Научная статья на тему 'АвтоМетанГруп: строительство АГНКС в Воронежской области'

АвтоМетанГруп: строительство АГНКС в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Денисенко Анатолий Владимирович, Мякинин Владимир Абрамович

Задача строительства сети АГНКС решается в Воронежской обл. с 2006 г. Инвестиционный проект «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и реализация компримированного природного газа (метан) на территории Воронежской области» реализует ООО «АвтоМетанГруп».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АвтоМетанГруп: строительство АГНКС в Воронежской области»

Голубые коридоры

АвтоМетанГруп: строительство

АГНКС в Воронежской области

A.В. Денисенко,

генеральный директор ООО «АМГ»,

B.А. Мякинин,

технический директор ООО «АМГ»

AvtoMetanGrup: construction

of CNG stations in Voronezh region

A.V. Denisenko, V.A. Myakinin

Задача строительства сети АГНКС решается в Воронежской обл. с 2006 г. Инвестиционный проект «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и реализация компримированного природного газа (метан) на территории Воронежской области» реализует ООО «АвтоМетанГруп».

В настоящее время в области насчитывается около 700 тыс. автомобилей, которые потребляют более 600 тыс. т бензина и 200 тыс. т дизельного топлива в год. Ежегодные выбросы токсичных веществ в атмосферу составляют приблизительно 360 тыс. т (приведенные). По данным управления по экологии и природопользованию Воронежской обл. только в Воронеже автомобильный транспорт вносит 87 % общего объема выбросов и оказывает негативное воздействие на здоровье населения.

Для сокращения выбросов загрязняющих веществ от работы пассажирского автотранспортного комплекса области, уменьшения расходной части пассажирских автопредприятий на приобретение ГСМ, снижения нагрузки на областной бюджет администрацией области реализуется областная целевая программа по переводу пассажирского автотранспорта, выполняющего социально значимые пассажирские перевозки, на использование газового топлива.

К сдерживающим факторам расширения газификации транспорта относятся отсутствие разветвленной сети АГНКС на территории области и их удаленность от автопредприятий. В настоящее время в области около 1,5 тыс. автомобилей используют КПГ.

Одной из новых черт российского рынка КПГ для автотранспорта стало появление АГНКС, не входящих в систему Газпрома или Минпромэнерго. В этой связи следует подчеркнуть, что субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно предоставлять льготы по налогу на прибыль, имущество, транспортному налогу, платам за выбросы и т.д. Первые шаги в этом направлении уже сделаны и в Воронежской обл. - приняты законы, стимулирующие использование природного газа в качестве моторного топлива.

На территории области функционируют шесть АГНКС (пять из них принадлежат ОАО «Газпром») для заправки автотранспорта КПГ, построенных еще в прошлом веке:

• две - в Воронеже мощностью 500 заправок в сутки;

• по одной - в гг. Лиски, Острогожск, Россошь, Калач мощностью 250 заправок в сутки.

В августе 2009 г. введена в эксплуатацию автомобильная газонаполнительная компрессорная станция ООО «АМГ» в г. Борисоглебске. С этого времени было переведено на КПГ 19 автобусов Борисоглебского и 9 автобусов Грибановского ПАТП. Экономия денежных средств на газосмазочных материалах составила на сегодняшний день

по Борисоглебскому ПАТП - 3 895 751 руб., по Грибановскому - 1 030 409 руб.

При эксплуатации АГНКС ООО «АМГ» столкнулось с рядом проблем.

Первая проблема связана с Правилами поставки газа в Российской Федерации.

Несмотря на изменения, которые были внесены в Правила в 2010 г., неравномерность суточного потребления газа на АГНКС такова, что приводит к лишним затратам на оплату газа, полученного сверх договорного объема за сутки. И это несмотря на то, что месячный потребляемый объем не выходит за договорной.

Для развития сети АГНКС, не входящих в систему Газпрома, крайне необходимо из пункта 13 Правил исключить для АГНКС абзац следующего содержания: «При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 % ниже, а максимальный суточный объем поставки газа более чем на 10 % выше среднесуточной нормы поставки газа».

Вторая проблема - оптовая цена на газ, используемый в качестве сырья на АГНКС.

Из ежегодных приказов Федеральной службы по тарифам России изъят п. 3, который существовал вплоть до приказа от 17.11.2005 г. № 524-э/1, а именно «Утвердить и ввести в действие с 1 января 2006 г. оптовые цены на газ, ...реализуемый для использования в качестве сырья на АГНКС, в размере 690 руб. за 1000 м3 (без НДС)». Исчезновение этого пункта привело к повышению отпускной цены газа для АГНКС, не входящих в ОАО «Газпром», более чем в 5 раз!

Мы обратились с вышеуказанными предложениями в правительство РФ. Принятие этих предложений является самым ожидаемым событием для всех предпринимателей, ведущих бизнес в данной сфере.

В целом в Воронежской обл. планируется размещение семи АГНКС разной производительности вдоль федеральных автомобильных магистралей «Дон», Курск - Воронеж - Борисоглебск и автодорог областного значения. При размещении АГНКС будет учитываться принцип близости к крупным муниципальным образованиям. АГНКС блочного типа российского, аргентинского или

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

t jBkДШИ .....ттигятп,.,

Голубые коридоры

иного производства, рассчитанные на 200 заправок автомобилей в сутки, будут размещены автономно или в составе МАЗС, что позволит обеспечить КПГ муниципальный и транзитный транспорт. По мере расширения парка ГБА производительные мощности АГНКС будут увеличиваться.

