Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / РАННЯЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСНОВНАЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неклюдова Л.В.

Статья посвящена одному из подходов допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников, основанному на непрерывности, преемственности образования и ступенчатом взаимодействии учреждений дополнительного, основного и высшего образования. Педагогические профессии не являются престижными, вместе с тем условия современной школы предъявляют к ним высокие требования. Сейчас в России большинство количество учреждений общего образования внедряют допрофессиональную подготовку - только в Удмуртской Республике 55 школ включились в этот процесс. Практически все они взаимодействуют с одним образовательным учреждением последующей ступени (по схемам «школа - педагогический колледж», «школа - вуз» и др.) и направлены на реализацию ранней допрофессиональной подготовки учащихся 7-9 классов. Существующие модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки не учитывают ступенчатого взаимодействия разных учреждений (дополнительного, основного и высшего образования). С учетом опыта подобных исследований в Белоруссии, Ярославле, Москве, Екатеринбурге, Омске, Томске, Карелии и т. д. в статье раскрываются принципы построения этого обучения (открытости и обратной связи, продвижения, коллегиальности и общественности, кооперации и социального партнерства и др.), его структура, обосновываются и характеризуются ранняя и основная ступени данного процесса. Схемы взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку, получили структурное обобщение, также с позиций предлагаемого подхода проведен анализ понятий «допрофессиональное образование» и «психолого-педагогический класс», сформированы структурные схемы краткой характеристики допрофессиональной психолого-педагогической подготовки и ранней ее реализации с описанием содержательных блоков. Описан опыт внедрения этого обучения в Удмуртской Республике. Обобщены результаты некоторых показателей, полученные по итогам внедрения. Определены перспективы развития и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неклюдова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRE-PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF STEP-BY-STEP INTERACTION OF DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to one of the approaches of pre-professional psychological and pedagogical training of schoolchildren, based on a continuous, continuous approach and step-by-step interaction of institutions of additional, basic and higher education. Teaching professions are not prestigious, however, the conditions of a modern school place high demands on them. Now in Russia a large number of general education institutions is introducing pre-professional training, only in the Udmurt Republic 55 schools have joined this process. Almost all of them interact with one educational institution of the next stage (according to the schemes «school - pedagogical college», «school - university», etc.) and are aimed at implementing early pre-professional training of students in grades 7-9. The existing models of pre-professional psychological and pedagogical training do not take into account the step-by-step interaction of different institutions (additional, basic and higher education). Taking into account the experience of similar studies in Belarus, Yaroslavl, Moscow, Yekaterinburg, Omsk, Tomsk, Karelia, etc. the article reveals the principles of building this training (openness and feedback; promotion; collegiality and the public; cooperation and social partnership, etc.), its structure, substantiates and characterizes the early and main stages of this process. The schemes of interaction of educational institutions engaged in pre-professional psychological and pedagogical training received a structural generalization, also from the standpoint of the proposed approach, the analysis of the concepts of «pre-professional education» and «psychological and pedagogical class» was carried out, structural schemes of a brief description of pre-professional psychological and pedagogical training and its early implementation with a description of the content blocks were formed. The experience of implementing this training in the Udmurt Republic is described. The results of some indicators obtained as the result of the implementation are summarized. The prospects of development and improvement are determined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Научная статья УДК 37.013.2

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_20 EDN: WBJXEO

Организация допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений

Людмила Викторовна Неклюдова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования, филиал Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко в г. Ижевске. 426067, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Труда, д. 88 nekludovalv@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0008-1595-4161

