способов деятельности. В связи с этим в конце каждой крупной темы проводятся контрольные работы. Мы используем контрольные работы, разработанные авторами программы и учебников. Они составлены в тестовой форме и содержат открытые и закрытые задания. Ребята с 8 класса знакомы со шкалой оценок контрольных работ.
• 0 - 17 баллов - оценка 2;
• 18 - 30 баллов - оценка 3;
• 31 - 43 балла - оценка 4;
• 44 - 50 баллов - оценка 5.
Использование данной шкалы позволяет объективно оценивать учащихся 8-11 классов. Естественно, что для группы учащихся (тех, кого мы называем слабыми) шкала может изменяться. Если ученик набирает мало баллов (менее 18 или менее 31), но во время изучения темы наблюдаются позитивные изменения и личные достижения в приобретении знаний и умений, то учитель вправе поставить оценку выше той, которая обозначена в шкале.
«Обучение - есть образование и развитие обучаемого».
Литература
1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 10-11 класс / О. С. Габриелян Н. П., Воскобойникова, А. В. Яшукова. М.: Дрофа, 2002.
2. Габриелян О. С. Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8, 9 и 11 классах. М.: «Блик плюс», 1999. - 80 с.
3. Зырянова О. И. Химический диктант как средство закрепления основных химических понятий // Химия в школе. 1978. № 1.
4. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1970.
5. Под ред. Л. А. Цветкова. Общая методика обучения химии / В 2-х т., т. 1. - М.: Просвещение, 1981.
6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии. - М.: Владос, 2000.
7. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. - № 3. - С. 39-46.
8. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: Монография. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
9. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
10. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптив. модель: (теорет. основы и практ. реализация) / Ин-т упр. РАО, Многопрофил. комплекс № 109. - М.: Новая школа, 1997. 351 е.: табл.