Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности / высшее педагогическое образование / исследовательская компетентность / компетенция / модель / life safety / higher pedagogical education / research competence / competence / model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко

В статье раскрыт авторский подход к формированию исследовательских компетенций у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. Представлено понятие «исследовательская компетентность», на основе которого базируется работа авторов. В основе исследования лежит модель формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, целевой, теоретико-методологический, содержательный, оценочный и результативный блоки. Обоснованы результаты частичной апробации модели в ходе работы студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности для студентов бакалавриата 2019, 2020 и 2021 годов поступления. Определены и раскрыты этапы реализации исследования, каждый из которых определен перечнем реализованных мероприятий; представлены результаты исследования для каждого уровня формирования исследовательских компетенций у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. Обоснованы выводы проведенной научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR BACHELOR EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

The article reveals the authors’ approach to the formation of research competencies in future teachers of the basics of life safety. The concept of “research competence” is presented, on the basis of which the work of the authors is based. The study is based on the model of formation of research competencies in bachelors of education in the field of life safety, including target, theoretical and methodological, meaningful, evaluative and effective blocks. The results of a partial approbation of the model during the work of the student scientific society of the Faculty of Life Safety for undergraduate students in 2019, 2020 and 2021 are substantiated. The stages of research implementation are defined and disclosed, each stage is defined by a list of implemented activities, the results of the study are presented for each level of formation of research competencies in future teachers of the basics of life safety. The conclusions of the conducted scientific work are substantiated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

б) угол С - острый.

Решение: а) точка О - центр окружности, тогда отрезки ОА, ОВ, ОС равны, как радиусы. Поэтому треугольник АОС - равнобедренный, следовательно, /ОАС = /АСО (*). Треугольник СОВ - равнобедренный и /ОВС = /ОСВ (**). /АСВ = /АСО + /ОСВ и, учитывая (*) и (**), /АСВ = /ВАС + /АВС; б) в треугольнике АВС по теореме 18 /А + /В + /С < 2d. По доказанному /А + /В = /С. Следовательно, 2/С < 2d. Поэтому угол С - острый.

Библиографический список

Внедрение разработки в процесс обучения подтвердил гипотезу о том, что теоретический материал геометрии Лобачевского довольно сложен для восприятия обучающимися, но в совокупности с решением задач на доказательство в ходе изучения данного раздела усвоение новых знаний происходит гораздо лучше. Поэтому мы привели примеры решения задач на доказательство, которые целесообразно внедрять в процесс обучения геометрии Лобачевского на плоскости.

1. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Об особенностях преподавания геометрии Лобачевского для будущих учителей-магистрантов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 127-128.

2. Атанасян Л.С. Геометрия Лобачевского. Москва: Лаборатория знаний, 2021.

3. Прояева И.В., Колобов А.Н. Разработка компетентностно-ориентированных задач и возможные их применения в преподавании математических дисциплин. Современные проблемы физико-математических наук: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018: 116-119.

4. Прояева И.В., Годовова А.С. Особенности преподавания математики на технических направлениях вузов в рамках дистанционного обучения. Актуальные проблемы и перспективы в сфере инженерной подготовки. Оренбург, 2020: 102-108.

5. Прояева И.В., Колобов А.Н. Координация самостоятельной работы студентов по подготовке к ГИА по курсу «Геометрия». Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2020.

References

1. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Ob osobennostyah prepodavaniya geometrii Lobachevskogo dlya buduschih uchitelej-magistrantov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 127-128.

2. Atanasyan L.S. Geometriya Lobachevskogo. Moskva: Laboratoriya znanij, 2021.

3. Proyaeva I.V., Kolobov A.N. Razrabotka kompetentnostno-orientirovannyh zadach i vozmozhnye ih primeneniya v prepodavanii matematicheskih disciplin. Sovremennyeproblemy fiziko-matematicheskih nauk materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2018: 116-119.

4. Proyaeva I.V., Godovova A.S. Osobennosti prepodavaniya matematiki na tehnicheskih napravleniyah vuzov v ramkah distancionnogo obucheniya. Aktual'nye problemy i perspektivy v sfere inzhenernoj podgotovki. Orenburg, 2020: 102-108.

