Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - БАКАЛАВРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - БАКАЛАВРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-БАКАЛАВР БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ / TEACHER OF LIFE SAFETY WITH A BACHELOR'S DEGREE / INTEGRATIVE READINESS / COMPONENTS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

Одним из профилей направления подготовки «Педагогическое образование» является профиль «Безопасность жизнедеятельности», в вузах России ведется подготовка будущих учителей ОБЖ. Современный педагог - бакалавр профиля «Безопасность жизнедеятельности» (педагог - бакалавр БЖ) должен обладать компетенциями во всех сферах человеческой деятельности. Это касается знаний по проблемам окружающей среды, обладания компетенциями в вопросах современного социума, организации производства, в ситуациях техногенного, природного, социального характера. У будущего учителя БЖ должны быть сформированы необходимые умения безопасного поведения в различных ситуациях, он должен обладать готовностью организовывать обучение школьников безопасному поведению в различных ситуациях. Рассматривается сущность понятия «интегративная готовность будущего педагога - бакалавра БЖ к профессиональной образовательной деятельности», выделены ее основные компоненты (безопасность в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортная безопасность, военная безопасность и социально-правовая безопасность). Предложенные компоненты характеризуют основное содержание деятельности будущего учителя БЖ. Описано содержательное наполнение уровней сформированности интегративной готовности, представлена авторская методика определения уровней интегративной готовности, которыми должен обладать будущий учитель БЖ. Приведены результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента по формированию у студентов интегративной готовности с использованием методов статистической обработки результатов эксперимента (корреляционный анализ, критерий Пирсона, подсчет результатов с использованием статистических пакетов EXCEL и SPSS)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF INTEGRATIVE READINESS LEVELS OF FUTURE LIFE SAFETY TEACHERS WITH A BACHELOR'S DEGREE TO PROFESSIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

One of the profiles of the area of study «Pedagogical Education» is the profile «Life Safety», and the training of future teachers in this area is provided by universities. A modern teacher with a bachelor's degree in the «Life Safety» profile should have competencies in all spheres of human activities, including knowledge of environmental issues, competencies in modern society's issues, organization of production, ability to act in emerging situations of anthropogenic, natural and social nature, skills in safe behavior in these situations and a willingness to teach students safe behavior. The article discusses the essence of the concept of «integrative readiness of the future teacher for professional educational activities», which was introduced by us in the process of conducting a study to create an author's methodological system for preparing future teachers of life safety in the context of social partnership with law enforcement agencies. The main components of integrative readiness reflecting the content of the professional activities of future teachers of life safety are identified: safety in emergency situations, road safety, military as well as social and legal security. The proposed components characterize the main content of the future life safety teacher's activities. A description is given of the author's methodology for determining the levels of integrative readiness that a future life safety teacher should have. The article presents the results obtained in the course of a pedagogical experiment on the development of integrative readiness of students using methods of statistical processing of the experiment results (correlation analysis, Pearson's criterion, quantitative and qualitative processing of research results using the statistical packages EXCEL and SPSS).

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - БАКАЛАВРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 193-197

193

УДК 378

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - БАКАЛАВРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020 г. А.А. Михайлов

Михайлов Алексей Александрович, д.пед.н.; доц.; директор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры Шуйского филиала Ивановского государственного университета fairytail@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020 Статья принята к публикации 22.07.2020

Одним из профилей направления подготовки «Педагогическое образование» является профиль «Безопасность жизнедеятельности», в вузах России ведется подготовка будущих учителей ОБЖ. Современный педагог - бакалавр профиля «Безопасность жизнедеятельности» (педагог - бакалавр БЖ) должен обладать компетенциями во всех сферах человеческой деятельности. Это касается знаний по проблемам окружающей среды, обладания компетенциями в вопросах современного социума, организации производства, в ситуациях техногенного, природного, социального характера. У будущего учителя БЖ должны быть сформированы необходимые умения безопасного поведения в различных ситуациях, он должен обладать готовностью организовывать обучение школьников безопасному поведению в различных ситуациях. Рассматривается сущность понятия «интегративная готовность будущего педагога - бакалавра БЖ к профессиональной образовательной деятельности», выделены ее основные компоненты (безопасность в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортная безопасность, военная безопасность и социально-правовая безопасность). Предложенные компоненты характеризуют основное содержание деятельности будущего учителя БЖ. Описано содержательное наполнение уровней сформированности интегративной готовности, представлена авторская методика определения уровней интегративной готовности, которыми должен обладать будущий учитель БЖ. Приведены результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента по формированию у студентов интегративной готовности с использованием методов статистической обработки результатов эксперимента (корреляционный анализ, критерий Пирсона, подсчет результатов с использованием статистических пакетов «EXCEL» и «SPSS»).

