Научная статья на тему 'Преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: компетентностный подход'

Преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГ / TRAINING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS GAMES / СИМУЛЯЦИИ / SIMULATIONS / COMPETENCY / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Николаевна, Личак Наталия Алексеевна

В статье анализируется один из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка при использовании компетентностного подхода. Высшее образование должно моделировать содержание и условия будущей профессиональной деятельности студентов. Новая компетентностная модель процесса образования предполагает создание определенных условий для формирования лингвистических компетенций, отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат становлению будущего специалиста с развитой языковой активностью. Авторами приведены наиболее эффективные методы и приемы обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе, используются модели, которые формируются на основе трех компонентов: семиотического, имитационно обучающего и социального. Ключевые формы работы со студентами, основа компетентностной модели тренинг, ролевые и деловые игры, симуляции. Разного рода игры с позиций компетентностного обучения также являются формой воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для того или иного вида социальной практики. Задача современного преподавателя заключается в том, чтобы не преподносить знания студентам, а более практичная создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: компетентностный подход»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3

Н.Н. Касаткина, Н.А. Личак

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» 150003, Ярославль, ул. Советская, д. 14

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный технический университет» 150026, Ярославль, Московский пр., д. 88

В статье анализируется один из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка при использовании компетентностного подхода. Высшее образование должно моделировать содержание и условия будущей профессиональной деятельности студентов. Новая компетентностная модель процесса образования предполагает создание определенных условий для формирования лингвистических компетенций, отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат становлению будущего специалиста с развитой языковой активностью. Авторами приведены наиболее эффективные методы и приемы обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе, используются модели, которые формируются на основе трех компонентов: семиотического, имитационно обучающего и социального. Ключевые формы работы со студентами, основа компетентностной модели — тренинг, ролевые и деловые игры, симуляции. Разного рода игры с позиций компетентностного обучения также являются формой воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для того или иного вида социальной практики. Задача современного преподавателя заключается в том, чтобы не преподносить знания студентам, а более практичная — создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.

Ключевые слова: компетентностный подход; компетентность; компетенция; обучение; иностранный язык; иноязычное общение; тренинг; ролевые и деловые игры; симуляции.

Касаткина Наталья Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков ЯрГУ им. П.Г. Демидова (e-mail: Ninet75@mail.ru).

Личак Наталия Алексеевна — доктор культурологии, доцент кафедры политологии, профессор кафедры «Гуманитарных наук» ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет» (e-mail: dimmyar@mail.ru).

Современная ситуация в высшем образовании связана с перестройкой отечественных стандартов в соответствии с мировыми. Данный переход предусматривает изучение и использование в образовании компетентностного подхода. Механизм формирования компетенций акцентирует внимание на результате образовательного процесса, поскольку в качестве итога по усвоению, в частности, лингвистических особенностей иностранного языка рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в новых и разных для него условиях. Изучаемый подход к профессиональной подготовке студента, обученного действовать активно и профессионально, в текущей ситуации состоит в развитии компетенций при моделировании педагогом процесса обучения иностранному языку.

В системе подготовки студенческой аудитории компетентностный подход опирается на такие понятия, как «компетенция» и «компетентность». В глоссарии к Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) понятие «компетенция» определяется как «круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы»1.

Компетенции формируются у студентов только в процессе самостоятельной реализации языковой практики, в сложных образовательных моделях и попытках самостоятельно справиться с поставленными задачами. Реализуется такого рода осведомленность исключительно в деятельностных (коммуникативных) ситуациях — в обсуждениях в рамках круглых столов, докладах на публике, а исследовательские — в условиях реализации студентами экспериментальных проектов, в рамках которых преподаватель дает возможность определить реальный уровень их достижения при помощи известных критериев и показателей.

На современном этапе классификация компетенций находится на стадии обсуждения. Вместе с тем понятно, что компетенция — это сфера отношений, которая присутствует между знанием в теории и действием на практике.

Вероятно, что одни компетенции более значимые и общие, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, а также их иерархии. Эксперты предлагают использовать разделение [Маслова, 2000]: профессиональные (специальные), надпрофессиональные.

Способности и умения составляют базу дефиниции «компетенция» и выделяют те свойства, которые студент приобретает, а «компетентность» формирует целостную характеристику потенциального про-

1 Словарь терминов ФГОС. URL: http://gymcl540.mskobr.ru (дата обращения: 22.01.2018).

