Научная статья на тему 'Взаимосвязь требований к профессиональному уровню учителя в контексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и профессионального стандарта «Педагог»'

Взаимосвязь требований к профессиональному уровню учителя в контексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и профессионального стандарта «Педагог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1843
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УЧИТЕЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ" / PROFESSIONAL LEVEL OF THE TEACHER / REQUIREMENTS / EDUCATION QUALITY CRITERIONS / EFFICIENCY OF QUALITY OF EDUCATION / THE THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION / THE PROFESSIONAL STANDARD "THE TEACHER"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

В статье анализируются основные требования к профессиональному уровню учителя в контексте двух документов Профессионального стандарта «Педагог» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, которые конкретизируют и регламентируют педагогическую деятельность в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF REQUIREMENTS TO THE PROFESSIONAL LEVEL OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION AND THE PROFESSIONAL STANDARD «THE TEACHER»

In article the main requirements to the professional level of the teacher in the context of two documents of The Professional Standard «The Teacher» and The The Federal State Educational Standard of the Main General Education which concretize and regulate pedagogical activities in modern conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь требований к профессиональному уровню учителя в контексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и профессионального стандарта «Педагог»»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Назарова Светлана Ивановна,

Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УРОВНЮ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»*

Аннотация

В статье анализируются основные требования к профессиональному уровню учителя в контексте двух документов Профессионального стандарта «Педагог» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, которые конкретизируют и регламентируют педагогическую деятельность в современных условиях. Ключевые слова:

профессиональный уровень учителя; требования; критерии оценки качества образования; эффективность качества образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Профессиональный стандарт «Педагог».

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - ПСП) принятый в практику с 1 января 2015 года призван дать новый импульс профессиональному развитию педагога. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, прежде всего инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. В ПСП определены основные требования к профессиональному уровню педагогических кадров, их квалификации, к личностным качествам педагога, таким как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда. Определенные требования в стандарте прописаны к коммуникативной культуре педагога, что указывает на значимость владения приемами общения, которые позволяют осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «человек-человек» [2].

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Модернизация педагогического образования в условиях внедрения и реализации ФГОС общего образования».

Педагогический анализ требований, прописанных в ПСП, показывает, что он является конкретным, объективным измерителем квалификации педагога. Квалификация педагога отражает уровень его профессиональной подготовки. Она складывается из его профессиональных компетенций, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способности их применения в решении профессиональных задач, от которых в целом зависит эффективность образования. Поэтому педагог должен иметь высшее образование - требование, отраженное в ПСП. Наряду с этим в области обучения от педагога требуется хорошее знание своего предмета, умение ясно, доходчиво излагать учебный материал, обладать высокой культурой речи, быть доброжелательным и уважать обучающихся, мотивировать их потребность к обучению, организовывать их совместную учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого. Педагог должен хорошо владеть современными педагогическими технологиями и техническими средствами обучения и воспитания. Он обязан демонстрировать знание предмета и программы обучения. Владеть умением планировать, проводить уроки и анализировать их эффективность [4].

Педагогическая деятельность требует от человека хорошего знания психологии людей, умения устанавливать и поддерживать деловые и межличностные контакты, уметь сотрудничать и координировать свою профессиональную деятельность с другими педагогами, осуществлять необходимое взаимодействие со своими коллегами. В данном случае общая культура педагога выступает фундаментом его профессиональной культуры. В области воспитательной работы педагог должен: владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной деятельности; владеть методами организации экскурсий, музейной педагогики, походов и экспедиций, используя их для расширения кругозора обучающихся; эффективно управлять классом, с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность и регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Педагог должен: ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения; устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления; уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, находить ценностный аспект учебного знания и информации, а также обеспечивать его понимание. Педагог должен: владеть методикой проектирования и создания ситуации или события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Уметь анализировать реальное состояние дел в классе (группе), поддерживать в коллективе деловую дружелюбную

атмосферу, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать, если они оказались в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях; поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации, внося в них свой положительный вклад [4].