Ключевые слова: педагог - бакалавр безопасности жизнедеятельности, интегративная готовность, компоненты, профессиональная деятельность, уровни.

Введение

Все большую актуальность сегодня приобретает проблема безопасности как отдельной личности, так и общества и государства. Каждый гражданин должен владеть необходимыми компетенциями в области безопасности, уметь безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, а в случае возникновения опасной ситуации выстраивать свое безопасное поведение. Отметим, что в нашей стране достаточно эффективно функционирует специальная многоуровневая система подготовки граждан по вопросам безопасности жизнедеятельности. Она охватывает как систему образования, так и производственный сектор. В системе образования в области безопасности важная роль в процессе трансляции знаний и умений, формирования необходимых компетенций у обучающихся отводится учителю. Он должен обладать необходимыми компетенциями по вопросам безопас-

ности, должен быть готов на высоком и продуктивном уровне осуществлять передачу этих компетенций обучающимся, чтобы они, в свою очередь, могли выстраивать свое безопасное поведение.

Более 20 лет в ряде вузов страны ведется подготовка учителей безопасности. Сейчас такая подготовка осуществляется в рамках реализации в вузах направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»). Чтобы качественно и продуктивно по окончании вуза осуществлять обучение школьников вопросам безопасности жизнедеятельности, будущий учитель ОБЖ, получающий подготовку в вузе по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), должен обладать компетенциями практически во всех сферах человеческой деятельности. Ему необходимо владеть знаниями по проблемам окружающей среды, обладать компетенциями в во-

просах современного социума, организации производства, в возникающих опасных ситуациях, возможных в природе, социуме, на производстве, а как показывает ситуация с пандемией коронавируса, которой сегодня охвачен весь мир, еще и знаниями биологического характера. У будущего учителя должны быть сформированы поведенческие умения, обеспечивающие его безопасное поведение в опасных и экстремальных ситуациях, он должен обладать высокого уровня готовностью обучать безопасному поведению учащихся, организуя преподавание интегрированного по своему содержанию курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Следовательно, современный педагог - бакалавр БЖ, заканчивая вуз, должен обладать достаточно обширными знаниями и умениями, необходимыми компетенциями в разных научных областях. Ему надлежит обладать знаниями и соответствующей практической подготовкой в различных областях жизнедеятельности, прежде всего в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, военного характера, в вопросах транспортной и социально-правовой безопасности. Целью данной работы является разработка методики расчета уровня интегративной готовности к профессиональной образовательной деятельности будущих педагогов - бакалавров БЖ.

Теоретико-методологические подходы

В процессе исследования мы опирались на психолого-педагогические исследования в высшей школе (А.Г. Асмолов, А.П. Беляева, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына и др.), а также на труды в области становления и развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и подготовки учителя БЖ (С.В. Абрамова, С.В. Белов, Е.Н. Бояров, М.А. Картавых, П.А. Кисляков, В.Н. Латчук, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, З.А. Хуснутдинова и др.) [1-7].

Результаты и их обсуждение

Как показали результаты нашего исследования, существует проблема в недостаточной подготовленности уже работающих педагогов БЖ, а также студентов - будущих учителей БЖ (педагогов - бакалавров БЖ) в практических вопросах обучения безопасному поведению учащихся в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, с которыми они реально могут столкнуться в жизни. Очень трудно спроектировать безопасное поведения в ситуациях, кото-

рые максимально приближены к реальным опасным ситуациям различного характера.

