УДК 338.2
С.С. Илюхина
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ
Svetlana Ilujkhina
Отправной точкой в работе по созданию и внедрению механизмов «единых окон» стало принятие Решения Коллегией Евразийской экономической комиссии от 8 апреля 2014 г. № 52 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [5]. В мире существуют разнообразные модели «единых окон». По добровольности использования различают «единые окна», являющиеся обязательными в применении, как в Финляндии, Гватемале, Сенегале, и «единые окна», являющиеся добровольными в использовании, как в Швеции, Малайзии и США. В зависимости от источника финансирования различают «единые окна», имеющие государственную поддержку, как, например, в Финляндии, Швеции, США, и поддерживаемые частным сектором, как в Гватемале и Гамбурге, а также образованные в результате государственно-частного сотрудничества в Гонконге, Китае, Малайзии. По принципу взимания средств они классифицируются на полностью бесплатные, осуществляемые за счет средств федерального бюджета (Финляндия, Швеция, США) и эксплуатируемые за определенную плату (Сенегал, Сингапур, Гватемала).
Для рассмотрения этапов внедрения, организационной схемы, участников и других аспектов реализации механизма «единого окна» можно выбрать следующие три страны: Сингапур (1-ое место в рейтинге), Республика Корея (5-ое место) и Швеция (11-ое место). По индикатору «международная торговля» показатели каждой из трех стран намного лучше, чем в Российской Федерации. Например, количество дней на экспорт в России в три раза больше, нежели в других странах, а количество дней, затрачиваемых на осуществление импорта, в нашей стране в 4,9 раз больше, чем в Сингапуре, в 3,2 раза, чем в Швеции и в 2,7 раз, чем в Корее.
Первый в мире механизм «единого окна» был реализован в Сингапуре. Основные принципы построения системы Trade Net были разработаны в 1986 г. Введение системы в действие осуществлялось поэтапно. Сначала была введена электронная обработка и утверждение заявок на выдачу разрешений на экспортно-импортные операции, связанные с товарами, не облагаемыми пошлинами. На втором этапе охват товаров был расширен путем включения всех остальных групп. На последующих этапах была добавлена возможность осуществления межбанковских вычетов, подачи заявок на получение свидетельств о прохождении товара.
© Илюхина С.С., 2015
Таблица 1
Показатели стран по индикатору «международная торговля «Doing Business 2014»
Страна Документы для экспорта, шт. Время на экспорт, дни Стоимость экспорта (долл./ контейнер) Документы на импорт, шт. Время на импорт, дни Стоимость импорта (долл./ контейнер)
Республика Корея 3 8,0 670,0 3 7,0 695,0
Российская Федерация 9 21,1 2400,5 10 19,4 2594,5
Сингапур 3 6,0 460,0 3 4,0 440,0
Швеция 3 9,0 725,0 3 6,0 735,0
Trade Net была запущена в 1989 г., когда была окончательно определена схема взаимодействия основных ее клиентов, к которым относятся торговое сообщество (участники ВЭД), регулирующие органы и таможенная служба. Участники (ВЭД), осуществляющие перевоз товаров через границу страны, подают декларации с помощью клиентского программного обеспечения (ПО) Trade Net, предлагаемого различными поставщиками, утвержденными таможенной службой Сингапура, или посредством использования web-приложения, распространяемого Правительством. После подачи декларации пользователем данные поступают на автоматическую обработку: подмодуль обработки разрешений системы проводит интеллектуальную маршрутизацию, определяет последовательность действий, применимую к данной заявке, и направляет ее в соответствующие государственные органы для обработки. В то же время заявители могут отследить ход проверки заявки, сделать запрос по поводу выставления счета с помощью упомянутого выше web-приложения.
Trade Net предусматривает подготовку, подачу, получение и обработку готовых деклараций и выдачу результатов их рассмотрения. Система распространяется на декларации импорта (товары и услуги, складирование, зона свободной торговли), экспорт (товары и услуги) и транзитное движение товаров. За пользование услугами системы декларанты выплачивают ежемесячный сбор за создание учетной записи (идентификатора пользователя) порядка 20 долл. и сбор за каждую выполняемую контролирующими органами государства операцию почти 2,88 долл. Взимание сборов происходит путем автоматического списания средств с банковского счета пользователя [2]. Установление сборов обосновано тем, что система TradeXchange и ее приложения Trade Net были созданы на базе как государственного, так и частного капитала. По результатам открытого конкурса право на разработку и эксплуатацию системы получила частная компания Crimson Logic. Внедрение механизма «единого окна» повысило прозрачность осуществления процедур контроля при пересечении государственной границе, значительно упростила процесс получения разрешений, что упрочило экономическое состояние страны в мире.
