Научная статья на тему 'Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегративной концепции: мировой и отечественный опыт'

Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегративной концепции: мировой и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1189
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность / механизм «единого окна» / информационные системы таможенных органов / управление таможенным делом / упрощение торговли / цифровое таможенное администрирование / интегративная концепция развития. / foreign economic and foreign trade activity / mechanism of “single window” / information systems of customs authorities / management of customs affairs / trade simplification / digital customs administration / integrative concept of development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виктор Владимирович Макрусев

Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт содействия торговле таможенными методами и средствами. Дана оценка качества таможенного администрирования, достигнутого с применением инноваций в таможенной сфере. Предложен единый замысел развития таможенных институтов в условиях цифровой трансформации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виктор Владимирович Макрусев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF CUSTOMS ADMINISTRATION ON THE BASIS OF THE INTEGRATIVE CONCEPT: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE

Foreign and domestic experience of assistance to trade in customs methods and means is given in article. An assessment of quality of the customs administration reached using innovations in the customs sphere is given. Uniform intention of development of customs institutes in the conditions of digital transformation of the Russian economy is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегративной концепции: мировой и отечественный опыт»

УДК 338.46 ББК 65.054

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10175 © В.В. Макрусев, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Виктор Владимирович Макрусев, профессор кафедры управления, доктор физико-математических наук, профессор Российская таможенная академия (мкр-н Гагарина 11-41, г.Балашиха, Московская область, 143913) E-mail: makrusev@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт содействия торговле таможенными методами и средствами. Дана оценка качества таможенного администрирования, достигнутого с применением инноваций в таможенной сфере. Предложен единый замысел развития таможенных институтов в условиях цифровой трансформации российской экономики.

Ключевые слова: внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность; механизм «единого окна»; информационные системы таможенных органов; управление таможенным делом; упрощение торговли; цифровое таможенное администрирование; интегративная концепция развития.

DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF CUSTOMS ADMINISTRATION ON THE BASIS OF THE INTEGRATIVE CONCEPT: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE

Viktor V. Makrusev, Professor of the Department of Management, Doctor of physical and mathematical Sciences, Professor Russian Customs Academy (mkr.Gagarina 11-41, Balashikha, Russia, 101000) E-mail: makrusev@mail.ru

Annotation. Foreign and domestic experience of assistance to trade in customs methods and means is given in article. An assessment of quality of the customs administration reached using innovations in the customs sphere is given. Uniform intention of development of customs institutes in the conditions of digital transformation of the Russian economy is offered.

Keywords: foreign economic and foreign trade activity; mechanism of "single window"; information systems of customs authorities; management of customs affairs; trade simplification; digital customs administration, integrative concept of development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Макрусев В.В. Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегратив-ной концепции: мировой и отечественный опыт. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):242-7.

Введение. В настоящее время Россия находится на стадии перехода к дальнейшему развитию в условиях реалий цифровой экономики. Приоритетным направлением признается применение цифровых технологий как основы хозяйственной деятельности и государственного управления.

Цифровая парадигма (парадигма цифровой экономики) — концептуальная платформа, позволяющая создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменять формат государственного управления, информационных коммуникаций и инфраструктур, определять новую модель развития государства, экономики, внешнеторговой деятельности.

В этой логике будет строиться вся экономическая, технологическая политика, промышленность, инфраструктура, создаваться свободная деловая среда и гибкий рынок труда.

Новый подход должен обеспечить стране долгосрочный экономический рост и конкурентоспособность на основе качественных изменений в сфере цифровых технологий, которые имеют сквозной межотраслевой эффект, таких как: обработка и анализ больших массивов данных, искусственный интеллект, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности.

В результате успешного перехода на цифровую эко-

номику предполагается достижение определенных целей. Одной из них является снижение как государственных издержек на представление государственных услуг, так и издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) при осуществлении внешней торговли с применением цифровых технологий.