Обращение к научным работам, в которых рассматривается проблема подготовки будущих учителей БЖ (С.В. Абрамова, С.Н. Вольхин, П.А. Кисляков, Л.А. Михайлов, П.В. Станкевич и др.) [1-4; 7], собственный опыт преподавания курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе и «Безопасность жизнедеятельности» в вузе на протяжении более 15 лет, позволили нам, не ставя целью создание новой классификации, выделить 4 несколько укрупненных вида безопасности: социально-правовую, в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортную и военную безопасность.

Вслед за профессором И.А. Богачек, мы утверждаем, что результатом подготовки будущего учителя БЖ в высших учебных заведениях является сформированная у него готовность к профессиональной деятельности [8].

Рассматривая организацию подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности (педагогов - бакалавров БЖ)в различных высших учебных заведениях, ввели понятие «интегративная готовность будущего педагога-бакалавра БЖ к профессиональной образовательной деятельности». Оно включает в себя сочетание теоретических знаний, практических умений и личностных качеств, которые необходимы будущему учителю для осуществления на высоком уровне профессиональной образовательной деятельности по подготовке обучающихся безопасному поведению в четырех основных видах безопасности жизнедеятельности (безопасность в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортная безопасность, военная безопасность, социально-правовая безопасность) [5].

Опираясь на исследования Б.С. Гершунско-го, его философскую теорию образования [9], мы считаем, что будущий педагог-бакалавр безопасности жизнедеятельности в процессе обучения преодолевает следующие этапы восхождения от условно более низких к столь же условно более высоким ступеням личностных образовательных приобретений, таких как профессиональная грамотность, профессиональная образованность и профессиональная компетентность. В процессе профессиональной деятельности по окончании вуза уже у дипломированных и обладающих практическим опытом учителей происходит формирование более высоких уровней, таких как уровень культуры и уровень менталитета. Определение данных уровней необходимо для определения итогового уровня интегративной готовности у будущих педагогов - бакалавров БЖ, так как компоненты, образующие интегративную готовность и

Таблица 1

Расчёт итогового уровня сформированности интегративной готовности студентов -будущих - педагогов бакалавров БЖ к профессиональной образовательной деятельности_

Промежуточные уровни компонентов интегративной готовности Итоговый уровень интегративной готовности

1. Четыре компонента сформированы на уровне компетентности. 2. Три компонента сформированы на уровне компетентности, один компонент сформирован на уровне образованности. 3. Два компонента сформированы на уровне компетентности, два компонента сформированы на уровне образованности. 4. Один компонент сформирован на уровне компетентности, три компонента сформированы на уровне образованности Высокий уровень

5. Четыре компонента сформированы на уровне образованности. 6. Три компонента сформированы на уровне компетентности, один компонент сформирован на уровне грамотности. 7. Два компонента сформированы на уровне компетентности, два компонента сформированы на уровне грамотности. 8. Один компонент сформирован на уровне компетентности, три компонента сформированы на уровне грамотности. 9. Два компонента сформированы на уровне компетентности, один компонент сформирован на уровне грамотности, один компонент сформирован на уровне образованности. 10. Один компонент сформирован на уровне компетентности, два компонента сформированы на уровне грамотности, один компонент сформированы на уровне образованности. 11. Один компонент сформирован на уровне компетентности, один компонент сформирован на уровне грамотности, два компонента сформированы на уровне образованности. 12. Один компонент сформирован на уровне грамотности, три компонента сформированы на уровне образованности Средний уровень

13. Четыре компонента сформированы на уровне грамотности. 14. Три компонента сформированы на уровне грамотности, один компонент сформирован на уровне образованности. 15. Два компонента сформированы на уровне грамотности, два компонента сформированы на уровне образованности Низкий уровень

определяющие деятельность будущего учителя в основных видах безопасности жизнедеятельности, могут быть сами сформированы на различных уровнях: профессиональной грамотности, профессиональной образованности, профессиональной компетентности.

Для определения сформированности уровней интегративной готовности педагога -бакалавра БЖ к профессиональной образовательной деятельности нами разработана авторская методика. Нами использовалась следующая формула из комбинаторики:

где п=3 (количество уровней интегративной готовности: высокий, средний, низкий), к=4 (количество компонентов интегративной готовности (в нашем случае их четыре);

(3 + 4-1)! 6\ 720 г4 — ___ —_—_— 15

3 (3 —1)!4! 2! 4! 48

Нами получены 15 сочетаний промежуточных уровней, которые позволяют определить итоговый уровень сформированности интегративной готовности будущих педагогов -бакалавров БЖ (табл. 1).

