Научная статья на тему 'Транспорт на КПГ «Газпром трансгаз Ставрополь»: опыт использования КПГ'

Транспорт на КПГ «Газпром трансгаз Ставрополь»: опыт использования КПГ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспорт на КПГ «Газпром трансгаз Ставрополь»: опыт использования КПГ»

Транспорт на КПГ

«Газпром трансгаз Ставрополь»: опыт использования КПГ

И.Г. Ткаченко,

главный инженер ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»

«Gazprom transgaz Stavropol»: Experience of use of CNG

I.G. Tkachenko

В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», дочернем предприятии ОАО «Газпром» (далее - Общество), производство и реализацию компри-мированного природного газа (КПГ) относят к приоритетным видам деятельности.

История развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) Общества, на которых производится и реализуется КПГ, насчитывает уже 25 лет и начинается в 1985 г. с ввода в эксплуатацию АГНКС-1 в Ставрополе. Сегодня Общество эксплуатирует 13 АГНКС с суммарной производительностью по КПГ 92 млн. м3/год, что позволяет заместить около 68 тыс. т бензина и дизельного топлива. АГНКС расположены в четырех

субъектах Северо-Кавказского федерального округа (таблица).

Пункты по переводу автотранспорта на компримированный

природный газ находятся в четырех городах: Ставрополь, Невинномысск, Георгиевск, Моздок. Владельцам автотранспортных средств оказывают следующие виды услуг:

■ перевод легковых, грузовых автомобилей, автобусов на КПГ;

■ освидетельствование автомобильных газовых баллонов;

■ сервисное обслуживание газобаллонного оборудования (ГБО) автомобилей и автобусов.

Также оснащены необходимым оборудованием и работают четыре сертифицированных пункта по переводу автотранспорта на КПГ и сервисному обслуживанию ГБО с общей производительностью по переводу автотранспорта на КПГ 500 автомобилей в год.

С целью доставки КПГ отдаленным потребителям в Обществе имеются шесть передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ).

За последние три года через АГНКС ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» реализовано 181,8 млн. м3 природного газа (рис. 1), что позволило заместить 134,5 тыс. т бензина и снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на 86,2 т (рис. 2).

При этом имеются резервы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, так как проектная мощность по

Город Число АГНКС

Ставропольский край - 8 АГНКС

Ставрополь Невинномысск Минеральные Воды Георгиевск Пятигорск Ессентуки 2 1 1 2 1 1

Карачаево-Черкесская Республика -1 АГНКС

Черкесск 1

Кабардино-Балкарская Республика - 2 АГНКС

Нальчик Прохладный 1 1

Республика Северная Осетия-Алания - 2 АГНКС

Владикавказ Моздок 1 1

т

Транспорт на КПГ

производству КПГ в Обществе на сегодняшний день задействована на 59 %. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах имеются достаточно благоприятные условия для газификации автотранспорта, прежде всего, за счет использования природного газа.

Однако использование природного газа в нашем регионе сегодня незначительно, и эффект от его применения в масштабах региональной экономики малозаметен. Во многом это происходит из-за отсутствия законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива.

Основной проблемой в области законодательства при использовании природного газа в качестве альтернативного моторного топлива является отсутствие:

■ нормативно-правовой базы, устанавливающей нормативы использования КПГ в качестве моторного топлива и стимулирующей перевод на него автотранспортных средств;

■ единой нормативно-методической базы для разработки программ в области использования природного газа в качестве моторного топлива, координации работ по их формированию и реализации в соответствии с государственной политикой в этой сфере;

2007 год 2008 год 2009 год Всего

Рис. 1. Реализация КПГ через АГНКС ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», млн. м3

■ единой инвестиционной политики в области использования природного газа в качестве моторного топлива.

Действующие в настоящий момент два федеральных нормативных акта - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», а также периодически принимаемые Федеральной службой по тарифам Постановления «Об оптовых ценах на природный газ, используемый в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС)» - недостаточно эффективны. Поэтому государственные, муниципальные предприятия России не имеют действенных стимулов к широкому применению природного газа на автотранспорте.

Такое положение выливается в конкретные экономические и экологические потери на местах. Так, например, в рамках реализации мер по обновлению муниципального маршрутного транспорта в городах нашего региона осуществляются закупки значительного количества автобусов, работающих на бензине и дизельном топливе. При этом ОАО «КамАЗ» и ООО «ЛиАЗ» (Ликинский автобусный завод), освоившие производство газовых модификаций автобусов, не имеют заказов в условиях, когда автотранспорт признан основным загрязнителем окружающей среды в городах Российской Федерации.

Известно, что внутригородские пассажирские перевозки являются дотационными, поэтому на местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка по покрытию убытков муниципальных автотранспортных предприятий. С учетом того, что КПГ в 2-3 раза дешевле дизтоплива или бензина, а стоимость топлива в структуре текущих эксплуатационных затрат автотранспорта достигает 50 %, применение природного газа в качестве

Транспорт на КПГ

Ш)

Рис. 2. Снижение выбросов загрязняющих веществ от применения КПГ, заместившего бензин, т

моторного топлива может позволить, как минимум, значительно снизить убытки, как максимум - сделать эксплуатацию муниципального автотранспорта рентабельной (рис. 3).

Например, при переводе автобуса ПАЗ на природный газ затраты составят 90 тыс. руб., эти затраты окупятся через 23 тыс. км пробега, а каждые последующие 10 тыс. км езды на КПГ будут приносить экономию

40 тыс. руб. Экономия при пробеге в 100 тыс. км составит 400 тыс. руб., то есть почти половину стоимости автобуса. И чем больше топлива потребляет автомобиль, тем выше экономический эффект от замещения бензина или дизельного топлива природным газом.

Важная роль в осуществлении широкомасштабного перевода автотранспорта на альтернативные виды

Затраты, тыс. руб.

О 10 20 30 —Бензин

40 50 60 70 80 —Природный газ

90 100

Пробег, тыс. км

Рис. 3. Сравнительные затраты на приобретение бензина и природного газа на примере автобуса ПАЗ 3205

моторного топлива принадлежит региональным и местным властям. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления способны самостоятельно разрабатывать программы и проводить мероприятия по переводу на альтернативные моторные топлива различных категорий транспортных средств, сельскохозяйственной техники, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности.

Сейчас в правительстве Ставропольского края находится на согласовании проект программы по использованию в крае КПГ в качестве моторного топлива, разработанный по инициативе ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». В этом проекте все инвестиции в развитие мощностей по заправке автотранспорта и его сервисного обслуживания возложены на ОАО «Газпром». Со стороны краевой исполнительной власти предусмотрено выделение оборотных средств на перевод государственного автотранспорта на природный газ. Муниципальный транспорт, транспорт, принадлежащий хозяйствующим субъектам, а также частный из программы выпадают из-за отсутствия вышеупомянутой законодательной базы.

Поэтому рассчитывать сегодня на широкое применение в автотранспортном и сельскохозяйственном комплексах страны экономически выгодного и наиболее экологически чистого вида моторного топлива в условиях отсутствия законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива, не приходится. Разработка и принятие необходимой законодательной базы позволят существенно повысить темпы роста парка газобаллонных автомобилей, расширить сеть заправок природным газом и в конечном итоге увеличить применение природного газа в качестве моторного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.