Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ (ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Александра Николаевна

Статья раскрывает понятие педагогической грамотности как одного из актуальных и востребованных результатов общего и дополнительного образования детей. Автор вводит понятие педагогической грамотности и описывает три её уровня: элементарную (общекультурную) педагогическую грамотность как качество, необходимое каждому человеку в современном обществе, допрофессиональную педагогическую грамотность как базовый результат допрофессиональной педагогической подготовки школьников и профессиональную педагогическую грамотность как показатель качества профессиональной деятельности педагога. Демонстрируется потенциал выявления ключевых образовательных результатов допрофессиональной педагогической подготовки школьников в конкретизации её миссии как этапа непрерывного педагогического образования и спецификации задач допрофессиональной педагогической подготовки в рамках реализации государственных образовательных стандартов. В статье представлен опыт формирования педагогической грамотности школьников в рамках образовательного проекта «Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC LITERACY AS PUPILS’ MODERN EDUCATIONAL RESULT

The article reveals the concept of pedagogic literacy as one of the topical and demanded results of general and additional education of children. The author introduces the concept of pedagogic literacy and describes its three levels - elementary (general cultural) pedagogic literacy as a quality necessary for every person in modern society, pre-professional pedagogic literacy as the basic result of pre-professional pedagogic training of schoolchildren and professional pedagogic literacy as an indicator of the quality of pedagogue’s professional activity. The potential of identifying the key educational results of pre-vocational pedagogic training of schoolchildren in concretising its mission as a stage of continuous pedagogic education and specifying the tasks of pre-vocational pedagogic training within the framework of the implementation of state educational standards is demonstrated. The article presents the experience of the formation of pedagogic literacy of schoolchildren in the framework of the educational project “Ushinsky Gymnasium” of Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ШКОЛЬНИКОВ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 110-115. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 110-115.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 371.3

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-110-115

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ШКОЛЬНИКОВ

Логинова Александра Николаевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, sashaloginova66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0353-5137

Аннотация. Статья раскрывает понятие педагогической грамотности как одного из актуальных и востребованных результатов общего и дополнительного образования детей. Автор вводит понятие педагогической грамотности и описывает три её уровня: элементарную (общекультурную) педагогическую грамотность как качество, необходимое каждому человеку в современном обществе, допрофессиональную педагогическую грамотность как базовый результат допрофессиональной педагогической подготовки школьников и профессиональную педагогическую грамотность как показатель качества профессиональной деятельности педагога. Демонстрируется потенциал выявления ключевых образовательных результатов допрофессиональной педагогической подготовки школьников в конкретизации её миссии как этапа непрерывного педагогического образования и спецификации задач допрофессиональной педагогической подготовки в рамках реализации государственных образовательных стандартов. В статье представлен опыт формирования педагогической грамотности школьников в рамках образовательного проекта «Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Ключевые слова: современные образовательные результаты, педагогическая культура, элементарная (общекультурная) педагогическая грамотность, допрофессиональная педагогическая подготовка, допрофессиональная педагогическая грамотность, дополнительная общеобразовательная программа, профессиональная проба, психолого-педагогический класс.

Благодарности. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф. 99.1. БВ09АА00006).

Для цитирования: Логинова А.Н. Педагогическая грамотность как современный образовательный результат школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 110-115. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-110-115

Research Article

PEDAGOGIC LITERACY AS PUPILS' MODERN EDUCATIONAL RESULT

Aleksandra N. Loginova, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, sashaloginova66@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-0353-5137

Abstract. The article reveals the concept of pedagogic literacy as one of the topical and demanded results of general and additional education of children. The author introduces the concept of pedagogic literacy and describes its three levels -elementary (general cultural) pedagogic literacy as a quality necessary for every person in modern society, pre-professional pedagogic literacy as the basic result of pre-professional pedagogic training of schoolchildren and professional pedagogic literacy as an indicator of the quality of pedagogue's professional activity. The potential of identifying the key educational results of pre-vocational pedagogic training of schoolchildren in concretising its mission as a stage of continuous pedagogic education and specifying the tasks of pre-vocational pedagogic training within the framework of the implementation of state educational standards is demonstrated. The article presents the experience of the formation of pedagogic literacy of schoolchildren in the framework of the educational project "Ushinsky Gymnasium" of Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University.

Keywords: modern educational results, pedagogic culture, elementary (general cultural) pedagogic literacy, pre-professional pedagogic training, pre-professional pedagogic literacy, additional general educational programme, professional test, psychological and pedagogic class.