Высокий уровень интегративной готовности будущего учителя БЖ предполагает достижение уровня компетентности во всех вышеперечисленных видах безопасности жизнедеятельности или компетентности и образованности в этих видах.

Средний уровень характеризуется достижением уровня компетентности в отдельных видах безопасности жизнедеятельности, а также уровней образованности и грамотности в оставшихся видах.

Низкий уровень интегративной готовности предполагает достижение уровня образованности в отдельных видах безопасности и грамотности в оставшихся видах безопасности жизнедеятельности или только грамотности во всех видах безопасности жизнедеятельности.

Отметим, что, являясь сложным образованием, интегративная готовность в своей структуре включает в себя две составляющие: профессиональную и личностную. В профессиональную включены непосредственно сами компоненты готовности, соответствующие выделенным нами видам безопасности жизнедеятельности (безопасность в чрезвычайных ситуациях, дорожно-

транспортная безопасность, военная безопасность, социально-правовая безопасность). Личностная составляющая интегративной готовности будущего учителя БЖ включает в себя ряд личностных качеств, необходимых будущему учителю безопасности. Мы считаем, что такими качествами являются стрессоустойчивость и волевые качества личности будущего учителя.

Определение итогового уровня интегратив-ной готовности у будущего педагога БЖ начинается с определения уровней сформированно-сти каждого компонента профессиональной составляющей интегративной готовности. Проведя соответствующие измерения, необходимо скоррелировать полученные результаты с выявленными уровнями развития личностных качеств у будущих педагогов - бакалавров БЖ.

Применительно к нашему исследованию для определения уровней сформированности профессиональной составляющей интегративной готовности мы использовали широко распространенную в вузах стобалльную систему оценивания результатов обучения. Так, критерием сформированности профессиональной составляющей компонента интегративной готовности выступает количество баллов, полученных по

формуле: К = ——-, где п — количество

П+Зрс[;

дисциплин, своим содержанием и технологиями обучения способствующих формированию компоненты, Ъп - баллы за п-ю дисциплину, р -оценка педагога, с - оценка студента (самооценка) после выполнения контрольного задания, ё - оценка за проект предстоящих действий по выходу из возможной опасной ситуации.

Нами были установлены границы, определяющие уровни профессиональной грамотности, профессиональной образованности и профессиональной компетентности.

- 61-70 баллов - уровень профессиональной грамотности;

- 71-84 балла - уровень профессиональной образованности;

- 85-100 баллов - уровень профессиональной компетентности.

Представленные баллы показывают сформи-рованность каждого из четырех компонентов интегративной готовности (являются своего рода показателями сформированности) [5, 6].

Таким образом определяется, на каком уровне профессиональной грамотности, профессиональной образованности или профессиональной компетентности сформирован тот или иной компонент профессиональной составляющей интегративной готовности.

Окончательный (итоговый) уровень, показывающий, как сформирована интегративная го-

товность к профессиональной образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности у будущих педагогов - бакалавров, определяется в соответствии с ранее приведенной таблицей 1.

С помощью электронных таблиц Excel, основываясь на показателях, приведенных выше в таблице 1, проводятся распределение по трем уровням профессиональной составляющей ин-тегративной готовности и корреляционные измерения с уровнями сформированности личностной составляющей. Определение уровней сформированности личностной составляющей интегративной готовности предполагает проведение в процессе обучения исследований и определенных замеров ранее обозначенных психологических качеств. Нами были проведены измерения стрессоустойчивости студентов и их волевых качеств с помощью стресс-теста Т.А. Немчина и Тейлора [10] и опросника Н.Б. Стамбуловой «Самооценка волевых качеств спортсмена» [11]. С применением статистических формул корреляционных измерений программы MS Exсel была установлена корреляция между итоговым уровнем развития профессиональной составляющей интегративной готовности с уровнями сформированности личностных качеств. В случае устойчивой положительной связи между рассматриваемыми совокупностями во всех шести измерениях можно говорить о сформированности у будущих педагогов - бакалавров БЖ интегративной готовности на том или ином уровне (высоком, среднем и низком).

