Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИКИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Л. В.

В 2021 г. нами была разработана концепция допрофессиональной педагогической подготовки школьников как этапа системы непрерывного педагогического образования. Цель исследования - проанализировать реализацию основных идей этой концепции на основе данных опроса педагогов, обучающихся и их родителей, изучения опыта образовательных организаций, где созданы психолого-педагогические классы. Данные, полученные в результате опроса около тысячи респондентов, позволили получить информацию о состоянии допрофессиональной педагогической подготовки в психолого-педагогических классах в соответствии с критериями и показателями, которые характеризуют реализацию концептуальных идей. Реализация идей непрерывности, преемственности и перспективности предусматривает изучение согласованности целевых ориентиров, программных документов, содержания и педагогических средств, используемых на разных ступенях педагогического образования; взаимодействие субъектов общеобразовательной организаций, колледжей, вузов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки. Изучение реализации идеи индивидуализации образовательного процесса в психолого-педагогических классах включает определение активности и субъектности школьников при организации допрофессиональной педагогической подготовки, проведении воспитательных мероприятий и учебных занятий; предоставление школьникам возможности принимать самостоятельные решения. Анализ реализации идеи педагогизации образовательного процесса и социальной среды организации предусматривает изучение влияния школьников на образовательный процесс, участие школьников в преобразовании окружающей среды, в социально значимых проектах; использование ресурсов социальной среды для организации допрофессиональной педагогической подготовки. Взаимодействие субъектов допрофессиональной педагогической подготовки, объединение ресурсов организаций, взаимопроникновение средств общего и дополнительного образования при организации деятельности психолого-педагогического класса свидетельствуют о реализации идей интеграции и конвергенции. На основе анализа реализации концептуальных идей выявляются ресурсы для дальнейшего развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONCEPTUAL IDEAS ON PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN

In 2021 we developed the concept of pre-professional pedagogical training of schoolchildren as a stage in the system of continuing pedagogical education. The purpose of the study is to analyze the implementation of the main ideas of this concept based on the data of a survey of teachers, students and their parents, studying the experience of educational organizations where psychological and pedagogical classes have been made. About one thousand respondents were interviewed, and it made it possible to obtain information on the state of pre-professional pedagogical training in psychological and pedagogical classes in accordance with the criteria and indicators that characterize the implementation of conceptual ideas. The implementation of the ideas of continuity, succession and perspective provides for the study of the consistency of target guidelines, program documents, content and pedagogical tools used at different stages of pedagogical education; interaction of subjects of educational organizations, colleges, universities in the process of pre-professional pedagogical training. The study of the implementation of the idea of individualizing the educational process in psychological and pedagogical classes includes the determination of the activity and subjectivity of schoolchildren in the organization of pre-professional pedagogical training, educational activities and training; providing students with the opportunity to make independent decisions. The analysis of the implementation of the idea on pedagogizing the educational process and the social environment of the organization provides for the study about the influence of schoolchildren on the educational process, the participation of schoolchildren in the transformation of the environment, in socially significant projects; the use of social resources for organizing pre-professional pedagogical training. The interaction of subjects of pre-professional pedagogical training, the unification of organization resources, the interpenetration of means of general and additional education in organizing the activities of the psychological and pedagogical class testifies to the implementation of the idea of integration and convergence. Based on the analysis of the implementation of conceptual ideas, resources are identified for the further development of pre-professional pedagogical training for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_8 EDN: ETUZHD

Реализация концептуальных идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Людмила Васильевна Байбородова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9004-9785

Аннотация. В 2021 г. нами была разработана концепция допрофессиональной педагогической подготовки школьников как этапа системы непрерывного педагогического образования. Цель исследования — проанализировать реализацию основных идей этой концепции на основе данных опроса педагогов, обучающихся и их родителей, изучения опыта образовательных организаций, где созданы психолого-педагогические классы. Данные, полученные в результате опроса около тысячи респондентов, позволили получить информацию о состоянии допрофессиональной педагогической подготовки в психолого-педагогических классах в соответствии с критериями и показателями, которые характеризуют реализацию концептуальных идей.

