Научная статья на тему 'Психологический портрет студентов факультета “Общественное здравоохранение” КазНМУ'

Психологический портрет студентов факультета “Общественное здравоохранение” КазНМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL VALUES / ЭКСТРАВЕРТ / EXTROVERT / ИНТРОВЕРТ / INTROVERT / НЕЙРОТИЗМ / NEUROTICISM / СТУДЕНТ / STUDENT / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ / IDEA OF LIFE / ПСИХОЛОГИЯЛЫқ ПОРТРЕТ / ЖЕКЕ құНДЫЛЫғЫ / өМіР ТУРАЛЫ өНіМДіЛіК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джалялетдинов Н. Т., Касымова Р. Н., Иванов Р. В., Аль-абдулла С. Д., Баудинова Р. Р.

В исследовании выясняются проблемы социально-психологических свойств личности студентов с точки зрения самих студентов, осуществлена попытка сформировать портрет современного студента, включающий его жизненные цели и изучение личностных характеристик студентов, осуществлена попытка раскрыть особенности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности данной социальной группы, представлено сравнение психологических характеристик между экстравертами и интровертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джалялетдинов Н. Т., Касымова Р. Н., Иванов Р. В., Аль-абдулла С. Д., Баудинова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological portrait of students of the Faculty of Public Health of KazNMU

The article clarifies the problems of students from their point of view, an attempt is made to create a portrait of a modern student, including his life goals and studying the personal characteristics of students, reveals the features of the emotional-volitional, motivational and communicative spheres of the personality of this social group; Comparison of psychological characteristics between extroverts and introverts is given;

Текст научной работы на тему «Психологический портрет студентов факультета “Общественное здравоохранение” КазНМУ»

Vestnik KazNMU №1-2018

Благодарность. Выражаем благодарность управлению здравоохранения Павлодарской области за предоставление официальной информации о численности специалистов на уровне ПМСП, поликлиникам Павлодарской области за

возможность проведения тестирования и студенту 3 курса ОМФ ГМУ г.Семей АманжоловуА.Д. за формирование базы результатов тестирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рассказова Е.А., Рожкова Н.И. Скрининг для ранней диагностики рака молочной железы // Исследования и практика в медицине. - 2014. - Т.1., №1. - С. 45-51.

2 Lee S.-Y., Lee E.E. Cancer screening in Koreans: a focus group approach // BMC Public Health. - 2018. - Р. 1-12. doi: 10.1186/s12889-018-5147-9.

3 Статистический сборник "Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения".

4 Мусина Д.С. и др. Оценка состояния скрининговой программы на раннее выявление рака молочной железы в Павлодарской области // Медицина. - 2017. -Т.7., №181. -С. 14-17.http://www.medzdrav.kz/images/magazine/medecine/2017/2017-07/3.pdf

Д.С. Мусина, Ф.С. Рахимжанова, С.Е. Ибраев, У.С. Самарова, Э.Фаббро

Семей MeMAeKemmÍK медициналыц yHueepcumemi Удине yHueepcumemi, Италия

¥ЛТТЬЩСКРИНИНГПКБАГДАРЛАМАМЭСЕЛЕЛЕР1БОЙЫНШАМЕДИЦИНАЛЫК-САНИТАРИЯЛЫК АЛГАШЦЫ К6МЕК МАМАНДАРЫНЬЩ КЭС1БИ Ц¥ЗЫРЕТТ1Л1П

ТYЙiн:Учаскелiк ;ызмет мамандардыц зац жэне уйымдастыру сауаттылы; децгешн аны;тау сура;тары жэне Павлодар облысыныц медициналы;-санитариялы; алгашк;ы кемек мамандардыц тесллеу нэтижелерi ма;алада керсетыген. ТYЙiндi сездер: ¥лтты; скрининг багдарлама, онкологиялы; аурулар, гак, кэаби ;узыреттшж.

D.S.Mussina, F.S.Rahimzhanova, S.E.Ibrayev, U.S.Samarova, E.Fabbro

Semey State Medical University Department of Medicine, University of Udine, Italy

PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRIMARY HEALTCARE SPECIALISTS ON NATIONAL SCREENING PROGRAMS

Resume: The article represents questions on determining the level of legal and organizational literacy of specialists and the test results of the specialists of primary health care of the Pavlodar region.

Keywords:National screening program, oncological diseases, cancer, literacy level.

