Научная статья на тему 'Информационно-техническое обеспечение управления таможенными органами: инновационные подходы и решения'

Информационно-техническое обеспечение управления таможенными органами: инновационные подходы и решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4197
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЕДИНАЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ СИСТЕМА / «ТАМОЖНЯ БУДУЩЕГО» / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION-TECHNICAL SUPPORT / ELECTRONIC CUSTOMS / UNIFIED INTEGRAL SYSTEM / «CUSTOMS OF FUTURE»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимов Александр Витальевич, Макрусев Виктор Владимирович

В современных условиях внешняя торговля является самой развитой формой экономических отношений международного формата. Она продолжает динамично развиваться и выступает в качестве одного из главных факторов развития глобализации мирового экономического пространства. Основные тенденции развития сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федерации связаны со множеством различных факторов, важнейшим из которых является переход к цифровой экономике. На сегодняшний день информационные технологии играют исключительно важную роль в жизни общества, в значительной мере определяя уровень его развития. Они применяются во многих сферах деятельности человека, облегчая при этом выполнение различных задач и операций. таможенные органы как непрерывно развивающийся институт таможенного администрирования контролируют осуществление внешнеэкономической деятельности, обеспечивая национальную безопасность государства, своевременное взимание таможенных платежей, правомерное проведение таможенного контроля и ускорение внешнеторгового оборота. Именно поэтому совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов является одним из приоритетных направлений таможенной политики. В статье рассматривается институт электронной таможни в наиболее широком понимании данного термина, определяются основные проблемы, связанные с формированием и развитием электронной таможни, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION-TECHNICAL SUPPORT OF CUSTOMS MANAGEMENT: INNOVATIVE APPROACHES AND SOLUTIONS

Nowadays foreign trade is the most developed form of economic relations in the world. It develops dynamically and serves as one of the main factors in the development of globalization of the world economic space. The main trends in the development of foreign economic activity of the Russian Federation are associated with many different factors, the most important of which is the transition to the digital economy. Today information technologies play an extremely important role in the life of society and determine the level of its development. Such technologies are used in many areas of human activity and are indispensable for the facilitation of doing different tasks and operations. customs authorities as a continuously developing institute of customs administration control foreign economic activity and ensure the national security of the state, timely collection of customs payments, lawful customs control and the acceleration of foreign trade. That is why the development of information-technical support of customs authorities is one of the priorities of customs policy. The article is devoted to the institute of electronic customs in the broadest sense of this term; it also includes the main problems connected with the development of electronic customs and involves the ways to solve these problems.

Текст научной работы на тему «Информационно-техническое обеспечение управления таможенными органами: инновационные подходы и решения»

электронный научно-экономический журнал стр 16

информационно-техническое обеспечение управления таможенными органами: инновационные подходы и решения

Ефимов Александр Битальевич,

Студент 3 курса, Российская таможенная академия. E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Макрусев Виктор Владимирович,

доктор физ.-мат. наук, проф., Российская таможенная академия

Аннотация. в современных условиях внешняя торговля является самой развитой формой экономических отношений международного формата. Она продолжает динамично развиваться и выступает в качестве одного из главных факторов развития глобализации мирового экономического пространства. Основные тенденции развития сферы внешнеэкономической деятельности (вЭд) Российской Федерации связаны со множеством различных факторов, важнейшим из которых является переход к цифровой экономике.

На сегодняшний день информационные технологии играют исключительно важную роль в жизни общества, в значительной мере определяя уровень его развития. Они применяются во многих сферах деятельности человека, облегчая при этом выполнение различных задач и операций. таможенные органы как непрерывно развивающийся институт таможенного администрирования контролируют осуществление внешнеэкономической деятельности, обеспечивая национальную безопасность государства, своевременное взимание таможенных платежей, правомерное проведение таможенного контроля и ускорение внешнеторгового оборота. Именно поэтому совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов является одним из приоритетных направлений таможенной политики.

в статье рассматривается институт электронной таможни в наиболее широком понимании данного термина, определяются основные проблемы, связанные с формированием и развитием электронной таможни, а также пути их решения.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-техническое обеспечение, электронная таможня, единая интегральная система, «таможня будущего».

THE information-technical support of customs MANAGEMENT: innovative approaches and solutions

Efimov Alexander Vitalievich,

the 3rd year student, Russian customs academy. E-mail: [email protected] Scientific adviser:

Makrusev Viktor Vladimirovich,

Doctor of Science (Physics and Mathematics), Professor, Russian customs academy.

