ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 37;159.99
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_8 EDN: XESYLK
Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования
Михаил Вадимович Груздев1, Людмила Васильевна Байбородова2, Александр Николаевич Козловский3
1 Доктор педагогических наук, доцент, ректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1
2Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, ул. Республиканская, д. 108/1 3Ассистент кафедры физического воспитания, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 1 [email protected], https//orcid.org/0000-0001-5603-0864 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4440-5013 [email protected], https://orcid.org/0009-0005-6654-3512
Аннотация. Подготовка педагогических кадров рассматривается как одна из актуальных проблем, успешность решения которых в значительной мере зависит от организации допрофессионального педагогического образования. В статье нашел отражение анализ массового многолетнего опыта деятельности педагогических и психолого-педагогических классов и других форм профориентационной деятельности на основе данных, полученных из 87 регионов России, а также исследований, которые проводились с начала 80-х годов прошлого века, посвященных профориентации и выбору педагогической профессии. Главная идея статьи — рассмотрение допрофессиональной педагогической подготовки в контексте непрерывного педагогического образования. На основе исследования выявлены организационные и содержательные проблемы допрофессиональной подготовки школьников, обоснована необходимость непрерывности и преемственности подготовки педагогически кадров на разных ступенях образования. На основе концептуально-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов подготовки будущих педагогов рассмотрены возможности и пути обеспечения непрерывности и преемственности педагогического образования, охарактеризованы цели и результаты допрофессиональной подготовки в аспекте непрерывности педагогического образования. Особое место уделяется идеям, которые должны пронизывать весь процесс на разных уровнях профессионального образования, в том числе на этапе допрофессиональной педагогической подготовки. Важно обеспечить согласованность содержания деятельности психолого-педагогических классов с программами педагогических колледжей и вузов, преемственность в использовании педагогических средств. Подчеркивается необходимость взаимодействия образовательных организаций, педагогических колледжей и вузов в решении проблем допрофессиональной педагогической подготовки школьников и обеспечении непрерывности педагогического образования. Представлен опыт такого взаимодействия, организованного в Ярославской области.
Ключевые слова: педагогическое образование; подготовка будущих педагогов; непрерывное образование; допрофессиональная педагогическая подготовка
Для цитирования: Груздев М. В., Байбородова Л. В., Козловский А. Н. Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 8-19. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_8. https://elibrary.ru/XESYLK
© Груздев М. В., Байбородова Л. В., Козловский А. Н., 2023
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Original article
Pre-professional training of schoolchildren in the context of continuing pedagogical education
Mikhail V. Gruzdev1, Lyudmila V. Baiborodova2, Alexander N. Kozlovsky3
:Doctor of pedagogical sciences, associate professor, rector, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1
2Doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of pedagogical technologies, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Respublikanskaya st., 108/1
3Assistant of the department of physical education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Respublikanskaya st., 108/1
1 [email protected], https//orcid.org/0000-0001-5603-0864
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4440-5013
[email protected], https://orcid.org/0009-0005-6654-3512
Abstract. Training of teachers is considered as one of the urgent problems, its success greatly depends on organization of pre-professional pedagogical education. The article presented the analysis of the massive long-term experience of pedagogical and psychological-pedagogical class activities and other forms of career guidance activities based on data obtained from 87 regions of Russia, as well as studies that have been conducted since the beginning of the 80s of the last century, devoted to career guidance and the choice of pedagogical profession. The main idea of the article is to consider pre-professional pedagogical training in the context of continuing pedagogical education. On the basis of the study, organizational and substantive problems of pre-professional training of schoolchildren were identified, the need for continuity and succession of pedagogical training at different stages of education was justified. On the basis of the conceptual-targeted, meaningful, organizational and effective components of the training of future teachers, the possibilities and ways of ensuring continuity and succession of pedagogical education were considered, the goals and results of pre-professional training in the aspect of the continuity of pedagogical education were described. A special place is given to ideas that should permeate the entire process at different levels of vocational education, including at the stage of pre-professional pedagogical training. It is important to ensure the consistency of the content of activities of psychological and pedagogical classes with the programs of pedagogical colleges and universities, continuity in the use of pedagogical means. The need for interaction between educational organizations, pedagogical colleges and universities in solving problems of pre-professional pedagogical training of schoolchildren and ensuring the continuity of pedagogical education is emphasized. The experience of such interaction organized in the Yaroslavl region is presented.
Keywords: pedagogical education; training of future teachers; continuing education; pre-professional pedagogical training
For citation: Gruzdev M. V, Baiborodova L. V. , Kozlovsky A. N. Pre-professional training of schoolchildren in the context of continuing pedagogical education. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (3): 8-19. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_8. https://elibrary.ru/XESYLK
Введение
Подготовка педагогических кадров — важнейший фактор развития системы образования, а значит и страны, необходимое условие достижения высокого качества, результатов обучения и воспитания молодого поколения, способного успешно решать личные и общественные задачи. В то же время становится очевидной актуализация проблем, которые тормозят процесс развития профессиональной подготовки специалистов для сферы образования. Прежде всего, это проблемы, связанные с отбором выпускников общеобразовательных организаций в педагогические вузы и
колледжи, нежеланием выпускников педагогических учебных заведений выстраивать профессиональную карьеру в образовательных организациях; трудности студентов и молодых педагогов в освоении передовых и инновационных идей развития образования; уход молодых педагогов из профессии и многие другие. К сожалению, многие выпускники школ, поступающие в педагогические университеты, слабо представляют себе работу в данной сфере и оказываются случайными людьми в образовании. В результате они или не задерживаются в школе, или не способны успешно трудиться в соответствии с со-
временными требованиями к образованию, тем самым нанося еще больший вред обучению и воспитанию детей и в целом образованию.
