ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 339.543.62 ББК 65.428.8
В. Ю. СКИБА, С. В. СТРЕКАЛОВ
Реализация
концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты
В рамках статьи проведен анализ ключевых аспектов мировой практики развития концепции «единого окна». Рассмотрены разнообразные подходы к ее разработке на организационном и финансовом уровнях.
Ключевые слова: единое окно, внешнеэкономическая деятельность, автоматизированные информационные системы, механизм межведомственного взаимодействия.
V. Y. Skiba, S. V. Strekalov
Implementing the "Single Window" Concept in the European Union and Asian-Pacific
Region: Organizational and Financial Aspects
The article includes analysis of the key aspects of the worldwide "single window" system development practice. Various approaches of the implementing a «single window» system were reviewed at the organizational and financial level.
Keyworlds: single window, foreign economic activity, automated information system, the mechanism of inter-agency cooperation.
Взаимосвязь интересов бизнес-сообщества и государственных органов заключает в себе не только риски снижения предпринимательской инициативы за счет административных барьеров, но и дает возможность повысить эффективность кросс-функционального
СКИБА Владимир Юрьевич — доктор технических наук, директор департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии. 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5. [email protected].
СТРЕКАЛОВ Сергей Васильевич — аспирант кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, стр. 1. [email protected].
© Скиба В. Ю., Стрекалов С. В., 2016
взаимодействия государственных органов и коммерческих организаций, что в конечном итоге может оказать влияние на повышение эффективности экономики России.
В связи с этим одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является повышение эффективности межведомственного взаимодействия государственных структур в рамках государственной программы «Открытое правительство» [5] и в рамках исполнения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 15.09.2015) [8]. В соответствии с данным законом начиная с 01.10.2011 органы власти, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, находящихся в распоряжении других органов власти, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов и органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации также проводится большая работа в рамках реализации решения Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [9].
В статье члена Коллегии (министра) Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству В. А. Гошина отмечается, что «внедрение концепции "единого окна" (англ. Single window) при регулировании внешнеэкономической деятельности во всех государствах -членах Евразийского экономического союза рассматривается как возможность реализации системного подхода к совершенствованию государственных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности» [6].
Цель реализации концепции «единого окна» заключается в ускорении и упрощении обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными контролирующими органами, что дает ощутимый выигрыш всем участникам трансграничного перемещения товаров и грузов.
Принципы, положенные в основу концепции «единого окна», изначально были предложены в научных трудах коллектива, возглавляемого академиком В. М. Глушковым, при разработке проекта общегосударственной автоматизированной системы управления СССР в конце 1970-х гг. [2-4]. В ряде государств, таких как Финляндия, Швеция и Сингапур, аналогичные принципы были независимо предложены и апробированы при создании информационных систем в таможенных целях в 19801990 гг. Однако мировое признание концепция «единого окна» и ее основополагающие принципы получили только после принятия Европейской
экономической комиссией Организации объединенных наций (ЕЭК ООН) рекомендации № 33 [20].
Впоследствии ЕЭК ООН были приняты еще две рекомендации № 34 и 35 [12; 13], а Всемирной таможенной организацией был разработан Компендиум ВТамО [16; 17], посвященный внедрению механизмов «единого окна». В настоящее время ЕЭК ООН готовится рекомендация № 36, посвященная вопросам взаимодействия между информационными системами, реализующими концепцию «единого окна» в разных странах.
Концепция «единого окна», по сути, представляет собой компактифи-кацию описания процесса информационного взаимодействия при осуществлении внешнеэкономической и/или внешнеторговой деятельности между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и различными государственными ведомствами, являющимися участниками процесса, - с другой.
Под компактификацией процесса информационного взаимодействия понимается описание на методологическом, функциональном и технологическом уровнях процесса обмена данными (документами и сведениями в электронном виде) между участниками без детального описания структурно-функциональной и транспортно-технологической архитектуры автоматизированных информационных систем. В терминах ком-пактификации сформулировано и определение «единого окна» как механизма, позволяющего сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. При этом если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз [20].
Компактификация позволила существенным образом упростить описание основополагающих принципов «единого окна», но вместе с тем полностью исключила описание структурно-функциональной и транспортно-технологической архитектуры автоматизированных информационных систем участников взаимодействия. В связи с этим в современных научных и иных публикациях, посвященных проблематике внедрения концепции «единого окна», в основном рассматриваются вопросы реализации концепции «единого окна» на обозначенных выше уровнях (например, [1; 7; 10; 11; 21; 24]).