Что касается личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности обучающихся - это, прежде всего, знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся. Педагог должен владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу; быть готовым к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; уметь отслеживать динамику развития обучающихся и составлять совместно с другими специалистами программу их индивидуального развития; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Педагог обязан принять и научить ценностям социального поведения всех обучающихся, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей их поведении, состояния психического и физического здоровья, привить им навыки поликультурного общения и толерантности. В обязанности педагога входит формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, образцов и навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Педагог должен обладать способностью, в ходе наблюдения, выявлять разнообразные проблемы обучающихся и оказывать им адресную помощь своими педагогическими приемами [4].

Таким образом, ПСП включает конкретные требования к обучению, воспитанию и развитию обучающихся, которые также отражены в содержании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), который с 1 сентября 2015 г. вводится во всех общеобразовательных организациях. В частности, и ФГОС ООО и ПСП выполняют благородную миссию основного общего образования, направленного на становление и формирование личности обучающегося. «Формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению» о чем говорится в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3].

ФГОС ООО регламентирует организацию в осуществлении образовательной деятельности. Согласно ФГОС ООО педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в

соответствии со ФГОС ООО, с учетом основной образовательной программы (ООП) и учебным планом. Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения и индивидуальные учебные планы. Педагог должен обладать компетентностью грамотного подхода к разработке конкретных индивидуальных планов обучающихся, с учетом их особенностей и образовательных потребностей. Он должен проектировать индивидуальные образовательные маршруты; работать совместно с тьютерами и педагогами-психологами; осуществлять коррекционную работу и комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; формировать компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; создавать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся универсальных учебных действий; применять методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий, результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В соответствии со ФГОС ООО внеурочная деятельность, так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность педагогами реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей, а также с учетом имеющихся материально-технических условий. Педагог должен владеть формами, способами и направлениями организации внеурочной деятельности: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественнонаучные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен). План внеурочной деятельности - обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы, поэтому педагог должен владеть умениями разрабатывать состав, структуру, определять общий объем направлений внеурочной деятельности. Он должен вести организационную и учебную документацию, предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т.д. [5].

В соответствии со ФГОС ООО программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, в том числе:

• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения;

• формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

• формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, в том числе антикоррупционного сознания и норм здорового и безопасного образа жизни;

• развитие осознанных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

• формирование экологической культуры.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество [5].

ФГОС ООО предъявляет требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования. Система оценки должна:

• закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

• ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы;

• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

• обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы;

• предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования. ФГОС ООО предъявляет конкретные требования к уровню профессиональной квалификации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу основного общего образования [5].

Таким образом, сопоставив требования к профессиональному уровню учителя в контексте двух документов «Профессиональный стандарт «Педагога» и «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», видно, что эти требования не только не

расходятся по каким-либо позициям, но дополняют, конкретизируют и регламентируют педагогическую деятельность, что отвечает Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона №273-Ф3 педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой и непрерывно повышать свой профессиональный уровень [3].

Усовершенствование профессионально важных качеств и элементов квалификации педагогического работника с введением ПСП и ФГОС ОО потребовало новых, более совершенных и прогностичных методов оценки педагогической деятельности учителя. Технология диагностики и мониторинга профессионально-педагогической деятельности как основы повышения качества образования, обычно предполагает анализ учебно-методической и отчетной документации образовательного учреждения. При оценке деятельности учителя применяются методы наблюдения, тестирования, беседы, рассматриваются экзаменационные оценки, достижения на олимпиадах и конкурсах, успеваемость обучающихся, внеурочные воспитательные мероприятия и др. Однако следует отметить, что они не дают субъектной характеристики профессиональной деятельности педагогов - социокультурных и профессиональных установок, интересов, предпочтений, мотивов, основных проблем учительского труда. Восполнить недостающую информацию и в комплексе провести диагностику педагогической деятельности позволяет социологический опрос. Применение метода социологического опроса заключается в том, что педагогам как респондентам предлагается комплекс специально разработанных вопросов, ответы на которые позволяют экспертам получить необходимую информацию, на основе которой можно с достаточной степенью объективности оценивать качество педагогической деятельности. Особенностью опроса является то, что он позволяет оценить педагогическую деятельность, как отдельного педагога, так и группы педагогических работников, что позволяет оперативно получить большой массив эмпирических фактов, характеризующих качество педагогической деятельности. Периодическое проведение социологического опроса одинаковой по количеству и качеству выборки респондентов, являясь мониторингом педагогической деятельности, позволит установить корреляцию между различными характеристиками педагогической деятельности, а также выявить определенные тенденции ее развитии и внести коррективы.