Как показывают исследования, решение проблем педагогического образования в значительной мере зависит от организации допрофессио-нальной педагогической подготовки (ДПП) школьников, которая предусматривает выявление и развитие обучающихся, имеющих склонности и желание освоить профессию учителя, воспитателя, а также успешную адаптацию и обучение выпускников школ в вузе. Для эффективной организации такой подготовки необходимы современные идеи, которые могут обеспечить успешное решение задач допрофессиональной педагогической подготовки школьников, учитывающей особенности выпускников школ нового поколения, их личные и профессиональные интересы, жизненные ценности и приоритеты, запросы на педагогическое образование и воспитание детей, вызовы общества на обучение кадров.
Разработанность проблемы
Изучение многочисленных отечественных и зарубежных источников показало, что проблема подготовки педагогических кадров достаточно активно исследуется в самых разных аспектах, однако целенаправленного и системного представления допрофессиональной педагогической подготовки школьников как этапа непрерывного педагогического образования мы не обнаружили, хотя отдельные вопросы этой темы рассматриваются в ряде публикаций и исследований.
Комплексное изучение данного процесса происходит с середины 80-х гг. XX в., когда появляются многочисленные научные исследования, послужившие базой для дальнейшего развития представлений о ДПП и воплощения инновационных идей в практике образовательных организаций (см. дис. Г. Н. Чупахиной «Ориентация старшеклассников на выбор педагогической профессии»). Можно выделить ряд направлений исследований по ДПП, например, посвященных изучению психологических аспектов вопроса [Бочарова, 2014], рассматривающих профессиональное самоопределение школьников в практической деятельности [Логинова, 2020], вопросы профориентации на педагогические профессии [Гаврилова, 2017], организацию деятельности психолого-педагогических классов [Гущина, 2018; Бугакова, 2018; Диких, 2019; Жук, 2019; Организация ... , 2021].
В разработку проблемы ДПП значительный вклад сделан В. Б. Успенским, который в своем
труде «Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников» отмечал, что данный этап сопряжен с организацией деятельности совокупности образовательных организаций, реализующих цели допрофессиональной подготовки (см. дис. В. Б. Успенского «Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников»).
Идеи непрерывности педагогического образования в той или иной мере нашли отражение в работах ряда ученых, где ДПП рассматривается как этап выбора профессии, как ступень развития мотивации (см. дис. Н. М. Борытко «Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования»). Также обозначается несколько иной аспект проблемы — процесс непрерывного сопровождения профессионального самоопределения школьников, мотивированных на педагогическую профессию, в региональной системе образования [Никодимова, 2021]. В качестве необходимого условия непрерывной подготовки педагогических кадров обозначено создание организационных моделей допрофессионального педагогического образования с учетом ресурсов муниципальной системы образования и особенностей каждой образовательной организации.
Резюмируя мнения современных исследователей по вопросам развития непрерывного педагогического образования, можно утверждать, что с начала XXI в. в российской системе образования преобладают тенденции возрождения педагогических классов и их концептуальной перестройки с формата классической профориентации на формат довузовской подготовки. В связи с этим актуализируется проблема поиска ориентиров в деятельности обучающихся, механизмов, форм, технологий работы с ними в контексте непрерывного педагогического образования.
Также в последние годы трансформация представлений о допрофессиональной педагогической подготовке связана с попыткой соотнести образовательные результаты различных ступеней образования и обеспечить их интеграцию и преемственность в контексте непрерывного педагогического образования. Реализация данного направления была начата проектной группой ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в 2018 г. в рамках выполнения госзадания «Разработка оценочных материалов для измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалаври-
ата, магистратуры, специалитета» [Измерение ... , 2018] и активно продолжает развиваться в аспектах, связанных с пониманием ДПП как начальной ступени непрерывного педагогического образования.
Таким образом, в современной педагогической науке имеется достаточная теоретическая база по проблеме допрофессиональной педагогической подготовки школьников, накопленная в основном за последние 40-50 лет. Большая часть исследований и имеющихся теоретических выкладок направлена на описание педагогического класса как основной модели ДПП. Предметом научного обсуждения являются также вопросы развития взаимодействия между школами и профессиональными образовательными организациями (СПО и вузами) в процессе сетевого взаимодействия, которое, по мнению педагогов, способствует развитию кадрового потенциала региональных систем образования, расширяет возможности профессиональной ориентации обучающихся в сфере социально-педагогический деятельности и формирования у них актуальных и перспективных профессиональных и общекультурных компетенций. Сегодня также имеется значительный банк научных публикаций, посвященных характеристике возможных форм и технологий образовательной деятельности в процессе ДПП.
