Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ENGLISH LANGUAGE TEACHING / LEARNER-CENTRED APPROACH / MOTIVATION / DISCUSSION / COMMUNICATION SKILLS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Людмила Вениаминовна, Куличенко Юлия Николаевна

В данной статье рассматривается личностно-ориентированный подход, являющийся одной из основных тенденций современного образования. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных и социокультурных особенностей студентов, их склонностей, интересов и эмоционального состояния способствует становлению гармоничной личности, повышению мотивации и развитию профессиональных качеств. Результаты исследования были получены с помощью методов наблюдения, эксперимента и беседы. Авторами охарактеризованы основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку и проанализированы различные виды учебной деятельности с точки зрения их эффективности в развитии коммуникативных навыков учащихся. На основе проведенного анализа выявлены преимущества использования личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания иностранного языка в вузе и охарактеризованы виды учебной деятельности, способствующие формированию и развитию профессиональной иноязычной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Людмила Вениаминовна, Куличенко Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNER-CENTRED APPROACH IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

This article describes learner-centred approach as one of the main tendencies in modern education. Learning process based on individual, social and cultural traits of students, their interests and emotional states contributes to the development of personality, motivation and professional qualities. The results of the research have been obtained by observation, experiment and discussion. The main principles of learner-centred approach in the English language teaching have been characterized and the effectiveness of different types of academic activities in the development of communication skills have been analysed. The advantages of learner-centred approach in the foreign language teaching at the university have been identified and the different types of academic activities contributing to the development of professional foreign language competence of the students have been characterized.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

www.volsu.ru

UDC 811.111:372.881 Submitted: 07.11.2018

LBC 81.432.1-9 Accepted: 24.11.2018

LEARNER-CENTRED APPROACH IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

Lyudmila Veniaminovna Medvedeva

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation Yulia Nikolayevna Kulichenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article describes learner-centred approach as one of the main tendencies in modern education. Learning process based on individual, social and cultural traits of students, their interests and emotional states contributes to the development of personality, motivation and professional qualities. The results of the research have been obtained by observation, experiment and discussion. The main principles of learner-centred approach in the English language teaching have been characterized and the effectiveness of different types of academic activities in the development of communication skills have been analysed. The advantages of learner-centred approach in the foreign language teaching at the university have been identified and the different types of academic activities contributing to the development of professional foreign language competence of the students have been characterized. Key words: English language teaching, learner-centred approach, motivation, discussion, communication skills.

УДК 811.111:372.881 Дата поступления статьи: 07.11.2018

ББК 81.432.1-9 Дата принятия статьи: 24.11.2018

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Людмила Вениаминовна Медведева

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Юлия Николаевна Куличенко

о

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

К

2 Аннотация. В данной статье рассматривается личностно-ориентированный подход, являющийся одной из д основных тенденций современного образования. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных и ® социокультурных особенностей студентов, их склонностей, интересов и эмоционального состояния способствует § становлению гармоничной личности, повышению мотивации и развитию профессиональных качеств. Результаты ^ исследования были получены с помощью методов наблюдения, эксперимента и беседы. Авторами охарактеризо-, ваны основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку и проанализиро-^ ваны различные виды учебной деятельности с точки зрения их эффективности в развитии коммуникативных навы-§ ков учащихся. На основе проведенного анализа выявлены преимущества использования личностно-ориентиро-д ванного подхода в процессе преподавания иностранного языка в вузе и охарактеризованы виды учебной деятель-Ц ности, способствующие формированию и развитию профессиональной иноязычной компетенции студентов. ¡§ Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, личностно-ориентированный подход, © мотивация, дискуссия, коммуникативные навыки.

Введение

Система высшей школы России успешно идет по новому пути развития после отказа от ранее использовавшихся методов и принципов, которые не отвечали потребностям современного динамично развивающегося общества. В результате данных изменений происходит процесс формирования творческих, активно и самостоятельно мыслящих специалистов, обладающих широкими знаниями не только в профессиональной сфере.

Это особенно актуально для организации системы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, целью которой является формирование идиолекта обучаемого, развитие навыков коммуникативно правильной речи, лин-гвокультурной и профессиональной компетенций, что связано с активной когнитивной, а не просто репродуктивной деятельностью.

