Научная статья на тему 'Анализ применения механизма «Единого окна» в западных странах'

Анализ применения механизма «Единого окна» в западных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / "ЕДИНОЕ ОКНО" / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюхина Светлана Сергеевна

Проанализированы отличительные черты механизмов «единого окна» передовых западных стран. Проведен анализ внедрения механизма «единого окна» на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илюхина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MECHANISM "SINGLE WINDOW" IN WESTERN COUNTRIES

Analyzed the distinctive features of the mechanisms of "one stop shop" of advanced western countries. The analysis of the implementation of the mechanism of "single window" in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ применения механизма «Единого окна» в западных странах»

УДК 338.2

С.С. Илюхина

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

Svetlana Ilujkhina

Отправной точкой в работе по созданию и внедрению механизмов «единых окон» стало принятие Решения Коллегией Евразийской экономической комиссии от 8 апреля 2014 г. № 52 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [5]. В мире существуют разнообразные модели «единых окон». По добровольности использования различают «единые окна», являющиеся обязательными в применении, как в Финляндии, Гватемале, Сенегале, и «единые окна», являющиеся добровольными в использовании, как в Швеции, Малайзии и США. В зависимости от источника финансирования различают «единые окна», имеющие государственную поддержку, как, например, в Финляндии, Швеции, США, и поддерживаемые частным сектором, как в Гватемале и Гамбурге, а также образованные в результате государственно-частного сотрудничества в Гонконге, Китае, Малайзии. По принципу взимания средств они классифицируются на полностью бесплатные, осуществляемые за счет средств федерального бюджета (Финляндия, Швеция, США) и эксплуатируемые за определенную плату (Сенегал, Сингапур, Гватемала).

Для рассмотрения этапов внедрения, организационной схемы, участников и других аспектов реализации механизма «единого окна» можно выбрать следующие три страны: Сингапур (1-ое место в рейтинге), Республика Корея (5-ое место) и Швеция (11-ое место). По индикатору «международная торговля» показатели каждой из трех стран намного лучше, чем в Российской Федерации. Например, количество дней на экспорт в России в три раза больше, нежели в других странах, а количество дней, затрачиваемых на осуществление импорта, в нашей стране в 4,9 раз больше, чем в Сингапуре, в 3,2 раза, чем в Швеции и в 2,7 раз, чем в Корее.

Первый в мире механизм «единого окна» был реализован в Сингапуре. Основные принципы построения системы Trade Net были разработаны в 1986 г. Введение системы в действие осуществлялось поэтапно. Сначала была введена электронная обработка и утверждение заявок на выдачу разрешений на экспортно-импортные операции, связанные с товарами, не облагаемыми пошлинами. На втором этапе охват товаров был расширен путем включения всех остальных групп. На последующих этапах была добавлена возможность осуществления межбанковских вычетов, подачи заявок на получение свидетельств о прохождении товара.

© Илюхина С.С., 2015

Таблица 1

Показатели стран по индикатору «международная торговля «Doing Business 2014»

Страна Документы для экспорта, шт. Время на экспорт, дни Стоимость экспорта (долл./ контейнер) Документы на импорт, шт. Время на импорт, дни Стоимость импорта (долл./ контейнер)

Республика Корея 3 8,0 670,0 3 7,0 695,0

Российская Федерация 9 21,1 2400,5 10 19,4 2594,5

Сингапур 3 6,0 460,0 3 4,0 440,0

Швеция 3 9,0 725,0 3 6,0 735,0

Trade Net была запущена в 1989 г., когда была окончательно определена схема взаимодействия основных ее клиентов, к которым относятся торговое сообщество (участники ВЭД), регулирующие органы и таможенная служба. Участники (ВЭД), осуществляющие перевоз товаров через границу страны, подают декларации с помощью клиентского программного обеспечения (ПО) Trade Net, предлагаемого различными поставщиками, утвержденными таможенной службой Сингапура, или посредством использования web-приложения, распространяемого Правительством. После подачи декларации пользователем данные поступают на автоматическую обработку: подмодуль обработки разрешений системы проводит интеллектуальную маршрутизацию, определяет последовательность действий, применимую к данной заявке, и направляет ее в соответствующие государственные органы для обработки. В то же время заявители могут отследить ход проверки заявки, сделать запрос по поводу выставления счета с помощью упомянутого выше web-приложения.

Trade Net предусматривает подготовку, подачу, получение и обработку готовых деклараций и выдачу результатов их рассмотрения. Система распространяется на декларации импорта (товары и услуги, складирование, зона свободной торговли), экспорт (товары и услуги) и транзитное движение товаров. За пользование услугами системы декларанты выплачивают ежемесячный сбор за создание учетной записи (идентификатора пользователя) порядка 20 долл. и сбор за каждую выполняемую контролирующими органами государства операцию почти 2,88 долл. Взимание сборов происходит путем автоматического списания средств с банковского счета пользователя [2]. Установление сборов обосновано тем, что система TradeXchange и ее приложения Trade Net были созданы на базе как государственного, так и частного капитала. По результатам открытого конкурса право на разработку и эксплуатацию системы получила частная компания Crimson Logic. Внедрение механизма «единого окна» повысило прозрачность осуществления процедур контроля при пересечении государственной границе, значительно упростила процесс получения разрешений, что упрочило экономическое состояние страны в мире.