Изучение многочисленных отечественных и зарубежных источников показало, что проблема подготовки педагогических кадров достаточно активно исследуется в самых разных аспектах, однако целенаправленного и системного представления о допрофессиональной педагогической подготовке школьников как этапе непрерывного педагогического образования мы не обнаружили, хотя отдельные ее аспекты представлены в ряде публикаций и исследований.
Актуальность обсуждения и разработки проблемы допрофессиональной педагогической подготовки школьников существенно возросла в связи с решением Министерства просвещения РФ об открытии пяти тысяч психолого-педагогических классов (ППК) к 2024 г. В связи с этим возникла необходимость разработки целостной научной теории допрофессиональной педагогической подготовки как важного этапа непрерывного педагогического образования, направленного на социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников в сфере профессиональной педагогической деятельности и формирование профессионально значимых ка-
честв и компетенций, определяющих способность реализовать себя как педагога.
Методология и методы исследования
С 2021 группой ученых Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, в том числе под руководством и при участии автора данной статьи, был организован сбор информации для изучения и обобщения опыта допрофессиональной педагогической подготовки, предоставленной 87 регионами Российской Федерации. Были изучены данные мониторинга этих регионов, материалы сайтов, опыт общеобразовательных организаций на основе предоставленных документов и публикаций, проведены беседы, фокус-группы с педагогами, участвующими в допрофессиональной педагогической подготовке школьников. Проведен анализ многолетнего опыта использования различных моделей и форм организации ДПП в Ярославской области. На основе анализа проведенных исследований и опыта разработаны концептуальные идеи, подходы и принципы, модели и варианты, содержание и педагогические средства организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Эти материалы прошли экспертизу специалистов, которые вошли в рабочую группу, сформированную при Министерстве просвещения для разработки научно-методических и учебно-методических материалов с целью обеспечить деятельность психолого-педагогических классов.
Методологическую основу исследования составили, наряду с общенаучными подходами, аксиологический, рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, компетентностный подходы.
Для апробация концепции и модели с сентября 2022 г. была организована опытно-экспериментальная работа в 10 регионах России с участием 49 образовательных организаций, где использовались разные варианты ДПП. Для отслеживания результатов исследования были определены критерии и показатели развития до-профессиональной педагогической подготовки школьников, подобраны методики, проведен опрос педагогов, обучающихся и родителей в начале и в конце учебного года.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа массовой и передовой практики определены две группы проблем: организационные и содержательные [Допрофессио-
нальная педагогическая ... , 2021]. Кратко их обозначим.
Проблемы организации ДПП:
- недостаточный уровень нормативного обеспечения создания и организации деятельности психолого-педагогических классов;
- отсутствие преемственности допрофессио-нальной и профессиональной подготовки, обусловленное тем, что федеральные образовательные стандарты различных уровней образования построены на разных методологических и организационных основаниях и не позволяют в полной мере рассматривать ДПП как этап непрерывного педагогического образования;
- ограниченный спектр инструментов отбора школьников, ориентированных на выбор педагогической профессии, для продолжения обучения в педагогических учебных заведениях;
- низкий уровень или отсутствие взаимодействия психолого-педагогических классов с другими образовательными организациями;
- недостаточное информационное подкрепление работы ППК;
- неразвитость допрофессиональной психолого-педагогической подготовки в онлайн-формате;
- слабое использование ресурсов наставничества в работе психолого-педагогических и педагогических классов.
Проблемы содержания работы ППК:
- отсутствие общих целевых и содержательных ориентиров деятельности педагогических классов и в целом допрофессиональной педагогической подготовки;
- преобладание теоретической подготовки без создания условий для развития получаемых знаний и умений на практике;
- отсутствие вариативности, возможностей для проектирования индивидуальных маршрутов освоения программ, почти полное отсутствие программ ППК с инвариантной и вариативной частями;
- дублирующие дисциплины первого, второго курсов педагогических вузов и несогласованность содержания допрофессиональной и вузовской подготовки.
Исследования подтвердили актуальность решения проблемы допрофессиональной педагогической и психолого-педагогической подготовки школьников как важного звена системы непрерывной подготовки педагогических кадров.
Непрерывность педагогического образования означает переход от парадигмы «образования на всю жизнь» к парадигме «образования через всю жизнь», превращение его из конечного результата в средство обеспечения развивающейся деятельности и подразумевает преемственность в педагогическом образовании при переходе от одного этапа к другому. Для этого необходимо обеспечить согласованность ценностно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов подготовки кадров для сферы образования, что означает следующее:
- сопряжение образовательных результатов различных уровней непрерывного педагогического образования, в том числе результатов обучения в психолого-педагогических классах;
- учет аксиологической базы школьников и развитие их ценностных представлений о педагогической профессии;
- обеспечение преемственности содержания обучения старшеклассников, исключение дублирования материала психолого-педагогических дисциплин в общеобразовательных и профессиональных организациях;
- согласованность в использовании педагогических средств на разных этапах подготовки кадров;
- взаимодействие образовательных организаций с вузами и педагогическими колледжами в решении проблем ДПП школьников;
- организацию наставничества в рамках взаимодействия «студент — обучающийся», «старший обучающийся — младший обучающийся» и др.