Применение социологического опроса во многом обогащает технологию профессиологической диагностики педагогической деятельности, значительно повышая ее эвристическую и оценочную функции. Основным инструментом социологического опроса, посредством которого получается эмпирический материал для диагностики и оценки педагогической деятельности выступает анкета. Используемая нами методологическая база разработки анкеты, предназначаемой для диагностики

педагогической деятельности предполагает понимание социокультурной сущности педагогической деятельности и его обусловленности потребностями общества в непрерывном повышении ее продуктивности и качества. Теоретической базой разработки структуры и содержания анкеты являются для нас системно-деятельностный социокультурный и компетентностный подходы к образованию и педагогической деятельности.

Ведущими идеями предлагаемой нами технологии диагностики педагогической деятельности методом социологического опроса являются: идея диагностики педагогической деятельности как системного социокультурного феномена и идея диагностики педагогической деятельности с учетом взаимосвязи ее объективных и субъективных факторов и условий.

Педагогическая деятельность в соответствии с основными ее закономерностями, отраженными в важнейших принципах педагогики (связь с жизнью общества, культуросообразность, единство обучения и воспитания, коллективное воспитание в сочетании с индивидуальным подходом к каждой личности и др.), сама выступает в качестве идеи. Также важна идея применения социологического опроса как средства, обеспечивающего прогностическую функцию профессиологической диагностики, которая направлена на выявление объективных и субъективных факторов перспективного развития профессиональной культуры педагогов.

Руководящую основу конструирования инструментария диагностики профессиональной деятельности педагогов как средства получения эмпирической базы выполнения квалификационных требований к педагогическим работникам составили государственные документы:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

• Национальная доктрина образования РФ до 2025 года;

• Профессиональный стандарт педагога и другие государственные документы, определяющие стратегию и основные направления модернизации отечественного образования и регламентирующие педагогическую деятельность общего образования в современных условиях.

Разработанная нами технология социологического опроса предусматривает блочный комплекс вопросов, направленных на диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций: прогнозирования, планирования, организации и контроля за учебно-воспитательным процессом; обеспечения учебной дисциплины и стимулирования познавательной активности обучающихся; формирование дружного ученического коллектива; сопровождение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам, и др.

Одним из важных факторов процесса модернизации образования и повышения продуктивности педагогической деятельности является педагогическая теория и педагогические технологии. В связи с этим анкета предусматривает комплекс вопросов, выявляющих информированность и отношение педагогов к современным педагогическим концепциям и технологиям, их отношения к традициям и инновациям в образовании, соотношение традиционных и инновационных педагогических технологий, применяемых педагогами в своей повседневной работе, степень их включенности в систему непрерывного образования.

Продуктивность педагогической деятельности во многом обусловлена качеством знаний, навыков, умений обучающихся, их ценностными ориентациями и характером познавательных и практических интересов, их отношением к образованию, школе, учителю. Поэтому анкета включает вопросы, характеризующие социально-психологические особенности учащихся - их ценностные ориентации и жизненные установки, характер их познавательных интересов, уровень их дисциплины, их отношение к педагогам, к обучающимся.

Интенсивное развитие информационно-коммуникативных средств и технологий в сфере образования повышает необходимость эффективного использования педагогами современных информационных и коммуникативных технологий. Поэтому диагностика педагогической деятельности предусматривает комплекс вопросов, выявляющих стремление и готовность педагогов систематически применять в своей работе современные информационно-коммуникационные технологии. Респондентам предлагается также оценить степень оснащенности их деятельности современными средствами информационно-коммуникационных технологий.