Реализация идей непрерывности, преемственности и перспективности предусматривает изучение согласованности целевых ориентиров, программных документов, содержания и педагогических средств, используемых на разных ступенях педагогического образования; взаимодействие субъектов общеобразовательной организаций, колледжей, вузов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки. Изучение реализации идеи индивидуализации образовательного процесса в психолого-педагогических классах включает определение активности и субъектности школьников при организации допрофессиональной педагогической подготовки, проведении воспитательных мероприятий и учебных занятий; предоставление школьникам возможности принимать самостоятельные решения. Анализ реализации идеи педагогизации образовательного процесса и социальной среды организации предусматривает изучение влияния школьников на образовательный процесс, участие школьников в преобразовании окружающей среды, в социально значимых проектах; использование ресурсов социальной среды для организации допрофессиональной педагогической подготовки. Взаимодействие субъектов допрофессиональной педагогической подготовки, объединение ресурсов организаций, взаимопроникновение средств общего и дополнительного образования при организации деятельности психолого-педагогического класса свидетельствуют о реализации идей интеграции и конвергенции. На основе анализа реализации концептуальных идей выявляются ресурсы для дальнейшего развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка; школьники; концептуальные идеи; непрерывное педагогическое образование; индивидуализация; педагогизация; интеграция и конвергенция

Для цитирования: Байбородова Л. В. Реализация концептуальных идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 8-16. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_8. https://elibrary.ru/ETUZHD

© Байбородова Л. В., 2023

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

Original article

Implementation of conceptual ideas on pre-professional pedagogical training of schoolchildren

Lyudmila V. Baiborodova

Doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of pedagogical technologies, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9004-9785

Abstract. In 2021 we developed the concept of pre-professional pedagogical training of schoolchildren as a stage in the system of continuing pedagogical education. The purpose of the study is to analyze the implementation of the main ideas of this concept based on the data of a survey of teachers, students and their parents, studying the experience of educational organizations where psychological and pedagogical classes have been made. About one thousand respondents were interviewed, and it made it possible to obtain information on the state of pre-professional pedagogical training in psychological and pedagogical classes in accordance with the criteria and indicators that characterize the implementation of conceptual ideas.

The implementation of the ideas of continuity, succession and perspective provides for the study of the consistency of target guidelines, program documents, content and pedagogical tools used at different stages of pedagogical education; interaction of subjects of educational organizations, colleges, universities in the process of pre-professional pedagogical training. The study of the implementation of the idea of individualizing the educational process in psychological and pedagogical classes includes the determination of the activity and subjectivity of schoolchildren in the organization of pre-professional pedagogical training, educational activities and training; providing students with the opportunity to make independent decisions. The analysis of the implementation of the idea on pedagogizing the educational process and the social environment of the organization provides for the study about the influence of schoolchildren on the educational process, the participation of schoolchildren in the transformation of the environment, in socially significant projects; the use of social resources for organizing pre-professional pedagogical training. The interaction of subjects of pre-professional pedagogical training, the unification of organization resources, the interpenetration of means of general and additional education in organizing the activities of the psychological and pedagogical class testifies to the implementation of the idea of integration and convergence. Based on the analysis of the implementation of conceptual ideas, resources are identified for the further development of pre-professional pedagogical training for schoolchildren.

Keywords: pre-professional pedagogical training; schoolchildren; conceptual ideas; continuing pedagogical education; individualization; pedagogization; integration and convergence

For citation: Baiborodova L. V. Implementation of conceptual ideas on pre-professional pedagogical training of schoolchildren. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(2): 8-16. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_8. https://elibrary.ru/ETUZHD

Введение

В октябре 2021 г. научной и педагогической общественности был представлен проект концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., в котором указывается значимость «развития сети профильных психолого-педагогических классов, актуальность разработки и реализации программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников, ориентированных на педагогические профессии» [Администратор образования ... ] Ярославскому государственному педагогическому университету им. К. Д. Ушинского поручено выполнение государственного задания по теме «Допрофессио-

нальная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования». В результате научно-исследовательской работы создана концепция, в частности, определены основные идеи допрофессиональной педагогической подготовки (Д1III), которая, как показывает первый год апробации концепции, является актуальной и востребованной педагогами-практиками.

Под допрофессиональной педагогической подготовкой школьников мы, вслед за В. Б. Успенским, понимаем «образовательную систему, содержательная и процессуальная стороны которой направлены на формирование педагогической культуры учащихся, ориентацию их

на профессии сферы образования и развитие педагогически значимых качеств». Как этап непрерывного педагогического образования допрофес-сиональная, педагогическая подготовка нацелена на социальное и профессиональное самоопределение обучающихся, формирование у них универсальных педагогических компетенций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности школьников в будущем в качестве педагога.

