Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ХОДЕ УЧЕБНОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ХОДЕ УЧЕБНОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная (технологическая) практика / профиль «Безопасность жизнедеятельности» / общепрофессиональные компетенции / программа практики / показатели оценивания / критерии оценивания результатов учебной практики / educational (technological) practice / profile "Life safety" / general professional competencies / practice program / evaluation indicators / criteria for evaluating the results of educational practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугробова Наталия Юрьевна

В статье затронуты вопросы формирования общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов – учителей по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» средствами учебной (технологической) практики. Приведена характеристика программы практики, сформулированы планируемые результаты обучения сообразно формируемым компетенциям, соотнесены виды отчетной документации с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами обучения, выделены показатели и критерии оценивания результатов учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сугробова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY ACCORDING TO THE PROFILE "LIFE SAFETY" DURING THE EDUCATIONAL (TECHNOLOGICAL) PRACTICE

The article touches upon the issues of the formation of general professional competencies of future teachers-teachers of the "Fundamentals of life-activity safety" by means of educational (technological) practice. The characteristics of the internship program are given, the planned learning outcomes are formulated in accordance with the formed competencies, the types of reporting documents are correlated with the formed competencies and the planned learning outcomes, indicators and criteria for evaluating the results of educational practice are identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ХОДЕ УЧЕБНОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ»

DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-74-84 УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ХОДЕ УЧЕБНОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Н.Ю. Сугробова

Статья поступила в редакцию 10 августа 2021 г.

В статье затронуты вопросы формирования общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов - учителей по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» средствами учебной (технологической) практики. Приведена характеристика программы практики, сформулированы планируемые результаты обучения сообразно формируемым компетенциям, соотнесены виды отчетной документации с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами обучения, выделены показатели и критерии оценивания результатов учебной практики.

Ключевые слова: учебная (технологическая) практика, профиль «Безопасность жизнедеятельности», общепрофессиональные компетенции, программа практики, показатели оценивания, критерии оценивания результатов учебной практики.

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY ACCORDING TO THE PROFILE "LIFE SAFETY" DURING THE EDUCATIONAL (TECHNOLOGICAL) PRACTICE

N.Yu. Sugrobova

The article touches upon the issues of the formation of general professional competencies of future teachers-teachers of the "Fundamentals of life-activity safety" by means of educational (technological) practice. The characteristics of the internship program are given, the planned learning outcomes are formulated in accordance with the formed competencies, the types of reporting documents are correlated with the formed competencies and the planned learning outcomes, indicators and criteria for evaluating the results of educational practice are identified.

Key words: educational (technological) practice, profile "Life safety", general professional competencies, practice program, evaluation indicators, criteria for evaluating the results of educational practice.

Существующий сегодня в России компе- педагогики для эффективного осуществле-тентностный подход в образовании позво- ния профессиональной деятельности. При ляет формировать и развивать определен- реализации компетентностного подхода ные компетенции у будущих бакалавров основной акцент делается на результат

образования, при этом в качестве результата анализируется не совокупность изученной информации, а умение человека функционировать в разнообразных проблемных условиях, его профессионализм. В процессе теоретического обучения студенты овладевают определенными знаниями, умениями и навыкам. Актуальными остаются проблемы формирования общепрофессиональных компетенций у обучающихся, то есть умение применять знания и практический опыт для решения профессиональных задач.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях относятся к одним из приоритетных. Студенты - будущие учителя ОБЖ -должны иметь полное представление обо всех аспектах сохранения жизни и здоровья школьников в период обучения. Кроме теоретической подготовки важнейшим этапом профессионального становления студентов является организация и проведение практического обучения (практики).

Проблема исследования: каковы условия формирования общепрофессиональных компетенций в ходе учебной (технологической) практики у студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Целью нашего исследования была опытно-экспериментальная проверка программы учебной (технологической) практики у студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности» для формирования общепрофессиональных компетенций.

