Права человека в евразийском пространстве
Евразийская адвокатура. 2023. № 5 (64). С. 52. Eurasian advocacy. 2023;(5(64)):52.
Права человека в евразийском пространстве
Научная статья УДК 342.734
doi 10.52068/2304-9839_2023_64_5_52
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
БОРИСОВА Нина Олеговна
Аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, Российская Федерация
Аннотация: С развитием информационного общества и процессов цифровизации в реализации конституционных социальных прав граждан особую актуальность приобретают вопросы гарантий данных прав в цифровой среде. В этих условиях становится закономерным и необходимым исследование конституционных прав граждан и их гарантий в процессе внедрения новейших информационно-коммуникационных систем в органах публичной власти. В статье отмечены основные законодательные инициативы в рамках реализации конституционных гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина в цифровой среде.
Ключевые слова: конституционные гарантии, гражданин, цифровые технологии, конституционные права, трудовые права
Для цитирования: Борисова Н.О. Реализация конституционных гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти в цифровой среде // Евразийская адвокатура. 2023. № 5 (64). С. 52. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_64_5_52
Human rights in the eurasian space
Original article
IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN BY PUBLIC AUTHORITIES IN THE DIGITAL ENVIRONMENT
BORISOVA Nina Olegovna
Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Kazan (Volga Region) Federal University
420008, Kazan, Kremlevskaya str., 18, Russian Federation
Abstract: With the development of the information society and digitalization processes in the implementation of constitutional social rights and citizens, the issues of guarantees of these rights in the digital environment are becoming particularly relevant. In these conditions, it becomes natural and necessary to study the constitutional rights of citizens and their guarantees in the process of introducing the latest information and communication systems in public authorities. The author of the article highlights the main legislative initiatives in the framework of the implementation of constitutional guarantees of social rights and freedoms of man and citizen in the digital environment. Keywords: constitutional guarantees, citizen, digital technologies, constitutional rights, labor rights For citation: Borisova N.O. Implementation of constitutional guarantees of social rights and freedoms of man and citizen by public authorities in the digital environment = Eurasian advocacy. 2023;5(64):52. (In Russ.). https://doi. org/10.52068/2304-9839_2023_64_5_52
С развитием информационного общества и процессов цифровизации в реализации конституционных социальных прав граждан особую актуальность приобретают вопросы гарантий данных прав в цифровой среде.
В рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Россий-
© Борисова Н.О., 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC). 52
EURASIAN ADVOCACY
5 (64) 2023
ской Федерации на период до 2030 года» [1], в том числе для решения задач по обеспечению интенсивного освоения цифровых технологий в экономике социальной сферы, Правительством Российской Федерации одновременно разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня
2019 г. № 7).
В этих условиях становится закономерным и необходимым исследование конституционных прав граждан и их гарантий в процессе внедрения новейших информационно-коммуникационных систем в органах публичной власти.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» подготовило Перечень и План мероприятий по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации в электронный формат [2]. В перечне всего 206 услуг. Наименование услуг формирует три уровня (очереди). Услуги, касающиеся реализации социальных прав человека и гражданина в цифровом пространстве, составляют 1-ю очередь: выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта; организация отдыха детей в каникулярное время; назначение, выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения отдельным категориям граждан. Во 2-ю очередь входят: постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; назначение единовременного пособия при рождении ребенка; в 3-ю очередь: предоставление регионального материнского капитала; предоставление социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию, признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Гарантия государства в сфере трудовых прав - важнейший приоритет цифровой трансформации общественных отношений. В октябре
2020 г. принято Распоряжение Правительства РФ № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период
до 2030 года с прогнозом до 2035 года» [3]. В нем отмечается, что стратегия принимается не только для развития жилищно-строительного хозяйства, но и обеспечивает занятость населения (это очень важно в условиях новых вызовов, с которыми столкнулось наше государство в 2022 году: в условиях внешнего давления и ограничений органам государственной власти необходимо было выработать новые подходы к решению актуальных задач, в том числе в социальной сфере).
