Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
COMPETENCE-BASED APPROACH / VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / COMPETENCE / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / METHODOLOGICAL TOOLS / "INFORMATION SYSTEM" / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФГОС / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Марина Васильевна, Аржановская Анастасия Валерьевна, Линькова Юлия Игоревна

В статье рассматривается сущность компетентностного подхода как одного из инструментов модернизации системы среднего профессионального образования (СПО). Историография исследования представляет собой анализ данного подхода с точки зрения психологии, в социокультурном аспекте, а также с позиций формирования конкретных компетенций. Реализация новых подходов к обучению иностранным языкам в СПО является одним из обязательных требований новых федеральных государственных стандартов, способствует достижению главной цели обучения иностранным языкам и формированию языковой личности, способной осуществлять эффективную коммуникацию в устной и письменной форме в поликультурном мире. Перечислены и охарактеризованы ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного совершенствования. Рассмотрен пример поэтапной структуры учебного занятия в рамках компетентностного подхода. Определено, что компетентностный подход позволяет сделать процесс обучения иностранным языкам практико-ориентированным, способствует формированию необходимых для иноязычного общения компетенций, формированию и развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Наряду с компетентностным подходом рассматривается компенсаторный подход, который используется преподавателем при работе со студентами СПО в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». В процессе работы преподавателем применяются интерактивные методы для повышения мотивации, такие как деловая игра, мозговой штурм, case study. Помимо этого, большое внимание следует уделить приемам, используемым в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»: применение дидактических средств, коммуникация преподаватель - студент и студент - студент, приемы, призванные учитывать внутриколлективные отношения. Все эти приемы говорят о важности в современных условиях психологического компонента в обучении студентов СПО. Согласно ФГОС по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы важная роль отводится самостоятельной работе, которая также направлена на развитие и закрепление навыков и умений. Таким образом, реализация всех компетенций позволит подготовить специалиста, свободно вступающего в бытовую и профессиональную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Марина Васильевна, Аржановская Анастасия Валерьевна, Линькова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO THE STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the competence-based approach as one of the tools for the modernization of secondary vocational education system. Historiography of the study is an analysis of this approach from the point of view of psychology, in the socio-cultural aspect, as well as from the standpoint of the formation of specific competencies. The implementation of new approaches to teaching foreign languages in vocational education is one of the strong requirements of the new Federal Educational Standards. These approaches help to achieve the main goal of teaching foreign languages - the formation of a language personality capable to communicate in oral and written forms in multicultural environments. The key educational competencies are listed and characterized: value-semantic, general cultural, educational and cognitive, informational, communicative, social labor, self-improvement. The example of the phased structure of the training session in the context of competence-based approach is given. It was determined that the competence-based approach makes the process of learning foreign languages more practice-oriented, contributes to the formation of the competences necessary for foreign communication, formation and development of the intellectual and creative potential of students.Along with the competence-based approach, the compensatory approach is considered, which is used by the teacher when working with students of secondary vocational education system in the framework of studying the discipline “Foreign language in the professional sphere”. To increase the motivation the teacher uses interactive methods such as: business simulation, brainstorming, case study. In addition, much attention should be paid to the techniques used in the teaching of “Foreign language in the professional sphere”: the use of didactic means, communication models ‘teacher-student’ and ‘student-student’, techniques designed to consider intra-relations. All these techniques are important in modern conditions of the psychological component in the training of students of secondary vocational education system. According to the FSES in the direction of training 09.02.04 Information systems an important role is given to the share of independent work, which is also aimed at the development and consolidation of skills and abilities. Thus, the implementation of all competencies will prepare a specialist who freely enters domestic and professional communication.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

www.volsu.ru

UDC 37.013 Submitted: 07.11.2018

LBC 74.57 Accepted: 24.11.2018

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO THE STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Marina Vasil'evna Milovanova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Anastasia Valer'evna Arzhanovskaya

