Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равоян Руслан Адович

В условиях стремительного развития цифровых технологий всё в большей степени возникает необходимость по обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства. В статье исследуются и обобщаются актуальные проблемы обеспечения защиты персональных данных в условиях развития и внедрения информационных технологий в социальную жизнь граждан, а также возможные пути для совершенствования правового регулирования. Отмечается, что при реализации гражданином принадлежащих ему от рождения, неотчуждаемых и гарантированных Конституцией Российской Федерации естественных прав и свобод, добровольное использование внедряемых цифровых технологий и оказание государственных услуг в электронной форме, с передачей и обработкой персональных и биометрических данных, не должно превратиться в обязательное их принятие. Данный подход, основанный на принципах добровольности обработки персональных данных граждан, обеспечит реализацию прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равоян Руслан Адович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF PERSONAL AND BIOMETRIC DATA IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

In the context of the rapid development of digital technologies, there is an increasing need to ensure the information security of the individual, society and the state. The article examines and summarizes the actual problems of ensuring the protection of personal data in the context of the development and implementation of information technologies in the social life of citizens, as well as possible ways to improve legal regulation. It is noted that when a citizen realizes his birthright, inalienable and guaranteed by the Constitution of the Russian Federation natural rights and freedoms, the voluntary use of the implemented digital technologies and the provision of public services in electronic form, with the transfer and processing of personal and biometric data, should not turn into their mandatory Adoption. This approach, based on the principles of voluntary processing of personal data of citizens, will ensure the implementation of the rights and freedoms guaranteed by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Правовое регулирование защиты персональных и биометрических данных в условиях цифровизации

Равоян Руслан Адович,

аспирант, кафедра конституционного и административного права, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: rus.ravoyan@mail.ru

В условиях стремительного развития цифровых технологий всё в большей степени возникает необходимость по обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства. В статье исследуются и обобщаются актуальные проблемы обеспечения защиты персональных данных в условиях развития и внедрения информационных технологий в социальную жизнь граждан, а также возможные пути для совершенствования правового регулирования. Отмечается, что при реализации гражданином принадлежащих ему от рождения, неотчуждаемых и гарантированных Конституцией Российской Федерации естественных прав и свобод, добровольное использование внедряемых цифровых технологий и оказание государственных услуг в электронной форме, с передачей и обработкой персональных и биометрических данных, не должно превратиться в обязательное их принятие. Данный подход, основанный на принципах добровольности обработки персональных данных граждан, обеспечит реализацию прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровые технологии; электронные услуги; персональные данные; биометрические данные; информационная безопасность, цифровое государство.

В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, идет активный процесс освоения цифрового пространства. Ежедневный охват интернета в РФ составляет около 95 млн человек. В среднем около четырех часов россиянин проводит в сети «Интернет». Об этом сообщила исполнительный директор Mediascope (технологическая исследовательская компания) - Ксения Ачкасова.

Прирост аудитории интернета, который по-прежнему показывает высокие темпы, связан с приходом в сеть более взрослой аудитории. При этом и пандемия наложила свой отпечаток и внесла определённые аспекты в сферу информационных технологий.

Специфическую проблематику в условиях массовой цифровизации социальной жизни граждан приобретает обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, в первую очередь, связанную с защитой персональных данных граждан.

В частности, за последний год одним из самых резонансных событий в области информационной безопасности стала «утечка» персональных данных пользователей одного из «1Т-гиганта» России. Так, 1 марта 2022 года в СМИ стала появляться информация о том, что произошла утечка информации о пользователях различных платформ ООО «Яндекс», впоследствии данную информацию подтвердила служба безопасности Яндекса. По мнению специалистов, утечка данных произошла по вине одного из сотрудников компании. Через некоторое время в сети Интернет появился ресурс, который содержал персональные данные клиентов сервиса «Яндекс Еда»: ФИО, адреса заказа для курьеров, в том числе, этаж и код домофона, а также адреса электронной почты, сумма заказов на сервисе за полгода. Большая обеспокоенность среди пользователей Яндекса вызвала общественный резонанс. Проблема защиты персональных данных стала обсуждаться активнее.

Реакция государства оказалась незамедлительной, в частности, были приняты поправки, согласно которым, с 1 сентября 2022 года персональные данные обрабатываются по новым правилам. Внесенные изменения, предусматривают «обязанность операторов персональных данных незамедлительно сообщать об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных уполномоченные органы власти, а также осуществлять постоянное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ» [3, пункт 13]. Кроме того,

5 -о

сз ж

■с

поправки направленны на повышение защиты персональных данных россиян и усиление требований к операторам обработки таких данных.

