(Щ
Голубые коридоры
Использование КПГ
в Самарской области
С.В. Синегубов,
директор «Самараавтогаз» филиала ООО «Газпром трансгаз Самара»
The use of CNG in the Samara region
S.V. Sinegubov
Использование газа в качестве моторного топлива является единственным в своем роде экологическим мероприятием, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом от радикального снижения финансовых расходов на горючее, приобретаемое для автотранспорта.
В настоящее время в Самарской обл.
средняя стоимость жидких моторных топлив составляет 27 руб./л и продолжает неуклонно расти, стоимость же 1 м3 ком-примированного природного газа (КПГ) составляет 12 руб./м3 и, как правило, индексируется не чаще, чем раз в год. Устанавливая розничную цену на КПГ ООО «Газпром трансгаз Самара» строго руководствуется постановлением Правительства РФ от 15.01.1993 г. № 31 «...отпускная цена на КПГ устанавливается в размере не более 50 % от цены бензина А-76». В силу ряда причин эта цена порой ниже себестоимости, но это никак не отражается на качестве КПГ, производимого и реализуемого на АГНКС Общества. Самарским центром сертификации продукции и услуг выдан сертификат, подтверждающий соответствие КПГ требованиям к топливу для автомобильных двигателей.
В зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Самара» работают девять АГНКС: пять - в Самарской, три - в Ульяновской и одна - в Оренбургской обл. Кроме того, передвижные автогазозаправщики (ПАГЗ) обеспечивают заправку КПГ еще в пяти точках, расположенных на оживленных маршрутах Самарской и Ульяновской обл.
Упомянутые ПАГЗы много раз доказали свою эффективность в вопросах привлечения новых потребителей, которых не удовлетворяет существующая сеть АГНКС, определения мест для строительства стационарных станций, дублирования АГНКС на период их ремонта. Гарантия бесперебойной заправки потребителей - основной принцип Общества, поэтому в 2012 г. планируется ввести в эксплуатацию еще один ПАГЗ для обслуживания трех площадок, куда будет доставляться КПГ в газозаправочных модулях.
В рамках Целевой комплексной программы ОАО «Газпром» по расширению сети АГНКС до 2015 г. планируется строительство четырех новых станций в городах Самарской обл. Сергиевске, Тольятти, Отрадном и Похвистнево и двух станций в Ульяновске.
Строительство многотопливной автозаправочной станции (МАЗС), расположенной в г. Похвистнево, практически завершено. Ввод ее в эксплуатацию запланирован на I полугодие 2012 г. Она рассчитана на 150 заправок метаном и 600 заправок бензином и дизельным топливом в сутки.
При строительстве этой МАЗС внедрены прогрессивные и энергосберегающие технологии, обеспечена полная автоматизация процесса и максимальная безопасность эксплуатации. На станции
установлено высококачественное оборудование, произведенное на заводе Galileo (Аргентина), являющемся одним из мировых лидеров в производстве газовых компрессоров. Проект прошел государственную экспертизу и полностью соответствует требованиям промышленной безопасности, санитарным правилам и нормам, государственным стандартам, отраслевым нормативным документам по проектированию и строительству объектов газовой промышленности, нормам и правилам пожарной безопасности, безопасности труда, охраны окружающей среды, действующим на территории Российской Федерации.
Весь этот немалый потенциал по производству КПГ в полной мере используется автопарком ООО «Газпром трансгаз Самара», который насчитывает около 300 автомобилей, заправляемых этим видом топлива. Благодаря КПГ предприятие только в прошлом году сэкономило на топливе более 8 млн руб. На практике доказано, что использование КПГ увеличивает ресурс автотранспортных средств, удешевляет их техническое обслуживание за счет увеличенных в 1,5 раза периодов замены масла в двигателе, других расходных материалов и запчастей. В ООО «Газпром трансгаз Самара» с 90-х гг. прошлого века и по настоящее время на КПГ работают машины с пробегом более 500 тыс. км без единой поломки двигателя. В отличие от автомобильных бензинов КПГ имеет лучшие антидетонационные характеристики (октановое число газомоторного топлива достигает 100-105). Газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает
»ЮПФйявби
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал. Эти факторы позволили значительно увеличить интервал между техническим обслуживанием техники, снизить затраты на материалы и, следовательно, себестоимость транспортных услуг. Ну, а руководство автопредприятия оценило гарантию качества КПГ, его защищенность от подделок и хищений.
