Научная статья на тему 'Газовая моторизация в границе ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»'

Газовая моторизация в границе ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Коклин И. М., Прохоров А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газовая моторизация в границе ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»»

Газовая моторизация в границе ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»

И.М. Коклин,

зам. директора НЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»,

А.Д. Прохоров,

зав. кафедрой РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, д.т.н.

В статье рассмотрены вопросы и проблемы газовой моторизации Северного Кавказа в зоне ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», излагаются выводы и даются предложения по расширению использования газомоторного топлива, как наиболее доступного альтернативного вида топлива в Южном Федеральном округе.

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» - крупнейшее газотранспортное предприятие Юга России, представляет собой многоуровневую, сложную, организационно-технологическую систему, обеспечивающую поставку газа потребителям Северного Кавказа государствами ближнего и дальнего зарубежья (Кавказские республики и Турцию).

Развитие системы магистральных и распределительных газопроводов в регионе предопределило условия создания сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), включающей 12 станций с общей производительностью 4250 заправок в сутки, по объему 85 млн. нм3 в год и возможностью заправки транспорта, кроме внутригородского, следующего по Федеральной автодороге «Кавказ» [1].

Мощность АГНКС (рис. 1) позволяет ежегодно экономить не ме-

нее 90 тыс. т жидкого нефтяного топлива, что значительно снижает себестоимость перевозок и существенно уменьшает вредные выбросы в атмосферу. А это для региона с уникальной природой очень важно. Особенно важную роль в оздоровлении окружающей среды играют АГНКС, эксплуатируемые в городах-курортах (Пятигорск, Ессентуки, Минеральные Воды), относящихся к эколого-охраняемому региону Кавказских Минеральных Вод - природной жемчужине Земли!

Газовую моторизацию необходимо рассматривать, как параллельное (синхронное) решение двух задач: разработка газозаправочных технологий и перевод технических средств на газомоторное топливо (ГМТ).

Что касается первой задачи, то в ООО «Газпром трангаз Ставрополь», как и во всей России, она была решена в течение 10 лет - газотранспортная

Рис. 1. Заправка автотранспорта КПГ на АГНКС

сеть динамично загружалась за счет планового перевода автотранспорта крупных автотранспортных предприятий региона на газомоторное топливо. Но в начале 90-х гг. прошлого века в связи с распадом Советского Союза общеэкономическая обстановка в России оказала влияние на существенное уменьшение промышленного производства, что значительно снизило грузоперевозки автотранспортом. Крупные автотранспортные предприятия остались без заказов, из-за этого существенно снизилась загрузка АГНКС, и заправочная сеть оказалась убыточной.

В такой ситуации РАО «Газпром» приняло важное решение (приказ № 43 от 29.09.1994 г.) «О неотложных мерах по расширению использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива», которое ориентировало предприятия газовой промышленности на переоборудование техники на КПГ (прежде всего собственной), создание пунктов сервисного обслуживания автомобилей с газобаллонными установками (ГБУ), организацию совмещенных заправок (СУГ и КПГ), повышение уровня информированности местных региональных органов власти, руководителей предприятий и населения о свойствах, преимуществах и опыте использование природного газа в качестве моторного топлива в разных областях и, в первую очередь, на автотранспорте и в сельском хозяйстве.

Уже в декабре 1994 г. в компании создаются два пункта по переоборудованию автомобилей, в последующем еще четыре пункта. Все эти пункты сертифицированы в соответствии с требованиями ОКУН 017601-017604, в гг. Невинномысск, Георгиевск и Моздок работают пункты по переосвидетельствованию газовых баллонов [2].

Итоги газовой моторизации в регионе необходимо рассматривать по трем направлениям использования газомоторного топлива: собственным

Количество пунктов по переоборудованию автотехники и реализация КПГ в 1994-2008 гг.

