Научная статья на тему 'Развитие системы администрирования таможенных услуг: зарубежный опыт'

Развитие системы администрирования таможенных услуг: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1610
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ (ГРУЗОВЫЕ) ПОТОКИ / "ЕДИНОЕ ОКНО"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Зеркин Дмитрий Георгиевич

Современные условия экономической деятельности характеризуются высоким уровнем динамики, которая обусловлена рядом внешних причин. Устойчивость экономической системы и возможности дальнейшего развития определяются адаптивностью к изменениям. Авторами предлагаются результаты анализа современного состояния таможенного администрирования и пути его совершенствования на основе опыта зарубежных стран по применению механизма «единого окна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELОPMENT SYSTEM ADMINISTRATIОN CUSTОM SERVICES: FОREIGN EXPERIENCE

Annоtatiоn. Mоdern cоnditiоns оf ecоnоmic activity characterized by high dynamics, which is caused by a number оf external factоrs. Sustainable ecоnоmic system and the pоssibilities fоr further develоpment are depended оn adaptability tо change. The authоrs оffer an analysis оf the present state оf the custоms administratiоn and the ways tо imprоve based оn the experience оf fоreign cоuntries оn the applicatiоn оf the mechanism оf the «single windоw».

Текст научной работы на тему «Развитие системы администрирования таможенных услуг: зарубежный опыт»

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 005

м.в. Бойкова РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

д.г. Зеркин ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. Современные условия экономической деятельности характеризуются высоким уровнем динамики, которая обусловлена рядом внешних причин. Устойчивость экономической системы и возможности дальнейшего развития определяются адаптивностью к изменениям. Авторами предлагаются результаты анализа современного состояния таможенного администрирования и пути его совершенствования на основе опыта зарубежных стран по применению механизма «единого окна». Ключевые слова: таможенное администрирование, таможенные услуги, управление, транспортные (грузовые) потоки, «единое окно».

Maya Boikova DEVELOPMENT SYSTEM ADMINISTRATION CUSTOM

Dmitry Zerkin SERVICES: FOREIGN EXPERIENCE

Annotation. Modern conditions of economic activity characterized by high dynamics, which is caused by a number of external factors. Sustainable economic system and the possibilities for further development are depended on adaptability to change. The authors offer an analysis of the present state of the customs administration and the ways to improve based on the experience offoreign countries on the application of the mechanism of the «single window». Keywords: customs administration, customs services, management, transport (freight) flows, «single window».

Большинство известных экономистов, от А. Смита и Д. Риккардо до Д.М. Кэйнса и М. Фридмана, выступали за реализацию принципов свободной торговли. Либерализация торговли стала важнейшим фактором развития мировой экономики после Второй мировой войны. И учитывая то, что в первые десятилетия после 1945-го г. упор был сделан на снижение таможенных пошлин, то в начале 1990-х гг., когда тарифные барьеры были уже значительно снижены, внимание политиков и экономистов сосредоточилось на более сложном вопросе нетарифных барьеров. Именно по этой причине возрос интерес к упрощению торговых процедур (trade facilitation).

Ключевая тема в упрощении процедур торговли - это сокращение бюрократических препон при передвижении товаров через границы. Сократить формальности, собирать только необходимую государственным контролирующим органам (ГКО) информацию как можно проще и быстрее - в этом заключается суть упрощения процедур торговли. Упрощение и сокращение требуемых процедур, данных и документов, их согласование с международными стандартами, перевод документов и процессов внешней торговли в электронную форму значительно ускорят передвижение товаров и информации о них через границы [1]. Эксперты США около 40 лет назад вычислили, что устранение ненужных бюрократических процедур и потоков бумаг приведет к снижению затрат на торговые операции на 7 % в США, а это всегда была весьма крупная сумма, которую общество просто теряло из-за недостаточно рационализированных процессов. Проанализировав все формы, заполняемые по требованию различных учреждений, и составив перечень элементов данных, собираемых торговыми учреждениями США, ученые обнаружили избыточность информации в размере, превышающем 90 %, т.е. свыше 300 форм документов включали в себя около 3000 полей данных [6].

© Бойкова М.В., Зеркин Д.Г., 2014

Вестник Университетам» 20, 2014

Бюро «Система данных о международной торговле» (СДМТ), реализующее «единое окно» в США, пересмотрело сложившуюся систему и разработало стандартный набор данных (СНД), включающий в себя менее 200 элементов данных. И этот показатель теперь редко контрастирует с первоначальным показателем в размере 3000 полей данных. Такое изменение привело к резкому снижению временных издержек участников торговых и транспортных операций, что положительно отразилось на логистическом рейтинге США.

В настоящее время Российская Федерация имеет довольно низкий уровень логистического развития. Так, в интегральном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index) Всемирного банка (ВБ) за 2014 г. Россия занимает только 90-ю позицию из 160. В большей степени это является следствием деятельности самой таможенной службы (всего лишь 133-е место из 160) и степени развития инфраструктуры (77-е место из 160). По уровню развития таможенная служба Российской Федерации сравнима со службами экономически менее развитых стран Африки и Азии.

