Научная статья на тему 'Перспективы продления международных транспортных «Голубых коридоров» Россия-Европа с использованием природного газа в качестве моторного топлива'

Перспективы продления международных транспортных «Голубых коридоров» Россия-Европа с использованием природного газа в качестве моторного топлива Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / ГОЛУБОЙ КОРИДОР / КПГ / MOTOR FUEL / BLUE CORRIDOR / CNG

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пронин Е. Н., Самсонов Р. О., Маленкина И. Ф.

В настоящее время природные, трудовые, производственные, сельскохозяйственные, финансовые и прочие ресурсы распределены по планете неравномерно. Производство и обмен товарами и услугами (торговля) привели к формированию интегрированных производственно-обменных центров, связанных между собой различными торговыми путями. В современной экономике эти торговые пути называются Международными транспортными (критскими) коридорами. Концептуально они аналогичны древним торговым путям: шелковому, ганзейскому, янтарному и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for Expansion of International Transport Corridors Russia-Europe with the Use of Natural Gas as Motor Fuel

Natural, labor, industrial, agricultural, financial and other resources are spread throughout the nations of the world unevenly. Production & exchange of goods and services (the trade) have lead to the formation of integrated production-exchange centers connected by the transportation routes. In modern economy major trade routes, for instance in Europe, have been termed 'International Transportation (or Crete) Corridors'. Conceptually they are similar to the ancient Silk, Hansa or Amber ways (routes).

Текст научной работы на тему «Перспективы продления международных транспортных «Голубых коридоров» Россия-Европа с использованием природного газа в качестве моторного топлива»

Перспективы продления международных транспортных «Голубых коридоров» Россия-Европа с использованием природного газа в качестве моторного топлива

Е.Н. Пронин,

зам. начальника управления ОАО «Газпром», Р.О. Самсонов,

генеральный директор ООО « Газпром ВНИИГАЗ», д.т.н., И.Ф. Маленкина,

начальник лаборатории ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

В настоящее время природные, трудовые, производственные, сельскохозяйственные, финансовые и прочие ресурсы распределены по планете неравномерно. Производство и обмен товарами и услугами (торговля) привели к формированию интегрированных производственно-обменных центров, связанных между собой различными торговыми путями. В современной экономике эти торговые пути называются Международными транспортными (критскими) коридорами. Концептуально они аналогичны древним торговым путям: шелковому, ганзейскому, янтарному и т.д.

Ключевые слова: моторное топливо, голубой коридор, КПГ

Prospects for Expansion of International Transport Corridors Russia-Europe with the Use of Natural Gas as Motor Fuel

E.N. Pronin, R.O. Samsonov, I.F. Malenkina

Natural, labor, industrial, agricultural, financial and other resources are spread throughout the nations of the world unevenly. Production & exchange of goods and services (the trade) have lead to the formation of integrated production-exchange centers connected by the transportation routes. In modern economy major trade routes, for instance in Europe, have been termed 'International Transportation (or Crete) Corridors' Conceptually they are similar to the ancient Silk, Hansa or Amber ways (routes).

Keywords: motor fuel, Blue Corridor, CNG.

Основываясь на этих коридорах, в 2002 г. международная экспертная группа предложила создать «Голубые коридоры» для международного пассажирского и грузового автомобильного сообщения на авто-

бусах и грузовиках, использующих в качестве моторного топлива компри-мированный и/или сжиженный природный газ (КПГ или СПГ).

Как многим известно, проект «Голубой коридор» был поддержан в ЕЭК

ООН (2002 г.) и на саммите Большой восьмерки в г. Санкт-Петербург (2006 г.).

Международная экспертная группа под эгидой Европейской газомоторной ассоциации (в настоящее время Газомоторная ассоциация Европы) рекомендовала для реализации три «Голубых коридора»: Хельсинки

- Санкт-Петербург - Москва; Москва

- Минск - Варшава - Берлин; Берлин - Рим. Некоторое время спустя совместная группа ОАО «Газпром» и «Э.ОН Рургаз» предложила добавить еще один «Голубой коридор»: Калининград - Берлин.

Проект «Голубой коридор» представляет собой концепцию, философию перехода от традиционных бензина и дизельного топлива к экологически и экономически более благоприятному альтернативному топливу

- компримированному и сжиженному природному газу.

Концепция «Голубых коридоров» не является исключительно европейской. Этот подход применим в любой части света. Проект «Голубой коридор» - инфраструктурный, он подразумевает развитие газомоторного рынка вдоль существующих и будущих торговых газифицированных маршрутов и путей.

Рост численности населения является ключевым фактором глобального экономического развития. По данным Департамента населения ООН, в первой половине XXI в. население Земли может вырасти в 1,5 раза - с 6 до 9 млрд. человек.