фессионала, адекватно применяющего полученные личные и профессиональные знания и навыки в рыночной экономике.

Проблема компетентностного подхода в образовании достаточно актуальная. А.В. Хуторской под компетентностным подходом в образовании понимает метод обучения, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным потенциально развиваемым качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе; владеть механизмами планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владеть методами и приемами решения возникших проблем [Хуторской, 2003].

О.Е. Лебедев, Р.П. Мильруд отмечают, что обучение в компетент-ностно-ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т.е. формирует знания и умения с целью осуществления их в практической деятельности учащихся, организуя совместную деятельность в группах; используя активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; развивая важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [Лебедев, 2004; Мильруд, 2004].

Т.М. Ковалева характеризует компетентностный подход как ответ на запросы производственной сферы [Ковалева, 2007]. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных способов. В системе высшего образования следует учитывать запросы профессионально-производственной сферы в полном объеме, рассматривая компетентность как готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности. Б.И. Хасан считает, что компетенции — это цели, а компетентность — результат, мера их достижения — показатели компетентности [Хасан, 2003]. Высшая школа ориентирована на все типы компетенций, не ограничивается рамками конкретного предмета.

По мнению С.В. Титовой, преподаватель, выпуская студента за рамки предмета, используя системный подход, формирует у обучающегося ком-петентностные характеристики на основе деятельностного, контактного, коммуникативного и социокультурного подходов [Титова, 2004].

Исследователи Н.Н. Абакумова, И.А. Зимняя, Е.В. Чуб, В.А. Ширяева, И.Ю. Малкова, Д. Иванов, Г.И. Бубнова, В.И. Загвязинский, Г.А. Китайгородская, Б.А. Лапидус, А.А. Леонтьев, А.А. Миролюбов, Г.Г. Молчанова, В.Г. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.С. Сей-фуллаева и другие исследователи рассматривают синтезированность

знаний и их целостный состав, среди которых важное место отводится компетентностному подходу в изучении иностранного языка. Новая компетентностная модель процесса образования, по мнению авторов, предполагает создание определенных условий для формирования лингвистических компетенций, отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат становлению будущего специалиста с развитой языковой активностью.

С целью всестороннего использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у студентов, что будет способствовать качеству образовательного процесса. Высокий уровень получения знаний при изучении иностранного языка сформирует навыки конкуренции и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и коммуникации студента [Мишенева, 2014].

В изучении и освоении иностранного языка наряду с другими языковыми компетенциями особую роль играет межкультурная компетенция. Кроме того, межкультурная компетенция характеризуется способностью успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита. В структуру межкультурной компетенции, по мнению Н.Ю. Вильгельм, входят общекультурологические и культурно-специфические знания, умения практического общения, межкультурная психологическая восприимчивость [Вильгельм].

При обучении иностранному языку студентов-психологов в неязыковом вузе преподавателями нашей кафедры используются модели, которые реализуются благодаря трем компонентам: семиотическому, имитационно обучающему и социальному [Ковалева, 2007].

Семиотическая модель основана на коммуникативных упражнениях с целью усвоения лексики, грамматики в пределах темы; работе с базовыми текстами; коммуникативных упражнениях к данным текстам.

Имитационная обучающая модель формируется по средствам отработки речевых клише и штампов, работы с основными и дополнительными текстами традиционной программы, коммуникативных упражнениях к ним, обучения умениям диалогического общения и профессионально-речевых ситуаций ролевого поведения, заполнения анкет психологического характера, стендовых и устных докладов.

Социальная модель реализуется на базе ролевых и деловых игр, анализе конкретных ситуаций, симуляции, письменных форм работы.

Ключевыми формами работы со студентами, которые составляют основу представленных ранее моделей, является тренинг. Основная стратегия программы тренинга ориентирована на создание возможности для развития самостоятельности, инициативности, ответственности за собственное поведение и коммуникацию, способности к твор-

ческому решению возникающих проблем, готовности к личностному и профессиональному росту, используя креативный компонент [Чуб, 2009]. Наиболее значимыми результатами тренинга могут стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение мотивации к саморазвитию [Чуб, 2009].

Методика социально-психологического тренинга базируется в первую очередь ориентацией на достижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Кроме того, данные методы реализуют принцип активности студента через включение в обучение элементов исследования. Вышеуказанные методы предполагают вариант обучения на предлагаемых преподавателем моделях [Новиков, 1998].