Для решения такой задачи современное таможенное администрирование должно быть адаптировано под новые реалии развивающейся экономики. Инновационные таможенные технологии и инструментальные средства должны обеспечивать регулирование и контроль товаров, производимых и перемещаемых в среде цифровой экономики. В их числе технологии электронного (цифрового) таможенного контроля, администрирования и регулирования: е-контроля, е-администрирования и е-регулирования соответственно. Поиск и создание таможенных средств, позволяющих проводить эффективный контроль в условиях изменений, происходящих в сфере внешней торговли — основная задача настоящего исследования.

Нами проведен анализ, в основе которого лежит методология прототипирования. Главная идея исследования сводится к поиску в международной практике аналогов (прототипов) — схожих экономических проблем и таможенных инструментов, обеспечивших их решение. Проблемы и цели, характерные для России соотносятся с проблемами и результатами стран, прошедших соответствующую модернизацию. Наличие подобных аналогий позволяет дать рекомендации по инструментам, которые успешно применены для их решения за рубежом. По нашему мнению, подход, реализующий идею прототипиро-вания позволяет России учесть опыт развитых стран, в частности в решении задачи цифровизации внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Отечественная и зарубежная практика цифровой модернизации таможенного администрирования. Положениями Указа Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» закреплены основные задачи применения информационных технологий при взаимодействииЬ государства и бизнеса. Такими задачами названы:

создание условий для взаимодействия участников ВЭД с государством, а также участников ВЭД между собой в электронной форме;

осуществление контрольно-надзорной деятельности государственных органов в отношении участников ВЭД в форме электронных проверок [4].

Федеральная таможенная служба осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере внешней торговли в форме таможенного администрирования. Она представляет собой специфическое, сложное, развивающееся и исторически обусловленное явление, и на разных исторических этапах проявляется в различных институциональных формах, но всегда с политически и экономически оправданным содержанием.

Это уникальный социально-экономический институт, охватывающий сложный комплекс общественных отношений между государством и бизнесом, между таможенными органами и участниками ВЭД, возникающих в процессе перемещения товаров, транспортных

средств и иных ценностей через таможенную границу. Именно такой институт является системообразующим элементом, активным регулятором внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности государств-членов ЕАЭС. Он же в свою очередь остро нуждается в адекватной и эффективной системе управления.

Концепция дальнейшего развития института таможенного администрирования предлагает инновационные решения для достижения качественно нового уровня таможенного контроля в условиях цифровой трансформации экономики ЕАЭС.

По своей сути она интегративна, и ее основное содержание на обозримом горизонте эволюции таможенного дела можно определить следующим комплексом идей (парадигм) модернизации деятельности таможенных органов [1]:

• процессная парадигма — процессно-ориен-тированная модель таможенного администрирования и управления;

• цифровая парадигма, цифровое таможенное администрирование — модель интеллектуализации систем, инструментальных средств и средств администрирования (искусственный интеллект, нейросетевые модели, гибридные системы управления);

• когнитивная парадигма — модель управления цифровым таможенным администрированием на основе знаний;

• сервисная парадигма — сервисно-ориентированная модель содействия торговле методами и средствами таможенного администрирования.

Широкомасштабная реализация интегративной концепции выдвигает таможню в кластер основных регуляторов и контроллеров товарных потоков в сфере ВЭД, ведет к достижению главной цели таможенного администрирования — обеспечение безопасности и содействие торговли в сфере ВЭД.

Анализ современных подходов к решению сходных проблем, связанных с обеспечением безопасности и содействия торговле, позволяет утверждать, что наиболее полная и результативная реализация интегративной концепции достижима в процессе создания и развития системы известной под названием «единое окно».

Система (в отдельных источниках — механизм) «единое окно» призвана облегчать взаимодействие таможенных и иных государственных органов как между собой, так и с потребителями государственных услуг. При этом особое внимание уделяется существенному сокращению временных и материальных издержек при обмене документацией.