Системообразующим фактором непрерывного образования выступает подсистема целей и задач, обеспечивающая целостность, единство и органическую общность всех элементов. В современных условиях важно предусмотреть комплекс целей такой подготовки, которая способствовала формированию бы не только готовности детей к поступлению в профессиональные организации, но успешности и комфортности выпускника школы в социуме, среди окружающих людей, способности преобразовывать себя и окружающий мир, находиться в гармонии с самим собой и другими. Выпускник школы может сталкиваться с различными жизненными ситуациями, для успешного разрешения которых он должен уметь мобильно перестраиваться, менять жизненную и профессиональную траекторию. Таким образом, допрофессиональная педагогическая подготовка, по нашему мнению, не долж-
на быть узкоспециальной: необходимо обеспечить многостороннюю подготовку ко взаимодействию с людьми и социумом. В связи с этим мы определили три основные взаимосвязанные цели допрофессиональной педагогической подготовки школьников [Байбородова, 2021]:
- формирование ценностно-смысловых ориентиров, социальной компетентности у молодого поколения, способного проявлять лидерские качества в преобразовании окружающего мира;
- формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на социально-педагогические профессии;
- развитие у обучающихся потребности в саморазвитии, способности к самопознанию, самооцениванию, самообразованию и самовоспитанию.
Важно соотнести, согласовать цели и результаты на каждом этапе педагогического образования. Образовательные результаты ДПП школьников должны стать основой для формирования универсальных педагогических компетенций в процессе непрерывной педагогической подготовки на последующих этапах образования. С этой целью группой ученых ЯГПУ разработаны критерии и показатели, определены уровни сформи-рованности универсальных педагогических компетенций (антропологических, социальных, ак-меологических), составлен диагностический инструментарий для замера этих компетенций на каждом этапе педагогического образования [Ха-рисова, 2021].
Образовательные результаты ДДП позволяют оценить уровень готовности будущего педагога к решению профессиональных задач и освоения образовательной программы следующего этапа непрерывной педагогической подготовки (педагогический колледж, бакалавриат педагогического вуза). В связи с этим для определения уровня освоения выпускниками психолого-
педагогических классов планируемых образовательных результатов целесообразно использовать оценочные средства, которые носят формирующий характер. Форматами оценивания, которые органично вписываются в образовательный процесс и могут обеспечить пролонгированную оценку результатов формирования у обучающихся значимых для развития педагогических компетенций качеств, безусловно, являются портфо-лио, индивидуальные и групповые проекты, а также олимпиады по педагогике и психологии, проводимые на разных уровнях. Обозначенные формы позволяют акцентировать внимание педа-
гогов и обучающихся на актуальности формирования качеств, значимых для самореализации в будущей профессии. Образовательные результаты психолого-педагогических классов «достраиваются» в рамках освоения будущими педагогами основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего педагогического образования. Это обеспечивает реализацию преемственности и непрерывности в системе профессиональной педагогической подготовки кадров для сферы образования.
В процессе исследования выявлены и обоснованы концептуальные идеи, которые обеспечивают успешное достижение целей и запланированных результатов. Эти идеи должны пронизывать все уровни подготовки педагогов, и в частности применяться на этапе допрофессионально-го образования [Бабородова, 2021].
Одна из ведущих идей — педагогизация социальной среды, которая рассматривается, с одной стороны, как использование ресурсов социума для решения образовательных и воспитательных задач ДПП школьников; а с другой — как процесс влияния деятельности обучающихся на преобразование окружающей среды. В процессе допрофессионального педагогического образования создается активная социально-воспитывающая среда для организации преобразовательной и созидательной деятельности школьников, способных обеспечивать опережающее развитие образования и общества в целом. Этот опыт закладывает основы для дальнейшего педагогического образования, формируя у школьников лидерские качества на основе присвоения им общекультурных ценностей, готовность отстаивать нравственные и гражданские позиции в противоречивых, сложных социальных ситуациях, брать на себя ответственность за решение перспективных конструктивных и созидательных проблем. Будущие педагоги участвуют в проектировании и реализации социальных и образовательных развивающих программ организации, региона, страны, осваивают культурно-историческое и педагогическое наследие, традиции, ценностеи региона, страны; активно участвуя в решении социальных и социально-педагогических проблем на уровне организации, региона, страны.