Аннотация. Статья посвящена одному из подходов допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников, основанному на непрерывности, преемственности образования и ступенчатом взаимодействии учреждений дополнительного, основного и высшего образования. Педагогические профессии не являются престижными, вместе с тем условия современной школы предъявляют к ним высокие требования. Сейчас в России большинство количество учреждений общего образования внедряют допрофессиональную подготовку — только в Удмуртской Республике 55 школ включились в этот процесс. Практически все они взаимодействуют с одним образовательным учреждением последующей ступени (по схемам «школа — педагогический колледж», «школа — вуз» и др.) и направлены на реализацию ранней допрофессиональной подготовки учащихся 7-9 классов. Существующие модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки не учитывают ступенчатого взаимодействия разных учреждений (дополнительного, основного и высшего образования). С учетом опыта подобных исследований в Белоруссии, Ярославле, Москве, Екатеринбурге, Омске, Томске, Карелии и т. д. в статье раскрываются принципы построения этого обучения (открытости и обратной связи, продвижения, коллегиальности и общественности, кооперации и социального партнерства и др.), его структура, обосновываются и характеризуются ранняя и основная ступени данного процесса. Схемы взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку, получили структурное обобщение, также с позиций предлагаемого подхода проведен анализ понятий «допрофессиональное образование» и «психолого-педагогический класс», сформированы структурные схемы краткой характеристики допрофессиональной психолого-педагогической подготовки и ранней ее реализации с описанием содержательных блоков. Описан опыт внедрения этого обучения в Удмуртской Республике. Обобщены результаты некоторых показателей, полученные по итогам внедрения. Определены перспективы развития и совершенствования.

Ключевые слова: педагог; допрофессиональное образование; допрофессиональная подготовка школьников; психолого-педагогическая подготовка; психолого-педагогический класс; ранняя допрофессиональная подготовка; основная допрофессиональная подготовка

Для цитирования: Неклюдова Л. В. Организация допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 20-27. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_20. https://elibrary.ru/WBJXEO

Original article

Organization of pre-professional psychological and pedagogical training of schoolchildren on the basis of step-by-step interaction of different educational institutions

Lyudmila V. Neklyudova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychological, pedagogical and defectolog-ical education, branch of Glazov state pedagogical institute named after V. G. Korolenko. 426067, Udmurt Republic, Izhevsk, Trud st., 88

nekludovalv@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0008-1595-4161

© Неклюдова Л. В., 2023

Abstract. The article is devoted to one of the approaches of pre-professional psychological and pedagogical training of schoolchildren, based on a continuous, continuous approach and step-by-step interaction of institutions of additional, basic and higher education. Teaching professions are not prestigious, however, the conditions of a modern school place high demands on them. Now in Russia a large number of general education institutions is introducing pre-professional training, only in the Udmurt Republic 55 schools have joined this process. Almost all of them interact with one educational institution of the next stage (according to the schemes «school — pedagogical college», «school — university», etc.) and are aimed at implementing early pre-professional training of students in grades 7-9. The existing models of pre-professional psychological and pedagogical training do not take into account the step-by-step interaction of different institutions (additional, basic and higher education). Taking into account the experience of similar studies in Belarus, Yaroslavl, Moscow, Yekaterinburg, Omsk, Tomsk, Karelia, etc. the article reveals the principles of building this training (openness and feedback; promotion; collegiality and the public; cooperation and social partnership, etc.), its structure, substantiates and characterizes the early and main stages of this process. The schemes of interaction of educational institutions engaged in pre-professional psychological and pedagogical training received a structural generalization, also from the standpoint of the proposed approach, the analysis of the concepts of «pre-professional education» and «psychological and pedagogical class» was carried out, structural schemes of a brief description of pre -professional psychological and pedagogical training and its early implementation with a description of the content blocks were formed. The experience of implementing this training in the Udmurt Republic is described. The results of some indicators obtained as the result of the implementation are summarized. The prospects of development and improvement are determined.