В таможенных структурах использование подобных платформ направлено на осуществление оперативного обмена документами в процессе межведомственного взаимодействия для обеспечения выполнения контрольных функций таможенных органов, и на интерактивное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности в целях повышения качества таможенного сервиса [2].

Практический опыт по реализации интегративной концепции развития института таможенного админи-

стрирования накоплен во многих странах. У каждой страны есть свои особенности, приоритеты и достижения в реализации комплекса идей, составляющих концепцию развития [3, 4].

В качестве прототипа дадим характеристику наиболее успешного решения проблемы развития в таможенных органах Сингапура и США, а также проведем анализ практики внедрения механизма «единого окно» в России.

В Сингапуре национальное «единое окно» или система «Т^е№Ь> — это, платформа взаимодействия субъектов бизнеса с государственными органами с целью однократной подачи документов, и последующей возможности получения разрешительных документов из нескольких ведомств одновременно. Также в структуру «единого окна» Сингапура внедрена межведомственная система управления рисками, которая «пропускает» товар, обладающий характеристиками товаров с низким уровнем риска без дополнительных задержек на границе [5].

В США прототипом «единого окна» является Международная торговая система данных (далее МТСД). Такая система является подсистемой автоматизированной коммерческой среды таможенной и пограничной службы США, которая аккумулирует данные на уровне транзакций по всем грузам, пересекающим границы США, и вводит в автоматизированную среду. Именно таким образом, информация, необходимая для оформления грузов, поступает в таможенную службу США, обрабатывается и направляется в центральную базу данных для постоянного хранения. Доступ к базе данных в определенном объеме предоставлен участникам ВЭД и государственным структурам, осуществляющим регулирование импортно-экспортных отношений [6, 7].

Полноценное функционирование МТСД обеспечивается развитой системой межведомственного взаимодействия и специализированными информационными технологиями. Платформа автоматизированной коммерческой среды, элементом которой является МТСД, обеспечивает сквозную видимость всего торгового цикла [8, 9] и предусматривает реализацию следующих принципов:

• упорядоченное представление всей информации;

• использование только электронных документов;

• оперативная обработка данных о товаре, а также обеспечение выпуска товаров (с применением системы управления рисками при получении информации);

• прослеживаемость движения товаров и получение сообщений о статусе;

• снижение издержек администраций и субъектов внешней торговли;

• возможность онлайн оплаты пошлин и сборов и др. [10, 11].

В России основой внедрения принципа «единого окна» на национальном уровне послужила дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», в которой отражен принцип содействия как упрощения и ускорения прохождения товаров через таможенную границу Евразийского экономического

союза (далее — ЕАЭС), при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации [12].

Реализация дорожной карты позволила достигнуть следующих результатов:

• документы представляются в таможенные органы в электронном виде;

• система электронного декларирования внедрена в полном объеме;

• существует обязательное предварительное электронное информирование на всех видах транспорта, кроме морского;

• внедрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также, в таможенных органах, — единая автоматизированная система таможенных органов (ЕАИС ТО);

• разработан проект создания интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли (далее — ИИСВВТ).

Реализация проекта интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли проходит в два этапа:

к 2020 году полномасштабное использование «единого окна» при осуществлении различных видов контроля перемещения товаров, а также установление связи между «окнами» государств-членов Союза;

к 2025 году использование цифровой сервисной межгосударственной платформы с обеспечением свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и иных аспектов проведения скоординированной единой экономической политики стран ЕАЭС [14].

В тоже время на современном этапе в России есть сложности реализации механизма «единого окна», которые прежде всего обусловлены уровнем развития информационной инфраструктуры. Экспертами Евразийской экономической комиссии при оценке состояния «единого окна» в государствах членах ЕАЭС, в частности в Российской Федерации, выявлены следующие проблемы:

• не решен вопрос финансирования проекта;

• недостаточная вовлеченность в проект государственных органов и уполномоченных организаций;

• развитие локальных проектов в рамках отдельных ведомств, а не на создание интегрированных сервисов в рамках национального механизма «единого окна»;

• не все бизнес-процессы в сфере импортно-экспортных операций переведены в электронную форму, а те, которые переведены, — не интегрированы между собой;

• отсутствует межведомственная система управления рисками;

• не реализован единый портал национального механизма «единого окна» [15].