Разработанность проблемы

В научной литературе вопросы подготовки школьников к педагогической деятельности, привлечения молодых людей, склонных к работе учителем, многие годы рассматриваются на международном уровне [Brown, 2002]. Ученые обсуждают вопросы качественного образования, связывая их с мотивированностью, убежденностью педагогов в ценности образования своих учеников и профессии учителя [Kyriacou, 2000; Manning, 2005]. Установлено, что мотивы, ценности и ориентации, которые имеют студенты до поступления на обучение по педагогическим специальностям, оказывают существенное влияние на их работу [Manning, 2005]. Рассмотрены взаимосвязи между осознанностью выбора педагогической профессии и качеством работы учителя. Доказана необходимость выявления людей, склонных к педагогическим профессиям, до момента их профессионального самоопределения [Бочарова, 2014; Бугакова, 2018; Чернявская, 2017], проведен сравнительный анализ практики профориентации старших школьников на педагогическую профессию в Российской Федерации и США в работах Э. В. Мухамедовой.

Особое внимание в контексте обсуждаемой проблемы уделяется психолого-педагогическим классам как одной из распространенных в практике форм педагогической профориентации, формирования педагогической культуры и осознанного профессионального самоопределения. Одни авторы [Диких, 2019] рассматривают историю организации педагогических классов в нашей стране, другие исследуют различные аспекты деятельности педагогических классов в России [Бочарова, 2014; Бугакова, 2018; Гаврило-ва, 2016; Гущина, 2018; Диких, 2019]. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли диссертационные работы Г. В. Ахметжановой, В. И. Ревякиной, А. К. Шленева и др.

С 2021 г. существенно возросла активность в обсуждении проблемы психолого-

педагогических классов (далее ППК) во многих

регионах России, в том числе увеличилось число публикаций, научных поисков в данном направлении [Допрофессиональная педагогическая ... , 2021; Организация деятельности ... , 2021]. Большая часть авторов в основном рассматривает педагогические классы, а также другие формы и варианты допрофессиональной педагогической подготовки. Однако целостного концептуального обоснования рассматриваемого процесса нами не обнаружено. При многообразии различных вариантов решения проблемы в регионах России возникла потребность в определении общих целевых ориентиров и базовых идей, которые обеспечат согласованность и непротиворечивость в деятельности субъектов, обеспечивающих качество и результативность допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Реализация основных концептуальных идей, изложенных в наших публикациях [Байбородова, 2021], представлена далее при анализе деятельности образовательных организаций, где осуществляется ДПП школьников.

Методология и методы исследования

Методологическую основу исследования по допрофессиональной педагогической подготовке составили системный, аксиологический, компе-тентностный, рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный подходы [Байборо-дова, 2021; Байбородова, 2023].

Эмпирическое исследование проводилось в октябре-ноябре 2022 г. В нем приняли участие 471 обучающийся психолого-педагогических классов, 121 педагог, 172 родителя из 7 регионов России: Костромской области (4 образовательных организации); Ярославской области (17); Республики Карелии (3); республики Коми (5); по одной организации включены в исследование из Архангельской области, г. Смоленска и г. Пет-ропавлоска-Камчатского. В образовательных организациях созданы психолого-педагогические классы (ППК), участвующие в проекте Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского по теме «Допрофес-сиональная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования». В образовательных организациях используются разные модели ДПП в соответствии с разработанной концепцией [Байбородова, 2021].

Методики

С учетом принятых концептуальных идей ДПП были разработаны критерии и показатели,

Таблица 1

Результаты опроса педагогов_

Ответы Вопросы к педагогам

Как часто к орга- Как часто в сов-

низации занятий местных меропри-

привлекаются спе- ятиях участвуют

циалисты различных сфер, препода- студенты вуза, колледжа?

ватели вузов, колледжей и др. ?

