Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств'

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY / THE TOOL OF INDIVIDUALIZED TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

В статье рассматривается проблема организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств как инструмент индивидуализированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE DYNAMICS OF NATIONAL EDUCATIONAL SPACES

The article deals with the problem of design and research activity of students as a tool to improve the quality of education and the realization of individualized education.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Назарова Светлана Ивановна,

Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербург, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, nazarowa5@mail. ги

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИКИ НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств как инструмент индивидуализированного обучения. Ключевые слова:

образовательная технология; проектно-исследовательская деятельность; инструмент индивидуализированного обучения; профессиональная деятельность педагога.

В результате глобальных изменений социально-экономической ситуации в мире и в странах СНГ, диверсификации систем образования, ускоренной информатизации общества изменилась и содержательная составляющая систем образования (идеологическая, научная и методологическая основы). Фундаментальным ядром содержания общего образования становится системно-деятельностный подход. Появляются новые технологии, в том числе широко внедряются информационные и коммуникационные технологии, в значительной степени влияющие на образовательный процесс. Новые образовательные запросы семьи, общества и стран СНГ диктуют изменения как к системе требований к структуре общей образовательной программы, так и к результатам освоения и условиям ее реализации.

Технический прогресс влияет на все сферы жизнедеятельности людей. Создание языков программирования, обладающих универсальными способами восприятия мира и окружающей действительности, а также в целом цифровая среда, меняют содержательные процессы в образовании, диктуют новые формы и методы обучения. Модифицированная среда по количеству имеющихся источников приобретения знаний и форм обучения

не ограничивает молодых людей конкретной учебной организацией. Появившаяся свобода выбора средств и технологий обучения позволяет формировать иной подход к передаче знаний и другое отношение к знаниям. Продвижение и обеспечение разнообразного доступа к знаниям путем изменения источников знаний (формальных, неформальных и информальных) и признания многочисленных способов приобретения навыков обучения и умений меняет обучающую среду от «наполнения» обучающихся определенной суммой знаний к процессу непосредственного участия в получении знаний, с учетом широкого использования информационных технологий [7]. Динамично меняющийся мир требует развивающейся системы образования, особенно, что касается целей, содержания и технологий обучения [2].

Основное общее образование в настоящее время в Российской Федерации можно получить в любой образовательной организации: в очной, очно-заочной, заочной форме, а также вне образовательной организации, например, в семье - ст. 17 и 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Обучающимся предоставляется право на индивидуальное обучение, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами - ст. 34 ч.1, п.3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать образовательные программы с помощью электронного обучения, включая дистанционные образовательные технологии [4].

В сложившихся условиях учителю необходимо выстраивать собственную стратегию профессионального роста и осуществлять поиск новых и эффективных путей обеспечения качества образовательного процесса. Тем более, что в рамках реализации Федерального государственного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога, педагогический работник обязан систематически повышать свой профессиональный уровень, осваивать новые методы и образовательные технологии, знать системы оценивания деятельности обучающихся, владеть основными методами диагностики образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности, о чем говорится в ст. 48, ч.1, п.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3; 4; 6].

Модернизация образовательных систем во многом зависит от педагогов, от их готовности включиться в инновационные процессы обновления образования, компетентно решать профессиональные задачи, продуцировать новые идеи и принимать нестандартные решения. Приходят молодые специалисты, способные активизировать творческие аспекты деятельности и ответить на вызовы современности. Творчество учителя должно быть напрямую связано с исследовательской деятельностью, что, например, отражено в Национальной доктрине образования РФ, в требованиях к квалификации педагогических работников (присвоение

высшей квалификационной категории) и других документах (Профессиональный стандарт педагога, в котором прописано, что исследовательские действия педагога должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога) [4].

Именуемая по-разному: «научно-исследовательская», «проектная», «проектно-исследовательская» деятельность педагога в основе своей носит обязательно творческий характер. Суть ее состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, которую он ранее выполнял, на развитие его творчества и новаторства. Всякий раз, когда педагог обобщает свой опыт или внедряет опыт своих коллег, творческая деятельность переходит в исследовательскую. Сегодня исследовательская деятельность рассматривается не просто как право педагога на творчество, но и как его профессиональная обязанность. При этом научно-исследовательская деятельность педагога должна интегрироваться с образовательным процессом. Такая позиция отражена в требованиях к современному учителю, воспитателю, в профессиональном стандарте, тем самым показывая, что педагог должен быть готов: к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающегося; к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; к преодолению противоречий ее развития. Учитель должен решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда [4].

