Научная статья на тему 'Совершенствование внутренней системы оценивания качества научных исследований: от качества процесса к качеству результатов'

Совершенствование внутренней системы оценивания качества научных исследований: от качества процесса к качеству результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / QUALITY CRITERIONS OF SCIENTIFIC RESEARCHES / PERSONNEL POTENTIAL / QUALITY OF CONDITIONS / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Предыбайло Валерий Анатольевич

В данной статье рассматриваются возможные подходы к формированию внутренней системы оценивания качества научных исследований и результатов. Анализируются такие факторы, как кадровый потенциал научных сотрудников и качество условий, создаваемых организацией для этих сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Предыбайло Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCEMENT OF INTERNAL SYSTEM OF ESTIMATION OF QUALITY OF SCIENTIFIC RESEARCHES: FROM QUALITY OF PROCESS TO QUALITY OF RESULTS

In this article the possible approaches to forming the internal system of estimation of quality of scientific researches and results are considered. Such factors as personnel potential of research associates and quality of the conditions created by the organization for these employees are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутренней системы оценивания качества научных исследований: от качества процесса к качеству результатов»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Неустроев Сергей Сергеевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, uprstrateg@yandex. ги

Предыбайло Валерий Анатольевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заместитель директора, 360911@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА К КАЧЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация

В данной статье рассматриваются возможные подходы к формированию внутренней системы оценивания качества научных исследований и результатов. Анализируются такие факторы, как кадровый потенциал научных сотрудников и качество условий, создаваемых организацией для этих сотрудников. Ключевые слова:

критерии оценки качества научных исследований; кадровый потенциал; качество условий; стратегия развития научной организации.

В условиях современного этапа реформирования российской науки и образования вопрос повышения качества научных исследований в области образования является важнейшим направлением развития системы образования Российской Федерации, что отражено в таких стратегических документах как Государственная программа развития образования РФ до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования РФ на период 2016-2020 годы.

В настоящее время к научной деятельности любой российской организации предъявляются высокие стандарты качества. Анализ научных исследований, выполненных за последние годы, показывает, что нередко решаются второстепенные вопросы, представляющие интерес для узкого круга специалистов, преобладают исследования, в которых освещаются проблемы регионального характера, в них много привычных штампов и стереотипов. Выводы многих исследований дублируют уже известные в науке представления, повторяют очевидные положения, которые и без научно-исследовательских работ (НИР) известны. В тематике работ имеются существенные диспропорции, научные исследования развиваются

неравномерно. В то же время при большом числе вопросов многие актуальные темы представлены единичными разработками [1]. Этот вопрос особенно актуален для научных организаций Российской академии образования, которые совсем недавно пережили структурные реформы.

Повышение эффективности деятельности бюджетных и научных организаций в целом, их руководителей и основных сотрудников, обусловлен проведением бюджетной реформы в России. Параметры эффективности бюджетного сектора, определяемые на федеральном уровне, становятся важнейшим ориентиром для определения направлений и приоритетов развития научных организаций, становятся частью внутренних целевых индикаторов развития, в значительной мере определяют подходы к оценке деятельности сотрудников и всей организации в целом [4].

В соответствии с разработанной «Стратегией развития Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО») приоритетными целевыми ориентирами развития Института являются: повышение востребованности фундаментальных и прикладных разработок Института, усиление влияния на принятие решений на всех уровнях управления российской системой образования на основе повышения качества научных результатов по всем видам и направлениям деятельности, роста эффективности, формирования ресурсного потенциала, обеспечивающего устойчивость развития, а также укрепления имиджа Института [1].

В предлагаемой статье рассматриваются возможные подходы к формированию внутренней системы оценивания качества научных исследований и результатов.

Для оценивания качества научных исследований необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: «Что оценивать?» и «Как оценивать?».

Объектом оценки выступают научные результаты различных типов междисциплинарных исследований в области образования.