Постоянно 15,1 1,4

Часто 30,2 26,2

Редко 23,8 27,8

Иногда 1,1 5,7

Никогда 5,2 15,9

Мероприятия 24,6 23, 0

проводятся

которые могут быть использованы для оценки эффективности их реализации. Взрослым и детям предложены одинаковые либо сходные по содержанию вопросы анкеты в онлайн-формате. Также изучался опыт ряда образовательных организаций, участвующих в проекте, с использованием теоретических (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение) и эмпирических (беседа, наблюдение, фокус-группа, изучение документов) методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Основу предлагаемой нами концепции составляют идеи непрерывности, преемственности и перспективности. Их реализацию можно анализировать по следующим показателям:

— преемственность и перспективность целевых ориентиров подготовки будущих педагогов на разных ступенях образования;

— непрерывность, преемственность и перспективность содержания, форм, технологий педагогической подготовки в общеобразовательной организации, колледже, вузе;

— взаимодействие между школой и профессиональными образовательными организациями (СПО, ВО), педагогами и преподавателями вуза, студентами и школьниками.

Реализация данной идеи по-прежнему вызывает большие трудности. С одной стороны, введение ДПП школьников в образовательных организациях является важным показателем преемственности и непрерывности подготовки кадров; с другой стороны — согласованность и преемственность программ деятельности педагогических классов, колледжей и вузов на практике не обеспечены. Положительным фактом является разработка на основе непрерывности, преемственности и перспективности системы универсальных педагогических компетенций педагогами ЯГПУ им. К. Д. Ушинского [Харисова, 2021]. Эти компетенции поэтапно и преемственно должны формироваться на всех этапах подготовки педагогических кадров.

Важным показателем реализации идеи непрерывности и преемственности является расширение внешних партнерских связей с представителями педагогического колледжа и вуза. Около трети педагогов отмечают проведение совместных мероприятий школьников и студентов. Приведем в Таблице 1 несколько данных по результатам опроса педагогов.

Из таблицы видно, что значительная часть организаций в той или иной степени взаимодействуют с партнерами, в то же время около 30 % респондентов отметили отсутствие или незнание таких связей. Мнения педагогов и школьников по данным вопросам существенно не различаются. Только 16 % обучающихся отмечают, что в школе достаточно часто проводятся совместные мероприятия со студентами вуза или колледжа; 34,1 респондентов считают, что такие мероприятия проводятся редко, остальные ученики, а их более половины, не смогли вспомнить такие мероприятия.

Очевидно, что деятельность обучающихся на этапе допрофессиональной педагогической подготовки должна быть направлена на реализацию их индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование субъектной позиции, индивидуального пути развития, осознаваемой потребности в саморазвитии, способности к самопознанию, самооцениванию, самоорганизации, самообразованию и самовоспитанию, стремления изменить себя. Для этого необходимо обеспечить возможность принятия обучающимися осознанных, самостоятельных решений, право на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной траектории образования и профессионального самоопределения. Необходимость индивидуализации обусловлена тем, что, с одной стороны, важно раскрыть ресурсы, способности и склонности обучающегося, обеспечить целенаправленное развитие его педагогических способностей, потребности в саморазвитии при тьютор-ском сопровождении индивидуальной образовательной деятельности школьников. С другой стороны, обучающимся важно освоить на личном опыте идеи и технологии индивидуализации об-

разовательного процесса, демократичный стиль педагогического взаимодействия, чтобы использовать этот опыт в дальнейшей профессиональной деятельности.

В связи с этим следующей идеей допрофесси-ональной педагогической подготовки школьников должна быть ее индивидуализация, основными показателями реализации которой определены

— самостоятельность школьников в принятии решений;

— субъектная позиция обучающихся;

— выполнение организаторских функций при проведении дел, организации учебной деятельности;

— постановка целей, определение плана действий на уроке и во внеурочное время;

— самостоятельный выбор содержания и видов деятельности и достижения целей, форм отчетности и самоопределения;

— участие «на равных» со взрослыми в проектировании ДПП, в анализе и оценке результатов;

— самоанализ и самооценка своих достижений во всех видах деятельности и т. п.

Реализация идеи индивидуализации ДПП зависит от того, какую позицию занимают педагоги, взаимодействуя с детьми, как взрослые формируют субъектность школьников. По данным опроса детей, лишь 13,4 % школьников ощутили свою причастность к проектированию допрофес-сиональной педагогической подготовки, деятельности психолого-педагогического класса; инициаторами дел в классе, по мнению 22 % обучающихся, чаще бывают педагоги и достаточно редко учащиеся: только 10,9 % школьников считают, что они являются инициаторами дел. Очевидно, что не в полной мере используются ресурсы детей как активных организаторов дел в школе, ограничены их возможности в проявлении и формировании субъектной позиции.

