Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования'

Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / РЕФОРМИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ / REFORMING OF THE ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ / PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC INSTITUTES / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев С. С., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Потемкина Т. В.

В статье представлены основные положения стратегии развития Института управления образованием РАО на 2016-2018 годы, разработанной в условиях реорганизации Российской академии образования и присоединения к ИУО РАО пяти ранее самостоятельных академических институтов. Дана характеристика внешней и внутренней ситуации на момент проведения реорганизации, выявлены типичные проблемы развития академических научных институтов, обозначены стратегические приоритеты развития с учетом имеющегося научного и организационного потенциала присоединяемых институтов, наличия уникальных стратегических преимуществ, готовности решать амбициозные задачи, соответствующие вызовам современного этапа модернизации российского образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроев С. С., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Потемкина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC PRIORITIES OF THE INSTITUTE OF MANAGEMENT IN EDUCATION OF RAE IN THE CONDITIONS OF REFORMING ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE. THE EXPERIENCE OF STRATEGIZING

Basic provisions of the strategy of development of Management education Institute of the Russian Academy of education for 2016-2018 developed in the conditions of reorganization of the Russian Academy of Education and accession to IUO RAO of five earlier independent academic institutes are presented in article. The characteristic of an external and internal situation at the time of carrying out reorganization is given, typical problems of development of the academic scientific institutes are revealed, strategic priorities of development taking into account the available scientific and institutional capacity of the attached institutes, existence of unique strategic advantages, readiness to solve the ambitious problems corresponding to calls of the present stage of modernization of Russian education and science are designated.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

1

УДК 371

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ. ОПЫТ СТРАТЕГИРОВАНИЯ.

Неустроев С.С., д.э.н., директор, E-mail: [email protected] Пуденко Т.И., д.э.н., доцент, E-mail: [email protected] Чечель И.Д., д.п.н., профессор, E-mail: [email protected] Потемкина Т.В., д.п.н., доцент, E-mail: [email protected] Институт управления образования РАО, Москва. Россия.

Аннотация. В статье представлены основные положения стратегии развития Института управления образованием РАО на 2016-2018 годы, разработанной в условиях реорганизации Российской академии образования и присоединения к ИУО РАО пяти ранее самостоятельных академических институтов. Дана характеристика внешней и внутренней ситуации на момент проведения реорганизации, выявлены типичные проблемы развития академических научных институтов, обозначены стратегические приоритеты развития с учетом имеющегося научного и организационного потенциала присоединяемых институтов, наличия уникальных стратегических преимуществ, готовности решать амбициозные задачи, соответствующие вызовам современного этапа модернизации российского образования и науки.

Ключевые слова: Российская академия образования, реформирование академического сектора науки, проблемы развития научных институтов, стратегия развития научной организации.

THE STRATEGIC PRIORITIES OF THE INSTITUTE OF MANAGEMENT IN EDUCATION OF RAE IN THE CONDITIONS OF REFORMING

ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE. THE EXPERIENCE OF STRATEGIZING.

Neustroev S.S., D.ofArts(Economy), director, E-mail: [email protected] Potyomkina T.V., D.o£Arts(Pedag.), assoc.prof., E-mail: [email protected] Chechel I. D.ofArts(Pedag.), prof., E-mail: [email protected] Pudenko T.I., D.ofArts(Pedag.), assoc.prof., Email: [email protected] Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia

Abstract: Basic provisions of the strategy of development of Management education Institute of the Russian Academy of education for 2016-2018 developed in the conditions of reorganization of the Russian Academy of Education and accession to IUO RAO of five earlier independent academic institutes are presented in article. The characteristic of an external and internal situation at the time of carrying out reorganization is given, typical problems of development of the academic scientific institutes are revealed, strategic priorities of development taking into account the available scientific and institutional capacity of the attached institutes, existence of unique strategic advantages, readiness to solve the ambitious problems corresponding to calls of the present stage of modernization of Russian education and science are designated.

Keywords: Russian Academy of Education, reforming of the academic sector of science, problem of development of scientific institutes, strategy of development of the scientific organization.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

2

Конец 2014 года ознаменовался для институтов, ранее подведомственных Российской академии образования, правовым оформлением нового учредителя в лице Министерства образования и науки России относительно подходов и процедур их реформирования, а также, в целом, новой архитектуры этого сектора государственных академических институтов. В частности, в соответствии с Приказом Минобрнауки от 5 декабря 2014 г. № 1541 реорганизация шести федеральных государственных бюджетных научных учреждений: «Институт управления образованием Российской академии образования» (ИУО РАО), «Институт социализации и образования Российской академии образования» (ИСиО РАО), «Институт социологии образования Российской академии образования» (ИСО РАО), «Институт информатизации образования Российской академии образования» (ИИО РАО), «Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования» (ИПООВ РАО) «Институт научной и педагогической информации Российской академии образования» (ИНИиПИ АО) осуществляется в форме присоединения к ИУО РАО пяти институтов (ИСиИО РАО, ИСО РАО, ИИО РАО, ОПООВ РАО и ИНИиПИ РАО) в качестве структурных подразделений.