В практике преподавания иностранных языков как в школе, так и в вузе, долгое время доминировал подход, ориентированный на учителя / преподавателя и подразумевающий использование традиционных методов обучения, когда в центре образовательного процесса находится педагог, организующий всю учебную деятельность. Как в российской, так и зарубежной методической литературе, неоднократно высказывались замечания в адрес данного подхода, к основным недостаткам которого относят преподнесение учащимся всей информации в статичном виде в качестве готового продукта, что препятствует развитию самостоятельного критического мышления студентов. В рамках данного подхода предпочтение отдается фронтальному режиму работы, когда преподаватель находится перед аудиторией у стола и проводит опрос учащихся, сидящих за партами.

В настоящее время более актуальным является развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения на профессиональные темы и участия в научных дискуссиях [2, с. 39], поэтому предпочтительным становится личностно-ориентированное взаимодействие «обучающий - обучаемый», при котором возрастает активная роль студента как субъекта воспитательного и образовательного процесса, происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной сфер обе-

их сторон этого процесса, что придает обучению социально значимый характер. Личност-но-ориентированный подход подразумевает активное участие студентов в образовательном процессе, что способствует более интересному и эффективному обучению. Отмечается также, что при этом усиливаются мотивация студентов и их интерес к будущей профессиональной деятельности [4, с. 187], поэтому указанный подход является одним из основополагающих принципов подготовки высококвалифицированных специалистов [1, с. 106].

Методы

В процессе педагогического исследования нами были использованы методы наблюдения, эксперимента и беседы.

Метод научного наблюдения предполагает целенаправленное восприятие изучаемого объекта в естественных условиях. На основе системных наблюдений и анализа многолетнего педагогического опыта были сформулированы гипотезы, проверенные экспериментальным путем. Дополнительные данные были получены в процессе обсуждения со студентами в рамках бесед и дискуссий. Комплексное использование таких методов позволило сделать выводы относительно наиболее эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Результаты

Личностно-ориентированный подход учитывает индивидуальные особенности студентов, каждый из которых рассматривается как личность, обладающая своими характерными чертами, склонностями и интересами.

Преподавателю необходимо определить, какой способ обучения типичен для учащихся, чтобы наиболее эффективно организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов.

В результате правильно организованного личностно-ориентированного педагогического взаимодействия преподавателя с обучаемым создаются благоприятные условия для личностного развития студента и формирования у него нравственных ориентаций.

36

АгИит magister. 2018. Т. 18. № 1

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в реальной вузовской практике личностно-ориентированный подход к обучению обладает своей спецификой: учитываются особенности не каждого отдельного обучающегося, а группы учащихся; то есть речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации [3, с. 44].

Взаимодействие в ходе образовательного процесса происходит в разных системах: между студентами, между преподавателями и студентами, между преподавателями. Ведущую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие преподавателей и студентов, которое, в свою очередь, зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между студентами в учебном коллективе, акцентируется развитие личности, коллектива, а также его воспитательных возможностей.

Взаимодействие сторон в ходе обучения является не самоцелью, а важным способом успешного решения поставленных образовательно-воспитательных задач, и характеризуется взаимопониманием, взаимопознанием, взаимовлиянием, совместимостью, умением воспринимать и уважать противоположную точку зрения, а также приходить к соглашению относительно спорных вопросов.

В рамках личностно-ориентированного подхода для достижения целей обучения предполагается ориентация на дискуссионную форму изложения и усвоения учебного материала, что предопределяет особую структуру аудиторных занятий - сокращение лекционных форм занятий в пользу лекций-дискуссий, семинаров, студенческих докладов на занятиях по английскому языку. Значительно возрастает объем самостоятельной работы с литературой. Характерной особенностью оказывается отсутствие единого учебника по иностранному языку. Студентам предоставляется возможность самостоятельно подбирать тексты или газетные статьи по предлагаемой тематике, что дает обучающимся право и возможность самостоятельно сформировать собственное мнение по проблеме. Именно это собственное мнение выносится на обсуждение, в котором преподаватель выступает как один из участников, а не как носитель истины

в последней инстанции. Особенно важно учитывать субъективный опыт студентов, например, в вопросах человеческих взаимоотношений, общения.