Сравнительно богатый опыт использования механизма «единого окна» имеет Республика Корея, которая с 1992 г. предпринимает попытки совершенствования процесса таможенного оформления. В 1998 г. одна из них оказалась весьма успешной: была создана система, позволяющая обрабатывать документы, в том числе разрешения на ввоз-вывоз товаров, документацию по таможенным складам и возврату пошлин в электронном виде. Введение системы электронного таможенного оформления UNI-PASS так же, как и в Сингапуре, осуществлялось поэтапно. Разрешения на ввоз-вывоз товаров, выдаваемое через «единое окно» дается четырьмя государственными органами

(управление по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами, национальная служба контроля качества рыбопродуктов, национальная фитокарантинная служба, национальная служба ветеринарных исследований и карантина) и тринадцатью частными организациями, которым доверено проводить проверки от имени Правительства Республики Корея (Ассоциации: фармацевтов, стоматологов, производителей медицинского оборудования, производителей ветеринарных лекарственных аппаратов, объединения: производителей игрушек и экологического контроля, институты экологии, тестирования и исследований, исследования и тестирования нефтепродуктов, тестирования и исследования FITI, исследования и тестирования одежды, а также тестовая лаборатория и управление радиотехнических исследований). Серверы «единого окна» созданы за счет государственных бюджетных средств и финансируются таможенной службой: за пользование этой системой не взимают никакие сборы. Одним из последствий внедрения данного механизма был отмечен рост доверия к правительству данной страны.

Шведский механизма «единого окна» известный в качестве «Виртуальной таможенной службы» предусматривает возможность использования электронных таможенных деклараций и заявок на получение экспортных или импортных лицензий. Он взаимодействует с системой деловых операций одной из торгующих сторон и позволяет автоматически обновлять информацию, хранимую в системе, с учетом изменений обменных курсов, тарифных кодов и ставок пошлин [3].

Как видно, свое право на существование имеют различные типы подходов к реализации механизма «единого окна». Говоря о создании национального «единого окна» в Российской Федерации, необходимо отметить то, что схема шведского механизма является самой приемлемой для нас. В Рекомендации ООН № 33 шведская модель «единого окна» соотносится с моделью «Единый орган», которая предусматривает выбор органа государственной исполнительной власти, являющегося получателем информации (бумажная, электронная форма) и ее распространителем среди соответствующих государственных органов и выступающего координатором всех мер контроля. Схема взаимодействия участников описанной модели представлена на рисунке 1.

Орт» 4-

Рис. 1. Модель механизма «единого окна» - «Единый орган»

Выбор этой модели обусловлен тем, что в Российской Федерации уже подготовлена определенная почва для ее реализации. Во-первых, можно без сомнения говорить о том, что единым органом в рамках данной модели будет выступать Федеральная таможенная служба, как и во многих странах мирового сообщества (почти в 58 % стран). Во-вторых, государственные органы контроля уже располагают Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой, целью

создания которой явилось достижение эффективного Таможенного и пограничного контроля в местах пунктов пропуска через государственную границу [1].

В 2008 г. сотрудники Северо-Западного таможенного управления представили разработанную по заказу Минтранса России Концепцию, техническое задание и технический проект системы информационного взаимодействия в морском порту и пункте пропуска на основе международных стандартах электронного обмена данными и механизма «единого окна». Однако разработанный проект не был реализован в связи с тем, что Министерство морского и речного транспорта отказалось быть координирующим органом организации информационного взаимодействия. Таким образом, этот факт подтверждает то, что в отсутствии других инициаторов, таможенная служба с наибольшей степенью вероятности возложит на себя данные обязанности [4].

Российская Федерация уже располагает определенными наработками в этой области, а именно Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой, разработанной государством за счет средств бюджета. Это дает основание полагать, что государственный сектор будет служить источником финансирования для разработки среды «единого окна»: за пользование системой плата, вероятно, взиматься не будет, как в Корее и Швеции.

Библиографический список

1. Бормотова, Е. Г. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, осуществляемых таможенными органами : дис. ... канд. экон. наук / Е. Г. Бормотова. - М., 2013. - 172 с.

2. Доклад группы Всемирного банка «Doing Business 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gfintegrity.org (дата обращения : 11.10.15).

3. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.wcoomd.org (дата обращения : 11.10.15).

4. Пресс-бюллетень Свеверо-Западного таможенного управления. - 2014. - № 9. - 79 с.

5. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 апреля 2014 г. № 52 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635330847803575939.pdf. (дата обращения : 15.08.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.