Процесс объединения предполагал, на наш взгляд, не просто комплекс организационно-правовых действий по формированию общего штатного расписания, общей материальной базы и тематики научных исследований в рамках выделенного финансирования, но и поиск ответа на главный вопрос: что должен представлять собой объединенный институт как научная организация, соответствующая новым реалиям жизни, актуальным вызовам и, в конечном итоге, тем целям, которые ставило Правительство РФ, приступая к модернизации российской академической науки.

Иными словами, речь шла о формировании образа будущего ИУО РАО, о разработке стратегии развития объединенного Института, в том числе, как основы для принятия управленческих решений в процессе проведения реорганизации.

Уже в январе текущего года приказом директора ИУО РАО была сформирована рабочая группа по разработке стратегии развития объединенного института с участием представителей всех присоединяемых организаций. Предстояла достаточно сложная работа по выработке согласованного видения будущей совместной деятельности ранее содержательно и организационно обособленных научных коллективов, поиск точек соприкосновения и платформы для развития научных исследований в проблемном поле управления образованием, которое де-факто и де-юре было признано учредителем приоритетным для нового Института.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

3

Теоретическая база стратегического управления достаточно разработана [1-6 и др.], однако представлена разными подходами, технологиями стратегического анализа и практическими методиками выработки стратегии развития организации. Члены рабочей группы взяли за основу представление о том, что стратегия развития - это комплексный документ, включающий в себя совокупность общей и более частных стратегий организации (рис. 1).

Рис. 1. Структура стратегии развития организации

В качестве базовых положений были приняты также необходимость учета предыдущего этапа жизненного цикла организаций, внешних вызовов, накопленного внутреннего потенциала, имеющихся уникальных стратегических преимуществ. Логика разработки предполагала движение от общего к частному, от целей и задач нового института к целям, задачам и приоритетам его структурных подразделений.

Что касается этапа жизненного цикла, то мы находились, как было сказано выше, в стадии реформирования путем присоединения пяти научных организаций иных направлений деятельности. Фактически речь шла о начальной точке жизненного цикла

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

4

новой организации - объединенного ИУО. Следовательно, по типу наша стратегия должна была стать стратегией стабилизации переходного периода и эффективного запуска новых процессов жизнедеятельности с переходом к стратегии роста путем реинжиниринга, то есть, полного перепроектирования всех процессов.

Внешние вызовы являются важнейшим фактором, определяющим стратегическую направленность развития организации. Среди всех актуальных вызовов мы выбрали те, что непосредственно влияют, на наш взгляд, на выбор приоритетов и ключевых целевых ориентиров развития объединенного ИУО РАО.

1. Рост востребованности научно - методического обеспечения решения новых управленческих задач в сфере образования

Современный этап модернизации российского образования в значительной степени характеризуется новизной управленческих задач для руководителей всех уровней системы образования. Акцент на повышении доступности качественного образования, на росте эффективности деятельности организаций, их руководителей и педагогов, на создании современных условий обучения в соответствии с ФЕОС, развитии кадрового потенциала образования, экономической и академической самостоятельности образовательных организаций требует более высокой профессиональной компетентности руководителей системы образования, а также адекватного новым задачам научно-методического сопровождения их деятельности. Актуален запрос на приоритетность социокультурного подхода к развитию системы образования в условиях значительных территориально-географических, этно-культурных различий российских регионов, запрос на вариативные модели, механизмы и инструменты управления, эффективно реализующие госполитику в сфере образования.

2. Повышение значения прикладных исследований и разработок, проводимых академическими институтами, более тесной связи с практикой образования.

В связи с высокими темпами модернизации образования, новизной и сложностью решаемых управленцами задач в условиях роста самостоятельности образовательных организаций, освоения ими принципиально новых регулирующих инструментов растет запрос на прикладные исследования и разработки, как со стороны Министерства образования и науки России, так и со стороны практиков - руководителей системы образования и образовательных организаций.

3. Изменение текущей и среднесрочной экономической ситуации в России, комплекс антрикризисных действий, в том числе сокращение бюджетного финансирования сферы науки и образования, приводят к необходимости реального развития многоканального финансирования научных организаций, существенного расширения внебюд-

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

5

жетной деятельности с целью создания достаточных ресурсов для их функционирования и развития, роста конкурентоспособности.

