Научная статья на тему 'Использование природного газа в качестве моторного топлива для сельскохозяйственной техники'

Использование природного газа в качестве моторного топлива для сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1016
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / COMPRESSED NATURAL GAS / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS MOTOR FUEL / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ / AUTOMOBILE GAS-FILLING COMPRESSOR STATION / ПЕРЕДВИЖНОЙ АВТОГАЗОЗАПРАВЩИК / MOBILE GAS-FILLING STATION / ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД / NET DISCOUNTED INCOME / АВТОТРАКТОРНАЯ ТЕХНИКА / AUTO TRACTOR EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Савельев Геннадий Степанович, Кочетков Максим Николаевич, Овчинников Евгений Валентинович, Коклин Иван Максимович

Рассмотрена экономическая выгода от замещения компримированным природным газом традиционного нефтяного топлива в сельскохозяйственном производстве. Представлено технико-экономическое обоснование целесообразности использования природного газа в качестве моторного топлива для самоходной сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Савельев Геннадий Степанович, Кочетков Максим Николаевич, Овчинников Евгений Валентинович, Коклин Иван Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and economic Calculation of the Natural Gas usage as a Motor Fuel for Agricultural Machinery

The economic benefit is considered from replacement with compressed natural gas of traditional oil fuel in agricultural production. The technical-economic calculation of natural gas usage expediency as motor fuel for self-propelled agricultural machinery is presented.

Текст научной работы на тему «Использование природного газа в качестве моторного топлива для сельскохозяйственной техники»

Использование природного газа в качестве моторного топлива для сельскохозяйственной техники

1Г.С. Савельев, профессор, зав. лабораторией ГНУ ВИМ, д.т.н.,

М.Н. Кочетков, научный сотрудник ГНУ ВИМ, к.т.н.,

Е.В. Овчинников, младший научный сотрудник ГНУ ВИМ,

И.М. Коклин, доцент, заведующий кафедрами Невинномысского филиала

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, д.т.н.

Рассмотрена экономическая выгода от замещения компримированным природным газом традиционного нефтяного топлива в сельскохозяйственном производстве. Представлено технико-экономическое обоснование целесообразности использования природного газа в качестве моторного топлива для самоходной сельскохозяйственной техники.

__Ключевые слова:

компримированный природный газ, газомоторное топливо, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, передвижной автогазозаправщик, чистый

дисконтированный доход, автотракторная техника.

спользование природного газа в качестве моторного топлива является наиболее реальной альтернативой нефтяным топливам, позволяющей значительно уменьшить затраты на топливо и существенно снизить себестоимость сельхозпродукции.

Экономическим законодательным стимулом для переоборудования на компримированный природный газ (КПГ) транспортных средств, специальной

и сельскохозяйственной техники является постановление Правительства РФ от 15.01.1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», регламентирующее цену 1 м3 природного газа в пределах 50 % стоимости низкооктанового бензина. Из представленных в табл. 1 цен на моторные топлива следует, что современная цена на КПГ значительно ниже 50 % цены низкооктановых бензинов.

Таблица 1

Цены на моторное топливо, руб./л (м3)

Топливо Цена Цена КПГ относительно других видов топлива, %

Дизельное топливо (0,845 кг/м3), руб./л 31,50 33,3

Бензин Аи-80, руб./л 27,80 37,8

Бензин Аи-92, руб./л 28,50 36,8

Бензин Аи-95, руб./л 32,00 32,8

Пропан-бутановая смесь, руб./л 16,00 65,6

КПГ, руб./м3 10,50 100

В ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (ГНУ ВИМ) совместно с ООО «Газпром ВНИИГАЗ» длительное время проводились НИОКР по переводу сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо (ГМТ). Были разработаны и изготовлены опытные образцы газодизельных, работающих на КПГ [1], тракторов К-701, К-700А, Т-150К, ДТ-75, МТЗ-82, ЮМЗ-6, ЛТЗ-55 (рис. 1а, б). Опытные образцы тракторов прошли приемочные испытания, на которых в основном были получены положительные результаты (табл. 2).

