Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СРЕДА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ СРЕДА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / суд / концепция / судебная защита / право / информатизация / автоматизация процессов / правосудие / суперсервис / доступ к правосудию. / digital economy / court / concept / judicial protection / law / informatization / automation of processes / justice / superservice / access to justice.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Сергей Сергеевич

цифровизация общественного пространства и расширение информационного поля деятельности государственных органов и организаций для обеспечения наиболее полного удовлетворения жизненных запросов граждан является трендом в новом цивилизационном периоде развития человечества и его гуманитарных ценностей. Совершенствование судебной защиты с помощью технологических инноваций приведет к обеспечению открытого и полного доступа граждан к правосудию, своевременному и законному осуществлению прав и законных интересов участников процесса, заинтересованных учреждений и организаций, государственных органов и международных сообществ. Концепция информатизации юридических процессов и судебной защиты права, с сохранением конфиденциальности личных данных участников, использованием современных облачных и иных технологий, призвана наиболее полно информировать заинтересованных лиц о возможностях, предоставленных законодательством в деле защиты прав и свобод в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENVIRONMENT OF JUDICIAL ACTIVITY

the digitalization of public space and the expansion of the information field of the activities of state bodies and organizations to ensure the fullest satisfaction of the vital needs of citizens is a trend in the new civilizational period of the development of mankind and its humanitarian values. Improving judicial protection with the help of technological innovations will lead to ensuring open and full access of citizens to justice, timely and lawful exercise of the rights and legitimate interests of participants in the process, interested institutions and organizations, government agencies and international communities. The concept of informatization of legal processes and judicial protection of law, with the preservation of confidentiality of personal data of participants, the use of modern cloud and other technologies, is designed to most fully inform interested parties about the opportunities provided by legislation in the protection of rights and freedoms in court.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СРЕДА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЦИФРОВАЯ СРЕДА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нечаев С.С.

Нечаев Сергей Сергеевич - магистрант, направление подготовки: юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти, факультет

подготовки специалистов для судебной системы, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: цифровизация общественного пространства и расширение информационного поля деятельности государственных органов и организаций для обеспечения наиболее полного удовлетворения жизненных запросов граждан является трендом в новом цивилизационном периоде развития человечества и его гуманитарных ценностей.

Совершенствование судебной защиты с помощью технологических инноваций приведет к обеспечению открытого и полного доступа граждан к правосудию, своевременному и законному осуществлению прав и законных интересов участников процесса, заинтересованных учреждений и организаций, государственных органов и международных сообществ.

Концепция информатизации юридических процессов и судебной защиты права, с сохранением конфиденциальности личных данных участников, использованием современных облачных и иных технологий, призвана наиболее полно информировать заинтересованных лиц о возможностях, предоставленных законодательством в деле защиты прав и свобод в судебном порядке.

Ключевые слова: цифровая экономика, суд, концепция, судебная защита, право, информатизация, автоматизация процессов, правосудие, суперсервис, доступ к правосудию.

DIGITAL ENVIRONMENT OF JUDICIAL ACTIVITY

Nechaev S.S.

Nechaev Sergey Sergeevich - Master student, DIRECTION OF TRAINING: LEGAL ACTIVITY IN STATE AND MUNICIPAL A UTHORITIES, FACULTY OF TRAINING

SPECIALISTS FOR THE JUDICIARY, OF RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, MOSCOW

Abstract: the digitalization of public space and the expansion of the information field of the activities of state bodies and organizations to ensure the fullest satisfaction of the vital needs of citizens is a trend in the new civilizational period of the development of mankind and its humanitarian values.

Improving judicial protection with the help of technological innovations will lead to ensuring open and full access of citizens to justice, timely and lawful exercise of the rights and legitimate interests of participants in the process, interested institutions and organizations, government agencies and international communities.

The concept of informatization of legal processes and judicial protection of law, with the preservation of confidentiality of personal data of participants, the use of modern cloud and other technologies, is designed to most fully inform interested parties about the opportunities provided by legislation in the protection of rights and freedoms in court. Keywords: digital economy, court, concept, judicial protection, law, informatization, automation of processes, justice, superservice, access to justice.

УДК 34.06

Информационное обеспечение судебной деятельности является наиболее важной частью программы цифровизации экономической и социальной сфер развития России в настоящий момент.

Важность этого сегмента общественной жизни обусловлена программными целями, установленными Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации»1. Реализация программы цифрового обеспечения судебной деятельности возложена на Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и межведомственные рабочие группы в части, их касающейся.

Суперсервис «Правосудие онлайн»2, разработанный под руководством Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», призван стать основным и наиболее разноплановым средством обеспечения доступа граждан к максимально возможному количеству процессуальных и внепроцессуальных действий, предусмотренных действующим законодательством.

1 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directi.ons/858/#section-description (10.06.2022).

2 Суперсервис «Правосудие онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravosudieonline.ru/ (10.06.2022).