Следовательно, деятельность таможенной службы Российской Федерации в основном направлена не на упрощение таможенных формальностей и ускорение товарооборота, а на совершение качественного таможенного контроля, позволяющего выявить нарушения таможенного законодатель -ства с целью реализации фискальной функции. Несомненно, проведение таможенного контроля в целях защиты национальной экономики является на сегодня главной задачей таможенных органов, но развитие внешней торговли и интеграция в мирохозяйственные связи диктуют иные условия, связанные с упрощением таможенных формальностей и клиентоориентированности. Проанализировав результаты таможенного администрирования именно с данных подходов, можно сказать, что мы имеем функционирующую не очень эффективно таможенную службу.

Изучив и проанализировав зарубежный опыт, основные пункты «Дорожной Карты», можно сделать вывод, что одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования является сокращение перечня документов, предоставляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров и выпуске товаров, и «единое окно». Отметим, что межведомственный документооборот, т.е. оборот без участия декларанта, служит опорным пунктом, отличающим таможни развитых стран. В таблице приведено сравнение количества документов, которое представляют при импорте в таможенные органы в различных регионах.

Таблица

Количество документов, представляемых при импорте

Индикатор Российская Федерация Европа и Центральная Азия ОЭСР

Документы для экспорта (количество) 9 7 4

Время на экспорт (в днях) 22 25 11

Стоимость экспорта (долл. США за контейнер) 2615 2109 1070

Документы на импорт (количество) 10 8 4

Время на импорт (в днях) 21 26 10

Стоимость импорта (долл. США за контейнер) 2810 2339 1090

Основными причинами задержки транспортных (грузовых) потоков на границе обычно называют:

1) громоздкость процедур государственного контроля: несмотря на то, что грузоперевозчик заранее подает предварительную информацию (ПИ), при прибытии на пункт пропуска он попадает в общую очередь и проходит все виды контроля;

2) наличие преимущественно бумажного документооборота: несмотря на то, что грузопере-возчик ввел ПИ в электронные средства, при прибытии на пункт пропуска он должен повторно представить ту же информацию в форме бумажных документов;

3) ведомственная («лоскутная») автоматизация: несмотря на то, что информация, запрашиваемая различными ГКО, примерно на 80 % повторяется, грузоперевозчик представляет ее в каждый ГКО отдельно.

Сокращение количества документов возможно путем создания системы межведомственного взаимодействия государственных структур, в том числе за счет создания технологии «единого окна».

«Единое окно» (Single Window) для очистки экспорта и импорта является передовым инструментом для достижения целей упрощения процедур торговли и определяется как система, позволяющая всем участникам торговли и транспорта подавать информацию, требуемую контролирующими органами для осуществления импортных, экспортных и транзитных операций, только в одно место, в единой форме и одному агентству. «Единое окно» помогает решить ключевую проблему для упрощения процедур торговли - подачу множества документов с повторяющимися данными только один раз, в одно место и в стандартном формате.

Концепция «единого окна» уже внедрена в таких странах, как Япония, Сингапур, Швеция, США и Сенегал. На основе анализа существующего опыта этих стран и международных стандартов обмена торговой информацией была создана Рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Она дает общее представление о концепции «единого окна», описывает основные виды систем «единого окна», а также выгоды от внедрения этого механизма. Кроме того, описывает алгоритм ключевых шагов, которые нужно пройти при создании механизма «единого окна» [2]. Описание данной схемы следующее: ведомство, принявшее документы, вводит представленные данные в единую базу данных, доступ к которой предоставлен всем ведомствам, участвующим в процессе осуществления таможенных и приграничных процедур. При этом ведомства вводят свои заключения в ту же базу данных, а координирующее ведомство (в нашем случае - это таможенный орган) на основе этих заключений выносит окончательное решение о выпуске товара в соответствующий таможенный режим [4].

Наиболее успешная практика применения «единого окна» среди европейских стран - опыт Швеции и Финляндии. Шведский механизм «единого окна», известный как «Виртуальная таможенная служба» (ВТС), предусматривает возможность представления с помощью электронных средств таможенных деклараций и заявок на получение импортных и экспортных лицензий, в том числе на стратегическую продукцию. ВТС может быть дополнительно состыкован с системой деловых опера -ций субъекта Внешней экономической деятельности (ВЭД) и позволяет в автоматическом режиме обновлять хранимую в ней информацию с учетом изменений обменных курсов, тарифных кодов и ставок пошлин. «Единое окно» также охватывает все регулирующие положения, касающиеся внешней торговли, и позволяет торговым предприятиям автоматически получать обновленные данные о происходящих изменениях через интернет и/или SMS-услуги. ВТС также может обеспечивать интерактивные учебные курсы и возможность формирования специализированной настройки или создания персональных виртуальных таможенных офисов, где будут зарегистрированы все данные и процедуры, которые каждый участник ВЭД использует и считает актуальным в рамках своих потребностей.

