Научная статья на тему 'Муниципальный автобус на метане'

Муниципальный автобус на метане Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
116
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальный автобус на метане»

Мировой газомоторный рынок

60

wwwwww

Муниципальный автобус на метане

I

Е.Н. Пронин,

главный специалист ООО «Газпром экспорт»

Автобус НЕФАЗ (слева) на старте автопробега в Санкт-Петербурге, Россия

Великий Новгород, автобус ЛИАЗ на АГНКС. В городе на КПГ работают почти 200 автобусов ЛИАЗ

Компрессорный блок в муниципальном автобусном парке Хельсинки

Гётеборг, Швеция. Автобус Volvo на КПГ. Город намерен отказаться от дизельного топлива

Во время проведения пробега газовых автомобилей «Голубой коридор - 2013: Ганза» практически во всех крупных городах, по которым пролегал маршрут пробега, участники видели муниципальные автобусы, работающие на метане. В каких-то городах этих машин больше, в каких-то меньше. Однако все страны Балтийского моря следуют главной тенденции рынка альтернативных видов моторного топлива -перевод муниципального транспорта с дизельного топлива на природный газ и биометан.

Природный газ для транспорта, мировой рынок которого начал реально формироваться с начала 2000-х гг., стремительно развивается. Глобальный парк автомобилей вырос с 1 млн машин в 1999 г. до почти 18 млн автомобилей в 2013 г. За последние 10 лет (с 2004 по 2013 г.) основные показатели мирового газомоторного рынка изменились следующим образом: численность газовых автомобилей увеличилась в 7,5 раза, спрос на автомобильный метан вырос в 3,5 раза, газозаправочная инфраструктура расширилась почти в три раза.

На заре метановой революции на транспорте парк газовых автомобилей почти полностью состоял из легковых автомобилей. На смене тысячелетий начался процесс все более масштабного применения метана на тяжелой технике - прежде всего автобусах и грузовых автомобилях. Доля легковых и малых коммерческих автомобилей, включая микро- и миниав-тобусы, в мировом парке за последние десять лет сократилась с 95,8 до 91,9 %. Доли автобусов и грузовиков увеличились до 4,4 и 2,1 % соответственно.

Наиболее наглядно рост внимания муниципальных властей к газификации автобусов можно продемонстрировать абсолютными цифрами. В 2004 г. в мире насчитывалось примерно 88,5 тыс. автобусов среднего, большого и особо большого классов. Сегодня их почти 800 тысяч. Практически девятикратный рост! Грузовой парк газовых машин за эти же десять лет увеличился в пять раз. Лидерами перевода автобусов на природный газ являются Китай и Украина. По данным журнала The GVR, в Китае на метане работают более 370 тыс., а на Украине - 230 тыс. автобусов. Однако необходимо сделать уточнение: если на Украине технику, включая

««Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (37) / 2014 г.

тшшш

автобусы, в основном переоборудуют в процессе эксплуатации, то в Китае в последние годы ее выпускают на автомобильных заводах.

Другими передовиками газового соревнования в автобусном сегменте, хотя и несопоставимо в меньших масштабах, входящими в первую десятку, являются Южная Корея (32 тыс. автобусов), Индия (24 тыс.), Армения (17 тыс.), Таиланд (16 тыс.), США (14,6 тыс.), Колумбия (15 тыс.), Россия (13 тыс.), Бангладеш (10 тыс.). Доказательством технологической безопасности газовых автобусов является то, что в ряде стран, включая США, муниципалитеты используют природный газ на школьных автобусах. В России, по имеющейся информации, лидерами в использовании природного газа на общественном транспорте сегодня можно назвать Великий Новгород, Казань, Ставрополь, Екатеринбург, Краснодар, Москву.