Изменение профессионально важных качеств и элементов квалификации педагогического работника потребовало новых, более совершенных и прогностичных методов оценки его профессионального уровня. Сегодня в основе процедуры аттестации педагогов лежит другая система оценивания, новые формы и методы определения соответствия педагогических работников, которые напрямую связаны с реализацией главной стратегической государственной задачей - модернизацией образования. В качественной оценке профессионального уровня педагога выделено три группы требований, которые в основном обеспечивают реализацию основной образовательной программы: результаты освоения образовательной программы; качество образовательного процесса, его условия и ресурсы; уровень компетентности педагога как ведущего субъекта образовательного процесса.

Результаты освоения образовательной программы оцениваются по личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся. Рассматривается динамика изменений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а также готовности к продолжению образования. Изучается психологическое состояние обучающихся, удовлетворение их познавательных потребностей; отношения с учителями, педагогами-воспитателями, родителями и друзьями. Также изучается состояние здоровья обучающихся.

Качество образовательного процесса, его условия и ресурсы оцениваются по качеству уроков, внеурочных занятий, внутришкольных событий и мероприятий. Анализируется методическая и экспериментальная

работа педагога, его участие в проблемно-творческих группах и методических объединениях, конференциях, научно-методических семинарах.

Уровень компетентности педагога как ведущего субъекта образовательного процесса оценивается исходя из динамики его профессионального роста. Компетенции, которыми педагог владеет, не должны рассматриваться как индивидуальные и конечные. Свое профессиональное развитие педагог может поддерживать практикой работы в сетях на местном, региональном, национальном и международном уровнях, использованием языков программирования и коммуникативных навыков, освоением инновационных структур обучения, навыков сотрудничества, кооперативных методов работы в команде на протяжении всего периода работы и добиваться высоких результатов.

Главным фактором достижения профессионализма педагога является процесс постоянного совершенствования себя в профессии. Самообразование педагога должно быть неотъемлемой частью его жизненного профессионального цикла. Поскольку образование есть результат обучения, который зависит от объема систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый в процессе его воспитания и развития, это качество его образованности представляет собой комплексную характеристику, отражающую, в том числе, и профессиональный уровень педагога [1].

Современный педагог обязательно должен владеть методикой научного исследования, чтобы вести проектную деятельность: ставить и находить новые способы решения учебных задач, формировать навыки и умения проектно-исследовательской деятельности у обучающимися [5].

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, направленную на решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога. Результатом работы над проектом, его выходом, является интеллектуальный продукт, который создается участниками проекта. Работа над индивидуальными и коллективными проектами требует особого исследовательского мышления педагога и обучающихся, способных на практике применять методы исследования, которые дают возможность получить новый результат проводимой творческой работы. К тому же исследовательская работа, инициирует у обучающихся поиск новой информации и это помогает приобретению опыта и знаний, формирует мотивацию и интерес к познанию, учит работать в команде. Содействие педагога в коллективном сотрудничестве обучающихся, выделение учебного времени для процессов метапознания, использование интегрированных программ обучения, которые помогают осуществлять междисциплинарность между различными предметными областями, соединение знаний с реальным опытом обучающихся - это практики реального изменения образовательной среды и создание учебных ситуаций, позволяющих осуществлять обучающимся критический анализ и выбор.

Внедрение исследовательской функции в приобретение знаний и навыков обучающимися позволяет формировать конструктивное мышление молодых людей, способных размышлять, исследовать и изменять среду обитания с учетом интеграции знаний и практической деятельности. Эту проблему нужно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, переучивание преподавательского состава, повсеместное повышение квалификации и переквалификации педагогических работников потребует определенных затрат, в том числе финансовых. С другой стороны, внедрение в практику подготовки молодых специалистов новых технологий обучения и готовности к проектно-исследовательской деятельности. В этом случае, система профессионального образования должна отражать все передовые тенденции во всех сферах деятельности, прогнозируя и опережая их (идея - разработка - внедрение). Сеть исследовательских институтов должна интенсивно работать на инновационные процессы в образовании и должна работать в тесной связи с учебными организациями (ученый -исследователь-практик). Задача ученых: увидеть изменения - дать научный анализ - спрогнозировать развитие новых технологий и внедрить в образовательные программы обучения.