4. Запрос на повышение эффективности деятельности бюджетных организаций, их руководителей и основных сотрудников, обусловленный проведением бюджетной реформы в России. Параметры эффективности бюджетного сектора, определяемые на федеральном уровне, становятся важнейшим ориентиром для определения направлений и приоритетов развития научных организаций, становятся частью внутренних целевых индикаторов развития, в значительной мере определяют подходы к оценке деятельности сотрудников и всей организации в целом.

5. Реформирование академического сектора российской науки, направленное на оптимизацию его структуры, условий и форм организации деятельности. В контексте объединения институтов РАО в рамках проводимых реформ необходимо сохранить и укрепить потенциал научных коллективов, их конкурентные преимущества, создать условия и стимулы для повышения качества и эффективности проводимых исследований и разработок, в том числе, за счет эффекта интеграции ресурсов.

6. Высокий уровень конкуренции на рынке научно-методической продукции для сферы образования, в том числе в области управления образованием.

Длительный период реформирования и модернизации российского образования, реализация ФЦПРО, ПЕНЮ и других масштабных инновационных проектов создали предпосылки становления и развития альтернативных «поставщиков» научно-методической продукции и услуг для сферы образования, как на федеральном, так и на региональном уровне, прежде всего, в инновационно активных субъектах РФ. За последние годы выросла конкурентоспособность региональных институтов развития образования и структур системы повышения квалификации, активизировалась деятельность образовательных, консалтинговых, издательских структур, работавших ранее в других отраслях и сферах бизнеса, и предлагающих образованию правовые, образовательные, информационные, консалтинговые и иные продукты и услуги, актуальные для новых условий и задач управления образовательными организациями.

Такая оценка внешней среды потребовала более точного определения места обновленного ИУО РАО, его миссии в образовательном и научном пространстве. Мы пришли к мнению, что миссия Института состоит в том, чтобы развивать и обогащать научный потенциал фундаментальных и прикладных исследований в области социального управления, общей педагогики, обеспечивая одновременно практическую значимость и востребованность научных результатов, способствуя повышению качества принимаемых в сфере образования управленческих решений - их обоснованности,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

6

компетентности, конструктивности, ответственности, демократичности с целью сохранения и развития российского образования как общественного блага, важнейшего механизма гуманизации общества и развития страны с учетом ее культурного и социально-экономического разнообразия, развития и успешной социализации подрастающих поколений в интересах личности, семьи, общества, государства.

Соответственно, приоритетными целевыми ориентирами развития Института были приняты: повышение востребованности фундаментальных и прикладных разработок ИУО РАО, усиление влияния на принятие решений на всех уровнях управления российской системой образования на основе повышения качества научных результатов по всем видам и направлениям деятельности, роста ее эффективности, формирования ресурсного потенциала, обеспечивающего устойчивость развития, а также укрепления научного авторитета Института.

Параллельно с работой группы по разработке стратегии развития осуществлялась деятельность специально созданной группы по анализу научного потенциала присоединяемых институтов. Результаты этого анализа легли в основу оценки внутреннего потенциала стратегического развития.

Позиция разработчиков состояла в том, что потенциал развития объединенного Института рассматривается в настоящее время как совокупный потенциал присоединяемых институтов, который должен быть в максимальной степени интегрирован и стать ресурсом развития новой организации.

В работе оценивались те компоненты потенциала объединяемых институтов, которые существенно влияют на достижение целей развития, раскрывают имеющиеся стратегические преимущества и показывают слабые, проблемные зоны, создающие риски не достижения желаемых целей. Характеристика потенциала была увязана с основными видами деятельности институтов.

В частности, была дана характеристика кадрового потенциала, сегмента выполняемых фундаментальных научных исследований в рамках государственного задания, а также инициативных научных работ в виде проектов и грантов; материальных и нематериальных активов, были охарактеризованы ресурсы для развития образовательной деятельности (в виде имеющихся у институтов лицензий); наличие аспирантуры и диссертационных советов для подготовки научно-педагогических кадров; наличие периодических научных изданий, созданный к настоящему времени ресурс сотрудничества с регионами России, а также с зарубежными партнерами.

Характеристика потенциала представлена в таблице 1. Приведены данные по состоянию на начало февраля 2015 года.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

7

Таблица 1.

