ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ильина Варвара Сергеевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, ilyina.vs @yandex.ru
Бажилина Александра Владимировна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, bazhШna. [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ ФГБНУ «ИУО РАО»)*
Аннотация
В статье рассмотрен проектный подход к реализации международной деятельности в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт управления образованием Российской академии образования». Рассмотрена методология реализации проектного подхода. Ключевые слова:
международная деятельность; профессиональное развитие; проектный подход; направления развития; международное гуманитарное сотрудничество; внешнеэкономическая деятельность.
В настоящее время большинство научных и образовательных организаций России выделяют международную деятельность как одно из приоритетных направлений развития. Это обусловлено тем, что процесс глобализации охватывает все сферы жизни государства. Присоединение России к Болонскому процессу, вхождение во Всемирную торговую организацию ставят перед научно-образовательными организациями задачу расширения международного сотрудничества с целью интеграции в мировое образовательное и научное пространство.
Последнее время данная тема широко обсуждается на государственном уровне. По итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Целью данного проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом прирост несырьевого экспорта Российской Федерации [9].
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования»
В создавшихся условиях развитие международной деятельности становится одним из ключевых направлений деятельности научно-образовательных организаций. При этом каждая организация индивидуально для себя определяет цели и задачи в данной области, опираясь на стратегию развития организации в целом.
Как долгосрочный процесс, реализация международной деятельности в организации требует особого подхода в управлении, немаловажную роль при этом играет кадровый потенциал.
Данный вид деятельности нуждается в постановке более конкретных, специфических задач, рассчитанных и на организацию в целом, и на ее структурные подразделения. Решаемые в рамках этой деятельности задачи требуют быстрых решений, что характерно для проектного подхода.
Проектный подход можно охарактеризовать как метод использования процессной деятельности для анализа и управления отдельными процессами - проектами. В литературе существует несколько определений понятия «проект» [4; 7]. Согласно определению Института управления проектами США, (PMI), проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта. Английская Ассоциация проект-менеджеров дает следующую интерпретацию понятия проект: «Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов» [1-7].
Проектная деятельность представляет собой комплекс сложных, запланированных и формализованных действий, разработанных с учетом конкретной ситуации, имеющих определенные ограничения по составу и объему работ, времени, стоимости, качеству и другим показателям. Управление проектами ведется на основе однократных, а не циклических действий.
Методы и инструменты управления проектами позволяют более четко определить цели, основные этапы, необходимые ресурсы, сроки выполнения проекта, сформировать профессиональную команду исполнителей, подготовить и заключить эффективные контракты, выявить возможные риски, обеспечить контроль за выполнением проекта. Все это дает возможность существенно повысить эффективность бизнес-процессов в условиях стратегических изменений [10].
Грамотное использование инструментария проектного менеджмента позволяет сформировать комплексную методологию реализации проектного подхода [5].
Статистические данные показывают, что более трети всех реализуемых проектов могут быть определены как успешные. К критическим факторам успеха проекта относятся:
• целенаправленная поддержка со стороны заинтересованных лиц;
• готовность организации и ее руководства к изменениям;
• эффективная организационная структура проекта;
• команда, работающая над проектом;
• постоянный мониторинг параметров проекта;
• коммуникации проекта и др.
Проектное управление широко применяется как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся. Управление проектами осуществляется на основе определенных стандартов. К наиболее известным международным и национальным стандартам в области проектного менеджмента относятся стандарты, разработанные Международной ассоциацией управления проектами (IPMA), Институтом управления проектами, США (PMI) и др. В Российской Федерации также разработаны и введены в действие стандарты в области управления проектами, программами, портфелями проектов (ГОСТ Р54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом») [2; 11].
В данной статье представлен пример применения проектного подхода при реализации международной деятельности ФГБНУ «ИУО РАО».
На основе анализа стратегических целей и приоритетных задач ФГБНУ «ИУО РАО» [8] были определены ключевые направления в области развития международной деятельности (рис. 1).
