ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 4. С. 292-298. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 292-298.
ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 371:377
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-292-298
ОСОБЕННОСТИ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Артемьева Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4542-5470
Мухамедьярова Наталья Андреевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9768-2164
Аннотация. Одним из ключевых ориентиров развития системы образования является качественная подготовка педагогов. В настоящее время идет поиск наиболее эффективных путей непрерывного педагогического образования, в котором допрофессиональная педагогическая подготовка школьников является важным этапом. Целью статьи является выявление особенностей допрофессиональной педагогической подготовки (ДПП) на базе организаций высшего образования на основе анализа передового педагогического опыта. Основу исследования составили материалы мониторинга, проведенного в 87 регионах России, по организации допрофессиональной педагогической подготовки, а также нормативные документы образовательных организаций, регулирующие эту деятельность. По результатам обобщения опыта авторы представляют целевые ориентиры организаций высшего образования, занимающихся данной проблемой. Практический интерес имеют описание форм и методов организации педагогических классов на базе вузов. Выявленные особенности позволяют использовать различные форматы включения вузов в процесс допрофессиональной педагогической подготовки школьников. В работе выделены наиболее перспективные модели организации работы со школьниками: Педагогический предуниверсарий и Сетевой педагогический класс. Статья имеет научную и практическую значимость для руководителей и педагогических коллективов образовательных организаций, занимающихся разработкой содержания допрофессиональной педагогической подготовки школьников, механизмов и организационно-педагогических условий организации этой деятельности.
Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка, педагогический класс, обобщение опыта, педагогические вузы, непрерывное педагогическое образование, педагогическая профессия, модели педагогических классов.
Благодарности. Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).
Для цитирования: Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А. Особенности допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе организаций высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 292-298. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-292-298
Research Article
FEATURES OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Lyubov N. Artemieva, Candidate of Pedagogic Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4542-5470
Natalya A. Mukhamedyarova, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Russia, [email protected], https://orcid. org/0000-0001-9768-2164
Abstract. One of the key benchmarks in the development of the education system is the high-quality training of pedagogues. Currently, there is a search for the most effective ways of continuous pedagogic education, in which pre-professional pedagogic training of schoolchildren is an important stage. The article examines the problem of pre-professional pedagogic
292
Вестник КГУ -Л 2021
© Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А., 2021
training of schoolchildren, it analyses the features of its solution in the conditions of higher education. The study was based on monitoring materials received from the constituent entities of the Russian Federation on the problem of pre-professional pedagogic training, as well as regulatory documents of educational organisations that regulate this activity. Based on the results of the generalisation of experience, the authors present the target guidelines of educational institutions dealing with this problem. Description of the forms and methods of organising pedagogic classes on the basis of universities are of practical interest. The revealed features make it possible to use various formats for including higher education in solving the problem of pre-professional pedagogic training of pupils. The paper highlights the most promising models of organising work with schoolchildren - the model "Pedagogic pre-university" and the model "Networked pedagogic class". The article is of scientific and practical importance for headmasters and teaching staff of educational organisations involved in the development of the content of pre-professional pedagogic training of schoolchildren, mechanisms and organisational and pedagogic conditions for organising this activity.
Keywords: pre-professional pedagogic training, pedagogic class, generalisation of experience, pedagogic universities, continuing pedagogic education, pedagogic profession, models of pedagogic classes.
Acknowledgments. The work was carried out within the framework of the State Assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00077-21-02 to carry out scientific research on the topic "Pre-professional pedagogic training of pupils in the system of continuous pedagogic education" (registry entry No. 730000F.99.1. BV09AA00006).
For citation: Artemyeva L.N., Mukhamedyarova N.A. Features of pre-professional pedagogic training of schoolchildren on the basis of higher education institutions. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 292-298. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-292-298
Введение
Одним из векторов реформирования современного педагогического образования как фактора социального развития является стремление придать ему черты непрерывности, отражающие новые реалии современного общества. В решении проблемы непрерывной подготовки педагогических кадров особую значимость приобретает допрофесси-ональное педагогическое образование школьников, поскольку, начиная работу именно со школьниками, есть возможность создать благоприятные условия для ориентации выпускников системы общего образования на социально-педагогические профессии, способствовать поднятию престижа педагогической профессии среди молодежи [Байбородова: 93-99].
