Научная статья на тему 'Научно-практическое подразделение на производстве - важное звено в расширении использования газомоторного топлива'

Научно-практическое подразделение на производстве - важное звено в расширении использования газомоторного топлива Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS MOTOR FUEL / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / RESEARCH AND PRODUCTION UNIT / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ПОЛИГОН / INDUSTRIAL-INTELLECTUAL CAPITAL / DEVELOPMENT GROUND

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Коклин Иван Максимович, Короленок Анатолий Михайлович, Казаков Дмитрий Викторович

В статье приведен 20-летний опыт функционирования пункта перевода техники на природный газ на Невинномысской КС ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», который характеризуется в совокупности с научно-учебными заведениями как ключевой элемент расширения использования газомоторного топлива на автотранспорте и в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Коклин Иван Максимович, Короленок Анатолий Михайлович, Казаков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical unit in production as an important element in expansion of gas engine fuel usage

The article presents 20 years of experience in the operation of equipment transfer to natural gas at the Nevinnomyssky CS «Gazprom transgaz Stavropol» LLC, which is characterized in conjunction with scientific and educational institutions as a key element in expanding the use of gasoline fuel in motor transport and in agricultural production.

Текст научной работы на тему «Научно-практическое подразделение на производстве - важное звено в расширении использования газомоторного топлива»

жш

Компримированный природный газ

Научно-практическое подразделение на производстве - важное звено в расширении использования газомоторного топлива

И.М. Коклин, профессор, заведующий Невинномысским филиалом кафедр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, д.т.н.,

А.М. Короленок, профессор, заведующий кафедрой РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, д.т.н.,

Д.В. Казаков, доцент, заведующий кафедрой химической технологии, машин и аппаратов химических производств Невинномысского технологического института (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», к.т.н.

В статье приведен 20-летний опыт функционирования пункта перевода техники на природный газ на Невинномысской КС ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», который характеризуется в совокупности с научно-учебными заведениями как ключевой элемент расширения использования газомоторного топлива на автотранспорте и в сельскохозяйственном производстве.

__Ключевые слова:

газомоторное топливо, научно-производственное подразделение, производственно-интеллектуальный капитал, природный газ, внедренческий полигон.

И

спользование газомоторного топлива (ГМТ) решает важные экономические, экологические и социальные проблемы, что обеспечивает энергосбережение, увеличивает срок службы моторной техники, снижает загрязнение окружающей среды за счет уменьшения потребления жидких топлив (бензин, керосин, дизельное топливо).

В статье приведен многолетний опыт работы Невинномысского пункта перевода автотракторной техники (ППА) на использование компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива (рис. 1).

Наряду с пунктом перевода на основе Невинномысского ЛПУМГ функционируют научно-учебные подразделения ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»:

• Невинномысский филиал кафедр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина;

• отделение центра подготовки кадров (ранее Учебно-курсовой комбинат);

• внедренческий полигон по использованию газомоторного топлива для сельхозмашин на базе СПК колхоз «Казь-минский».

На рис. 2 представлена схема взаимодействия научных, учебных и производственных элементов полигона по

'**оци»Г'

Компримированный природный газ

\\\\\\\\\\\ч

Рис. 1. Общий вид размещения техники на переоборудовании

решению проблем использования природного газа в качестве моторного топлива, где координационно-связующим звеном является филиал кафедр. Весьма важным элементом схемы является также пункт перевода [1], который расположен на площадке демонтированного агрегата ДР-12, с пристройкой покрасочного и испытательного отделений.

Исторически пункт функционирует как объект, созданный в соответствии с постановлением правления РАО «Газпром» № 52 от 08.08.1995 г. Целью создания таких пунктов является расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и в сельском хозяйстве. Первыми автомобилями, переведенными на КПГ, были машины Невинномысско-го ЛПУМГ и других филиалов объединения «Кавказтрансгаз» (ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»).

Одновременно с переводом на природный газ ведомственных автомобилей проводилось изучение потенциальных потребителей в зоне действия заправочных станций, масштабная разъяснительная работа на встречах с руководителями хозяйств по привлечению внимания к газовой моторизации различных потребителей, включая частных лиц [2, 3].