5. Proyaeva I.V., Kolobov A.N. Koordinaciya samostoyatel'nojraboty studentov po podgotovke k GIApo kursu «Geometriya». Orenburg: Tipografiya «'Ekspress-pechat'», 2020.

Статья поступила в редакцию 13.02.23

УДК 378.147

Vileito T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: vileito@mail.ru

Rebko E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: elvira_rebko@mail.ru

IMPLEMENTATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR BACHELOR EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article reveals the authors' approach to the formation of research competencies in future teachers of the basics of life safety. The concept of "research competence" is presented, on the basis of which the work of the authors is based. The study is based on the model of formation of research competencies in bachelors of education in the field of life safety, including target, theoretical and methodological, meaningful, evaluative and effective blocks. The results of a partial approbation of the model during the work of the student scientific society of the Faculty of Life Safety for undergraduate students in 2019, 2020 and 2021 are substantiated. The stages of research implementation are defined and disclosed, each stage is defined by a list of implemented activities, the results of the study are presented for each level of formation of research competencies in future teachers of the basics of life safety. The conclusions of the conducted scientific work are substantiated.

Key words: life safety, higher pedagogical education, research competence, competence, model

Т.В. Вилейто, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vileito@mail.ru

ЭМ Ребко, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: elvira_rebko@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыт авторский подход к формированию исследовательских компетенций у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. Представлено понятие «исследовательская компетентность», на основе которого базируется работа авторов. В основе исследования лежит модель формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, целевой, теоретико-методологический, содержательный, оценочный и результативный блоки. Обоснованы результаты частичной апробации модели в ходе работы студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности для студентов бакалавриата 2019, 2020 и 2021 годов поступления. Определены и раскрыты этапы реализации исследования, каждый из которых определен перечнем реализованных мероприятий; представлены результаты исследования для каждого уровня формирования исследовательских компетенций у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. Обоснованы выводы проведенной научной работы.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, высшее педагогическое образование, исследовательская компетентность, компетенция, модель

Различные сферы профессиональной деятельности, среди которых мы выделяем педагогическую, предъявляют выпускнику педагогического вуза новые требования к уровню образованности и компетентности, обязывают его соответствовать современным запросам рынка труда и, таким образом, направляют на овладение широким спектром видов профессиональной деятельности и умений успешно решать педагогические задачи, в том числе в области исследовательской деятельности.

Компетентностный подход сменил прежнюю парадигму образования, которая базировалась на «знаниевом» подходе (когда происходит передача определенной суммы знаний и умений от преподавателя к обучающимся) и утвердился в

качестве приоритетного направления модернизации современного образования. На его основе была создана компетентностная образовательная модель педагогического образования. Считаем необходимым отметить, что она является некой «проекцией» модели подготовки специалистов в области образования по безопасности жизнедеятельности, также реализуется на практико-ориентированном, деятельностном и личностно ориентированном подходах, а главным ее продуктом становится компетенция [1]. Никто не отрицает, что быть конкурентоспособным, соответствовать требованиям работодателя - трудная задача как для самого выпускника, так и для образовательной организации, которая его готовит для выполнения профессиональных задач в сфере образования и воспитания.

Считаем, что на основе овладения будущими педагогами новыми компетенциями, в числе которых выделяем и исследовательские, происходит становление специалиста, обладающего профессиональным опытом и способностями к саморазвитию, самообучению, профессиональному росту и самосовершенствованию. Вышесказанное позволяет говорить об актуальности и значимости проблемы формирования и развития исследовательских компетенций в рамках подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

Исследования ученых психологов (В.Н. Введенский, Т.А. Воронова, Э.Ф. Зеер, Зимняя И.А., Т.А. Смолина [2; 3; 4]) доказывают, что понятие «исследовательская компетенция», во-первых, многозначно, во-вторых, характеризуется комплексностью и интегративностью, т. к. несет в себе ряд взаимосвязанных индивидуальных свойств человека и, в-третьих, содержит функционально-деятель-ностную составляющую. Поэтому в нашем исследовании мы опираемся на определение, которое используют в своих исследованиях Б.П Ананьев, А.А. Бодалев, Е.В. Попова, А.П. Тряпицына [4] и которое соответствует вышеобозначенным характеристикам: исследовательская компетенция - это способности (готовность) успешно осуществлять исследовательскую работу и исследовательские виды деятельности. Исследовательская компетентность является индивидуальным свойством личности.