Проблема допрофессиональной педагогической подготовки школьников является предметом изучения многих ученых и практиков. Они стараются рассматривать и решать ее с разных позиций и ракурсов: психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения обучающихся (Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Э. Попович, Н.С. Пряжни-ков, Г.В. Резапкина, А.П. Чернявская, С.Н. Чистякова), организация и содержание деятельности педагогических классов (Н.П. Волкова, Л.Ф. Воскресенская, С.А. Воронина, Г. А. Горлова, А.С. Родионов, И.В. Ше-ханина); особенности самоопределения старшеклассников в процессе выбора педагогической профессии (Э.В. Балакирева, Л.Н. Разинкова, Е.И. Родионов, Е.П. Шабалина); концептуально-методологические основы, модели и условия допрофессиональной педагогической подготовки школьников (Г.В. Ахмет-жанова, Л.В. Байбородова, И.В. Гравова, Э.Ф. Зеер, Р.Ф. Проскурина, В.И. Ревякина, И.О. Семенова, В.Б. Успенский, А.К. Шленев).
Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что большинство авторов разделяют такие исходные идеи допрофессиональной педагогической подготовки, как: процесс педагогизации общественных отношений; гуманитарный характер психолого-педагогических знаний, которые актуальны и имеют ценность для представителей любой профессии; педагогическое просвещение и профессиональная ориентация, которые позволяют актуализировать многие процессы, происходящие в образовательных организациях, особенно - гуманизацию отношений, персо-нализацию образовательной среды, саморазвитие, самопознание и самореализацию личности; подготовка компетентных педагогов, которая осуществляется не только профессиональными учебными заведениями, но и начинается в период школьного ученичества, - также актуальны и востребованы в современных условиях [Чернявская, Байбородова: 5; Успенский: 6-9].
Организация исследования С целью выявления особенностей допрофессиональной педагогической подготовки на базе вузов нами был проведен анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Анализ опыта организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, проведенный на основе материалов, предоставленных всеми регионами Российской Федерации, с учетом данных анкеты мониторинга, организованного Министерством просвещения РФ, выявил, что в целом в России программы допрофессиональной педагогической подготовки реализуются в следующих формах [Чернявская, Артемьева: 2]:
- педагогический (психолого-педагогический) класс на базе одной общеобразовательной органи-
зации - в рамках основной иди дополнительной образовательной программы;
- «сетевой» или «распределенный» педагогический (психолого-педагогический) класс на базе нескольких образовательных организаций - в рамках основной идеи дополнительной образовательной программы;
- онлайн-педагогический (психолого-педагогический) класс;
- реализация программ дополнительного образования детей, направленных на допрофессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций.
Проведенный анализ опыта организации работы педагогических и психолого-педагогических классов и групп показал разнообразие форм, содержания и методов реализации допрофессиональной педагогической подготовки. Целевыми ориентирами представленных практик являются: ориентация на педагогические профессии, развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся в педагогических классах, профессиональная ориентация обучающихся, формирование широкого круга компетенций и образовательных результатов.
Одним из перспективных вариантов организации допрофессиональной педагогической подготовки на сегодняшний день является использование возможностей образовательных организаций высшего образования.
Исходя из цели исследования, для нас представляет интерес выявление основных ориентиров и особенностей организации ДПП на базе организаций высшего образования, а также рассмотрение наиболее эффективных моделей подготовки.
Многие педагогические вузы сталкиваются с ситуацией, когда значительная часть студентов не планируют связывать свою будущую профессиональную деятельность с образованием, другие - становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования из-за того, что плохо представляют деятельность педагога [Мандаева: 154]. Поэтому допрофессиональная педагогическая подготовка на базе вуза - важный этап непрерывного педагогического образования [Непрерывное педагогическое: 36].
Главной особенностью ДПП на базе вузов является тот факт, что университеты - это многоуровневые образовательные комплексы непрерывного педагогического образования, где осуществляется не только систематическая педагогическая подготовка на разных уровнях образования (от университетских профильных классов до аспирантуры), но и происходит постоянное обновление форм и методов данной подготовки в соответствии с возникающими запросами регионов [Гущина: 7-10]. Перед вузами стоит задача выстраивания единой системы подготовки учителей,
начиная с профильных классов в школе, создания благоприятных условий для ориентации выпускников системы общего образования на социально-педагогические профессии [Мухамедьярова: 33].
В связи с этим целевые ориентиры организации ДПП в условиях высшего образования связаны с:
- удовлетворением образовательных потребностей обучающихся, организацией профессиональной ориентации старшеклассников;
- психолого-педагогическим просвещением, формированием интереса к педагогической профессии;
- развитием творческой активности старшеклассников, привлечением школьников к научно-исследовательской деятельности;
- знакомством учащихся школ с условиями обучения в вузе;
- повышением качества отбора абитуриентов.