Annotation. Nowadays foreign trade is the most developed form of economic relations in the world. It develops dynamically and serves as one of the main factors in the development of globalization of the world economic space. The main trends in the development of foreign economic activity of the Russian Federation are associated with many different factors, the most important of which is the transition to the digital economy.

Today information technologies play an extremely important role in the life of society and determine the level of its development. Such technologies are used in many areas of human activity and are indispensable for the facilitation of doing different tasks and operations. customs authorities as a continuously developing institute of customs administration control foreign economic activity and ensure the national security of the state, timely collection of customs payments, lawful customs control and the acceleration of foreign trade. That is why the development of information-technical support of customs authorities is one of the priorities of customs policy.

The article is devoted to the institute of electronic customs in the broadest sense of this term; it also includes the main problems connected with the development of electronic customs and involves the ways to solve these problems.

Keywords: digital economy, information-technical support, electronic customs, unified integral system, «customs of future».

электронный научно-экономический журнал стр 17

Введение. Термин «информационные технологии» в его современном понимании появился в 1958 году. Статья, авторами которой являются Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер, была опубликована в Harvard Business Review. Авторы отметили, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени», поэтому данное явление они решили называть информационными технологиями. Данное определение было основано на методах обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.

Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). На современном этапе своего развития информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, в частности компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Они представлены в качестве технических и коммуникационных средств, а также в виде организационно-методического обеспечения.

Реализация идеи создания электронной таможни в наиболее широком понимании данного термина предполагает наличие высокого уровня развития таможенной службы, прежде всего, в части информационно-технического обеспечения. На сегодняшний день существуют объективные предпосылки для реализации данной идеи в полном объеме.

В целях оптимизации деятельности таможенных органов, в частности для повышения эффективности проведения таможенного контроля, активно используются различные инструменты, такие, как система управления рисками, технические средства таможенного контроля, предварительное информирование, система межведомственного электронного взаимодействия и электронное декларирование. При этом необходимо понимать, что на сегодняшний день ведется кропотливая работа по комплексному развитию, совершенствованию данных инструментов, а также по созданию более совершенных аналогов. Данные мероприятия проводятся не только в целях оптимизации проведения таможенного контроля, но и для минимизации соответствующих издержек, а в наиболее масштабном понимании данного вопроса - для создания и внедрения перспективных информационных технологий в целях развития единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Таким образом, в целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, а также дальнейшему повышению качества таможенного администрирования необходимо проводить планомерную работу по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов. Данное совершенствование необходимо вести с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.

Исходные положения. В современных условиях стратегия развития таможенной службы осуществляется в рамках комплексной программы. Внутри данной программы определены инновационные направления развития таможенных органов до 2020 года, такие, как:

1) совершенствование таможенного контроля при прибытии (убытии) товаров;

2) совершенствование таможенного контроля при декларировании товаров;

3) развитие системы управления рисками;

4) создание и развитие системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей;

5) осуществление валютного контроля;

6) совершенствование деятельности таможенных органов в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых и вывозимых товаров;

7) совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов;

8) развитие межведомственного взаимодействия;

9) развитие экспертно-криминалистической деятельности.

Комплексная программа развития не включает в себя несколько направлений стратегии развития таможенных органов, однако сохранила внутри себя большинство основополагающих позиций, в частности развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов.

На основе анализа инновационных направлений комплексной программы развития было определено, что развитие системы управления рисками и системы межведомственного электронного взаимодействия приобретает особую роль в осуществлении деятельности таможенных органов, поэтому данные направления теперь не включены в направление развития информационно-технического обеспечения, а выделены отдельно. Это связано с рядом немаловажных факторов, основополагающим из которых является активное совершенствование инструментов применения информационных технологий в таможенном деле.

На данный момент невозможно представить таможенный контроль без таких важнейших компонентов, как система управления рисками (СУР) и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Таможенные органы продолжают разрабатывать и развивать более совершенные профили риска в целях выявления объекта таможенного контроля на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков. В свою очередь, СМЭВ позволяет таможенным органам в режиме онлайн получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при осуществлении таможенных операций и таможенном контроле.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал

№ 12 (56) 2018

стр 1

В рамках Международного таможенного форума-2018 руководитель ФТС России Владимир Иванович Була-вин выступил с докладом, в котором определил четыре блока, которые составят основу будущей стратегии развития таможенной службы («Стратегии-2030»):

1) информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапе движения товара от производителя до границы ЕАЭС;

2) обмен данными для контроля движения товара от границы до потребителя;

3) развитие инфраструктуры таможенных органов;

4) налаживание коммуникации между декларантами и центрами электронного декларирования.

