6. Нужа И.Б., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде. Available at: https://publications.hse.ru/ mirror/pubs/share/folder/qkc8oy4jnt/direct/71634609
7. Астанина А.Н. Проблемы цифровизации при обучении иностранному языку в вузе. EDCRUNCH URAL: новые образовательные технологии в вузе: Глобальная конференция по технологиям в образовании. Екатеринбург: УрФУ, 2019: 6 - 11.
References
1. Halin V.G., Chernova G.V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossijskuyu 'ekonomiku i obschestvo: preimuschestva, vyzovy, ugrozy i riski. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Moskva: RANHiGS, 2018; № 10 (118): 46 - 63.
2. Vartanova E.L., Vyrkovskij A.V., Makseenko M.I., Smirnov S.S. Industriya rossijskih media: cifrovoe buduschee: akademicheskaya monografiya. Moskva: MediaMir, 2017.
3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Ekaterinburg: UGPU, 2018; № 8: 107 - 113.
4. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremenno cifrovoj uchebnoj sredy kak odno iz ee osnovnyh napravlenij. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: informacionnye komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Perm': PGGPU, 2018; № 14: 5 - 37.
5. Blinov V.I. Cifrovayadidakiika:modnyjtrendilinovayanauka? Sovremennyeproblemyprofessional'nogoivysshegoobrazovaniya:sostoyanieiocenka: kollektivnaya monografiya. Avtory-sostaviteli: Chistyakova S.N., Podufalov N.D., Gevorkyan E.N. Moskva: «'Ekon-Inform», 2019.
6. Nuzha I.B., Smirnova N.V. IKT v obuchenii inostrannomu yazyku: ot tradicionnogo uchebnika k virtual'noj obuchayuschej srede. Available at: https://publications.hse.ru/mirror/ pubs/share/folder/qkc8oy4jnt/direct/71634609
7. Astanina A.N. Problemy cifrovizacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. EDCRUNCH URAL: novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: Global'naya konferenciya po tehnologiyam v obrazovanii. Ekaterinburg: UrFU, 2019: 6 - 11.
Статья поступила в редакцию 14.09.20
УДК 378
Arzhanovskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Eltanskaya E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Generalova L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
CONVERGENCE OF TECHNOLOGIES IN EDUCATION: NEW DETERMINANT OF THE SOCIETY DEVELOPMENT. The authors of the proposed research aimed at reviewing the use of electronic educational resources as modern convergent technologies, analysis and evaluation of the results of their use in the process of training highly qualified specialists who can effectively function in the conditions of integration and globalization taking place at the political, economic and socio-cultural levels. Convergence is regarded as a key and priority direction for the development of scientific thought. In the framework of the proposed study, the authors consider a descriptive method to be fundamental, including elements of review, interpretation, comparison and description. The authors provide the rationale of the research issue; list the key principles of converging technologies; describe the internal structure of the cognitive theory of multimedia teaching; the researchers determine that the converged approach helps to make the learning process a practice-oriented, promotes the formation of new information culture and leads to improvement of quality of life.
Key words: convergent technologies, education, convergent learning, electronic educational resources, cognitive technologies.
А.В. Аржановская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
Е.А. Елтанская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
Л.М. Генералова, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ: НОВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Цель данного исследования заключается в обзорном анализе использования электронных образовательных ресурсов как современных конвергентных технологий, оценке и перспективе результатов их использования при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в условиях интеграции и глобализации, проходящих на политическом, экономическом и социокультурном уровнях. Конвергенция становится ключевым и приоритетным направлением развития научной мысли. При этом конвергенцию рассматривают как объединение различных теорий и практик, комплексное явление формирования междисциплинарной среды. В рамках предлагаемого исследования основополагающим является описательный метод, включающий элементы обзора, интерпретации, сопоставления и описания. Обоснована актуальность исследования; перечислены основные принципы конвергенции технологий; описывается внутренняя структура когнитивной теории мультимедийного преподавания; определено, что конвергентный подход позволяет сделать процесс обучения практико-ориентированным, способствует формированию новой информационной культуры и ведет к совершенствованию качества жизни.