Согласно принципу установленной статьи 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью, а в условиях цифровизации, безопасность и возможность полноценной реализации прав и свобод граждан, была усилена отдельной конституционной поправкой 2020 года. Речь идет о пункте «м» статьи 71, закрепляющем в ведении Российской Федерации «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» [1, п. «м» ст. 71].

На наш взгляд, законодательство в области обеспечения информационной безопасности в условиях цифровизации социальной жизни, требует разъяснения.

Как показывает практика, граждане все чаще сталкиваются с принуждением пользователей к получению государственных услуг в электронной форме и соответственно к автоматизированной обработке персональных данных. Безусловно, представители государственной власти утверждают о добровольности обработки персональных данных, но фактически дело обстоит иначе.

В частности, согласно письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минциф-ры) от июля 2022 года, у граждан есть право обращаться в государственные органы лично без применения информационных технологий, Минцифры не собирается отменять данное право или исключать его. При этом в антикризисном плане правительства «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) № П13-60855 от 2 октября 2020 г.), прямо предусмотрена мера по переходу на исключительно электронный формат обращения граждан, исполнителем обозначено Минциф-ры.

С1 января 2022 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если ранее этот закон предусматривал право выбора формы предоставления государственных услуг за гражданами, то теперь по общему правилу право выбора формы услуг перешло к государству, что непосредственно ведет к ограничению прав и свобод граждан. В частности, в этом законе указано, что по общему правилу «все результаты взаимодействия гражданина и государства будут оформляться исключи— тельно в электронном виде без оформления на бу-2 мажном носителе» [4, ст. 7.4], все это требует реЯ гистрации граждан в Единую систему идентифи-° кации и аутентификации (ЕСИА) и передачу туда ав персональных граждан.

Согласно Федеральному закону от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» по каждому человеку формируется информационный регистр, собирается целое цифровое досье с данными о семейном положении, воинском учете, сведениях об образовании и пр., в общем, полная картина о человеке. При этом все органы государственной власти обязаны передавать в регистр персональные данные, также вне зависимости от наличия согласия граждан.

Еще одним резонансным событием в информационной сфере стало принятие Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», при этом инициаторы данного закона, преподносили обработку биометрических данных на добровольных началах, между тем его содержание говорит об обратном, в частности в статьях 4, 5, 13 речь идет о принудительной обработке персональных биометрических данных.

По утверждениям специалистов в области национальной и информационной безопасности, данный закон является серьезной угрозой, как для безопасности граждан, так и суверенитета государства, поскольку, биометрические данные, попав в руки к мошенникам, могут привести к массовым «киберпреступлениям», что особенно актуально в условиях проведения специальной военной операции, когда наши базы данных подвергаются постоянным атакам со стороны противника.

При этом есть и более глобальная информационная программа, так называемая «Цифровая экономика РФ», которая включает в себя проект «Цифровое государственное управление», в качестве достижения национальной цели в нем приводится - увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 году. При этом, о принципе добровольности при выборе формы оказания государственных услуг ничего не указано.

Не менее громким событием в области циф-ровизации социальной жизни стал эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, который ведет к принуждению обработки персо-гнальных данных детей и родителей. Министерство просвещения Российской Федерации заявляет, что предоставление данных будет осуществляться в рамках эксперимента, и только с согласия субъектов персональных данных. Между тем, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаи-

модействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» указано, что «в системе «Моя школа» осуществляется обработка персональных данных участников образовательных отношений по перечню согласно приложению» [7, п. 12]. При этом о согласии граждан ничего не сказано, причем здесь предлагается обработка данных и детей, и педагогов, и родителей. Кроме того, в распоряжении Департамента образования и науки города Москвы от 15.04.2021 № 87р определено ведение личных дел, обучающихся, только в электронном виде.

На основании этих примеров можно сделать вывод о том, что те граждане, которые против регистрации на интернет порталах, против обработки своих персональных данных третьими лицами, лишены гарантированных Конституцией РФ прав и свобод.

Немаловажным аспектом при регулировании проблем обеспечения защиты персональных и биометрических данных в условиях цифровизации являются интересы большинства религиозно мотивированных граждан. Позиция верующих граждан заключается в недопустимости использования современных цифровых технологий для нарушения общечеловеческих прав и свобод, свободы воли, данной человеку Богом. Официальная позиция Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ осуждает любую дискриминацию верующих, в том числе в части получения государственных услуг, не прошедших персональную (биометрическую) идентификацию.

Религиозное сообщество всецело поддерживает конституционное право каждого гражданина России в полной мере получать государственные услуги без прохождения процедуры электронной идентификации и возможности замены ее на традиционные варианты. Церковь призывает органы государственной власти неукоснительно обеспечивать данное право граждан.