По сравнению с дизельными и бензиновыми модификациями муниципальные газовые автобусы выбрасывают на четверть меньше диоксида углерода и на треть меньше оксидов азота. Они вообще не выбрасывают сажи. Кроме того, двигатели газовых автобусов работают тише и имеют более продолжительный ресурс. И что немаловажно, метан стоит в 2,5-3 раза дешевле традиционных видов моторного топлива. Большинство известных автопроизводителей выпускает автобусы в газовом исполнении (на КПГ и СПГ). В России такую технику уже предлагают заводы ЛиАЗ, НЕФАЗ и ПАЗ. Компания «Волгабас» готовится в 2014 г. вывести на рынок свой вариант метанового автобуса средней пассажировме-стимости. Российский завод АМО Плант, расположенный в Елгаве, также планирует в 2015 г. начать выпуск газовых городских автобусов.

По итогам обмена информацией с литовскими коллегами во время автопробега «Голубой коридор - 2013: Ганза» установлено, что в Вильнюсе уже работают 18 газовых автобусов MAN Lions City на КПГ. Общий парк автомобилей на метане в стране насчитывает примерно 200 ед. В январе 2014 г. на улицы литовской столицы вышли еще 19 низкопольных газовых автобусов на КПГ модели Solaris Urbino 12 с двигателем Cummins ISLG8.9E6 320 мощностью 239 кВт, соответствующим нормам выбросов Евро-5. КПГ хранится в шести композитных баллонах по 214 л каждый, размещенных на крыше автобуса. Запас газа обеспечивает пробег на одной заправке протяженностью 450 км.

Йенчепинг, Швеция. Автономный автомобильный газозаправочный комплекс СПГ/КПГ

Копенгаген, Дания. Газовый Мерседес. В стране начинается метаниза-ция транспорта

Рампа медленной заправки КПГ в автобусном парке Фредерисии, Да-

Ольштын, Польша. Началась эксплуатация автобусов на СПГ

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

/ТА

^Соци^

Y/////////////////////

ния

Мировой газомоторный рынок

wwwwwww

Таллин, Эстония. В стране разворачивается программа газификации транспорта

Низкопольный автобус Solaris Urbino на улицах Вильнюса

шшмшмшшшшшшг

Типовая АГНКС для КПГ и КБМ в Финляндии

Сеть АГНКС в этой европейской стране состоит из четырех станций. Три из них принадлежат компании AB Lietuvos Dujos. В настоящее время суммарный спрос на метан оценивается примерно в 2,4 млн м3. В Литве используют природный газ для заправки муниципальных автобусов, легковых и грузовых автомобилей. Природный газ стоит примерно на 20 % дешевле дизельного топлива и на 40 % - бензина. В ближайшей перспективе рынок КПГ Литвы можно оценить минимум в 10 млн м3.

Автомобильный биометан - опыт Финляндии

В Финляндии, как и во многих странах Европы, продолжается активная борьба за снижение содержания вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей. Проверенным инструментом, которым все чаще пользуются финны, является переход на использование компримирован-ного природного газа. Сжиженный метан в этой стране пока используют только для бункеровки морских судов, а пропан в Финляндии для автотранспорта не применяется. Финские автовладельцы используют не только традиционный природный газ, но и биометан. Всего парк автомобилей на метане насчитывает около 1400 машин различных категорий.

КПГ и компримированный 100%-й биометан (КБМ -CBG100) реализуют 22 АГНКС. Конструктивно заправочные станции для КПГ и КБМ ничем не отличаются. Разница только в цене (КПГ - maakaasu - на десяток центов дешевле биометана - biokaasu) и происхождении метана. В настоящее время средняя цена биометана на заправках варьируется в пределах 1,20-1,50 евро/кг.

Председатель Финской биогазовой ассоциации Ари Лам-пинен (Ari Lampinen) рассказывает, что в стране построены 22 газовые заправочные станции, которые принадлежат пяти компаниям: Gasum Oy - 18 станций; Metener, Haminan Energia, Envor Biotech и Metaenergia - по одной станции. Биометан -единственное моторное топливо биологического происхождения, которым можно заправиться в Финляндии.

В Финляндии получение биометана из биогаза организовано на пяти заводах. Для этого на четырех из них применяются гидравлические технологии очистки, а на одном - мембранные. Три завода поставляют биометан непосредственно на заправочные стации, два подают газ в распределительную сеть, откуда так называемый «зеленый» газ поступает на АГНКС.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (37) / 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.