ИУО ИНиПИ исо иио ИСиО ипоов Объединенный ИУО

Кадровый потенциал

Всего (чел.) 23 26 12 26 5 47 139 (112 без АУП)

Академики РАО 2 2 1 1 1 1 8

Член-корр. РАО 0 1 - - 1 - 2

Доктора наук 7 6 1 12 2 14 42 (33 без АУП)

Кандидаты наук 6 8 1 6 1 21 43 (38 без АУП)

Объем фундаментальных исследований

Количество проектов в госзаказе (ед.) 2 3 5 10 1 5 26

Количество тем НИР в госзаказе (ед.) 6 8 13 22 1 12 62

Число экспериментальных площадок

Всего: 16 28 5 9 6 46

проф. 00 3 28 1 7 2 22

общеобразов. 4 3 2 4 13

ДПО 6 1 10

органы управл. 2 2

Действующие лицензии на образовательную деятельность

Количество лицензий (ед.) 1 №002 967 1 №002 793 1 №002 846 1 №0000 102 1 №00081 03

Вид образовательной деятельности 13.00.0 1 (аспирантура) и 1 направ ление ДПО 19.00. 0 5; 22.00. 0 4; 22.00.0 6 (аспи- ранту- ра) 05.13.0 6; 13.00. 0 2; 13.00. 0 8 (аспи- ранту- ра) и 5 направ лений ДПО 6 направ- лений ДПО 13.00. 01; 13.00. 08 (аспирантура) и 18 направлений ДПО

Действующие диссертационные советы

№ ДС д 008.0 04.01 д 008.011. 01

Специальности ДС 13.00 .02 13.00 .08 13.00. 01; 13.00. 08

Наличие периодических научных изданий, издаваемых рецензируемых журналов

Журналы списка ВАК Человек и образование

Рецензируемые журналы Управ ление обра- зова- нием: теория и прак- тика 1. Учен ые запис- ки ИИО РАО (пе- чат.) 2. Инф

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

8

(элект Р) орма-цион-ная среда образования и науки (элект р)

Серии научных изданий Сб. Труды по социо- ло-гии обра- зова- ния (пе- чати.)

Количество проектов, грантов за последние 3 года

Кол-во проектов 3 3 2 0 0 13

Кол-во грантов 2 - 3 0 0 8

Партнерские связи с регионами РФ (количество договоров)

Всего (ед.) 11 28 12 9 1 47

Материальные активы

Здания и сооружения 0 0 0 0 0 3320,6 кв. м 3320,6 кв. м

Земельные участки 0 0 0 0 0 3080 кв. м 3080 кв. м

Нематериальные активы, РИДы

Имеющие гос. регистрацию и прав, охрану 0 0 0 1 0 0 1

Имеющие отраслевую регистрацию 21 24 0 75 0 0 120

Международные связи:

❖ ИИО:

1. Австралийский католический университет - Australian Catolic University (Австралия, г. Мельбурн);

2. Хмельницкий национальный университет (Украина, г. Хмельницкий);

3. Приднестровский государственный университет им. Т.Е. Шевченко (Молдова, г. Тирасполь)

4. ЮНЕСКО

❖ ИСО:

1. Рижская Академия педагогики и управления образованием (Рига, Латвия);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Киевский институт проблем управления имени Еоршенина (Киев, Украина);

3. Евразийский национальный университет им. Л.Н.Еумилева. (Республика Казахстан);

4. Кишиневский Еосударственный Педагогический Университет им. Иона Крянгэ (КЕПУ); (г. Кишинев, Республика Молдова);

5. Славянский Университет в Молдове (г. Кишинёв, Республика Молдова);

6. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический уни-

верситет имени Максима Танка» (г. Минск, Республика Беларусь).

❖ иттоов

1. Казахстан, педагогический колледж Астаны,

2. ИПООВ НАПН Украины,

3. НПО МО Республики Беларусь,

4. АО Таджикистана,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

9

5. КПУ Запорожье. Украина,

6. НПУ им. Драгоманова, Украина,

7. Институт Менеджмента образования, Украина,

8. Донецкий ИПО ИПР, Украина.

Кроме того, в качестве дополнительной информации о стратегических преимуществах было выявлено, что:

Институт информатизации образования имеет: систему добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения, научно-исследовательские лаборатории в РЕПУ им. Еерцена (г. Санкт-Петербург); ОмГПУ (г. Омск); кафедру в ФЕБОУ ВПО РЕАУ - МСХА им. К. А. Тимирязева, г. Москва.

Институт педагогического образования и образования взрослых имеет статус Базовой организации Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНЕ по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Институт научной и педагогической информации имеет систему регистрации авторских научно-образовательных достижений.

Анализ имеющегося потенциала развития показал, что для объединяемых институтов характерен высокий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами исследователей. Институты выполняют значительный объем государственного задания в рамках программы фундаментальных исследований РАО. В настоящее время работают аспирантуры и два диссертационных совета по защите диссертаций по 3 направлениям подготовки. Имеются собственные периодические издания - 4 научных журнала (в том числе 1 из списка ВАК) и серия научных трудов. В общей сложности имеется 5 лицензий на образовательную деятельность, как в рамках аспирантуры, так и в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки). Налажены партнерские связи с образовательными организациями разных регионов России, а также зарубежных стран. Три присоединяемых института обладают указанным выше уникальным потенциалом, составляющим конкурентные преимущества.