Также не в полной мере используются возможности обучающихся в проектировании их индивидуальной деятельности при организации ДПП. Планы индивидуальной деятельности школьников часто составляют не они сами, а педагоги, что отметили 26,4 % обучающихся, а четвертая часть респондентов считают, что такой план не составляется, или затруднились дать ответ.

Проявлением индивидуализации является постановка обучающимися целей своей деятельности. Однако 56,7 % школьников, отвечая на вопрос о том, кто ставит цели и задачи при изуче-

нии темы, отметили, что это делают педагоги, и лишь 12,3 % школьников признают, что им дана такая возможность.

Самый низкий уровень субъектности школьники проявляют при выборе домашних заданий: только 9,2 % респондентов отметили, что чаще всего сами определяют домашнее задание, а 70,7 % считают, что только педагоги имеют такое право. Хотя именно самостоятельная работа школьников может выполняться по выбору детей с учетом предыдущих результатов и достижений. Также огорчает, что, по мнению 61,7 % школьников, «педагоги дают всем одинаковые задания», и только 7,5 % респондентов считают, что они сами определяют задания на уроке. Низкие показатели имеют и проявления субъектности при организации аналитической деятельности на уроке: право анализировать свою деятельность на занятии ощутила пятая часть обучающихся (21,3 %). Слабо используются возможности оценивания для субъектности школьников: лишь 13 % учащихся отметили, что сами оценивают свою деятельность на занятии.

Таким образом, остается актуальной проблема индивидуализации образовательного процесса, формирования субъектности будущих педагогов. Организаторы, кураторы и учителя психолого-педагогических классов испытывают трудности в ее решении, что обусловлено низким уровнем подготовленности педагогов к современным способам взаимодействия с обучающимися.

Одна из ведущих идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников — педа-гогизация социальной и образовательной среды, которая рассматривается, с одной стороны, как использование ресурсов социума для решения образовательных и воспитательных задач допрофессиональной подготовки школьников, а с другой — как процесс влияния деятельности обучающихся на преобразование окружающей среды [Байбородова, 2021]. Для оценки реализации данной идеи в практике образовательных организаций были определены следующие показатели:

— участие обучающихся в проектировании и реализации социальных и образовательных развивающих программ, проектов;

— включение в содержание деятельности детей освоения культурно-исторического и педагогического наследия, традиций, ценностей региона и страны;

— привлечение к организации занятий ДППШ и воспитательных событий специалистов, из-

вестных педагогов, лидеров молодежного движения;

— участие обучающихся в решении социально-педагогических проблем на уровне организации, региона, страны;

— создание общественных и социально-педагогических объединений, направленных на преобразовательную, продуктивную деятельность и реальный ценностный результат;

— участие школьников в деятельности социальных молодежных организаций и движений;

— взаимодействие с образовательными, профессиональными, общественными организациями при реализации программ ДППШ;

— участие родителей (законных представителей) в проектировании и реализации программ ДППШ;

— добровольное и осознанное принятие школьниками на себя определенных социальных обязательств;

— проявление обучающимися социально значимых инициатив.

По мнению третьей части педагогов (32,5 %), авторами социально значимых проектов, реализуемых в регионе или стране, являются учащиеся психолого-педагогических классов. Школьников, которые считают так же, как педагоги, почти в два раза меньше (17,3 %). В то же время изучение опыта ряда школ подтверждает достаточно высокую включенность обучающихся, участвующих в допрофессиональной педагогической подготовке, в социально-педагогическую деятельность. Например, школьники ППК ряда образовательных организаций активно участвуют в социально значимой работе своего села, проводят экскурсии в музеях, трудовые десанты, организуя младших школьников (Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского МР, Вощажни-ковская средняя школа Борисоглебского МР Ярославской области и др.), оказывают помощь детским садам (школа № 28 г. Рыбинска, Ермаков-ская средняя школа Рыбинского МР). В программу психолого-педагогических классов и групп включена волонтерская деятельность.