В 2018 году была открыта первая в Российской Федерации (Нижний Новгород) электронная таможня. Электронная таможня создана в рамках реализации первого этапа плана мероприятий по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год. Ввод в эксплуатацию таможни подобного формата предполагает полный отказ от бумажного декларирования при внешнеторговом обороте.

В компетенцию электронной таможни в ее современном виде входит прием, регистрация электронных деклараций на товары и электронных документов, принятие решений о выпуске товаров. Функционирование данного центра электронного декларирования и его взаимодействие с прочими участниками мы предлагаем структурно изобразить на рис. 1.

Рис. 1. Электронная таможня в современном виде

Электронная таможня на современном этапе своего развития обеспечивает:

1) значительное ускорение таможенных формальностей при обороте внешнеторговых грузов;

2) снижение издержек добропорядочного бизнеса;

3) увеличение внешнеторгового товарооборота;

4) снижение коррупционной составляющей по причине отсутствия прямого контакта участника ВЭД и сотрудника таможни;

5) снижение административных барьеров;

6) эффективную работу таможенного органа.

Таким образом, открытие первой в Российской Федерации электронной таможни позволяет сформулировать определение данного термина с учетом реальных особенностей его функционирования.

Электронная таможня - центр электронного декларирования, в компетенцию которого входит прием, регистрация электронных документов, а также вынесение решения о выпуске или отказе в выпуске товара, сотрудники которого взаимодействуют с таможней фактического контроля и участниками ВЭД исключительно в электронной форме.

В ходе данной работы мы предлагаем рассматривать электронную таможню значительно масштабнее, что позволяет сформулировать более широкое определение понятия «электронная таможня» в том виде, к которому таможенные органы должны прийти в долгосрочной перспективе.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

№ 12 (56) 2018

Электронная таможня - это единая интегральная система, представленная в совокупности всех информационных, компьютерных и технических средств, которая объединяет в себе систему управления рисками, всевозможные базы данных таможенных органов, систему межведомственного электронного взаимодействия, созданная в целях обеспечения таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров без личного контакта участника ВЭД, должностных лиц таможенных и иных правоохранительных органов.

В таком виде электронная таможня позволит объединить в себе различные информационные системы (ресурсы), используемые таможенными органами уже сегодня, такие, как система управления рисками, систему предварительного информирования, система электронного декларирования, система телекоммуникационного взаимодействия и др. Такое объединение в перспективе позволит создать уникальную «таможню будущего». В таком формате центр электронного декларирования будет объединен с таможней фактического контроля. По нашему мнению, структура электронной таможни подобного формата может быть схематично представлена на рис. 2.

стр 19

рис. 2. Электронная «таможня будущего»

С учетом современных тенденций развития сферы ВЭД, таможенной службы и государственной системы управления Российской Федерации для анализа удобства пользования электронной таможни следует оценить по 10-бальной шкале ее составляющие, представленные на рис. 2., и сравнить полученные результаты с такими же оценками, выставленными в соответствии с уровнем развития этих составляющих в США. В основе оценки данных показателей лежит информация, предоставленная должностными лицами таможенных органов в количестве 27 человек.

Таможенная служба США насчитывает более чем 200-летнюю историю, при этом ее деятельность в достаточной степени схожа с правоохранительной деятельностью таможенных органов Российской Федерации, хотя и обладает своей спецификой. Выставленные оценки в соответствии с предоставленной экспертами информацией и анализом соответствующих источников представлены в табл. и на рис. 3 соответственно.

электронный научно-экономический журнал стр 20

Показатели эффективности деятельности таможенных служб РФ и США

Россия США

Показатели Начальник таможенного поста Должностное лицо таможенного органа Участник ВЭД Начальник таможенного поста Должностное лицо таможенного органа Участник ВЭД

Информационные базы данных 6 7 5 8 9 5

Система управления рисками 3 7 2 3 5 1

Система электронного 3 5 7 6 9 9

декларирования

Система предварительного 2 10 10 2 7 7

информирования

Система межведомственного электронного взаимодействия 5 6 1 4 5 1

Начальник таможенного поста (РФ)

Должностное лицо таможенного органа (РФ) Участник ВЭД (РФ)

Начальник таможенного поста (США)

Должностное лицо таможенного органа (США) Участник ВЭД (США)

Рис. 3. Уровень развития показателей «таможни будущего» в РФ и США

Предоставленные данные и построенная диаграмма свидетельствуют о том, что на сегодняшний день информационные системы, используемые в таможенных целях в РФ и США, имеют разный уровень развития и удобства пользования. Данные системы в перспективе могут быть объединены и использованы в качестве уникальной единой интегральной системы (электронной «таможни будущего»). В настоящее время в Российской Федерации наиболее удобными системами являются система предварительного информирования, а в США - система электронного декларирования и система информационных баз данных. При этом необходимо учитывать, что у каждой системы есть необходимый потенциал для дальнейшего развития не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе.