Демографические прогнозы различных источников могут отличаться. Однако большинство из них единодушно утверждает, что лидерство будет удерживать Азия: в 2000 г. на ее долю приходился 61% мирового населения, а в 2050 г. здесь будут проживать 59%.

В процентном отношении первое место займет Африка: к 2050 г. ее население может вырасти до 2 млрд. чел., что составит 250%-ный рост относительно сегодняшних 800 млн. чел.

Темпы роста численности населения в Австралии, Океании, Север-

Млрд. д чел.

8 7 6 5 4 3 2 1 О

Европа

Северная Америка Азия

Латинская Америка и Карибский Бассейн

Австралия и Океания

Африка

2000 г.

2050 г.

Численность населения Земли в 2000-2050 гг., млрд. чел.

ной и Южной Америках сохранятся примерно на сегодняшнем уровне, и число жителей на этих континентах вырастет на 42-48%. В абсолютном выражении эти цифры несравнимы с прогнозами по другим регионам.

А вот Европа обречена на потерю 13% населения. Одной из причин этого будет трудовая миграция в регионы с развивающейся экономикой.

В предстоящие десятилетия лидерство Азии в росте численности населения будет сопровождаться впечатляющим ростом экономического развития. Согласно прогнозам, к 2050 г. в Азии будет производиться половина мирового валового продукта.

Государства Европы и Северной Америки, хотя и сохранят свою экономическую значимость, однако, сократят свою долю в мировом валовом продукте.

Глобальный валовой продукт к 2050 г. вырастет относительно 2005 г. в четыре раза. Глобальное экономическое развитие потребует новых

транспортных мощностей на земле, в воздухе и на воде. В частности, мировой автомобильный парк может уже к 2030 г. вырасти с сегодняшних 800 млн. до 3 млрд. ед.

Национальные и региональные уровни автомобилизации населения (количество личных автомобилей на 1000 чел.) продолжат рост, хотя он и не будет равномерным по всему миру. По имеющимся прогнозам, до 2020 г. среднегодовой рост автомобилизации составит 10%. При этом в индустриальных странах он будет равен 6%, а в развивающихся - 40%.

Рост численности населения, экономическое развитие, включая растущие потребности в мобильности, неизбежно повлекут за собой увеличение спроса на топливо и энергию. Международный энергетический обзор 2008 г. предполагает, что с 2005 по 2030 гг. глобальное

800 700 600 500 400 300 200 100 0

— — Развитая Азия

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа и 6СССР Центральная и Южная Америка Ближний Восток

Африка

Развивающаяся Азия

Мир

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Уровень моторизации населения Земли в 2000-2020 гг., млн. ед. автомобилей

Регион ВВП 2005 ВВП 2050 Изменения,

Млрд. долл. США % от мирового Млрд. долл. США % от мирового разы

Азия 9 884 29,1 64 135 48,9 6,5

Северная Америка 11 891 35,0 40 260 30,7 3,4

Европа 9 323 27,5 19 064 14,5 2,0

Австралия и Океания 600 1,8 4 540 3,5 7,6

Южная Америка 1 213 3,6 1 507 1,1 1,2

Центральная Америка 591 1,7 822 0,6 1,4

Африка 329 1,0 714 0,5 2,2

Ближний Восток 109 0,3 70 0,1 0,6

Мир 33 940 100,0 131 112 100,0 3,9

Квадриллионы Btu 90,2 100,4 110,5 118,7 126,5 135,4

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Потребление энергии мировым транспортом в 2005-2030 гг., британские тепловые единицы

потребление энергии может увеличиться на 50%.

Аналогичный 50%-ный рост на топливо ожидается в транспортном секторе мировой экономики. Также предполагается, что к 2030 г. доля жидких нефтяных моторных топлив в мировом топливном балансе транспорта снизится с 37 до 33%. Бензин и дизельные моторные топлива постепенно будут замещаться другими энергоносителями, включая природный газ и биометан.

Долгосрочные демографические и экономические прогнозы дают основания для предположения, что в ближайшие годы более интенсивно мировой энергетический сектор будет развиваться на азиатском субконтиненте.

Очевидно, что в настоящее время общая афро-евразийская газотранспортная схема наиболее развита в

европейской части. Высокая плотность населения, деловая активность, концентрация финансов в течение многих десятилетий позволили европейцам инвестировать огромные финансовые ресурсы в энергетическую инфраструктуру.

Только относительно недавно африканские и азиатские страны начали крупные газовые проекты, в частности, в области наземного транспорта газа. Новые газопроводы - планируемые и строящиеся - в Африке, Европе и в основном в Азии позволят сомкнуть национальные и региональные газотранспортные коридоры в единую афро-евразийскую газотранспортную систему от Токио до Лондона, от Мурманска до Абуджи.

