Права человека в евразийском пространстве
Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 58. Eurasian advocacy. 2023;(6(65)):58.
Права человека в евразийском пространстве
Научная статья УДК 341.231.14
doi 10.52068/2304-9839_2023_65_6_58
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ КАЛИНОГОРСКИЙ Александр Андреевич
Аспирант кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА)
125993, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9, Российская Федерация
Аннотация: В настоящее время мировое сообщество сосредоточено на решении самых серьезных проблем, таких как необходимость эффективного обеспечения доступа к правосудию. В стороне от указанных тенденций не оказывается и Российская Федерация, для которой содействие устремлениям мирового сообщества является также ключевым механизмом в реализации национальных интересов во внутренней и внешней политике. При этом цифровизация сфер общественной жизни является дополнительным инструментом обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций.
Цель работы - проанализировать актуальные факторы, влияющие на эффективность цифровизации механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций.
Рассмотрены некоторые актуальные факторы, оказывающие влияние на эффективность цифровизации механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций, определены перспективные направления, а также предложены рекомендации по совершенствованию некоторых сфер общественной жизни.
Сделаны выводы о том, что цифровизация сфер общественной жизни, в том числе с учетом международного опыта, может способствовать совершенствованию механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов, и в перспективе стать инвестицией в обеспечение благополучия и процветания как настоящего, так и будущих поколений граждан Российской Федерации, а также вкладом в достижение гармоничного состояния всего мирового сообщества.
Ключевые слова: защита прав и свобод, доступность юридической помощи, доступность правосудия, новая технологическая основа, цифровизация, устойчивое развитие, технологическое лидерство, экспорт инноваций
Для цитирования: Калиногорский А.А. Цифровизация как элемент обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов // Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 58. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_58
Human Rights in the Eurasian Space
Original article
DIGITALIZATION AS AN ELEMENT OF ENSURING THE PROTECTION OF RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS
KALINOGORSKY Alexander Andreevich
Postgraduate Student at the Department of Advocacy of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 125993, Moscow, Sadovaya-Kudrunskaya street, 9, Russian Federation
Abstract: At the moment, the world community is focused on solving the most serious problems of the world, such as the need for effective access to justice. For the Russian Federation, promoting the aspirations of the world community is an important part in the implementation of national interests in domestic and foreign policy. And digitalization of the spheres of public life is an additional tool for ensuring the protection of the rights, freedoms and legitimate interests of Russian citizens and organizations.
Object of the article - to analyze the actual features of digitalization of mechanisms that ensure the implementation and protection of the rights, freedoms and legitimate interests of Russian citizens and organizations.
© Калиногорский А.А. 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).
This article examines some relevant factors influencing the effectiveness of digitalization of mechanisms that ensure the implementation and protection of the rights, freedoms and legitimate interests of Russian citizens and organizations, identifies future trends and proposes recommendations for improving some areas of public life.
The article concludes that digitalization of spheres of public life, including taking into account international experience, can contribute to the improvement of mechanisms that ensure the implementation and protection of rights, freedoms and legitimate interests and, in the future, can become an investment in ensuring the well-being and prosperity of present and future generations of Russian citizens, as well as contribute to the achievement of a harmonious state of the entire world community.
Keywords: protection of rights and freedoms, access to legal aid, access to justice, new technological basis, digitalization, sustainable development, technological leadership, export of innovations
For citation: Kalinogorsky A.A. Digitalization as an Element of Ensuring the Protection of Rights, Freedoms And Legitimate Interests = Eurasian advocacy. 2023;6(65):58. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_58
В настоящее время мировое сообщество сосредоточено на решении самых серьезных проблем, таких как необходимость повышения благополучия населения, снижение уровня социального неравенства и эффективное обеспечение доступа к правосудию. В интересах достижения прогресса в указанных сферах под эгидой Организации Объединенных Наций была выработана программа устойчивого развития, успешная реализация которой может способствовать достижению гармоничного состояния, позволяющего как удовлетворять потребности настоящего времени, так и гарантировать безопасность существования для будущих поколений [8]. Однако решение указанных задач требует активного взаимодействия всех государств мира.