В качестве основного ожидаемого результата ДПП на базе вузов выступает привлечение абитуриентов, мотивированных на получение социально-педагогических профессий, а для сельских и городских школ - возможность удовлетворить потребность в обновлении педагогических кадров, решить проблему дефицита педагогов, обеспечить непрерывный характер педагогического образования [Петрова: 56; Чернявская, Данилова: 64].
Кроме этого, среди результатов выделим апробацию моделей допрофессиональной подготовки в рамках непрерывного педагогического образования, разработку организационно-управленческих механизмов ДПП, увеличение количества профессионально ориентированных студентов в образовательных организациях среднего и высшего образования.
Опрос старшеклассников показывает, что, планируя свою подготовку к выбору профессии в современных условиях, школьники предполагают, что в процессе довузовской подготовки они должны закрепить интерес к профессии, научиться общаться с людьми, получить новые знания, подготовиться к обучению в вузе, сформировать потребность в образовании, получить первоначальные знания о профессии, воспитать чувство долга и ответственности, что свидетельствует об ответственном отношении старшеклассников к данному этапу самоопределения [Мит-росенко, Колокольникова: 204-211].
Роль вузов в ДПП достаточна вариативна в зависимости от целей, имеющихся условий, ресурсной обеспеченности, может осуществляться в разных формах:
1. Вуз как основная база ДПП, предполагающая работу со школьниками в рамках довузовской подготовки будущих абитуриентов.
2. Вуз как куратор, сопровождающий деятельность педагогического класса на базе отдельно взятой школы.
3. Вуз как ресурсный центр, наполняющий ДПП необходимыми возможностями (кадровыми, ИКТ, методическими, нормативными, материально-техническими и т. д.).
4. Вуз как один из субъектов-партнеров в сетевой модели ДПП (например, «школа - колледж - вуз»), как участник проекта распределенного педагогического класса.
На сегодняшний день основными направлениями работы вузов для достижения целей ДПП являются: организация деятельности по ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии средствами интернет-ресурсов; разработка нормативной документации по организации и сопровождению ДПП; разработка рабочих программ занятий педагогической направленности в формате видеолекций, веби-наров, видеоуроков/медиауроков, онлайн мастер-классов с возможностью записи материалов; организация очных и дистанционных конкурсов педагогических проектов, исследовательских конкурсов, олимпиад, творческих сетевых лабораторий; обеспечение методической поддержки внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в сетевом педагогическом классе; диагностика обучающихся, имеющих склонности к педагогической деятельности; проектирование индивидуальных маршрутов обучающихся по программам допрофессионального педагогического образования в очном и дистанционном формате; осуществление профессионально-педагогических проб через включение в социально-педагогическую практику и т. д. [Байбородова, Груздев: 5; Гущина, Макарова: 27-29].
Следует отметить, что у вузов имеется большое потенциал при апробации новых механизмов про-фориентационной работы. Преподаватели успешно разрабатывают и реализуют педагогические десанты и квесты, вариативные программы психологических и педагогических мастерских, профессиональные пробы психолого-педагогической направленности, декады педагогической и психологической грамотности [Беляева: 67].
Результаты исследования и их обсуждение
Большинство педагогических вузов создают и апробируют различные формы допрофессиональ-ной педагогической подготовки школьников: модель «Педагогический предуниверсарий», модель «Сетевой педагогический класс», университетские гимназии, профильные классы и другие. Приведем примеры некоторых из обозначенных форм.
Отличительной особенностью модели «Педагогический предуниверсарий», которая реализуется в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, является то, что она не включена в учебный компонент школы и не действует как подготовительный курс вузов в период профильной подготовки
старшеклассников. Механизмом реализации модели является нормативно-правовое обеспечение взаимодействия образовательных организаций в процессе реализации модели [Гущина: 13-14]. Несколько раз в месяц старшеклассники становятся равноправными участниками студенческой жизни - посещают лекции, практические занятия, тренинги, консультации, участвуют в воспитательных событиях, социальных акциях. Преподаватели разрабатывают комплексную вариативную образовательную программу подготовки обучающихся, включающую модули: основы психологии, основы педагогики, возрастная психология, психология педагогического общения, тренинг педагогических умений и др.