В то же время, более детальный анализ показал слабые позиции в характеристике накопленного потенциала, которые присущи всем объединяемым институтам и которые необходимо усилить для достижения целей развития. На основе проведенного анализа были сформулированы ключевые проблемы, рассматриваемые как препятствия для достижения целей развития и нуждающиеся в приоритетном решении.

На наш взгляд, выявленные и перечисленные ниже проблемы можно отнести к типичным проблемам деятельности современных российских научных организаций.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

10

Несмотря на то, что они являются внутренними проблемами учреждений, их появление обусловлено меняющимися внешними условиями: новой ролью науки в социально-экономическом развитии российского общества, необходимостью встраиваться в новые экономические отношения при построении рыночной модели экономики и реформировании бюджетного сектора, запросом на более высокую эффективность бюджетных расходов на науку, в том числе, в части международного признания научных результатов и востребованности со стороны российской практики, и т.д.

При этом очевидно, что процессы реформирования академического сектора российской науки и, в частности, Российской академии образования, определяют важнейшие рамки внутренних преобразований и общий контекст действий по решению наиболее приоритетных на данный момент проблем в рамках объединенного Института, обуславливают выбор этих приоритетов. Наиболее серьезные препятствия для успешного развития видятся в настоящее время в следующей совокупности проблем:

1. Проблемы научного планирования:

■ отсутствие прорывной тематики исследований, а также результатов, способных оказывать влияние на формирование стратегии развития российского образования;

■ в условиях объединения научных институтов складывается дублирование и пересечение тем НИР, мелкотемье, эклектичность проблемного поля исследований в рамках единого Института.

2. Проблемы востребованности научной продукции и услуг институтов в практической деятельности образовательных организаций и органов управления образованием:

■ недостаточная практическая актуальность и значимость части научных тем институтов, низкий уровень соответствия приоритетам государственной политики в области образования;

■ недостаточная согласованность прикладных результатов проводимых исследований с конкретными запросами потенциальных потребителей, отсутствие механизма доведения прикладных результатов до использования в массовой практике;

■ институты редко выступают как референтные экспертные организации для органов государственной власти и управления при подготовке и принятии решений, практически не получают официальных обращений, заказов на проведение экспертиз.

3. Проблемы недостаточной включенности в международное научное и образовательное сообщество:

■ публикационная активность сотрудников институтов ограничивается, в основном, российскими изданиями, представлена базой данных РИНЦ. Отмечаются еди-

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

11

ничные факты присутствия в международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Web of Science, Scopus, Google Scholar, ERIH (European Reference Index for the Humanities);

■ институты имеют связи с отдельными зарубежными организациями, однако не участвуют в международных проектах и программах.

4. Проблемы качества менеджмента:

■ с учетом высокого уровня обеспеченности квалифицированными кадрами исследователей, можно утверждать, что низкая конкурсная активность (институтов в целом, и отдельных сотрудников), маленькие объемы проектной деятельности, участия в реализации федеральных целевых программ в значительной степени обусловлены недостаточным уровнем компетентности в области проектного менеджмента во всех объединяемых институтах;

■ отсутствуют механизмы защиты авторства сотрудников, выступающих в качестве экспертов, аналитиков при взаимодействии с органами управления образованием (работа не сопровождается официальными обращениями, фамилии сотрудников не фигурируют в подготовленных документах, экспертных заключениях и справках), поэтому реальная экспертная деятельность в интересах государственной власти остается не представленной в оценках эффективности деятельности институтов;

■ отсутствуют механизмы и инструменты централизованного продвижения научной продукции и услуг, производимых сотрудниками институтов.

5. Проблемы кадрового потенциала:

■ низкая доля молодых сотрудников в общей численности исследователей, в том числе, имеющих ученую степень;

■ недостаточная доля молодых сотрудников, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями;

■ средний уровень заработной платы исследователей в объединяемых институтах не позволяет привлекать квалифицированных сотрудников, не соответствует целевым ориентирам госполитики в сфере науки и образования.

6. Финансово-экономические проблемы:

■ несоответствие количества тем НИР и ресурсного обеспечения исследований в рамках объединенного института;

■ объем работ в рамках приносящей доход деятельности значительно меньше объема бюджетного финансирования институтов в рамках госзаказа.