2. Проблемные вопросы и пути решения. Несмотря на наличие высокого уровня развития отдельных составляющих электронной «таможни будущего», в частности в Российской Федерации, ее созданию препятствует ряд серьезных проблем.

1. Серьезные финансовые затраты. Модернизация таможенной службы, в частности ее окончательный и бесповоротный перевод на полную электронную форму функционирования, предполагает поступление больших финансовых вложений. На сегодняшний день данные вложения не поступают в связи с тем, что государство осознает соответствующий риск. Создание электронной «таможни будущего» предполагает наличие уникального информационного пространства, которое до сих пор кажется чем-то мифическим и невозможным для создания. Для этих целей следует продолжать развивать каждую отдельную составляющую перспективной электронной «таможни будущего» (СУР СМЭВ и др.), так как такой подход требует значительно меньших финансовых вложений. В дальнейшем при соответствующем уровне развития данных составляющих создание единой интегральной совокупности всех технических, компьютерных и информационных средств, необходимых для таможенных целей, будет казаться вполне реальным и осуществимым на практике.

электронный научно-экономический журнал стр 21

2. Несовершенство отдельных составляющих электронной «таможни будущего». Данная проблема в определенной степени вытекает из предыдущей проблемы. Рис. 3 и прилагаемая к нему соответствующая информация наглядным образом демонстрируют необходимость доработки системы электронного декларирования, системы межведомственного электронного взаимодействия и информационных баз данных таможенных органов в Российской Федерации. Данные составляющие сравнительно недавно используются в работе таможенных органов РФ, их можно смело называть инновационными, соответственно, для их развития необходимо время.

3. Нехватка соответствующих квалифицированных кадров. «Таможня будущего» предполагает совершенно новый формат работы, к которому специалисты могут оказаться абсолютно неготовыми. Для ее эффективной работы необходимо значительно меньшее количество сотрудников, при этом необходима высокая степень квалификации. Решению этой проблемы может поспособствовать открытие соответствующих центров повышения квалификации, соответствующих требованиям электронной «таможни будущего», в которых все желающие смогут пройти необходимые курсы по повышению квалификации. При этом необходимо понимать, что эта проблема пересекается с первой и также требует значительных финансовых вложений. В противном случае ее решение будет невозможным.

4. Менталитет нации и культурные особенности. Невосприимчивость к нововведениям пагубно влияет на создание электронной «таможни будущего». В действительности на сегодняшний день не существует аналогов данного глобального явления в полном объеме, поэтому очень трудно представить, каким образом данное явление будет воплощаться в реальную жизнь. Для этих целей необходимо осуществлять серьезную рекламную деятельность, благодаря которой все желающие смогут в полном объеме ознакомиться с этим вопросом и ликвидировать соответствующие стереотипы о невозможности создания электронной «таможни будущего».

Выводы. Таким образом, в процессе исследования было установлено, что на сегодняшний день существуют все необходимые предпосылки для внедрения электронной «таможни будущего» в том понимании, в котором она представлена в работе. При этом существует ряд трудностей, которые препятствуют ее созданию в краткосрочной перспективе. Совершенствование информационно-технического обеспечения в части управления таможенными органами продолжает оставаться одним из самых интересных вопросов для всестороннего анализа в сфере таможенного администрирования. Оно по-прежнему является одним из приоритетных направлений современной таможенной политики Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза. Нет никаких сомнений, что это направление будет вновь упомянуто в Комплексной программе развития таможенных органов до 2030 года.

Создание первой из планируемых 16 электронных таможен в Нижнем Новгороде свидетельствует о том, что применение информационных технологий является неотъемлемой частью эффективной работы таможенной службы уже сегодня. Если данный опыт окажется положительным, электронная таможня в конечном итоге может быть преобразована в совершенном новом, уникальном виде и представлять собой единую интегральную систему в виде совокупности всех информационных, компьютерных и технических средств, используемых в целях таможенного регулирования.

список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года» «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник/В. В. Макрусев. СПб.: Издательство «Троицкий мост», 2017. 248 с.

4. Макрусев В. В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2017, № 12 (ч.19). 10 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Макрусев В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело. 2017, № 2. 10 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.