Использование тренингов важно, так как будущие специалисты-психологи испытывают сложности в общении, решении личностно-значимых проблем, не уверены в себе, а также значимости своей профессии, вследствие чего возникает тревожность. Именно поэтому необходимо «обращать внимание на анализ конкретных поступков конкретных индивидов, учить и тренировать их разбираться не только в книжных рассуждениях, но и в обыденных человеческих поступках» [Новиков, 1998].

Использование в практике преподавания иностранного языка элементов социально-психологического тренинга позволяет задействовать большинство каналов восприятия и переработки информации, повысить мотивированность студентов, вовлечь их в диалог с преподавателем и между собой.

В сочетании с традиционными методами обучения элементы тренинга направлены на развитие личности, формирование коммуникативных умений и навыков межличностного взаимодействия. В частности, цель обучения студентов — развитие диспозиционно-установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной, профессиональной, личной жизни взрослого человека [Мишенева, 2014].

Вместе с тем содержание и методы компетентностного преподавания иностранного языка, которые использует преподаватель, должны соответствовать специфике деятельности студента в соответствии с профессиональными навыками. Например, для психолога профессионально важными качествами являются умение общаться с людьми, устанавливать с ними позитивные отношения, интерес к людям, терпение в общении с ними, чувствительность к установкам и поведению других людей, эмоциональная стабильность, проницательность и самопонимание. На занятиях иностранным языком создаются условия для достижения именно этих целей.

Ролевая игра/симуляция играет большую роль для формирования профессиональной компетентности и языковой компетенции. Поскольку

ролевая игра — это упражнение, в котором студенты, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта в условиях, максимально близких к условиям социального общения [Новиков, 1998].

Использование ролевых игр на занятиях иностранным языком позволяют не только вовлечь в учебный процесс всех членов группы, но и создать атмосферу сотрудничества. Предполагается, что с помощью ролевой игры снимается барьер страха сделать ошибку, используя, таким образом, весь речевой потенциал студента. Преподаватель, в свою очередь, имеет в своем арсенале методические наработки для развития навыков диалогической, монологической, разговорно-бытовой, профессионально-ориентированной речи студентов, тренировки различных грамматических структур предложения, активизации всего лексического материала по теме; способствуют эмоциональной включенности в учебный процесс, а, следовательно, более прочному усвоению материала. Формируя позитивную мотивацию изучения иностранного языка, применение ролевых игр на занятиях для студентов позволяет объединить компетенции учебной и профессиональной деятельности2.

Формированию компетентностного подхода у студентов-психологов способствует большая возможность использовать ролевую игру, так как сюжеты, которые можно предложить обучающимся, разнообразны. Это могут быть ситуации психологического консультирования, обсуждение проблем между двумя специалистами, проблемы в семейных отношениях и многое другое. Ролевая игра, так же как предмет исследования, входит непосредственно в сферу профессионального интереса психологов.

Симуляция (или воображаемая ситуация) в обучении иностранному языку — это подражательное выдуманное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованное вокруг проблемной ситуации [Абакумова, 2007]. Ролевые игры отличает то, что участники осуществляют взаимодействие в рамках предписанной роли и, как правило, не содержат элемента непредсказуемости и про-блемности. По сравнению с ролевыми играми в симуляциях усилен элемент проблемности, конфликта между точками зрения, позициями участников. Симуляция подразумевает широкое обсуждение проблемы, принятие решения. Симуляции приближаются к ситуациям реального общения и поэтому наиболее часто могут применяться со студентами неязыковых вузов.

2 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2007 (Образование в документах).

Деловая игра с позиций компетентностного подхода также является формой воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для того или иного вида социальной практики [Сейфуллаева]. Модель учебного процесса на основе игры строится через включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание нового опыта в обстановке игры.

Игры стимулируют двойной результат — как игровой, так и учебно-познавательный, формируя компетентность в получении профессиональных навыков [СИагИопоБ, СИага1атр1ё1, 2015; ^Ъещ, Gronlund, 2012].