В то же время в соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН [20] важнейшими предварительными условиями успешного проекта по разработке, внедрению и использованию национального механизма «единого окна» являются:
- политическая воля правительства и соответствующих государственных органов;
- всесторонняя поддержка и участие деловых кругов.
При этом отмечается, что «в зависимости от организационной структуры и сферы охвата механизма «единого окна» по его линии может быть обеспечен целый ряд различных услуг и возможностей». Также подчеркивается, что «внедрение «единого окна» требует проведения технико-экономического обоснования и оценки потребностей для определения его потенциальной сферы охвата, величины и характера спроса, требований, предъявляемых к данным, и других информационных требований, правовых вопросов, вариантов осуществления потенциальных возможностей и характера мер экспериментального осуществления», и др. [20].
Таким образом, актуальность и необходимость проведения анализа международной практики реализации концепции «единого окна» на организационном и финансовом уровнях (создания и функционирования информационных систем, реализующих принципы механизма «единого окна») не вызывает сомнения. Опираясь на результаты такого анализа, в последующем возможно будет обеспечить разработку структурно-функциональной и транспортно-технологической архитектуры автоматизированных информационных систем всех участников взаимодействия при реализации концепции «единого окна» в Российской Федерации с учетом создания Евразийского экономического союза.
В ходе подготовки руководящих принципов, заложенных в рекомендации ЕЭК ООН № 33, рабочая группа по процедурам международной торговли рассмотрела реализацию концепции «единого окна» в Австралии, Маврикии, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Соединенном Королевстве, Соединенных Штатах Америки, Таиланде, Финляндии, Чешской Республике, Швеции и Японии [14; 20; 22], сформулировав вывод, что наибольшую известность получили шведская модель (модель Единого органа), сингапурская модель (модель Автоматизированной информационно-расчетной системы) и американская модель (модель Единой автоматизированной системы для сбора и распространения информации). Интерес также представляет опыт реализации этой концепции в Республике Корея и Таиланде, которые не выделены в самостоятельные модели.
Первым в мире концепцию «единого окна» внедрил Сингапур. В 1989 г. правительство Сингапура сделало подачу таможенных деклараций в электронном виде обязательной через систему «TradeNet». Данная система послужила основой для описания модели Автоматизированной информационно-расчетной системы. В 2007 г. при помощи частной компании «CrimsonLogic Ltd.» была разработана и внедрена IT-платформа «TradeXchange», которая расширила возможности «TradeNet» и позволила упростить процедуру подачи деклараций, а также предоставила ряд дополнительных услуг пользователям (управление цепочкой поставок,
подготовка торговой документации, финансирование и страхование перевозки грузов).
При этом создание системы «TradeXchange», по сути, является межведомственной инициативой, возглавляемой таможней Сингапура с участием Совета экономического развития и Агентства Сингапура по развитию инфокоммуникаций. Единого государственного или иного органа не создавалось.
Система «TradeXchange» представляет собой первый в Сингапуре IT-проект, реализованный в форме государственно-частного партнерства, в котором приняли участие 4 консорциума и 22 организации. Необходимо отметить, что смешанная форма деятельности позволила государственным органам Сингапура применять передовые разработки в сфере информационных технологий при учете коммерческого интереса частной компании, что, несомненно, служит отличным примером государственно-частного партнерства.
Использование платформы платное: пользователи вносят ежемесячную абонентскую плату, а также сбор за каждую операцию. Полученные финансовые средства позволяют обеспечивать эксплуатацию системы и проводить ее нормативные и технологические обновления.
Сингапурская модель «единого окна» положена в основу реализации аналогичных систем и в других странах. Наиболее характерным примером тому выступает создание подобной системы в Республике Маврикий.