Очевидно, что деятельность обучающихся на всех этапах педагогического образования должна быть направлена на реализацию их индивидуальных устремлений, выработку профессиональных
стратегий, формирование субъектной позиции, построение индивидуального пути профессионального развития, осознание потребности в саморазвитии, способности к самопознанию, самооцениванию, самоорганизации, самообразованию и самовоспитанию, стремления качественно измениться. Для этого необходимо обеспечить возможность принятия обучающимися осознанных, самостоятельных решений, право на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной траектории образования и профессионального самоопределения. В связи с этим следующей идеей допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников должна стать индивидуализация образовательного процесса. Необходимость реализации этой идеи обусловлена тем, что, с одной стороны, важно раскрыть ресурсы, способности и склонности обучающегося, обеспечить целенаправленное развитие его педагогических способностей, потребность в саморазвитии, а с другой — предоставить возможность школьнику как будущему педагогу освоить на личном опыте идеи и технологии индивидуализации образовательного процесса, демократичный стиль педагогического взаимодействия. При этом особенно ценно, если на примере педагогов школьники осознают, понимают, в чем смысл, ценности тьюторской позиции учителя и воспитателя. Будущие педагоги осваивают способы создания ситуаций свободного выбора и самоопределения, технологию проектирования индивидуальной образовательной деятельности, средства поддержки индивидуальности и развития субъектности обучающихся, поощрения проявлений обучающимися собственных позиций, самостоятельных действий и решений, стимулирования саморазвития и саморегуляции, не допускающего насилия и давления на школьников и предусматривающего приобретение обучающимися опыта осознания и преобразования себя в деятельности. В школьный период особенно благоприятные условия для присвоения опыта будущими педагогами технологии организации групповой деятельности обучающихся, способствующей, с одной стороны, проявлению и развитию индивидуальности и субъектности школьников, а с другой — формированию коммуникативности, умения действовать в команде.
Подготовка педагогических кадров — это многоаспектный, комплексный процесс, в котором участвуют многие субъекты образовательных отношений, испытывающие влияние много-
численных факторов, имеющие разные ресурсы, поэтому необходимая идея педагогического образования включает интеграцию и конвергенцию как два взаимосвязанных процесса, которые направлены на системное, целостное построение ДПП и позволяют повысить его качество и результативность за счет объединения, взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимодополнения ресурсов
- общего и дополнительного образования;
- учебной и внеурочной деятельности школьников;
- научно-методических, педагогических, интеллектуальных, кадровых, материальных средств различных организаций (общеобразовательных, дополнительного образования, культурно-образовательных, общественных, профессиональных);
- образовательной организации и социума.
Школьники как будущие педагоги имеют возможность освоить способы социального взаимодействия с разными субъектами на разных уровнях (региональном, муниципальном, между организациями, внутри организации, деятельности конкретного субъекта). Они учатся согласовывать свои замыслы с партнерами, регулировать ценностно-целевые ориентиры субъектов образовательных отношений, обеспечивать непротиворечивость идей, подходов и принципов субъектов образовательного процесса. Реализация данной идеи обеспечивает взаимопроникновение и объединение содержательных линий психолого-педагогической и предметной подготовки школьников с учетом индивидуального запроса и профессиональных перспектив обучающихся; согласованность действий, объединение усилий в совместной деятельности субъектов образовательных отношений.
Непрерывность с позиции содержания педагогического образования означает обеспечение его базового уровня (фундаментальности), дополнительности и маневренности (профильно-сти). Освоение инвариантной составляющей подготовки кадров выступает условием реализации последующих вариативных программ и достижения преемственности обучения на всех этапах образования. Сквозные линии педагогического образования, их наращивание и развитие на каждом уровне образования составляют содержательную основу профессиональной подготовки. Особенно важно, что старшеклассники присваивают нравственные, гуманистические ценности через расширение и нравственное обогащение
сферы социального взаимодействия обучающихся с субъектами образовательных и общественных организаций.
Особое внимание важно обратить на согласованность содержания психолого-педагогической подготовки старшеклассников, развитие у обучающихся педагогических классов ценностно-смысловой сферы, что предусматривает следующее:
- формирование мотивации обучающихся на овладение профессиями психолого-педагогической направленности через программу воспитательной работы на уровне основного и среднего общего образования;
- раннее выявление педагогической одаренности, разработку мониторинга развития педагогической направленности школьников, программы сопровождения педагогически одаренных детей;
- определение содержания обучения в психолого-педагогических классах с учетом основных содержательных и аксиологических идей, исключающих дублирование содержания обучения в
вузе;
- организацию профориентационных, лич-ностно и социально значимых образовательных практик.
Условием непрерывного педагогического образования является преемственность образовательных программ на разных этапах подготовки. Систематичность, последовательность, преемственность непрерывного педагогического образования предусматривает на всех этапах подготовки будущих педагогов
- четкое и обоснованное определение целей и задач на каждом этапе педагогического образования, их развитие от этапа к этапу;
- определение системы компетенций с учетом уровня педагогического образования, их обоснованное наращивание от этапа к этапу;
- разделение содержания педагогического образования на логически завершенные части, последовательное их выстраивание с учетом планируемых результатов;
- системное и последовательное формирование понятий, представлений, профессиональной направленности обучающихся;
- составление структурно-логических схем педагогического образования и освоения учебной информации, способов профессиональной деятельности;
- постепенное усложнение педагогических задач, содержания и видов образовательной дея-
тельности, развивающих самостоятельность, креативность, субъектность обучающихся.
- опору на предыдущий опыт обучающихся при отборе содержания и способов их образовательной деятельности, освоения новой информации и способов профессиональной деятельности.