Описание целевого состояния суперсервиса «Правосудие онлайн» разработано рабочей группой, образованной Судебным департаментом. Участие Судебного департамента в реализации суперсервиса «Правосудие онлайн» одобрено Постановлением Совета Судей Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. № 53.

Суперсервис «Правосудие онлайн» представляет собой дистанционное осуществление судом и/или одним или всеми участниками судебного процесса предусмотренных законом всех или отдельных процессуальных действий посредством использования информационных технологий в деятельности судов: дистанционное обращение в суд в электронном виде, дистанционное получение информации о судебном процессе (судебные извещения), дистанционное участие в судебных заседаниях, дистанционный доступ к материалам судебных дел, получение судебных актов и их копий в электронном виде, дистанционное участие в мероприятиях, в том числе международных.

Обращения в суд в электронном виде подаются в виде электронного документа или электронного образа документа.

Необходимо обеспечить возможность подачи обращений в суд участниками судебного процесса через информационный ресурс, размещенный в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также через системы электронного документооборота участников судебного процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Комплекс видео-конференц-связи (далее - ВКС) обеспечивает дистанционное участие в судебных заседаниях, основанное на применении информационной технологии ВКС.

На текущий момент в Верховном Суде Российской Федерации обеспечена возможность дистанционного участия в судебных заседаниях с использованием ВКС более чем с 8000 абонентов4, включая все федеральные суды общей юрисдикции, все федеральные арбитражные суды, а также следственные изоляторы, тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, колонии-поселения, лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения, туберкулезные и психиатрические больницы и прочие учреждения, имеющие комплексы ВКС. С 2018 года проводится работа по подключению к системе ВКС участков мировых судей.

В целом принципы информационной политики судебной системы были обсуждены и одобрены Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 года и получили свое отражение в Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы5 (далее - Концепция).

Принципы информационной политики судебной системы должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а именно принципам законности, научной обоснованности, системности, эффективности.

В Концепции определены следующие парадигмы развития информационной политики судебной системы:

1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;

2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;

3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;

4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;

5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;

6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;

7) единство информационного пространства.

Задачи развития информационной политики судебной системы:

1) создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности судебной системы;

2) соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям;

3) увеличение количества информационных ресурсов судов (порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео);

4) повышение уровня подготовки специалистов по взаимодействию со средствами массовой информации и сопровождению Интернет-ресурсов судов;

5) повышение уровня правовой и информационной грамотности населения;

6) доступность предоставления достоверной информации о деятельности судов;

7) координация действий органов судебной власти при создании и ведении информационных ресурсов в Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обработке и передаче данных;

8) установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.

3 Концепция информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/ (10.06.2022).

4 Концепция информатизации Верховного Суда РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vsrf.ru/files/29675/ (10.06.2022)

5 Концепция информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/ (10.06.2022).

Создание единого информационного пространства судебной системы предусматривает развитие цифровых и информационных технологий открывает новые возможности для работы с большим объемом информации. Оптимальным на сегодняшний день вариантом решения данного вопроса является ее облачное хранение на специальных серверах. Использование организациями, в том числе государственными таких облачных хранилищ, удовлетворяющих требования законодательства Российской Федерации по защите информации, предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным хранением данных на материальных носителях или внутренних серверах, а именно:

- пространство для хранения является безграничным, что предусматривают условия договора с поставщиком данной услуги;

- обеспечение повышенной безопасности данных (возможность иметь резервные копии баз данных, возможность дистанционного удаления данных с похищенных устройств, недоступность данных для третьих лиц);

- минимальные финансовые затраты.

Облачное хранение аудиопротоколов не только позволит уйти от их копирования на электронные носители и приобщения к материалам дела, но и предоставит участникам процесса возможность ознакомиться с аудиопротоколом независимо от своего места нахождения.

В рамках действующего законодательства каждый гражданин, организация, общественное объединение, орган государственной власти и местного самоуправления, представитель редакций средств массовой информации также будет иметь возможность получить необходимую для него информацию о конкретном рассмотренном каким-либо судом деле, о проведенном мероприятии и т.д.

Внедрение информационных технологий в организацию судебной деятельности предусмотрено на всех уровнях судов, от Верховного Суда РФ до мировых судей.

Каждый уровень судебной власти будет оснащен современными цифровыми устройствами и системами для максимальной оптимизации государственной политики в сфере обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

Сложная, многоплановая и многосторонняя система взаимодействия министерств и ведомств, государственных корпораций и коммерческих структур находится под контролем Судебного департамента.

Немаловажную роль в реализации государственной политики в этой сфере играет человеческий фактор, те профессионалы судебного и аппаратного корпуса, на которых возложена обязанность обеспечить функциональную составляющую процесса цифровизации и информатизации судебной деятельности.