Ключевые слова: конвергентные технологии; образование; конвергентное обучение; электронные образовательные ресурсы, когнитивные технологии.
Наука постепенно интегрирует в новую организационную модель системы взаимодействия знаний и технологий, основу которых составляют конвергентные технологии (когнитивные, информационные и социальные). Стремительное развитие современных информационных технологий, дигитализация данных и интенсивная информатизация общества оказывают влияние на модификацию парадигмы образования, которое включает в себя обучение, духовно-нравственное воспитание, формирование личностной культуры и социализацию населения.
Классическое «запрограммированное» обучение, когда обучающийся являлся пассивным получателем предварительно поданных знаний, осталось в прошлом. Множественные психологические исследования и дидактические методики наглядно доказали, что образовательный процесс протекает намного успешнее, когда мозг создает собственные ментальные структуры, и, наоборот, эффективность мозговой деятельности снижается, если готовые структуры ему навязывают Поэтому использование электронных средств обучения как важной составляющей современных конвергентных технологий позволяет сделать процесс обучения исследовательским и экспериментальным.
Как видим, вызовы современного общества требуют значительных изменений образовательных систем разных уровней: муниципального, регионального, федерального. Данные изменения являются комплексными и предусматривают
последовательный переход к конвергентному подходу в образовании, обновление структурного и содержательного аспектов образования, модернизацию программно-методического и учебного сопровождения, необходимого для формирования новой образовательной среды, способной обеспечивать новое качество образования. Немаловажную роль в формировании новой информационной культуры играет внедрение электронных инструментов в образовательный процесс. Сюда можно отнести мультимедийные технологии, локальные и глобальные сети, телекоммуникации и многое другое. Необходимость использования новых электронных средств в образовании кажется очевидной, так как широкая общественность ожидает «инновационную революцию» в сфере образования. Обучение сегодня не должно представлять лишь структурную передачу знаний, необходимо стимулировать активную работу умственной деятельности, в связи с чем остро встает проблема необходимости применения новых методов преподавания, подразумевающих инициирование процессов обработки информации, внедрение новой информации в существующую сеть когнитивных знаний. Как обоснованно доказал в своих работах Л.С. Выготский, если когнитивное фрагментирование внеязыковой действительности осуществляется уже на пре-вербальной стадии развития, когда играют роль понятийная классификация и сенсомоторные функции ребенка, то с течением времени языковая компетенция
приобретает новые формы, человек учится мыслить за пределами непосредственно получаемой информации и накапливает опыт под влиянием внешних факторов, будь то литература, СМИ или электронные образовательные ресурсы. Таким образом, образовательный процесс «вращается вокруг осознания и овладения» [1, с. 74].
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в условиях современного общества на образовательный сектор возложены задачи формирования интеллектуальной, профессионально компетентной личности, которая не только усиливает свои интеллектуальные и познавательные способности, развивает ассоциативное мышление, но и готова моделировать организационный процесс, проектировать принятие необходимого решения, справляться с профессиональными задачами и нести ответственность за их выполнение. Возрастающая сложность окружающего мира и необходимость повышения качества жизни требуют обновления структурного и содержательного аспектов образовательных подходов и интегрирования различных образовательных методик и форматов. Компьютерное обучение, внедрение мультимедийных образовательных программ с использованием телекоммуникативных средств обучения, видеоконференций, дискуссионных форумов, Интернета способствуют формированию системы определенных знаний, умений и навыков, что дает возможность обучающемуся сформировать конкретные компетенции [2; 3]. Таким образом, конвергентное образование, являясь одной из интегральных областей знания, занимает ведущую позицию научного, технологического и экономического развития.
Сегодня интерес к использованию конвергентных технологий в образовании значительно вырос, о чем свидетельствуют многочисленные труды, рассматривающие данное явление. В современном научном обществе конвергенция рассматривается как комплексное явление в сфере образования [4]; с точки зрения применения в разных уровнях образования: в школьном образовании [5], в среднем профессиональном образовании [6], в высшем образовании [7]; с позиций социокультурного аспекта [8] и др.