Особенностью содержания ДПП школьников является высокий уровень практической направленности. Любое психолого-педагогическое знание присваивается только в процессе деятельности, поэтому основным компонентом содержания школьников ППК должна стать социально-педагогическая практика, в процессе которой осознается ценностно-смысловая сущность будущей профессиональной деятельности. Педагогические функции, современные способы взаимодействия взрослых и детей, технологии обучения и воспитания осваиваются будущими педагогами в процессе деятельности, которая наиболее успешна и доступна в условиях общеобразовательной организации или ее социуме. Здесь можно организовать ежедневные профессиональные пробы школьников на учебных занятиях в своем или младшем классе, приобщить детей к волонтерской, внеурочной воспитательной деятельности в качестве лидеров. Отсутствие такого опыта значительно усложняет процесс подготовки студентов в колледже и вузе.
В системе непрерывного педагогического образования необходимо предусмотреть преемственность, согласованность не только в содержании, но и в использовании педагогических средств (технологий, форм и методов). Независимо от этапа подготовки педагогические средства, по нашему мнению, должны соответствовать ряду требований:
- во-первых, они решают актуальные задачи воспитания и обучения, соотносятся с содержанием психолого-педагогической подготовки, имеют ценностно-смысловую основу, формируют нравственные ценности и социально значимые качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности;
- во-вторых, учитывают особенности, проблемы и дефициты современного поколения обучающихся, их потребность в самореализации, удовлетворяют их запросы и обеспечивают их успешность и признание достижений;
- в-третьих, являются человеко-ориентированными (развивают индивидуальность, личность, субъектность обучающихся) и субъектно-ориетированными, обеспечивающими проявление и формирование субъектной пози-
ции, осознанное целеполагание и принятие обучающимся самостоятельных решений на всех этапах и уровнях образования;
- в-четвертых, имеют активный деятельност-ный характер, предполагают созидательную, преобразовательную социально значимую деятельность обучающихся, результатом которой будет приобретение опыта решения новых профессиональных задач;
- в-пятых, являются рефлексивными, способствуют осознанной образовательной и социально-педагогической деятельности обучающихся, на всех этапах которой осваиваются способы це-леполагания, анализа, рефлексии;
- в-шестых, предусматривают равноправный обмен информацией, партнерскую позицию участников образовательного процесса, демократичный стиль взаимодействия педагогов и обучающихся, то есть являются диалоговыми и коммуникативными, формируют умение работать в команде;
- в-седьмых, проектирование педагогических средств должно осуществляться всеми субъектами, участвующими в деятельности, что способствует развитию и обогащению опыта разработки этих средств, необходимого для успешной профессиональной деятельности, формируя креативность, гибкость, системность, критичность мышления.
На этапе допрофессиональной педагогической подготовки особенно важно реализовать указанные выше требования, поскольку, занимая позицию обучающихся и обучающих, школьники приобретают опыт, который переносят в свою дальнейшую профессиональную деятельность. В педагогическом колледже и вузе этот опыт развивается и совершенствуется. Среди педагогических средств, которые необходимо использовать на всех этапах подготовки будущих учителей и воспитателей, и прежде всего, в процессе допро-фессиональной педагогической подготовки школьников, можно назвать проектную деятельность, коллективные творческие дела, проектирование индивидуальной образовательной деятельности (составление программ, планов, маршрутов индивидуального развития), самоуправление, портфолио, организация клубной и волонтерской деятельности.
Невозможно решить проблему непрерывности и преемственности в подготовке педагогических кадров, если не организуется систематическое взаимодействие общеобразовательных организаций, которые проектируют и реализуют допро-
фессиональную педагогическую подготовку, с педагогическими колледжами и вузами. Для развития такого взаимодействия в Ярославском государственном педагогическом университете разработан и реализован комплекс мероприятий:
- создан Центр допрофессиональной педагогической подготовки имени К. Д. Ушинского, который организует сопровождение деятельности психолого-педагогических классов в регионах России;
- подписаны соглашения с образовательными организациями десяти регионов России (Вологодская, Костромская, Московская области, Республика Коми, Петропавловск-Камчатский и др.) о научно-методическом сопровождении ДПП школьников, составлена дорожная карта такого сопровождения;
- проводится Всероссийская педагогическая мастерская по допрофессиональной педагогической подготовке школьников;
- организованы курсы повышения квалификации педагогов и организаторов допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников, которые охватили более 200 человек, представителей восьми регионов;
- студенты педагогического университета, колледжей включены в организацию деятельности психолого-педагогических классов, создан педагогический отряд, который проводит целевые мероприятия на базе образовательных организаций.
Важнейшим средством, обеспечивающим непрерывность и преемственность педагогического образования, являются психолого-
педагогические олимпиады, которые с 1991 стали проводиться в Ярославской области. В 2019 г. эта олимпиада приобрела новый статус и носит название «Российская психолого-педагогическая олимпиада им. К. Д. Ушинского» — РППОШ — Раскрытие Педагогического Потенциала Одаренных Школьников. В 2022 г. в такой олимпиаде приняли участие 36 субъектов Российской Федерации. Для того чтобы обеспечить подготовку к психолого-педагогической олимпиаде, творческой группой преподавателей университета разработана соответствующая программа, обеспечивающая согласованность с вузовскими программами по педагогике и психологии, которая поможет педагогам психолого-педагогических классов в организации ДПП и самообразовании старшеклассников [Подготовка школьников ... , 2022].