В данной статье раскрыты положения о том, что в настоящее время ключевым моментом при переходе на уровневую систему высшего образования, реализуемую в рамках европейской образовательной действительности, является применение в вузе компетентностного подхода к оценке качества результатов обучения. В условиях смены ценностных познавательных ориентаций преподавателю необходимы новые методы и технологии, позволяющие ему выявить имеющиеся у студента знания, актуализировать их, стимулировать отсутствующие компетенции, структурируя учебный материал, обучая не просто запоминать и воспроизводить, а применять их на практике. Методы, которые организуют обучение через желание (тренинги, игры, симуляции), активизируют обучение студентов, стимулируют их природную любознательность, мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Вместе с тем невозможно достичь цели, решить задачи обучения студентов иностранному языку без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного преподавателя — не преподносить знания студентам, а более практичная — создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Назначение иностранного языка как предметной области вузовского образования состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех студентов. Студент и преподаватель становятся равноправными субъектами обучения иностранному языку. Исключается доминирование какого-либо участника данного процесса. Все вышеперечисленное, согласно положениям ФГОС, несомненно, приведет к целостно-компетентностному профессиональному результату.

Список литературы

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск, 2007.

2. Вильгельм Н.Ю. Компетентностный подход в изучении иностранного языка. URL: http://samzan.ru/85248 (дата обращения: 22.01.2018).

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

4. Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. URL: http://gigabaza.ru/doc/86777-pall.html (дата обращения: 22.01.2018).

5. Ковалева Т.М. Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования в контексте русской культуры. Эйдос: Интернет-журнал. 2007. 30 сентября. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0930-4.htm. (дата обращения: 25.01.2018).

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 7-11.

7. Маслова Ю.В. Содержание и формы иноязычной речевой деятельности студентов пед. вуза в контекстном обучении (на материале англ. языка): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук (13.00.08). Липецк, 2000.

8. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. 2004. № 7. С. 20-26.

9. Мишенева Ю.И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2014. № 8. С. 31-35.

10. Новиков В.В. Социально-психологический феномен и наука. М., 1998.

11. Сейфуллаева А.С. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам. URL: https://multiurok.ru/files/kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-inostranny.html(дата обращения: 25.01.2018).

12. Титова С.В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2004.

13. Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.

14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 54-61.

15. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Методическое пособие. Новосибирск, 2009.

16. Ширяева В.А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ. Саратов, 2009.

17. Charitonos K., Charalampidi M. 2015. Designs for Heritage Language Learning: A Photography project in the UK Supplementary Education // Brown, Tom H. and van der Merwe, Herman J. eds. The Mobile Learning Voyage - From

Small Ripples to Massive Open Waters: 14th World Conf, mLearn 2015, Venice, Italy, October 17—24, 2015, Proc. Communications in Computer and Information Science (560). Cham. P. 198—216. 18. Viberg O., Gronlund A. 2012. Mobile Assisted Language Learning: A Literature Review. URL: http://ceur-ws.org/Vol-955/papers/paper_8.pdf (accessed: 26.01.2018).

Natalia N. ^satkina, Natalija A. Lichak

THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: COMPETENCE-BASED APPROACH

Yaroslavl State Technical University, 88 Moskovskiy proezd, Yaroslavl, 150026

Demidov Yaroslavl State University, 14 Sovetskaya street, Yaroslavl, 150003

The article analyzes the ways to improve students' educational activity, to enhance their motivation to learn a foreign language when using the competence approach. Higher education should model the content and conditions of the future students' profession. The authors outline the most effective methods and techniques of teaching a foreign language at the University departments where students do not major in English. The competency model in education suggests creating certain conditions to form linguistic competencies when students have already reflected on the knowledge gained and have obtained experience in communication in a foreign language. These two factors help to promote language skills of future professionals. The authors point to the most effective methods and ways of teaching a foreign language in non-linguistic departments of a University. The authors apply models based on the three components: semiotic, learning and social simulation. The key forms of work with students and the foundation of competency-based model are psychological training, role playing and business games, simulations. From the standpoint of competence-based learning, different types of games recreate the subject-matter and social content of future profession, model relations characteristic of a particular type of social practice. The goal of a modern University instructor is not only to deliver information to students but to motivate them as well as to teach students how to self-study.

Key words: competence approach; competence; competency; training; foreign language; foreign language communication; training; role play; business games; simulations.

About the authors: Natalia N. Kasatkina — PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Chair of Foreign languages for Humanities, Demidov Yaroslavl State University (e-mail: Ninet75@mail.ru); Natalija A. Lichak — PhD in Cultural Studies, Associate Professor of Chair of Politology, Professor of Chair of Humanities, Yaroslavl State Technical University (e-mail: dimmyar@mail.ru).