7. Проблемы качества материальных и нематериальных активов:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

12

■ отсутствие высокотехнологичного материально-технического обеспечения, позволяющего широко применять современные ИКТ при решении исследовательских, образовательных задач, при проведении конференций и др.;

■ регистрация результатов интеллектуальной деятельности недостаточно организована, проходит начальный этап своего становления.

Комплексный анализ всей собранной информации, учет внешних вызовов, внутреннего потенциала развития, наиболее актуальных проблем в деятельности всех объединяемых институтов, определение миссии и целей развития ИУО РАО позволил сформулировать стратегические приоритеты развития, которые задают принципиальные установки и ориентиры для «перезапуска» всех процессов деятельности, построения обновленной, более современной и эффективной научной организации. К стратегическим приоритетам были отнесены:

1. Комплексность деятельности Института за счет реализации следующих ее видов:

■ фундаментальные научные и прикладные исследования и разработки,

■ подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура, диссертационный совет),

■ образовательная деятельность (дополнительное профессиональное образование),

■ экспертная деятельность (независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов, образовательных программ и программно-методических комплексов, инновационных проектов, программ развития и иных проектов и программ, эффективности образовательных организаций и систем, сертификация и др.),

■ издательская деятельность,

■ мониторинговые исследования (в том числе, формирование и ведение баз данных),

■ консалтинговая деятельность,

■ предпринимательская деятельность.

2. Оптимальность ключевых направлений деятельности Института с учетом их актуальности и ресурсной обеспеченности.

В силу особенностей начальной стадии формирования объединенного Института ниже перечислены ключевые на этот период, а не стратегические направления деятельности, поскольку в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить переход от

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

13

деятельности разрозненных научных учреждений к целостной деятельности объединенного Института с учетом имеющегося потенциала.

2.1. Теоретические и прикладные аспекты управления образовательными системами и организациями.

Проблемные области (поднаправления):

- модели, механизмы и инструменты управления образовательными системами регионального и муниципального уровней, развитием образовательных организаций дошкольного, среднего общего, профессионального образования;

- профессиональное развитие руководителей образования;

- управление качеством образования;

- социокультурный подход к управлению и развитию системы образования, его социокультурная модернизация;

- управление процессами межэтнических коммуникаций и взаимодействия в по-ликультурном образовательном пространстве;

- мониторинг научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования, результативности и эффективности организаций сферы образования и науки

2.2. Информационные технологии и ресурсы повышения качества и эффективности деятельности в сфере образования

Проблемные области (поднаправления):

- научно-методические и нормативно-правовые основания развития электронного обучения (в том числе, создание электронных ресурсов для профессионального развития и саморазвития руководителей образования, принятия управленческих решений, дистанционного обучения для обеспечения вариативности в образовательных организациях различных уровней образования);

- научно-методическое обеспечение интеллектуализации информационных систем управления образовательными организациями различного уровня;

- научно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в непрерывном образовании;

- организация и функционирование информационно-образовательного пространства в образовательных организациях различного уровня;

- экспертиза и сертификация педагогико-эргономического качества программноаппаратных и информационных комплексов образовательного назначения.

2.3. Управление формированием и развитием кадрового педагогического потенциала через развитие системы непрерывного педагогического образования

Проблемные области (поднаправления):

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

14

- модернизация педагогического образования в условиях введения ФЕОС общего образования;

- развитие непрерывного педагогического образования;

- оценка качества педагогического образования (профессиологическая экспертиза);

- развитие педагогического образования и образования взрослых в контексте межгосударственной образовательной политики стран-участниц СНЕ;

- неформальное образование взрослых, разновозрастных сообществ;

- стандартизация содержания подготовки педагогических кадров в области применения ИКТ в профессиональной деятельности.

2.4. Социологические исследования для принятия управленческих решений в сфере образования

Проблемные области (поднаправления):

- социокультурная модернизация образования и ее влияние на современного подростка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социологические исследования в области образования и социализации для принятия решений на разных уровнях управления образованием.

- социологические портреты детей дошкольного возраста и учащихся разных ступеней общеобразовательной школы;

- социологические исследования педагогического корпуса (воспитатели ДОУ и учителя) как особой социально-профессиональной группы;

- оценка социальной эффективности деятельности образовательных учреждений, образовательных проектов и программ;

- социологический анализ динамики социокультурных изменений в детской, подростковой и молодежной субкультурах;

- социологический мониторинг отношения к образованию основных участников образовательного процесса в организациях общего и профессионального образования.