В данной работе остановимся на рассмотрении конвергентного образования в качестве одного из ключевых компонентов устойчивого развития современного общества в условиях глобализации, модернизации и интеграции.
Прежде всего, считаем необходимым дать определение ключевым понятиям предлагаемого исследования: конвергенция, конвергентное обучение, конвергентные технологии, конвергентно ориентированная образовательная программа.
Конвергенция рассматривается нами как комплексное явление взаимопроникновения и взаимовлияния различных предметных областей. Это своего рода целостная стратегическая задача, при успешном решении которой можно реализовать многие фундаментальные социально-экономические интересы социума.
Конвергентное обучение - новый формат междисциплинарного образовательного пространства в рамках учебной и внеучебной деятельности, способствующий восприятию мира как единого целого, а не изучению отдельных предметных дисциплин; процесс, направленный на формирование компетенций, необходимых для успешной трудовой и бытовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий.
Конвергентные технологии представляют собой совокупность информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, социальных и когнитивных технологий.
Конвергентно-ориентированная образовательная программа представляет собой основную образовательную программу, в основу разработки которой заложены ключевые принципы конвергентного образования. Использование электронных инструментов образования, которые интегрируют несколько типов носителей, способны обрабатывать поступающую информацию в цифровом виде и обеспечивать интерактивность учебного процесса, способствовать достижению поставленных образовательных результатов.
К числу основных принципов рассматриваемого подхода относятся следующие положения:
- исход образовательного процесса в наибольшей мере отвечает поставленным образовательным целям - сформировать у будущих специалистов способность самостоятельно справляться с профессиональными задачами; подготовить специалистов, готовых к активной социальной адаптации, к началу эффективной трудовой деятельности, стремящихся к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию;
- при таком подходе происходит синтез приобретенных навыков, умений, знаний и опыта обучающихся, что отвечает современным требованиям к сущности образования;
- смысловой аспект образования рассматривается как поучительно приемлемый социальный опыт, который подразумевает решение различного рода проблем: когнитивных, нравственных, социальных, экономических, политических и др.;
- происходит существенное изменение содержания образования, способов его освоения, а, следовательно, и организации образовательного процесса в целом. В данном контексте организация и структурирование образовательного
Библиографический список
процесса направлены на создание благоприятных условий формирования у будущих специалистов способности самостоятельно решать проблемы различного характера: когнитивного, коммуникативного, организационного, мировоззренческого и др., которые формируют содержательный аспект образования;
- когнитивная теория мультимедийного преподавания Майера [9], суть которого заключается в объединении наиболее распространенных подходов к традиционному обучению и перемещению их в область электронного и мультимедийного образования. Это, в свою очередь, способствует эффективному восприятию поступающей извне информации на разных этапах обучения и включает в себя два совершенно противоположных способа представления вербальной и невербальной информации, использование различных этапов обработки и хранения визуальной и слуховой информации. Описываемая теория обучения включает в себя три принципа теории познания:
1. Dual-channel (auditory and visual). Дидактическое воздействие основано на вербальной и описательной обработке поступающей извне информации.
2. Limit capacity. Исключительная пропускная восприимчивость этих каналов, когда обучающийся за единицу времени эффективно осмысливает определенное количество когнитивных единиц, что обусловлено когнитивной способностью индивидуальной ментальной деятельности.
3. Learning is an active process. Обучение как процесс взаимодействия ментальной системы с сопровождающим дидактическим материалом представляет собой отбор и классификацию информации с последующей ее категоризацией, концептуализацией и интеграцией на основе уже имеющихся знаний. Отличительным фактором данного подхода является осознание ключевой роли индивида в самоорганизации процессов обучения, принятие решений, обладание необходимыми когнитивными навыками и умениями, формирующими мыслительный процесс. Это предполагает сосредоточенность на процессе представления, хранения и обработки знаний, полученных в процессе обучения.