В стороне от указанных тенденций не оказывается и Российская Федерация, для которой реализация программы устойчивого развития, включая цифровизацию сфер общественной жизни, является не только эффективным способом содействия устремлениям мирового сообщества, но и ключевым механизмом в обеспечении реализации национальных интересов во внутренней и внешней политике [3].
По этой причине анализ актуальных факторов, влияющих на эффективность цифровизации механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций, является особенно актуальным в настоящее время.
Необходимо отметить, что совершенствование новой технологической основы государства, в том числе за счет цифровизации механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций, невозможно без решения проблем, возникающих как на национальном, так и на международном уровне.
Во-первых, речь идет о ряде технических проблем, включая:
- необходимость оцифровки и представления в машиночитаемом виде информации для того, чтобы она могла стать объектом для взаимодействий в информационной среде;
- необходимость защиты информации, электронных документов от несанкционированного доступа, внесения изменений, а также использования недостоверных сведений;
- сложность интеграции в уже существующие национальные и международные информационные системы, в особенности устаревшие или несовместимые;
- отсутствие общепринятых стандартов в области информационных систем, информационных баз данных и электронного документооборота как внутри государства, так и на международном уровне;
- необходимость развития инфраструктуры, обеспечивающей надлежащую работу информационных систем и электронного документооборота;
- неравномерный уровень доступности к технологиям в различных регионах.
Во-вторых, имеются в виду управленческие проблемы:
- недостаточный уровень координации с национальными и международными органами;
- отсутствие единых сервисов, призванных содействовать реализации и защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций по принципу «одного окна»;
- языковые барьеры, затрудняющие доступ к квалифицированной юридической помощи и правосудию для носителей разных языков;
- недостаточный уровень правовой грамотности и низкий уровень доступности актуальной информации.
В-третьих, имеются в виду правовые проблемы:
- различия в правовых системах различных государств, в том числе входящих в одни интеграционные объединения;
- сложности в бюрократических процедурах, связанных с доступом к квалифицированной юридической помощи и правосудию;
- различия в системах судопроизводства и правоприменения;
- сложности в сфере исполнения решений, принятых в одном государстве и подлежащих исполнению в другом.
В частности, стоит обратить внимание на следующие аспекты:
1. Важно подчеркнуть, что эффективная реализация и защита прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций невозможна без формирования актуальных информационных баз данных и развития систем электронного документооборота.
Так, в Российской Федерации сформированы ведомственные информационных базы данных (Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел, нотариата и т. д.), различающиеся полнотой и качеством содержащихся в них сведений [1, с. 70-71]. В то же время в связи с необходимостью создания обобщенной информационной базы данных осуществляется разработка Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. При этом важной гарантией своевременной реализации, а также защиты прав, свобод и законных интересов выступает то, что сведения, содержащиеся в указанных базах данных, в установленных законом случаях могут быть предоставлены широкому перечню субъектов, в том числе самим гражданам и их представителям.
Вместе с тем положительно можно оценить перспективы заимствования зарубежного опыта разработки информационных баз данных. Так, в Эстонской Республике при формировании информационных баз данных и обработке содержащейся в них информации применяется принцип «once-only» (только один раз), в соответствии с которым уполномоченные органы вправе запрашивать у гражданина какую-либо информацию только один раз, после чего, сохранив её в информационной системе, в случае необходимости должны запрашивать такие сведения из информационной системы, а не у гражданина лично, что значительно упрощает взаимодействие гражданина и государства.
Особый интерес для обеспечения доступности юридической помощи и правосудия имеет систематизация данных о субъектах, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, в том числе в иностранных государствах. Напри-
мер, в рамках Европейского союза действует сервис «e-Justice», позволяющий найти квалифицированного юриста, адвоката, нотариуса, переводчика, специализирующегося на переводе правовых документов, эксперта или медиатора, осуществляющих практику на необходимом языке на территории выбранной страны Европейского союза [9]. При этом разработка единой базы субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на территории государств - членов интеграционных объединений, в которые входит Российская Федерация, может стать эффективным шагом для защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций как внутри государства, так и за рубежом, одновременно с этим способствуя ускорению международной интеграции. Также в рамках оказания правовой помощи положительно можно оценить перспективы формирования единой информационной базы данных, содержащей сведения о лицах, находящихся на территории государств - членов интеграционных объединений, в которые входит Российская Федерация.