Таблица 1

Показатели ю ет со ет г— ет СО ет ет о о О сч о со о о Ю О (О о г— о со о Итон

т" т" т" т" т" т" сч сч сч сч сч сч сч сч сч

Переоборудовано всего, ед. 39 125 159 148 176 268 362 208 266 197 310 334 210 198 133 3129

В том числе ООО «Кавказтрансгаз» 21 47 107 25 64 40 32 17 13 16 2 23 19 24 12 354

Сторонними организациями и частными лицами 18 78 52 123 112 228 330 191 253 181 188 311 191 174 121 2775

Реализация КПГ, млн.м3 8,5 9,1 7,2 6,5 6,7 8,2 11,4 16,4 20,4 25,5 31,2 47,2 60,2 65,3 62,1 354,6

(ведомственным) автотранспортом и специальной техникой; транспортом общепромышленного назначения, пассажирским и легковым; транспортом сельскохозяйственного назначения и сельхозмашинами [3-5].

Действующие пункты переоборудования техники, функционирующие линии по переосвидетельствованию газовых баллонов в совокупности с использованием передвижных авто-газозаправщиков (ПАГЗ) существенно влияют на итоги газовой моторизации в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».

В табл. 1 приведены результаты работы пунктов и динамика роста реализации КПГ.

Создание участков по переоборудованию позволило вести планомерно работы по установке ГБО на автомобили практически всех марок и типов.

Особенно результативно работает невинномысский пункт, где освоена технология установки ГБО на 57 типах автотранспортных средств (АТС): грузовые, пассажирские, специальные, грузоподъемные. На этом пункте освоена технология переоборудования тракторной техники для работы на КПГ.

Так, в 1997 г. совместно со специалистами ООО «ВНИИГАЗ» на участке по переоборудованию проведены работы по переводу трактора К-700А для работы на КПГ. Испытания трактора в Кубанском научно-исследовательском институте по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин показали, что на работах общего назначения и транспортных работах производительность трактора повышается до 11%, экономия жид-

кого топлива достигает 22%, а в стоимостном выражении - до 25%.

В последующем были переведены на КПГ тракторы К-701, МТ-З80, МТ-З82.

Необходимо подчеркнуть и тот факт, что впервые в России специалистами ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» был оснащен газобаллонной установкой гусеничный трактор ДТ-75.

Производственный и интеллектуальный потенциал участка по переоборудованию АТС позволяет выполнять научно-опытные работы по перспективным направлениям развития газовой моторизации.

Совместно с ООО «ВНИИГАЗ» и МАДИ (ГТУ) были проведены работы по конвертированию дизельных двигателей отечественного и зарубежного производства (<^АВА-МА№, «КамАЗ-740») в газовый [6], а сотруд-

ничество с Саратовским предприятием «Дизельавтоматика» обогатило опытом монтажа и наладки микропроцессорной системы регулирования газодизелей.

Наряду с переоборудованием автотракторной техники на участке была введена в строй линия по освидетельствованию газовых баллонов с возможностью выполнения сервисного обслуживания газобаллонных установок.

В начальный период на участке устанавливалось на автомобили газобаллонное оборудование (ГБО) отечественного производства - заводов «Аскольд», РЗАА, ОАО «НЗГА». В настоящее время участок оснащен диагностическим оборудованием, что позволяет освоить технологию переоборудования для работы на КПГ автомобилей зарубежного производства таких фирм, как «Мерсе-

Рис. 2. ПАГЗ-3000-25-1 заправляется на АГНКС (г. Ставрополь)

дес», «Хьюндай», «Дэу», «Мицубиси», «Пежо», «Фольксваген», «Тойота».

Тесное сотрудничество с ЗАО «Автосистема» (г. Москва) дает возможность устанавливать газоиспользую-щее оборудование нового поколения и переводить на газодизельный цикл дизели производства заводов «КамАЗ», «ЯМЗ», а также ЗИЛ-5301 «Бычок». Совместно с ЗАО «Автосистема» выполнена большая работа по разработке схем размещения баллонов на спецавтомобилях: поливомоечном, мусоровозе, автогидропогрузчике, автокране, пескоразбрасывателе, автобусе А-4612.

Важным результатом такой работы является разработка и освоение способов размещения ГБО на специальных машинах, обслуживающих сельскохозяйственное производство.

В рыночно-кризисных условиях газификация ведомственного транспорта имеет важную роль с точки зрения собственной выгоды и служит реальным примером для потенциальных потребителей. Большое значение для популяризации использования КПГ имеет и то, что газификация автомобилей, принадлежащих работникам компании, производится на льготных условиях [7].

