УДК 378.147
Н. Л. Байдикова, Е. С. Давиденко
Байдикова Н.Л., кандидат педагогических наук, доцент;
доцент каф. иностранных языков Национального исследовательского
университета «МИЭТ»; e-maiL: nataLeon22@List.ru
Давиденко Е. С., кандидат педагогических наук, доцент;
доцент каф. иностранных языков Национального исследовательского
университета «МИЭТ»; e-maiL: des_kr@maiL.ru
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ) В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются вопросы практической реализации личностно ориентированного принципа обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется учету в учебном процессе по иностранному языку типологических особенностей личности студентов (экстраверсия / интроверсия). Приводятся результаты диагностики личностного типа студентов с помощью опросника Г. Ю. Айзенка. Подчеркивается необходимость методически обоснованного сочетания работы в однотипных и разнотипных группах студентов при организации дискуссии на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: личностно ориентированный принцип обучения; тип личности; экстраверсия; интроверсия; однотипные и разнотипные группы студентов; дискуссия.
N. L. Baydikova, E. S. Davidenko
Baydikova N. L., PhD (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy (MIET); e-maiL: nataLeon22@List.ru
Davidenko E. S., PhD (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy (MIET); e-maiL: des_kr@maiL.ru
PERSONALITY TYPES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO EXTRAVERT AND INTROVERT NON-LINGUISTS STUDENTS IN THE LEARNER-CENTRED CONTEXT
The articLe discusses putting Learner-centred teaching at non-Linguists universities into practice. ParticuLar attention is paid to the impact of personaLity types of students (extraversion / introversion) on their grouping. ResuLts of assessing students'
personality types by means of the Eysenck Personality Questionnaire are presented. WhiLe organizing a discussion in a foreign Language cLass it is recommended to group extravert and introvert non-linguists either separately into homotype teams or make them work together in heterotype teams, depending on the methodological purpose.
Key words: learner-centred teaching principle; personality type; extraversion; introversion; homotype and heterotype grouping; discussion.
В настоящее время наблюдается акцентирование общеобразовательного, воспитательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык», опора в профессиональной подготовке на личностный багаж студентов во всем его многообразии: интересы, мотивы, установки, культурный кругозор, объем знаний в разных областях. Личностно ориентированная направленность обучения иностранному языку рассматривается как средство, способствующее самоактуализации и становлению профессиональной личности выпускника технического вуза [Давиденко 2003; Байдикова 2017].
Для успешного профессионального взаимодействия c представителями других языков и культур важно не только владение иностранным языком, но и терпимость к социальным и культурным различиям, умение сотрудничать (взаимодействовать) с другими личностями, представителями других культур, работать в команде. «Именно смена ценностных ориентаций в обществе привела к тому, что в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества стала признаваться свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира» [Бим 2010, c. 26].
Личностно ориентированное обучение сегодня предполагает прежде всего ориентацию на развитие субъективности обучаемого и на постоянное стимулирование саморазвития личности.
Таким образом, целью обучения иностранному языку с позиции личностно ориентированного обучения является (в процессе диалогического сотрудничества с преподавателем) формирование через обучение иностранному языку способностей к самосозиданию, к саморазвитию. Задача преподавателя состоит в организации психолого-педагогической поддержки (сопровождения) личности студента в ходе овладения им иностранным языком.
Данная статья посвящена описанию проведенного нами исследования возможностей учета данных об экстравертированности /
интровертированности студентов неязыковых вузов при организации обучения иноязычному общению с помощью дискуссии.
Термины «экстраверсия» и «интроверсия» были введены швейцарским философом и психологом Карлом Густавом Юнгом в начале ХХ в. Основанием противопоставления двух личностных типов он считал направленность энергии индивида как способа адаптации к окружающему миру: «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя» [Юнг 2001, с. 527].
Интроверт, по мнению Юнга, наоборот, обращен внутрь себя, закрыт от внешнего мира, сконцентрирован на своих эмоциональных переживаниях: «Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление» [там же, с. 528].
К. Г. Юнг не проводил экспериментальных исследований в русле своей теории психологических типов, однако высказал ряд предположений о чертах и предпочтениях личности, свойственных экстравертам и интровертам. Например, он утверждал, что в экстравертах явно выражены проявления альтруизма, зависимость убеждений и поведения от общественного мнения [там же, с. 527]. Интроверты, по наблюдениям К. Г. Юнга, недоверчивы, своевольны, завистливы, бесцеремонны. Такое бездоказательное приписывание экстравертам и интровертам определенных качеств повлекло за собой создание стереотипов, которые существуют до настоящего времени.
Сегодня многочисленные сайты по популярной психологии предлагают перечни качеств характера, свойственных этим двум полярным типам личности. Среди характерных черт экстраверта называют: честолюбие, транжирство, искренность, сочувственность, вкус к одежде, неспособность к самообучению. В списке качеств интроверта можно найти: развитую фантазию и воображение, наблюдательность, склонность к анализу, терпеливость, контроль над эмоциями, целеустремленность. Порой характеристики одного и того же типа расходятся: существует утверждение, что у интровертов заниженная самооценка наряду с утверждением об адекватной самооценке.