Ответ на второй вопрос: «Как оценить?» - предполагает разработку методов, позволяющих измерить выделенные характеристики с помощью соответствующего критериального аппарата. Вместе с тем такой аппарат еще слабо разработан. Качество исследований оценивают с помощью различных критериев и методов, субъективных представлений, без учета специфики типов работ. В литературе для оценки качества работ предлагаются почти два десятка критериев. Как показывает опыт, вполне достаточно следующих четырех:

• критерий новизны;

• критерий актуальности;

• критерий теоретической значимости;

• критерий практической значимости.

Не останавливаясь подробно на описании этих общеизвестных критериев оценки и этапов, хотелось бы обратить внимание на существенные различия научных результатов по их характеру вклада в науку и практику. К научным результатам фундаментальных исследований относят новые концепции, закономерности; прикладных исследований - методические принципы, правила, программы, алгоритмы и пр.

Теоретическая значимость

влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления, определяет вклад работы в развитие педагогической науки

Практическая значимость

характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методики преподавания, которые стали результатом использования исследований в практику

Рис. 1. Критерии оценки качества научного результата

Как правило, формирование научного результата в ходе выполнения НИР происходит в четыре этапа: анализ, проектирование, внедрение и отчет.

Ц

е л и

и

3

а д

а

4 и

П Р О Ц Е С С

Научная статья

Модели, проекты, конструкты

Научно-практическое мероприятие

Научная статья

Н а

у

ч н ы й

Р е

з у

л ь т

Рис. 2. Этапность проведения НИР

Не останавливаясь подробно на описании этих общеизвестных критериев оценки и этапов, хотелось бы обратить внимание на существенные различия научных результатов по их характеру вклада в науку и практику. К научным результатам фундаментальных исследований относят новые концепции, закономерности; прикладных исследований - методические принципы, правила, программы, алгоритмы и пр.

Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом осуществляется процесс его внедрения в практику. Поэтому неправильно оценивать результаты исследования только на стадии внедрения в практику. Многие новшества (итоги НИР) так и не находят своего применения, остаются на этапе разработки. Возможен и такой случай, когда новшество уже устарело, а нововведение лишь началось [5]. В последующем необходимо разделять системы оценивания качества фундаментальных и прикладных научных исследований.

Итак, определившись с объектом оценки и критериями, по которым он оценивается, перейдем к рассмотрению факторов, которые оказывают влияние на качество результатов, полученных в ходе проведения научных исследований.

На наш взгляд, основными факторами, влияющими на качество проводимых научных исследований, являются кадровый потенциал научных сотрудников и качество условий, создаваемых организацией для этих сотрудников:

КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ

Качество условий

П

Р О Ц Е

V

С

С

V

Мотивация

Госзадание Проекты

X

Кадровый потенциал

Остепененность научных сотрудников

Проектные и иные компетенции

Рис. 3. Модель качества результатов научных исследований

Рассмотрим влияние каждого фактора.

1. Качество условий.

Государственное задание является формальным исходным элементом формирования системы оценивания качества научных результатов, поскольку содержит количественные показатели, используемые учредителем при оценке научной деятельности организации. Государственное задание ФГБНУ «ИУО РАО» имеет 6 показателей качества выполнения тем НИР:

• количество защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук;

• количество защищенных диссертаций на соискание ученой степени доктора наук;

• количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки»;

• количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных Scopus;

• количество публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for the Humanities и др.);

• количество полученных результатов интеллектуальной деятельности.

Однако в своей деятельности ФГБНУ «Институт управления

образованием РАО» не руководствуется лишь этими 6-ю показателями, поскольку комплексная оценка результативности научных организаций в России проводится на основании Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2009 года №312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» и Приказа Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. №162 «Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки» [2; 3].