Педагогизация образовательной и социальной среды тесно связана с интеграцией и конвергенцией ресурсов ДПП. Допрофессиональная подготовка школьников — это многоаспектный, комплексный процесс, в котором участвуют многие субъекты образовательных отношений, испытывающие влияние многочисленных факторов, имеющие разные ресурсы для организации образования школьников, поэтому развитие и совер-

шенствование допрофессионального образования обучающихся основаны на интеграции и конвергенции как взаимосвязанных процессах. Это идея может реализовываться на разных уровнях (региональном, муниципальном, между организациями, внутри организации, в деятельности конкретного субъекта). Эта идея — основа, необходимое условие, механизм и средство комплексного решения воспитательных и образовательных задач. Интеграция и конвергенция нацелены на системное, целостное построение допрофессио-нального педагогического образования и позволяют повысить его качество и результативность за счет объединения, взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимодополнения ресурсов

— общего и дополнительного образования;

— учебной и внеурочной деятельности школьников;

— научно-методических, педагогических, интеллектуальных, кадровых, материальных средств различных организаций (общеобразовательных, дополнительного образования, культурно-образовательных, общественных, профессиональных);

— образовательной организации и социума.

Реализация этой идее включает следующие

основные показатели:

— согласованность ценностно-целевых ориентиров субъектов образовательных отношений, непротиворечивость идей, подходов и принципов допрофессионального педагогического образования школьников;

— комплексность, преемственность и цикличность в формировании компетенций обучающихся на разных этапах образовательного и профессионального самоопределения;

— взаимопроникновение и объединение содержательных линий психолого-педагогической и предметной подготовки школьников с учетом индивидуального запроса и профессиональных перспектив обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— использование комплексных педагогических средств, решающих одновременно образовательные и социально-профессиональные задачи (детско-взрослые объединения, проектная деятельность, социальная практика и др.);

— взаимодействие педагогов, психологов, учителей-предметников и других специалистов при проектировании допрофессиональной педагогической подготовки школьников;

— согласованность действий, объединение усилий в совместной деятельности субъектов

образовательных отношений, взрослых и детей и др.

Ярким проявлением педагогизации социальной и образовательной среды организации, интеграции ресурсов школы и социума является создание детско-взрослых сообществ, которые обсуждают и решают вопросы, а также реализуют намеченное на всех этапах проектирования ДПП. Допрофессиональная подготовка школьников характеризуется многообразием человеческих связей, которые существенно влияют на развитие субъектов, а также повышение эффективности ДПП в целом и развитие самой организации. В условиях ДПП актуализировалась проблема взаимодействия, интеграции ресурсов людей разного возраста, взрослых и детей. В связи с этим сегодня активно внедряется идея создания детско-взрослых сообществ, что обусловлено потребностью в новом типе социальных связей и человеческих отношений, ослаблением контактов между поколениями, потребностью детей в партнерских отношениях со взрослыми и неготовностью значительной части педагогов и родителей к таким отношениям. Очевиден и ценен эффект взаимообучения, взаимовлияния детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

В какой мере реализуется эта идея в практике образовательных организаций, дает ответ на вопрос о том, кто участвует в проектировании ДППШ. Результаты опроса следующие:

— педагоги, администрация школы, обучающие и их родители, представители колледжа и вуза — 33,3 %;

— педагоги, администрация школы и обучающиеся — 39,7 %;

— педагоги и администрация школы — 11,9 %;

— педагоги — 1,3 %;

— проблемная группа — 8,7 %;

— затрудняюсь ответить — 4, 3 %.

Эти данные свидетельствуют о том, что треть образовательных организаций осуществляет совместную работу в детско-взрослых сообществах с участием внешних представителей, около 40 % респондентов отметили совместную работу педагогов и школьников в образовательной организации. Однако, другие косвенные вопросы, заданные детям и родителям, дают другую информацию, которая свидетельствует о более низких показателях взаимодействия взрослых и детей.

В результате исследования выявлены ресурсы, которые определили основные направления

дальнейшего совершенствования допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников в образовательных организациях:

— обеспечение субъектной позиции участников деятельности в процессе проектирования ДПП, предоставление возможностей для проявления инициативы школьников в учебном и воспитательном процессе, стимулирование их самостоятельности;

— повышение активности школьников в организации социально-педагогической деятельности, во взаимодействии с младшими учениками, развитие взаимодействия старших и младших, взрослых и детей на основе сотрудничества и диалога;

— приобщение родителей к решению проблем допрофессиональной педагогической подготовки школьников, мотивационное обеспечение участия родителей в разработке индивидуальных проектов детей, в проектировании и организации деятельности психолого-педагогических классов;

— активизация взаимодействия общеобразовательных и профессиональных организаций с целью обогащения социального опыта взаимодействия школьников, будущих педагогов, через развитие внешних связей, взаимодействие с представителями вузов и колледжей, студентами и преподавателями.