Keywords: teacher; professional education; pre-professional training of schoolchildren; psychological and pedagogical training; psychological and pedagogical class; early pre-professional training; basic pre-professional training

For citation: Neklyudova L. V Organization of pre-professional psychological and pedagogical training of schoolchildren on the basis of step-by-step interaction of different educational institutions. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (3): 20-27. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_20. https://elibrary.ru/WBJXEO

Введение

Вопросы профессионального самоопределения всегда были актуальны для школьной практики, однако реальное положение таково, что к моменту окончания школы большинство учеников не имеют четких представлений относительно будущей профессии и выбор вуза определяется прагматичными, а не личностными факторами. Педагогическая профессия не относится к числу высокооплачиваемых и престижных, поэтому многие подростки отказываются выбирать ее [Павленко, 2020; Головей, 2019; Иченко, 2018]. В то же время профессия учителя на протяжении многих столетий остается уникальной. Современный педагог должен не только глубоко знать теоретические основы педагогики и психологии. Он должен уметь рационально организовывать свой труд, быть терпеливым, сдержанным, эмоционально уравновешенным, требовательным, тактичным, справедливым, находчивым, общительным, уметь слушать и слышать собеседника и т. д. Общественное мнение характеризует портрет профессионального педагога, в который включает точность и быстроту реакций, ясную и уравновешенную речь, душевную щедрость, способность понимать и любить детей [Мухина, 2019]. Даже без детального анализа перечислен-

ных требований можно предположить, что на данном этапе перед педагогическими вузами встает важная и сложная задача подготовить такого педагога, который сможет отвечать на все современные жизненные и педагогические вызовы, а значит, будет эффективно работать в условиях нынешней школы. Получить такого педагога только в рамках обучения педагогического университета практически невозможно. Это отмечают многие исследователи [Байбородова, 2021; Дозмогарова, 2021]. Вузы и педагогические колледжи должны проводить работу по формированию важнейших педагогических качеств у потенциальных абитуриентов еще в школьном возрасте. Для такой работы необходимо активнее подключать к этому процессу учреждения дополнительного образования, у которых накоплен большой опыт и имеются эффективные условия в реализации программ развития творческого, личностного и социального потенциала детей и подростков. Данная работа должна быть системной и последовательной, опираться на непрерывный и преемственный подход, обеспечивать взаимодействие всех образовательных учреждений, причастных к этой работе.

Для реализации вышесказанного необходима организация допрофессиональной психолого-

педагогической подготовки школьников на основе модели взаимодействия разных образовательных учреждений (дополнительного, основного и высшего образования).

Методы исследования

Для разработки теоретических и практических вопросов исследования использовались следующие методы:

— теоретические (анализ и синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление);

— эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент);

— методы математической статистики (статистическая достоверность данных сравнительного анализа рассматривалась по U-критерию Манна — Уитни и по ф-критерию углового преобразования Фишера).

База исследования

В экспериментальной работе были задействованы 55 общеобразовательных школ, Дворец детского и юношеского творчества, Региональный образовательный центр одаренных детей, Глазов-ский государственный педагогический институт, которые работают по внедрению допрофессио-нальной психолого-педагогической подготовки школьников в Удмуртской Республике.

Результаты исследования

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволил нам выделить идеи для разработки посылов взаимодействия образовательных учреждений разного уровня:

— Взаимодействие образовательных учреждений разного уровня способствует решению общих задач воспитания детей и подростков; помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении; стимулирует их творческую, познавательную и исследовательскую деятельность.

— Расширение связей между учреждениями позволяет эффективнее использовать передовой педагогический опыт в воспитательной деятельности и способствует повышению квалификации педагогических работников.

— Важно развивать уровень отношений (добрососедский, партнерский, интегральный) между образовательными учреждениями [Интеграция общего ... , 2006].

— Допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка должна учитывать следующие научные подходы: субъектно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный,

практико-ориентированный, личностно-

ориентированный (Е. В. Бондаревская,

С. В. Кульневич, В. В. Сериков,

И. С. Якиманская).