К-701 ДТ-75 МТЗ-82

Рис. 1я. Тракторы, работающие на КПГ

Ввиду ограниченной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и отсутствия гарантированного снабжения газомоторным топливом используются газодизельные двигатели, которые

при необходимости переключаются на дизельный режим. При гарантированной ежедневной заправке газом более эффективна конвертация дизелей в монотопливные газовые двигатели с полным замещением дизельного топлива более дешевым газовым [2].

Т-150К

ЮМЗ-6

ЛТЗ-55

Рис. 16. Тракторы, работающие на КПГ

Таблица 2

Протоколы приемочных испытаний тракторов, работающих на КПГ

Марка Место проведения приемочных испытаний Номер/дата протокола или акта приемочных испытаний

Газодизельные тракторы К-701 К-700А МТЗ-82 ДТ-75 ЮМЗ-6 Т-150К ЛТЗ-55 РосНИИТиМ КубНИИТиМ ЦМИС РосНИИТиМ ЦМИС ЦМИС ЦМИС, НАТИ 07-87-2002 07-60-97 13-33-96 07-101-2002 13-31-97 13-40-01 13-31-97

Газовый двигатель с зажиганием от искры на базе дизеля ММЗ-243 для автомобиля ЗИЛ-5301 и трактора МТЗ-80/82 ГНУ ВИМ, ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ФГУП НИЦИАМТ Акт от 30.07.2004 г., Москва, протокол № 11-1/16-03

Трактор МТЗ-82 (коммунальный) с бортовой системой питания сжиженным природным газом ГНУ ВИМ, ООО «Газпром ВНИИГАЗ» От 15.01.2004 г., Москва

Бортовая система питания трактора К-701, работающего на сжиженном природном газе Поволжская МИС, ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ГНУ ВИМ № 08-96-2007, Кинель

Комплексный подход к обеспечению газомоторным топливом сельскохозяйственного производства

Для анализа работы системы снабжения газомоторным топливом и эксплуатации автотракторной техники предложен комплексный подход к использованию

ГМТ в сельскохозяйственном производстве, который заключается в решении следующих задач:

• создание заправочного комплекса для техники, работающей на КПГ; 43

• перевод сельхозтехники на КПГ в автотранспортных хозяйствах, расположенных в соседних районах;

• создание полигона для переоборудования, испытания и доводки сельхозтехники, работающей на КПГ.

Использование газомоторного топлива в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями имеет особенность, заключающуюся в необходимости производить заправку тракторов в поле. Это не относится к тракторам, выполняющим транспортные работы и обслуживание животноводческих ферм, при которых трактор может заправляться на АГНКС или от стационарного газобаллонного модуля.

Заправка в поле производится от передвижного автогазозаправщика (ПАГЗ), который доставляет КПГ на край поля. Поэтому с учетом возможностей движения по полевым дорогам и высоких массогабаритных показателей ПАГЗ такая технология заправки имеет значительные финансовые и трудовые затраты, которые нужно тщательно обсчитывать при выполнении технико-экономического обоснования (ТЭО). Эти затраты исключаются, если ПАГЗ находятся на балансе АГНКС, что практикуется в ООО «Касимовавто-газ» и Невинномысской АГНКС [3]. Затраты на ПАГЗ, которые принадлежат АГНКС, окупаются за счет увеличения объемов реализации КПГ.

ТЭО использования природного газа в качестве моторного топлива для самоходной сельскохозяйственной техники проведено на примере колхоза-племзавода «Казьминский», расположенного в селе Казьминское Кочубеевско-го района Ставропольского края.

Условия расчета

Оценка коммерческой эффективности проводилась по трем вариантам. Вариант первый. Газозаправочную функцию осуществляет ООО «Кавказавто-газ», используя комплекс, в состав которого входят АГНКС в с. Казьминское, четыре полевых ПАГЗ и три стационарных газобаллонных модуля (СГБМ). ПАГЗ и СГБМ находятся на балансе СПК «Казьминское».