В связи с современными квалификационными требованиями к педагогам, которые учтены как ПСП, так и ФГОС ООО, а именно, направленностью на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры учебно-исследовательской и проектной деятельности социологическая анкета включает комплекс вопросов, направленных на диагностику исследовательской работы педагогов: ведут ли они сами исследование, по какой проблеме, какие трудности в данной работе, обсуждалась ли эта работа в педагогическом коллективе или на научных конференциях, имеются ли соответствующие публикации и др.

Диагностика педагогической деятельности не может ограничиваться только лишь фиксированием имеющегося уровня профессиональной компетентности педагогов, но должна также выявлять тенденции ее развития. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер и ее продуктивность определяется уровнем взаимопонимания и взаимодействия всех членов педагогического коллектива, а также учащихся образовательного учреждения и их родителей. Поэтому в социологическую анкету включается блок вопросов, направленных на выявление характера взаимоотношений педагога с учащимися, с их родителями, с коллегами и администрацией образовательного учреждения [1].

Фундаментом профессиональной культуры педагога является его общая культура. Поэтому в анкету включаются вопросы, выявляющие направленность духовных интересов, увлечений и склонностей педагогов, их стремление к непрерывному повышению уровня развития своей культуры и к использованию своего духовно-культурного потенциала в педагогической деятельности.

Отмечая значительное разнообразие методов диагностики профессионально-педагогической деятельности и необходимость их использования точно в соответствии с поставленной целью, мы в данной анкете подробно представили технологию диагностики педагогической деятельности методом социологического опроса. Практика показывает его высокую диагностическую эффективность. При этом гарантируется полная конфиденциальность и использование материалов анкетирования сугубо в научно-исследовательских целях для совершенствования профессиональной деятельности педагогов учреждений общего образования. Мы предлагаем участие в анкетировании, чтобы полнее учесть мнение педагога по проблемам образования.

Представленная ниже анкета была разработана и прошла апробацию в рамках научно-исследовательской деятельности лаборатории исследований профессионального развития педагогов. В каждом вопросе выбирается один, наиболее предпочтительный вариант ответа и выделяется, например, цветом. В вопросах, допускающих несколько ответов, выделяются последовательно те, которые отмечает респондент. В случае, если ни один из вариантов ответов не устраивает, следует вписать свой ответ, выделив его цветом.

Содержание анкеты

1. Занимаемая Вами должность Другое_

2. Ваше профессиональное образование (научная степень, научное звание) Высшее - бакалавр

Высшее - магистр

Высшее - специалист

Другое_

3. Ваша квалификация: Преподаватель, Другое_

4. Ваш педагогический стаж:_

5. Почему Вы выбрали профессию педагога? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Считал профессию педагога престижной

2) Посоветовали родители, друзья

3) Мечтал (а) с детства

6) Это была в свое время достойно оплачиваемая профессия

7) Так сложились обстоятельства

8) Другое_

6. Хотели бы Вы сменить профессию?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

7. Проходили ли Вы курсы повышения квалификации ?

1) Да (сколько раз_)

2) Нет

8. Считаете ли необходимым прохождение Вами курсов повышения квалификации в ближайшие время или через 2-3 года?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

9. Какие компетенции Вы хотели бы развить на курсах повышения квалификации? (возможны несколько вариантов ответов)

1) в области преподаваемого предмета,

2) современной отечественной теории и практике образования,

3) современной зарубежной теории и практике образования,

4) методики обучения,

5) психологии,

6) в области информационных технологий в образовании,

7) управления образовательным учреждением,

8) в области российской культуры как факторе эффективности образования,

9) в области нормативного документа «Профессиональный стандарт педагога»,

10) в области внедрения ФГОС общего образования Другое_

10. Проранжируйте цифрами 1, 2, 3.....(1-е место, 2-е место, 3-е место) значимость следующих

функций педагогической деятельности:

_ адаптация обучающихся к социальным отношениям _ приобщение обучающихся к духовным ценностям _ индивидуализация образования Другое___________________________

11. Какие факторы, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на качество образования Проранжируйте их цифрами 1, 2, 3....

(возможны несколько вариантов ответов).