Гипотеза исследования. Формирование общепрофессиональных компетенций в ходе учебной (технологической) практики у студентов профиля «Безопасность жиз-

недеятельности» будет более успешным при соблюдении следующих условий:

- содержание практики опирается на предшествующее теоретическое обучение;

- задания по практике составлены с учетом компетентностного подхода;

- показатели оценивая учебной практики соответствуют видам отчетной документации и формируемым компетенциям;

- студенты предварительно ознакомятся с критериями оценивания результатов прохождения учебной (технологической) практики.

Задача исследования - разработать организационное и методическое сопровождение для проведения учебной (технологической) практики, направленной на формирование общепрофессиональных компетенций у студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Методы исследования:

- педагогическое моделирование учебной (технологической) практики;

- наблюдение за студентами в период практики;

- анализ продуктов деятельности студентов (дневник практики, самоанализ проведенной работы, самоанализ формируемых компетенций, текст отчета на защиту по практике и устное выступление с презентацией, информационно-аналитические справки и т.д.).

База исследования: Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет». К исследованию были привлечены студенты 3 курса, обу-

чающиеся по образовательной программе «Безопасность жизнедеятельности».

В своем исследовании мы опирались на работы Е.А. Александровой [1], С.Г. Ко-ростелевой [3], М.Л. Субочевой с соавт. [5], Л.Г. Шестаковой [7], в которых представлены общие подходы к организации разных видов практик, фонды оценочных средств, методические рекомендации к выполнению заданий по практикам.

Значение учебных практик в приобретении опыта будущей профессиональной деятельности студентами отражено в публикациях Н.Г. Арзамасцевой, Л.В. Ку-рочкиной, Е.Е. Смирновой, И.В. Тимони-ной и др.

По мнению И.В. Тимониной, учебная практика призвана решать задачи по закреплению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, развивать профессионально-педагогические качества личности: педагогическое мышление, познавательную творческую активность студента-бакалавра. В профессиональном становлении будущих педагогов в контексте компетентностного подхода главную роль играет практико-ориентированная подготовка, под которой И.В. Тимонина понимает особую форму учебной деятельности студентов, взаимосвязанную с теоретической подготовкой и практической деятельностью. Она позволяет сформировать у студентов профессиональные умения и навыки целесообразных действий на основании полученных знаний и дает им возможность самостоятельно решать профессиональные задачи, оценивать результаты своей практической деятельности [6, с. 76].

Е.Е. Смирнова считает, что составной частью образовательного процесса буду-

щих бакалавров социальной работы является учебная практика, направленная на приобретение студентами опыта осуществления профессиональной деятельности, активизацию, апробацию и интеграцию полученных знаний, умений и навыков [4, с. 367].

Н.Г. Арзамасцева, Л.В. Курочкина рассматривают учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков как условие для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов [2, с. 11].

Однако в проанализированной нами литературе отсутствуют сведения об организации учебных практик по профилю «Безопасность жизнедеятельности».

К основным целям учебной (технологической) практики у студентов, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности», относятся закрепление и углубление теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения дисциплин подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, приобретение практических умений в избранном виде деятельности.

В ходе практики реализуются следующие задачи:

- формирование, закрепление и совершенствование профессионально значимых практических умений, навыков, способностей будущего учителя ОБЖ образовательной организации;

- развитие системы социально-личностных качеств, умений и навыков взаимодействия с участниками педагогического процесса;

- обобщение и систематизация знаний основных положений нормативно-правовых документов по организации

безопасной образовательной среды в школе.

Программа практики построена на принципах системности, интеграции, учитывает компетентностный подход. Принцип системности предполагает единство цели, задач, структуры, содержания практики, планируемых результатов обучения. Интеграция включает синтез теоретической подготовки студентов (опора на материал ранее изученных дисциплин согласно учебному плану) и практической направленности деятельности во время практики. Компетентностный подход реализуется через выполнение студентами индивидуальных заданий, которые проверяются с помощью установленных критериев.

Организация практики предполагает наличие нескольких взаимосвязанных этапов. Каждый этап имеет свое содержание.