В целом, реализация Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации позволит достичь следующих результатов: совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере управления информационными ресурсами судов, создание единого информационного пространства для судов всех уровней, осуществление информационного обеспечения судебной системы.

В настоящее время используются три законных способа подачи обращения в суд:

- подача обращения на бумажном носителе непосредственно в суд заявителем или его представителем;

- подача обращения в суд на бумажном носителе посредством почтового отправления или курьерской службы;

- подача обращения в суд в электронном виде через личный кабинет на сайте суда.

Концепцией предусмотрены следующие мероприятия по внедрению информационных технологий в систему судов общей юрисдикции:

1. Подача процессуальных документов через ЕПГУ;

2. Отправка судебных извещений в электронном виде в Государственную электронную почтовую службу ЕПГУ;

3. Дистанционное участие в судебном заседании в режиме web-конференции с биометрической идентификацией участника;

4. Подача непроцессуальных обращений через ЕПГУ;

5. Централизация ресурсов для публикации данных о рассмотрении дел и решениях судов;

6. Прием уголовных дел в суде в электронном виде;

7. Направление информации в электронном виде в органы Федеральной службы исполнения наказаний о решениях по ходатайствам об условно-досрочном освобождении;

8. Направление на исполнение исполнительных документов в электронном виде в Службу судебных приставов и исполняющие решения судов организации;

9. Предоставление доступа к архиву решений судов и исполнительным документам в электронном виде;

11. Взаимодействие в электронном виде между информационными системами судов и информационными системами организаций;

12. Единая учетная информационная система судов (в части участков мировых судов);

13. Единая учетная информационная система судов (в части районных и областных судов);

14. Единая учетная информационная система судов (в части апелляционных и кассационных судов);

15. Модернизация ЦОД ГАС «Правосудие»;

16. Подключение участков мировых судей к ведомственному контуру ГАС «Правосудие»;

Сроки полного введения всех функций системы суперсервиса «Правосудие онлайн» намечены на 2024 год.

Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (далее - Концепция информатизации ВС РФ)6 определяет цель, направления и основные задачи информатизации Верховного Суда Российской Федерации на период до 2030 года.

Последовательность и сроки решения задач по реализации Концепции информатизации ВС РФ определяются их приоритетностью, а также техническими, финансовыми и организационными возможностями.

Приоритетными являются задачи, решение которых непосредственно направлено на выполнение требований законодательства и повышение эффективности деятельности судей и работников аппарата Верховного Суда.

Ввод в действие новых информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предполагается организовать без нарушения текущей деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и с обеспечением полномасштабной информационной поддержки действующей АИС Верховного Суда.

Мероприятия разделены на 3 этапа реализации: I этап-с 2021 по 2024 гг., II этап - с 2025 по 2027 гг., III этап - с 2028 по 2030 гг.

Немаловажным фактором является совершенствование электронного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с судами и органами государственной власти, развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, модернизация (развитие) серверной инфраструктуры суда.

Посредством расширения информатизационного процесса предполагается решить следующие задачи: создать условия гражданам, организациям и органам государственной власти для удобной и эффективной судебной защиты своих прав и законных интересов, повысить открытость и доступность правосудия, обеспечить:

- возможность дистанционного выполнения процессуальных действий, в том числе дистанционного обращения в суд в электронном виде, дистанционного получения информации о начавшемся судебном процессе, дистанционного доступа к материалам судебных дел, получения судебных актов и их копий в электронном виде, дистанционного участия в судебных заседаниях, что способствует экономии времени участникам судебного процесса;

- возможность осуществления и закрепления результатов процессуальной деятельности в электронной форме;

- юридически значимый электронный судебный документооборот между гражданами, организациями, органами государственной власти и судами;

- создание электронных судебных дел, постепенный отказ от пересылки бумажных судебных дел по мере перехода к электронным судебным делам;

- ограниченный доступ к электронным судебным делам для участников судебного процесса, в том числе ознакомление с материалами судебных дел, включая ознакомление с аудио-видео-протоколами судебных заседаний;

- доступность к электронному информационному пространству судов участникам судебного процесса, а также государственным органам, не являющимся участниками процесса, но предоставляющим информацию судам по запросам либо получающих информацию из судов в случаях, предусмотренных законом;

- информационную безопасность на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующую защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Цифровизация процессов реализации гарантированных государством прав и свобод является современным и действенным способом привлечения наибольшего количества граждан к защите своих законных интересов с использованием новых технологий.

Список литературы /References

1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/#section-description/ (дата обращения: 10.06.2022).

2. Суперсервис «Правосудие онлайн». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravosudieonline.ru/ (дата обращения: 10.06.2022).

3. Концепция информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/ (дата обращения: 10.06.2022).;

4. Концепция информатизации Верховного Суда РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vsrf.ru/files/29675/ (дата обращения: 10.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Концепция информатизации Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vsrf.ru/files/29675/ (10.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.