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Yulia Igorevna Linkova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article considers the competence-based approach as one of the tools for the modernization of secondary vocational education system. Historiography of the study is an analysis of this approach from the point of view of psychology, in the socio-cultural aspect, as well as from the standpoint of the formation of specific competencies. The implementation of new approaches to teaching foreign languages in vocational education is one of the strong requirements of the new Federal Educational Standards. These approaches help to achieve the main goal of teaching foreign languages - the formation of a language personality capable to communicate in oral and written forms in multicultural environments. The key educational competencies are listed and characterized: value-semantic, general cultural, educational and cognitive, informational, communicative, social labor, self-improvement. The example of the phased structure of the training session in the context of competence-based approach is given. It was determined that the competence-based approach 22 makes the process of learning foreign languages more practice-oriented, contributes to the formation of the cn competences necessary for foreign communication, formation and development of the intellectual and creative kh potential of students.

g Along with the competence-based approach, the compensatory approach is considered, which is used by g the teacher when working with students of secondary vocational education system in the framework of studying § the discipline "Foreign language in the professional sphere". To increase the motivation the teacher uses interactive S methods such as: business simulation, brainstorming, case study. In addition, much attention should be paid to the techniques used in the teaching of "Foreign language in the professional sphere": the use of didactic means, W communication models 'teacher-student' and 'student-student', techniques designed to consider intra-relations.

All these techniques are important in modern conditions of the psychological component in the training of students g of secondary vocational education system. According to the FSES in the direction of training 09.02.04 Information g systems an important role is given to the share of independent work, which is also aimed at the development and § consolidation of skills and abilities. Thus, the implementation of all competencies will prepare a specialist who ^ freely enters domestic and professional communication.

. Key words: competence-based approach, vocational secondary education, foreign language teaching, m

competence, Federal Educational Standard, methodological tools, "Information system"

CÖ «

o «

CÖ «

8 S

УДК 37.013 ББК 74.57

Дата поступления статьи: 07.11.2018 Дата принятия статьи: 24.11.2018

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Васильевна Милованова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Анастасия Валерьевна Аржановская

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Юлия Игоревна Линькова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается сущность компетентностного подхода как одного из инструментов модернизации системы среднего профессионального образования (СПО). Историография исследования представляет собой анализ данного подхода с точки зрения психологии, в социокультурном аспекте, а также с позиций формирования конкретных компетенций. Реализация новых подходов к обучению иностранным языкам в СПО является одним из обязательных требований новых федеральных государственных стандартов, способствует достижению главной цели обучения иностранным языкам и формированию языковой личности, способной осуществлять эффективную коммуникацию в устной и письменной форме в поликультурном мире. Перечислены и охарактеризованы ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного совершенствования. Рассмотрен пример поэтапной структуры учебного занятия в рамках компетентностного подхода. Определено, что компетентностный подход позволяет сделать процесс обучения иностранным языкам практико-ориентированным, способствует формированию необходимых для иноязычного общения компетенций, формированию и развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

Наряду с компетентностным подходом рассматривается компенсаторный подход, который используется преподавателем при работе со студентами СПО в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». В процессе работы преподавателем применяются интерактивные методы для повышения мотивации, такие как деловая игра, мозговой штурм, case study. Помимо этого, большое внимание следует уделить приемам, используемым в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»: применение дидактических средств, коммуникация преподаватель - студент и студент - студент, приемы, призванные учитывать внутриколлективные отношения. Все эти приемы говорят о важности в современных условиях психологического компонента в обучении студентов СПО.

Согласно ФГОС по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы важная роль отводится самостоятельной работе, которая также направлена на развитие и закрепление навыков и умений. Таким образом, реализация всех компетенций позволит подготовить специалиста, свободно вступающего в бытовую и профессиональную коммуникацию.

Ключевые слова: компетентностный подход, система среднего профессионального образования, обучение иностранному языку, компетенция, ФГОС, методологический инструментарий, информационные системы.