Пестрота и противоречивость характеристик экстравертов и интровертов вполне объяснима: разделив всех людей на две типологические группы, невозможно развести по данным группам все многообразие человеческих качеств, определяющих индивидуальность личности. Следует отметить, что сам К. Г. Юнг в более поздних работах классифицировал экстравертов и интровертов еще по четырем признакам: «Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выделении двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, эмоционального и интуитивного, которые варьируют в зависимости от общей установки и тем самым дают в итоге восемь вариантов» [Юнг 2001, с. 520].
Психологическая теория типов личности К. Г. Юнга была в дальнейшем развита Кэтрин Бриггс, Изабель Бриггс Майерс, Гордон Ол-порт, Реймонд Бернар Кеттел, Ганс Юрген Айзенк и др.
В процессе исследования типа личности студента мы использовали методику Г. Ю. Айзенка. Вслед за Г. Ю. Айзенком, в данной статье под экстравертированностью мы будем понимать общительность, ярко выраженные коммуникативные способности, а под интроверти-рованностью - необщительность, замкнутость при коммуникации. Кроме этих двух крайних типов личности, существуют люди, проявляющие черты как экстравертированности, так и интровертированно-сти - амбиверты. Этот тип личности занимает промежуточное положение между экстравертами и интровертами.
Для определения типа личности Г. Ю. Айзенк разработал личностный опросник «Eysenck Personality Questionnaire» (EPQ), который совершенствовался автором в течение многих лет, пока в него не вошли
три типовых критерия: экстраверсия / интроверсия, нейротизм / стабильность, психотизм [Eysenck S. B. G., Eysenck H. J., Barret 1985].
Согласно Айзенку каждому критерию в нашем опроснике соответствовала своя группа вопросов, подразумевавших ответы «да» или «нет». Поскольку нас интересовал параметр «экстраверсия / интроверсия», мы выделили из опросника 24 соответствующих вопроса. Каждому ответу, совпадающему с ключом, присваивался один балл. Таким образом, степень экстравертированности / интровертированности измерялась по шкале от минимального (0 баллов) до максимального значения (24 балла). При этом интровертированый тип характеризовался низкими баллами (1-6), экстравертированный тип - высокими оценками (16-24), а средний показатель баллов (7-15) указывал на амбивертированный тип.
В 2016-2017 гг. с помощью опросника Айзенка были продиагно-стированы личностные типы 147 студентов технических и экономических направлениий подготовки Национального исследовательского университета «МИЭТ» (факультеты МПиТК, ИТС, ЭКТ, ИнЭУП). Из них к интровертированному типу принадлежали всего 10 студентов, к экстравертированному - 58, а амбивертами оказались подавляющее большинство обучающихся - 79 студентов.
Поскольку амбивертированный тип может в зависимости от ситуации проявлять поведенческие характеристики как экстравертов, так и интровертов, целесообразно сконцентрировать внимание на двух противоположных личностных типах.
При организации межличностного взаимодействия студентов на занятиях по иностранному языку учет их личностного типа приобретает немаловажное значение. Студент может молчать во время дискуссии не потому, что у него недостаточно развиты коммуникативные способности. В паре двух противоположных типов экстраверт захватывает инициативу общения, не оставляя шанса интроверту принять полноценное участие во взаимодействии.
Однако недостаточно просто выявить типологические характеристики личности у студентов группы и констатировать необходимость учитывать их при обучении иноязычному общению. Необходимо в рамках личностно ориентированного обучения решить, по крайней мере, два вопроса:
• определить подходы к разделению учащихся при работе в малых группах с учетом их типа личности;
• наметить соответствующие виды (формы, приемы) работы для таких групп.
При формировании малых групп в зависимости от личностного типа обучающихся исследователи обоснованно предлагают монотипный подход, подразумевающий сведение студентов одного типа личности в одну группу. Например, И. А. Жаркова считает ведущие личностные особенности учащихся основой дифференцированного подхода для объединения учащихся в монотипные группы интровер-тированого и экстравертированного типов при обучении иноязычному общению. Она утверждает, что организация коммуникативно-монотипной среды способствует реализации личностных потенциалов обучающихся, так как создает относительно равные возможности для успешности и темпа познавательной деятельности, а также исключает образование личностных, мотивационно-эмоциональных и когнитивных барьеров [Жаркова 2001].
Несомненно, однородные типологические группы точно соответствуют принципу индивидуализации обучения: обучающийся погружен в комфортную психологическую среду, в которой можно более полно раскрыть свою личность. Но постоянное приспособление условий и средств обучения к особенностям обучающихся противоречит реалиям, с которыми они сталкиваются в жизни. Многочисленные ситуации общения требуют умения применять различные стратегии взаимодействия, при этом в подавляющем большинстве случаев мы не можем выбирать партнеров по общению. С точки зрения личностного развития более эффективными оказываются разнородные типологические группы: студенты разных психологических типов учатся взаимодействовать друг с другом, формируя те качества личности, которые проявляются недостаточно.