Система «TradeNet» в Республике Маврикий создана в рамках партнерских отношений между государственным и частным секторами, в ее разработке и внедрении участвовал ряд государственных учреждений и Торгово-промышленная палата Маврикия. Разработчиками стали «Mauritius Network Services Ltd.» в сотрудничестве с «Singapore Network Services Ltd.» (в настоящее время «CrimsonLogic Ltd.»). Система «TradeNet» представляет собой сетевое приложение, обеспечивающее возможность электронной передачи документов между Департаментом по таможенным пошлинам и акцизным сборам Маврикия, Министерством торговли Маврикия, грузоотправителями, экспедиторскими агентствами, таможенными брокерами, Корпорацией по обработке грузов, операторами свободного порта, импортерами и экспортерами и позволяет осуществлять представление таможенных деклараций, их обработку и обратное препровождение с помощью электронных средств. К системе «TradeNet» также подключены коммерческие банки, что позволяет производить электронную оплату пошлин и налогов через систему Mauritius Automated Clearing and Settlement System (ОМАСКР) Банка Маврикия. Система «TradeNet» позволила Департаменту по таможенным пошлинам и акцизным сборам Маврикия осуществить крупный проект по автоматизации таможенных
операций и внедрению Customs Management System, которая работает в увязке с «TradeNet» при обработке, регистрации и оформлении таможенных деклараций.
Внедрялась система поэтапно с целью обеспечения плавного и постепенного перехода от традиционных методов. Первый этап начался в июле 1994 г. и предусматривал оформление таможенными органами электронных разрешений на доставку товаров в случаях, когда не требовалось проводить фактического таможенного контроля. В январе 1995 г. начался второй этап, который предусматривал представление экспедиторами в таможенные органы деклараций судового груза в электронной форме. В 1997 г. в ходе третьего этапа были предусмотрены средства для обработки таможенных деклараций по приходу судов. К июлю 2001 г. в ходе реализации четвертого и пятого этапов были предусмотрены дополнительные функциональные возможности для учета и, соответственно, перевозки контейнеров из портов в транспортно-экспедиционные организации и оформления разрешений на импорт/экспорт, выдаваемых иными контролирующими агентствами. На шестом этапе было обеспечено использование электронного подтверждения сертификата EUR1. Согласно экспертным оценкам, использование системы «TradeNet» позволило уменьшить среднее время таможенной очистки товаров приблизительно с 4 ч до 15 мин для «не рисковых» таможенных деклараций, при этом ориентировочный размер экономии средств составил около 1 % ВВП.
Использование системы «TradeNet» участниками внешнеэкономической деятельности предусматривает сбор за первоначальную регистрацию и организацию хозяйственной деятельности, а также оплату за услуги в случае обращения к оператору системы.
Система «TradeNet» была закуплена Ганой и впоследствии адаптирована к внутренним потребностям страны.
Наиболее важное значение имеет тот факт, что реализация концепции «единого окна» в Сингапуре и Маврикии не предусматривает финансирования из государственного бюджета. Оплата участниками внешнеэкономической деятельности использования систем позволяет получать достаточный объем финансовых средств для обеспечения их функционирования и дальнейшего развития. Но необходимо отметить, что структура таможенных органов этих стран является вырожденной, что обусловлено островным характером государств.
В Королевстве Швеция реализация концепции «единого окна» началась в 1989 г. с автоматизации таможенной службы. Первоначально Таможенная информационная система (Customs Information System) была введена в эксплуатацию для оформления экспортных перевозок и направления соответствующих данных в Статистическое управление Швеции
в электронном виде. При этом взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности осуществлялось с использованием бумажных документов. Впоследствии поэтапно началось решение задач от имени Национального налогового управления Швеции, Совета по сельскому хозяйству Швеции и Национального совета по торговле, а также была обеспечена поэтапная автоматизация оформления экспортных, транзитных и импортных таможенных деклараций в формате XML и EDIFACT и выполнение иных таможенных процедур.
Необходимо подчеркнуть, что с технической точки зрения в Швеции нет одной системы «единого окна». Есть целый ряд технических возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности подавать информацию один раз для ее использования разными государственными органами [19].
Финансирование реализации данного проекта осуществлялось полностью из средств государственного бюджета Королевства Швеции. Использование сервисов, предоставляемых информационными системами таможенных органов, не предусматривает оплату со стороны участников внешнеэкономической деятельности. В то же время необходимо отметить, что участники внешнеэкономической деятельности должны применять либо системы электронного документооборота, рекомендованные таможенной службой Швеции (т. е. оплачивать расходы по их приобретению и эксплуатации), либо финансировать разработку собственных информационных систем и проведение их испытаний таможенными органами Швеции. Перечень рекомендованных систем электронного документооборота публикуется на официальном сайте таможни Швеции www.tullverket.se. Там же приводятся и формы заявлений, которые должны быть поданы участниками внешнеэкономической деятельности при желании подключиться к тому или иному сервису, предоставляемому информационными системами таможенных органов Швеции.