В педагогической литературе встречается термин «допрофессиональное образование». Цель допрофессионального образования — формирование у обучающихся профессионально-важных мотивов, качеств, умений и навыков педагогической, организаторской деятельности и обеспечение эффективного отбора абитуриентов в педагогические профессиональные и образовательные организации [Допрофессиональная подготовка ... , 2021]. В нашем случае допрофессио-нальная психолого-педагогическая подготовка состоит из 2 ступеней:

— 1-я ступень (ранняя допрофессиональная подготовка) рассчитана на школьников 7-9 классов. Она проводится в учреждениях дополнительного образования и является связующим звеном для 2-й ступени (основной). Ее цель — выявление и развитие у детей коммуникативных и организаторских навыков, качеств и формирование здорового образа жизни. По окончании этой ступени учащиеся могут поступать в педагогический колледж, профильный психолого-педагогический класс или в открытый университет для будущих педагогов при педагогическом вузе.

— 2-я ступень (основная допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка) рассчитана на учащихся 1 0-11 классов (психолого-педагогические классы), которая непосредственно готовит старшеклассников к поступлению в педагогический вуз. Она может осуществляться по двум вариантам: 1) в школе (профильный психолого-педагогический класс); 2) в педагогическом вузе (открытый университет для будущий педагогов). Целью этой ступени является развитие у старшеклассников профессионально важных качеств и умений и обеспечение эффективного отбора в педагогические вузы.

В современных источниках приводится много различных вариантов моделей допрофессиональ-ного обучения, среди выделяются 4 вида: педагогические классы, функционирующие на базе школы; педагогические классы, осуществляющие деятельность в учебно-производственных комбинатах (УПК); школы юных педагогов при вузах; объединения клубного типа, создаваемые при центрах работы с детьми и юношеством [Допрофессиональная подготовка ... , 2021]. Хотя только этими моделями современная практика не

ограничивается. Исследователи из Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского проанализировали и обобщили около 200 образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональную педагогическую подготовку [Байбородова, 2021]. В основном все они ориентированы на взаимодействие образовательных организаций по следующим схемам: школа — опорная школа; школа — педагогический колледж; школа — вуз; школа — центр (дом, дворец) детского творчества и др. Модели, включающие одновременное взаимодействие нескольких образовательных учреждений разных типов (центр детского творчества, школа, педагогический колледж, вуз), основанных на непрерывном, преемственном и двухступенчатом подходе, включающем раннюю и основную допрофессиональную подготовку школьников, пока новы для педагогической теории и практики. Данный вид подготовки внедряется в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. К такой работе подключились Гла-зовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Дворец детского и юношеского творчества г. Ижевска (далее ДДЮТ), МБОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов им. Надежды Курченко» (далее школа № 91), МБОУ «СОШ № 58» (далее школа № 58).

В ДДЮТ г. Ижевска накоплен большой опыт ранней допрофессиональной подготовки. Учреждение много лет успешно осуществляет подготовку по медицинскому, техническому, правовому, военно-патриотическому, психолого-педагогическому направлениям. В настоящее время психолого-педагогическую подготовку здесь целенаправленно проходят школьники 8-9 классов из двух ижевских школ (№ 58 и № 91), где функционируют профильные психолого-педагогические классы для детей старшего возраста (10-1 1 классы).

В Удмуртской Республике психолого-педагогическую подготовку осуществляют 55 школ. Практически все они придерживаются двух схем взаимодействия: школа — педагогический колледж (27 школ) и школа — вуз (28). Обучение в основном ведется в рамках ранней до-профессиональной подготовки, рассчитанной на детей 7-9 классов (так работают 80 % всех включенных в этот процесс школ в республике). Ранняя психолого-педагогическая подготовка у нас в регионе наиболее популярна. В сложившейся практике нередко всю допрофессиональную под-

готовку школьников называют одним словом — «педагогический класс». При этом не важно, где этот класс функционирует: в дополнительном, основном или высшем образовании. В литературе дается следующее понятие: «Профильный психолого-педагогический класс — объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами» [Организация деятельности ... , 2021, с. 11]. Из определения видно, что психолого-педагогический класс соотносится только со школой, в остальных случаях проводится нужная и полезная работа в рамках ранней или основой допрофессио-нальной подготовки школьников. В контексте нашей модели психолого-педагогический класс функционирует на второй ступени исключительно в рамках школьного профильного образования и считается лишь небольшой частью представленной модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников. Все предпосылки данного определения в этом случае выдержаны, но необходимо уточнить, что наша модель психолого-педагогического класса ориентирована на подготовку учащихся старших, 10-го и 11-го, классов.