Вестник КГУ -Л 2021

© Логинова А.Н., 2021

Acknowledgments. The article was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation no. 073-00077-21-02 to carry out scientific research on the topic "Pre-professional pedagogic training of students in the system of continuous pedagogic education" (registry entry No. 730000F. 99.1. BV09AA00006).

For citation: Loginova A.N. Pedagogic literacy as pupils' modern educational result. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 110-115. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-110-115

Глобальные изменения в экосистемах актуализируют те качества человеческого капитала, которые напрямую влияют на качество жизни человека. По мнению экспертов Союза WorldSkills Russia, важнейшим навыком во всех отраслях профессиональной деятельности в 2020 г. стало умение эффективно сотрудничать, и по прогнозам этот навык сохранит свой статус до 2030 года1. Умение работать в команде, эмпатия, умение учиться и разучиваться входят в набор ключевых навыков для 2020-х гг.

Как отмечают исследователи, к социальным последствиям на макросоциальном и микросоциальном уровнях привела пандемия коронавируса, она вызвала появление новых правил, регламентирующих повседневную жизнь людей, изменение моделей социального поведения [Меркулов, Кустова: 35]. С одной стороны, сложившаяся ситуация потребовала от людей находить способы самоизоляции, не исключающие коммуникации, с другой стороны, вывела на первый план владение навыками взаимопомощи, физической и психологической поддержки. Позитивным фактором социальной трансформации в условиях пандемии стало расширение практик волонтёрской деятельности. По данным Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, уже в апреле 2020 г. более 60 % россиян были готовы оказывать помощь незнакомым людям в решении их бытовых проблем2. От грамотной организации добровольческой деятельности зависит её эффективность и безопасность.

Сегодня как никогда представителям профессий социальной сферы, руководителям организаций, родителям необходимо проявлять эмпатию, толерантность, умение принимать решения, руководствуясь знанием психологии человека, особенностей его интеллектуальных процессов, способов формирования и поддержки мотивации активной деятельности, стрес-соустойчивости. В условиях вынужденной самоизоляции возросла потребность в дистанционных форматах обучения, что привело к выходу на рынок образовательных услуг большого количества разработчиков он-лайн-курсов. Создание и реализация таких интеллектуальных продуктов требует от их авторов знания основ организации образовательной деятельности.

Это означает, что в сегодняшнем мире крайне востребованы качества, которые традиционно считаются базовыми в педагогической профессии, в том числе педагогическая грамотность. В словарях профессио-

нальных терминов педагогическая грамотность определяется как комплекс знаний, умений и навыков, способность передавать другим освоенные знания и педагогический опыт [Воронин: 74].

Мы понимаем под педагогической грамотностью владение базовыми знаниями в области педагогики и навыками их применения в жизненных и профессиональных ситуациях. В понятие педагогической грамотности, по нашему мнению, входят:

- развитая эмпатия;

- знание и понимание возрастных особенностей людей разных возрастных категорий;

- знание и понимание особенностей основных психических процессов человека;

- умение поддерживать на высоком уровне у себя и других людей когнитивные процессы, потребность в интеллектуальной и творческой деятельности;

- знание и соблюдение этических норм, уважение к человеку и его труду;

- владение навыками эффективной коммуникации, умение разрешать конфликты, формировать стрессо-устойчивость у себя и других людей;

- владение навыками организации деятельности коллектива, приверженность демократическому стилю деятельности.

Понятия «базовая инструментальная грамотность» и «базовые специальные современные умения и навыки» введены в 2018 году авторами международного доклада «Универсальные компетенции и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» [Универсальные компетентности: 38]. Отличительным признаком новых грамотностей является то, что, несмотря на связь с определённой областью человеческого знания, они востребованы в деятельности каждого современного человека, являясь основой высокого качества его жизни.

В научной литературе понятие педагогической грамотности рассматривалось в основном в двух контекстах: как педагогическая грамотность учителя и как педагогическая грамотность родителей. Так, например, Е.Н. Худотеплова одним из основных условий психолого-педагогической грамотности педагога считает педагогическую этику. По мнению автора, в понятие педагогической морали входят педагогический долг, честь, авторитет, справедливость, а приоритетной ценностью современного учителя является гуманистическая направленность его деятельности [Худотеплова: 153].

Широко представлены в педагогической литературе исследования педагогической грамотности родителей детей дошкольного возраста, она рассматривается с точки зрения системного, деятельностного и культурологического подходов как владение родителями элементарными умениями взаимодействия с ребёнком, навыками его физического, эмоционально-психологического и морально-нравственного развития. Т.Н. Доронова вкладывает в понятие педагогической грамотности готовность родителей к осуществлению психолого-педагогической деятельности, способность понимать потребности ребёнка и создавать условия для их удовлетворения [Доронова: 14]. М.А. Истратова и С.В. Пазу-хина в своей работе делают акцент на повышение педагогической грамотности родителей дошкольников в вопросах защиты детей от вредной информации [Истратова, Пазухина: 2]. В.В. Селиной сформулированы критерии педагогической грамотности родителей детей раннего возраста и условий её развития [Селина: 69].

Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что педагогическая грамотность выступает в качестве результата целенаправленной деятельности по формированию качеств современного культурного человека, обладающего знаниями в области педагогики и психологии, коммуникативными и организаторскими навыками. Но авторы обосновывают необходимость формирования данного качества только у двух категорий участников образовательных отношений - педагогов и родителей. Мы же считаем, что педагогическая грамотность может рассматриваться и как современный образовательный результат общего и дополнительного образования детей.

Подтверждением нашей позиции может служить тот факт, что в научной литературе в качестве психолого-педагогического условия социализации старшеклассников рассматривается психологическая грамотность школьников. По мнению А.Д. Андреевой и Е.Е. Даниловой, формирование элементарной психологической грамотности школьников создаёт условия для становления психологической культуры личности как части общей культуры человека [Андреева, Данилова: 18]. В понимании авторов психологическая грамотность включает в себя осознанное применение психологических знаний в учебных или реальных жизненных ситуациях. А.М. Прихожан отмечает роль психологической грамотности младших школьников в освоении ими универсальных учебных действий [Прихожан: 8]. А.В. Милёхин в своей работе понимает психологическую грамотность школьников как совокупность элементарных психологических знаний и умений, основу психологической культуры [Милёхин: 2]. Он отмечает, что психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эруди-

ции, осведомлённости по поводу различных явлений психики - как с точки зрения научного знания, так и с позиции жизненного опыта. Автор считает, что одним из ключевых участников формирования психологической грамотности старшеклассников может стать образовательная организация, и подтверждает возможность достижения данного образовательного результата в процессе реализации учебного курса «Психология» в старшей школе.

Мы рассматриваем педагогическую грамотность на трёх уровнях:

- элементарная (общекультурная) педагогическая грамотность, необходимая каждому человеку в современном обществе;

- допрофессиональная педагогическая грамотность как базовый результат допрофессиональной педагогической подготовки школьников;

- профессиональная педагогическая грамотность как признак профессионального мастерства педагога.

С этой точки зрения знакомство широкого круга школьников с основами педагогических знаний, с одной стороны, способствует формированию основ педагогической грамотности компетентного члена современного общества, с другой стороны, позволяет выявить педагогически одарённых детей и организовать их сопровождение в рамках системы непрерывного педагогического образования. Такая деятельность может осуществляться в рамках массовой образовательной практики учреждений общего и дополнительного образования детей. Педагоги этих образовательных организаций, обладающие педагогической грамотностью и навыками формирования современных образовательных результатов, составляют кадровый ресурс обеспечения процесса формирования общекультурного и допрофессионально-го уровней педагогической грамотности школьников.

Элементарная педагогическая грамотность может стать основой формирования общей культуры школьника как одного из ключевых результатов общего образования и выступить в качестве базового компонента педагогического интеллекта [Илалтдино-ва, Кисова: 9] старшеклассника как специфической формы эмоционального интеллекта. Допрофессио-нальная педагогическая грамотность рассматривается нами как результат первого (допрофессионально-го) этапа непрерывного педагогического образования, целенаправленного сопровождения старшеклассников, проявивших интерес к педагогической деятельности. Определяя ядром содержания образования в профильных психолого-педагогических классах допрофессиональную педагогическую грамотность, мы, в частности, можем решить проблему дублирования содержания допрофессиональной педагогической подготовки с содержанием обучения в педагогическом вузе [Байбородова: 95].

Вестник КГУ -Л 2021

Переосмысление существующих практик допро-фессиональной педагогической подготовки с позиции определения присущих им специфических образовательных результатов и технологий их формирования будет способствовать конкретизации миссии допро-фессиональной педагогической подготовки как этапа непрерывного педагогического образования и спецификации её задач в рамках реализации государственных образовательных стандартов.

Потенциал существующих образовательных практик в контексте темы нашей статьи покажем на примере образовательного проекта «Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Проект включает несколько направлений: реализация дополнительных общеразвивающих программ для школьников социально-гуманитарной направленности; организация и проведение массовых мероприятий педагогической направленности со школьниками; научно-методическое сопровождение педагогов образовательных организаций, реализующих программы допрофессиональной педагогической подготовки; разработка и реализация инновационных образовательных и просветительских проектов.