В первые годы газобаллонное оборудование (ГБО), устанавливаемое на автомобилях, было отечественного производства - заводов «Аскольд», РЗАА, Новогрудского завода газовой аппаратуры и др. Совместно с НАМИ были раз-

Рис. 2. Схема взаимосвязанных научно-учебных и производственных элементов по использованию природного газа в качестве моторного топлива (КПГ) на базе Невинномысского ЛПУМГ

чЧШШШШШШШ

работаны схемы размещения баллонов и выполнены в натуре более SD образцов автомобилей разных фирм, таких как Mercedes, Hyundai, Daewoo, Mitsubishi, Peugeot, Volkswagen, Toyota и др.

Благодаря производственно-интеллектуальному потенциалу пункта выполнены практические работы по внедрению разработок научно-исследовательских институтов. Например, специалисты Невинномысского ЛПУМГ и ВНИИ^За совместно конвертировали дизельный двигатель RABA-MAN автобуса «Икарус-238» в газовый, после чего проведены его эксплуатационные испытания. В сотрудничестве с предприятием «Дизельавтоматика» (г. Саратов) проведен монтаж и наладка микропроцессорной системы регулирования газодизелей на тракторах MT3-8D/82.

Совместно с кафедрой двигателей внутреннего сгорания Московского автодорожного института (МAДИ-ТУ) конвертирован на газовое топливо, испытан и эксплуатируется дизель KAMA3-748 с искровым зажиганием на автобусе A-4612 (ЛИЛЗ).

Полтора десятка лет плодотворно сотрудничаем с ЗAO «Aвтосистема» (Москва). Результат - освоение специалистами ППA нового поколения газового оборудования. В частности, освоен перевод на природный газ дизелей KAMA3, ЯМЗ, ЗИЛ-S3D1 («Бычок»). Совместно с конструкторами проводилась разработка схем размещения газовых автомобильных баллонов на специализированных автомобилях. Получены утвержденные схемы-заключения на автомобили Жормовоз» на базе ЗИЛ, AЗ-машины, поливомоечные машины, мусоровозы, автогидроподъемник, автокран, пескоразбрасыватель, автобус A-4612 и др. В настоящее время ведутся работы по внедрению электронной системы регулирования двигателя с газодизельным циклом с целью снижения запальной дозы газа на тракторе MT3-8D.

Пункт имеет важное значение как база монтажа пилотных образцов газобаллонных систем на сельхозмашинах, подготовки их к проведению государственных испытаний. На основе технической документации, разработанной во ВНИИГАЗе, смонтировано ГБО для использования КПГ на тракторе К-700А, К-701, МТЗ-82. Впервые в России специалистами пункта был оснащен газобаллонной установкой гусеничный трактор ДТ-75М. Переоборудование осуществлялось в соответствии с документацией, разработанной ВНИИГАЗом.

Пункт имеет научно-практическое значение как элемент испытательного полигона для сельскохозяйственной техники, работающей на природном газе. Полигон может быть составной частью Ставропольского регионального центра по переоборудованию на газомоторное топливо сельскохозяйственной техники вторичного рынка. На основании решения ОАО «Газпром» полигон создается на базе колхоза-племзавода «Казьминский» - это крупное сельхозпредприятие с высоким уровнем энерговооруженности и организации труда [4]. Наряду с работами по переоборудованию автотракторной техники выполняется сервисное обслуживание (ремонт, наладка, регулировка и т.п.) газобаллонного оборудования, в том числе освидетельствование газовых баллонов (рис. 3). Пункт оснащен стендом для завинчивания и вывинчивания вентилей, насосной гидропневматической станцией, пневматическим манипулятором для перемещения баллонов по цеху, тележкой для транспортировки баллонов, приспособлением для внутреннего осмотра баллонов и наружной чистки.

Следует подчеркнуть, что на пункте проводится технологическое освидетельствование длинномерных баллонов больших объемов (рис. 3), что обеспечивает возможность выполнять заказы потребителей Северного Кавказа. Так, в сжатые сроки проведено испытание

Компримированный природный газ

I ж\\\\\\\

\

Рис. 3. На переосвидетельствовании длинномерного газового баллона

280 баллонов для троллейбусного управления № 1 Краснодара. Это обеспечило стабильность перевозки пассажиров краевого центра, снизило вредные выбросы и повысило авторитет газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».