УДК 61-057.875:[301.085:159.9]

Н.Т. Джалялетдинов, Р.Н. Касымова, Р.В. Иванов, С.Д. Аль-Абдулла, Р.Р. Баудинова

Казахский Национальный медицинский университет им.. С.Д. Асфендиярова, кафедра «Сестринское дело и организация медсестринской практики»«. Алматы, Республика

Казахстан

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" КАЗНМУ

В исследовании выясняются проблемы социально-психологических свойств личности студентов с точки зрения самих студентов, осуществлена попытка сформировать портрет современного студента, включающий его жизненные цели и изучение личностных характеристик студентов, осуществлена попытка раскрыть особенности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности данной социальной группы, представлено сравнение психологических характеристик между экстравертами и интровертами.

Ключевые слова: психологический портрет, ценности личности, экстраверт, интроверт, нейротизм, студент, темперамент, представление о жизни.

Актуальность.

Становление высококвалифицированных специалистов приобретает в настоящее время большое значение. Реальность представляет выпускнику ВУЗа особые требования, важное место среди которых занимают: высокий профессионализм, активность и

коммуникабельность.

При выборе профессии важно учитывать психологический тип человека - кем он является, экстравертом или интровертом. Правильный подход в данном вопросе означает, что последующая профессиональная деятельность

будет в радость, принесет моральное и материальное удовлетворение. На сегодняшний день, деятельность человека напрямую связана с его психологическим потенциалом, так как экстраверсия и интроверсия играет большую роль в дальнейшем становлении студента профессионалом в избранной специальности. Впервые термины «Экстраверсия» и «Интроверсия» были введены Карлом Гюставом Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности, отличающихся своеобразной установкой по отношению к объекту: положительной — у экстраверта и отрицательной — у

Вестник Ка^НЖУ №1-2018

интроверта. При этом, Юнг подчеркивал, что у каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Также, помимо вышеуказанных понятий следует брать во внимание нейротизм, то есть черту личности, характеризующуюся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением.[1] Наиболее интенсивная разработка рассматриваемых проблем осуществлялась в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в которых она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии и интроверсии у конкретного субъекта. [2]Тем не менее, данная тема, в последнее время, не вызывает к себе пристального внимания исследователей в области психологии и требует дальнейшего её изучения.

В отечественной психологии проблема экстравертности и интровертности ставилась чаще как проблема внутренней и внешней деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. и др., 1983).[3] Хотя есть немало прекрасных экспериментальных исследований и в этой области, однако они проведен - в русле зарубежных изысканий. Так М. М. Смирнова в статье "Психологическая характеристика выраженности экстернальности -интернальности в тексте" отмечает, что изучение более генерализованных личностных образований, например направленности, самооценки или структуры самосознания, существенно меняет подход как к общей проблеме личности, так и к исследованию ее объективации в тексте. Первые шаги в этом направлении уже предприняты. Так, имеются данные относительно связи экстраверсии-интроверсии с целым рядом текстовых параметров. Экстраверсия-интроверсия, конечно, не является фактором, определяющим личность в целом, однако представляет собой некоторую обобщенную характеристику совокупности единичных свойств субъекта[3]. «Студент» - термин латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий» или «занимающийся», т.е. «овладевающий знаниями». Студент, как человек определенного возраста и как личность, может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

2) с социальной: общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической: тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. [4]

Также понятие «темперамент» рассматривается как психологические свойства личности, а именно индивидуальное свойство, зависящее от его врожденных психофизиологических качеств. Существует 4 типа темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик, причем человек, как правило, сочетает всего особенности нескольких видов темперамента [5]. Исходя из вышеизложенного, были определены цель и задачи настоящего исследования.

Цель: Описать психологический портрет студента факультета «Общественное Здравоохранение» включая темперамент и тип личности (экстраверсия-интроверсия), на основе отечественного и зарубежного опыта. Задачи:

1) Проанализировать опыт отечественных и зарубежных авторов по исследованию экстраверсии и интроверсии

2) Изучить психологические свойства личности включая темперамент и тип личности

3)Исследовать экстраверсию и интроверсию на основе теста Айзенка

Материалы и методы исследования:

Методом исследования был выбран опрос, предназначенный к выявлению психологических свойств личности студента и описание психологического портрета студента. За основу был принят опросник Г. Айзенка, а такжеопросник, разработанный своими силами, с учетом потребностей исследования, разделенный на блоки, включающие в себя опрос студента о его стрессоустойчивости, адаптации, а также о сексуальном развитии. В общей сложности, опросник содержал 50 вопросов, в которых для опрашиваемого предоставлены варианты ответов: «да», «нет», «иногда». Опрос был не анонимным, время опроса не ограничивалось, хотя затягивать процедуру не рекомендовалось, в среднем опрос занял не более 12 минут. Интерпретация ответов проводилась согласно ключу обработки опросника Г. Айзенка: экстраверсия-интроверсия.[6]

В исследовании внимание было нацелено не только на студента, как носителя определенных свойств и качеств характера, включая, но не ограничиваясь, их эмоциональными проявлениями, определенными умениями и навыками, которые способствовали выбору данной профессии, но и как на личность молодых людей, формирующих будущее социальное общество. Результаты исследования:

В организованном опросе участвовало 200 студентов, что составило 50% студентов факультета «Общественное Здравоохранение» КазНМУ им С.Д. Асфендиярова, по половому признаку исследуемые студенты разделились на 49 (24,5%) мужчин и 151 (74,5%) женщин, соответственно (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Половая принадлежность исследуемых студентов

ЮыЫ1к КаМММ №1-2018

Основную исследуемую группу составили студенты от 17 до числа группы, более наглядно возрастной состав

19 лет, что составляет 77% от общего представлен на рисунке 2.

2,50%

7,50% \1% 9,50% 12%

37°%

30,50%

17 лет

18 лет

19 лет

20 лет

21 год

22 года

23 года

Рисунок 2 - Возрастной

Для понимания внутреннего состояния удовлетворенности жизнью, обращалось внимание на уровень благосостояния, условия проживания, полноценность семьи и т.д. Опрос

исследуемых студентов

показал, что 50,5% студентов проживают в общежитии, 26,5% имеют собственное жилье и 23% проживают с родителями (рисунок 3).

Рисунок 3 - Распределение по месту проживания студентов. распределение по количеству родителей

Из всей исследуемой группы 86,5% студентов выросли семьях, 12% имеют одного родителя и 1,5% являются

и/или проживают в полноценных сиротами (рисунок 4).

12%!,5С %

■ 2 родителя

1 родитель

■ сирота

86,50%

Рисунок 4 - Распределение

На основе вышеизложенных инструментов, нами были сделаны следующие заключения:было выявлено, что из 200 студентов 86 экстраверты, что составляет 43 %

в по количеству родителей.

опрошенных, и 42 человек интроверты, что составляет 21% опрошенных, остальные же 36% респондентов склонны к нейротизму(см. рисунок 5).

Вестник Ка^ЖМУ №1-2018

Рисунок 5 - Психоло

В блоке адаптации самостоятельно разработанного опросника были целенаправленно подобраны вопросы, с помощью которых была поставлена задача выяснить, как быстро студенты находят общий язык с другими людьми, как они себя чувствуют в новой компании/новом коллективе, а также, как быстро они адаптируются к новым

свойства личности

ситуациям.Было определено, что 145 (72,5%) студентов быстро адаптируются к новым ситуациям и легко находят общий язык с другими людьми, 55 (27,5%) студентов являются менее адаптируемыми и им нужно дополнительное время для новых знакомств, и привыкания к новым ситуациям (см. рисунок 6).

Рисунок 6 - Адаптация студентов к новым ситуациям.

Так же было выявлено, что строссоустойчивость у 120 (60%) средняя, и у 30 (15%) студентов низкая (см. рисунок 7).

студентов высокая, у 50 (25%) студентов.

Рисунок 7 - Уровень с

В разработанном опросникебыла поставлена задача узнать мнение молодежи о сексуальном воспитании, беременности, об отношении к ранней беременности и абортам, как одном из факторов формирования личностных стереотипов. Были поставлены вопросы: «Как вы думаете, приводят ли ранние

ойчивости студентов.

половые связи к негативным последствиям? (заражение инфекциями, незапланированная беременность?»), «Как вы считаете, стоит ли родителям проводить беседы со своими детьми по вопросам полового воспитания?», и.т.д. (см. Таблица 1).

