Голубые коридоры
Ставропольский опыт автопробегов: исследования эффективности использования ГБТ
И.М. Коклин,
ведущий специалист, зав. филиалом кафедр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, к.т.н., Е.С. Потапенко,
инженер ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, И.Ф. Малёнкина,
начальник лаборатории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н., М.В. Штепа,
аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Статья рассказывает о методах исследования эффективности газомоторного топлива: пробеговые испытания газобаллонных автотранспортных средств и социологические опросы владельцев газовых автомобилей.
Ключевые слова: экономическая эффективность газомоторного топлива, КПГ, испытание газобаллонной техники (ГБТ), испытательный полигон для газобаллонной техники, топливно-энергетический комплекс, автопробеги на газовом топливе.
The Stavropol experience of motor races: researches of CNG/vehicle efficiency
I.M. Koklin, E.S. Potapenko, I.F. Malenkina, M.V. Shtepa
Article tells about gas fuel efficiency research: CNG/vehicle road tests and sociological polls of owners.
Keywords: gas fuel economic efficiency, CNG, CNG/vehicle road tests, CNG/vehicle proving ground, motor races on gas fuel.
Наряду с теоретическими обоснованиями выгодности использования газомоторного топлива важными факторами продвижения рынка компри-мированного природного газа (КПГ) являются исследование и широкая популяризация практического опыта. В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» были проанализированы рабочие автопробеги и характеристики двигателей автотранспортных средств (АТС), работающих на разных видах моторного топлива. Проведен сравнительный анализ синхронной работы тракторов в дизельном и газодизельном исполнении.
Рассмотрим результаты анкетирования сотрудников газотранспортных
предприятий - владельцев личных автомобилей, работающих на природном газе, а также результаты опыта в использовании КПГ на промышленных, аграрных и отраслевых предприятиях.
Автопробег - это наглядный способ демонстрации автомобиля на газовом топливе. История применения газомоторного топлива на транспорте знает такие автопробеги, один из которых был организован в 1946 г. по маршруту Берлин - Киев - Москва, протяженностью 2603 км, по предложению руководителя автомобильной лаборатории АН СССР академика Е.А. Чуданова.
Для пропаганды достижений в создании газобаллонной аппаратуры в
1991 г. был проведен второй в истории пробег по Европе, в котором приняли участие газобаллонные автомобили 16 иностранных фирм и 12 ед. отечественной техники, в том числе шесть машин с газобаллонной аппаратурой для КПГ и шесть - для сжиженного углеводородного газа (СУГ).
Эти пробеги уже тогда показали, что применение природного газа в качестве моторного топлива обеспечивает высокоэффективную и безаварийную эксплуатацию автомобилей. Экологические характеристики подтвердили значительное снижение выбросов СО, N0^ и СН в выхлопных газах ДВС, а экономическая оценка - эффективность перевода АТС на газомоторное топливо [1, 2]. Серия проведенных автопробегов способствовала дальнейшему подъему в России спроса на природный газ как моторное топливо.
Специалисты ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» также проводят автомобильные пробеги (рис. 1) газобаллонной техники, как правило, для единичных АТС, переоборудованных на газ. Целью таких пробегов является получение следующих сведений:
• состояние заправок в Ставропольском крае, в Центральном и Южном Федеральных округах России и проблемы, возникающие при их эксплуатации;
• места для дополнительного размещения АГНКС;
• фактические расходные параметры автотранспортных средств на участках автотрасс с различными режимами движения для последующего учета и планирования объемов потребления нефтяного и газового топлив;
• величина пробега на одной заправке;
• себестоимость транспортной работы.
Информация о ряде пробегов помещена в форму, которая учитывает характеристики автомобиля, результаты и расчетные показатели по испытаниям ТС, а также данные о водителе (табл. 1).
В рабочих пробегах регистрировался расход топлива, рассчитывалась себестоимость 1 км пробега, фиксировались отсутствие или наличие на дорогах необходимых знаков, оповещающих о местонахождении АГНКС, отмечалось соответствие АГНКС современным
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
t jBkДШИ .....ттигятп,.,
<щ
Голубые коридоры
требованиям - внешнее состояние, наличие средств связи и т.п.