Результативность газовой моторизации в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» во многом определяется использованием передвижных автомобильных газозаправщиков. В настоящее время в ООО эксплуатируется шесть ПАГЗов, в том числе ПАГЗ-5000-25-1; ПАГЗ-2-800-4; ПАГЗ-3000-25-1 (завод «Баррикады», г. Волгоград) (рис. 2).

Интерес представляет опыт эксплуатации первого ПАГЗ-5000-25 с двигателем ОКБ «Союз» (г. Казань), который эксплуатируется в Невин-номысском ЛПУМГ с 1996 г. За этот период проведены пусконаладочные работы, обучен персонал, разработана эксплуатационная документация. Проводились пробные заправки на автотрассе Ростов - Баку (16 км от АГНКС), организовывалась полевая газозаправка газодизельных автомобилей автоколонн 1202 и 1316 (г. Ставрополь) при уборке урожая свеклы в колхозе им. Чапаева Кочубеевского района, что позволило уменьшить холостые пробеги.

ПАГЗ используется как резервный источник заправок на Черкесской АГНКС во время аварийного выхода из строя силового электрокабеля, а также при плановых остановках АГНКС (рис. 3).

С 1997 г. началась доставка КПГ в колхоз-племзавод «Казьминский», расположенный от АГНКС на расстоянии 40 км. На основании опыта разработана и используется стационарно-передвижная схема работы ПАГЗ-5000-25 [8].

В период подготовки к функционированию данной схемы выполнены мероприятия, определенные приказом по ЛПУМГ № 279/п от 25 октября 1999 г.:

■ оборудована площадка базирования ПАГЗ с подводом кабеля и монтажом блока сигнализации;

■ обучены и аттестованы операторы-надомники газораспределительной станции (ГРС) по профессии «наполнитель баллонов»;

■ разработана инструкция по функционированию схемы;

■ подготовлена эксплуатационная документация (схемы, журналы передачи ПАГЗ, инструкции по безопасности, графики и т.п.) по заправке ПАГЗ на Невинномысской АГНКС;

■ произведен допуск к самостоятельной работе операторов Казьмин-ской ГРС;

■ определен порядок доплаты операторам ГРС за обслуживание ПАГЗ.

Схема позволила рационально использовать тягач автогазозаправщи-ка, внедрив «челночный» принцип, сократить время на переезды, уменьшить обслуживающий персонал, расширить зону использования КПГ в сельской местности, в том числе и для сельхозмашин. Использование такой схемы существенно повышает загрузку АГНКС, поднимает эффективность работы ПАГЗов. Принцип схемы позволяет использовать персонал ГРС малой производительности, дает возможность решать задачу установки мини-АГНКС с привязкой их к ГРС и обслуживать АГНКС операторами ГРС.

Работа подобных схем может быть использована при заправках КПГ на предприятиях, эксплуатирующих малоподвижную технику (автопогрузчики, бульдозеры, маневровые тепловозы и т. п.).

Практический опыт подтвердил необходимость оснащения малоза-груженных АГНКС ПАГЗами, как способа вывода станций из зоны убыточности [9], а также для газоснабжения потребителей при отказах на ГРС и их остановок на ремонт.

Следует отметить такой элемент газовой моторизации, как использование мини-АГНКС типа МКЗУ-50,

Ш)

^^СоцйК***

смонтированной на КС Сальская (рис. 4).

Результаты эксплуатации в 2008 г. характеризуются следующими показателями:

■ количество заправок - 800 ед.;

■ отработано моточасов - 200;

■ общий объем выработанного ГМТ - 37 382 м3;

■ количество АТС на промплощад-ке - 21 ед., из них используют ГМТ - 8;

■ экономическая эффективность за год составила 594 150 руб.

На промплощадке эксплуатируются почти 40% АТС с использованием природного газа с весьма ощутимым экономическим эффектом.

Одной из проблем, сдерживающих применение природного газа в качестве моторного топлива, является недостаточно развитая региональная автогазозаправочная сеть. Решение этой важной задачи, имеющей общегосударственное значение, возможно только путем разработки методологии построения такой сети с использованием принципов комбинирован-ности [10].