На подготовительном этапе в ходе установочной конференции идет ознакомление студентов с целью, задачами практики, ее содержанием, критериями оценивания результатов, каждый студент получает индивидуальное задание. Обязательным является проведение инструктажа по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности в период прохождения практики.

На основном этапе студенты реализуют запланированные виды деятельности. Представим их перечень. 1. Анализ локальных нормативных документов по обеспечению комплексной безопасности образовательной организации (ОО) (эпидемической, пожарной, антитеррористической, электробезопасности).

2. Организация охраны образовательной организации (описать технические средства охраны).

3. Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в образовательной организации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (представить перечень мероприятий, проводимых в ОО).

4. Пропагандистское обеспечение безопасности образовательной организации (работа с персоналом, обучающимися и родителями по повышению культуры безопасности; характеристика средств наглядной агитации).

5. Обеспечение безопасной образовательной среды образовательной организации на основе анализа ФГОС.

6. Обеспечение безопасности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (представить перечень мероприятий, проводимых в ОО).

7. Оценка уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста (на примере одного класса на выбор) по данным медицинских наблюдений, анализ полученных результатов, рекомендации для обучающихся с выявленными нарушениями.

8. Разработка памятки-презентации для родителей по теме «Профилактика травматизма у детей и подростков».

Осуществление вышеприведенных видов деятельности студентами позволяет им:

- знакомиться с разными аспектами обеспечения безопасности жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса в школе; нормативно-правовыми документами разного уровня (локальными, муниципальными, региональными, феде-

ральными), регламентирующими обеспечение комплексной безопасности ОО; формами и методами пропаганды безопасности;

- наблюдать организацию безопасной образовательной среды в школе;

- составлять творческий отчет по результатам практики;

- развивать профессионально значимые качества.

Для работы со студентами во время практики используются разнообразные педагогические технологии: личностно -ориентированные, интерактивные, проблемного анализа, диалогические, информационные. Взаимодействие между преподавателями и студентами построено на основе технологии поддержки, а также учебно-методического сопровождения. Ведущая роль преподавателя предполагает, прежде всего, выполнение организационных, управляющих, направляющих, корректирующих функций. Для оказания помощи проводятся консультации, осуществляется постоянная обратная связь мобильными средствами.

В период прохождения учебной практики студенты выполняют большой объем самостоятельной работы. Он включает работу с нормативно-правовыми актами ОО по обеспечению безопасности, другой документацией, интернет-ресурсами, осмысление полученной информации и ее анализ, творческое написание отчета, самоанализ своей деятельности с рекомендациями по самосовершенствованию с позиции овладения определенными компетенциями.

На заключительном этапе студенты оформляют отчетную документацию согласно утвержденному перечню, при этом представляют дневник практики, ведомость-отчет, собранные и обработанные материалы с подтверждением в виде фотоотчетов, информационно-аналитических справок, слайд-презентаций и т.д.

Следует отметить, что предложенные формы отчетности помогают руководителям практики оценить уровень сформи-рованности проверяемых компетенций у студентов (см. табл. 1).

Таблица 1- Соотнесение планируемых результатов обучения

с отчетной документацией по практике

Компетенция Планируемый результат обучения Вид отчетной документации

ОПК.3.2 использует информационно-коммуникационные технологии при разработке образовательных программ Знает: интернет-ресурсы для работы с нормативно-правовыми документами по обеспечению комплексной безопасности ОО; умеет: находить и применять информацию для обеспечения комплексной безопасности в ОО (в том числе с использованием информационно- коммуникационных технологий); владеет: навыками поиска и оценки достоверности отобранной информации (в том числе с использованием информационно- коммуникационных технологий). - Дневник. - Самоанализ владения компетенциями, закрепленными за программой практики. -Перечень локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность ОО по обеспечению комплексной безопасности, с указанием основных разделов и ксерокопиями первых страниц. - Перечень мероприятий, проводимых в ОО с целью обеспечения соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и подтверждающими фотоматериалами. - Памятка-презентация для родителей по теме «Профилактика травматизма у детей и подростков». - Защита отчета по практике.