1-я ступень ранней допрофессиональной подготовки осуществляется в учреждении дополнительного образования детей и подростков. Наша модель опирается на ряд организационных принципов построения. Перечислим некоторые из них:

1. Открытость и обратная связь (все организационные, методические, отчетные документы и материалы выкладываются на официальном сайте учреждения, любой желающий может оставить отзыв и написать предложение, поделиться впечатлениями).

2. Продвижение (результаты и творческие дела регулярно освещаются в различных медийных источниках, составляется медиаплан по продвижению деятельности ранней допрофессиональ-ной подготовки).

3. Коллегиальность и общественность (из числа опытных и авторитетных руководителей, специалистов, педагогов и родителей выбирается общественный совет, который координирует работу по совершенствованию данной подготовки, например, дает рекомендации по созданию эмблемы педагогического движения и формы одежды учащихся).

4. Кооперация и социальное партнерство (базой подготовки на этом этапе является учреждение дополнительного образования, которое функционирует в связке со школами, колледжами и педагогическими вузами. Желательно, чтобы у этого движения появились спонсоры и меценаты);

5. Добровольность (набор осуществляется по желанию и на добровольной основе, никакие виды давления неприемлемы, ребенок в любое время может прекратить обучение).

6. Вариативность (предлагается несколько вариантов обучения — посещение учреждения дополнительного образования в сборной группе из учеников разных школ или со своим классом, если школа вступает в эту подготовку).

7. Преемственность (содержание ранней подготовки четко выверено с программами школы и 2-й ступени основной подготовки. Учебный план школы учитывает содержание ранней подготовки, как правило, отводится 1 учебный день для посещения школьниками учреждения дополнительного образования).

8. Право выбора (по окончании 1-й ступени школьник может поступить в педагогический колледж, пойти учиться в профильный психолого-педагогический класс или в открытый университет для будущих педагогов при педагогическом вузе, а также продолжить свое обучение в свободном режиме).

9. Преференции (обучение направлено на участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах, результаты которых зачитываются при поступлении в среднее и высшее профессиональное учреждение).

10. Детская инициатива (создание условий для самостоятельного поиска, позволяющего приблизиться к осознанному выбору педагогической профессии).

Подробно изучив опыт допрофессинальной педагогической подготовки школьников Белоруссии [Жук, 2016], Ярославля [Байбородова, 2016], Москвы [Романова, 2020], Екатеринбурга [Мин-юрова, 2020], Омска [Диких, 2019], Томска [Доз-морова, 2021], Карелии [Ермоленко, 2020] др., а

также обобщив наш эмпирический опыт, мы сформировали основные содержательные блоки данной ступени: 1-й содержательный блок — ЗОЖ (формирование здорового образа жизни, развитие навыков, позволяющих сохранять физическое и душевное здоровье, развитие кинетического интеллекта); 2-й — вожатская деятельность (развитие организационных, управленческих умений и социального интеллекта); 3-й — волонтерство (развитие эмпатических, толерантных и социальных качеств); 4-й — психология познания себя и общества (развитие эмоционального и внутриличностного интеллекта).

Обучение начинается с проведения психологического тестирования, позволяющего изучить профессиональные интересы детей, результаты которого обязательно учитываются при дальнейшем их продвижении. Создаются условия для самостоятельного выбора детьми будущей профессии. Предполагается проведение промежуточных и итоговых аттестаций в форме защиты проектов, решения профессиональных задач. Все формы оценивания предполагают деятельностый подход. В этом году итоговой работой будет защита проекта урока добра, планируется, что лучшие уроки 1 сентября 2023 г. ребята проведут в своих школах с учениками начальных классов.