Важной задачей российского общества является его устойчивое инновационное раз-

Введение

витие. Система среднего профессионального образования служит одним из ведущих положений в определении стратегической цели такого развития. В качестве сновной задачи

при этом выступает формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности, готовой справляться с профессиональными заданиями и нести ответственность за их выполнение [9].

Для решения поставленной задачи были обновлены рабочие программы среднего профессионального образования по многим специальностям, обновлен и утвержден Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Значительное количество новых, более востребованных на современном рынке труда специальностей были внесены в Классификатор специальностей среднего профессионального образования. Так, перечень предлагаемых направлений подготовки специалистов среднего звена включает следующие специальности: «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Мехат-роника и мобильная робототехника», «Информационные системы (по отраслям)» и др., в связи с чем возникает потребность в разработке новых программ для данных направлений подготовки. Необходимость обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов среднего звена в соответствии с государственным заказом и запросами региональных рынков труда обусловливает важность формирования ряда общих и профессиональных компетенций.

В современной педагогической науке достаточно большое внимание уделяется исследованию компетентностного подхода, являющегося объективным явлением в образовании, вызванным различными социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Данный подход рассматривается с точки зрения психологии [2; 3], в социокультурном аспекте [6; 8], с позиций формирования конкретных компетенций [1; 7]. Однако изучение компетентст-ного подхода с точки зрения предметных компетенций еще не получило должного освещения в работах ученых, что обусловливает актуальность предлагаемой работы.

В рамках данной статьи остановимся на использовании компетентностного подхода в обучении иностранному языку по направлению подготовки «Информационные системы (по отраслям)». Учебная дисциплина «Иностранный язык» включена в обязательный общий

гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.

Структура компетенций

Отличительной чертой компетентностно-го подхода является комплексное усвоение знаний, умений и навыков обучающимися. Вследствие этого возникает необходимость в новой методологической базе, формируемой на основе структуры соответствующих компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция, которая связана с областью миропонимания. Ее основу составляют личностные универсальные учебные действия (соотношение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных ценностей и норм, умение выявить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальной структуре общества и межличностных отношениях). Данная компетенция формирует индивидуальную образовательную траекторию студента и программу его социального поведения в целом.

2. Общекультурная компетенция - совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта (национально-культурные и духовно-нравственные ценности, традиции и обычаи, научное и религиозное знание, компетентность в бытовой и культурно-досуговой сфере), направленных на изучение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития обучающегося. В рамках данной компетенции можно выделить следующие аспекты:

- смысловой - адекватный анализ ситуаций, формируемый на основе изученных культурных образцов, понимание и оценка ситуаций такого рода;

- проблемно-практический - адекватная интерпретация сложившейся ситуации, пути и методы ее решения;

- коммуникативный аспект - адекватная коммуникация с учетом уместных образцов общения и взаимодействия.

3. Учебно-познавательная компетенция, которая направлена на самостоятельную познавательную деятельность, содержащую логические, методологические, общие учебные аспекты (постановка цели, планирование, анализ, рефлексия, самооценка). В рамках рассматриваемой компетенции устанавлива-

ются требования необходимой функциональной грамотности (отличие фактов от предположений, знание измерительных навыков, использование вероятностных, количественных и других методов познания).

4. Информационная компетенция - это способность осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор, обработку и передачу необходимой информации, используя информационные технологии.

5. Владение необходимыми языками, знание способов взаимодействия с другими участниками коммуникации, умение работать в группе, ориентирование в социальной структуре общества - все это определяет коммуникативную компетентность студента.

6. Компетенция личностного самосовершенствования, объектом которой является сам студент, направлена на освоение способов деятельности в личных интересах обучающегося, непрерывное саморазвитие, формирование ключевых личностных качеств современного человека, психологической компетентности, культуры мышления и поведения [2].