Необходимо отметить тот факт, что здесь получают консультацию потребители из городов Северного Кавказа и Закавказья по принятию сложных технических решений газовой моторизации. Работники охотно делятся опытом также с представителями Воронежской, Саратовской, Свердловской, Рязанской областей.

Главная ценность этого подразделения - это персонал бригады специалистов высокой квалификации (рис. 4). Руководителем длительное время является Сергей Иванович Потапенко (третий слева), человек высокой инженерной эрудиции, вдумчивый, инициативный, опытный организатор производства.

Весьма ценен вклад в газомоторное дело бригадира Юрия Александровича Горковенко и ветерана производства Сергея Николаевича Инякина (рис. 5), высококвалифицированных энтузиастов газомоторного дела. Благодаря их стараниям и упорству разработки научно-исследовательских организаций (НАМИ, ВНИИГАЗ, МАДИ, ВИМ) успешно внедрились в производство [5].

Результатом более чем 20-летнего функционирования этого подразделения является лидирующее положение ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» среди предприятий ПАО «Газпром» в области использования природного

Рис. 4. Бригада пункта

чЧШШШШШШШ

газа в качестве моторного топлива. А Ставропольский край стал инициатором перевода на газомоторное топливо сельскохозяйственных машин [6, 7].

В связи с решениями правительства РФ [8] перед научно-учебными подразделениями, базирующимися на крупном газотранспортном потребляющем узле на Северном Кавказе, каким является Невинномысский ЛПУМГ, стоят следующие перспективные задачи:

• разработка научно-технических и организационных основ получения и использования биогаза на предприятиях АПК;

• исследование износа шатунно-поршневой группы ДВС на автомобилях и тракторах, использующих ГМТ;

• определение влияния газомоторных топлив на качество и сроки службы смазочных масел автомобильных двигателей;

• технико-экономическое обоснование использования природного газа в качестве моторного топлива на тепловозах ОАО «Невинномысский АЗОТ».

Рис. 5. Профессионалы производства Юрий Горковенко и Сергей Инякин

Самая важная и ближайшая цель -задействовать в полном объеме схему полигона по внедрению оборудования для использования КПГ в качестве моторного топлива на сельхозмашинах на базе колхоза «Казьминский» Кочубеевского района Ставропольского края, что будет способствовать решению государственной задачи по энергоэффективности, экологической безопасности и подъему экономики страны.

Литература

1. Коклин И.М., Короленок А.М. и др. Пункты перевода - научно практический элемент инфраструктуры использования газомоторного топлива // АГЗК+АТ. - 2015.

- № 11. - С. 3-7.

2. Коклин И.М. Потенциальные возможности газовой моторизации на селе - фактор продовольственной независимости России // АГЗК+АТ. - 2006. - №. - С. 47-51.

3. Потапенко С.И., Коклин И.М. История создания, становления и перспективы деятельности Невинномысского участка по переводу автотранспортных средств на КПГ. Мат. науч.-практ. конф. - М.: ООО «Газпром экспо», 2010. - С. 114-120.

4. Малёнкина И.Ф., Тимофеев В.В., Коклин И.М. Технико-экономическое обоснование создания испытательного полигона для сельскохозяйственной техники, работающей на природном газе // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 1.

- С. 30-33.

5. Коклин И.М., Казаков Д.В., Потапенко Д.Г. Газомоторное топливо - фактор, повышающий эффективность производства в агропромышленном комплексе // АГЗК+ АТ. - 2016. - № 4. - С. 3-7.

6. Коклин И.М., Ляхов А.С., Прохоров А.Д. Результативность газовой моторизации в сельском хозяйстве // Газовая промышленность. - 2000. - № 1. - С. 13-26.

7. Савельев Г.С., Кочетков М.Н. и др. Комплексный подход к обеспечению сельхоз-производства газомоторным топливом // Тракторы и сельскохозяйственные машины.

- 2014. - № 3. - С. 47-50.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 5. - С. 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.