Модель «Сетевой педагогический класс» позволит обучающимся, не имеющим возможности регулярно посещать очные занятия в педагогическом классе, принять участие в реализации программы профориентации [Гущина, Макарова: 31-34]. Отличительной особенностью модели является большая доля самостоятельной работы школьников при постоянном взаимодействии с сетевым куратором. Сетевое обучение может проходить в разных формах: виртуальная конференция, сетевой проект, общение в форумах и чатах, создание веб-страниц и др.
Интересная вариация модели «Сетевой педагогический класс» реализуется в Томском государственном педагогическом университете в рамках сетевого образовательного проекта «Открытый педагогический класс». Целью данной модели является создание условий для активизации личностного и профессионального самоопределения школьников, имеющих интерес к социально-педагогической деятельности, привлечение наиболее подготовленных и педагогически ориентированных старшеклассников к поступлению в педагогический университет [Дозморова, Лыба: 71]. Образовательная программа класса состоит из инвариантного и вариативного модулей. Инвариант включает очные события (две очные сессии во время школьных каникул, педагогическую олимпиаду, фестиваль вожатских идей, профильные смены педагогической направленности) и заочные (дистанционные) события: дистанционная олимпиада по педагогике, конкурсы, серии вебинаров по тематическим блокам. Обязательной формой аттестации в педагогическом классе является портфолио, которое фиксирует уровень освоения содержания программы, овладение компетенциями, позволяет продемонстрировать свои возможности и достижения. По итогам конкурса портфолио определяется рейтинг обучающихся, дающий определенные преференции при поступлении в вуз.
Похожая модель реализуется в Костромском государственном университете: «Дистанционный педагогический класс» для школьников 9-10 классов. Программа обучения рассчитана на один учебный
год, где костромские школьники не только знакомятся с профессией учителя, но и участвуют в онлайн-за-нятиях с преподавателями вуза, прикасаются к университетской системе образования.
Модель «Университетские классы» внедрена в 2015 году и успешно функционирует на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В содержание образования в университетских классах включены следующие компоненты: базовая предметная среда, вариативная предметная среда, среда профессионально-личностного самоопределения, клубная среда. Несомненным преимуществом является обеспечение всего образовательного процесса профессорско-преподавательскими кадрами университета, среди которых доктора и кандидаты наук, ведущие ученые университета. Кроме этого, в университетских классах сформирована система взаимодействия с одаренными детьми через включение в учебно-исследовательскую, проектную деятельность, также обеспечивается сопровождение обучающихся при подготовке и участии в олимпиадах разного уровня [Современные тренды: 7-9].
Успешный опыт реализации проекта Уральского государственного педагогического университета «Психолого-педагогический класс» в Свердловской области позволяет обеспечить включение обучающихся в процессе профессиональных проб в деятельность, максимально приближенную к социально-педагогической, а также мотивировать их на последующую работу в системе образования, закрепление молодежи в городе и регионе.
Заслуживает внимание еще один вариант организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников - модель «Гимназия К.Д. Ушинского» на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Целевой аудиторией гимназии являются не только обучающиеся, но и педагоги образовательных организаций. Основными задачами проекта можно считать: разработку и реализацию в сетевой форме дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности; разработку и реализацию в сетевой форме программ отдыха и оздоровления детей социально-педагогической направленности; информационное и организационно-методическое сопровождения деятельности классов (объединений) социально-педагогической направленности; инициирование и организационно-методическое сопровождение социальных проектов с участием обучающихся и педагогов образовательных организаций. Отличительной особенностью данной модели является ее многопрофильность, полифункциональность и комплексность [Логинова: 289]. Она включает в себя следующие проекты: сетевой образователь-
ный проект по подготовке вожатых детских лагерей «Смена мечты»; образовательный проект «Школа юного психолога»; образовательный проект «Школа вожатых Российского движения школьников»; сетевой образовательный проект «Социально-педагогический класс»; российская психолого-педагогическая олимпиада К.Д. Ушинского.
Выводы
Таким образом, допрофессиональная педагогическая подготовка на базе университетов позволяет решать задачи модернизации педагогического образования, обеспечивая его непрерывность; способствует развитию кадрового потенциала региональной системы образования; расширяет возможности для профессиональной ориентации обучающихся в сфере социально-педагогический деятельности и формирования у них актуальных и перспективных профессиональных и общекультурных компетенций.
Список литературы
Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 93-99.
Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М., Чернявская А.П., Головина И.В., Папуткова Г.А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 3-13.