Выводы

Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников представляет собой систему различных связей и отношений между субъектами, образовательными и профессиональными организациями, взрослыми и детьми. Основная цель субъектов в процессе ДПП — содействие профессиональному самоопределению школьников, осознанному выбору ими педагогической профессии, развитию у них социально важных качеств. Результативность допрофессиональной педагогической подготовки зависит от реализации концептуальных идей, которые влияют на все стороны жизнедеятельности образовательной организации и ее социума.

Изучение состояния допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся в контексте реализации концептуальных идей позволило получить достаточно объективные данные о создании и деятельности психолого-педагогических классов в образовательных организациях, показало существенные ресурсы для повышения качества и эффективности ДПП за счет развития всех подсистем взаимодействующих субъектов. Причины, по которым недоста-

точно развиваются и реализуются концептуальные идеи: непонимание педагогами, организаторами ДПП важности реализации этих идей; незнание способов их реализации для повышения качества деятельности психолого-педагогических классов. Для развития субъектной позиции школьников, формирования у них профессионально важных качеств педагогам и организаторам ДПП необходимо освоить современные способов организации совместной деятельности субъектов, участвующих в ДПП, на основе партнерства, сотрудничества и диалога, занимать тьюторскую позицию при сопровождении школьников.

Библиографический список

1. Администратор образования. Федеральный журнал для руководителей образовательных учреждений. URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (дата обращения: 19.11.2021)

2. Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Москва : КНОРУС, 2023. 402 с.

3. Байбородова Л. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников : монография /Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 282 с.

4. Бочарова Ю. Ю. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт городского сетевого педагогического лицея и педагогической интернатуры в КГПУ им. В. П. Астафьева / Ю. Ю. Бочарова, О. М. Гаврилова // Вестник КГПУ им.

B. П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 37-43.

5. Бугакова Е. В. Из педагогического класса — в педагогическую профессию / Е. В. Бугакова, А. В. Москвина // KANT. Педагогические науки. 2018. № 1 (26). С. 28-31.

6. Гаврилова О. М. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «школа — университет» / О. М. Гаврилова, Н. П. Безрукова // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115).

C. 99-103.

7. Гущина Т. И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т. И. Гущина, Л. Н. Макарова // Вестник ТГУ 2018. № 4 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-pedagogicheskiyklass-kak-forma-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 01.11.2019).

8. Диких Э. Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета / Э. Р. Диких, Е. В. Чухина // Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 139-142.

9. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников. Опыт и традиции : коллективная монография / под научн. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 339 с.

10. Жук А. И. Педагогические классы в республике Беларусь — состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции, г. Минск, 5 ноября 2019 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка ; под ред. А. И. Жука. Минск : БГПУ 2019. С. 3-5.

11. Логинова А. Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент до-профессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 287-289.

12. Организация деятельности психолого-педагогических классов : учебно-методическое пособие. Москва : Академия Министерства просвещения России, 2021. 392 с.

13. Педагогические классы. 2020. URL: https://uspu.ru/projects/pedagogicheskie-klassy/doc/ (дата обращения: 19.03.2021).

14. Харисова И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 257-264.

15. Чернявская А. П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С 166-169.

16. Brown D. Career choice and development. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 2002. 534.

17. Kyriacou C., Coulthard M. Undergraduates' Views of Teaching as a Career Choice. Journal of Education for Teaching, 2000, 26, 117-126.

18. Manning M., Patterson J. Unfulfilled promise: Ensuring quality teachers for our Nation'sschools. Childhood Education, 2005. 1(4), 249-250.

Reference list

1. Administrator obrazovanija. Federal'nyj zhurnal dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhde-nij = Education administrator. Federal magazine for heads of educational institutions. URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (data obrashhenija: 19.11.2021)

2. Bajborodova L. V Vospitatel'naja dejatel'nost' = Educational activities : uchebnik / L. V. Bajborodova, M. I. Rozhkov. Moskva : KNORUS, 2023. 402 s.

