Научная статья на тему 'Реализация международного проекта «Голубой коридор» в Северо-Западном регионе РФ'

Реализация международного проекта «Голубой коридор» в Северо-Западном регионе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация международного проекта «Голубой коридор» в Северо-Западном регионе РФ»



Международный проект «Голубой коридор

Реализация международного проекта «Голубой коридор» в Северо-Западном регионе РФ

И.К. Аминов,

зам. начальника отдела филиала «Ленавтогаза» (ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»), Д.Г. Корниенко,

зам. начальника отдела филиала «Ленавтогаза» (ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»), А.В. Смирнова,

экономист отдела филиала «Ленавтогаза» (ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»)

За последние годы потребление

компримированного природного газа (КПГ) в Северо-Западном регионе имеет тенденцию к увеличению. По результатам 2008 г. совокупное потребление КПГ увеличилось на 15%. Причем на отдельных АГНКС увеличение загрузки составляет: Великий Новгород - 33%, Тверь - 43%, Смоленск - 28% (рис. 1).

Это связано в основном с возрастающим интересом потребителей к экономически выгодному и качественному альтернативному топливу - КПГ, а также с активной деятельностью ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» по стимулированию потребления КПГ.

Неоднократно уже отмечалось, что обеспечение внутренних и международных автомобильных трасс газовым моторным топливом является своевременным и необходимым.

В настоящее время в странах Европы наблюдается стабильный рост количества газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ, ежегодно растут объемы потребления газомоторного топлива, строятся новые АГНКС.

Отсутствие достаточного количества АГНКС на международных автотранспортных маршрутах является одним из тормозящих факторов в развитии отечественных рынков газомоторного топлива.

Зона ответственности ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» охватывает важные участки международного проекта «Голубой коридор»,

который в свою очередь является составляющей частью проекта международных транспортных коридоров (МТК).

В границах действия ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» проходят участки трех международных транспортных коридоров по проекту «Голубой коридор»:

■ Таллинн - Рига

- Варшава - Калининград - Гданьск (МТК 1) (рис. 4);

■ Берлин - Варшава - Минск - Москва

- Нижний Новгород (МТК 2) (рис. 3);

■ Хельсинки -Санкт-Петербург - Москва - Витебск - Киев

- Одесса - Кишинев

- Пловдив - Бухарест

- Александруполис (МТК 9) (рис. 2).

Наиболее обеспеченным автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями на территории Северо-Запада России является транспортный коридор № 9. На участке между Хельсинки и Москвой действуют шесть АГНКС ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

В настоящее время имеется разрыв в обеспечении КПГ на участке трассы между Великим Новгородом и Тверью - он составляет 350 км. Этот разрыв будет устранен по окончании строительства АГНКС в г. Валдай, и тогда будет получен полноценный участок «Голубого коридора».

Недостатком, однако, будет довольно большое расстояние между АГНКС

/ / / / / У # / / / / / # /

/ ✓ / / / / > / # ^ & * ^ #

Рис. 1. Объем реализации КПГ (тыс. т) на АГНКС (2007 г. - май 2009 г.): а - на АГНКС в г. Тверь; б - на АГНКС в г. Великий Новгород; в - на АГНКС в г. Смоленск

) Л

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (11) сентябрь 2009 г.

б

ждународный проект «Голубой коридор» I

на участке Санкт-Петербург - Хельсинки. Расстояние между АГНКС в Сестро-рецке и АГНКС в Котке составляет 240 км, что на 40 км больше принятого «шага» размещения. Поэтому, на наш взгляд, необходима станция в Выборге. Строительство ее запланировано Целевой комплексной программой развития газозаправочной сети на 2010-2015 гг. ОАО «Газпром». Кроме этого, в программе запланировано

строительство ряда других АГНКС по этому же маршруту. После ввода их в эксплуатацию на маршруте Хельсинки - Москва будет действовать 10 АГНКС ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», среднее расстояние между которыми составит 110 км. При этом максимальная отдаленность друг от друга не будет превышать 150 км.

Что касается второго международного транспортного коридора МТК 2 по

маршруту Берлин - Варшава - Минск -Москва - Нижний Новгород, то на участке Москва - Витебск действует только одна АГНКС ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в Смоленске.

На рис. 3 можно увидеть, что есть разрыв в обеспечении автотранспорта КПГ на участке между Смоленском и Москвой (350 км), который планируется ликвидировать путем строительства АГНКС в Вязьме. В настоящее время осуществляется подготовка к строительству этой станции, после ввода ее в эксплуатацию этот разрыв будет устранен.

Что касается первого транспортного коридора из Таллинна в Гданьск, то здесь ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» пока не имеет АГНКС, но строительство станций в Калининграде и Советске (Калининградская область) запланировано в рамках Целевой комплексной программы ОАО «Газпром».