Вариант второй. Три СГБМ находятся на балансе АГНКС, а четыре ПАГЗ -на балансе СПК «Казьминское».

Вариант третий. Весь газозаправочный комплекс (4 ПАГЗ и 3 СГБМ) находится на балансе АГНКС ООО «Кавказавтогаз».

С учетом предложенного комплексного подхода к обеспечению сельскохозяйственных предприятий ГМТ приняты следующие условия:

• дизельные двигатели тракторов и автомобилей переоборудуются для работы по газодизельному циклу, бензиновые - по газовому циклу с искровым зажиганием;

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

'ЗД V/////////////////////,

• на базе колхоза-племзавода «Казьминский» создается полигон для переоборудования, испытания и доводки сельхозтехники, работающей на КПГ, который должен осуществлять подбор и установку ГБО с последующим изготовлением пилотных образцов на пункте переоборудования «Кавказ-трансгаз» в Невинномысске;

• предварительные испытания (обкатка) проводятся в службе сельского хозяйства и озеленения (ПСХиО) Невинномысского линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ);

• апробированные варианты новых образцов техники, работающих на КПГ, проходят приемочные испытания на Кубанской машиноиспытательной станции (МИС);

• по результатам испытаний МИС выдает рекомендации по использованию техники в сельском хозяйстве или доработке конструкции;

• при положительных результатах испытаний образец передается в сельхозпредприятие для эксплуатации;

• промышленное (массовое) переоборудование тракторной техники на КПГ осуществляет ОАО «Кочубеевский ремонтный завод» на договорных условиях с сельхозпредприятиями.

В качестве показателя эффективности проекта перевода сельскохозяйственной техники на КПГ используется чистый дисконтированный доход (ЧДД), который представляет собой накопленный дисконтированный чистый поток денежных средств за расчетный период (10 лет).

При расчете коммерческой эффективности приняты следующие условия:

• грузовые и легковые автомобили и автобусы заправляются на АГНКС;

• тракторы, находящиеся вблизи АГНКС, перед выездом в поле заправляются на АГНКС, далее в течение смены в поле дозаправляются от ПАГЗ;

• тракторы, находящиеся на удаленных территориях, перед выездом в поле заправляются от СГБМ или ПАГЗ, далее в течение смены в поле дозаправляются от ПАГЗ;

• годовая загрузка тракторов и автомобилей принята по фактическим данным сельскохозяйственного предприятия СПК «Казьминское» за 2010 г.

Характеристика хозяйства

СПК «Казьминское» является крупным сельхозпредприятием с высоким уровнем энерговооруженности и организации труда. Географически хозяйство охватывает несколько населенных пунктов с площадью возделываемой пашни более 30 тыс. га. Хозяйство высокорентабельное, имеет 365 ед. техники (323 трактора и 42 автомобиля), которые планируется переоборудовать для работы на КПГ (табл. 3).

Подготовка персонала, эксплуатирующего газозаправочное и газои-спользующее оборудование, осуществляется учебными заведениями -учебно-курсовым комбинатом Невинномысского ЛПУМГ, Невинномысским

филиалом кафедр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и кафедрой «Тракторы и автомобили» Ставропольского государственного аграрного университета.

Таблица 3 45

Показатели автотракторного парка СПК «Казьминский»

Наименование Число Тип топлива Годовой расход, тыс. л Средняя норма расхода, кг/100 км (тракторы -кг/ч) Средний годовой пробег одной ед. техники, тыс. км/ год (тракторы, комбайны -моточас/год) Годовая загрузка одной ед. техники, ч/год