Сравнительно богатый опыт использования механизма «единого окна» имеет Республика Корея, которая с 1992 г. предпринимает попытки совершенствования процесса таможенного оформления. В 1998 г. одна из них оказалась весьма успешной: была создана система, позволяющая обрабатывать документы, в том числе разрешения на ввоз-вывоз товаров, документацию по таможенным складам и возврату пошлин в электронном виде. Введение системы электронного таможенного оформления UNI-PASS так же, как и в Сингапуре, осуществлялось поэтапно. Разрешения на ввоз-вывоз товаров, выдаваемое через «единое окно» дается четырьмя государственными органами
(управление по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами, национальная служба контроля качества рыбопродуктов, национальная фитокарантинная служба, национальная служба ветеринарных исследований и карантина) и тринадцатью частными организациями, которым доверено проводить проверки от имени Правительства Республики Корея (Ассоциации: фармацевтов, стоматологов, производителей медицинского оборудования, производителей ветеринарных лекарственных аппаратов, объединения: производителей игрушек и экологического контроля, институты экологии, тестирования и исследований, исследования и тестирования нефтепродуктов, тестирования и исследования FITI, исследования и тестирования одежды, а также тестовая лаборатория и управление радиотехнических исследований). Серверы «единого окна» созданы за счет государственных бюджетных средств и финансируются таможенной службой: за пользование этой системой не взимают никакие сборы. Одним из последствий внедрения данного механизма был отмечен рост доверия к правительству данной страны.
Шведский механизма «единого окна» известный в качестве «Виртуальной таможенной службы» предусматривает возможность использования электронных таможенных деклараций и заявок на получение экспортных или импортных лицензий. Он взаимодействует с системой деловых операций одной из торгующих сторон и позволяет автоматически обновлять информацию, хранимую в системе, с учетом изменений обменных курсов, тарифных кодов и ставок пошлин [3].
Как видно, свое право на существование имеют различные типы подходов к реализации механизма «единого окна». Говоря о создании национального «единого окна» в Российской Федерации, необходимо отметить то, что схема шведского механизма является самой приемлемой для нас. В Рекомендации ООН № 33 шведская модель «единого окна» соотносится с моделью «Единый орган», которая предусматривает выбор органа государственной исполнительной власти, являющегося получателем информации (бумажная, электронная форма) и ее распространителем среди соответствующих государственных органов и выступающего координатором всех мер контроля. Схема взаимодействия участников описанной модели представлена на рисунке 1.
Орт» 4-
Рис. 1. Модель механизма «единого окна» - «Единый орган»
Выбор этой модели обусловлен тем, что в Российской Федерации уже подготовлена определенная почва для ее реализации. Во-первых, можно без сомнения говорить о том, что единым органом в рамках данной модели будет выступать Федеральная таможенная служба, как и во многих странах мирового сообщества (почти в 58 % стран). Во-вторых, государственные органы контроля уже располагают Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой, целью
создания которой явилось достижение эффективного Таможенного и пограничного контроля в местах пунктов пропуска через государственную границу [1].
В 2008 г. сотрудники Северо-Западного таможенного управления представили разработанную по заказу Минтранса России Концепцию, техническое задание и технический проект системы информационного взаимодействия в морском порту и пункте пропуска на основе международных стандартах электронного обмена данными и механизма «единого окна». Однако разработанный проект не был реализован в связи с тем, что Министерство морского и речного транспорта отказалось быть координирующим органом организации информационного взаимодействия. Таким образом, этот факт подтверждает то, что в отсутствии других инициаторов, таможенная служба с наибольшей степенью вероятности возложит на себя данные обязанности [4].
Российская Федерация уже располагает определенными наработками в этой области, а именно Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой, разработанной государством за счет средств бюджета. Это дает основание полагать, что государственный сектор будет служить источником финансирования для разработки среды «единого окна»: за пользование системой плата, вероятно, взиматься не будет, как в Корее и Швеции.
Библиографический список
1. Бормотова, Е. Г. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, осуществляемых таможенными органами : дис. ... канд. экон. наук / Е. Г. Бормотова. - М., 2013. - 172 с.
2. Доклад группы Всемирного банка «Doing Business 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gfintegrity.org (дата обращения : 11.10.15).
3. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.wcoomd.org (дата обращения : 11.10.15).
4. Пресс-бюллетень Свеверо-Западного таможенного управления. - 2014. - № 9. - 79 с.
5. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 апреля 2014 г. № 52 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635330847803575939.pdf. (дата обращения : 15.08.2015)