Необходимым условием нового подхода в образовании является внедрение новой методологической основы обучения, исходя из психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Особое внимание уделяется не учебным примерам, разработанным в качестве иллюстративного материала, а рассмотрению и решению конкретных, реальных, бытовых задач. Основным показателем эффективности обучения будет выступать осмысленный опыт деятельности, а не знания, умения и навыки.

Таким образом, при планировании учебного занятия в рамках рассматриваемого подхода необходимо тщательно продумать структурный и методологический аспекты, уделить особое внимание не только учебному, но и психологическому обоснованию материала.

Рассмотрим пример поэтапной структуры учебного занятия в рамках компетентнос-тного подхода:

- постановка целей и основных задач;

- компетентная интерпретация занятия (структурирование учебного занятия: теоретический, практический, воспитательный компоненты);

- выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. При данном под-

ходе отдается предпочтение творческим заданиям (ситуативность, исследовательские проекты, индивидуальная траектория освоения нового материала);

- подбор методов и форм обучения;

- подбор оценочного инструментария для проверки уровней освоения компетенции (первичный, промежуточный и итоговый контроль).

Компетентностный подход позволяет решить ряд ключевых задач образовательной деятельности, таких как: интеграция личностной и профессиональной подготовки специалиста; единство учебного и воспитательного процессов; направленность обучения на результат; формирование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся; формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, в различных профессиональных и жизненных ситуациях; формирование универсальных компетенций.

В рамках данного подхода преподаватель должен осознавать, что невозможно строить занятия, опираясь на свой прошлый опыт. Главной задачей его деятельности в таком случае становится обеспечение успеха в будущей профессиональной жизни студентов.

Рассмотрим специфику освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», когда у студентов уже есть базовый уровень знаний, умений и навыков, а также определенный опыт в осуществлении речевой деятельности.

Основной проблемой в этом случае является формирование мотивации к изучению иностранного языка. Для того чтобы повысить мотивацию, необходимо учитывать такие факторы, как изменение организации учебного процесса, совершенствование педагогических и языковых компетенций у самого преподавателя, а также влияние социокультурных явлений.

Помимо этого, чтобы поддержать данную мотивацию, необходимо и само желание студентов добиться успехов в профессиональной деятельности, стать специалистом в изучаемой области и перенять зарубежный опыт. Все это должно дать положительный эмоциональный заряд, который станет лучшей базой для изучения и совершенствования иностранного языка.

Практика показывает, что для лучшего овладения иностранным языком необходимы

регулярные занятия и грамотная организация учебного процесса. С этой целью на занятиях используются ИКТ, что способствует формированию положительной психологической мотивации к изучению языка. Эффективность в таком случае определяется психологическим аспектом занятия, когда оно организовано так, что основной целью становится обучение профессионально ориентированной лексике студентов.

Для этого преподаватель в ходе занятий может использовать такие интерактивные методы, как деловая игра, мозговой штурм, case study, проведение дискуссий, выступления с презентациями с использованием Power Point и т. д. [1]. Нами будут рассмотрены приемы, используемые в процессе преподавания иностранного языка студентам СПО:

- приемы, которые связаны с использованием дидактических средств обучения (выделение key terms, составление mind maps, аудирование и выделение ключевых слов, которые относятся к теме прослушиваемого текста, составление crossword puzzle по активной лексике, изучение деловой корреспонденции путем составления резюме, заявления о приеме на работу по предоставленным образцам);

- приемы, связанные с педагогическим общением преподавателя и студента, коммуникация между студентами, в которую входят: определение лучшего варианта перевода, создание диалогической и монологической речи на основе изученного материала, использование такого вида деятельности, как rendering the text;

- приемы, призванные учитывать внут-риколлективные отношения, к ним относятся: обсуждение аннотаций, высказывание своего мнения (с использованием конструкций In my opinion..., As for me..., To my mind...), составление презентаций по выбранным темам и устное сообщение.