ОПК.9.1 осуществляет педагогическую и научную деятельность в соответствии с направленностью образовательной программы Знает: требования образовательной программы по обеспечению безопасности образовательной среды в ОО в соответствии с ФГОС; умеет: учитывать требования ФГОС, примерных образовательных программ и иных нормативно-правовых актов при организации безопасной образовательной среды в ОО; владеет: навыками организации безопасной образовательной среды в ОО в соответствии с требованиями ФГОС. - Ведомость-отчет. - Дневник. - Перечень мероприятий и фотоматериалы, отражающие работу ОО по пропаганде безопасности (работа с пед. коллективом, обучающимися по повышению культуры безопасности; средства наглядной агитации). -Информационно-аналитическая справка по обеспечению безопасной образовательной среды ОО (на основе анализа ФГОС). - Перечень основных мероприятий по обеспечению безопасности для обучающихся с ОВЗ. - Самоанализ владения компетенциями, закрепленными за программой практики. - Текст выступления на защиту отчета (в форме итоговой конференции).

ОПК.7.2 учитывает особые образовательные потребности обучающихся с применениями психолого-педагогических технологий Знает: способы планирования мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей; умеет осуществлять наблюдение за состоянием физического здоровья младших школьников; владеет способами планирования мероприятий, направленных на укрепление здоровья младших школьников. - Ведомость-отчет. - Дневник. - Самоанализ владения компетенциями, закрепленными за программой практики. -Информационно-аналитическая справка по оценке уровня физического здоровья младших школьников (на примере одного класса на выбор) с рекомендациями для детей с выявленными нарушениями. - Памятка-презентация для родителей по теме «Профилактика травматизма у детей и подростков». - Текст выступления для защиты отчета по практике. - Защита отчета по практике.

Продолжение таблицы 1

ОПК.4.2 учитывает особые образовательные потребности при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся

Знает: способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) на основе принципов обеспечения безопасности образовательной среды в ОО и в соответствии с требованиями ФГОС; умеет: осуществлять совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) на основе принципов обеспечения безопасности образовательной среды в ОО и в соответствии с требованиями ФГОС; владеет: навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) на основе принципов обеспечения безопасности образовательной среды в ОО и в соответствии с требованиями ФГОС.

- Ведомость-отчет.

- Дневник.

-Информационно-аналитическая справка по обеспечению безопасной образовательной среды ОО (на основе анализа ФГОС).

- Перечень основных мероприятий по обеспечению безопасности для детей с ОВЗ. -Информационно-аналитическая справка по оценке уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста (на примере одного класса на выбор) с рекомендациями для детей с выявленными нарушениями.

- Памятка-презентация для родителей по теме «Профилактика травматизма у детей и подростков».

- Самоанализ владения компетенциями, закрепленными за программой практики.

- Текст выступления для защиты отчета по практике.

- Защита отчета по практике.

Оценивание отчетной документации и включающим образовательные результа-деятельности студентов по итогам прак- ты (см.: табл. 2) тики осуществляется по показателям,

Таблица 2 - Показатели оценивания учебной (технологической) практики

Наименование отчетной документации Показатели оценивания

Дневник практики Знает требования к дневнику; умеет проводить анализ своей работы; владеет приемами самооценки.

Самоанализ владения компетенциями, закрепленными за программой практики Знает формируемые практикой компетенции; умеет проводить анализ своей работы; владеет приемами самооценки и постановки задач самосовершенствования.

Перечень локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность ОО по обеспечению комплексной безопасности Знает основные локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность ОО по обеспечению комплексной безопасности; умеет анализировать основные локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность ОО по обеспечению комплексной безопасности; владеет содержанием основных локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность ОО по обеспечению комплексной безопасности.

Характеристика организации охра-ныОО с описанием технических средств охраны Знает принципы организации охраны ОО; умеет характеризовать технические средства охраны ОО; владеет методами организации охраны ОО техническими средствами.