Контроль в обучении английскому языку с помощью письменных работ, несомненно, является одним из важных компонентов индивидуальной работы со студентами, учит их логично и грамотно излагать собственные мысли. Исследователи отмечают, что одной из современных тенденций в обучении иностранному языку является самостоятельное отслеживание студентами своих достижений и их оценка [5].

В настоящее время осуществляется переход от информационного типа организации образовательного процесса к личностно-ори-ентированному, направленному на развитие и саморазвитие учащихся, их самоутверждение и самореализацию.

К основным принципам личностно-ори-ентированного подхода относятся:

- активное вовлечение студентов в образовательный процесс;

- проблемная подача материала;

- учет интересов студентов при выборе тем для обсуждения;

- учет предпочтений студентов в выборе форм учебной деятельности;

- доброжелательное отношение и создание комфортной атмосферы на занятиях;

- делегирование ответственности за осуществление учебного процесса студентам.

Среди преимуществ личностно-ориенти-рованного подхода можно выделить:

- развитие у учащихся познавательного интереса к изучению иностранного языка;

- развитие творческого и критического мышления;

- повышение мотивации изучать иностранный язык;

- развитие иноязычных коммуникативных навыков студентов;

- развитие навыков работы в коллективе.

Активная роль студентов в процессе обучения означает, что они должны иметь возможность усваивать информацию способами, которые являются значимыми для них. Студенты используют учебные стратегии, позволяющие оптимизировать процесс получения, хранения и извлечения необходимой информа-

ции из памяти как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Выбранные ими способы осуществления данных видов мыслительной деятельности зависят от индивидуальных психологических особенностей, в соответствии с которыми определяются наиболее эффективные стратегии обучения.

Традиционный подход при работе с текстами требует от обучаемых в основном выполнения заданий преподавателя. Как правило, они должны добавить, переставить или дополнить раздел из одного или нескольких текстов, которые возникают вне их собственного языкового контекста. В отличие от этого, личностно-ориентированный подход предполагает создание студентами лингвистической структуры упражнения из своих индивидуальных ресурсов, тем самым требуя от них понимания конкретной цели и активизации лингвистических знаний.

Так, студентам 1-го курса было предложено разработать свои собственные вопросники о том, почему они изучают английский язык и что они хотят от своего курса. Они должны были взять интервью у двух других студентов и записать их ответы. Анализ работ помог выявить не только пробелы в грамматике, но и определить цели изучения иностранного языка для каждого студента и использовать эту информацию в ходе дальнейшего обучения.

Личностно-ориентированный подход позволяет давать задания, продуктивные как по форме, так и по содержанию, так как учащиеся могут выбирать, что они хотят сказать, а также решать, как лучше это выразить. Во время написания эссе о новостях студенты отмечали события, которые действительно интересовали их, такие как ЧМ -2018, ВЯЕХГГ и крупный пожар в домашнем регионе. В то же время некоторые внешне навязанные задания не являются актуальными и выполняются автоматически.

Поскольку потребности и восприятие каждого студента индивидуальны, предполагается, что обучающимся придется самостоятельно формулировать проблемы, которые они пытаются решить. Анализ допущенных ошибок показывает, что они являются свидетельством внутреннего творческого про-

цесса создания текста. Индивидуальное поощрение успехов каждого студента, акцент на достигнутом прогрессе способствуют снятию языкового риска при выполнении задания и помогают сделать процесс обучения более эффективным.

С точки зрения педагога, одним из наиболее ценных аспектов личностно-ориенти-рованного подхода является диагностический инструмент. Поскольку студенты активно используют все свои лингвистические ресурсы для создания примеров, преподавателю приходится непрерывно оценивать компетенции каждого студента на любом этапе занятия. Это позволяет выделить множество проблем, которые в противном случае могли бы остаться скрытыми и которые могут быть решены, как только они обнаружены.