Основная допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка является второй, заключительной, ступенью. Как мы уже отмечали выше, она проводится в школе (психолого-педагогический класс) или в вузе (открытый университет для будущих педагогов). На данном этапе уже вводятся материалы предметных областей по психологии, истории педагогики, педагогической этике. Самое главное, чтобы материал ни в коем случае не дублировал вузовские курсы, а носил лишь развивающий характер.

Хочется отметить, что на начало ранней до-профессиональной подготовки 20-25 % детей хотели бы связать свою деятельность с педагогическими профессиями, а после ее прохождения 40-50 % желают продолжить обучение. Еще 5 лет назад ни одна из школ в Ижевске не могла открыть педагогический класс в старшем звене, поскольку родители не поддерживали эту инициативу. Они предпочитали другие, «более престижные» профильные направления (правовые, медицинские, информационные и др.). Благодаря ранней допрофессиональной подготовке удалось открыть педагогические классы в двух ижевских школах.

В этом году к реализации допрофессиональ-ной психолого-педагогической подготовки школьников в г. Ижевске подключился Региональный образовательный центр одаренных детей, в данное время его посещают учащиеся 8-х классов Ижевского хореографического лицея № 95.

В 2021/2022 учебном году нами было проведено исследование выпускников, прошедших раннюю психолого-педагогическую подготовку на предмет развития у них эмоционального и социального интеллекта. В экспериментальной группе число детей с высоким уровнем внутри-личностного и эмоционального интеллекта выросло на 22 %, а количество детей с высоким уровнем социального интеллекта — на 34 %. Результаты достаточно значимы и достоверны.

В настоящее время сложно подводить итоги по 2-й ступени подготовки, так как завершается лишь первый выпуск психолого-педагогического класса, но можно отметить, что 90 % выпускников этого класса хотят поступать в педагогические вузы.

Данная работа будет продолжена, а результаты будут обобщаться и освещаться в научных публикациях. Сейчас эта работа ведется на партнерском уровне отношений между образовательными учреждениями, но в перспективе планируется перейти на интеграционный уровень. Тогда их деятельность будет подкрепляться обшей образовательной программой и концепцией сотрудничества.

Заключение

Современная практика остро нуждается в развитии теории допрофессионального педагогического образования школьников. Необходима глубокая, тщательная работа по методологическому обоснованию и методическому подкреплению допрофессиональной психолого-педагогической подготовки на основе ступенчатого взаимодействия с разными образовательными учреждениями (дополнительного, основного и высшего образования). В первую очередь, нужно описать концептуальные и процессуальные основы обучения, а также четко сформулировать критерии и показатели его эффективности.

Условия нашего времени требуют усилить работу по продвижению педагогических профессий. Общество и время предъявляют высокие требования к подготовке будущих учителей. Эти требования выполнимы при совместной взаимосвязанной работе по подготовке будущих абитуриентов разными образовательными учреждени-

ями, причастными к вопросам взросления и становления современного педагога.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Перспективы допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников в современных условиях / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, А. М. Ходырев, А. П. Чернявская, И. В. Головина, Г. А. Папуткова // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 3. С. 3-13.

2. Беляева О. А. Школа юного педагога: опыт создания условий для профессионального самоопределения школьников // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 4. С. 20-25.

3. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

4. Головей Л. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению / Л. А. Головей, М. В. Данилова, И. А. Груздева // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63-73.

5. Демина Л. С. Моделирование системы непрерывного педагогического образования на основе использования технологии профессиональных проб: довузовский уровень // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 110-114.

6. Диких Э. Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета / Э. Р. Диких, Е. В. Чухина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3. С. 34-42.

7. Дозморова Е. В. Система непрерывного педагогического образования как условие обеспечения подготовки педагога в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта / Е. В. Дозморова, А. А. Лыба // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2. С. 71-77.

8. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции : коллективная монография / под научн. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ 2021. 339 с.