ä

Д ЮыШк ЭСаММШ ОЬ? 1-2018

Таблица 1 - Вопросы о половом воспитании и распределение ответов на них

да нет Затрудняюсь ответить

Как вы думаете, приводят ли ранние половые связи к негативным последствиям? (заражение инфекциями, незапланированная беременность)? 50% 29% 21%

Как вы считаете, стоит ли родителям проводить беседы со своими детьми по вопросам полового воспитания? 52% 18% 30%

Считаете ли вы, что в подростковом возрасте можно стать хорошими родителями? 16% 57,5% 26,5%

Считаете ли вы аборт гуманным решением данной проблемы? 49% 28% 23%

Выводы:

1. Изучив и проанализировав работы по этому вопросу, из русскоязычных авторов, (Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н. и Смирнову М.М. и др.) вынуждены констатировать, что основной массив исследований в данной области приходится на зарубежных авторов. В связи с этим актуальность проведения данного исследования высока и требует более углубленного изучения.

2. Обработка полученных материалов тестирования показала, что основной, психологический портрет студента факультета «Общественное здравоохранение» попадает под определение сангвиник (34,3% респондентов). Психологический портрет студента сформировался, как:

• предпочитающий движение и действия,

• оптимистичный и активный,

• эмоционально зрелый и уверенный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• с высоким уровнем самоконтроля, целеустремленный,

• решительный,

• коммуникабельный,

• склонный к лидерству.

Также студент факультета ОЗ отрицательно относится к раннему началу половой жизни (50%), к ранней незапланированной беременности (57,5%) и к абортам (49%).

3. Исследование показало,что из 200 студентов - 86 экстраверты, что составляет 43 % опрошенных; 42 человека интроверты, что составляет 21% опрошенных; остальные же 36% респондентов склонны к нейротизму. Из этого следует, что распределение студентов по этой характеристике свойств личности относительно равное, но с превалированием экстравертов среди студентов. Следовательно, большинство студентов имеют высокий уровень адаптации к новым условиям (72,5%) и более высокий уровень коммуникабельности (45,5%), что благотворно будет сказываться на их профессиональной деятельности в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента, 1999. — 464 с.

2 Мельниченко Т.И. «Курсовая работа по дисциплине «Общая психология» // Психологическая характеристика интроверсии и экстраверсии. - М.: Аспект- Пресс, 2013. - №3. - С. 55-61.

3 М. М. Смирнова. Психологическая характеристика выраженности экстернальности - интернальности в тексте //Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.140-147.

4 Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С. 22-29.

5 Rusalov, VM, Trofimova, IN. Structure of Temperament and Its Measurement. - Toronto, Canada: Psychological Services Press, 2007. -265 р.

6 Зимняя И.А. Педагогическаяпсихология: уч. Для студентов по пед. И психол. направ. И спец. — М.: Логос, 2000. — 384 с.

Н.Т. Джалялетдинов, Р.Н. Касымова, Р.В. Иванов, С.Д. Аль-Абдулла, Р.Р. Баудинова

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинауниверситетi «Мейiрбике id жэне мейiрбикелiк тэжiрибенi уйымдастыру» кафедрасы

КАЗ¥НМУ-НЩ ЦОГАМДЫК; ДЕНСАУЛЫЦ САЦТА» ФАКУЛЬТ СТУДЕНТТЕРНЩ «ПСИХОЛОГИЯЛЬЩ ПОРТРЕТ

ty^h: Бул зерттеу жумысында студенттер жеке тулганыц элеуметж-психологиялык; курылысыныц ауыткуын ез кез;арасы бойынша аны;тап кередьЗаманауи студенттердщ портретш жасауга тырысып Kepin, студенттердщ емiрлiк ма;саты жэне жеке тулгалык; мшезш зерттеуыне косып жэне сол элеуметж топтыц эмоциональды жэне коммуникативт ерекшелжтерш аныкктауга тырысып,психологиялык; мшездемесш экстроверт жэне интроверттермен салыстырып кepсетiледi.

ТYЙiндi сездер: психологиялык; портрет, жеке кундылыгы, экстраверт, интроверт,нейротизм, студент, темперамент, eмip туралы eнiмдiлiк

N.T. Dzhalyaletdinov, R.N. Kasymova, R.V. Ivanov, S.J. Al-Abdulla, R.R. Baudinova

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarova, Department "Nursing and the organization of nursing practice"

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PUBLIC HEALTH OF KAZNMU

Resume: The article clarifies the problems of students from their point of view, an attempt is made to create a portrait of a modern student, including his life goals and studying the personal characteristics of students, reveals the features of the emotional-volitional, motivational and communicative spheres of the personality of this social group; Comparison of psychological characteristics between extroverts and introverts is given;

Keywords: psychological portrait, personal values, extrovert, introvert, neuroticism, student, temperament, idea of life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.