Создание охватывающей системы газозаправок может базироваться на разветвленной сети магистральных газопроводов в сочетании с существующими и проектируемыми поселковыми и межпоселковыми распределительными газопроводами. Для повышения их надежности следует использовать методы секционирования и кольцевания, подключение к многониточным магистральным газопроводам с установкой разделительной запорной арматуры там, где имеется двухстороннее питание, и т. п.

Предлагается комбинированный комплексный подход к созданию газозаправочной сети районов и городов со следующими мерами: возможностью использования существующих АГНКС; привязкой АГНКС к магистральным газопроводам, размещением их на подземных хранилищах газа (ПХГ), КС, ГРС, РЭП; размещением ожижителей на ГРС с использованием сжиженного природного газа (СПГ) для заправки техники и коммунально-бытовых нужд; размещением газонаполнительных станций сжиженного углеводородного газа (СУГ) на АГНКС;

Таблица 2

Результаты использования ГМТ на АТС в колхозе «Руно» в 2003-2008 гг.

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество автомобилей в хозяйстве, шт. 20 20 20 20 20 17

В том числе газобаллонных, шт. 9 10 10 11 11 11

Пробег газифицированных автомобилей за год, тыс. км 146,2 105,4 173,5 171,0 148 130,8

Сумма прибыли от использования газа, тыс. руб. 365 197 340 322 771,9 477,9

Величина снижения себестоимости перевозок (услуг), % 42 38 36 26,3 25 24

Таблица 3

Результаты использования ГМТ на АТС в колхозе «Казьминский»

в 2003-2008 гг.

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество автомобилей в хозяйстве, всего шт. 159 226 226 228 240 229

В том числе газобаллонных, шт. 98 122 129 130 127 123

Пробег газифицированных автомобилей за год, тыс. км 1548 1716 1638 1557 1791 2202

Сумма прибыли от использования газа, тыс. руб. 1069 2540 3386 4409 5636 7648

Величина снижения себестоимости перевозок (услуг), % 34,6 28 26,3 24,4 25,5 31,6

размещением блочных мини-АГНКС в городах и населенных пунктах с подключением их к межпоселковым сетям низкого давления (0,3; 0,6; 1,2 МПа); использованием межпоселковых газопроводов и сети предприятий для подключения когенерационных установок для автономного электро-и теплоснабжения предприятий и населения.

Предлагаемая идея позволяет создать разветвленную сеть газозаправок, широко внедрять высокоэффективные установки с газовыми двигателями внутреннего сгорания, что дает возможность обеспечить газовым моторным топливом значительное количество техники (автомобилей, сельхозмашин, тепловозов, самолетов), решить две взаимосвязанные народнохозяйственные задачи, связанные с экологией и энергообеспеченностью страны.

Особо важную роль построения комбинированной схемы играет обеспечение газомоторным топливом потребителей села. Доказано, что использование ГМТ может повысить

эффективность сельхозпроизводства путем использования следующих возможностей: снижение удельных затрат на производство до 30-50%; полное и надежное энергообеспечение по доступным ценам; повышение финансовой устойчивости предприятий; снижение техногенного воздействия машинотракторной техники на почву и окружающую среду.

Подтверждением этому могут служить результаты использования ГМТ автотранспортом в таких хозяйствах, как колхозы «Казьминский» и «Руно» Кочубеевского района Ставропольского края (табл. 2, 3).

Поучительным примером в деле использования КПГ в районе является колхоз «Руно», в хозяйстве которого 20 ед. АТС, из них в течение нескольких лет работает 50% на КПГ, и заправка производится на Невин-номысской АГНКС, расположенной в 20 км от центральной усадьбы колхоза. Себестоимость снижена на 30%. Наряду с высокой экономической эффективностью существенно повысилась надежность автомобилей. И,

пожалуй, самым значимым для хозяйства является его независимость от поставщиков жидкого нефтяного топлива, особо ощутимо это в сезон уборки урожая.