с
Международное гуманитарное сотрудничество
Модельное законотворчество
M еждунар одные культурно-образовательные программы и проекты
Реализация совместных научных и культурно-образовательных проектов при поддержке международных фондов и грантов
Разработка и реализация международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся
Профессиональны е сообщества
Международная внешнеэкономическая деятельность
Е
5
Щ 9 W
W
Г'Т'Т'■
Сотрудничество с международными профессиональными научно-образовательными ассоциациями, осуществляющими тиражирование опыта деятельности в сфере научных интересов ФГБНУ «ИУО РАО»
Формирование международных консорциумов для участия ФГБНУ «ИУО РАО» в международных программах, проектах
Создание на базе ФГБНУ «ИУО РАО» профессиональных ассоциаций, координирующих и общественных советов, позволяющих реализовывать ведущую профессиональную позицию Института на пространстве СНГ, Европы
Формирование и ведение баз данных по международному сотрудничеству
M е жду нар о дная мобильность
Анализ и изучение научного и образовательного сотрудничества в различных регионах по различным направлениям, выявление перспективных для ФГБНУ «ИУО РАО» направлений сотрудничества с зарубежными партнерами
Организация международной мобильности научных кадров
Направления
Разработка, экспертиза и координация совместных международных научных и образовательных проектов, реализуемых при поддержке различных фондов, организаций и пр. [совместно с научными подразделениями)
Создание и координация деятельности авторизованных международных научных центров совместно с ведущими зарубежными компаниями в области высоких технологий
л Трансфер технологий,
информационно-консалтинговая работа в области
внешнеэкономической деятельности ^ Организация и проведение международных научных конференций, семинаров
Реклама и маркетинг перспективных О 0 научных разработок ФГБНУ «ИУО РАО» ^ на международном рынке, формирова-0 ф ние информационных баз потенциальных зарубежных фирм-заказчиков
"^ЙЬ"^* Экспорт научных и образовательных "ч!** решений
Рис. 1. Направления международной деятельности
В части международного гуманитарного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в области науки и образования был
выделен ряд задач, к которым относятся:
• развитие международной мобильности научных кадров;
• координация работы по созданию и реализации международных образовательных проектов и программ в процессе эффективного содействия интернационализации;
• координация работы по созданию ассоциаций и по взаимодействию с международными профессиональными научно-образовательными ассоциациями;
• защита интеллектуальной собственности;
• защита экономических интересов организаций;
• создание условий развития внешнеэкономической деятельности;
• взаимодействие с иностранными организациями и грантодателями.
Рассмотрим одно из поднаправлений международного гуманитарного
сотрудничества в области науки и образования - разработку и реализацию международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся с точки зрения проектного подхода.
Основные цели внедрения управления проектом «Разработка и реализация международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся» в упрощенном виде представлены в таблице 1 [6].
Таблица 1
Показатель Описание
Цель Создание международной площадки для обмена опытом и повышения квалификации
Срок 1 год
План Определение заказчика, организация взаимодействия, определение тематики программы, разработка и реализация культурно-образовательной программы и программы повышения квалификации за рубежом для высшего руководящего состава ведущих образовательных учреждений России
Команда Сотрудники организации, выступающие в ролях: руководитель проекта, координатор проекта, команда проекта
Управляемость Плюсы: 1. Снижение управленческих издержек: • управление приоритетами; • четкое определение полномочий и ответственности; • прозрачная отчетность и акцент на прогнозирование; • управление заинтересованными сторонами. 2. Минимизация переделок: • детальное планирование; • регулярный контроль и план-факт анализ; • управление изменениями. 3. Минимизация рисков: • выявление и регулярная актуализация новых рисков; • планирование реагирования на риски, закрепление ответственных; • предотвращение кризисных ситуаций
Минусы: • границы проектов не определены (меняются); • некорректные цели; • недостаточно полномочий у исполнителей; • недостаточно ресурсов
Ответственность Руководитель проекта
Если рассматривать проект более детально, с точки зрения методологии управления проектами, то можно выделить следующие процессы (стадии проекта), характеризующие жизненный цикл проекта (рис. 2).
Р
*
£
Инициирование
Планирование
Реализация
Закрытие
1 I 1 1 1
1 1 Стадия проекта Стадии проекта Принятие решении о переходе г ! 1 Стадия проекта | Стадия проекта 1 1 1 Р К- й
Этап 1 Эгзп2 ^ Этап 3
Этапы реализации прое^
Защита промежуток и ых результатов проекта и принятие решения о переноле на следующий атаг
Эпп1 Этап 2
План/факт анализ, \ завершение этапа \
Выполнение работ зга па
Я
Выполнение работ этапа
Актуализации планов проекта, детальное
планирование следующего этапа
Рис. 2. Структура жизненного цикла проекта
Остановимся на каждой стадии проекта подробнее:
1. Стадия проекта «Инициирование» состоит из разработки концепции проекта и определения заинтересованных сторон проекта (заказчика проекта и исполнителей конкретных задач). На этой стадии формируются причины инициации проекта и понимание его сущности.
С точки зрения рассматриваемого в статье проекта «Разработка и реализация международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся» можно сказать, что актуальность
проекта обусловлена тем, что ФГБНУ «ИУО РАО» ориентировано на активное вхождение в мировое научное и образовательное пространство. Главной задачей проекта является создание международной площадки для обмена опытом и повышения квалификации, что, в свою очередь, будет способствовать установлению международных связей в профессиональной области и интернационализации информационно-образовательной среды.