Сравнение характеристик таможенного администрирования с учетом внедрения механизма «единого окно» в России, Сингапуре и США, проведем на основе данных международного рейтинга Doing businessю. Данные за 2018 год представлены в таб.1.

Таблица 1

Оценка аспектов таможенного администрирования рассматриваемых стран в рейтинге Doing business за 2018 г. [6]

Критерий/ Страна Российская Федерация Сингапур США

Международная торговля, место в рейтинге 99 45 46

Время на экспорт: оформление документов, часов 25.4 2 1.5

Время на импорт: оформление документов, часов 42.5 3 7.5

Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль, в часах 72 12 1.5

Время на импорт: пограничный и таможенный контроль, в часах 38.6 33 1.5

Стоимость экспорта: оформление документов, долл. США 92 37 60

Стоимость импорта: оформление документов, долл. США 152.5 40 100

Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль, долл. США 580 335 175

Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль, долл. США 587.5 220 175

В целом, проведенный качественный анализ систем и сравнение данных, характеризующих таможенное администрирование в целом, позволяют сделать вывод, что многие проблемы, с которыми сталкивается таможенная службы России, не являются уникальными. При этом, можно заметить определенную тенденцию: вышеуказанные страны столкнулись и разрешили проблемы на 10-15 лет раньше, чем Россия. Именно это обстоятельство дает право говорить о пользе такого опыта для отечественной практики.

На основе анализа опыта таможенного администрирования Сингапура и США, можно также отметить, что одним из аспектов отставания Российской Федерации от развитых стран мира является низкий уровень содействия бизнесу, в том числе посредством применения инструментов таможенного администрирования.

В частности, целесообразно снижать административную нагрузку на внешнеторговую деятельность, в т.ч., путем сокращения количества представляемых документов, а также сокращения издержек участников ВЭД при перемещении товаров через границу. Основой таких решений может служить зарубежный опыт таможенного администрирования и примеры тех стран, которыми достигнут положительный эффект в результативной деятельности таможенной службы и развитии внешнеторговой деятельности.

Отметим, что в условиях развивающейся торговли и увеличения объемов перевозимых грузов через таможенную границу ЕАЭС применение «единого окна» является необходимой мерой. Однако различная технологическая оснащенность таможенных органов стран ЕАЭС, в том числе, отсутствие или недостаточная оснащенность национальных «окон», неунифицированное (в данном аспекте) законодательство, а также отсутствие взаимодействия на соответствующем уровне государственных органов обуславливают сложность приведения в жизнь совместного «единого окна» на уровне Союза [15, 16].

В качестве позитивной тенденции отметим, что на наднациональном уровне в ЕАЭС членами ЕЭК с учетом рекомендаций ВТамО выработана концепция

«эталонного единого окна», которая имеет гибкую конструкцию для оценки и учета состояния национальных экономик и обеспечения их интеграций.

В целом проблемы дальнейшего развития теории и практики таможенного администрирования и управления деятельностью таможенных органов носят комплексный характер и охватывают все уровни, характерные для специальных теорий. Прежде всего, — это проблемы концептуального характера, проблемы поиска адекватных моделей и методов, создания и модернизации технологий и систем управления.