Тракторы

К-700 32 ДТ 1613 53,1 950 950

МТЗ-80 166 ДТ 2693 13,8 1200 1200

Т-150К 22 ДТ 653 29,7 1000 1000

ЛТЗ 10 ДТ 64 9,4 1000 1000

ДТ-75 49 ДТ 813 16,6 1000 1000

Грузовые автомобили

КАМАЗ 43 ДТ 650 32,5 45,88 1147

МАЗ 1 ДТ 5 24,2 21,25 531

ГАЗ 3 Аи-80 16 23,1 22,57 564

Автобус

УАЗ 2 Аи-80 16 22,5 35,2 880

Легковые автомобили

УАЗ 6 Аи-80 21 12,8 27 675

ВАЗ 27 Аи-92 72 6,4 41,1 1028

ГАЗ 4 Аи-92 10 9,8 25,2 630

Дизельная техника 323 - 6521 - - 7828

Бензиновая техника 42 - 134 - - 3777

Всего 365 - 6656 - - 11605

Результаты расчета коммерческой эффективности использования КПГ

На рис. 2 представлены результаты расчетов потребления КПГ после переоборудования автотракторной техники и объемы замещения нефтяного топлива природным газом.

/Р^

Для СПК «Казьминское» годовая экономия затрат на топливо составляет 70,19 млн руб., в том числе 68,56 млн руб. - от переоборудования парка дизельной техники и 1,63 млн руб. - от переоборудования парка бензиновой техники. Годовая потребность в КПГ составляет 6003 тыс. м3, при этом годовая экономия нефтяного топлива достигает 4366 т, в том числе дизельного топлива -4239 т, бензина - 127 т.

Расчетный период оценки экономической эффективности принят с учетом амортизационного срока для автотранспортных средств, который в среднем составляет около 10 лет.

Рис. 2. Годовая экономия затрат на топливо переоборудования техники для работы на КПГ

б

(а) и годовой расход топлив (б) после

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В расчетах инвестиций на переоборудование техники были применены усредненные розничные цены на комплекты газобаллонного оборудования (ГБО), а также стоимость монтажных работ в современных ценах действующих сервисных центров (табл. 4). Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт приняты оценочно в размере 40 %, а прочие расходы 35 % от амортизационных отчислений на установленное ГБО. Налог на имущество составляет 2,2 % от капитальных вложений (покупка ГБО).

В качестве полевого газозаправщика рекомендуется ПАГЗ с баллонными секциями, оборудованный манипулятором для съема и установки секций на подготовленную на краю поля площадку. Расчетная стоимость ПАГЗ 12 млн руб. Для хранения КПГ и заправки тракторов и автомобилей в каждом из трех удаленных хозяйств устанавливается стационарный газобаллонный модуль с компрессором высокого давления СГБМ-60/80-16 стоимостью 16 млн руб.

Объем инвестиций на переоборудование автотранспортных средств

а

составляет 59,46 млн руб. При приобретении предприятием требуемого количества ПАГЗ и СГБМ инвестиции в газозаправочный комплекс составят 96 млн руб.

Экономия от замещения нефтяного топлива природным газом является дополнением к прибыли предприятия, которую оно получает от основного вида деятельности. Перевод автотракторной техники на природный газ позволяет сократить затраты на топливо в 1,7 раза.

Окупаемость инвестиций в переоборудование автотранспорта и сельхозтехники для работы на КПГ приведена на рис. 3.

Таблица 4

Расчет стоимости переоборудования парка машин

Наименование Материал газовых баллонов Число газовых баллонов на одной машине, шт. Общая вместимость по газу, нм3 Цена одного комплекта ГБО без баллонов, руб. Цена комплекта газовых баллонов на одну машину, руб. Цена одного комплекта ГБО с газодизельным ТНВД и баллонами, тыс. руб. Цена пере-оборудования парка, тыс. руб.