М. Г. Евдокимова подчеркивает: «При организации взаимодействия студентов в групповых формах обучения иностранному языку преподаватель должен, разумеется, опираться на знание индивидуальных особенностей каждого отдельного студента при моделировании различных ситуаций общения, распределении ролей, стремясь к оптимальному делегированию функций в процессе решения различных речемыслительных задач, созданию оптимальных условий протекания совместной деятельности и достижения общей цели. Вместе с тем, ставя перед студентом задачи, выходящие за пределы его актуального развития, преподаватель может создать условия не
только для реализации скрытых, резервных возможностей каждого студента, но и для развития у него психических новообразований» [Евдокимова 2017, с. 210].
Как монотипный, так и разнотипный подходы к формированию малых групп предполагают использование продуманных методических решений при организации иноязычного взаимодействия студентов на занятии. Предлагаем рассмотреть возможные варианты методического обеспечения работы малых групп на примере такой интерактивной формы обучения, как дискуссия (см. табл.).
Таблица
Учет личностного типа студентов при организации дискуссии
№ Этап Задачи Типы групп Виды работы
1. Подготовительный Выбор темы / проблемы дискуссии Однотипные (работают раздельно) Экстраверты (устно по очереди) предлагают темы для обсуждения. Интроверты (письменно инди-виуально) отвечают на вопросы анкеты о наиболее интересующих их темах
Формулирование аргументов «за» / «против» Однотипные (работают раздельно) Экстраверты (в группе) подбирают аргументы в режиме «мозгового штурма». Интроверты (индивидуально) составляют письменный перечень собственных аргументов
2. Основной Проведение дискуссии Разнотипные (работают вместе, комментируют высказывания других участников дискуссии) Экстраверты высказывают аргументы в соответствии с ролевыми карточками, ограничивающими речевую активность. Интроверты высказываются с опорой на свой предварительно составленный список аргументов
3. Заключительный Формулирование предложений по решению проблемы Разнотипные (работают вместе) Экстраверты: высказывают предложения по решению проблемы. Интроверты (по очереди у доски):
№ Этап Задачи Типы групп Виды работы
записывают выдвинутые предложения, уточняют, переспрашивают, затем подводят итоги дискуссии, резюмируют, формулируют окончательные результаты, опираясь на наиболее удачные на их взгляд решения, предложенные экстравертами, и дополняя их своими собственными
При дискуссии на иностранном языке, организованной с учетом типологических характеристик личности студентов, каждый студент получает возможность выразить свое мнение, экстраверты перестают доминировать и высказываться избыточно в ущерб высказываниям интровертов. Интроверты же, в свою очередь, получив достаточно времени на подготовку и возможность записать некоторые тезисы и формулировки, а позже использовать составленную опору, обретают уверенность в своих силах и просто вынуждены говорить более развернуто и подробно. Их общительность и коммуникативные способности развиваются.
Кроме тщательной подготовки к занятию, разработки дидактических материалов (опросник о наиболее интересных для обсуждения темах для интровертов, ролевые карточки для экстравертов и др.), от преподавателя также требуется определенное мастерство в ведении дискуссии. Намеренно вмешиваясь, но при этом, избегая собственного многословия, высказывая противоположные взгляды, задавая вопросы, преподаватель может еще больше активизировать речевую деятельность интровертов, искусственно заставить их увеличить объем высказывания.
Таким образом, организация дискуссии на иностранном языке с учетом типологических особенностей личности студента (экстраверсия / интроверсия) реализует принцип личностно ориентированного обучения следующим образом:
1) формирование однотипных групп студентов на занятии соответствует принципу индивидуального подхода в обучении
и создает комфортную психологическую обстановку для работы студентов разных личностных типов;
2) формирование разнотипных групп студентов приближает учебные ситуации к реальным условиям общения и способствует личностному развитию обучающихся;
3) методически обоснованное сочетание работы в однотипных и разнотипных группах создает условия для реализации как экстравертами, так и интровертами позиции субъекта учебного процесса и межличностного взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байдикова Н. Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку // Научный диалог. № 7. 2017. С. 197-206.
Бим И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск : Титул, 2010. 464 с.
Давиденко Е. С. Личностно ориентированный подход к обучению понимания смысла иноязычного художественного текста : дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 2003. 180 с.
Евдокимова М. Г. Инновационная система профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. 436 с.
Жаркова И. А. Педагогические условия реализации личностных потенциалов школьников в познавательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2001. 245 с.
Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского ; пер. Софии Ло-рие. СПб. : Азбука, 2001. 532 с.
Eysenck S. B. G., Eysenck H. J., Barret P. A revised version of the psychoticism scale. Personality and Individual Differences. Vol. 6. No. 1. 1985. P. 21-29.