Понимание перспективности природного газа в качестве моторного топлива есть и у администрации Самарской обл. В октябре 2011 г. распоряжением вице-губернатора - первого заместителя председателя правительства Самарской обл. А.П. Нефедова организована межведомственная рабочая группа, основная задача которой - расширение использования природного газа в автотранспортном комплексе бюджетной сферы. На совещании группы главам муниципальных образований дано поручение начать подготовку к формированию областной программы перевода на КПГ автобусных парков, спецтехники коммунальных хозяйств и других транспортных средств в регионах. Стимулом для активизации этой работы стал организованный ОАО «Газпром» автопробег «Голубой коридор - 2011», маршрут которого прошел в том числе и через Самару. На прошедшем в ходе пробега круглом столе были подписаны соглашения между ООО «Газпром трансгаз Самара», областным правительством и мэрией Самары о приоритетном использовании природного газа в качестве моторного топлива и поэтапном наращивании доли КПГ в топливном балансе бюджетных организаций к 2020 г. до 30 %.
Более оперативно делают выбор в пользу дешевого и качественного топлива коммерческие структуры. В Самарской и Ульяновской обл. эксплуатируется около 1800 ед. техники, работающей на КПГ, которая экономит только на топливе свыше 50 млн. руб./год. 80 % этой техники принадлежит предприятиям разных форм собственности, занятых перевозочной деятельностью.
В Ульяновске две АГНКС производят в среднем 700 заправок в сутки по 30-40 м3 каждая, обслуживая микроавтобусы ассоциации пассажирских перевозчиков «Город», которые работают на городских и пригородных маршрутах. В Тольятти предприятие «Регионавтотранс» до 2010 г. перевозило работников ВАЗа на 200 газовых автобусах, что в значительной мере улучшило экологическую обстановку в районе расположения автогиганта, и как следствие - оказало положительное влияние на
Машины на заправке газом
здоровье сотрудников предприятия. Безусловно, КПГ - топливо, которое повышает комфортность жизни в густонаселенных районах с интенсивным движением. И водители, и пассажиры отмечают малую вибрацию от ДВС, работающих на газе, значительно меньший, чем у дизельных машин, шумовой фон.
ООО «Газпром трансгаз Самара» использует все доступные средства для дальнейшей популяризации использования КПГ: проводит семинары, организует выставки и рекламные компании с привлечением средств массовой информации, оказывает помощь крупным потенциальным потребителям в расчетах экономической эффективности применения КПГ в качестве моторного топлива. Как один из инструментов популяризации природного газа ООО «Газпром трансгаз Самара» использует благотворительность - в 2011 г. был бесплатно переоборудован микроавтобус, принадлежащий многодетному семейству, глава которого зарабатывает извозом. Для работников Общества разработано и внедрено положение, предусматривающее компенсацию затрат в размере до 50 % общей стоимости газобаллонного оборудования и комплекта баллонов на перевод личных автомобилей на газ. Данная компенсация предоставляется в виде единовременной финансовой помощи путем перечисления денежных средств на зарплатную карту работника.
К сожалению, отдельные достижения нивелируются нередкими отступлениями от принятого направления, обусловленными управленческими ошибками, лоббированием интересов нефтяных компаний и в любом случае идущими вразрез с федеральной политикой энергосбережения. Так, в силу ряда причин предприятие «Ре-гионавтотранс» вынуждено было объявить себя банкротом. 200 практически новых газовых автобусов частично были проданы в
другие регионы, частично простаивают до сих пор. Маршруты на доставку сотрудников ВАЗа были переданы мэрией Тольятти многочисленным индивидуальным предпринимателям. Правительство Ульяновской обл., напротив, для повышения качества и безопасности пассажирских перевозок начало возрождать крупные предприятия по перевозке пассажиров, но обновление их подвижного состава происходит за счет покупки дизельных автобусов китайского производства. Предприниматели же, не получающие дотаций и поэтому использующие недорогой метан, постепенно вытесняются с этого рынка посредством закрытия маршрутов и репрессий ГИБДД.
Одним из последствий этих событий является снижение потребления газа на АГНКС, а значит убыточность его производства и рост дотаций, выделяемых ОАО «Газпром» на этот вид деятельности.
В целом, говорить об интенсивном прогрессе в замещении традиционных видов моторного топлива природным газом в Самарской и Ульяновской обл. не приходится. Однако есть и положительные тенденции. Министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. поддержали проект ООО «Газпром трансгаз Самара» по газификации городского транспорта и созданию инфраструктуры по его обслуживанию и заправкам как часть мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Глава г. Похвистнево письменно подтвердил намерения о переводе муниципальной техники на газ в связи с открытием в городе АГНКС. Крупными грузоперевозчиками, доставляющими на ВАЗ продукцию смежников, заключены договоры на приобретение газобаллонной аппаратуры для переоборудования своих автопарков в 2012 г. Все эти отдельные факты внушают оптимизм и позволяют сделать вывод, что все-таки интерес к газомоторному топливу в регионе сохраняется.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