За период с 1997 по 2011 г. было проведено 50 таких испытательных автопробегов. Главным выводом, полученным в результате проведенных пробегов, является то, что основная причина медленного перехода от использования нефтяного топлива к газовому - это отсутствие АГНКС. Там, где есть газозаправочные станции, потребители охотно переходят на природный газ. Наиболее нуждаются в строительстве АГНКС участки дороги «Дон» между гг. Шахты и Воронеж, на маршруте Ставрополь - Волгоград, в Элисте на маршруте Ставрополь - Астрахань, на маршруте
Невинномысск - Усть-Лабинск - Краснодар - Туапсе. Крайне необходимы АГНКС в Краснодаре с привязкой к развилке дорог в направлении Кропоткин - Туапсе - Ростов-на-Дону, а также в населенных пунктах Горячий ключ и Джубга.
Результаты проведенных автопробегов были изложены ранее в публикациях [3-5], а рекомендации по уплотнению сети АГНКС и размещению новых заправочных станций были учтены ООО «Газпром ВНИИГАЗ» при разработке «Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 гг.». Однако сегодня сеть АГНКС развивается чрезвычайно
Минеральные Воды
Моздок
Прохладный
Невинномысск
Владикавказ
Черкесск
Ессентуки
Рис. 2. Схема производственного автопробега в зоне АГНКС Северного Кавказа
медленно. В 2010 г. введена АГНКС в г. Георгиевске, а строительство так необходимой АГНКС в с. Казьминское практически заморожено.
Важной целью рабочих автопробегов была организация газифицированного кольцевого маршрута в Ставропольском крае: Невинномысск
- Черкесск - Ессентуки - Георгиевск
- Владикавказ - Моздок - Прохладный
- Минеральные Воды - Невинномысск (рис. 2). Особенность автопробега 1998 г. заключалась в том, что он был осуществлен в рамках подготовки ООО «Кав-казтрансгаз» совещания на тему: «Опыт эксплуатации АГНКС и пути ускорения перевода ведомственного транспорта и техники для работы на сжатом газе».
По результатам автопробега по маршруту Невинномысск - Владикавказ - Моздок - Невинномысск и осмотра АГНКС группой специалистов были подготовлены сведения об АГНКС ООО «Кавказтрансгаз», которые характеризовали состояние основного и вспомогательного оборудования, численность газифицированного автотранспорта в зоне расположения АГНКС, в том числе ведомственного. С помощью полученных данных была определена потенциальная возможность увеличения в регионе парка автотранспортных средств на КПГ. Были собраны и обобщены сведения о численности автомобилей, принадлежащих работникам АГНКС, которые желают переоборудовать свой личный транспорт.
Результаты этого автопробега послужили основой организационно-технических решений, принятых на совещании с участием начальников всех АГНКС и руководства ООО Кавказтрансгаз», представителей ООО «Волгоградтранс-газ», ООО «Кубаньгазпром», сотрудников ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ОАО «Автогаз», членов Комиссии при Правительстве РФ по газомоторному топливу.
Результативным рабочим автопробегом стал пробег 2002 г. по маршруту Невинномысск - Москва, приуроченный к заседанию Комиссии при Правительстве Российской Федерации по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива. Тогда демонстрация газобаллонной автомобильной и автотракторной техники состоялась на выставочной площадке центрального офиса ОАО «Газпром».
) Л
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
Таблица 1
Результаты испытательных пробегов транспортных средств на природном газе
Дата ип Марка Госномер Маршрут Расход топлива Доля следования, % За ИД Себестоимость 1 км пробега, руб. Соотно-
ВС автомобиля автомобиля общий I ГМТ, м3 жидкое, л 1— ш. 1_ жидкое 1— ш. ■_ жидкое 1— ш. ■_ жидкое шение затрат
11.06.97 Карб. Ваз 2107 К981ВВ Невинномысск-Пенза-Чебоксары 3880 2480 173600 302000 70 220 3,10
25.04.98 Дизель КАМАЗ 5410 8942ССФ Невинномысск-Москва 3280 2520 989 555 77 23 810 715 0,35 0,44 1,25
25.06.98 Карб. Паз 3205 К578ЕА Невинномысск-Краснодар-Джубга 840 540 154 111 79 21 150 158 0,23 0,53 2,30