References

1. Abakumova N.N., Malkova I.Yu. 2007. Kompetentnostnyjpodhod v obrazovanii: organizaciya i diagnostika [Competence approach in education: organization and diagnostics]. Tomsk. (In Russ.)

2. Vil'gel'm N.YU. 2017. Kompetentnostnyj podhod v izuchenii inostrannogo yazyka [Competence approach in learning a foreign language]. URL: http:// samzan.ru/85248 (accessed: 22.01.18). (In Russ.)

3. Zimnyaya I.A. 2004. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Core competencies as an effective and targeted basis of the competence approach in education]. Moscow. (In Russ.)

4. Ivanov D. 2017. O klyuchevyh kompetenciyah i kompetentnostnom podhode v obrazovanii [On key competencies and competence approach in education]. URL: http://gigabaza.ru/doc/86777-pall.html (accessed: 22.01.2018). (In Russ.)

5. Kovaleva T.M. Kompetentnostnyj podhod kak ideya otkrytogo zakaza na soder-zhanie shkol'nogo obrazovaniya v kontekste russkoj kul'tury [Competence approach as the idea of a social demand for the maintenance of school education in the context of Russian culture]. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2007/0930-4.htm (accessed: 25.01.2018). (In Russ.)

6. Lebedev O.E. 2004. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Competence approach in education]. SHkol'nye tekhnologii, no. 5, pp. 7—11. (In Russ.)

7. Maslova Yu.V. 2000. Soderzhanie i formy inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti studentov ped. vuza v kontekstnom obuchenii (na materiale angl. yazyka): Av-toref. dis. ...kand. ped. Nauk. [The content and forms of learning a foreign language by students of the Teacher training university within the "context" approach] Lipeck. (In Russ.)

8. Mil'rud R.P. 2004. Kompetentnost' v izuchenii yazyka [Competence in learning the language]. Inostrannyjyazykvshkole, no. 7, pp. 20—26 (In Russ.)

9. Misheneva YU.I. 2014. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam [Competence approach in teaching foreign languages]. Koncept: Nauchno-metodicheskij ehlektronnyjzhurna, no. 8, pp. 31—35. (In Russ.)

10. Novikov V.V. 1998. Social'no-psihologicheskij fenomen i nauka [Socio-psy-chological phenomenon and science]. Moscow. (In Russ.)

11. Sejfullaeva A.S. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam [Competence approach in teaching foreign languages]. URL: https://multi-urok.ru/files/kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-inostranny.html (accessed: 25.01.2018). (In Russ.)

12. Titova S.V. 2004. Teoreticheskie osnovy komp'yuterno-informacionnoj modeli obucheniya inostrannym yazykam: Avtoref. dis. ...doktora ped. nauk (13.00.02) [Theoretical foundations of the computer-information model of teaching foreign languages]. Moscow. (In Russ.)

13. Hasan B.I. 2003. Granicy kompetencij: pedagogicheskoe vmenenie i voz-rastnye prityazaniya [The boundaries of competences: pedagogical imputation and age claims]. Pedagogika razvitiya: klyuchevye kompetentnosti i ih

stanovlenie [Key competences and their formation in pedagogics of development]. Krasnoyarsk. (In Russ.)

14. Hutorskoj A.V 2003. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnost-noorientirovannoj paradigmy obrazovaniya [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. Narodnoe obra-zovanie [Public education], no. 2, pp. 54—61. (In Russ.)

15. CHub E.V. 2009. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Competence approach in education]. Sovremennye tekhnologii obucheniya, orientirovan-nogo na dejstvie: metodicheskoe posobie. Novosibirsk. (In Russ.)

16. Shiryaeva VA. 2009. Formirovanie universal'noj klyuchevoj kompetentnosti sredstvami TRIZ: Uchebno-metodicheskoeposobie [Formation of the universal key competence by means of TRIZ]. Saratov. (In Russ.)

17. Charitonos K., Charalampidi. 2015. Designs for Heritage Language Learning: A Photography project in the UK Supplementary Education In Brown, Tom H. and van der Merwe, Herman J. eds. The Mobile Learning Voyage — From Small Ripples to Massive Open Waters: 14th World Conf, mLearn 2015, Venice, Italy, October 17—24, 2015, Proc. Communications in Computer and Information Science (560). Cham, pp. 198—216.

18. Viberg O., Gronlund A. 2012. Mobile Assisted Language Learning: A Literature Review. URL: http://ceur-ws.org/Vol-955/papers/paper_8.pdf (accessed: 26.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.