Таким образом, допрофессиональная педагогическая подготовка школьников должна стать
органичной частью непрерывного педагогического образования, создавать основу для дальнейшего освоения педагогической профессии, формирования профессионально важных качеств. В этом заинтересованы все взаимодействующие стороны: образовательные организации, колледжи и вузы.
Заключение
Проблема качества подготовки педагогических кадров зависит от объединения усилий всех субъектов и структур регионального и федерального уровней, причастных к обеспечению непрерывного педагогического образования, важный этап которого — допрофессиональная педагогическая подготовка школьников. ДПП школьников сегодня рассматривается как одна из целевых функций общеобразовательных и профессиональных организаций, необходимый этап системы педагогического образования, составляющий основу для выстраивания всех остальных звеньев этой системы.
Для совершенствования допрофессиональной педагогической подготовки школьников необходимо следующее:
- обеспечение преемственности, сопряжения целей, результатов, содержания обучения старшеклассников в общеобразовательных и профессиональных организациях с учетом аксеологиче-ской базы школьников и развитие их ценностных представлений о педагогической профессии, исключая дублирование содержания в условиях непрерывного педагогического образования;
- раннее выявление педагогически одаренных и способных школьников, разработка мониторинга развития педагогической направленности школьников, программы сопровождения педагогически одаренных детей, составление проектов индивидуальной образовательной деятельности школьников (программ, планов, маршрутов);
- использование потенциала воспитательной работы, дополнительного образования школьников в качестве пространства для допрофессио-нальной подготовки обучающихся и интеграции усилий субъектов организации деятельности ДПП;
- определение достигнутых результатов школьников с использованием современных процедур оценки базового уровня профессиональных результатов, таких, например, как профессиональный (демонстрационный) экзамен, защита индивидуального образовательного проекта психолого-педагогической направленности;
- взаимодействие общеобразовательных организаций, ППК с вузами и педагогическими колледжами региона через организацию различных форм и совместной деятельности, в том числе наставничество в рамках отношений «студент — обучающийся», «старший обучающийся — младший обучающийся» и др.;
- определение льгот для выпускников психолого-педагогических классов при поступлении в вуз или колледж на соответствующие направления подготовки, расширение линейки инструментов отбора в вузы и колледжи за счет учета в качестве индивидуальных достижений обучающихся результатов обучения по профильным образовательным программам, реализованным с участием образовательных организаций среднего и высшего профессионального педагогического образования;
- развитие форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональ-ную педагогическую подготовку школьников, взаимодействия субъектов, участвующих в этом процессе;
- приобщение родителей к решению проблем
......TT, мотивационное и организационное
обеспечение участия родителей в разработке индивидуальных проектов своих детей, в проектировании и организации деятельности психолого-педагогических классов;
- профессиональное развитие педагогических кадров, формирование тьюторской компетентности, овладение педагогами ППК субъект-но-ориентированными средствами, способами партнерского взаимодействия, построения демократических отношений взрослых и детей;
- разработка научно-методических и нормативных материалов по реализации тьюторского сопровождения деятельности школьников и детского коллектива;
- систематическое информационное сопровождение деятельности ППК на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях, использование цифровых образовательных ресурсов и платформ в допрофессиональной педагогической подготовке школьников.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников : монография /Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 282 с.
2. Байбородова Л. В. Педагогическое сопровождение школьников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки : монография / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, М. П. Кривунь. Ярославль : РИО ЯГПУ 2022. 191 с.
3. Бочарова Ю. Ю. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт городского сетевого педагогического лицея и педагогической интернатуры в КГПУ им. В. П. Астафьева / Ю. Ю. Бочарова, О. М. Гаврилова // Вестник КГПУ им.
B. П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 37-43.
4. Бугакова Е. В. Из педагогического класса — в педагогическую профессию / Е. В. Бугакова, А. В. Москвина // KANT. Педагогические науки. 2018. № 1 (26). С. 28-31.
5. Гаврилова О. М. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа — Университет» / О. М. Гаврилова, Н. П. Безрукова // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115).
C. 99-103.
6. Гущина Т. И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т. И. Гущина, Л. Н. Макарова. иКЬ: Шрз://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/5е1еуоу-pedagogicheskiyk1ass-kak-forma-professiona1noy-orientatsii-starsheklassmkov (дата обращения: 01.11.2019).
7. Диких Э. Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета / Э. Р. Диких, Е. В. Чухина // Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 139-142.
8. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников. Опыт и традиции : коллективная монография / под научн. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 339 с.
9. Жук А. И. Педагогические классы в республике Беларусь — состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции, г. Минск, 5 ноября 2019 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка ; под ред. А. И. Жука. Минск : БГПУ 2019. С. 3-5.
10. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета : монография / рук. авторского колл. и отв. редактор И. Ю. Тарханова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. 390 с.
11. Логинова А. Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент до-профессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 287-289.
12. Никодимова Е. А. Создание психолого-педагогических классов в региональной системе образования / Е. А. Никодимова, М. Н. Федотова // Журнал
Вологодского института развития образования. 2021. № 2. С. 11-15.