Сравнительный анализ ФПОС ВО 3+ и ФПОС ВО 3++ по направлению 44.03.01 Педагогическое образование позволяет говорить о необходимости формирования новых подходов к реализации исследовательской деятельности будущих бакалавров образования.

ФПОС ВО 3+ диктовал требования к овладению исследовательскими компетенциями в части готовности к постановке и решению различных исследовательских задач в образовании, а также способности к руководству исследовательской деятельностью обучающихся. При этом ведущими видами профессиональной деятельности являлись педагогический, проектный, исследовательский и культурно-просветительский. Однако ФПОС ВО 3++ не определяет среди универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) именно исследовательские компетенции, а определяет типы задач профессиональной деятельности: педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский и сопровождения. При этом наличие во ФПОС 3++ научно-исследовательской работы в частях учебной и производственной практики, в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы, а также наличие защиты выпускной квалификационной работы требуют реализации исследовательской деятельности.

Цель исследования состоит в разработке и комплексном обосновании модели организации исследовательской деятельности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Достижение поставленной цели требует решения сопутствующих задач, а именно: 1) выявить условия (организационно-педагогические) реализации исследовательской деятельности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности; 2) определить план мероприятий по исследовательской деятельности обучающихся бакалавриата, направленных на реализацию и внедрение научно-исследовательской работы в рамках СНО на факультете безопасности жизнедеятельности; 3) обосновать уровни сформированности и критерии оценки результатов исследовательской деятельности у бакалавров образования.

Научная новизна: в соответствии с логикой исследования был проведен анализ классификации и этапов формирования научно-исследовательских умений. Это позволило определить группы научно-исследовательских умений, обосновать сущностные характеристики каждой группы. Были определены этапы формирования умений в процессе научно-исследовательской деятельности бакалавров, которая может осуществляться в решении различных задач профессиональной деятельности, в видах работ, предусмотренных действующими учебными планами (рефераты, курсовые, выпускная квалификационная работа, учебная и производственная практика (научно-исследовательская работа) и формах (научная конференция; научно-практическая конференция; студенческое научное общество (СНО) и т. д.) [5; 6; 7].

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в разработке и теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Поэтому среди частных задач по решению данного вопроса была поставлена и решена задача по определению содержания и сущности научно-исследовательской работы обучающихся; 2) в ходе теоретического анализа были выявлены особенности научно-исследовательской деятельности, которая носит личностный характер, является многокомпонентной, включающей в себя мотивационно-ценностные ориентиры и отношения личности к самой деятельности, а также систему исследовательских умений, методологических знаний, направленных на решение педагогических задач [7; 8]; 3) определены организационно-педагогические условия реализации исследовательской деятельности бакалавров (мотивационные, информационные, процессуальные, материально-технические, оценочные, кадровые) и четыре уровня сфомированности их у обучающихся (недостаточный, пороговый, базовый и повышенный).

В качестве практических результатов считаем необходимым отметить разработанный комплекс экспериментальных мероприятий научной направленности, в рамках которых и была реализована научно-исследовательская работа СНО обучающихся бакалавров на факультете безопасности жизнедеятельности

РППУ им. А.И. Перцена; методические рекомендации к проведению и оценки результатов мероприятий.

В ходе исследования были применены теоретические и эмпирические методы. Среди основных теоретических методов стоит отметить анализ научной, методической и учебной литературы, а также аналитических докладов и статей по проблематике исследования; изучение ФПОС ВО 3+ и 3++. Среди эмпирических методом были применены наблюдение в рамках реализации практической и научно-исследовательской работы бакалавров, анкетирование, тестирование, моделирование, конституирующий эксперимент, формирующий эксперимент, а также количественная и качественная обработка результатов исследования. Исследование проведено на базе факультета безопасности жизнедеятельности РППУ им. А. И Перцена г. Санкт-Петербурга.