Тракторы

К-700 Сталь 18 216,0 83400 171000 254,4 8141

МТЗ-80 М-пластик 4 48,0 57900 92000 149,9 23235

Т-150К Сталь 10 120,0 80900 95000 175,9 3870

ЮМЗ-6 М-пластик 4 48,0 74000 92000 166,0 1826

ЛТЗ М-пластик 4 48,0 74000 92000 166,0 1660

ДТ-75 Сталь 10 120,0 74000 95000 169,0 8281

Грузовые

КАМАЗ Сталь 10 120,0 68400 95000 163,4 7026

МАЗ Сталь 10 120,0 48100 95000 143,1 143

ГАЗ М-пластик 7 84,0 41000 161000 202,0 606

Автоб ус

УАЗ М-пластик 4 48,0 45600 92000 137,6 275

Легковые

УАЗ М-пластик 4 48,0 26700 92000 118,7 712

ВАЗ М-пластик 4 48,0 26700 92000 118,7 3205

ГАЗ М-пластик 4 48,0 27500 92000 119,5 478

Дизельная техника 54181

Бензиновая техника 5276

Всего 59458

/Р^-о

300000

I

г «

200000

|

5 ¡00000

■100000

■200000

11111 * • • • Чигтын дшконтчромнныч доход ('££] Ччгтып Шскенмиротошй Шод (*!£, Чиемш дисконтчромнныч доход <Ч£, 1 1 0(еПЛПиСГБ)П 9(еШПбпСШ0 0 (оп ПАП ч СГБМ)

12 20 1Г20 (5 20 * 1ь 20 Г..* Пр /5* * *20 одолжш 19 20 К»Л1МОП 20 20 ПЬ ЖСН. 1) 21 26 ппнимч 22 26 .им

Срок окупаемости - 2. т »да (ПАГЗ и СГБМ на балансе АГНКС)

Срок окупаемости • 3.8 года (ПАГЗ на балансе предприятия, СГБМ на балансе АГНКС)

Срок окупаемости • б, 1 года (ПАГЗ и СГБМ на балансе предприятия)

Рис. 3. Эффективность капитальных вложений в использование газомоторного топлива на сельскохозяйственном предприятии (в ценах 2013 г.)

Расчет проводился для вариантов с использованием ПАГЗ и СГБМ, принятых на баланс сельхозпредприятия, и с использованием ПАГЗ и СГБМ, находящихся на балансе АГНКС.

Для варианта с использованием ПАГЗ и СГБМ, принадлежащих хозяйству, получены следующие показатели: капиталовложения на переоборудование 365 ед. техники для работы на КПГ и приобретение четырех ПАГЗ и трех СГБМ составляют около 165,5 млн руб. Срок окупаемости для автотракторной техники СПК «Казьминский» составит 6,1 года. Переоборудование 365 ед. техники без затрат на газозаправочный комплекс окупится за 2,1 года.

При использовании находящихся на балансе СПК только четырех ПАГЗ (СГБМ на балансе АГНКС) срок окупаемости для автотракторной техники СПК «Казьминское» составит 3,8 года при капиталовложениях 117,5 млн руб. на переоборудование 365 ед. техники для работы на КПГ и приобретение четырех ПАГЗ.

Следует отметить, что при использовании ПАГЗ стоимость КПГ возрастает на 2,97 руб./м3, а при использовании СГБМ - на 2,99 руб./м3. Соответственно стоимость КПГ при заправке автотракторной техники, расположенной на удаленных территориях СПК «Казьминское», может превысить 16,2 руб./м3. При заправке тракторов в поле с помощью ПАГЗ стоимость КПГ возрастает до 13,5 руб./м3 (табл. 5).

Таблица 5

Расчет балансовой цены КПГ в хозяйстве при использовании ПАГЗ и СГБМ

Наименование ПАГЗ СГБМ ПАГЗ и СГБМ

Прямые затраты на эксплуатацию газозаправщика, руб. 10 058 936 8 640 000 18 698 936

Приведенные затраты на эксплуатацию газозаправщика, руб. 17 258 936 17 340 000 33 098 936

Прирост оптовой цены КПГ в хозяйстве при использовании газозаправщика, руб. /м3 2,97 2,99 5,96

Балансовая (новая) цена КПГ в хозяйстве при использовании газозаправщика, руб./ м3 13,47 13,49 17,46

Срок окупаемости газозаправщика и стационарного газобаллонного модуля с компрессором, лет 2,8 2,8 2,9

При этом срок окупаемости ПАГЗ и СГБМ составит 2,9 года при условии, что не учитываются инвестиции в переоборудование парка техники для работы на КПГ.