01.11.98 Дизель КАМАЗ 5320 7046ССЭ Невинномысск-Москва 3201 2756 843 483 15 755 633 0,42 0,50 1,20
23.07.99 Карб. Паз 3205 К578ЕА Невинномысск-Зеленчукская- Архыз-Зеленчукская-Невинномысск 373 227 81 53 61 39 362 265 0,43 1,82 4,25
23.07.99 Карб. Газ 3109 737ВМ Невинномысск-Зеленчукская- Архыз-Черкесск-Невинномысск 470 405 55 8 86 14 66 40 0,16 0,61 3,80
19.02.00 Дизель КАМАЗ 834ВЕ Невинномысск-Воронеж-Рязань-Москва-Невинномысск 3640 2993 1023 666 82 18 2764 3197 1,50 2,26 2,20
23.05.00 Карб. Газ 31029 737ВМ Невинномысск-Георгиевск-Прохладный-Моздок-Невинномысск 584 584 60 0 100 - 138 - 0,24 1,30 5,40
13.05.00 Дизель КАМАЗ 5320 894 В Е Невинномысск-Волгоград-Пенза-Рязань-Москва-Гагарин-Ливны-Невинномысск 4377 3791 1160 640 87 13 2955 3200 1,30 1,90 1,40
21.02.02 Карб. Газ 31029 737ВМ Невинномысск-Астрахань-Аксарайск-Зензели-Невинномысск 2551 130 18 336 5 95 42 2569 0,32 1,06 3,30
01.05.02 Карб. Газ 24 163ВВ Невинномысск-Москва-Невинномысск 2910 1600 158 131 55 45 432 982 0,27 0,75 2,70
27.06.02 Карб. Зил 130М 730КР Невинномысск-Ростов-на-Дону-Воронеж-Москва-Рязань-Невинномысск 3484 1600 1449 875 46 54 1424 5710 0,89 3,03 3,40
Инжектор Газ 3110 005МЕ Невинномысск-Минводы-Зеленокумск-Нефтекумск-Артезиан-Зензели-Невинномысск 1640 667 80 117 41 59 480 2574 0,72 2,60 3,00
08.08.10 Карб. Газ 2705 818 0В Невинномысск-Ставрополь-Ростов-на-Дону-Невинномысск 862 314 50 87 36 64 1914 350 1,10 3,50 3,10
25.11.11 Инжектор КИА КЛПРУС К 100 КВ Невинномысск-Ставрополь-Привольное-Белая Глина- Ставрополь-Невинномысск 570 362 50 29 64 36 425 754 1,17 3,62 3,09
(Щ
Голубые коридоры
На выставке была представлена коммунальная техника - пескоразбрасыватель и мусоровоз. Интересным экспонатом был первый в России образец 12-метрового монтажно-стре-лового подъемника на базе широко используемого автомобиля «Газель», переоборудованного специалистами ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».
Среди автотранспортных средств была представлена служебная «Волга», принадлежащая ООО «Газпром транс-газ Ставрополь», с общим пробегом 450 тыс. км, из которых 350 тыс. км пройдено на КПГ. Автомобиль работал без капитального ремонта двигателя весь срок эксплуатации. На этом автомобиле были испытаны три газобаллонные системы, две из которых - отечественного образца. Экономия бензина на данном автомобиле составила 220 тыс. руб. в ценах 2002 г.
Для проведения анализа эффективности использования КПГ на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и в филиалах ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ежегодно проводится сбор сведений о результатах эксплуатации газобаллонных транспортных средств путем анкетирования организаций и заполнения представленной формы (табл. 2) .
Полученные данные сводятся в таблицу по трем территориальным группам потребителей: г. Невинномысск, Кочубеевский район и филиалы ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». Затем данные обобщаются, определяются число газифицированного транспорта, затраты на приобретение газового топлива, количество высвобожденного нефтяного топлива. В качестве показателя экономической эффективности использования КПГ определяется срок окупаемости затрат на переоборудование. Все предприятия, эксплуатирующие газобаллонную технику на природном газе,
Таблица 2
Форма исследуемых показателей использования газа в качестве моторного топлива предприятиями и организациями
Показатели КПГ СУГ Предложения
Единица измерения Количество Единица измерения Количество по улучшению обслуживания
Число автомобилей в хозяйстве: всего в том числе газобаллонного шт. шт.
Уровень газификации АТС /о /о
Пробег газифицированных АТС км/год км/год
Расход газа м3/год л/год
Цена газа руб./м3 руб./л
Затраты на газ руб. руб.
Количество высвобожденного жидкого топлива л/т л/т
Прибыль от использования тыс. руб. тыс. руб.
Снижение себестоимости перевозок (услуг) /0 /0
Срок окупаемости переоборудования на газ мес. мес.
Расход за,
. год:
бензин .
_ т, ДТ _
Ответственное лицо за эксплуатацию АТС .