Результаты исследования

1. При выполнении исследования мы опирались на понятие исследовательской компетентности как способности (готовности) успешно осуществлять исследовательскую работу и исследовательские виды деятельности.

2. На основе анализа научной литературы был сделан еще один вывод о том, что в основе процесса по формированию исследовательских компетенций лежат исследовательские умения, которые определяют деятельност-ную составляющую интегрального содержания любой компетенции. То есть по уровню сформированности и наличия спектра научно-исследовательских умений у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности можно судить и о готовности студента и будущего педагога осуществлять те или иные виды исследовательской деятельности для решения профессиональных задач.

3. В ходе исследования была разработана модель организации исследовательской деятельности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, которая разработана по принципу классической блочной системы и включает следующие блоки: целевой, теоретико-методологический, содержательный, оценочный и результативный. Все блоки взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целевой блок определяется нормативными документами ФПОС (3 + и 3++) и, соответственно, сам определяет цели и задачи функциональной модели. Так как основная цель процесса моделирования - формирование исследовательских компетенций бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в рамках научно-исследовательской работы, то был определен сразу же и результативный компонент - сформированность исследовательских умений и компетенций различного уровня для выполнения научно-исследовательской работы обучающихся. Цель является «управляющим» компонентом, определяя стратегию и тактику всего процесса формирования компетенций

Содержание теоретико-методологического блока включает в себя подходы и принципы научно-исследовательской работы студентов. В этой связи стоит отметить, что основополагающим подходом данного блока является компе-тентностный подход. Он содействует развитию требуемых и направленных на профессиональную область компетенций обучающихся в ходе научно-исследовательской работы. Заявленные здесь личностно ориентированный и системный подходы нацелены на осуществление каждым обучающимся с учетом его личностных качеств, интересов и способностей постоянной систематической исследовательской работы. Деятельностный подход предполагает развитие широкого спектра видов и форм исследовательской деятельности студентов; ноксологический подход направлен на ознакомление с теорией и практикой безопасности. Определены ведущие принципы, такие как принцип междисци-плинарности, принципы системности и фундаментальности, профессиональной направленности и интегративности, принцип педагогики сотрудничества и связи с практикой.

В содержательном блоке представляемой модели описаны педагогические условия, которые направлены на организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся. Поддерживающим элементом деятельности научного характера является дидактическое и материально-техническое обеспечение работы. Основополагающей составляющей содержательного блока считаем выделение и обозначение основных компонентов, связанных с процессом формирования исследовательских компетенций обучающихся и алгоритм выполнения заданий научно-исследовательского характера.

Оценочный блок отражает процесс формирования исследовательских компетенций и реализуется в ходе выполнения обучающимися различных видов и форм научно-исследовательских работ, отражается в критериях и показателях, способных оценить сформированность и уровень формируемых компетенций, представлен в критериально-оценочном компоненте модели.

Результативный блок включает в себя ожидаемые результаты.

4. Результаты апробации модели. Описанная модель организации исследовательской деятельности была реализована в практике обучения вуза на факультете безопасности жизнедеятельности РППУ им. А.И. Перцена при выполнении учебного плана бакалавриата в течение 2021-2022 учебного года.

В ходе реализации модели были:

- применены организационно-педагогические условия, направленные на организацию исследовательской деятельности обучающихся;

- с целью апробации модели был спроектирован и реализован комплекс научных мероприятий для студентов;

- сделаны выводы по оценке уровня сформированности исследовательских умений бакалавров и готовности осуществлять ими исследовательскую деятельность в профессиональной сфере.

Процесс реализации модели условно был поделен на этапы.

Первый этап - разработка модели организации исследовательской деятельности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности.

Второй этап - определение организационно-педагогических условий и плана мероприятий научно-исследовательской деятельности.

Третий этап - реализации модели в практике деятельности студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена.

Четвертый этап - подведение итогов и формирование выводов по результатам исследования.

В реализации мероприятий участвовали 140 бакалавров образования в области безопасности с 1 по 3 курсы. В ходе реализации мероприятий обучающиеся могли выступать волонтерами, фотографами, кураторами, модераторами, ведущими и пр.