Как видно из результатов расчета, на эффективность переоборудования сельскохозяйственной техники значительное влияние оказывают необходимость заправки тракторов в поле и связанные с этим дополнительные затраты на приобретение и эксплуатацию ПАГЗ и СГБМ, что увеличивает стоимость КПГ в хозяйстве. Однако в хозяйствах, не имеющих магистрального газа, применение СГБМ позволяет перевести на природный газ стационарные тепло-генераторные установки, в том числе для сушки сельхозпродукции. При этом КПГ расходуется из секций СГБМ с низким давлением после заправки из них автотракторной техники.

Снизить затраты на заправку тракторов возможно при использовании в качестве газомоторного топлива сжиженного природного газа (СПГ). Снижение возможно обеспечить за счет увеличения объема одноразовой заправки газом в 2,5-3,5 раза по сравнению с КПГ [4].

Опытные образцы тракторов К-701 и МТЗ-82 на СПГ были разработаны и изготовлены совместно ГНУ ВИМ и ООО «Газпром ВНИИГАЗ». Опытный образец трактора К-701 (рис. 4) с бортовой топливной системой на СПГ прошел испытания в Поволжской МИС, по итогам которых были получены положительные результаты.

Результаты более подробных исследований коммерческой эффективности и целесообразности использования СПГ в сельском хозяйстве будут опубликованы позднее.

Расчеты коммерческой эффективности применения КПГ в СПК «Казьмин-ское» Ставропольского края показывают, что использование газомоторного топлива в автотракторной технике экономически эффективно. Годовая потребность сельхозпредприятия в КПГ составит 6003 тыс. м3, годовая экономия нефтяного

/ТА

уны

^Соци^

Рис. 4. Трактор К-701, работающий на СПГ, на испытаниях в Поволжской МИС

топлива - 4366 т, в том числе дизельного топлива - 4239 т, бензина - 127 т. Годовое снижение затрат на топливо в СПК составит более 70 млн руб., что позволит хозяйству приобрести 10 мощных тракторов «Кировец» К-744.

При переоборудовании парка автотракторной техники на КПГ в СПК «Казь-минское», включающего 365 ед. техники (в том числе 323 дизельной и 42 бензиновой), при условии, что ПАГЗ и СГБМ находятся на балансе АГНКС, получены следующие показатели:

• капитальные вложения для переоборудования парка техники на КПГ составляют 59,46 млн руб.;

• срок окупаемости капитальных вложений не более 2,1 года.

При варианте, когда четыре ПАГЗ находятся на балансе СПК, а три СГБМ на балансе АГНКС, получено:

• капитальные вложения для переоборудования парка техники на КПГ равны 117,5 млн руб.;

• срок окупаемости капитальных вложений составляет 3,8 года.

При варианте, когда четыре ПАГЗ и три СГБМ находятся на балансе СПК:

• капитальные вложения для переоборудования парка техники на КПГ достигают 165,5 млн руб.;

• срок окупаемости капитальных вложений 6,1 года.

Максимальная эффективность при переводе на КПГ получена от самого мощного трактора К-701: при капвложениях на переоборудование одного трактора 254,4 тыс. руб. снижение затрат на топливо для одного трактора равно 529,9 тыс. руб./год при сроке окупаемости в пределах 0,6...0,9 года (для разных вариантов заправки).

Минимальная эффективность получена от маломощных и имеющих малую годовую наработку тракторов ЮМЗ и ЛТЗ. Повысить эффективность перевода на газомоторное топливо этих тракторов возможно при переоборудовании их дизелей в газовые двигателей с зажиганием от искры, что обеспечивает полное замещение дизельного топлива газовым. Однако данный вариант применим на операциях

с неполной загрузкой двигателей тракторов (транспортные работы и обслуживание животноводческих ферм) и при гарантированном снабжении газомоторным топливом. 51

Переоборудование комбайна Дон-1500 нерентабельно из-за малой годовой загрузки (120 моточасов) и значительных капвложениях на переоборудование (304 тыс. руб.).