3. Bajborodova L. V. Koncepcija i modeli doprofes-sional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov = Concept and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren : monografija / L. V. Bajborodova, V V. Belkina. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 282 s.

4. Bocharova Ju. Ju. Formirovanie ustojchivoj moti-vacii k budushhej professional'noj pedagogicheskoj deja-

tel'nosti: opyt gorodskogo setevogo pedagogicheskogo liceja i pedagogicheskoj internatury v KGPU im. V P. Astafeva = Formation of stable motivation for future professional pedagogical activity: experience of the city network pedagogical lyceum and pedagogical internship at KSPU named after V. P. Astafiev / Ju. Ju. Bocharova, O. M. Gavrilova // Vestnik KGPU im. V. P. Astafeva. 2014. № 4 (30). S. 37-43.

5. Bugakova E. V. Iz pedagogicheskogo klassa — v pedagogicheskuju professiju = From the pedagogical class to the pedagogical profession / E. V. Bugakova, A. V. Moskvina // KANT. Pedagogicheskie nauki. 2018. № 1 (26). S. 28-31.

6. Gavrilova O. M. Innovacionnye formy pedagogicheskogo soprovozhdenija starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii v sisteme «shkola — universi-tet» = Innovative forms of pedagogical support for high school students to choose a pedagogical profession in the «school — university» system / O. M. Gavrilova, N. P. Bezrukova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 2-1 (115). S. 99-103.

7. Gushhina T. I. Setevoj pedagogicheskij klass kak forma professional'noj orientacii starsheklassnikov = Network teaching class as a form of professional guidance for high school students / T. I. Gushhina, L. N. Makarova // Vestnik TGU. 2018. № 4 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-pedagogicheskiyklass-kak-forma-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (data obrashhenija: 01.11.2019).

8. Dikih Je. R. Dejatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta = Activity of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical University / Je. R. Dikih, E. V Chuhina // Gumanitarnye issledovanija. 2019. № 3 (24). S. 139-142.

9. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov. Opyt i tradicii = Pre-professional pedagogical training of schoolchildren. Experience and traditions : kollektivnaja monografija / pod nauchn. red. L. V. Bajbo-rodovoj, A. M. Hodyreva, A. P. Chernjavskoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 339 s.

10. Zhuk A. I. Pedagogicheskie klassy v respublike Belarus' — sostojanie i perspektivy razvitija = Pedagogical classes in the Republic of Belarus — state and prospects of development // Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Minsk, 5 nojabrja 2019 g. / Bel. gos. ped. un-t im. Maksima Tanka ; pod red. A. I. Zhuka. Minsk : BGPU, 2019. S. 3-5.

11. 10. Loginova A. N. Pedagogizacija aktual'nyh social'nyh praktik kak sovremennyj instrument doprofes-sional'noj pedagogicheskoj podgotovki = Pedagogization of current social practices as a modern tool of pre-professional pedagogical training // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. № 6. S. 287-289.

12. Organizacija dejatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov = Organization of activities of psychological and pedagogical classes : uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : Akademija Minister-stva prosveshhenija Rossii, 2021. 392 s.

13. Pedagogicheskie klassy = Pedagogical classes. 2020. URL: https://uspu.ru/projects/pedagogicheskie-klassy/doc/ (data obrashhenija: 19.03.2021).

14. Harisova I. G. Cennostno-smyslovaja model' formirovanija preemstvennyh rezul'tatov podgotovki ped-agoga = Value and meaning model for the formation of subsequent results of teacher training // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Peda-gogika. Psihologija. Sociokinetika. 2021. T. 27. № 4. S. 257-264.

15. Chernjavskaja A. P. Psihologicheskie predposylki razvitija professional'noj zrelosti starsheklassnikov = Psychological prerequisites for the development of professional maturity of high school students // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. № 3. S 166-169.

16. Brown D. Career choice and development. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 2002. 534.

17. Kyriacou C., Coulthard M. Undergraduates' Views of Teaching as a Career Choice. Journal of Education for Teaching, 2000, 26, 117-126.

18. Manning M., Patterson J. Unfulfilled promise: Ensuring quality teachers for our Nation'sschools. Childhood Education, 2005. 1(4), 249-250.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 23.03.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 23.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.