Однако за очевидной простотой решения вопроса прослеживается ряд трудно решаемых действий. Первое - недостаточная профессиональная и психологическая готовность преподавательского состава преодолеть сложившиеся стереотипы профессиональной деятельности, повысить стремление к непрерывному обучению (повышение квалификации и переквалификации) с тем, чтобы овладев новыми средствами и технологиями, новым инструментарием обучения, выйти на качественно новые параметры знаний. Второе - низкая оплата труда ученых и педагогов, которая совсем не добавляет мотивации к дополнительным трудозатратам. Кроме того, дополнительные сложности в осуществлении научных исследований представляет порой и бюрократическая система управления. Парадокс еще заключается и в том, что техническое оснащение исследовательских институтов, а порою и университетов, которые призваны вести разработку новых научных продуктов и подготовку специалистов, на порядок ниже по уровню оборудования иных образовательных организаций.

Исследовательская деятельность предполагает наличие определенного алгоритма действий, принятого в науке: постановку проблемы; изучение литературы, посвященной данной проблеме; подбор методов исследования и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы. Непременным условием успешной исследовательской деятельности является наличие плана исследования, его основных этапов: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программы и организация деятельности участников проекта, включая его осмысление. По существу исследовательская деятельность обучающихся индивидуализирует процесс обучения. Самоценность проектного исследования как определенной формы работы с обучающимися

заключается в доступности поиска истины для всех и каждого, достижении собственных результатов с учетом индивидуального темпа освоения знаний. В процессе такой личностно направленной интеллектуальной деятельности обучающихся происходит мощное формирование творческого мышления и активизация мотивационной структуры личности к познанию, обучению и приобретению знаний.

Проектная деятельность обучающихся должна быть выстроена на всех ступенях образования потому, что она позволяет сформировать специфические умения и навыки исследовательской работы, а именно: сформулировать проблему и найти противоречия, которые нужно разрешить; поставить цель и определить ближайшие задачи; разработать план действий; организовать поиск материала (если это коллективный проект), наметить форму презентации завершенного проекта и многие другие оперативные действия, которые сконцентрируют внимание обучающихся на изучение необходимого учебного материала и сформируют навыки аналитического мышления. Это целенаправленная систематическая работа по усвоению знаний, определенных учебной программой, и определенная форма развития творческого мышления обучающихся (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, поиск и отбор актуальной информации, детализация и обобщение материала, самоанализ, рефлексия и в конечном итоге - представление результатов своей деятельности). Кроме того, в процессе проектирования активизируется позиция обучающегося на основе приобретения субъективно новых, самостоятельно полученных знаний, являющихся для него личностно значимыми. Освоение знаний обучающимися и передача навыков практической деятельности происходит в целенаправленной работе совместного достижения результатов проекта, что потребует от участников определенного уровня научно-методических знаний и навыков самостоятельного анализа ситуации в каждом конкретном случае. Это связано с тем, что, чаще всего, нет готовых эталонов решения задач, типичных для классно-урочной системы образования, при которой педагог транслирует знания, а обучающиеся должны их только усваивать.

Организация совместной учебно-познавательной проектной деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности направлены на достижение главного результата - воспитание, становление и развитие ответственного, инициативного, компетентного гражданина. Такая работа требует научно-обоснованного подхода в решении комплекса задач, которые решаются при наличии инициативной группы педагогов-новаторов, возглавляемых научным руководителем, владеющим исследовательскими навыками и технологией проектирования.

Опытно-экспериментальная работа по проекту «Исследовательская деятельность обучающихся» проводилась на экспериментальной площадке СПб ИУО РАО в средней школе №4 г. Всеволожска Ленинградской области (директор Первутинский В.Г.). Необходимо отметить, что педагоги ответственно подошли к проведению экспериментальной работы и решению данной проблемы. Они успешно прошли обучение на краткосрочных курсах

по проблеме проектирования и публично защитили свои совместные проекты. В процессе проведения экспериментальной работы были рассмотрены вопросы особенностей сочетания методов проектного управления и стратегического планирования работы учебной организации, проблемы педагогической инноватики и значение проектной деятельности обучающихся в успешном освоении ими учебного материала. Особенное внимание уделялось теории и практике проведения проектно-исследовательской деятельности.