Предложения по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива

С целью расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве авторами предлагаются следующие комплексные мероприятия, способствующие росту применения ГМТ:

1. Разработка современных конструкций и организация серийного производства расширенной номенклатуры сельскохозяйственной техники, работающей на газомоторном топливе, за счет создания газодизельных и газовых модификаций отечественных и импортных тракторов, сушильно-сортировочных комплексов и другой самоходной и стационарной техники.

2. Разработка технологии конвертации для работы на газомоторном топливе находящейся в эксплуатации дизельной и бензиновой сельскохозяйственной автотракторной техники и стационарных энергетических средств с учетом современного уровня отечественных и зарубежных технологий.

3. Создание центров по переоборудованию и техническому обслуживанию техники, работающей на газомоторном топливе, при новых и находящихся в эксплуатации АГНКС.

4. Организация серийного производства полевых газозаправщиков для тракторов, работающих на газомоторном топливе, на базе автомобилей высокой проходимости и тракторных прицепов. Заправщики должны иметь съемные секции баллонов и манипуляторы для снятия и установки секций в полевых условиях.

5. Разработка национального стандарта ГОСТ Р «Тракторы сельскохозяйственные и промышленные, работающие на газомоторном топливе. Общие технические требования» и технического регламента «О требованиях к технологиям заправки сельскохозяйственной техники газомоторным топливом».

6. Разработка технико-экономического обоснования и технологической схемы снабжения газомоторным топливом мобильной, стационарной техники сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств с помощью местных локальных сетей газопроводов.

7. Проведение научных исследований для разработки новой и актуализации устаревшей нормативно-технической документации, регламентирующей все этапы полного жизненного цикла газомоторного топлива, включая

производство, транспортировку, хранение, заправку и использование в автотракторной и другой технике.

8. Определение механизмов стимулирования внедрения техники, работающей на газомоторном топливе, для чего предусмотреть законодательные акты по различным льготам и налоговым преференциям при использовании альтернативных топлив.

9. Создание испытательных полигонов для сельскохозяйственной техники, работающей на газомоторном топливе, на базе колхоза-племзавода «Казьминский» Кочубеевского района Ставропольского края и ООО «Каси-мовавтогаз» в Рязанской области при техническом руководстве кафедрами РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Литература

1. Савельев Г.С. Альтернативное топливо в сельском хозяйстве // АГЗК+АТ. - 2006. -№ 1. - С. 64-70.

2. Савельев Г.С., Дегтярев Д.В. Технико-экономические показатели газодизельных и газоискровых двигателей, работающих на КПГ // Транспорт на альтернативном топливе. -

2012. - № 2. - С. 74-75.

3. Савельев Г.С. Применение газомоторного и биодизельного топлив в автотракторной технике: Монография. - М.: ГНУ ВИМ, 2009.

4. Савельев Г.С., Шапкайц А.Д., Подосинников В.В., Медведев А.А. Сельскохозяйственные тракторы, работающие на метане // Транспорт на альтернативном топливе. -

2013. - № 5. - С. 7-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖЙ1

ООО «Балсити» - ведущий производитель автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа, занимающий лидирующую позицию на российском рынке. Компания является эксклюзивным поставщиком газовых баллонов на конвейер Горьковского автомобильного завода (ГАЗ).

V

ПРОДУКЦИЯ:

АВТОМОБИЛЬНЫЕ БАЛЛОНЫ ДЛЯ СЖИЖЕННОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА:

Тороидальные и спаренные баллоны - от 42 до 95 л. Цилиндрические баллоны - от 30 до 220 л. Газгольдер: 480 л.

г.Москва, 119071, Ленинский проспект 29, офис № 628 +7 (495) 955-41-95 balcity@balcity.ru www.balcity.ru

На предприятии компании внедрена и действует система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008). Баллоны сертифицированы по Международным правилам ЕЭК ООН № 67-01 с дополнениями 1-9, а также на соответствие требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.