Применительно к нашему исследованию можно отметить, что студенты - будущие педагоги - бакалавры БЖ, принимавшие участие в эксперименте,по уровням развития интегратив-ной готовности к профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности распределились следующим образом: на высоком уровне - 246 человек (41%), на среднем -258 человек (43%), на низком - 96 человек (16%).

Методы

При определении уровней интегративной готовности к профессиональной образовательной деятельности у будущих педагогов БЖ использовались методы математической статистики (корреляционный анализ, критерий Пирсона), а также применялись статистические пакеты «EXCEL» и «SPSS».

Заключение

Представленная методика позволяет определить уровень сформированности интегративной

готовности у будущего педагога - бакалавра безопасности жизнедеятельности к его дальнейшей деятельности как учителя. Получив результаты сформированности всех компонентов профессиональной составляющей интегративной готовности, проведя работу по установлению корреляционной связи между ними и личностными качествами, можно констатировать, каким уровнем (высоким, средним, низким) интегративной готовности обладает будущий педагог - бакалавр БЖ. Наличие у большинства будущих педагогов - бакалавров высокого и среднего уровня интегративной готовности позволяет нам с уверенностью утверждать, что они полностью готовы к осуществлению профессиональной образовательной деятельности в качестве учителей основ безопасности жизнедеятельности, а их знания и сформированные компетенции будут востребованы в современном, полном угроз мире.

Список литературы

1. Абрамова С.В. Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. 425 с.

2. Вольхин С.Н. Профессионально-предметная подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук. Тула: Тульский государственный педагогический университета им. Л.Н. Толстого, 2005. 403 с.

3. Кисляков П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: Дис. ... д-ра психолог. наук. Н. Новгород: Нижегородский госу-

дарственный архитектурно-строительный университет, 2014. 523 с.

4. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2003. 340 с.

5. Михайлов А.А. Методическая система подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: Дис. . д-ра пед. наук. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. 443 с.

6. Михайлов А.А. Теория и практика подготовки бакалавров - будущих учителей безопасности жизнедеятельности в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: Монография. М.: Русский журнал, 2020 г. 332 с.

7. Станкевич П.В. Модульная система подготовки бакалавра профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2017. С. 180-183.

8. Богачек И.А. Философия управления. Очерки профессионального управления. СПб.: Наука, 1999. 2 31 с.

9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в.: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Изд-во РАО, 1998. 608 с.

10. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 166 с.

11. Опросник Н.Б. Стамбуловой «Самооценка волевых качеств спортсмена» (И.П. Ильин) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/ books?id=FFa7CwAAQBAJ&prmtsec=fшntcover&Ы=r u#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 15.10.2016).

DETERMINATION OF INTEGRATIVE READINESS LEVELS OF FUTURE LIFE SAFETY TEACHERS WITH A BACHELOR'S DEGREE TO PROFESSIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

A.A. Mikhailov

One of the profiles of the area of study «Pedagogical Education» is the profile «Life Safety», and the training of future teachers in this area is provided by universities. A modern teacher with a bachelor's degree in the «Life Safety» profile should have competencies in all spheres of human activities, including knowledge of environmental issues, competencies in modern society's issues, organization of production, ability to act in emerging situations of anthropogenic, natural and social nature, skills in safe behavior in these situations and a willingness to teach students safe behavior. The article discusses the essence of the concept of «integrative readiness of the future teacher for professional educational activities», which was introduced by us in the process of conducting a study to create an author's methodological system for preparing future teachers of life safety in the context of social partnership with law enforcement agencies. The main components of integra-tive readiness reflecting the content of the professional activities of future teachers of life safety are identified: safety in emergency situations, road safety, military as well as social and legal security. The proposed components characterize the main content of the future life safety teacher's activities. A description is given of the author's methodology for determining the levels of integrative readiness that a future life safety teacher should have. The article presents the results obtained in the course of a pedagogical experiment on the development of integrative readiness of students using methods of statistical processing of the experiment results (correlation analysis, Pearson's criterion, quantitative and qualitative processing of research results using the statistical packages EXCEL and SPSS).

Keywords: teacher of life safety with a bachelor's degree, integrative readiness, components, professional activities, levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.