Как видно, ООО «Газпром транс-газ Ставрополь» постоянно проводит целенаправленную работу по проблемам газовой моторизации, добивается расширения использования КПГ, получив в 2008 г. следующие результаты:

■ переоборудовано АТС - 141 ед.;

■ переосвидетельствовано газовых баллонов - 2113 шт.;

■ общее количество АТС, работающего на КПГ, - 174 ед.;

■ сэкономлено жидких нефтяных топлив: бензина - 599,3 тыс. л; дизельного топлива - 68,5 тыс. л;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ получена экономия от использования КПГ ведомственным транспортом - 10,3 млн. руб.;

■ реализовано КПГ - 62,2 млн. м3;

■ прибыль от реализации КПГ - 17 431 тыс. руб.;

■ общая загрузка АГНКС - 70,6%.

Необходимо подчеркнуть, что постановлением совместного заседания комиссии при Правительстве Российской Федерации и НП «Российское газовой общество» по использованию природного сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива, проходившего 21-22 октября 2008 г. в Кисловодске, одобрен опыт ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в производстве и использовании природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте и сельскохозяйственной технике.

Перспективные задачи газовой моторизации в зоне деятельности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» вытекают из условий выполнения «Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 гг.» ОАО «Газпром». В соответствии с этой программой газозаправочная сеть Общества расширится почти вдвое, предусмотрено ввести в эксплуатацию еще 22 АГНКС, в том числе в городах Изобильный, Светлоград, Буденовск, Нефтекумск, Кисловодск, Пятигорск, Минеральные Воды, в сельских населенных пунктах Майский, Новоалек-

сандровское, Ипатово, Казьминское. Наряду с развитием газозаправочной сети целевой программой предусматривается создание инфраструктуры, в составе которой восемь пунктов по переоборудованию и обслуживанию газоиспользующей техники.

Необходимо отдельно отметить важность строительства АГНКС в селе Казьминское, что даст возможность решить задачу стратегического значения - перевод сельхозтехники колхоза «Казьминский» на газомоторное топливо.

Эколого-охраняемый регион, каким являются Минеральные Воды, уникальная природа Северного Кавказа диктуют необходимость решать проблему сжижения природного газа для широкого использования его в сельском хозяйстве, в аэропортах региона и населенных пунктах горных районов.

Существенным моментом, обеспечивающим успех в газовой моторизации предприятия ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», является организация подготовки квалифицированного персонала для эксплуатации как газозаправочной, так и газоис-пользующей техники на базе собственных учебных заведений - учебно-производственного центра (пос. Рыздвяный), учебно-курсового комбината (г. Невинномысск) и Невинно-

мысского филиала кафедр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина [10].

Следует указать на сложности в решении задачи газовой моторизации, с которой сталкивается предприятие:

■ длительность сроков получения оборудования через «Газэмпэкс» с разницей в цене приобретения в 2-3 раза выше, чем от заводов-изготовителей;

■ высокая стоимость газовых баллонов, заказываемых дочерними обществами мелкими партиями;

■ непомерно длительная процедура оформления разрешительных документов по землеотводу, повышающая длительность строительно-монтажных работ АГНКС в 3-4 раза.

Выводы и предложения

1. Опыт работы по газовой моторизации ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» требует обобщения и распространения.

2. Ставропольский край, как аграрный регион, необходимо определить опорным в Южном Федеральном округе по выполнению решений Госсовета Российской Федерации (от 18.10.2004 г., Пр. № 1686 ГС) по переводу на ГМТ сельскохозяйственной техники.

3. Использовать накопленный опыт применения ГМТ в Кочубеевс-

Ш)

^^СоцйК***

ком районе, считать его базовым на Ставрополье по использованию КПГ в сельскохозяйственном производстве, разработав полигон внедрения на базе колхоза «Казьминский».

4. Для практических работ по переводу дизельных двигателей на ГМТ определить пункт перевода техники в г. Невинномысск «Кавказавтогаз» ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», как базовый центр Северного Кавказа по переводу автотракторной техники на газомоторное топливо, внедрению, апробации нового газо-использующего оборудования и обучения персонала.

5. В целях расширения применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива в аэропортах Северного Кавказа ООО «ВНИИГАЗ» разработать научно-технические мероприятия по использованию СПГ в авиации с учетом оздоровления окружающей среды региона.