Таблица 1

Количество обучающихся, принимавших участие в эксперименте

Курс бакалавриата: По годам набора: Всего по курсам:

1 курс Набор 2019: 29 обучающихся Набор 2020: 25 обучающихся Набор 2021: 22 обучающихся 76

2 курс Набор 2019: 21 обучающихся Набор 2020: 23 обучающихся 44

3 курс Набор 2019: 24 обучающихся 24

Всего по 3 курсам: 144

Мероприятия научно-исследовательского характера реализовывались по заданному алгоритму: 1) организационный этап с проведением общего установочного собрания, распределением ролей, определением целей и задач мероприятия, изложением требований к их выполнению, задач для каждого члена группы; 2) подготовительный этап, включающий формирование материально-технической и методической базы (аудитории, помещения, ИТ-средства, раздаточные материалы, подготовки списков, сертификатов и пр.); 3) основной этап - проведение научно-исследовательского мероприятия; 4) итоговый этап, включающий итоговую встречу с обсуждением результатов.

Реализованные мероприятия были разными по видам исследовательской работы и включали:

- научно-практические конференции для студентов «Студент - исследователь - учитель» (2020 и 2021 гг., 120 участников, направленность - профессионально-поисковые умения);

- научные семинары (2019, 2020, 2021 гг., 83 участника, направленность -рефлексивно-оценочные умения);

- конкурсы научно-исследовательских работ РГПУ им. А.И. Герцена по педагогике и методике преподавания дисциплин (2019, 2020, 2021 гг., 23 участника, направленность - профессионально-поисковые умения, аналитико-исследова-тельские умения);

- студенческий конгресс по безопасности на дорогах (2019 г, 60 участников, направленность - организационно-методические умения);

- выставки научных достижений РГПУ им. А.И. Герцена (в рамках Недели науки, 2020, 2021 гг., 50 участников, направленность - модельно-прогностиче-ские умения);

Библиографический список

- научно-практические конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика» (2019, 2020 и 2021 гг, 3 участника, направленность - организационно-методические умения);

- планирование опытной или экспериментальной работы, разработка программы исследования, общих и частных методик исследования (20 участников, направленность - аналитико-исследовательские умения);

- международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» 2019 год, (65 участников, направленность - профессионально-поисковые умения);

- помощь в подготовке и проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 2020 и 2021 гг (60 участников, направленность - профессионально-поисковые умения).

Уровни сформированности умений были условно разделены на недостаточный, пороговый (знания, пассивное участие), базовый (умения с помощью руководителя или коллег), повышенный (самостоятельные действия).

Проведенная оценка уровней владения исследовательскими умениями показала следующее:

- недостаточный уровень сформированности не был отмечен у студентов, задействованных в эксперименте;

- пороговый уровень сформированности исследовательских умений отмечен у всех слушателей эксперимента, а именно - они демонстрируют общие знания понятий, терминов, методики и практики научной работы и научного исследования; имеют начальные знания и представление о требованиях, предъявляемых к результатам исследований. Слушатели способны самостоятельно осуществлять поиск информации;

- базовый уровень в большей степени проявили обучающиеся второго курса обучения, освоившие за первый год базовый минимум по ведению научно-исследовательской работы. Данный уровень характеризуется демонстрацией более широкого знания понятий и терминологии, умением самостоятельно определять научную проблему и противоречия в исследовании; демонстрацией способности к осуществлению аналитических действий по изучению научной и педагогической литературы по проблеме исследования. Данным слушателям уверенно дается логичное и последовательное выстраивание экспериментальной части исследования, а также формулировка выводов;

- у бакалавров 3-го курса очевидна высокая динамика изменений сфор-мированности исследовательских умений и обладание повышенным уровнем, а именно - демонстрация глубокого знания понятий и терминологии, знаний основ научной методологии в области безопасности жизнедеятельности, а также способности осуществлять планирование и организацию научно-исследовательской работы, уровня владения умениями обосновывать актуальность научной проблемы и предлагать пути ее решения.

Изложенные результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности исследовательских умений бакалавров будет зависеть от соблюдения педагогических условий, выявленных на основе педагогических задач.

Считаем, что предложенная модель реализации исследовательской деятельности может рассматриваться как универсальный инструмент, так как она может быть применена в практике организации исследовательской деятельности (работы) у обучающихся бакалавриата (по педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки).