Беляева О.А. Профориентационный конструктор как инструмент психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Ярославский психологический вестник. 2021. № 1 (49). С. 66-69.
Гущина Т.И. Тренды педагогического образования -основные направления развития Педагогического института / Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, А.Ю. Курин // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 187. С. 7-14.
Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник ТГУ. 2018. № 4 (174). С. 27-34.
Дозморова Е.В., ЛыбаА.А. Система непрерывного педагогического образования как условие обеспечения подготовки педагога в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (214). С. 71-77.
Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. 2020. № 6 (85). С. 286-289.
Мандаева А.Е. Самоопределение личности в процессе формирования психолого-педагогической ориентации студентов на педагогическую профессию // Условия социально-экономического развития общества: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Кингисепп, 26 апреля 2019 года. Кингисепп, 2019. С. 153-156.
Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51/3. С. 204-211.
Мухамедьярова Н.А. Подготовка педагогов дополнительного образования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, Ярославль, 5-6 марта 2020 года. Ярославль, 2020. С. 30-37.
Непрерывное педагогическое образование: результаты работы кафедр института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского: коллективная монография / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, Т.Н. Гущиной, А.М. Ходырева. Ярославль, 2018. 276 с.
Петрова А.А. Профессиональная мотивация при выборе будущей профессии студентов-первокурсников педагогического вуза // Европейский форум молодых исследователей: сб. ст., Петрозаводск, 22 октября 2019 года. Петрозаводск, 2019. С. 55-58.
Современные тренды непрерывного образования: методология и практика становления лицейских классов в пространстве университета: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск, 25-26 сентября 2019 года) / под общ. ред. М.И. Лукьяновой, С.В. Данилова, В.А. Основи-ной. Чебоксары, 2019. 284 с.
Тюстина Г.Г., Бауэр Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 103-105.
Успенский В.Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. Ярославль, 1998. 23 с.
Чернявская А.П., Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А. Обобщение опыта допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Ярославль, 2021. С. 529-534.
Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62-70.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Головини-на И.В., Груздев М.В., Папуткова Г.А., Ходырев А.М. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Вып. 6 (159). 2021. С. 4-10.
References
Baiborodova L.V. Kontseptual'nye osnovy i modeli doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki shkol'-nikov [Conceptual foundations and models of pre-pro-fessional pedagogical training of schoolchildren]. laros-lavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2015, vol. 5, pp. 93-99. (In Russ.)
Baiborodova L.V, Gruzdev M.V., Khodyrev A.M., Cherniavskaia A.P., Golovina I.V, Paputkova G.A. Per-spektivy doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki Shkolnikov v sovremennykh usloviiakh [Prospects for pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions]. Nauchnyi rezul'tat. Pedagogi-ka i psikhologiia obrazovaniia [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2021, vol. 7/3, pp. 3-13. (In Russ.)
Beliaeva O.A. Proforientatsionnyi konstruktor kak instrument psikhologo-pedagogicheskogo soprovozh-deniia professional'nogo samoopredeleniia obuchaiu-shchikhsia [Vocational guidance constructor as a tool for psychological and pedagogical support of students' professional self-determination]. laroslavskii psikhologi-cheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2021, № 1 (49), pp. 66 -69. (In Russ.)
Gushchina T.I. Trendy pedagogicheskogo obrazovaniia - osnovnye napravleniia razvitiia Pedagogicheskogo instituta [Trends in pedagogical education - the main directions of development of the Pedagogical Institute], T.I. Gushchina, L.N. Makarova, A.Iu. Kurin. Vestnik Tambovskogo universiteta [Tambov University Bulletin]. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2020, vol. 25/187, pp. 7-14. (In Russ.)
Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Iu. Setevoi pedagogicheskii klass kak forma professional'noi orien-tatsii starsheklassnikov [Networked pedagogical class as a form of vocational guidance for high school students]. Vestnik TGU. [Tambov University Bulletin], 2018, vol. 4 (174), pp. 27-34. (In Russ.)
Dozmorova E.V., Lyba A.A. Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia kak uslovie obespeche-niia podgotovki pedagoga v sootvetstvii s kvalifikatsion-nymi trebovaniiami professional'nogo standarta [The system of lifelong pedagogical education as a condition for ensuring teacher training in accordance with the qualification requirements of the professional standard]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2021, vol. 2 (214), pp. 71-77. (In Russ.)