Авторы используют описательный подход для проведения обзора опубликованных исследований по использованию конвергентных технологий, в первую очередь электронных ресурсов и когнитивных технологий, в образовании; обзор, интерпретацию, сопоставление и описание научных трудов, в которых рассматривалось это явление.
Перед современным обществом остро стоит задача создания целостного, многостороннего и многомерного кадрового потенциала, способного эффективно применять полученные знания и навыки. Модернизация современного образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения с использованием инновационных образовательных технологий. Особой эффективности обучения можно достичь при помощи электронных инструментов и образовательных программ, реализации когнитивного подхода к использованию электронных ресурсов в обучении, который решает проблему рационализации процесса обучения, обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов, открывает новые перспективы в образовательном процессе, поднимает уровень освоения пройденного материала, тренирует память, развивает воображение, восприятие, внимание, интеллект, упражняет образное, знаковое и логическое мышление. Когнитивные процессы понимания, мышления и общения ведут к совершенствованию качества жизни, так как фундамент конвергенции многочисленных информационных технологий составляет сплоченность мироздания на всех ступенях и уровнях интеграции. Поэтому «развитие когнитивных технологий будет иметь примечательные последствия для всего человечества...» [10]. Образовательные технологии следует дополнять когнитивными процедурами, методами и инструментами. Основной ключевой сверхзадачей образования становится проектирование новых методик в условиях стремительного развития глобальной экономики, сферы информационных технологий, межкультурного диалога, интернационализации и интеграции различных сфер жизнедеятельности.
Таким образом, можно констатировать, что изменяющаяся реальность требует комплексного обновления структурирования и проектирования образовательного процесса. Подобная переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы направлена на свободное развитие будущих специалистов, их творческой инициативы и самостоятельности. Необходимо подчеркнуть, что схожие результаты могут быть получены путем интеграции различных типов, методик, техник, форматов и подходов обучения, которые отражают суть конвергентного подхода, способствующего решению ряда ключевых задач современной образовательной деятельности: синтеза личностной и профессиональной подготовки специалиста; единству учебного и воспитательного процессов; направленности обучения на результат; порождению и развитию интеллектуально-творческого потенциала будущих специалистов; формированию умений применять полученные знания на практике. Таким образом, конвергентное образование, являясь одной из интегральных областей знания, занимает ведущую позицию научного, технологического и экономического развития современного общества.
1. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1982; Т. 1.
2. Baddeley A.D. Is working memory still working? European Psychologist. 2002; № 7: 85 - 97.
3. Moreno R., Mayer R.E. A learner-centered approach to multimedia explanations: Deriving instructional design principles from cognitive theory. Available at: http://www.imej.wfu. edu/articles/2000/2/05/printver.asp
4. Исмагилов РМ. О конвергентном образовании. Концепт. 2015; № 13: 351 - 355.
5. Фещенко Т.С., Шестакова Л.А. Конвергентный подход в школьном образовании - новые возможности для будущего. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 11-2 (65): 159 - 165.
6. Eltanskaya E.A., Arzhanovskaya A.V., Linkova Yu.I. Teaching English by means of competence-based approach to the students of secondary vocational education. Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ismge-19/125912464
7. Eltanskaya E.A., Popova O.Yu., Linkova Yu.I., Arzhanovskaya A.V., Kulichenko Yu.N. Types of Interactive Methods in Teaching English to Students of Economics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference. 2017; № 97: 100 - 102.
8. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс). Totallogy-XXI. 2010; № 24: 58 - 75.
9. Mayer R.E. Cognitive theory of multimedia learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
10. Roco M., Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology Information Technology and Cognitive Science, 2003. Available at: http:// www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf
References
1. Vygotskij L.S. Voprosy teorii i istorii psihologii. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 1.
2. Baddeley A.D. Is working memory still working? European Psychologist. 2002; № 7: 85 - 97.
3. Moreno R., Mayer R.E. A learner-centered approach to multimedia explanations: Deriving instructional design principles from cognitive theory. Available at: http://www.imej.wfu. edu/articles/2000/2/05/printver.asp
4. Ismagilov R.M. O konvergentnom obrazovanii. Koncept. 2015; № 13: 351 - 355.
5. Feschenko T.S., Shestakova L.A. Konvergentnyj podhod v shkol'nom obrazovanii - novye vozmozhnosti dlya buduschego. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2017; № 11-2 (65): 159 - 165.