Современные коммуникационные технологии, которые будут использоваться в жилищном строительстве, позволяют создать единую информационную систему жилищного строительства, что оптимизирует процесс поддержки граждан в их стремлении улучшить жилищные условия. Одним из мероприятий улучшения жилищных условий названо использование цифровых активов в строительстве (цифровые деньги, цифровая закладная).
Уже существующая Единая государственная информационная система социального обеспечения даст возможность реализовать многим гражданам потребность в улучшении жилищных условий через формирование доступного рынка арендного жилья (во-первых, это отдельные категории семей с низкими доходами, которые смогут воспользоваться социальной арендой жилья).
Раздел 10 данной стратегии «Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства» [3] подразумевает формирование и развитие цифровой системы управления не только капитальным строительством, но и жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ). Внедрение цифровых решений обеспечивает минимизацию издержек при получении гражданами услуг (работ) ЖКХ.
Новые цифровые инструменты позволят повысить оперативность и эффективность организации управления ЖКХ на всех социально значимых объектах.
Цифровая трансформация рынка труда позволила развивать новые формы труда населения: именно современное цифровое пространство позволило создать новые условия для личной занятости граждан.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» [4]. В нем лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, но получающие доход от своей личной трудовой деятельности, могут заниматься
ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 5 (64) 2023
предпринимательской (профессиональной) деятельностью и зарегистрироваться в качестве налогоплательщика со сниженной ставкой (4 или 6 %); это так называемые «самозанятые» [5]. Мобильность их труда отвечает потребностям рынка, и государство, в свою очередь, создало законодательные нормы, способствующие эффективной личной трудовой деятельности с использованием новых цифровых инструментов (мобильных приложений и т. п.).
С начала эксперимента в качестве самозанятых зарегистрировано более 2,9 млн человек [6].
С 2019 года ФНС России запустило официальное приложение «Мой налог» для учета налога на профессиональный доход с самозанятых граждан. Приложением можно воспользоваться с любого электронного мобильного устройства, в том числе с телефона, что обеспечивает быстроту взаимодействия между самозанятыми и налоговым органом.
В марте 2020 года Минкомсвязи запустило эксперимент по предоставлению россиянам бесплатного доступа к Интернету (так называемый «социальный Интернет») на социально значимые ресурсы, государственные порталы («Госуслуги», сайты министерств, ведомств и местных органов власти).
В июле 2022 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым обязал органы власти создать официальные страницы в соцсе-тях [7]. Для реализации данной нормы следует разработать на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг соответствующую опцию (функциональность), обеспечивающую автоматизированное управление публикацией, редактированием информации в соцсетях органами и организациями государственной власти.
Активно процесс цифровизации внедряется в сферу гарантий реализации социального права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь [8]. С этой целью ведется подготовительная работа по оцифровке важнейших документов, отражающих здоровье граждан, организацию общественного здравоохранения, создаются платформы больших баз данных и т. п., что позволит создать к 2024 году Единый цифровой контур здравоохранения в рамках Национальной программы «Цифровая экономика России».
Судебная ветвь власти также интегрирует свою деятельность в цифровую среду.
Развитие телемедицины в период пандемии COVID-19 подтвердило своевременность создания
телекоммуникационных условий в муниципальных медицинских организациях: необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов как нельзя лучше востребовала дистанционные возможности работы врачей, медицинских сестер.
Публичная власть предполагает организацию надлежащего общественного контроля. Для этого инструменты цифрового пространства создают оперативную форму активного взаимодействия институтов гражданского общества и государственной власти. Уже в 2013 г. Министерство связи и массовых коммуникаций приняло Приказ № 38 об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» [9], где в п. 9 говорится о влиянии оценки граждан на эффективность деятельности руководителей исполнительной власти.
В 2012 году Постановлением Правительства РФ № 1284 создан интернет-ресурс «Ваш контроль» [10]. Он является специализированным государственным цифровым пространством, на котором размещаются и обрабатываются отзывы граждан о предоставляемых государственных услугах. Таким образом, цифровое (виртуальное) пространство расширило возможности публичной власти РФ в осуществлении гарантий социальных прав человека и гражданина.