В Королевстве Швеция реализуется в настоящее время еще один проект по внедрению концепции «единого окна». С целью реализации директивы ЕС 2010/65 по вопросам формальностей для морских судов таможня Швеции, Морская администрация Швеции, Служба береговой охраны Швеции и Агентство транспорта Швеции приступили к внедрению портала Морского Единого окна (Maritime Single Window - MSW), который с 1 октября 2015 г. эксплуатирует Морская администрация Швеции. Служба береговой охраны Швеции подключилась к данному порталу 11 мая 2016 г., а с 1 июня 2016 г. - таможня Швеции. С этой даты через портал представляются уведомления о прибытии судов, краткие декларации о товарах, а также информация об экипаже, припасах и декларации о безопасности. Через данный портал планируется направление разрешений.
Необходимо отметить, что аналогичная работа по внедрению порталов морских «единых окон» проводится в большинстве стран Евросоюза (более подробную информацию можно найти на официальном сайте Advanced National Network for Administrations http://annamsw.eu). В то же время не все государства - члены Евросоюза присоединились к этой инициативе, в том числе Германия, которая имеет статус наблюдателя.
В крупнейшем морском порту Германии - Гамбурге - применяется своя локальная информационная система, реализующая принципы механизма «единого окна». Порт Гамбурга принято считать «безбумажным портом». Все компании и государственные органы, участвующие в процедурах экспорта, импорта и транзита, могут управлять своими транспортными процессами быстро и с электронной поддержкой, применяя сервисы B2B и приложения DAKOSY.
Экспортно-ориентированные транспортные и транзитные процессы поддерживаются коммуникационным сервисом DAKOSY под обобщенным названием Export Message Platform (EMP). Импорт-ориентированные транспортные и транзитные процессы поддерживаются коммуникационным сервисом DAKOSY под обобщенным названием Import Message Platform (IMP). Все необходимые документы (транспортные накладные, таможенные документы, уведомления о безопасности грузов и другие официальные документы, а также уведомления о загрузке, доставке, и др.) передаются в формате стандартизированных сообщений. Сервис IMP дополнительно поддерживает взаимодействие всех заинтересованных лиц с момента захода судна в порт до момента доставки товара с использованием наземного транспорта до конечного грузополучателя. Система DAKOSY начала функционировать с 1 июля 1983 г., когда с ее помощью впервые экспедитором было направлено администрации морского порта Гамбург уведомление о прибытие судна. В настоящее время через систему DACOSY осуществляется обмен данными между таможенными и иными государственными органами и более чем 2 200 судовладельцами, агентами линий, автоперевозчиками, железнодорожными транспортными кампаниями и иными заинтересованными лицами.
Данная система является полностью частной, при этом каждая третья акция принадлежит непосредственным пользователям, которые были заинтересованы в постоянном развитии системы портового сообщества (обобщенное название всех сервисов информационной системы DACOSY). На разработку и внедрение системы до 2009 г. было потрачено 2 млн немецких марок. Каждый пользователь системы имеет подписанный контракт и оплачивает ежегодный взнос за ее использование.
Как уже отмечалось ранее, подход к реализации концепции «единого окна» в США послужил основой для разработки Единой автоматизированной системы для сбора и распространения информации.
Принято считать, что в США концепция «единого окна» реализуется c 1996 г. в рамках системы International Trade Data System (ITDS). Но на протяжении ряда лет, по сути, практическая реализация концепции «единого окна» в данной системе была затруднена из-за необходимости ее согласования с большим количеством ведомств и агентств США. Реально ее реализация началась только в 2006 г. после принятия Закона США о безопасности в портах [23], в соответствии с которым федеральным ведомствам, уполномоченным в сфере регулирования внешней торговли, было предписано использовать систему ITDS. И только в 2009 г. таможенная и пограничная службы США приступили к модернизации эксплуатируемой системы Automated Commercial System (ACS) и к разработке новой системы Automated Commercial Environment (ACE). Предполагалось, что новая система будет поэтапно внедряться в таможенных органах и для других участников пилотной реализации механизма «единого окна». Также планировалось разработать и требования к системе ITDS.