»ЮПФйявби
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
т
Голубые коридоры
Таблица 3
Форма опроса владельцев личного автотранспорта
■ Показатели Единица измерения Количество Число отказов ГБА. Оценка обслуживания на АГНКС и сервисной службы
1. Марка, модель автомобиля
2. Год перевода на газ
3. Тип баллонов: стальные металлопластиковые
4. Объем баллонов л
5. Пробег за год: на бензине км
на газе
6. Затраты: на бензин руб.
на газ
7. Себестоимость пробега руб./км
Таблица 4
Форма опроса владельцев личного автотранспорта
Фамилия Марка Тип газовых Пробег, Зат раты, Стоимость
владельца автомобиля автомобиля баллонов км/год руб ./год пробега, руб./км
Кузнецов В.Ф. ГАЗ-24 Металлопласт., 3 шт., объем 102 л Бензин - 200 Газ - 26000 240 5600 1,2 0,21
Игин Ю.Т. М-2141 Металлопласт., 2 шт., Бензин - 1500 1020 0,68
объем 84 л Газ - 24350 5624 0,23
Шевченко Б.И. ГАЗ-32021 Стальные, 4 шт., Бензин - 400 600 1,50
объем 200 л Газ - 30000 11500 0,39
Савин А.М. М-212 Металлопласт., 2 шт., объем 68 л Газ - 12000 2100 0,2
отмечают снижение себестоимости перевозок или сельскохозяйственной продукции.
Для увеличения числа газобаллонного автотранспорта в личном пользовании проводится опрос владельцев личного автотранспорта в частном секторе по форме, представленной в табл. 3.
Пример опроса на конкретных АГНКС приведен в табл. 4.
Исследуя причины отказов газобаллонной аппаратуры и экономическую эффективность, мы получаем данные о работе газобаллонного оборудования разных производителей, проводим работу по повышению надежности ГБО и качества обслуживания потребителей. Результаты исследований используются в работе и в рекламных целях для демонстрации преимуществ газомоторного топлива.
Вот уже 13 лет коллектив отдела АГНКС ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ведет кропотливую работу по развитию в регионе рынка КПГ и совершенствованию системы заправки. Исследования эксплуатационных
характеристик транспортных средств в условиях пробеговых испытаний, совмещенные с использованием метода социологических опросов, доказали свою неоценимую роль в работе по увеличению парка газобаллонных автомобилей и эксплуатации АГНКС. С их помощью Обществом был разработан ряд нормативно-технических документов, необходимых для работы пунктов переоборудования и сервисного обслуживания газовых автомобилей.
Результатом работы специалистов Общества является увеличение загрузки АГНКС. Реализация КПГ в период 2000-2002 гг. выросла на 78 %, в 2007 г.
увеличилась еще в 3,1 раза относительно 2002 г. Процент газификации ведомственного транспорта предприятия достиг 47 %. В 2007 г. общий уровень загрузки производственных мощностей ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» составлял около 60,6 % [3]. Даже в условиях экономического кризиса за счет постоянного совершенствования работы с потребителями в 2011 г. загрузка станций в регионе составила в среднем 47-51 %.
Надеемся, что наш опыт заинтересует специалистов дочерних Обществ, которые занимаются проблемой использования газомоторного топлива.
Литература
1. Коклин И.М., Нгуен К.Т, Прохоров А.Д. Оценка эффективности перевода автотранспортных средств на газомоторное топливо. - М.: НТС. Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт, 2005. - № 4. - С. 37-44.
2. Будзуляк Б.В., Васильев Г.Г., Коклин И.М., Прохоров А.Д. Техническая эксплуатация АГНКС. Учебное пособие. - М.: ООО «ИРЦГазпром», 2008. - 332 с.
3. Ткаченко И.Г. «Газпром трансгаз Ставрополь»: Опыт использования КПГ // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 1. - С. 27-29.
4. Коклин И.М., Прохоров А.Д., Хачиян А.С. Эксплуатационные испытания автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Материалы заседаний секции «Распределение и использование газа» НТС ОАО «Газпром» (г. Сочи, 21-23 мая 2008г.). - М.: ООО «ИРЦГазпром», 2008. - С. 53-64.
5. Коклин И.М. Система практической работы в области использования газа в качестве моторного топлива в ООО «Кавказтрансгаз» на примере опыта Невинномысского ЛПУМГ. Обз. инф. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Использование газа. - М.: ООО «ИРЦГазпром», 2002. - 40 с.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
11^ ffHi ОТПИТ I мтШ| Т1Г1Г Т^П^ПТГТШИВВ!>1%-