1) Общая культура педагога

2) Системность знаний педагога

3) Стремление педагога привить обучающимся ценностное отношение к истории и культуре России

4) Внедрение информационных технологий

5) Новые педагогические концепции и технологии

6) Новые педагогические технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Изменение социальных отношений

8) Государственная образовательная политика

9) Качество образовательных программ

10) Творческая атмосфера в коллективе

11) Взаимоотношения с администрацией

12)Материальное стимулирование педагогов

13) Отношение обучающихся к образованию

14) Другое_

12. Как влияет осуществляемая в последнее время модернизация российского образования на решение указанных ниже задач?

Задачи образования Никак Негативно Позитивно

1. Умственное развитие обучающихся 1 2 3

2. Нравственное развитие обучающихся 1 2 3

3. Эстетическое развитие обучающихся 1 2 3

4. Патриотическое воспитание обучающихся 1 2 3

5. Трудовое воспитание обучающихся 1 2 3

6. Физическое развитие обучающихся 1 2 3

13. Какие задачи Вы лично считаете для себя наиболее приоритетными. Проранжируйте их цифрами 1,2, 3.. (возможны несколько вариантов ответов).

1) Интеллектуальное развитие обучающихся

2) Нравственное развитие обучающихся

3) Трудовое воспитание обучающихся

4) Формирование хороших знаний по своему предмету

5) Воспитание стремления принести пользу обществу, народу

6) Формирование научного мировоззрения

7) Религиозное воспитание обучающихся

8) Воспитание ценностного отношения к российской истории и культуре

9) Развитие духовных интересов и потребностей обучающихся

10) Патриотическое воспитание

11) Эстетическое воспитание

12) Развитие творческих способностей

13) Помощь в выборе профессии по склонностям и способностям

14) Воспитание коллективизма, готовности оказать помощь другим

15) Сопровождение обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам

16) Другое_

14. Способствует ли модернизация российского образования решению указанных Вами приоритетных задач учебно-воспитательной работы?

1) Да

2) Скорее да, чем нет

3) Скорее нет, чем да

4) Нет

15. Какие качества личности Вы стремитесь развивать у обучающихся в первую очередь? Проранжируйте их цифрами 1, 2, 3....

(возможны несколько вариантов ответов)

1) Любознательность

2) Трудолюбие

3) Дисциплинированность

4). Целеустремленность, настойчивость

5) Общая культура

6) Чувство долга, ответственность

7) Честность, обязательность (умения держать данное слово)

8) Доброжелательность, тактичность

9) Инициативность и самостоятельность

10) Ценностное отношение к российской истории и культуре

11) Способность сотрудничать в коллективе

12) Готовность оказать помощь другим

13) Интерес и любовь к профессии

14) Прагматизм

15) Индивидуализм

16) Бескорыстие в дружбе, любви

17) Другое_

16. Способствуют ли современные социально-экономические и социокультурные условия формированию у обучающихся отмеченных Вами качеств личности?

1) Да

2) Скорее да, чем нет

3) Скорее нет, чем да

4) Нет

17. Какие изменения у обучающихся наблюдаются за последние 2-5 лет?

Позиции Ослабление Без изменений Усиление

1. Интерес к Вашему предмету 1 2 3

2. Творческая инициатива в учебе 1 2 3

3. Морально-волевые качества 1 2 3

4. Уважительное отношение к педагогам 1 2 3

5. Стремление к знаниям 1 2 3

6. Трудолюбие 1 2 3

7. Выбор профессии не по интересу и 1 2 3

склонности, а ради высокой зарплаты

8. Прагматизм: главное в жизни -денежная выгода 1 2 3

9. Оценка людей по их социально-

экономическому статусу, а не по духовным 1 2 3

качествам

10. Дисциплина, ответственность 1 2 3

11. Коллективизм 1 2 3

12. Бескорыстная дружба 1 2 3

13. Индивидуализм 1 2 3

14. Грубость и агрессивность 1 2 3

18. На какие темы Вы чаще всего беседуете с обучающихся? Проранжируйте их цифрами 1, 2, 3..