Для решения обозначенных проблем рекомендуется:

• внести поправки в законодательство, которые будут гарантировать право всех граждан получать государственные услуги по их выбору, в традиционной или в электронной форме;

• обеспечить полноценное право граждан управлять своими персональными и биометрическими данными, в частности запретить их передачу в единые централизованные регистры данных;

• отказаться от внедрения единого регистра населения или как минимум обеспечить право граждан на отказ от передачи персональных данных в такой регистр

• отказаться от внедрения цифровых профилей граждан.

Несомненно, развитие законодательства и административной практики в условиях масштабной цифровизации не должно ущемлять гарантирован-

ные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в частности, «свободное принятие электронных документов не должно трансформироваться в обязательное условие реализации гражданином принадлежащих ему от рождения и гарантированных Конституцией Российской Федерации естественных прав и свобод» [10].

Литература

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. - Москва: Эксмо. 2020

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных»

3. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

5. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»

6. Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

7. Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»

8. Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7.

9. Баранов П.П. Конституционные права и свободы человека в цифровую эпоху / П.П. Бара- 5 нов // Северо-Кавказский юридический вест- д ник. - 2019. Е

10. Головин Е.Г. Обеспечение конституционных К прав и свобод человека и гражданина в ус- § ловиях цифровизации социальной жизни / А Актуальные проблемы реализации Консти- А

туции России: сборник материалов научно-практического семинара. - Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС. 2019 11. Игонина, О.О. Развитие цифровых технологий в период пандемии COVID-19: новые риски и новые возможности / О.О. Игонина, О.В. Пру-щак. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 492-494. -URL: https://moluch.ru/archive/363/81284/ (дата обращения: 12.03.2023).

LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF PERSONAL AND BIOMETRIC DATA IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Ravoyan R.A.

Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

In the context of the rapid development of digital technologies, there is an increasing need to ensure the information security of the individual, society and the state. The article examines and summarizes the actual problems of ensuring the protection of personal data in the context of the development and implementation of information technologies in the social life of citizens, as well as possible ways to improve legal regulation. It is noted that when a citizen realizes his birthright, inalienable and guaranteed by the Constitution of the Russian Federation natural rights and freedoms, the voluntary use of the implemented digital technologies and the provision of public services in electronic form, with the transfer and processing of personal and biometric data, should not turn into their mandatory Adoption. This approach, based on the principles of voluntary processing of personal data of citizens, will ensure the implementation of the rights and freedoms guaranteed by the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: digital technologies; electronic services; Personal Information; biometric data; information security, digital state.

References

1. The Constitution of the Russian Federation as amended by the All-Russian vote on July 1, 2020. - Moscow: Eksmo. 2020

2. Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006 (as amended on December 30, 2020) "On Personal Data"

3. Federal Law No. 266-FZ of July 14, 2022 "On Amending the Federal Law "On Personal Data", Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing Part Fourteen of Article 30 of the Federal Law "On Banks and Banking Activities" as invalid

4. Federal Law of July 27, 2010 No. 210-FZ "On the organization of the provision of state and municipal services"

5. Federal Law of June 8, 2020 No. 168-FZ "On the unified federal information register containing information about the population of the Russian Federation"

6. Federal Law No. 572-FZ of December 29, 2022 "On the Identification and (or) Authentication of Individuals Using Biometric Personal Data, on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation as Invalid"

7. Decree of the Government of the Russian Federation of July 13, 2022 No. 1241 "On the federal state information system" My School "and amending subparagraph "a" of paragraph 2 of the Regulation on the infrastructure that provides information and technological interaction of information systems used to provide state and municipal services and performance of state and municipal functions in electronic form"

8. Avakyan S.A. Information space of knowledge, digital world and constitutional law // Constitutional and municipal law. 2019. No. 7.

9. Baranov P.P. Constitutional rights and freedoms of a person in the digital era / P.P. Baranov // North Caucasian Legal Bulletin. - 2019.

10. Golovin E.G. Ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the context of digitalization of social life / Actual problems of the implementation of the Constitution of Russia: a collection of materials of a scientific and practical seminar. - Nizhny Novgorod: NRU RANEPA. 2019

11. Igonina, O.O. Development of digital technologies during the COVID-19 pandemic: new risks and new opportunities / O.O. Igonina, O.V. Prushchak. - Text: direct // Young scientist. -2021. - No. 21 (363). - S. 492-494. - URL: https://moluch.ru/ archive/363/81284/ (date of access: 03/12/2023).

СЧ

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.