Целостный, бесперебойный межконтинентальный поток природного газа открывает возможность продле-

Основные афроевразийские газотранспортные коридоры

1 1

г4 Ai

"1 л п

У-" у ;

--1 i) 1 V V j

л *

-существующие газопроводы

---планируемые и строящиеся

ния европейских «Голубых коридоров» на дальний Восток, в юго-восточную Азию и до экваториальной Африки.

«Голубые коридоры» - не пустая надежда или бесплодные усилия. Экономическая и экологическая целесообразность эксплуатации газобаллонных автомобилей на природном газе при дальнем сообщении доказана во многих странах. Так, например, в России в 2008-2009 гг. были организованы автопробеги «Голубой коридор» от Санкт-Петербурга до Сочи. Метановые автомобили заводского производства прошли дистанцию общей протяженностью 2300 км без поломок и дорожно-транспортных происшествий.

Газовые автомобили при автопробегах эффективно и безотказно работали не только на равнинной местности, но и в горах.

Мы уверены: для широкого внедрения природного газа в качестве газомоторного топлива на транспорте подобные автопробеги необходимо организовывать и в других странах и частях света. Ключевую роль в этих мероприятиях должны играть национальные и региональные газомоторные ассоциации совместно с газовыми и автомобильными компаниями.

Огромное рекламное мероприятие проведено группой компаний, спонсировавших в 2006 г. кругосветное турне автомобиля «VW Caddy», работающего на КПГ.

Необходимо особо подчеркнуть, что концепция «Голубых коридоров» применима не только к автомобильному, но и к железнодорожному, воздушному, водному и другим видам транспорта.

Уже достаточно много было написано и сказано об использовании сжиженного природного газа в авиации. В конце 1980-х гг. в Советском Союзе была успешно испытана летающая лаборатория ТУ-155 сначала с двигателем на сжиженном водороде, а затем на СПГ.

На морских и речных судах СПГ применяется уже в течение нескольких десятилетий.

+Ш ЯЯИИР Л «ер в^&ь ittJl ФЩ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (12) ноябрь 2009 г.

Новой областью применения природного газа является использование газотурбинных локомотивов на СПГ. Испытания такого локомотива начались в России в начале 2009 г. Опытный газотурбовоз легко провел состав общей массой 15 тыс. т. В недалеком будущем эта технология может быть применена в железнодорожном сообщении между Россией и Аляской.

Следует упомянуть еще один аспект. Природный газ - переходный этап, мост к еще более чистым видам моторного топлива. Для классифика-

ции различных видов топлива можно использовать следующую палитру:

■ сегодня планету пересекают «Красные коридоры», в которых используются традиционные виды топлива: бензин, дизельное топливо и авиационный керосин;

■ национальные и международные «Голубые коридоры» с применением КПГ и СПГ инициированы в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Латинской Америке в 1999 г.;

■ «Зеленые коридоры», в которых основным моторным топливом

должен стать биометан, созреют в ближайшие 10 лет (они уже зарождаются в Швейцарии и Швеции);

■ «Белые коридоры» для автомобилей на водороде могут стать реальностью через 20-25 лет, например, с 2003 г. в Норвегии реализуется проект HyNor («Водородный Север») - трасса от Ставангера до Осло.

Рост численности населения, потребления энергии и уровня автомобилизации, развитие промышленности, в первую очередь в Азии, будут неизбежно стимулировать расширение существующих европейских «голубых», «зеленых» и «белых» коридоров на юг и восток. Это рост будет сопровождаться широким развитием региональных энергетических комплексов, включая инфраструктуру добычи, транспортировки, хранения, переработки и распределения природного газа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 86 км Берингова пролива отделяют афро-евразийские транспортные коридоры от американских. Эти 86 км представляются мизерной величиной в сравнении с 69 млн. км асфальтированных дорог, опоясавших весь земной шар. Однако это звено откроет новое измерение для глобального социально-экономического прогресса. Непрерывные «голубые», «зеленые» и «белые» коридоры замкнут транспортное кольцо между четырьмя частями света из шести и соединят 99% населения планеты.

Вывод из сказанного следующий: проект «Голубой коридор», инициированный в России в 1999 г., имеет все основания для дальнейшего развития. В будущем следует:

■ включить в проект, кроме автомобильного транспорта, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта;

■ использовать в качестве альтернативного топлива не только природный газ, но, как минимум, биометан, водород и другие виды топлива;

■ выйти за рамки сегодняшних географических границ.

Мы должны увидеть большую картину. Глобальную!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.