Если говорить в целом о проекте «Голубой коридор», то после ввода в эксплуатацию АГНКС в гг. Валдай, Вязьма, Выборг и Калининград в зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» этот проект будет полностью реализован. Расстояние между станциями не будет превышать 200 км, что соответствует общей концепции создания подобных «Голубых коридоров».

В рамках реализации Целевой комплексной программы планируется строительство еще 24 АГНКС на территории Санкт-Петербурга, Карелии, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Тверской и Калининградской областей, что к 2015 г. позволит обеспечить газомоторным топливом (природным газом) основные транспортные артерии Северо-Западного региона.

До 2008 г. проект «Голубой коридор» носил в большей степени теоретический характер. Осенью 2008 г. идея стала превращаться в реальность. 17 сентября 2008 г. из Санкт-Петербурга стартовал автопробег «Голубой коридор» по маршруту Санкт-Петербург - Москва, инициированный ОАО «Газпром» и организованный ООО «ВНИИГАЗ», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и Национальной газомоторной ассоциацией. Маршрут автопробега прошел через гг. Санкт-

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (11) сентябрь 2009 г. ¡ДадДцдЩйц.|РЦ>д^»ИРШИШИИЙ

Международный проект «Голубой кор

Рис. 4. Участок транспортного коридора Таллинн - Рига - Варшава - Калининград - Гданьск (МТК 1)

Петербург, Великий Новгород, Тверь и финишировал на территории ООО «ВНИИГАЗ» в Москве 22 сентября 2008 г. Общая протяженность маршрута составила 720 км. Автоколонна состояла из 15 автомобилей различных про-

изводителей: грузовые автомобили КамАЗ, автобусы ЛиАЗ и НЕФАЗ, легковые автомобили Опель, Фольксваген, ВАЗ, ГАЗ. Главной целью пробега было привлечение внимания к альтернативному моторному топливу - метану,

повышение популярности этого вида топлива, как наиболее экологически чистого, дешевого, безопасного и доступного углеводородного топлива.

В апреле 2009 г. опыт проведения «Голубых коридоров» был продолжен. С 20 по 24 апреля 2009 г. в целях дальнейшего продвижения компримиро-ванного природного газа как моторного топлива состоялся очередной автопробег автомобилей, работающих на КПГ. Маршрут протянулся от Ростова-на-Дону до Сочи через Краснодар и Новороссийск. В пробеге принял участие транспорт, использующий КПГ в заводском исполнении: КамАЗ, Фольксваген, Мерседес, Опель, ГАЗ, ЛиАЗ, 1УЕСО (16 автомобилей).

Проводимые ОАО «Газпром» автопробеги показывают на практике возможность использования транспорта на КПГ в междугородных и международных перевозках, способствуя появлению среди региональных властей, перевозчиков и автовладельцев все больше сторонников перевода автотранспорта на газомоторное топливо, что не может не сказываться на увеличении загрузки АГНКС, находящихся именно на маршрутах «Голубых коридоров».

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО

топливо Международный профессиональный журнал

^^^ьь ^д^ЙЯЯЯ ----- _ тап ПИВО — Эксклюзивная аналитика и обзоры рынков биоэтанола, биодизе*

■В»*. ^йЛВ'^^а ЕРНАТИВНОс 1и _ ____ биогаза, пеллет и брекетов, солнечной и ветровой энергетики, а так;

^ИН ■«¿ЯЯИВ« | энергоэффективныхтехнологий и оборудован

К,' 1И1 ^ ,________________________

ЕРИАТИВНОЕ ТОПЛИВО

ls»°É топливо

i ИТ i П

важнейших ' У

— Эксклюзивная аналитика и обзоры рынков биоэтанола, биодизеля, биогаза, пеллет и брекетов, солнечной и ветровой энергетики, а также эне ргоэффективныхтехнологий и оборудования

— Анализ нормативной базы государств и ее изменения

— Конкретные примеры деятельности компаний

^Яр^п — Описание новых технологических

решений и достижений

— Конъюктурз рынков альтернативного топлива и энергии

— Котировки акций компаний, работающих

й,. ; - Котировки акции

,w «Jjt,Щ^р^ЖД^^^^К^ЕИЯ компании, работающих

-Bgj-- ^ сфере

Формат: A4 " ■ * 7 fWr

География читзтелеи-ci^ài ' » ; "*'• 1 Кш^Я^г^ 'А

Версии

SBr*"-

(Íternative ^'Wf^ •.'. '

r . • • - >1 " ... lifi <) 4 ; _ .. ..••. ----i •

■ • ' iiVtiirvih;: ^^,1, vç^&ue^Jternative.corn.ija ^ - _V - ^ . ' / .. f , •

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (11) сентябрь 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.