По нашему мнению, наиболее актуальная проблематика развития теории и практики таможенного администрирования на основе интегративного подхода и технологий, реализующих принципы «единого окна», требующая первостепенного внимания в условиях цифровой трансформации российской экономики, сле-дующае [17]:

• формирование и разработка базовой идеи цифровой трансформации института таможенного администрирования — идеи интеллектуализации таможенного администрирования и управления и дорожной карты (проекта) ее реализации;

• разработка основ теории таможенного администрирования и управления на основе знаний — теории цифрового таможенного управления или когнитивной теории;

• разработка кибернетической модели таможенного администрирования и управления и инновационных (когнитивных) технологий электронного администрирования и контроля (е-администрирования и е-контроля) с учетом требований протоколов и рамочных стандартов ВТамО по обеспечению безопасности и содействию торговле;

• разработка комплекса задач администрирования и управления на основе знаний, создание единой информационной платформы, методик анализа и подготовки решений в среде перспективных

IT технологий и инструментальных средств на единой методологической базе;

• создание согласованной и сбалансированной системы целей, показателей и критериев оценки результативности деятельности таможенных органов и качества услуг, предоставляемых в среде цифрового таможенного администрирования;

• развитие методической и программно-технической базы обеспечения безопасности систем, информационных сред, программно-технических инструментов цифрового таможенного администрирования и управления;

• решение правовых, инфраструктурных, оргштат-ных вопросов и вопросов подготовки кадров

• повышение качества информации, развитие информационно- технологий взаимодействия, создание сети ситуационно-аналитических центров управления качеством предоставляемых услуг в среде «единого окна» таможенного администрирования и деятельностью таможенных органов государств-членов ЕАЭС.

По нашему мнению, именно такой подход позволит модернизировать таможенные органы государств-членов ЕАЭС таким образом, чтобы они стали и опорой для участников ВЭД, и механизмом достижения целей государств.

Литература

1. Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство / № 2 (91) 2018 г. (Vol. 12 Nom. 2).

2. Всемирная таможенная организация: Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТамО. URL: http://www. wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B 9600B3E94F37C663.ash (дата обращения: 09.12.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. [Текст] РИО Российской таможенной академии. 2017. — 172 с.

4. Макрусев В.В. Механизм «единого окна» как основа развития института таможенного администрирования [Текст] // Вестник Российской таможенной академии. 2015. №2. С. 130 — 136.

5. John Costanzo, President, Purolator International. Oct 27, 2016. Automated Commercial Environment (ACE) and the Single Window Initiative — Are You Ready? [Электронный ресурс] URL: https://www.industryweek.com/ trade/automated-commercial-environment-ace-and-single-window-initiative-are-you-ready (дата обращения: 05.12.2018)

6. CBP: Getting Started with CBP Automated Systems. [Электронный ресурс] URL: https://

www.cbp.gov/trade/automated/getting-started

7. Peterson, Joann. An Overview of Customs Reforms to Facilitate Trade. Journal of International Commerce and Economics. August, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www. usitc.gov/journals (дата обращения: 07.12.2018)

8. CBP: Trade Facilitation and Trade Enforcement Act of 2015 — Overview. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbp.gov/sites/ default/files/assets/documents/2016-0ct/ Trade%20Facilitation%20and%20Trade%20 Enforcement%20Act%20of%202015%20-%20 Overview.pdf (дата обращения: 04.12.2018)

9. Central Asia Regional Economic Cooperation: Координированное управление границами. Практические примеры. [Электронный ресурс] URL: https://www.carecprogram.org/ uploads/Session-4-CaseStudies-ru.pdf (дата обращения: 09.12.2018)

10. CBP: Realizing the Single Window. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbp.gov/ sites/default/files/assets/documents/2017-Aug/ ACE%20Accomplishments%20Infographic.pdf (дата обращения: 02.12.2018)

11. CBP: Trade Facilitation and Trade Enforcement Act Accomplishments 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbp.gov/sites/default/ files/assets/documents/2018-Mar/cbp-tftea-factsheet.pdf (дата обращения: 02.12.2018)

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» // СПС «Консультант Плюс».

13. Таможенное администрирование: идеология, методология, технология. В.В. Макрусев, М.В. Бойкова, С.Я. Юсупова, А.В. Кнышов, О.А Громенко, И.Н. Колобова, Е.О Любкина, И.В. Каимова, А.А. Соболь; под общ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 188 с.

14. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 №100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».