Продолжение таблицы 2

Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в образовательной организации в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции (представить перечень мероприятий, проводимых в ОО). Знает основные локальные нормативные документы, обеспечивающие соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в образовательной организации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; умеет соблюдать основные меры соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в образовательной организации; владеет методами защиты и профилактики новой коронавирусной инфекции.

Работа ОО по пропаганде безопасности Знает формы и методы работы ОО по пропаганде безопасности; умеет разрабатывать программу работы ОО по пропаганде безопасности с педколлективом, обучающимися; владеет навыками работы по пропаганде безопасности в ОО.

Информационно-аналитическая справка по обеспечению безопасной образовательной среды ОО на основе анализа ФГОС (в том числе перечень основных мероприятий по обеспечению безопасности для обучающихся с ОВЗ) Знает основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОО по обеспечению безопасной образовательной среды (в том числе для обучающихся с ОВЗ); умеет анализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОО по обеспечению безопасной образовательной среды (в том числе для обучающихся с ОВЗ); владеет содержанием основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ОО по обеспечению безопасной образовательной среды (в том числе для обучающихся с ОВЗ).

Информационно-аналитическая справка по оценке уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста (на примере одного класса на выбор) с рекомендациями для детей с выявленными нарушениями Знает показатели оценки уровня физического здоровья младших школьников; умеет осуществлять наблюдение за состоянием физического здоровья младших школьников; владеет способами планирования мероприятий, направленных на укрепление здоровья младших школьников.

Памятка-презентация для родителей по теме «Профилактика травматизма у детей и подростков» Знает показатели оценки уровня физического здоровья младших школьников; умеет осуществлять наблюдение за состоянием физического здоровья младших школьников; владеет способами планирования мероприятий, направленных на укрепление здоровья младших школьников.

Текст выступления для защиты отчета (в форме итоговой конференции). Знает требования к выступлению с отчетом по практике; требования к устному выступлению; умеет выстраивать выступление с демонстрацией презентации (на этапе защиты отчета по практике); владеет приемами выстраивания устного выступления.

Выступление на защите отчета по практике Знает требования к созданию презентации; требования к устному выступлению; содержание проведенной работы; умеет синхронизировать выступление с демонстрацией презентации; отвечать на вопросы по представленному материалу; владеет материалом практики; анализирует проведенную работу.

Оценивание результатов практики осуществляется дифференцированно согласно принятой шкале (см. табл. 3).

Таблица 3 - Шкала оценивания отчетной документации

Количество баллов Критерии оценивания

Отлично Студентом выполнен весь объем запланированной работы; результаты практики представлены в срок, отчет аккуратно оформлен; умеет правильно определять и эффективно осуществлять основные задачи профессиональной деятельности; в ходе практики проявлены самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическая культура; продемонстрировано полное освоение показателей проверяемых компетенций, а также готовность выполнять профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Хорошо Студентом выполнен весь объем работы, при оформлении отчетной документации допущены незначительные погрешности; умеет правильно определять основные профессиональные задачи и способы их решения; в ходе практики не проявил творческой активности; продемонстрировал достаточное освоение показателей проверяемых компетенций, а также готовность выполнять профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Удовлетворительно Студентом в основном выполнен запланированный объем работы, но допущены ошибки при проведении профессиональных видов деятельности, в оформлении отчетной документации; продемонстрировал частичное освоение показателей проверяемых компетенций и готовность выполнять профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Неудовлетворительно Студентом не выполнен запланированный объем работы, допущены грубые ошибки в планировании и проведении профессиональных видов деятельности, отчетная документация не представлена на проверку, проверяемые компетенции сформированы частично, отсутствует готовность выполнять профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заключительной конференции по результатам практики подводятся итоги, студенты представляют творческие отчеты, обмениваются своими достижениями, критически оценивают работу ОО по разным аспектам обеспечения безопасности, высказывая свое мнение и видение решения выявленных проблем.

Заключение

В период прохождения практики студенты закрепляют теоретические знания по следующим учебным дисциплинам: «Безопасность жизнедеятельности», «Теория безопасности жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Опасные ситуации природного характера и защита от них», «Введение в специальность» и др.. У них фор-

мируется понимание необходимости непрерывного совершенствования знаний и умений, приобретения опыта практической деятельности, возникает интерес к будущей профессии.