2. Следует отметить, что важное значение для реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также повышения уровня доступности юридической помощи и правосудия, имеет совершенствование процессов внутригосударственного и межгосударственного взаимодействия в сфере обмена правовой информацией.
Так, в Российской Федерации доступ к большинству информационных баз данных осуществляется посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - комплекса технологических решений, использующих общие стандарты в области обмена информацией [6]. В то же время для международного взаимодействия применяются отдельные информационные системы обмена данными и электронными документами. В частности, в рамках Евразийского экономического союза действует Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза [5].
В целях дальнейшего совершенствования этой области стоит обратиться к международному опыту. Например, более глубокую степень интеграции предлагают информационные системы государств Европейского Союза. В частности, в Эстонской Республике для решения аналогичных вопросов применяются системы X-Road, Unified eXchange Platform, обеспечивающие автоматизацию взаимодействия органов власти, физических и юридических лиц между собой, а также
система KSI blockchain, гарантирующая достоверность и защищенность хранящейся информации. При этом достоинством системы X-Road является легкость трансграничного взаимодействия, если такая система используется в нескольких государствах. Так, в 2018 году эффективное межгосударственное взаимодействие было налажено между Эстонской и Финляндской Республиками [10], активно применяющими систему X-Road в национальном обмене данными.
Также стоит отметить, что в целях обеспечения безопасности данных при трансграничном обмене информацией, а также защиты прав, свобод и интересов лиц, участвующих в обмене данными, перспективна унификация национальных законодательств и разработка единых международных актов. Например, все государства Европейского Союза обязаны соблюдать Общий регламент по защите персональных данных (GDPR).
Кроме того, в целях упрощения межгосударственного обмена информацией стоит обратить внимание и на необходимость обеспечения взаимного признания электронных документов и электронных подписей. В частности, в настоящее время электронные документы, удостоверенные нотариальном порядке в Российской Федерации, не имеют юридической силы в других государствах, равно как и электронные документы, удостоверенные нотариальном порядке в иностранных государствах, не имеют юридической силы в Российской Федерации, что существенно ограничивает доступность юридической помощи и правосудия, так как в случае необходимости требуется предоставление оригиналов таких документов. Примечательно, что утвержденный Распоряжением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 25 января 2022 г. № 8 перечень сфер, требующих обеспечения взаимного признания электронной подписи и обеспечения юридической силы электронных документов при трансграничном взаимодействии в рамках Евразийского Экономического Союза, не содержит указания на обязательность таких действий в правовой сфере [4], в то время как профессиональные сообщества национальных нотариатов проявляют заинтересованность в области упрощения международного электронного документооборота [7].
3. Также стоит подчеркнуть, что доступность правосудия является важной гарантией реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в современном мире. В связи с этим при разработке государственной политики необходимо планировать мероприя-
тия, направленные на повышение эффективности судебной деятельности.
В то же время возникают сложности при внедрении цифровых технологий в данной сфере. Например, актуальной является проблема перехода судопроизводства на электронный документооборот. В частности, электронные документы, направленные в суды посредством Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», при делопроизводстве по-прежнему распечатываются на бумажном носителе, что снижает эффективность мероприятий по цифровизации судебной деятельности, а также не способствует достижению целей устойчивого развития в экологической сфере.
Кроме того, развитие технологий дистанционного взаимодействия несет и определенные риски в сфере правосудия. Так, важно обратить внимание на то, что право на дистанционное участие в судебном заседании обязательно должно быть сбалансировано правом на очное участие в судебном заседании, которое не может быть произвольно ограничено. В противном случае исключается важнейший фактор человеческого соприсутствия, вследствие чего правовая ситуация фактически обезличивается, что может привести к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Особое внимание стоит обратить на использование систем искусственного интеллекта в судопроизводстве, так как их применение может способствовать повышению эффективности делопроизводства, упрощению комплексного анализа судебной статистики и системного обзора правоприменительной практики. При этом «потенциальные возможности технологий искусственного интеллекта не ограничиваются выполнением широкого спектра вспомогательных задач» [2, с. 92], в связи с чем такие системы могут быть применены и для совершенствования процесса вынесения судебных решений.