2.5. Нормативно-правовое обеспечение регулирования отношений в сфере образования

Проблемные области (поднаправления):

- нормативно-правовое обеспечение регулирования отношений в сфере цензового и нецензового образования;

- научно-методическая поддержка деятельности Минобрнауки России в области нормативно-правового регулирования сферы образования;

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

15

- модельное законотворчество в области непрерывного педагогического образования и образования взрослых в условиях образовательного пространства стран СНЕ;

- исследование, разработка и реализация методов объективной оценки научной деятельности учреждений сферы науки и образования на основе инфокоммуникацион-ных процессов в Интернете и данных наукометрии, с осуществлением ежегодного мониторинга их деятельности и анализа практики применения;

- исследование и разработка методов снижения уровня правовой неопределенности в области нормативно-правового обеспечения регулирования отношений в сфере образования и исследовательской деятельности;

- исследование и реализация механизмов управления интеллектуальными ресурсами образовательных организаций в части мотивации и стимулирования добровольной регистрации авторских научно-образовательных достижений в целях интенсификации обмена передовым педагогическим опытом и повышения информационной открытости образовательных учреждений. Ведение Информационного фонда регистрации произведений науки.

3. Интеграционный подход к планированию и организации деятельности по всем научным направлениям Института, стимулирование междисциплинарных исследований и разработок, обеспечивающих комплексное решение научных и практических проблем в сфере образования, формирование многопрофильных временных и постоянных научных коллективов.

4. Развитие лидирующей и координирующей роли Института в исследованиях и разработках в области:

■ систем менеджмента качества, независимой оценки качества образования в России;

■ непрерывного педагогического образования, образования взрослых и просветительской деятельности в государствах - участниках СНЕ;

■ социализации подростков в современном постсоветском образовательном пространстве (проект «Подросток на пространстве бывшего СССР: 25 лет спустя»);

■ региональных стратегий и программ развития гражданско-патриотического воспитания молодежи.

5. Развитие деловых связей, стратегического партнерства с научными, образовательными организациями, Министерством образования и науки России, Российской академией образования, профессиональным сообществом, органами власти и управления Российской Федерации и субъектов РФ, бизнесом, с зарубежными партнерами.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

16

Сохраняя в своем названии принадлежность к Российской академии образования, Институт не только подчеркивает свою историческую связь с РАО, но и указывает на актуальность и значимость фундаментальных исследований в рамках своей деятельности, на приверженность основополагающим культурным нормам академической науки, на стратегическую значимость научного партнерства в новом формате деятельности обеих организаций в интересах более тесной связи фундаментальных и прикладных научных исследований, развития российского образования.

Партнерство Института с Министерством образования и науки России должно, на наш взгляд, разворачиваться на всех стадиях проведения научных исследований - от определения приоритетных направлений и формирования государственного заказа до внедрения результатов НИР в массовую практику, способствуя повышению актуальности и востребованности этих результатов.

С другой стороны, кадровый потенциал Института и направленность его исследований на различные аспекты управления системами образования и образовательными организациями создает возможность активного участия научных сотрудников в подготовке методических материалов для практической реализации решений Министерства образования и науки по ключевым вопросам модернизации, в мониторинге и анализе деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций по исполнению решений федерального уровня.

6. Развитие деятельности в новых для Института сегментах сферы российского образования, предполагающих в качестве потребителей:

■ органы управления образованием федерального уровня;

■ рейтинговые университеты;

■ организации среднего профессионального образования;

■ организации дошкольного образования;

■ управленческие команды образовательных организаций;

■ субъекты РФ, не имеющие в своем составе «стажировочных площадок»;

■ не образовательные организации, инициирующие и/или администрирующие программы дополнительного образования, образовательные проекты и программы различной направленности.

7. В области подготовки научно-педагогических кадров:

■ деятельность аспирантуры по специальностям 13.00.01, 13.00.02 и

13.00.08;

■ деятельность объединенного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 13.00.01, 13.00.02 и 13.00.08.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

17

8. В издательской деятельности:

■ поддержка издания журнала «Человек и образование», входящего в список ВАК;

■ повышение уровня рецензируемого электронного научного журнала «Управление образованием: теория и практика» до уровня списка ВАК;

■ поддержка актуальных и востребованных серий научных изданий, выпускавшихся ранее институтами;

■ обеспечение издательской поддержки подготовленных и рекомендованных Ученым советом Института плановых и внеплановых научных рукописей сотрудников и авторских коллективов.

9. Приоритеты кадровой стратегии:

■ привлечение ведущих ученых в области управления образованием для проведения прорывных исследований по основным направлениям деятельности Института;

■ привлечение и закрепление молодых сотрудников;

■ создание условий для получения молодыми сотрудниками ученых степеней;

■ разработка и внедрение системы стимулирования эффективной деятельности сотрудников, участия в проектной деятельности;

■ разработка и внедрение системы профессионального развития сотрудников.