15. A World Bank Group Flagship Report 2018. Reforming to Create Jobs. [Электронный ресурс] URL: http://www.doingbusiness.org/ content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf

16. Сборник «Состояние развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза». Москва. 2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/Sbor_ EEK_2017.pdf (дата обращения: 12.12.2018)

Reference

1. Makrusev VV Issues of the development of the theory of customs service: regulatory and management aspects // Economics and Entrepreneurship / № 2 (91) 2018 (Vol. 12 Nom. 2).

2. World Customs Organization: Framework Standards for Safety and Facilitation of World Trade WCO. URL: http://www.wcoomd.org/-/ media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F3 7C663.ash (access date: 09/12/2018)

3. Kadyrkulov MA, Moser S.V, Lipatova N.G. World Customs Organization as a modern institution for improving customs administration and trade facilitation: a monograph. [Text] RIO of the Russian Customs Academy. 2017. - 172 s.

4. Makrusev VV The Single Window mechanism as the basis for the development of the institution of customs administration [Text] // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2015. №2. P. 130 - 136.

5. John Costanzo, President, Purolator International. Oct 27, 2016. Automated Commercial Environment (ACE) and the Single Window Initiative - Are You Ready? [Electronic resource] URL: https://www.industryweek.com/trade/ automated-commercial-environment-ace-and-single-window-initiative-are-you-ready (access date: 05.12.2018)

6. CBP: Getting Started with CBP Automated Systems. [Electronic resource] URL: https:// www.cbp.gov/trade/automated/getting-started

7. Peterson, Joann. An Overview of Customs Reforms to Facilitate Trade. Journal of International Commerce and Economics. August, 2017. [Electronic resource] URL: https://www. usitc.gov/journals (access date: 07.12.2018)

8. CBP: Trade Facilitation and Trade Enforcement Act of2015 - Overview. [Electronic resource]URL: https://www.cbp.gov/sites/default/files/assets/ documents/2016-0ct/Trade%20Facilitation%20 and%20Trade%20Enforcement%20Act%20 of%202015%20-%200verview .pdf (appeal date: 12/04/2018)

9. Central Asia Regional Economic Cooperation:

Coordinated Border Management. Practical examples. [Electronic resource] URL: https:// www.carecprogram.org/uploads/Session-4-CaseStudies-ru.pdf (access date: 09.12.2018)

10. CBP: Realizing the Single Window. [Electronic resource] URL: https://www.cbp.gov/sites/ default/files/assets/documents/2017-Aug/ ACE%20Accomplishments%20Infographic.pdf (access date: 02.12.2018)

11. CBP: Trade Facilitation and Trade Enforcement Act Accomplishments 2018. [Electronic resource] URL: https://www.cbp.gov/sites/default/files/ assets/documents/2018-Mar/cbp-tftea-factsheet. pdf (date references: 02.12.2018)

12. Order of the Government of the Russian Federation of June 29, 2012 No. 1125-p "On the Action Plan (" Road Map ")" Improving Customs Administration "// ATP Consultant Plus."

13. Customs administration: ideology, methodology, technology. V.V. Makrusev, M.V. Boykova, S.Ya. Yusupova, A.V. Knyshov, O.A. Gromenko, I.N. Kolobova, E.O. Lyubkina, I.V. Kaimova, A.A. Sable; under total ed. V.V. Makruseva. M .: RIO of the Russian Customs Academy, 2017. 188 p.

14. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated August 22, 2017 No. 100 "On approval of the Strategy for the development of an integrated information system of the Eurasian Economic Union for the period up to 2025" // ATP Consultant Plus.

15. A World Bank Group Flagship Report 2018. Reforming to Create Jobs. [Electronic resource] URL: http://www.doingbusiness.org/content/ dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/ English/DB2018-Full-Report.pdf

16. The collection "The state of development of the" Single Window "mechanism in the system of regulation of foreign economic activity in the member states of the Eurasian Economic Union." Moscow. 2017. [Electronic resource] URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/ edinoe_okno/Documents/Sbor_EEK_2017.pdf (access date: 12.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.