9. Ермоленко Р. Е. Профессиональное педагогическое образование в республике Карелия: основные противоречия развития в современных условиях / Р. Е. Ермоленко, В. И. Колесов // Школа будущего. 2020. № 3. С. 222-231.

10. Жилинская А. В. Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36-45.

11. Жук А. И. Непрерывное педагогическое образование в Республике Беларусь — фактор устойчивого развития общества // Наука и школа. 2016. № 6. С. 61-67.

12. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 3-40.

13. Интеграция общего и дополнительного образования : практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладбева. Москва : АРКТИ, 2006. 296 с.

14. Иченко Н. А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 69-76.

15. Мухамедьярова Н. А. Подготовка педагогов дополнительного образования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практ. конф. Ярославль, 05-06 марта 2020 г. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. С. 30-37.

16. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты. 6-е изд., испр. и доп. Москва : Нац. кн. центр, 2019. 159 с.

17. Организационно-методическое сопровождение проекта «Педагогические классы» : учебно-метод. пособие / С. А. Минюрова, Н. М. Паэгле, Н. С. Белоусова и др. ; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург : [б. и.], 2020. 220 с.

18. Организация деятельности психолого-педагогических классов : учебно-метод. пособие. Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

19. Павленко К. В. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения / К. В. Павленко, А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 51-62.

20. Парабучев А. И. Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 246-259.

21. Романова Е. С. Ранняя профориентация младших школьников, направленная на региональное развитие. Социально-ориентированный проект / Е. С. Романова, Е. В. Черепанова. URL: https ://infourok. ru/pedagogicheskie -idei-rannyaya-proforientaciyamladshih-shkolnikov-5147323.html. (дата обращения: 14.12.2022).

Reference list

1. Bajborodova L. V. Perspektivy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov v sovremennyh uslovijah = Prospects for pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions /

L. V Bajborodova, M. V. Gruzdev, A. M. Hodyrev, A. P. Chernjavskaja, I. V. Golovina, G. A. Paputkova // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2021. T. 7. № 3. S. 3-13.

2. Beljaeva O. A. Shkola junogo pedagoga: opyt soz-danija uslovij dlja professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov = School of young teacher: experience in making conditions for schoolchildren's professional self-determination // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. 2019. № 4. S. 20-25.

3. Bondarevskaja E. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija = Pedagogy: personality in humanistic theories and parenting systems : ucheb. posobie dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij, slushatelej IPK i FPK / E. V Bondarevskaja, S. V Kul'nevich. Rostov-na-Donu : Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999. 560 c.

4. Golovei L. A. Psihojemocional'noe blagopoluchie starsheklassnikov v svjazi s gotovnost'ju k profession-al'nomu samoopredeleniju = Psycho-emotional well-being of high school students caused by readiness for professional self-determination / i L. A. Golove, M. V Danilova, I. A. Gruzdeva // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2019. T. 24. № 6. C. 63-73.

5. Demina L. S. Modelirovanie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija na osnove ispol'zovanija tehnologii professional'nyh prob: dovuzovskij uroven' = Simulation of the system of continuing pedagogical education based on the use of professional testing technology // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2018. № 8. S. 110-114.

6. Dikih Je. R. Dejatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta = Activity of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical University / Je. R. Dikih, E. V Chuhina // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovan-ija. 2019. № 3. S. 34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dozmorova E. V. Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija kak uslovie obespechenija podgotovki pedagoga v sootvetstvii s kvalifikacionnymi trebo-vanijami professional'nogo standarta = The system of continuing pedagogical education as a condition for ensuring the training of a teacher in accordance with the qualification requirements of a professional standard / E. V Dozmorova, A. A. Lyba // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. № 2. S. 71-77.

8. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov: Opyt i tradicii = Pre-professional pedagogical training of schoolchildren: Experience and traditions : kollektivnaja monografja / pod nauchn. red. L. V Bajborodovoj, A. M. Hodyreva, A. P. Chernjavskoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 339 s.