Завершающим этапом является совершенствование всех знаний, умений и навыков, язык начинает использоваться как средство для улучшения знаний в различных областях науки и техники.

Таким образом, мы можем отметить, что в современных условиях психологический компонент при обучении студентов СПО является очень важным, поскольку влияет на создание благоприятного микроклимата на

занятии и способствует дальнейшему развитию коммуникативной компетенции, а также мотивирует на изучение иностранного языка в профессиональной деятельности.

В рамках коммуникативной компетенции нами будет рассмотрена компенсаторная компетенция. При изучении иностранного языка в рамках программ СПО формирование данной компетенции развивает умение использовать перифраз, синонимические конструкции, мимику, чтобы выйти из положения нехватки языковых средств. Реализация коммуникативной компетенции будет в том случае успешной, когда студент способен использовать все навыки и умения, приобретенные в рамках компенсаторной компетенции, что позволит участникам коммуникации взаимодействовать друг с другом в соответствии с коммуникативными намерениями и целями общения.

Согласно ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) студент в результате освоения учебной дисциплины должен знать: лексический (1 200-1 400 лексических единиц) и грамматический минимумы, необходимые для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности [2]. Соответственно, при изучении иностранного языка большое внимание следует уделять изучению и отработке лексических единиц.

Результаты

Успешная реализация требований, включенных в программу СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), возможна тогда, когда в программу включен и базовый, и профессиональный курс изучения иностранного языка, предполагающий дальнейшее развитие устной и письменной речи студентов СПО с учетом требований ФГОС. Все эти факторы необходимо учитывать при подготовке выпускников, абитуриентов с целью дальнейшего изучения рассматриваемых компетенций.

Важная роль в рамках программы отводится самостоятельной работе студентов, в процессе которой они совершенствуют полученные знания, умения и навыки. В связи с этим подготовка специалистов СПО осуще-

ствляется с включением учебно-исследовательской работы. Студентам предлагается ряд заданий, которые закрепляют знания и дают возможность преподавателю увидеть лакуны в изучаемом материале. Данная деятельность также направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студента рассматривается и как его личностная характеристика, так как он показывает свое умение самостоятельно приобретать необходимые для дальнейшего профессионального и личностного роста знания. Особое внимание при подготовке студентов по специальности 09.02.04 Информационные технологии (по отраслям) также уделяется формированию ОК-4, ОК-5, когда студентам необходимо в рамках данных компетенций уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; а также использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Последний год обучения студентов СПО предусматривает работу с аутентичными профессиональными текстами: Image and Design, Web Design and Web Development, Cloud Computing: SaaS, Cloud Computing: IaaS and PaaS; реферирование и анализ данных текстов, а также изучение Business English с целью дальнейшего применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Таким образом, основной целью обучения иностранным языкам в системе СПО в России становится подготовка личности, которая может свободно вступать в иноязычную коммуникацию, как на бытовом, так и на профессиональном уровне; владеть основными и профессиональными компетенциями, уметь их применять в профессиональной деятельности. Все это позволит специалисту в современной экономической ситуации выйти на более высокий профессиональный уровень.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гаун, О. Знать, понимать, применять: Формирование коммуникативной компетенции (языкознание) / О. Гаун // Учитель года. - 2004. - № 3. -С. 51-59.

2. Зеер, Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. - 2004. - N° 3. - С. 5-11.

3. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - М. : Сфера, 2004. - 144 с.

4. Милованова, М. В. Модульный подход к обучению русскому языку делового общения для мигрантов / М. В. Милованова, Е. В. Терентьева // Перевод в меняющемся мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. -М. : Издат. центр «Азбуковник», 2015. - С. 558-560.

5. Приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 № 525 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)» : (зарегистр. в Минюсте России 03.07.2014 № 32962). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Фатыхова, А. Социально-перцептивная компетентность педагога / А. Фатыхова // Высшее образование в России. - 2005. - № 7. - С. 159-168.