Фактически же до 2014 г. в электронной форме была реализована только подача манифестов о товарах, перемещаемых автомобильным транспортом через мексиканскую и канадскую границы. Во всех остальных случаях необходимые документы представлялись и представляются в настоящее время в бумажной форме и параллельно в различные ведомства.
В связи с этим в феврале 2014 г. президент США Барак Обама подписал указ о принятии мер для завершения до конца 2016 г. разработки системы ACE [15].
Сегодня осуществляется несколько экспериментов, связанных с оформлением в электронной форме документов, необходимых для совершения таможенных и иных формальностей. По завершении этих экспериментов только планируется принять решение о вводе в эксплуатацию системы ACE и прекращении эксплуатации системы ACS [18]. Необходимо отметить, что внедрение концепции «единого окна» в США пока предусматривает 400 различных форм.
Работы финансируются полностью за счет федерального бюджета. В настоящее время координация создания ITDS осуществляется Border Interagency Executive Council (BIEC), которое и было создано во исполнение указа президента США в феврале 2014 г. Пока планы реализовать до конца 2016 г. данный указ подтверждаются и на официальном сайте Таможенной и пограничной службы США.
Как уже отмечалось выше, в мировой практике есть примеры реализации механизма «единого окна», которые применяют иные концепции и формально отличаются от моделей, описанных в рекомендации № 33. Наибольший интерес представляет реализация концепции «единого окна» в Республике Корея.
С 1992 г. таможенная служба Республики Корея стремилась автоматизировать процесс таможенного оформления грузов с помощью
информационной системы обмена данными. Создание и внедрение соответствующей системы «единого окна» UNI-PASS осуществлялось в несколько этапов. К 1998 г. была разработана система, позволяющая в электронном виде обрабатывать все заявки и документы, связанные с таможенным оформлением, в том числе разрешения на ввоз и вывоз товаров, документацию по таможенным складам и возврату пошлин. В 2003-2004 гг. данная система была внедрена в части таможенного оформления, иммиграции и карантина, и был запущен интернет-портал для таможенного оформления. В 2005 г. к системе были подключены восемь иных государственных органов и организаций, которым доверено проводить проверки от имени правительства Республики Корея. В 2006 г. к системе UNI-PASS подключились еще 4 организации, а в последствии и еще 2. В настоящее время пользователями системы UNI-PASS является более 110 000 предприятий при получении различных административных услуг от 4 государственных органов и 13 частных организаций. Продолжаются работы по интеграции с платформами электронной торговли Корейской торговой сети (КГОЕТ), Корейской информационной системы для воздушных грузов (KASIS) и другими портовыми системами. Планируется, что система UNI-PASS будет предусматривать взаимодействие с национальными информационными системами, реализующими концепцию «единого окна» в иных государствах. Финансирование создания, внедрения и эксплуатации системы UNI-PASS осуществляет правительство Республики Корея, и к 2010 г. оно превысило 5 млрд долл. США. Использование участниками внешнеэкономической деятельности сервисов, предоставляемых системой UNI-PASS, является добровольным и бесплатным. Система UNI-PASS также внедрена в Сенегале.
Таким образом, результаты анализа организационных и финансовых аспектов мировой практики реализации концепции «единого окна» позволяют сделать следующие выводы.
1. Внедрение в практику внешнеэкономической деятельности концепции «единого окна» позволяет существенным образом упростить перемещение товаров и транспортных средств через таможенные границы без снижения уровня таможенного контроля за счет консолидации организационных и финансовых ресурсов.
2. Создание специализированного единого органа, ответственного на национальном уровне за реализацию концепции «единого окна», не является обязательным условием для внедрения механизма «единого окна», но способствует его успешному функционированию.
3. Существует различная практика организации работ по реализации концепции «единого окна» и участию бизнес-сообщества:
- реализация обеспечивается исключительно государственными органами с привлечением участников внешнеэкономической деятельности
и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, только в качестве заинтересованных лиц на этапах проведения экспериментов или применения;
- деятельность осуществляется в рамках государственно-частного партнерства с учетом всех интересов государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- имеется практика создания локальных «единых окон» полностью бизнес-сообществом.