13. Организация деятельности психолого-педагогических классов : учебно-методическое пособие. Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
14. Подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде : методические рекомендации / сост. Л. Н. Артемьева, Ю. В. Яковлева ; под науч. ред. Л. В. Байбородовой, М. В. Груздева. Ярославль : РИО ЯГПУ 2022. 130 с.
15. Харисова И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 257-264.
Reference list
1. Bajborodova L. V. Koncepcija i modeli doprofes-sional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov = Concept and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren : monografija / L. V Bajborodova, V. V Belkina. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 282 s.
2. Bajborodova L. V. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie shkol'nikov v processe doprofessional'noj pedagog-icheskoj podgotovki = Pedagogical support of schoolchildren in pre-professional pedagogical training process : monografija / L. V. Bajborodova, M. V. Gruzdev, M. P. Krivun'. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 191 s.
3. Bocharova Ju. Ju. Formirovanie ustojchivoj moti-vacii k budushhej professional'noj pedagogicheskoj deja-tel'nosti: opyt gorodskogo setevogo pedagogicheskogo liceja i pedagogicheskoj internatury v KGPU im. V. P. Astafeva = Formation of stable motivation for future professional pedagogical activity: experience of the city network pedagogical lyceum and pedagogical internship at KSPU named after V P. Astafiev / Ju. Ju. Bocharova, O. M. Gavrilova // Vestnik KGPU im. V P. Astafeva. 2014. № 4 (30). S. 37-43.
4. Bugakova E. V Iz pedagogicheskogo klassa — v pedagogicheskuju professiju = From the pedagogical class to the pedagogical profession / E. V. Bugakova, A. V. Moskvina // KANT. Pedagogicheskie nauki. 2018. № 1 (26). S. 28-31.
5. Gavrilova O. M. Innovacionnye formy pedagogicheskogo soprovozhdenija starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii v sisteme «Shkola — Universi-tet» = Innovative forms of pedagogical support for high school students to choose a pedagogical profession in the «School — University» system / O. M. Gavrilova, N. P. Bezrukova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 2-1 (115). S. 99-103.
6. Gushhina T. I. Setevoj pedagogicheskij klass kak forma professional'noj orientacii starsheklassnikov = Network teaching class as a form of professional guidance for high school students / T. I. Gushhina, L. N. Makarova. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/setevoy-pedagogicheskiyklass-kak-forma-professionalnoy-
orientatsii-starsheklassnikov (data obrashhenija: 01.11.2019).
7. Dikih Je. R. Dejatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta = Activity of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical University / Je. R. Dikih, E. V Chuhina // Gumanitarnye issledovanija. 2019. № 3 (24). S. 139-142.
8. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov. Opyt i tradicii = Pre-professional pedagogical training of schoolchildren. Experience and traditions : kollektivnaja monografja / pod nauchn. red. L. V Bajborodovoj, A. M. Hodyreva, A. P. Chernjavskoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 339 s.
9. Zhuk A. I. Pedagogicheskie klassy v respublike Belarus' — sostojanie i perspektivy razvitija = Pedagogical classes in the Republic of Belarus — state and prospects of development // Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Minsk, 5 nojabrja 2019 g. / Bel. gos. ped. un-t im. Maksima Tanka ; pod red. A. I. Zhuka. Minsk : BGPU, 2019. S. 3-5.
10. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal'n-yh kompetencij obuchajushhihsja pri osvoenii obra-zovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, special-iteta = Measurement and assessment of the formation of students' universal competencies in development of educational programs of bachelor's, master's, specialty degrees : monografija / ruk. avtorskogo koll. i otv. redaktor I. Ju. Tarhanova. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. 390 s.
11. Loginova A. N. Pedagogizacija aktual'nyh so-cial'nyh praktik kak sovremennyj instrument doprofes-sional'noj pedagogicheskoj podgotovki = Pedagogization of current social practices as a modern tool of pre-professional pedagogical training // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2020. № 6. S. 287-289.
12. Nikodimova E. A. Sozdanie psihologo-pedagogicheskih klassov v regional'noj sisteme obra-zovanija = Development of psychological and pedagogical classes in the regional education system / E. A. Nikodimova, M. N. Fedotova // Zhurnal Vologod-skogo instituta razvitija obrazovanija. 2021. № 2. S. 11-15.
13. Organizacija dejatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov = Organization of activities of psychological and pedagogical classes : uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : Akademija Minpro-sveshhenija Rossii, 2021. 392 s.
14. Podgotovka shkol'nikov k psihologo-pedagogicheskoj olimpiade = Preparing schoolchildren for the psychological and pedagogical Olympiad : metodicheskie rekomendacii / sost. L. N. Artem'eva, Ju. V. Jakovleva ; pod nauch. red. L. V. Bajborodovoj, M. V. Gruzdeva. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 130 s.
15. Harisova I. G. Cennostno-smyslovaja model' formirovanija preemstvennyh rezul'tatov podgotovki ped-agoga = Value and meaning model for the formation of subsequent results of teacher training // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2021. T. 27. № 4. S. 257-264.
Статья поступила в редакцию 17.03.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.
The article was submitted 17.03.2023; approved after reviewing 21.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.