7. Чикурова, М. В. Контролировать сформированное^ информационной компетенции (у школьников) / М. В. Чикурова // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 120-127.

8. Ярулов, А. А. Формирование культуры социальной компетентности школьников / А. А. Ярулов // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 97-123.

9. Types of Interactive Methods in Teaching English to Students of Economics / E. Eltanskaya, O. Popova, Yu. Linkova, A. Arzhanovskaya, Yu. Kulichenko // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 97. Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017). - P. 100-102 .

REFERENCES

1. Gaun О. Znat, ponimat, primenyat: Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii (yazykoznanie) [To Know, to Understand, to Apply: Formation of Communicative Competence (Language Studies)]. Uchitelgoda [Teacher ofthe Year], 2004, no. 3, pp. 51-59.

2. Zeer E.F. Samoreguliruemoe uchenie kak psikhologo-didakticheskaya tekhnologiya formirovaniya kompetentsii u obuchaemykh [Self-Regulating Teaching as a Psycho-Didactic Technology of Students' Competence Formation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2004, no. 3, pp. 5-11.

3. Lukyanova M.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost uchitelya: Diagnostika i razvitie [Psychological and Pedagogical Competence of the Teacher: Diagnostics and Development]. Moscow, Sfera Publ., 2004. 144 p.

4. Milovanova M.V., Terentyeva E.V Modulnyy podkhod k obucheniyu russkomu yazyku delovogo obshcheniya dlya migrantov [Modular approach to teaching the Russian language of business communication for migrants]. Perevod v menyayushchemsya mire: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Saransk, 19-20 marta 2015 g. [Translation in the Changing World. Materials of the International Scientific-Practical Conference (Saransk, March 19-20, 2015)]. Moscow, Azbukovnik Publ., 2015, pp. 558-561.

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.05.2014 № 525 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 09.02.04 Informatsionnye sistemy (po otraslyam)»: (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.07.2014 N32962) [Order of the Ministry of Education of Russia of 14 May 2014 No. 525 'On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in the Profile 09.02.04 Information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Systems (Branch-Wise)': (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 3 July 2014 No. 32962)]. Access from Reference Legal System 'KonsultantPlyus'.

6. Fatykhova A. Sotsialno-pertseptivnaya kompetentnost pedagoga [Socio-Perceptual Competence of the Teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2005, no. 7, pp. 159-168.

7. Chikurova M.V Kontrolirovat sformirovannost informatsionnoy kompetentsii (u shkolnikov) [To Control the Formation of Information Competence (in Schoolchildren)]. Shkolnye tekhnologii, 2004, no. 1, pp. 120-127.

8. Yarulov A.A. Formirovanie kultury sotsialnoy kompetentnosti shkolnikov [Formation of Socio-Cultural Competence of Schoolchildren]. Shkolnye tekhnologii, 2005, no. 2, pp. 97-123.

9. Eltanskaya E., Popova O., Linkova Yu., Arzhanovskaya A., KulichenkoYu. Types of Interactive Methods in Teaching English to Students of Economics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 97. Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference on Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH2017), 2017, pp. 100-102.

Information about the Authors

Marina Vasil'evna Milovanova, Doctor of Philological Sciences, Professor, Department of Russian Philology and Journalism, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, mv_milovanova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6198-6972

Anastasia Valer'evna Arzhanovskaya, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer of Department of Germanic and Romance Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, arjanovskaya@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6606-3248

Yulia Igorevna Linkova, Candidate of Philological Sciences, Associated Professor, Department of Germanic and Romance Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, linkova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3628-4626

Информация об авторах

Марина Васильевна Милованова, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, mv_milovanova@volsu.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-6198-6972

Анастасия Валерьевна Аржановская, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры германской и романской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, arjanovskaya@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6606-3248

Юлия Игоревна Линькова, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской и романской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, linkova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3628-4626

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.