4. Использование сервисов информационных систем, реализующих концепцию «единого окна», может предусматривать финансирование:
- за счет регулярных взносов (абонентской платы) участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- за счет оплаты транзакций, совершаемых в информационной системе, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- за счет оплаты услуг, совершаемых при регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в качестве пользователей информационных систем, реализующих концепцию «единого окна»;
- за счет средств, выделяемых из государственных бюджетов и/или поступивших от сбора таможенных платежей.
5. Внедрение в практику внешнеэкономической деятельности концепции «единого окна» осуществляется в течение длительного периода времени и предусматривает несколько этапов по реализации таможенных и иных процедур.
Учет данных факторов на начальном этапе разработки национальной концепции «единого окна» в Российской Федерации может в значительной степени оказать влияние на сроки и эффективность развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе, а также обеспечить реализацию стратегического направления оптимизации и повышения прозрачности взаимодействия между государством и бизнесом при регулировании внешнеэкономической деятельности.
Список литературы
1. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.
2. Глушков В. М. Кибернетика, вычислительная техника, информатика: избр. труды в 3-х т. Киев: Наук. думка, 1990.
3. Глушков В. М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: Статистика, 1975. 160 с.
4. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е, испр. М.: Наука, 1987. 552 с.
5. Горовцова М. Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов // Гарант.ру: инф.-правовой портал. 2013. 16 июля. URL: http://www.garant.ru/article/483944 (дата обращения 26.07.2016).
6. Гошин В. А. На пути к единому окну // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. № 3. С. 2-8.
7. Колейников Ю., Платонов О., Терещенко С., Чорный В. Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом: теория и практика. Одесса: Пласке, 2012. 404 с.
8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступившими в силу с 10 января 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности: решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 // Сб. нормативных правовых актов за 2014-2015 гг. по внедрению и развитию механизма «Единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза / Евразийская экономического комиссия. М., 2015. С. 7-11.
10. Скиба В. Ю., Галанаматис А. Н. Изменение парадигмы информационного взаимодействия между таможенными и иными контролирующими органами при внедрении принципов и механизмов «единого окна» // От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России: сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. В. И. Дякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2015. С. 18-28.
11. A Survey of Single Window Implementation. World Customs Organization Research Paper No. 17. World Customs Organization, August 2011.
12. Data simplification and standardization for international trade: Recommendation No. 34 / United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business. Geneva, December 2010.
13. Establishing a legal framework for international trade single window: Recommendation No. 35 / United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business. Geneva, December 2010.
14. Establishing a Single Window to enhance the efficient exchange of information between trade and government: TRADE/CEFACT/2005/26. Background
document to UN/CEFACT Recommendation 33 / United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business. Geneva, 2005.
15. Executive Order. Streamlining the Export/Import Process for America's Businesses. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/02/19/exec-utive-order-streamlining-exportimport-process-america-s-businesses (accessed 11.06.2016).
16. How to Build a Single Window Environment: Compendium // Executive Guide. 2011. Vol. I.
17. How to Build a Single Window Environment: Compendium // Professional Practice Guide. 2011. Vol. II.
18. Notice Announcing the Automated Commercial Environment (ACE) as the Sole CBP-Authorized Electronic Data Interchange (EDI) System for Processing Certain Electronic Entry and Entry Summary Filings // Federal Register. Vol. 81, No. 39. Monday, February 29, 2016. URL: https://www.gpo.gov/ fdsys/pkg/FR-2016-02-29/pdf/2016-04421.pdf (accessed 11.06.2016).
19. Ponten J. Single Window - Best Practice and the Way Forward. URL: http://www.uncitral.org/pdf/english/colloquia/EC/Ponten_SW_Best_Practice_ and_the_Way_Forward.pdf (accessed 15.06.2016).
20. Recommendation and Guidelines on establishing a Single Window to enhance the efficient exchange of information between trade and government: Recommendation No. 33 / United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business. Geneva, July 2005.
21. Single Window Implications for Customs Administrations. World Customs Organization, 2008.
22. Single Window Repository / UNECE. URL: http://www.unece.org/ cefact/single_window/welcome.html (accessed 07.06.2016).
23. The Security and Accountability for Every Port Act of 2006 (or SAFE Port). Public Law 109-347. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ347/html/PLAW-109publ347.htm (accessed 11.06.2016).
24. WCO Data Model, single window data harmonization. World Customs Organization, 2007.