Экспериментальная работа завершилась совместной конференцией, на которой были представлены проекты обучающихся естественнонаучного и гуманитарного направлений, подготовлены выступления и доклады по вопросам социальной практики. Так роль и значение математики в жизни и современной науке была представлена в проекте «Математика через века и страны». Прикладное значение физического явления было «открыто» в научном исследовании «Коэффициент поверхностного натяжения как характеристика средств гигиены». Интересны были проекты по экологии, генетике, географическим открытиям. Многие выступления обучающихся были не только интересны своей исследовательской направленностью, но могли служить и образцами изложения материала. По форме и наглядности выступления обучающихся были сравнимы с защитой проектов в серьезной научной аудитории. Авторам задавали вопросы, просили пояснить то или иное явление во взаимосвязи с явлениями жизни. Что характерно, юные исследователи в своих ответах были столь убедительны и уверены, что порою казалось, что выступают молодые ученые, грамотно и образно рассказывая о своих научных исследованиях.

Проекты гуманитарного направления: «Памятники Санкт-Петербурга», «Знатоки фразеологии», «Ономастика - мир имен и названий», «Омонимия в английском языке», «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе» были посвящены актуальным вопросам социокультурного развития обучающихся. Хорошие навыки системного мышления продемонстрировали обучающиеся при разработке проекта «Сравнение средств массовой информации Великобритании и России». Следует отметить по-настоящему творческие проекты, раскрывающие вопросы истории, географии, этимологии, культурологии, лингвистики и многие другие вопросы. Заслуживают особого внимания коллективные проекты по вопросам гражданско-правового воспитания и воспитанию лидерских качеств.

Значение проектной деятельности обучающихся трудно переоценить. Защищая свои проекты по разным направлениям исследований, юные исследователи в полной мере продемонстрировали на практике приобретенные знания и умения во всех возрастных категориях обучающихся. Материалы выступлений, докладов, научных сообщений всех участников конференции продемонстрировали удивительное единство педагогов и обучающихся в стремлении поделиться знаниями, информацией, открытиями, которые обучающиеся под руководством педагогов сделали во время своих научных изысканий. Этот большой труд

увенчался «щедрой наградой» - яркой демонстрацией личностных достижений обучаемых и профессиональным совершенствованием педагогов. Увлеченность и радость от совершенных открытий, продемонстрированные всеми участниками конференции, показали, что творческое ответственное отношение педагогов к своей работе создают ту «светлую» атмосферу любви к познанию, когда хочется учиться.

Современное образование предполагает осознание высокой значимости человеческого ресурса в обществе. В данном случае, интегративная совместная проектно-исследовательская деятельность, как мы видим, демонстрирует несомненную пользу педагогического творчества в развитии компетентностей у обучаемых. Таким образом, инновационная, проектно-исследовательская деятельность педагога, интегрированная в образовательный процесс, является одним из инструментов индивидуализированного качественного обучения, главным смыслом которой является развитие личности обучаемых и приобретение функционального навыка исследования как универсального способа развития творческого мышления. Такое содружество педагога и обучающихся, которое складывается в совместной учебно-познавательной, аналитической, проектной деятельности позитивно влияет на все параметры обучающего процесса, обеспечивая личный авторитет педагога, как носителя знаний.

В настоящее время, в условиях динамики национально-образовательных пространств необычайно важна проблема обеспечения диалога стран СНГ по приоритетным направлениям современного образования. Это вопросы общего и профессионального образования, инновационные направления развития педагогической деятельности, проблемы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни, критерии качества педагогической культуры, педагогического творчества и многие другие вопросы, обсуждение которых позволит определить практическую направленность совместной деятельности стран СНГ и даст новый импульс в дружеских отношениях наших стран.

Литература

1. Назарова С.И. Изменение образовательной среды и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога // Человек и образование. 2017. №1(50). С. 82-87.

2. Неустроев С.С., Симонов А.В. Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование. 2015. №3. С. 9-15.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644.

7. Manifesto for the 21st Century «Education for Change - Change for Education». Education and Culture Committee of the Conference of International Non-governmental Organizations of the Council of Europe. The Community of Practiceсe of the Pestalozzi Program of the Council of Europe. 2014-2015, Strasbourg.

Nazarova Svetlana Ivanovna,

The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», in St. Petersburg, the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, nazarowa5@mail.ru

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE DYNAMICS OF NATIONAL EDUCATIONAL SPACES

Annotation

The article deals with the problem of design and research activity of students as a tool to improve the quality of education and the realization of individualized education. Keywords:

educational technology; design and research activity; the tool of individualized training; professional activity of the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.