2. Стадия проекта «Планирование», в рамках которой определяются и уточняются цели и планируются действия, необходимые для их достижения. На этой стадии формируется базовый план проекта - принятый к исполнению план проекта, содержащий сведения об основных временных и стоимостных параметрах проекта.
Данная стадия включает процесс планирования содержания проекта, разработку расписания, планирование бюджета и закупочных процедур в проекте, а также подбор персонала (исполнители) проекта.
Управление проектом подразумевает ролевую организационную структуру, в которой можно выделить следующие роли: заказчик проекта -физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем результата проекта; руководитель проекта - лицо, которое осуществляет управление проектом и является ответственным за результаты проекта; куратор проекта - лицо, которое является ответственным за обеспечение проекта ресурсами и осуществляет административную, финансовую и иную поддержку проекта; команда проекта - совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта (рис. 3) [2].
Рис. 3. Основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь [10]
Одним из важнейших процессов на этой стадии является обмен информацией в проекте. Также особые роли приобретают планирование реагирования на риски и планирование управления изменениями в проекте. Эта стадия проекта является наиболее длительной и трудоемкой.
Итоговым документом данной стадии проекта «Разработка и реализация международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся» является паспорт проекта, включающий наименование, тип, цель и задачи проекта, его границы и целевые показатели, а также ключевые контрольные точки проекта, связь с другими проектами и/или программами; объем инвестиций и затрат, источник финансирования и ключевые риски проекта. Период выполнения проекта - 1 год. Роли руководителя, координатора и членов команды проекта выполняют сотрудники ФГБНУ «ИУО РАО».
3. Стадия проекта «Реализация», в рамках выполнения которой происходит плановая реализация проекта. Итогом стадии являются конкретные результаты работы, полученные продукты, прошедшие контроль и оценку качества на соответствие заявленным к ним требованиям.
Результатом проекта «Разработка и реализация международных культурно-образовательных программ для различных категорий обучающихся» является реализация культурно-образовательной программы и программы повышения квалификации за рубежом для высшего руководящего состава ведущих образовательных учреждений России.
4. Стадия проекта «Закрытие» представляет собой документально оформленный процесс приема-передачи полученного результата по проекту (продукта проекта) от исполнителя к заказчику.
Каждая стадия проекта подразумевает наличие этапов ее выполнения. Каждый этап заканчивается выполнимым значимым результатом, имеющим определенную ценность. После каждого этапа необходимо принимать управленческое решение о дальнейших действиях в рамках реализации стадии проекта.
В заключение хотелось бы отметить, что проектный подход способствует более четкому определению целей и оптимальных путей их достижения, оптимизации кадровых, финансовых ресурсов, выявлению рисков и управлению ими, более детальному контролю процесса реализации проекта, что в целом позволяет повысить результативность проектов по международной деятельности, обеспечить конкурентные преимущества в условиях стратегических изменений.
Литература
1. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. Т. 14. №13. С. 91-96.
2. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент Требования к управлению проектом [Электронный ресурс] // Центр оценки и развития
проектного управления: [сайт]. URL: https://www.isopm.ru/ metodicheskie_osnovy/gosts/gost-r-54869-2011/ (дата обращения: 11.12.2017).
3. Долгосрочные и краткосрочные цели [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека: [сайт]. URL: http://studbooks.net/ 1269233/menedzhment/dolgosrochnye_kratkosrochny e_tseli (дата обращения: 11.12.2017).
4. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: учебник. М.: Издательство «ДИС», 2003. 528 с.
5. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368.
6. Курка В.Н. «Проектный мост» в Санкт-Петербурге: знания встречаются с лидерством // Управление проектами и программами. 2017. Вып. 2. С. 25-32.
7. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебник. М.: Издательство «Омега - Л», 2008. 405 с.
8. Неустроев С.С., Пуденко Т.И., Чечель И.Д., Потемкина Т.В. Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования // Управление образованием: теория и практика. 2015. Вып.1(17). С. 1-19.
9. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 11.12.2017).
10. Юрьева Т.В. Управление проектами и приоритетными программами // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №36. С. 23-29.
11. Юрьева Т.В. Кризисный менеджмент и проектный подход // Эффективное антикризисное управление. 2013. №5(80). С. 74-79.
IVina Varvara Sergeevna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,
the Head of Department,
Bazhilina Aleksandra Vladimirovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, bazhilina. [email protected]
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ACTIVITY THROUGH THE PROJECT APPROACH (AS EXEMPLIFIED BY THE FSBSI «IEM RAE»)
Annotation
The project approach to the international activity implementation in The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of The Russian Academy of Education» (FSBSI «IEM RAE»). The methodology for implementing the project approach is examined. Keywords:
international activity; professional development; project approach; directions of development; international humanitarian cooperation; foreign economic activity.