6. Eltanskaya E.A., Arzhanovskaya A.V., Linkova Yu.I. Teaching English by means of competence-based approach to the students of secondary vocational education. Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ismge-19/125912464
7. Eltanskaya E.A., Popova O.Yu., Linkova Yu.I., Arzhanovskaya A.V., Kulichenko Yu.N. Types of Interactive Methods in Teaching English to Students of Economics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference. 2017; № 97: 100 - 102.
8. Arshinov V.I. Sociokul'turnye problemy konvergiruyuschih tehnologij (NBIC-process). Totallogy-XXI. 2010; № 24: 58 - 75.
9. Mayer R.E. Cognitive theory of multimedia learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
10. Roco M., Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology Information Technology and Cognitive Science, 2003. Available at: http:// www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf
Статья поступила в редакцию 20.09.20
УДК 378 (035.3)
Vershkov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), employee, Academy of the Federal security service of the Russian Federation (Orel, Russia),
E-mail: [email protected]
SYSTEM APPROACH TO ORGANIZE THE PROCESS OF PERSONAL RESPONSIBILITY DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITIES. The article reveals a systematic approach to the organization of the development process on developing personal responsibility of future specialists studying at the modern university. The author of the article considers personal responsibility of an individual from the perspective of its versatility, generalizing his own experience and scientific achievements of outstanding teachers and psychologists, reveals this phenomenon as a factor of success in professional activity. The article describes the theoretical and practical components of pedagogical influence carried out by teachers of higher education institutions in order to practical participation of students in socially useful activities, increase the level of motivation to master professional skills. It is concluded that the implementation of the educational potential of the educational environment of higher education institutions ensures the formation of a high level of development of personal responsibility of future specialists, and when modeling the content of future professional activities of students in educational activities, the logical center of the educational process in the educational team becomes the developing personality of the student. The article will be of interest to all those who are interested in the problem of personal growth and professional development in higher education.
Key words: development of personal responsibility, educational environment, future specialists, competence-based approach, professional competences.
А.С. Вершков, канд. пед. наук, сотр. ФКВОУ ВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», г. Орёл,
E-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ
В статье раскрыт системный подход к организации процесса развития персональной ответственности будущих специалистов, обучающихся в современном вузе. Автор рассматривает персональную ответственность личности с позиций ее многогранности, обобщая собственный опыт и научные достижения выдающихся педагогов и психологов, раскрывает данный феномен как фактор успешности профессиональной деятельности. В статье описаны теоретико-практические составляющие педагогического влияния, осуществляемого педагогами вузов в целях практического участия обучающихся в общественно полезных делах, повышения уровня мотивации к овладению профессиональными компетенциями. Сделан вывод о том, что реализация воспитательного потенциала образовательной среды вузов обеспечивает сформированность высокого уровня развития персональной ответственности будущих специалистов, а при моделировании в учебном процессе содержания будущей профессиональной деятельности обучающихся логическим центром воспитательной работу в учебном коллективе становится сама развивающаяся личность обучающегося. Статья будет интересна всем тем, кого интересует проблема личностного роста и профессионального становления в условиях обучения в высшей школе.
Ключевые слова: развитие персональной ответственности, образовательная среда, будущие специалисты, компетентностный подход, профессиональные компетенции.
Социальная необходимость развития персональной ответственности личности обусловлена в первую очередь тем, что многолетние социально-экономические преобразования в российском обществе изменили повседневное сознание, поведение и способности человека, не всегда задумывающегося о своем будущем и обязательствах, что объективно осложняет реализацию педагогиче-
ских задач обучения и воспитания личности в образовательном пространстве разных вузов, призванных обеспечить целостное становление, формирование и развитие личности человека как будущего специалиста, компетентного профессионала, гражданина и культурного человека, способного ответственно жить и работать на благо самого себя и общества в целом.