В отчетах-самоанализах студентов (в том числе самоанализ овладения компетенциями, закрепленными за программой практики) представлены критические оценки собственной деятельности: что удалось, не удалось во время практики, обозначены задачи дальнейшего развития, способы самосовершенствования профессиональных умений и навыков.

Следует отметить, что большинство студентов - 78% - получили за практику оценку «отлично», 22% - оценку «хорошо». Следовательно, учебная (технологи-

ческая) практика является эффективным средством формирования общепрофессиональных компетенций у студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Новизна данного исследования: разработана программа учебной (технологической) практики для профиля «Безопасность жизнедеятельности», сформулированы планируемые результаты обучения сообразно формируемым компетенциям, соотнесены виды отчетной документации с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами обучения, выделены показатели и критерии оценивания результатов учебной практики, дока-

зана эффективность учебной (технологической) практики в формировании общепрофессиональных компетенций у студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Перспективы исследования.

Полученные результаты могут быть использованы для организации учебных практик студентов-педагогов, обучающихся по образовательной программе «Безопасность жизнедеятельности». В качестве продолжения начатой работы вызывает интерес исследование условий и особенностей выстраивания единой линии практической подготовки студентов по названной образовательной программе.

Список литературы

1. Александрова Е.А. Организационно-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование». - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2019. - 68 c.

2. Арзамасцева Н.Г., Курочкина Л.В. Учебная практика как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. - 2020. - Т. 14. 17. - № 1. - С. 11 - 15.

3. Коростелева С.Г. В помощь студентам на педагогической практике: учебно-методическое пособие. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - 61 c.

4. Смирнова Е.Е. Учебная практика как фактор формирования социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - №1 (2). - С. 367 - 369.

5. Организация практики по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): практикум / М.Л. Субочева, Е.А. Вахтомина, И.В. Максимкина [и др.]. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. - 116 c.

6. Тимонина И.В. Подготовка педагогических кадров в условиях организации учебной (ознакомительной) практики на базе дошкольных образовательных организаций // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - М. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - Ч. 1. - С. 76-80.

7. Шестакова Л.Г., Безусова Т.А. Организация учебных и производственных практик обучающихся в магистратуре: учебно-методическое пособие. - Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2020. - 112 c.

References

1. Aleksandrova E.A. Organizacionno-pedagogicheskaya praktika: uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 - «Pedagogicheskoe obrazovanie». - Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2019. - 68 c.

2. Arzamasceva N.G., Kurochkina L.V. Uchebnaya praktika kak uslovie formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - T. 14. 17. - № 1. - S. 11 - 15.

3. Korosteleva S.G. V pomoshch' studentam na pedagogicheskoj praktike: uchebno-metodicheskoe posobie. -Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-SHanskogo, 2017. - 61 c.

4. Smirnova E.E. Uchebnaya praktika kak faktor formirovaniya social'noj kompetentnosti u budushchih bakalavrov social'noj raboty // Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya. - 2015. - №1 (2). - S. 367 - 369.

5. Organizaciya praktiki po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki): praktikum / M.L. Subocheva, E.A. Vahtomina, I.V. Maksimkina [i dr.]. - Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2021. - 116 c.

6. Timonina I.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v usloviyah organizacii uchebnoj (oznakomitel'noj) praktiki na baze doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij // Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyucionirovaniya: materialy XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. - M. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. - CH. 1. - S. 76-80.

7. Shestakova L.G., Bezusova T.A. Organizaciya uchebnyh i proizvodstvennyh praktik obuchayushchihsya v magistrature: uchebno-metodicheskoe posobie. - Solikamsk: Solikamskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut (filial) FGBOU VO «Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet», 2020. - 112 c.

Для ссылки: Сугробова Н.Ю. Формирование общепрофессиональных компетенций у студентов педагогического вуза по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в ходе учебной (технологической) практики // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №3 (20). - С. 74-84. DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-74-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.