Проект предусматривает создание технических центров по переоборудованию, сервисному обслуживанию ГБА, переосвидетельствованию газовых баллонов, а также организацию учебных центров для водителей и обслуживающего персонала на базе пассажирских автотранспортных предприятий.

Избранная стратегия, следование ее напра влениям, реализа ция разрабатываемых программ и проектов позволят к 2020 г. выполнить следующее:

• уменьшить транспортную составляющую в комплексе экологических проблем;

• полностью обеспечить компри-мированным природным газом парк ГБА;

• создать условия для дальнейшего увеличения парка пассажирского и муниципального транспорта, спецтранспорта и сельхозтехники, использующих КПГ в качестве ГМТ;

• снизить удельные затраты транспортных предприятий на приобретение ГСМ;

• увеличить моторесурс двигателей;

• создать новые рабочие места;

• сформировать газовый коридор Север - Юг, Запад - Восток для обеспечения транзитного потока ГБА;

• обеспечить ряд промышленных предприятий области заказами и создать предпосылки для продолжения НИОКР в области альтернативных видов топлива и энергетики.

В настоящее время АГНКС, находящиеся на территории Воронежской обл., обладают суммарной мощностью около 41 млн м3/год, из них 40,875 млн м3 приходятся на АГНКС, принадлежащие ОАО «Газпром». Загрузка в лучшем случае составляет 20 %. И это несмотря на выгодную отпускную цену КПГ - 10 руб./м3. Разница в цене между жидким и газовым топливом уже доходит до 20 руб.

По нашему мнению, есть несколько причин, сдерживающих применение КПГ:

• слабая информированность населения о значительной выгоде его применения;

• высокая стоимость газового оборудования в основном за счет газовых баллонов - цена металлических баллонов уже сравнялась с ценой композитных (9 тыс. руб. Первоуральские и 13 тыс. рублей Орские металлические 50-литровые баллоны);

• недостаточное число АГНКС и удаленность их от потребителей.

Остановимся на последнем пункте.

В Воронеже ближайшая конечная остановка пассажирского автотранспорта находится на расстоянии 5 км от АГНКС-1. Поездка на заправку по загруженным дорогам города не оставляет времени на отдых водителям между рейсами.

Поселок Грибановский находится на расстоянии 13 км от АГНКС в г. Бори-соглебске. На поездку в 26 км уйдет до 10 % газа.

В области имеется много относительно крупных районных центров и населенных пунктов с большим количеством автотранспорта, но расстояние от них до ближайшей АГНКС составляет 50-100 км. Поездка на заправку на такие расстояния - нереальное мероприятие.

По нашему мнению, решить эту проблему могут передвижные автомобильные газовые заправщики (ПАГЗ). Их использование будет эффективным как в областном центре на конечных остановках пассажирского автотранспорта и автовокзалах, так и в райцентрах и крупных населенных пунктах области. Большой помощью сельскому хозяйству будет доставка КПГ прямо в поле к работающим тракторам, оборудованным по схеме газ-дизель. Пример - сельскохозяйственное предприятие ООО «Горизонт-С» (г. Маркс Саратовской обл.).

Конечно, ПАГЗ должен принадлежать владельцу АГНКС, так как его эксплуатация увеличивает ее загрузку и соответственно приносит дополнительную прибыль. Это не исключает приобретение их сельскохозяйственными предприятиями, холдингами. Но при стоимости ПАГЗа на 3 тыс. м3 без дожимного компрессора более 10 млн руб. другие разрозненные владельцы АТС вряд ли смогут их приобрести.

Число внедряемых ПАГЗов должно координироваться с процессом переоборудования АТС на КПГ или приобретением АТС с газовыми двигателями

в районах расположения АГНКС. Использование ПАГЗов - это первый необходимый шаг, который потребители сразу оценят - газ постоянно рядом, цена вполне приемлемая.

Вторым шагом должно стать снижение стоимости газового оборудования и, главным образом, газовых баллонов. Цена их, как металлических, так и композитных, явно завышена. Удельная стоимость облегченного металлического баллона составляет 210 руб. за 1 кг массы баллона. Производящие их заводы (Первоуральский, Орский) являются монополистами, живут за счет другой продукции и снижать стоимость баллонов, видимо, не собираются. Несколько иная ситуация с композитными баллонами. Главный их производитель ООО «НПФ Реал-Шторм» поставляет баллоны для сборки АТС с газовыми двигателями (КАМАЗ, ЛиаЗ, НЕФАЗ) и в общей цене автомобиля их цена незаметна. Однако стоимость этих автомобилей на 15...20 % выше цены аналогов на жидком моторном топливе, что также сдерживает их реализацию.

Необходимо составить этим производителям прямую конкуренцию.

И, наконец, третий шаг - это продуманное кредитование переоборудования или приобретения новых АТС с газовыми двигателями. Владелец АТС должен сразу ощутить выгоду. При цене КПГ 10 руб./м3 и бензина или ДТ 30 руб./л из разницы в расходах на топливо, например, 10 руб. должны пойти на погашение кредита, а 10 руб. - владельцу АТС. Все платежи можно отследить по карточке и по показаниям спидометра для исключения вольностей при оплате кредита.

Предлагаемые практические мероприятия не идут вразрез с действующим законодательством, их реализация позволит значительно увеличить темп роста реализации КПГ не только в Воронежской обл., но и во всей Российской Федерации.

Масштабное внедрение КПГ на автотранспорте и в сельском хозяйстве под силу только Газпрому. Никакие другие структуры не способны будут в дальнейшем преодолеть конкурентную борьбу с мощными нефтяными компаниями за рынки сбыта автомобильного топлива.

ЙИИИИР ШШД ЛЪаъ ¡ЯД уо «Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.