Этими документами определен порядок предоставления информации научными учреждениями по перечню показателей результативности, который помимо шести описанных выше, дополнительно включает в себя следующие:

• доля молодых ученых;

• количество монографий;

• количество научных статей;

• количество учебников;

• количество учебных пособий;

• количество методических рекомендаций;

• количество проведенных научных конференций;

• количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД);

• количество грантов;

• количество опытно-экспериментальных площадок;

• количество аспирантов;

• количество слушателей программ;

• количество актов внедрения и прочие.

Поэтому научная деятельность организации должна учитывать все перечисленные показатели, а руководству научной организации необходимо способствовать их выполнению через создание для научного коллектива следующих условий, отвечающих за так называемое «качество процесса»:

Таблица 1

Условия для повышения качества результатов научных исследований

Кадровые условия Организационные условия Научно-методические и нормативно-правовые условия

• привлечение • наличие • формы планов

к выполнению необходимой и отчетов по тематике

тем наряду материально- НИР;

с высококвали- технической базы; • регламенты работы

фицированными • наличие адекватной над инициативными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кадрами молодых организационной и директивными темами

ученых; структуры; НИР;

• создание научных • наличие • образовательные

школ по ключевым аспирантуры и программы аспирантуры

направлениям докторантуры; и докторантуры;

деятельности • диссертационный • регламенты работы

организации; совет; диссертационного

• в каждой теме • научные издания и совета;

НИР: действующий ресурсы (в ФГБНУ • регламенты проведения

научный «ИУО РАО» - научно-практических

руководитель журналы «Человек мероприятий;

и соответствующая и образование», • положение об опытно-

рабочая группа «Управление экспериментальных

из числа научных образованием: площадках;

сотрудников теория и практика», • положение

организации и т.д. «Ученые записки о стимулировании и т.д.

ИУО РАО»)

и т.д.

Вторым основным элементом формирования системы оценивания качества научных результатов является система мотивации научных сотрудников. Такую систему возможно создать с помощью определенных правил, процедур и условностей, которые бы способствовали повышению активности и качества деятельности научных сотрудников в организации. Это могут быть как методы материального, так и нематериального стимулирования.

Одним из таких методов в ФГБНУ «ИУО РАО» является Положение о стимулировании публикационной активности. Суть данного документа заключается в формализации правил и условий, при которых в институте производится ежеквартальное материальное поощрение сотрудников за активную научную деятельность и участие в публикациях путем их рейтингования.

Основные положения данной системы стимулирования следующие:

а) необходимые требования для поощрения сотрудников:

• выполнение показателей государственного задания;

• работа в учреждении на полную ставку;

• отсутствие замечаний со стороны руководства;

• предоставление всех документов, подтверждающих выполнение показателей.

б) категории сотрудников:

• исполнители, выполнившие показатели государственного задания;

• научный руководитель;

• руководитель структурного подразделения.

При этом исполнители конкретных показателей, закрепленных в государственном задании ФГБНУ «ИУО РАО» поощряются независимо от их результатов по другим темам. Научные же руководители и руководители подразделений поощряются только при условии выполнении всех показателей государственного задания, закрепленным за их темами или за подразделением.

Порядок рейтингования основан на бальной системе и работе созданной комиссии, которая присваивает каждому сотруднику определенное количество баллов за выполнение конкретного показателя госзадания, выпущенные труды или публикации. Каждому показателю государственного задания в ФГБНУ «ИУО РАО» был присвоен весовой коэффициент, в соответствии с которым определяется значимость того или иного показателя, влияющая на общее количество баллов, набранного научным сотрудником. Принятое ранжирование показателей по степени их значимости следующее:

1. Диссертации доктора наук.

2. Диссертации кандидата наук.

3. Статьи в базе данных Web of Science.

4. Статьи в базе данных Scopus.

5. Статьи в базе данных ERIH.

6. Количество созданных РИД.

7. Монографии.

8. Статьи в изданиях ВАК и т.д.