При выделении и исследовании уровней сформированности исследовательских компетенций существует некоторая условность их разделения, так как невозможно однозначно утверждать и оценивать творческие исследовательские способности участников.

Важным фактором формирования исследовательских умений для достижения положительного результата является регулярность и повышение сложности решаемых исследовательских задач, которые, в свою очередь, выступают мощным мотивационным фактором достижения высоких результатов.

1. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Санкт-Петербург, 2006.

2. Андреев Е.А., Валеева РР Научно-исследовательская работа студентов. Сборник статей по материалам XXVIII Международной студенческой научно-практической конференции. Новосибирск, 2015; № 1 (28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf

3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение. Москва: ИЦПКПС, 2010.

4. Сионина Л.Н., Шкерина Т.А. О формировании исследовательской компетенции студентов-бакалавров педагогического вуза. Педагогические науки. Новаинфо 45-2. Available at: http://novainfo.ru/article/5904

5. Вилейто Т.В. Формирование исследовательских умений бакалавров педагогического образования средствами музейной практики. Коллективная монография по материалам VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 117-120.

6. Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2014.

7. Ребко Э.М., Сатывалдиева Б. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Педагогика высшей школы. 2016; № 3.1 (6.1): 169-172.

8. Колдина М.И. Формирование научно-исследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения. Современная педагогика. Электронный научно-практический журнал. 2014.

References

1. Stankevich P.V. Teoriya i praktika podgotovki bakalavra v sisteme mnogourovnevogo estestvennonauchnogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2006.

2. Andreev E.A., Valeeva R.R. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov. SbornikstatejpomaterialamXXVIIIMezhdunarodnojstudencheskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Novosibirsk, 2015; № 1 (28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zimnyaya I.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota: metodologiya, teoriya, praktika, organizaciya, provedenie. Moskva: ICPKPS, 2010.

4. Sionina L.N., Shkerina T.A. O formirovanii issledovatel'skoj kompetencii studentov-bakalavrov pedagogicheskogo vuza. Pedagogicheskie nauki. Novainfo45-2. Available at: http:// novainfo.ru/article/5904

5. Vilejto T.V. Formirovanie issledovatel'skih umenij bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami muzejnoj praktiki. Kollektivnaya monografiya po materialam VI Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 117-120.

6. Zueva A.S. Kompetentnostnyjpodhodvorganizaciinauchno-issledovatel'skojdeyatel'nostistudentovprofessional'no-pedagogicheskogovuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2014.

7. Rebko 'E.M., Satyvaldieva B. Formirovanie issledovatel'skih kompetencij u bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Pedagogika vysshej shkoly. 2016; № 3.1 (6.1): 169-172.

8. Koldina M.I. Formirovanie nauchno-issledovatel'skih umenij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennayapedagogika. 'Elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014.

Статья поступила в редакцию 04.02.23

УДК 373 + 316.6

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University; Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Law; Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru, ORCID: 0000-0001-5389-5897

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

Ivanova N.A., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University; Deputy Director of Center for Psychological, Medical and Social Support (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: natali-pedagog@mail.ru

INTERETHNIC ASPECTS OF THE MODERN ALTAI SCHOOL. The relationship between schoolchildren of different ethnicities in polyethnic classes is of scientific and practical interest. The article presents a comparative analysis of ethnic stereotypes of self-perception and heterosepathy of adolescents of different ethnicity -Russians, Altaians, Kazakhs - studying in rural schools of the Altai Republic. 685 teenagers of both sexes were interviewed. The semantic differential is used in the modification of Z.V. Sikevich, a sociological survey. There were no ethnic conflicts in the surveyed schools. It is shown that Russian teenagers, to a greater extent than Kazakh and Altai teenagers, consider all people equal, equally thinking and having the same problems. The self-attitude and self-esteem of indigenous adolescents is higher if they live mainly among their fellow tribesmen. Awareness of ethnic traditions among all surveyed ethnic groups of adolescents is low. Teenagers of all three groups tend to plan and lead a Europeanized lifestyle. The obtained results can be useful for teachers of polyethnic classes.