Выводы

Специфика преподавания английского языка в вузе заключается в жесткой регламентированности процесса обучения нормами образовательного стандарта и в значительном сокращении аудиторных часов, поэтому полный отказ от методов, которые предполагает подход, ориентированный на преподавателя, невозможен и не представляется целесообразным. Необходимо разумное сочетание традиционных и современных педагогических методов, позволяющее успешно освоить образовательную программу, но при этом сделать учебный процесс увлекательным для студентов, чему способствует активное использование методов личностно-ориентированно-го подхода.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Артемова, В. С. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении деловому и профессионально ориентированному общению на иностранном языке / В. С. Артемова // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам : материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. - Брянск : Изд-во Брянск. гос. инж.-технол. акад., 2015. - С. 103-109.

2. Иванова, Л. А. К вопросу о профессионально-ориентированном иноязычном обучении в неязыковом вузе / Л. А. Иванова, Е. Л. Лукомская

38

ЛНшт magister. 2018. Т. 18. № 1

// Профессиональное лингвообразование : материалы двенадцатой междунар. науч.-практ. конф. -Нижний Новгород : Изд-во НИУ РАНХиГС, 2018. -С. 37-44.

3. Николаев, Е. И. Повышение качества обучения иностранному языку в личностно-ориенти-рованном подходе обучения студентов неязыкового вуза посредством инновационных технологий / Е. И. Николаев // Вопросы педагогики. - 2018. -№4-2. - С. 44-46.

4. Хуснулина, Р. Р. Саморазвитие студента в условиях личностно-ориентированного и мотивированного подхода к обучению английскому языку / Р. Р. Хуснулина // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 1 (39). - С. 185-188.

5. Eaton, S. E. Global Trends in Language Learning in the Twenty-first Century / S. E. Eaton. -Calgary : Onate Press, 2010. - 21 c.

REFERENCES

1. Artemova V.S. K voprosu o lichnostno-orientirovannom podkhode v obuchenii delovomu i professionalno orientirovannomu obshcheniyu na inostrannom yazyke [On the Learner-Centred Approach in Business and Professional English Teaching]. Voprosy sovremennoy filologii i problemy metodiki obucheniyayazykam. Materialy tretyey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Issues of Modern Philology and the Problems of Language Teaching. Proceedings of the 3rd International Research and Practice Conference].

Bryansk, Izd-vo Bryanskoy gosudarstvennoy inzhenerno-tekhnologicheskoy akademii, 2015, pp. 103-109.

2. Ivanova L.A., Lukomskaya E.L. K voprosu o professionalno-orientirovannom inoyazychnom obuchenii v neyazykovom vuze [On professionally-oriented foreign language education at non-linguistic institutions for higher learning]. Professionalnoe lingvoobrazovanie: materialy dvenadtsatoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Professional Education through a Foreign Language Acquisition. Collection of Articles of the 12th International Research and Practice Conference]. Nizhny Novgorod, Izd-vo NIU RANKHiGS, 2018, pp. 37-44.

3. Nikolaev E.I. Povyshenie kachestva obucheniya inostrannomu yazyku v lichnostno-orientirovannom podkhode obucheniya studentov neyazykovogo vuza posredstvom innovatsionnykh tekhnologiy [Increase in the Quality of Foreign Language Teaching in the Learner-Centred Approach at Non-Linguistic Universities through Innovative Technologies]. Voprosy pedagogiki [Issues of Pedagogy], 2018, no. 4-2, pp. 44-46.

4. Khusnulina R.R. Samorazvitie studenta v usloviyakh lichnostno-orientirovannogo i motivirovannogo podkhoda k obucheniyu angliyskomu yazyku [Self-Development of a Student in Learner-Centred and Motivated Teaching of English]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self-Development], 2014, no. 1 (39), pp. 185-188.

5. Eaton S.E. Global Trends in Language Learning in the Twenty-first Century. Calgary, Onate Press, 2010. 21 p.

Information about the Authors

Lyudmila Veniaminovna Medvedeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Germanic and Romance Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, milamed@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9266-9136

Yulia Nikolayevna Kulichenko, Candidate of Philogogical Sciences, Associate Professor, Department of Germanic and Romance Philology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, kulichenko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9358-1286

Информация об авторах

Людмила Вениаминовна Медведева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской и романской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, milamed@volsu.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-9266-9136

Юлия Николаевна Куличенко, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры германской и романской филологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, kulichenko@volsu.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-9358-1286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.