(возможны несколько вариантов ответов)

- О современной политике

- Об искусстве и литературе

- О труде, трудолюбии, будущей профессии

- О жизненных планах

- О религии

- О нравственных ценностях и нормах человека

- О долге и ответственности за судьбу Родины

- О коллективизме и индивидуализме

- О дисциплине и ответственности человека

- О дружбе, любви, товариществе

- Другое_

19. Проявляют ли обучающихся интерес к проводимым Вами беседам? Да

Нет

Затрудняюсь ответить

20. С каким из ниже следующих суждений Вы согласны?

1) Педагог - ведущий субъект учебного процесса

2) Педагог и обучающиеся - равнозначные субъекты учебного процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3). Обучающиеся - центральный субъект учебного процесса

21. Ваше отношение к выбору обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов:

1) Это важно для эффективности образования

2) Это не реально из-за дефицита учебного времени

3) Это нарушает системность знаний обучающихся

22. Какие из указанных ниже педагогических принципов, на Ваш взгляд, самые важные? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Связь с жизнью общества

2) Опора на ценности российской культуры

3) Воспитывающий характер обучения

4) Системность знаний и умений обучающихся

5) Единство умственного, нравственного и трудового воспитания

6) Единство педагогических требований к обучающихся

7) Сочетание требовательности и уважительного отношения к обучающихся

8) Цель образования - будущее материальное благополучие обучающихся

9) Сочетание индивидуального подхода с коллективным обучением

10). Каждому обучающемуся - индивидуальный образовательный маршрут

11) Другое_

23. Что Вас привлекает в педагогической деятельности? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Возможность реализации своих интересов и склонностей

2) Режим работы

3) Творческий характер работы

4) Возможность приносить пользу

5) Коллеги, близкие мне «по духу»

6) Возможность профессионального совершенствования

7) Общение с обучающимися

8) Наблюдение личностного развития обучающимися

9) Проявление сплоченности коллектива класса, школы

10) Уважительное отношение обучающихся ко мне

11) Возможность собственного общекультурного развития

12) Заработная плата

13) Взаимоотношения с руководством образовательного учреждения

14) Другое_

24. В чем Вы видите главный смысл своей деятельности? (возможны несколько вариантов ответов)

1. Труд ради заработка

2. Разностороннее развитие обучающихся

3. Формирование нравственности и духовности у обучающихся

4. Необходимый стране, народу труд,

5. Духовное общение

6. Передача своих знаний и идеалов обучающимся

7. Приобщение обучающихся к ценностям российской культуры

8. Реализация моего призвания

9. Обогащение моего духовного мира

10. Другое_

25. Как изменились характеристики Вашей педагогической деятельности за последние 2-5 лет?

Характеристики деятельности Уменьшение Без изменения Повышение

1. Напряженность учебных программ 1 2 3

2. Технологичность обучения 1 2 3

3. Интенсивность педагогического труда 1 2 3

4. Нервная нагрузка в работе 1 2 3

5. Творческая свобода в работе 1 2 3

6. Объем отчетности 1 2 3

7. Информатизация учебного процесса 1 2 3

8. Взаимопонимание с обучающимся 1 2 3

9. Сплоченность студенческого коллектива 1 2 3

10. Учебно-познавательная активность обучающихся 1 2 3

11. Дисциплина обучающихся 1 2 3

12. Качество знаний и умений обучающихся, усвоенных на предыдущих этапах образования 1 2 3

13. Взаимодействие с коллегами 1 2 3

14. Контроль руководства образовательного учреждения 1 2 3

15. Методическая помощь руководства ОУ 1 2 3

16. Результативность учебной деятельности 1 2 3

17.

18

18.

26. В какой мере Вы испытываете трудности, реализуя следующие педагогические функции? (оценивается каждая позиция)_

Функции (компетенции) Степень трудности: 1 - минимальная;

5 - максимальная

1. Планирование учебно-воспитательного процесса 1 2 3 4 5

2. Организация учебно-воспитательного процесса 1 2 3 4 5

3. Формирование системы знаний, умений, компетентностей обучающихся 1 2 3 4 5

4. Воспитание гражданственности 1 2 3 4 5

5. Воспитание трудолюбия, любви к избранной профессии

6. Формирование дружного коллектива 1 2 3 4 5

7. Сопровождение обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам 1 2 3 4 5

8. Диагностика индивидуального развития обучающихся 1 2 3 4 5

9. Обеспечение учебной активности каждого обучающегося 1 2 3 4 5

10. Обеспечение дисциплины 1 2 3 4 5

27. Насколько Вы удовлетворены следующими аспектами Вашей деятельности?