Key words: ethnic stereotypes, auto- and heterostereotypes, Altaians, Kazakhs, Russians, polyethnic classes, rural schools of the Altai Republic

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru

Н.А. Иванова, аспирант, ФГБОУ ВО НГПУ, зам. директора БУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Горно-Алтайск, Е-mail: natali-pedagog@mail.ru

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ШКОЛЫ

Взаимоотношения между школьниками разной этнической принадлежности в полиэтнических классах представляют научный и практический интерес. В статье представлен сравнительный анализ этнических стереотипов самовосприятия и гетеровосприятия подростков разной этнической принадлежности - русских, алтайцев, казахов, обучающихся в сельских школах Республики Алтай. Опрошено 685 подростков обоего пола. Применялся семантический дифференциал в модификации З.В. Сикевич, социологический опрос. Конфликтов на этнической почве в обследованных школах не было выявлено. Показано, что русские подростки в большей степени, чем казахские и алтайские, считают всех людей равными, одинаково мыслящими и имеющими одинаковые проблемы. Самоотношение и самооценка подростков из числа коренных народов выше в том случае, если они проживают преимущественно среди соплеменников. Осведомленность об этнических традициях у всех обследованных этнических групп подростков низкая. Подростки всех трех групп склонны планировать и вести европеизированный образ жизни. Полученные результаты могут быть полезны учителям полиэтнических классов.

Ключевые слова: этнические стереотипы, ауто- и гетеростереотипы, алтайцы, казахи, русские, полиэтнические классы, сельские школы Республики Алтай

Школа является важнейшим институтом социализации личности, причем именно подростковый возраст является сенситивным для социальной адаптации в поликультурном пространстве. В процессе межкультурных взаимодействий на идентификацию подростка как субъекта той или иной культуры влияют обычаи, традиции, образ жизни соседних культур, происходит осознание своего и чужого культурного наследия [1]. Отношение детей к одноклассникам другой национальности зависит от того, какие посылы дают им родители, насколько во взрослой среде существует терпимое и доброжелательное отношение друг к другу и наоборот. Кроме того, происходит неосознанное сравнение себя и «другого». Для учителей классов, где учатся дети разных национальностей, преподавание представляет определенные сложности из-за разности менталитетов учеников, разного уровня подготовки, разных ценностных ориентаций. Влияние учителя на взаимоотношения детей в полиэтнических классах чрезвычайно велико. Для учителей важно создать позитивную среду общения, добиться взаимопонимания и взаимоуважения с учеником любой национальности, воспитать доброжелательность друг к другу [2]. Без преувеличения можно сказать, что взаимоотношения между школьниками разной этнической принадлежности в полиэтнических классах, как в зеркале, отражают этнические проблемы в обществе.

В Республике Алтай, по данным Росстата от 2022 года, проживают русские (около 60%), алтайцы (около 34%) и казахи (около 6%). Дети этих народов живут и учатся вместе, общаясь как во время учебы, так и досуга. Несмотря на то, что исторические корни алтайцев, русских и казахов, проживающих в

Республике Алтай, совершенно различны, в настоящее время их объединяет единый строй жизни, они подчиняются одним и тем же законам, ценностные ориентации и жизненные планы у них примерно одинаковы. Однако стереотипы и предубеждения в отношении того или другого народа существуют. В норме они носят скрытый характер и проявляются только в ситуации социальной нестабильности. Исследование межнационального коммуникативного поведения в современной алтайской школе представляет интерес и нуждается в изучении для того, чтобы понять истинную картину взаимоотношений народов, совершенствовать систему социальной перцепции на уроках и профилактировать этнические конфликты. Наиболее интересным является выявление авто- и гетеростереотипов у молодого поколения, подростков, которые имеют разные этнические корни, но родились и растут в одинаковых условиях современной европейской цивилизации.

Цель исследования: сравнительный анализ этнических стереотипов самовосприятия и гетеровосприятия подростков разной этнической принадлежности, проживающих в Республике Алтай.

Задачи исследования:

1. Выявление этнических ауто- и гетеростереотипов восприятия одноклассников другой национальности.

2. Выявление осведомленности об истории своего и другого народа, его этнических традициях и обычаях.

3. Выявление образовательных планов на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.