Импортные и экспортные декларации могут обрабатываться через интернет. Все услуги сгруппированы на единой web-странице, и в настоящее время предлагается более 150 электронных услуг. Информация, касающаяся ВТС, представлена на десяти различных языках в общем доступе. На сегодняшний день к системе подключены Таможенное управление Швеции (как головное учреж-

Вестник Университета№ 20, 2014

дение в управлении системой), Совет по сельскому хозяйству Швеции, Национальный совет по торговле, полиция и Национальная инспекция по стратегической продукции.

В Финляндии система «единого окна» (в отношении морских пунктов пропуска РоЛКй) работает с 2000 г. и обслуживает 21 порт. Силами двух сотрудников и при наличии на входе всего трех электронных сообщений («Генеральная декларация», «Декларация о грузе» и «Декларация об опасном грузе», если груз опасный) данные представляются на основании для всех финских ГКО документа - Постановление Таможенного управления Финляндии ТНТ194/2003 «О процедуре декларирования судов загранплавания и введении форм ИМО ФАЛ». Система использует открытые каналы связи (сеть интернет) и электронно-цифровую подпись [5].

Согласно информации субъектов внешнеторговых операций, 80 % из них считают, что виртуальная таможенная служба позволяет существенно экономить время, 72 % полагают, что они могут действовать с более высокой степенью гибкости, 65 % указывают, что качество и оперативность обслуживания значительно повысилась и 54 % сообщили, что она позволяет непосредственно сберегать денежные средства. Одновременно таможенные органы получили возможность сократить расходы, повысить эффективность внутренних процедур и переориентировать имеющиеся резервы для осуществления основной деятельности.

Внедрение такой практики в систему таможенного администрирования России позволит существенно снизить как прямые, так и косвенные издержки при прохождении отдельных процедур таможенного оформления. При этом законодательством должны быть четко отрегулированы сроки и порядок рассмотрения документов ведомствами, участвующими в процедурах таможенного оформ-ления внешнеторговых операций.

Таким образом, «единое окно» обеспечивает упрощение внешнеторговых процедур, снижая нетарифные торговые барьеры и экономя средства и время всем субъектам, имеющим отношение к торговым и транспортным операциям. Согласно рамочным стандартам WCO, принцип «единого окна» наилучшим образом демонстрирует партнерский подход в отношениях таможни и бизнеса, когда таможенные органы создают максимально удобные условия контроля внешнеторговых сделок, в том числе в пунктах пропуска [3].

Государство при использования принципа «единого окна» также получает преимущества, связанные с:

- устранением проблемы недополучения доходов;

- более четким выполнением требований торговыми предприятиями;

- возможностью использования передовых методов управления рисками для контрольных и правоприменительных целей;

- более эффективым и рациональным распределением ресурсов;

- большей транспарентностью и добросовестностью.

В такой системе очевидны и преимущества для бизнес-сообщества, а именно:

- снижение расходов за счет уменьшения задержек в пунктах пропуска;

- достоверное прогнозирование ситуаций и предсказуемое применение и разъяснение норм

права;

эффективное распределение ресурсов; прозрачность процедур и процессов; снижение давления на бизнес; декриминализация среды;

ускорение таможенной очистки и получения разрешения на отгрузку; большая транспарентность и добросовестность.

Целесообразно освободить декларанта от обязанности подавать в налоговые органы на бумажном носителе информацию о таможенном декларировании (о фактическом вывозе и о платежах). Помимо этого, можно отменить и обязанности участника ВЭД предъявлять паспорт сделки в таможенные органы, так как ведомства сами должны будут заносить данную информацию в единую электронную базу.

«Единое окно» во внешней торговле - это прежде всего инструмент надлежащего управления. Оно способствует и решению проблем повышения эффективности внешней торговли, и борьбе с коррупцией, содействует достижению большей конкурентоспособности страны в условиях высокоорганизованных и технически развитых экономик стран современного мира, а также помогает решить ключевые проблемы общественного развития. Оно должно эффективно скоординировать работу разных организаций. Нельзя забывать, что «единое окно» не техническое решение, но сложный организующий механизм. «Единое окно» не просто технический переключатель, но своего рода «интеллектуальная» система, в которой элементы данных из одного документа (формуляра) можно автоматически использовать много раз в других документах другими организациями. Международные стандарты, которые создают и поддерживают ЕЭК ООН, Всемирная таможенная организация и другие организации для определения элементов данных в структурном соотношении между собой, прежде всего необходимы для межведомственного обмена информацией, чтобы упростить задачу трансграничного обмена данными между системами разных стран в будущем.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330).

2. Бойкова М.В. Таможенное администрирование в условиях международной интеграции: монография / М.В. Бойкова. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013.

3. Макрусев В.В. Управление развитием таможенных органов: монография / В.В. Макрусев, В.Н. Пчелин-чев. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013.

4. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна». Рекомендация № 33. Европейская экономическая комиссия. Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ОНН). - Нью-Йорк, Женева, 2005.

5. Сало Я. Представление данных и документов в «единое окно» при воздушном, наземном и морском пересечении границ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tieke.fi/display/julkaisut/Julkaisut (дата обращения: 10.10.2014)

6. Key Factors in Establishing Single Windows for Handling Import/Export Procedures and Formalities: Trade Facilitation and the Single Window. United Nations (ESCWA). - New York., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.