Loginova A.N. Pedagogizatsiia aktual'nykh sotsial'-nykh praktik kak sovremennyi instrument doprofessio-nal'noi pedagogicheskoi podgotovki [Pedagogy of relevant social practices as a modern tool for pre-pro-fessional pedagogical training]. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniia: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal [The world of science, culture, education: an international scientific journal], 2020, vol. 6 (85), pp. 286-289. (In Russ.)
Mandaeva A.E. Samoopredelenie lichnosti v pro-tsesse formirovaniia psikhologo-pedagogicheskoi ori-entatsii studentov na pedagogicheskuiu professiiu [Self-determination of personality in the process of formation of psychological and pedagogical orientation of students to the teaching profession]. Usloviia sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiia obshchestva: istoriia i sovremennost': materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kingisepp, 26 aprelia 2019 goda. Kingisepp. 2019, pp. 153-156. (In Russ.)
Mitrosenko S.V., Kolokol'nikova Z.U., Lobano-va O.B., Basalaeva N.V., Kazakova T.V. Pedagogiches-kii klass: novoe prochtenie traditsionnoi formy orien-tatsii na vybor pedagogicheskoi professii [Pedagogical class: a new reading of the traditional form of orientation towards choosing a teaching profession]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2016, vol. 513, pp. 204-211. (In Russ.)
Mukhamed'iarova N.A. Podgotovka pedagogov do-polnitel'nogo obrazovaniia k rabote s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami [Preparing pedagogues of additional education to work with children with special educational needs]. Pedagogika ipsikhologiia sovremennogo obrazovaniia: teoriia i praktika: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice: materials of the scientific and practical conference], Yaroslavl, 2020, pp. 30-37. (In Russ.)
Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: rezul'-taty raboty kafedr instituta pedagogiki i psikhologii laroslavskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. K.D. Ushinskogo [Continuing pedagogical education: the results of the work of the departments of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky]: kollektivnaia monografiia, ed. by L.V. Baiborodova, T.N. Gushchina, A.M. Khodyrev. Yaroslavl, 2018, 276 p. (In Russ.)
Petrova A.A. Professional'naia motivatsiia pri vybore budushchei professii studentov-pervokursnikov pedago-gicheskogo vuza [Professional motivation when choosing a future profession for first-year students of a pedagogical university]. Evropeiskiiforum molodykh issledovate-
lei: sbornik statei [European Forum for Young Researchers: Collection of articles. Art.]. Petrozavodsk, 2019, pp. 55-58. (In Russ.)
Sovremennye trendy nepreryvnogo obrazovaniia: me-todologiia i praktika stanovleniia litseiskikh klassov v prostranstve universiteta [Modern trends in lifelong education: methodology and practice of the formation of lyceum classes in the university space]: sbornik materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Ul'ianovsk, 25-26 sen-tiabria 2019 goda), ed. by M.I. Luk'ianova, S.V Danilov, VA. Osnovina. Cheboksary, 2019, 284 p. (In Russ.)
Tiustina G.G., Bauer E.A. Pedagogicheskii klass v vuze kak forma organizatsii professional'noi orienta-tsii obuchaiushchikhsia starshikh klassov [Pedagogical class at a university as a form of organizing vocational guidance for senior students]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2016, vol. 10, pp. 103-105. (In Russ.)
Uspenskii V.B. Doprofessional'naia pedagogiches-kaia podgotovka shkol'nikov: sushchnost', metodiches-kie rekomendatsii [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren: essence, methodological recommendations]. Yaroslavl, 1998, 23 p. (In Russ.)
Cherniavskaia A.P., Artem'eva L.N., Mukhamed'iarova N.A. Obobshchenie opyta doprofessional'noipedagogicheskoi podgotovki shkol'nikov [Generalization of the experience of pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. Evraziiskii obrazovatel'nyi dialog: materialy mezhdunarodnogo foruma, ed. by I.V. Loboda, A.V Zolotareva. Yaroslavl, 2021, pp. 529-534. (In Russ.)
Cherniavskaia A.P., Danilova L.N. Rol' pedagoga-nastavnika v adaptatsii molodogo uchitelia [The role of the pedagogue-mentor in the adaptation of a young pedagogue]. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, vol. 4 (109), pp. 6270. (In Russ.)
Cherniavskaia A.P., Baiborodova L.V., Golovini-na I.V., Gruzdev M.V., Paputkova G.A., Khodyrev A.M. Doprofessional'naia pedagogicheskaia podgotovka shkol'nikov v sovremennykh usloviiakh [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University], 2021, vol. 6 (159), pp. 4-10. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 14.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 01.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.