Функции (компетенции) Степень трудности: 1 - минимальная;

5 - максимальная

1. Взаимодействием с обучающимся 1 2 3 4 5

2. Результатами обучения обучающихся 1 2 3 4 5

3. Результатами воспитания обучающихся 1 2 3 4 5

4. Взаимоотношением с коллегами 1 2 3 4 5

5. Взаимоотношением с администрацией

28. Что Вам мешает полнее реализовать себя в педагогической деятельности? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Недостаток (отсутствие) педагогического образования

2) Недостаток социально-экономических знаний

3) Недостаток психологических знаний

3) Несовершенство постдипломного педагогического образования

4) Отношения с коллегами

5) Отношения с непосредственным руководством

6) Неприятие политики Министерства образования

7) Несовершенство образовательных программ и стандартов

8)Несовершенство учебников, методической литературы

9) Чрезмерное множество и «разнобой» подходов к образованию

10) Неэффективность новых педагогических технологий

11) Слабая подготовка обучающихся на предыдущих этапах обучения

12) Слабые познавательные интересы обучающихся

13) Недисциплинированность обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14) Другое_

29. За счет чего можно было бы сократить непроизводительные затраты Вашего рабочего времени?

За счет совершенствования учебной программы

За счет сокращения лишних совещаний

За счет оптимизации учебного расписания

За счет усиления дисциплины обучающихся

За счет сокращения времени на подготовку к занятиям

За счет сокращения лишней отчетности

Путем совершенствования моего собственного опыта

Другое_

30. Какие качества личности, на Ваш взгляд, самые важные для успешной работы педагога? (возможны несколько вариантов ответов)

Требовательность Принципиальность Доброжелательность Чувство юмора Самообладание Наблюдательность Справедливость Чувство меры

Уважение достоинства обучающихся

Организованность

Ответственность

Чувство собственного достоинства Склонность к педагогической работе Другое_

31. Какие качества личности, на Ваш взгляд, особенно недопустимы для педагога? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Нетребовательность

2) Недоброжелательность

3) Невыдержанность

4) Необязательность

5) Необъективность, предвзятость

6) Неуважение обучающихся

32. Какое из приводимых суждений Вам ближе?

1) Охотно использую педагогические новации

2) Использую новации с осторожностью, только тщательно обдумав

3) Предпочитаю новациям проверенные практикой формы и методы

4) Другое_

33. Как ниже перечисленное влияет на Вашу работу? (оцениваются все позиции)_

Позиции Негативно Никак Позитивно

1. Новые педагогические теории 1 2 3

2. Новые педагогические технологии 1 2 3

3. Новые учебные программы 1 2 3

7) Неорганизованность

8) Безответственность,

9) Раздражительность

10) Равнодушие к обучающимся

11). Другое_

4. Новые учебники 1 2 3

5. Информатизация 1 2 3

6. Современные образовательные стандарты 1 2 3

7. Деятельность Министерства культуры и образования 1 2 3

8. Деятельность городского, районного комитета по образованию 1 2 3

9. Система повышения квалификации педагогов 1 2 3

34. Какие педагогические технологии Вы предпочитаете использовать в своей практике? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Традиционные (классические)

2) Обучение в малых группах

3) Метод проектов

4) Технология развития критического мышления

5) Технологии рефлексивного обучения

6) Игровые технологии

7) Технологии контекстного обучения

8) Обучение в сотрудничестве

9) Другое_

35. Какие методы диагностики учебной деятельности обучающихся Вы предпочитаете и почему? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Тестовые задания

2) Контрольные работы, рефераты, курсовые

3) Рейтинговую систему

4) Портфолио

5) Текущая успеваемость

6) Другое_

36. Оцените Ваш педагогический коллектив по степени а) его сплоченности,

б) образовательного уровня,

в) другое_

(1 - минимальная; 5 - максимальная):_

37. Используете ли Вы Интернет в педагогической деятельности? Да, постоянно

Да, периодически Нет

38. В каких целях Вы используете Интернет? (возможны несколько вариантов ответов)

1) Поиск педагогической информации

2) Просмотр федеральных образовательных порталов

3) Размещение учебных и методических материалов

4) Дистанционное повышение квалификации

5) Общение с коллегами

6) Другое_

39. Больше ли Вы теперь занимаетесь самообразованием?