На сегодняшний день в рамках проекта «Гимназия К.Д. Ушинского» для учащихся 8-11 классов на базе образовательных организаций Ярославской области реализуются в сетевой форме с участием учреждений среднего и высшего педагогического образования десять дополнительных общеразвивающих программ. В качестве результатов обучения выступают различные аспекты общекультурной и допрофессио-нальной педагогической грамотности. Так, например, в процессе обучения по программе «Организатор детского коллектива» школьники развивают свои организаторские навыки и лидерские качества. Программа «Школа юного психолога» направлена на знакомство подростков с основами психологии личности, формирование навыков саморегуляции, коммуникации, стрессоустойчивости, противодействия манипуляции. Подготовка вожатых школьных лагерей осуществляется в процессе обучения старшеклассников по программе «Смена мечты» в рамках проведения областного одноименного профильного лагеря [Логинова: 288]. Обучение по программе «Основы творческо-пе-дагогических способностей» позволяет развить творческие способности детей и подростков, раскрывает потенциал энергии речи, знакомит с правилами педагогической этики как общегуманитарного кодекса поведения. Записаться на обучение по дополнительным общеобразовательным программам «Гимназии К.Д. Ушинского» может любой школьник; успешно завершившие курс получают сертификат об обучении ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Участниками реализации программ являются не только учащиеся педагогиче-

ских классов школ Ярославской области, но и школьники, желающие развить свой кругозор, творческие и коммуникативные способности вне зависимости от профиля обучения.

Педагогическую грамотность как результат допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассники демонстрируют в процессе профессиональных проб, в том числе добровольческой деятельности в качестве вожатых школьных лагерей. Высокие результаты знания основ педагогики и психологии, умения решать педагогические ситуации проявляют обучающиеся «Гимназии К.Д. Ушинского» в процессе участия в конкурсных испытаниях областного и федерального этапов Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского, ежегодного Межрегионального фестиваля образовательных практик организаций отдыха и оздоровления детей «Смена мечты».

Таким образом, можно сделать вывод, что востребованное в современном обществе и объединённое понятием педагогическая грамотность владение базовыми знаниями в области педагогики и навыками их применения в жизненных и профессиональных ситуациях может рассматриваться сегодня как актуальный образовательный результат школьного периода образования. В зависимости от целей образовательной деятельности он может выступать в качестве элементарной (общекультурной) педагогической грамотности для широкого круга современных школьников и как ключевой образовательный результат допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников, в том числе учащихся психолого-педагогических классов (допрофес-сиональная педагогическая грамотность). Актуальной задачей педагогического сообщества является разработка программно-методических материалов для осуществления целенаправленной деятельности по формированию педагогической грамотности школьников.

Примечания

1 Навыки будущего для 2020-х годов: Новая надежда: доклад Союза «Молодые профессионалы». 2020. URL: https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/ Reports/2020 (дата обращения: 09.08.2021).

2 Помогающее поведение россиян в условиях пандемии COVID-19. М., 2020. URL: https://www.hse. ru/mirror/pubs/share/399724841.pdf (дата обращения: 09.08.2021).

Список литературы

Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3, № 2. С. 16-29.

Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 93-99.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60-68.

Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В. Педагогическая одарённость и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4. С. 9.

Истратова М.А., Пазухина С.В. Повышение педагогической грамотности родителей дошкольников в вопросе защиты детей от вредной информации // Universum: Психология и образование: электрон. научный журнал. 2017. № 4 (34). URL: http://7universum.com/ ru/psy/archive/item/4587 (дата обращения: 23.09.2021)

Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофес-сиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 286-289.

Меркулов П.А., Кустова А.В. Социальные трансформации системы взаимодействия «общество-государство» в условиях пандемии COVID-19 // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 32-44.

Милёхин А.В. Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. Т. 4, № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53537_full. shtm (дата обращения: 25.06.2021).

Перевалова А.А., Наумова Т.В. Формы и средства формирования педагогической грамотности родителей детей раннего возраста в условиях современного детского сада // Вопросы педагогики. 2021. № 2-1. С. 115-119.

Прихожан А.М. Психологическая грамотность младших школьников как условие освоения универсальных учебных действий // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. C. 20-31.

Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 45. С. 68-70.

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. До-бряковой, И.Д. Фрумина. М., 2020. 472 с.

Худотеплова Е.Н. Психолого-педагогическая грамотность учителя // Альманах современной науки и образования. 2011. № 4 (47). С. 152-155.