Так, необходимо отметить, что наилучшие практики принятия решений, выработанные обществом, должны быть реализованы и в системах искусственного интеллекта. Можно представить, что решения должны приниматься нечетным числом систем или подсистем искусственного интеллекта, каждая из которых обучена независимо друга от друга в разных условиях и на разных данных, например на положениях юридической доктрины, нормативно-правовых актах или общей информации, не имеющей отношения к правовой сфере, что может способствовать всестороннему анализу правовой ситуации. При этом про-
цедура принятия решений должна быть основана на принципах общего равного прямого и открытого голосования.
В то же время нельзя исключить роль судьи, так как только человек способен верно оценить степень относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи доказательств, учесть категории справедливости и т. д. Кроме того, участие человека необходимо для контроля за операциями, осуществляемыми системами искусственного интеллекта, а также пересмотра неверно принятых решений.
4. Важно подчеркнуть, что успешное формирование новой технологической основы государства, в том числе за счет эффективной цифрови-зации сфер общественной жизни, может стать основой для закрепления за Российской Федерацией статуса одного из мировых центров научно-технологического лидерства.
При этом достижение этой цели возможно за счет:
- формирования нормативно-правовой базы, способствующей разработке и внедрению передовых технологий;
- инвестирования в научные и научно-технологические исследования в ключевых областях, таких как системы искусственного интеллекта;
- создания благоприятной среды для развития компаний, занимающихся инновационными разработками, в том числе за счет государственных субсидий, налоговых льгот, развития инвестиционных платформ (краудфандинга);
- обеспечения доступности новых технологий для населения Российской Федерации;
- инвестирования в подготовку высококвалифицированных специалистов, способных создавать, внедрять и управлять передовыми технологиями;
- активного участия в международных исследовательских и технологических проектах, способствующих обмену знаниями и укрепляющих позиции государства в мировом научном и технологическом сообществе;
- использования государственного влияния для продвижения своих технологических интересов на международной арене.
Стоит отметить, что научно-технологическое лидерство Российской Федерации может стать активным фактором международного влияния за счет повышения заинтересованности мирового сообщества в изучении опыта, накопленного Российской Федерацией. Так, запрос на адаптацию и внедрение инновационных практик в государствах, не имеющих собственных разработок, позволит
предложить мировому сообществу отечественные технологические решения, правила и стандарты их использования, специалистов, а также будет способствовать развитию международных экономических связей и увеличению российского несырьевого неэнергетического экспорта. При этом применение схожих технологических решений способно оказывать мягкое влияние на трансформацию внешней политики государств, направляя их на сближение с Российской Федерацией.
Кроме того, научно-технологическое лидерство Российской Федерации способно гарантировать защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций как на национальном уровне, так и за рубежом, а также может стать инструментом антисанкционного воздействия, снижая эффективность международных ограничений за счет обеспечения технологического суверенитета, импортозамещения стратегически важных технологий.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы об эффективности цифровизации механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и организаций.
Во-первых, реализация Российской Федерацией программы устойчивого развития является как эффективным способом содействия устремлениям мирового сообщества, так и способом обеспечения реализации национальных интересов во внутренней и внешней политике.
Во-вторых, совершенствование механизмов защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, включая повышение уровня доступности юридической помощи и правосудия, невозможно без учета сравнительно-правового опыта.
В-третьих, развитие информационных систем и формирование актуальных информационных баз данных может стать основой для проактивно-го оказания государственных услуг, а также своевременного получения квалифицированной юридической помощи.
В-четвертых, развитие систем электронного документооборота, в особенности в сфере трансграничного обмена правовой информацией, является залогом защиты прав, свобод и законных интересов как на национальном уровне, так и за рубежом.
В-пятых, своевременное внимание к актуальным вопросам в сфере цифрового правосудия имеет важное значение для повышения уровня эффективности судебной деятельности.
В-шестых, экспорт инновационных практик, являющихся результатом стремления к обеспечению научно-технологического лидерства Российской Федерации, может стать вектором национальной внешней политики.