6. Рекомендовать администрации Ставропольского края разработать мероприятия по практическому выполнению «Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 гг.» ОАО «Газпром» и инициировать принятие Думой края закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива в Ставропольском крае».

7. Для обеспечения выполнения целевой комплексной программы просить Правительство РФ издать распоряжение, обязывающее власти на местах оформлять земли под строительство АГНКС в сроки не более трех месяцев со дня поступления заявления.

8. Просить ОАО «Газпром» (департамент по транспортировке, хранению и использованию газа) решить вопрос централизованного заказа газовых баллонов на заводах-изготовителях по заявкам дочерних обществ.

9. С учетом высокой эффективности использования КПГ на КС Саль-ская, где эксплуатируется мини-АГНКС, и для выполнения антикризисных мероприятий, по нашему мнению, необходима постановка задачи и создание

условий для ее выполнения - внедрение на КС ОАО «Газпром» газозаправочных установок отечественного производства подобно МКЗУ-90, что позволит довести уровень газификации моторной техники в отрасли до 50%. А это - около 20 тыс. ед.

10. С учетом важности газовой моторизации на селе в деле его воз-

рождения просить зам. председателя правительства РФ, председателя совета директоров ОАО «Газпром» Зуб-кова В.А. взять под личный контроль выполнение хода реализации «Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 гг.».

Литература

1. Зиновьев В.В., Коклин И.М., Величко Н.Н., Воробьев А.В. Опыт переоборудования и эксплуатации газобаллонной техники в ООО «Кавказтранс-газ». - Газовая промышленность. - М., 2001, № 9.

2. Коклин И.М. Система практической работы в области расширения использования газа в качестве моторного топлива в ООО «Кавказтрансгаз» на примере опыта Невинномысского ЛПУМГ. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». Обз. инф. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Использование газа. - 2002.

3. Коклин И.М. Использование природного газа на ведомственном транспорте. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». НТС. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Подготовка, переработка и использование газа.

- 1999, № 3.

4. Коклин И.М. Опыт эксплуатации газобаллонных тракторов. Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2000, № 7.

5. Коклин И.М., Наумов О.П., Савельев Г.С. Эксплуатационные испытания тракторов, переоборудованных для работы на компримированном природном газе. - М.: Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2008, № 10.

6. Коклин И.М., Прохоров А.Д., Хачиян А.С. Эксплуатационные испытания автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Газификация транспорта Сочинского узла: материалы заседания секции «Распределение и использование газа». - НТС. М.: ООО ИРЦ «Газпром» (г. Сочи 21-23 мая 2008). - 2008.

7. Коклин И.М. Газификация собственной техники в Невинномысском ЛПУМГ. - М.: ОАО «Газпром» ИРЦ. Материалы НТС «Опыт эксплуатации газовой аппаратуры транспортных средств и пути ее совершенствования». Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Подготовка, переработка и использование газа. - 1999, № 7-9.

8. Коклин И.М., Лагашкин М.И. Стационарно-передвижная схема работы ПАГЗ-5000-25 - фактор загрузки АГНКС и повышения эффективности использования заправщика. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». НТС. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Подготовка, переработка и использование газа. - 2001, № 6.

9. Коклин И.М., Прохоров А.Д., Черепенников А.Н. Пути вывода крупногабаритных АГНКС из зоны убыточности. - Газовая промышленность. - 2001, №9.

10. Коклин И.М. Комбинированная схема обеспечения газомоторным топливом. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». НТС. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Подготовка, переработка и использование газа.

- 2001, № 4.

11. Коклин И.М., Кубышев С.Н. Прохоров А.Д., Пятибрат А.Ф. Газораспределительные станции. Опыт эксплуатации, модернизации и реконструкции. ГРС как элемент сети обеспечения газомоторным топливом. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». НТС. Сер. Транспорт и подземное хранение газа. - 2001.

12. Коклин И.М. Подготовка персонала ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» - фактор роста использования КПГ. - М.: ООО ИРЦ «Газпром». НТС. Сер. Транспорт и подземное хранение газа. - 2008, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.