10. Приоритеты финансово-экономической стратегии:

■ двукратное увеличение объема внебюджетных поступлений в 2018 году по сравнению с 2014 годом;

■ доведение среднего уровня заработной платы исследователей до уровня 200% к среднему уровню заработной платы по региону в сфере образования и науки

■ использование механизма софинансирования прикладных исследований и разработок

Значительную трудность представлял собой процесс определения состава целевых индикаторов развития и их прогнозных значений на 2018 год, завершающий год реализации предлагаемой стратегии. Разработчики исходили из принципа необходимо-

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

18

го минимума таких индикаторов, их способности отражать изменения по всем важнейшим аспектам деятельности Института.

В состав целевых индикаторов развития были включены основные показатели из числа установленных на федеральном уровне, отражающих научную эффективность института, востребованность результатов его деятельности, включенность в международное научное сообщество, состояние кадрового и экономического потенциала.

В основу прогнозных значений индикаторов были положены экспертные оценки членов рабочей группы по разработке стратегии развития объединенного института с учетом двух вариантов развития: сохранения к 2018 году численности научных сотрудников в установленных ныне границах около 70 человек (реалистичный сценарий) и увеличения численности высоко квалифицированных научных сотрудников к этому году (оптимистичный сценарий).

Состав и прогнозные значения принятых целевых индикаторов развития представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Целевые индикаторы 2014 год (всего по институтам) 2018 год (прогноз)

Число публикаций штатных работников организации, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Web of Science, Scopus, РИНЦ, Google Scholar, ERIH (European Reference Index for the Humanities) (ед.) 545 (3,1 на одного исследователя) Не менее 280 (не менее 4,0 на одного исследователя) (реалистичный сценарий) Не менее 360 (4,5 на одного исследователя) (iоптимистичный сценарий)

Количество диссертаций, подготовленных к защите по результатам реализации НИР, ед. 18 Не менее 20 (реалистичный сценарий) Не менее 25 (оптимистичный сценарий)

Количество официальных докладов, аналитических отчетов, экспертных заключений, подготовленных сотрудниками организации по поручению, либо в целях обеспечения государственной власти (ед.) 79 Не менее 80 (реалистичный сценарий) Не менее 100 (оптимистичный сценарий)

Количество использованных результатов интеллектуальной деятельности (ед.) 37 Не менее 20 (реалистичный сценарий) Не менее 30 (оптимистичный сценарий)

Участие в реализации проектов и мероприятий федеральных целевых программ (ед.) 0 Не менее 2 (реалистичный сценарий) Не менее 5 (оптимистичный сценарий)

Количество заявок, поданных на участие в конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти, фондами и др. (ед.) 3 Не менее 10 (реалистичный сценарий) Не менее 15 (оптимистичный сценарий)

Количество заключенных договоров с предприятиями, организациями, органами власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований (ед.) 89 Не менее 90 (реалистичный сценарий) Не менее 100 (оптимистичный сценарий)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

19

Участие в международных проектах и программах (ед.) 11 Не менее 13 (реалистичный сценарий) Не менее 15 (оптимистичный сценарий)

Доля молодых ученых (кандидаты наук до 35 лет, доктора наук - до 40 лет), работающих на постоянной основе в общем составе сотрудников бюджетного учреждения (%) 7,72 Не менее 15 (реалистичный сценарий) Не менее 20 (оптимистичный сценарий)

Средняя фактическая заработная плата исследователей (тыс.руб.) 23,6 Не менее 70,0 (реалистичный сценарий) Не менее 90,0 (оптимистичный сценарий)

Средняя заработная плата по бюджетному учреждению (тыс. руб.) 26,6 Не менее 80,0 (реалистичный сценарий) Не менее 100,0 (оптимистичный сценарий)

Общий объем выполненных учреждением работ в рамках приносящей доход деятельности (тыс. руб.) 12474,0 Не менее 25000,0 (реалистичный сценарий) Не менее 35000,0 (оптимистичный сценарий)

Публикуя настоящую статью, мы надеемся, что она будет способствовать повышению открытости процессов реформирования российских научных организаций, позволит представить несомненно актуальный «живой» практический опыт разработки стратегии развития академического института в ситуации системных изменений, обеспечит информирование научной и педагогической общественности о стратегических интересах, ценностях, целях и приоритетных направлениях деятельности объединенного ИУО РАО для сохранения и развития всех форм партнерства и взаимодействия.

Список литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление,- М.: Экономика, 1989,- 519с.

2. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./Науч. Ред. и автор послесл. В.А. Приписнов. -М.: Экономика, 1991. -239с.

3. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -715с.

4. Стратегическое планирование системных изменений в образовании: опыт разработки региональных проектов / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - 176с.

5. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. В.А. Еневко, В.Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. - 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.