Список источников
1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww. google.ru%2f.
2. Об утверждении Перечня МСЗУ в субъектах РФ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/403184322/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430333/f62 ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/.
4. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняя редакция от 28.06.2022 № 206-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_311977/.
5. Министерство юстиции Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.tatarstan.ru/ nalogi.htm?pub_id=1708233.htm.
EURASIAN ADVOCACY
S(64) 2023
6. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/11248671/.
7. Путин обязал органы власти создать официальные страницы в соцсетях [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220714/sotsseti-1802411783.html.
8. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/tsifra.
9. Приказ Минкомсвязи России от 01.03.2013 № 38 «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2013 № 28117) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145133/.
10. Сайт «Ваш контроль» перешел на авторизацию пользователей через ЕСИА [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/sajt-vash-kontrol-pereshel-na-avtorizatsiyu-polzovatelej-cherez-esia.html.
References
1. Ministerstvo cifrovogo razvitiya, svyazi i massovy'x kommunikacij Rossijskoj Federacii [E'lektron-ny'j resurs]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activ-ity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww. google.ru%2f.
2. Ob utverzhdenii Perechnya MSZU v sub^ektax RF [E'lektronny'j resurs]. URL: https://base.garant. ru/403184322/.
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2022 № 3268-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya stroitel'noj otrasli i zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda s prognozom do 2035 goda» [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_430333/f62ee45f-aefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/.
4. Federal"ny"j zakon «O provedenii e"ksperimenta po ustanovleniyu special"nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional"ny"j doxod» ot 27.11.2018 № 422-FZ (poslednyaya redakciya ot 28.06.2022 № 206-FZ) [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_311977/.
5. Ministerstvo yusticii Respubliki Tatarstan [E"lektronny"j resurs]. URL: https://minjust.tatarstan.ru/ nalogi.htm?pub_id=1708233.htm.
6. Federal"naya nalogovaya sluzhba RF [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activi-ties_fts/11248671/.
7. Putin obyazal organy" vlasti sozdat" oficial"ny"e stranicy v soczsetyax [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// ria.ru/20220714/sotsseti-1802411783.html.
8. Federal"ny"j proekt «Sozdanie edinogo cifrovogo kontura v zdravooxranenii na osnove edinoj gosudarst-vennoj informacionnoj sistemy" v sfere zdravooxraneniya (EGISZ)» [E"lektronny"j resurs]. URL: https://minzdrav.gov. ru/poleznye-resursy/natsproektedravoohranenie/tsifra.
9. Prikaz Minkomsvyazi Rossii ot 01.03.2013 № 38 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob avtomatizirovannoj in-formacionnoj sisteme «Federal"ny"j telefonny"j centr sbora mnenij grazhdan o kachestve gosudarstvenny"x uslug» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.04.2013 № 28117) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_145133/.
10. Sajt «Vash kontrol"» pereshel na avtorizaciyu pol"zovatelej cherez ESIA [E"lektronny"j resurs]. URL: https://d-russia.ru/sajt-vash-kontrol-pereshel-na-avtor-izatsiyu-polzovatelej-cherez-esia.html.
Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 21.09.2023; принята к публикации 21.09.2023.
The article was submitted 18.09.2023; approved after reviewing 21.09.2023; accepted for publication 21.09.2023.
м. Бауманская,
г. Москва, ул. Бауманская, д. 22, офис 207 Ж ocenka-m.com • ¡nfo@ocenka-m.com 8 (800) 100-50-01 • 8 (495) 308-1 5-1 5
Проведем профессиональную экспертизу:
Строительно-техническую Землеустроительную Инженерно-технологическую Пожарно-техническую Автотехническую
Почерковедческую Подлинности документов Оценочную Товароведческую Бухгалтерскую
Профессионализм экспертов и современные методики проведения исследований в сжатые сроки обеспечивают максимально достоверные результаты!
^ Платинум
группа компаний