По итогам рейтингования научных сотрудников, исходя из выделяемого на эти цели объема финансирования, определяется сумма фиксированной надбавки к должностному окладу, которая будет выплачена сотруднику по окончании отчетного квартала.

Помимо подобных схем стимулирования научной активности, существенную роль в мотивации сотрудников, побуждающей к исследовательской работе, является участие в грантовой и проектной деятельности. Эти формы научных исследований традиционно способствуют активной деятельности научных сотрудников на качественном уровне и приводят к повышению их публикационной активности.

2. Кадровый потенциал.

Ранее классические подходы в научно-исследовательском институте к формированию кадрового потенциала заключались во взращивании кадров внутри самого института за счет деятельности аспирантуры, докторантуры и т.д. В последнее время стали появляться новые формы подготовки кадров, такие как магистратура, действующая в научно-исследовательском институте, а также «бизнес-акселерация». Последнее возникает при взаимодействии научной организации и бизнеса в рамках совместных проектов. Как правило, большую часть подобных проектов, особенно высокотехнологичных, составляют именно научные исследования. Участие в реализации таких проектов, осуществляющихся в условиях повышенных требований со стороны бизнес-заказчика и временных ограничений, позволяет молодым специалистам научной организации существенно повышать свой профессиональный уровень в короткие сроки.

Важным условием кадрового потенциала является показатель его «остепененности», т.е. доли научных сотрудников, имеющих ученые степени кандидатов или докторов наук. Этот показатель связан с государственным заданием, поскольку находит в нем отражение в виде установленных учредителем количественных показателей подготовки кандидатов и докторов наук. В то же время следует обратить внимание на то, что при реализации проектной деятельности требуются совершенно иные компетенции сотрудников, напрямую не связанные с их ученой степенью. Это важный момент в понимании возможности и перспектив доведения научных результатов до конечного потребителя через проектную деятельность, взаимодействия научного сообщества и бизнеса, науки и реальной экономики.

Таким образом, на наш взгляд, в описанной в статье связке Результат - Условия - Потенциал кроется эффективность научной деятельности организации, проводимых ею научных исследований. Решение руководством научных организаций задач, связанных с повышением качества условий функционирования научного коллектива позволит повысить значительно конкурентоспособность научной организации в современных условиях.

Литература

1. Неустроев С.С., Пуденко Т.И., Чечель И.Д., Потемкина Т.В. Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования // Управление образованием: теория и практика. 2015. Вып. 1(17). С. 1-19.

2. Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения: постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. №312 [Электронный ресурс] // Sciencemon.ru: [сайт]. URL: http://www.sciencemon.ru/legal/acts/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-8-aprelya-2009-312/ (дата обращения: 28.06.2016).

3. Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно -исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. №162 [Электронный ресурс] // Российская газета: [портал]. URL: http://rg.ru/2014/05/14/minobrnauki2-dok.html (дата обращения: 12.06.2016).

4. Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества педагогических и междисциплинарных исследований // Образовательные технологии. 2015. №4 С. 12-27.

5. Трущелев С.А., Оганов Р.Г. Методические подходы к анализу результатов научно-исследовательской деятельности // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2010. Т. 6. №5. С. 623-630.

Neustroev Sergej Sergeevich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Director, Doctor of Economics,

upstrateg@yandex.ru

Predybajlo Valerij Anatol'evich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Deputy director,

360911@mail.ru

ENHANCEMENT OF INTERNAL SYSTEM OF ESTIMATION OF QUALITY OF SCIENTIFIC RESEARCHES: FROM QUALITY OF PROCESS TO QUALITY OF RESULTS

Ännotation

In this article the possible approaches to forming the internal system of estimation of quality of scientific researches and results are considered. Such factors as personnel potential of research associates and quality of the conditions created by the organization for these employees are analyzed. Keywords:

quality criterions of scientific researches; personnel potential; quality of conditions; strategy of development of the scientific organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.