В результате успешная цифровизация механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов, может стать инвестицией в обеспечение благополучия и процветания как настоящего, так и будущих поколений граждан Российской Федерации, а также вкладом в достижение гармоничного состояния всего мирового сообщества.
Список источников
1. Калиногорский А.А. Нотариат и цифровой формат // Право и общество. 2022. № 2 (7). С. 69-72 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_49545675_99171578.pdf.
2. Степанова А.Е. Прогрессивные идеи искусственного разума в контексте современного права России // Вестник СГЮА. 2023. № 1 (150). С. 89-95 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ progressivnye-idei-iskusstvennogo-razuma-v-kontekste-sovremennogo-prava-rossii.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/document/0001202303310007.
4. Распоряжение Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 25 января 2022 г. № 8 «Об утверждении перечня сфер, требующих обеспечения признания электронной цифровой подписи (электронной подписи) в электронном документе и обеспечения юридической силы электронных документов при трансграничном взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/01432025/err_31012022_8.
5. Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://system.eaeunion.org/.
6. Технологический портал СМЭВ [Электронный ресурс]. URL: https://smev.gosuslugi.ru/portal/.
7. Упростить документооборот. Председатель БНП о ключевой задаче нотариатов стран СНГ [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/society/view/ uprostit-dokumentooborot-predsedatel-bnp-o-kljuchevoj-zadache-notariatov-stran-sng-601355-2023/.
8. Устойчивое развитие [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/.
9. European e-Justice Portal - Find a legal professional [Электронный ресурс]. URL: https://e-justice.europa. eu/515/EN/find_a_legal_professional.
10. Trust Federation - X-Road Data Exchange Layer [Электронный ресурс]. URL: https://x-road.global/trust-federation.
References
1. Kalinogorskij A.A. Notariat i cifrovoj format // Pravo i obshhestvo. 2022. № 2 (7). S. 69-72 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_49545675_99171578.pdf.
2. Stepanova A.E. Progressivny"e idei iskusstvennogo razuma v kontekste sovremennogo prava Rossii // Vestnik SGYuA. 2023. № 1 (150). S. 89-95 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/progressivnye-idei-iskusstvennogo-razuma-v-kontekste-sovremennogo-pra-va-rossii.
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2023 g. № 229 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej poli-tiki Rossijskoj Federacii» // OfidaTny'j internet-portal pra-vovoj informacii [E"lektronny"j resurs]. URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/document/0001202303310007.
4. Rasporyazhenie Kollegii Evrazijskoj E"konomicheskoj Komissii ot 25 yanvarya 2022 g. № 8 «Ob utverzhdenii perechnya sfer, trebuyushhix obespecheni-ya priznaniya e"lektronnoj cifrovoj podpisi (e"lektronnoj podpisi) v e"lektronnom dokumente i obespecheniya yuridicheskoj sily" e"lektronny"x dokumentov pri trans-granichnom vzaimodejstvii xozyajstvuyushhix sub""ektov s organami gosudarstvennoj vlasti gosudarstv - chlenov Evrazijskogo e"konomicheskogo soyuza» // Ofitial'ny'j sajt Evrazijskogo e"konomicheskogo soyuza [E"lektronny"j resurs]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01432025/err_31012022_8.
5. Integrirovannaya informacionnaya sistema Evrazijskogo e"konomicheskogo soyuza [E"lektronny"j resurs]. URL: http://system.eaeunion.org/.
6. Texnologicheskij portal SME"V [E"lektronny"j resurs]. URL: https://smev.gosuslugi.ru/portal/.
7. Uprostit" dokumentooborot. Predsedatel" BNP o klyuchevoj zadache notariatov stran SNG [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.belta.by/society/view/upros-tit-dokumentooborot-predsedatel-bnp-o-kljuchevoj-za-dache-notariatov-stran-sng-601355-2023/.
8. Ustojchivoe razvitie [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/.
9. European e-Justice Portal - Find a legal professional [E"lektronny"j resurs]. URL: https://e-justice.europa. eu/515/EN/find_a_legal_professional.
10. Trust Federation - X-Road Data Exchange Layer [E"lektronny"j resurs]. URL: https://x-road.global/trust-federation.
Статья поступила в редакцию 29.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 29.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 01.12.2023.