9. Ermolenko R. E. Professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Karelija: osnovnye pro-tivorechija razvitija v sovremennyh uslovijah = Professional pedagogical education in the Republic of Karelia:

the main contradictions of development in modern conditions / R. E. Ermolenko, V. I. Kolesov // Shkola budush-hego. 2020. № 3. S. 222-231.

10. Zhilinskaja A. V. Podhody k izucheniju postroenija podrostkami traektorii zhiznennogo puti = Approaches to the study of adolescents building the trajectory of a life path / A. V. Zhilinskaja, A. A. Bochaver // Psihologicheskij zhurnal. 2018. T. 39. № 1. S. 36-45.

11. Zhuk A. I. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obra-zovanie v Respublike Belarus' — faktor ustojchivogo razvitija obshhestva = Continuing pedagogical education in the Republic of Belarus is a factor in the sustainable development of society // Nauka i shkola. 2016. № 6. S. 61-67.

12. Il'in V I. Obshhestvo potreblenija: teoreticheska-ja model' i rossijskaja real'nost' = Consumer society: theoretical model and Russian reality // Mir Rossii. 2005. № 2. S. 3-40.

13. Integracija obshhego i dopolnitel'nogo obra-zovanija = Integration of general and additional education : prakticheskoe posobie / pod red. E. B. Evladovoj, A. V. Zolotarevoj, S. L. Paladbeva. Moskva : ARKTI, 2006. 296 s.

14. Ichenko N. A. Podrostok kak sub#ekt samoopre-delenija: resursy i riski = Adolescent as a subject of self-determination: resources and risks // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 6. № 1. S. 69-76.

15. Muhamed'jarova N. A. Podgotovka pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija k rabote s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami = Training of additional education teachers to work with children with special educational needs // Pedagogika i psihologija sovremen-nogo obrazovanija: teorija i praktika : materialy nauchno-prakt. konf. Jaroslavl', 05-06 marta 2020 g. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. S. 30-37.

16. Muhina V S. Lichnost': mify i real'nost': al'terna-tivnyj vzgljad, sistemnyj podhod, innovacionnye aspek-

ty = Personality: myths and reality: an alternative view, a systematic approach, innovative aspects.6-e izd., ispr. i dop. Moskva : Nac. kn. centr, 2019. 159 s.

17. Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie proekta «Pedagogicheskie klassy» = Organizational and methodological support of the project «Pedagogical classes» : uchebno-metod. posobie / S. A. Minjurova, N. M. Pajegle, N. S. Belousova i dr. ; Ural'skij gosudar-stvennyj pedagogicheskij universitet. Ekaterinburg : [b. i.], 2020. 220 s.

18. Organizacija dejatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov = Organization of activities of psychological and pedagogical classes : uchebno-metod. posobie. Moskva : Akademija Minprosveshhenija Rossii, 2021. 392 s.

19. Pavlenko K. V. Sub#ektivnoe blagopoluchie shkol'nikov v situacii samoopredelenija = Subjective well-being of schoolchildren in situation of self-determination / K. V. Pavlenko, A. A. Bochaver // Psi-hologicheskaja nauka i obrazovanie. 2020. T. 25. № 6. S. 51-62.

20. Parabuchev A. I. Uchitel' v jepohu obshhestven-nyh transformacij — k avtoportretu professii = Teacher in the era of social transformations — to the self-portrait of the profession // Voprosy obrazovanija. 2005. № 4. S. 246-259.

21. Romanova E. S. Rannjaja proforientacija mlad-shih shkol'nikov, napravlennaja na regional'noe razvitie. Social'no-orientirovannyj proekt = Early career guidance for younger students aimed at regional development. Socially oriented project / E. S. Romanova, E. V Cherepanova. URL: https://infourok.ru/pedagogicheskie-idei-rannyaya-proforientaciyamladshih-shkolnikov-5147323.html. (data obrashhenija: 14.12.2022).

Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 20.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.

The article was submitted 16.03.2023; approved after reviewing 20.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.