Научная статья на тему 'Применение проектного метода в образовательных организациях СПО'

Применение проектного метода в образовательных организациях СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / метод проектов / исследовательское направление проектной деятельности. / project / project activity / project method / research direction of project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Надежда Викторовна

В статье рассматривается роль проектного метода в организации учебного процесса в образовательных организациях СПО, как возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося и как средство его самореализации. Подводятся итоги применения проектного метода в образовательном процессе за 2018-2019 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PROJECT METHOD IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SPO

The article considers the role of the project method in the organization of the educational process in educational organizations of secondary vocational education, as an opportunity to maximize the creative potential of the student and as a means of self-realization. The results of the application of the project method in the educational process for the 2018-2019 school year are summarized.

Текст научной работы на тему «Применение проектного метода в образовательных организациях СПО»

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / PUBLIC administration

УДК.377. 5

Черникова Надежда Викторовна

Преподаватель, Колледж многоуровневого профессионального образования ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10540 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Chernikova Nadezhda Viktorovna

Teacher, College of multi-level vocational education FGBOU VO RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

APPLICATION OF THE PROJECT METHOD IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SPO

Аннотация:

В статье рассматривается роль проектного метода в организации учебного процесса в образовательных организациях СПО, как возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося и как средство его самореализации. Подводятся итоги применения проектного метода в образовательном процессе за 2018-2019 учебный год.

Abstract:

The article considers the role of the project method in the organization of the educational process in educational organizations of secondary vocational education, as an opportunity to maximize the creative potential of the student and as a means of self-realization. The results of the application of the project method in the educational process for the 2018-2019 school year are summarized.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, исследовательское направление проектной деятельности.

Key words: project, project activity, project method, research direction of project activity.

Российское профессиональное образование движется по пути развития практико-ориентиро-ванного обучения. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные и воспитательные задачи.

Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции, по личному распоряжению Н.К. Крупской, метод проектов применялся в школах. С 1919 года в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался. И только в конце 80-х годов XX века данный метод стал востребован. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение.

Сегодня будущему специалисту недостаточно только теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Это должно быть заложено в основу организации учебного процесса любое образовательное учреждение СПО.

Введение в образовательный процесс ФГОС СПО 3++ поставило перед учреждениями профессионального образования задачу выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции [1].

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов.

Совместить теорию и практику в подготовке специалистов, сформировать общие и профессиональные компетенций у обучающихся, как одного из требований образовательных стандартов, помогает в своё время забытый метод проектов.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом [2].

Цель метода проектов заключается в развитии профессиональных навыков.

Предназначение данного метода состоит в предоставлении обучающимся возможности само-

РЦВЫС ЛБММБТКЛТЮМ / <<Ш1ШМУМ-ШУГМак>>#Щ19)),2(0]9

стоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Суть метода проектов заключается в развитии интереса студентов к определенной проблеме, решение которой предполагает владением определенными знаниями. А сама разработка проекта предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.

Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала и средство самореализации. Это деятельность позволяет обучающемуся проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А так же это возможность:

- научиться проводить анализ;

- научиться применять полученные знания, умения и навык;

- продемонстрировать достигнутый результат;

- проявить инициативу и самостоятельность.

Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, а так же формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и освоению компетенций.

Для преподавателя учебный проект - это инте-гративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектной деятельности, а также навыки поиска информации, самообучения, исследовательскую и творческую деятельность, а так же решить следующие задачи:

- развитие аналитических способностей;

- усиление побуждения к инновациям;

- личностное развитие, проявление инициативы и креативности;

- содействие открытому обсуждению и обмену опытом;

- развитие способности демонстрировать результативность своих планов и решений.

Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Проекты бывают творческими, исследовательскими и практико-ори-ентированными.

Как преподаватель профессиональных дисциплин, в своей работе использую исследовательское направление проектной деятельности, которое направлено на получение научного знания, характеризующегося новизной и теоретической или

практической значимостью. Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы. После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи. Исходя из этого, выдвигается гипотеза решения проблемы и описываются теоретические и эмпирические методы исследования. По завершению исследовательской работы формулируются результаты и выводы, обозначаются новые исследовательские проблемы.

Результатом применения проектного метода в 2018-2019 учебном году в работе с обучающимися по специальности 38.02.07 Банковское дело КМПО РАНХиГС стали высокие результаты двух студенческих проектов на Всероссийских конкурсах «Веление времени» и «Национальное достояние России» [3].

В ноябре 2018 года студентка 2 курса специальности 38.02.07 Банковское дело Корсакова А.Г. с проектом на тему «Технико-методологические аспекты безбумажной бухгалтерии» стала победителем V Всероссийского конкурса научных, исследовательских и творческих работ (проектов) молодежи по гуманитарным, правовым и экономическим дисциплинам «Веление времени» и награждена Дипломом победителя и Золотым знаком отличия «Национальное достояние» [4].

В марте 2019 года студентка 3 курса специальности 38.02.07 Банковское дело Лигай О.В. с проектом на тему «Современный учёт налога на имущество коммерческой организации» стала победителем XIII Всероссийского конкурса достижения талантливой молодежи «Национальное достояние России» и награждена Дипломом победителя и Серебряным знаком отличия «Национальное достояние».

Проектная работа Корсаковой А.Г. и Лигай О.В. стала фактором общения и пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Она вывела их на подлинное сотрудничество и создала условия для внутренней активности личности и развила творческое мышление. Учебный процесс для них стал личностно значимым и помог раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности.

Не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива. Но умение мыслить творчески поможет будущему специалисту при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.

<<ШУШетиМ~^®и©Мак>>#Щ19)),2(0]9 / PUBLIC ADMINISTRATION

Лигай О. Победитель 13 Всероссийского конкурса Национальное достояние России

Корсакова А. Победитель 5 Всероссийского конкурса Веление времени

Используемая литература:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018г №67 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Е.С. По-лат. - М: Издательский центр «Академия», 2009. -272с.

3. Постановление Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»» от 29 ноября 2018г №111

«Об утверждении результатов XLП Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «Обретенное поколение - наука, творчество, духовность», XLП Всероссийского конкурса научно-

исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура», V Всероссийского конкурса научных, исследовательских работ (проектов) молодежи по гуманитарным, правовым и экономическим дисциплинам «Веление времени»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://integrariya.org/arkhivy/op/42/Postamvlenie%2 0111%20OP-UNK-VV%202018-2.pdf

4.Постановление Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»» от 28 марта 2019г №115 «Об утверждении результатов XIII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» и VI Всероссийского молодежного форума «АПК-молодежь, наука, инновации»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://integraciya.org/arkhivy/ndr/13/Postanovlen ie%20115%20NDR-APK%202019.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.