References

Andreeva A.D., Danilova E.E. Prepodavanie psi-khologii v shkole kak uslovie stanovleniia psikhologi-cheskoi gramotnosti uchashchikhsia [Teaching psychology at school as a condition for the formation of psychological literacy of students]. Teoreticheskaia i eksperimental'naiapsikhologiia [Theoretical and Experimental Psychology], 2010, vol. 3/2, pp. 16-29. (In Russ.)

Baiborodova L.V. Kontseptual'nye osnovy i mode-li doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki shkol'nikov [Conceptual foundations and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. laroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2015, vol. 5, pp. 93-99. (In Russ.).

Voronin A.S. Slovar' terminov po obshchei i sotsial'-noi pedagogike [Glossary of terms on general and social pedagogy]. Ekaterinburg, 2006, 135 p. (In Russ.).

Doronova T.N. Vzaimodeistvie doshkol'nogo uchrezh-deniia s roditeliami [Interaction of a preschool institution with parents]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2004, vol. 1, pp. 60-68. (In Russ.).

Ilaltdinova E.Iu., Kisova VV. Pedagogicheskaia odarennost' i pedagogicheskii intellekt: proektirovanie teore-tiko-prikladnykh podkhodov [Pedagogical giftedness and pedagogical intelligence: designing theoretical and applied approaches]. VestnikMininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2018, vol. 6/4, p. 9. (In Russ.)

Istratova M.A., Pazukhina S.V. Povyshenie pedagogicheskoi gramotnosti roditelei doshkol'nikov v vo-prose zashchity detei ot vrednoi informatsii [Improving the pedagogical literacy of parents of preschoolers in the issue of protecting children from harmful information]. Universum: Psikhologiia i obrazovanie: elektron. nauch-nyi zhurnal [Universum: Psychology and Education: electron. Science Magazine], 2017, vol. 4 (34). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4587 (access date: 23.09.2021). (In Russ.)

Loginova A.N. Pedagogizatsiia aktual'nykh sotsial'nykh praktik kak sovremennyi instrument doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki [Peda-gogization of actual social practices as a modern tool for pre-professional pedagogical training]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education], 2020, vol. 6 (85), pp. 286-289. (In Russ.).

Merkulov P.A., Kustova A.V. Sotsial'nye transfor-matsii sistemy vzaimodeistviia "obshchestvo-gosudarst-vo" v usloviiakh pandemii COVID-19 [Social transformations of the "society-state" interaction system in the context of the COVID-19 pandemic]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2021, vol. 16/ 2, pp. 32-44. (In Russ.).

Milekhin A.V. Psikhologicheskaia gramotnost' kak psikhologo-pedagogicheskoe uslovie sotsializatsii star-sheklassnikov [Psychological literacy as a psychological and pedagogical condition for the socialization of

Вестник КГУ -à 2021

high school students]. Psikhologicheskaia nauka i obra-zovanie: elektronnyi zhurnal [Psychological science and education: electronic journal], 2012, vol. 4/2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53537_full. shtm (access date: 25.06.2021). (In Russ.)

Perevalova A.A., Naumova T.V. Formy i sredstva formirovaniia pedagogicheskoi gramotnosti roditelei detei rannego vozrasta v usloviiakh sovremennogo det-skogo sada [Forms and means of forming pedagogical literacy of parents of young children in a modern kindergarten]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy], 2021, vol. 2-1, pp. 115-119. (In Russ.).

Prikhozhan A.M. Psikhologicheskaia gramot-nost' mladshikh shkol'nikov kak uslovie osvoeniia universal'nykh uchebnykh deistvii [Psychological literacy of junior schoolchildren as a condition for mastering universal educational actions]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University], 2015, vol. 1, pp. 20-31. (In Russ.)

Selina V.V Pedagogicheskie usloviia razvitiia kom-petentnosti roditelei v vospitanii detei rannego vozrasta v gruppakh kratkovremennogo prebyvaniia [Pedagogi-

cal conditions for the development of the competence of parents in the upbringing of young children in groups of short-term stay]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University], 2008, vol. 45, pp. 68-70. (In Russ.).

Universal'nye kompetentnosti i novaia gramot-nost': ot lozungov k real'nosti, pod red. M.S. Dobriako-voi, I.D. Frumina [Universal competences and new literacy: from slogans to reality, ed. by M.S. Dobryakova, I.D. Frumin]. Moscow, 2020, 472 p. (In Russ.).

Khudoteplova E.N. Psikhologo-pedagogicheskaia gramotnost' uchitelia [Psychological and pedagogical literacy of a teacher]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia [Almanac of modern science and education], 2011, vol. 4 (47), pp. 152-155. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 13.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 13.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.