1) Да, больше

2) Как и прежде

3) Меньше, потому что_

40. Если Вы занимаетесь самообразованием, то в какой области? (возможны несколько вариантов ответов) Информатизация

Общая культура Педагогика Психология Социология

Предмет, который я преподаю Другое_

41. Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время? (возможны несколько вариантов ответов)

Общаться с близкими, с друзьями

Читать классическую прозу, поэзию, книги по искусству, истории

Читать современные романы и детективы

Читать книги по педагогике и психологии

Посещать театры, музеи, достопримечательные места

Смотреть научные и культурно-исторические телепрограммы Смотреть развлекательные телепрограммы Другое_

42. Удается ли Вам реализовать свои интересы и увлечения?

1) Да,

2) Скорее да

3) Скорее нет

4) Нет

43. Если Вам не удается достаточно реализовать свои интересы, то почему? (возможны несколько вариантов ответов)

1) По семейным обстоятельствам

2) Много времени уходит на подготовку к занятиям

3) Из-за большой учебной нагрузки

4) В связи с постдипломным образованием (соискательство, аспирантура...)

5) Очень устаю на работе

6) Другое_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Приходилось ли Вам осуществлять исследование в процессе своей учебной работы? Да, по проблеме:_

Нет

45. Обсуждалось ли Ваше исследование где-либо?

1) Да, на методическом объединении, ученом совете и т.д.

2)Да, на конференции (уровень: районный, городской, региональный, международный и т.д.)

3) Нет

46. Имеете ли Вы публикации?

1. Да (где, и какие)_

2. Нет

47. Считаете ли Вы правильным рассматривать исследовательскую работу как показатель квалификации педагога?

1) Да

2) Нет

48. Считаете ли Вы правильным рассматривать публикации педагога как показатель квалификации, особенно в зарубежных журналах?

1) Да (почему)

2) Нет (почему)

49. Тип Вашего образовательного учреждения: Гимназия

Лицей

Колледж

Университет

Другое_

50. Ваш пол:

1. Мужской

2. Женский

3. Ваш возраст:_

Система оценивания деятельности педагогических кадров должна стать объективным, независимым и в то же время мотивирующим фактором для каждого педагога в достижении поставленных целей образования, прописанных в профессиональном стандарте педагога и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также решение проблемы повышения качества образования практически определяет личность учителя, его профессиональный уровень, личностный духовно-культурный потенциал и вовлеченность педагога в дела и события коллектива школы.

Литература

1. Назарова С.И. Оценка качества педагогической деятельности работников общего и профессионального образования: инструментарий и технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3(19). С. 15-26.

2. Назарова С.И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта // Человек и образование. 2015. №1 (42). С. 129-133.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 28.05.2016).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и соц. Защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н [Электронный ресурс] // Российская газета: [портал]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 28.05.2016).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс] // Программный центр [сайт]. URL: http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=3285 (дата обращения: 28.05.2016).

Nazarova Svetlana Ivanovna,

The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, [email protected]

INTERRELATION OF REQUIREMENTS TO THE PROFESSIONAL LEVEL OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION AND THE PROFESSIONAL STANDARD «THE TEACHER»

Ännotation

In article the main requirements to the professional level of the teacher in the context of two documents of The Professional Standard «The Teacher» and The The Federal State Educational Standard of the Main General Education which concretize and regulate pedagogical activities in modern conditions are analyzed. Keywords:

professional level of the teacher; requirements; education quality criterions; efficiency of quality of education; The The Federal State Educational Standard of the Main General Education; The Professional Standard «The Teacher».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.