УДК 378.1:351.759.6
Ю. Е. Ситников, А. Н. Савчук
ФОРМИРОВАННИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Концепция модернизации российского образования в настоящее время делает упор на качественную подготовку в соответствии с требованиями мировых стандартов. Основными задачами любой системы образования являются воспитание и обучение. Кроме того, каждый педагог образовательной организации должен уметь обеспечить безопасность обучающихся в рамках своих полномочий, сформировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни, а также дать необходимый объем знаний по основам безопасности жизнедеятельности в рамках своего предметного и межпредметного поля, независимо от профиля преподаваемой дисциплины. Решать данные вопросы следует уже сегодня, начав с подготовки будущих педагогов в стенах вузов с освоения метапредметных компетенций по безопасности жизнедеятельности.
Рассматриваются организационно-педагогические условия по формированию готовности к обеспечению безопасности обучающихся в образовательных организациях, а также система оценки качества полученных знаний в рамках проводимого педагогического эксперимента. В ходе проведенного исследования полученные данные позволили выявить дифференциацию в уровнях развития рассматриваемых компонентов на контрольном этапе, что указывает на необходимость проектирования образовательного процесса в дальнейших исследованиях по рассматриваемой тематике.
Ключевые слова: образовательные организации, обеспечение безопасности учащейся молодежи, профилактика правонарушений, подготовка будущих педагогов, готовность к предстоящей деятельности, безопасность жизнедеятельности, формирование социальной безопасности, компоненты готовности, педагогический эксперимент, традиционные методы оценки качества обучения.
Концепция модернизации российского образования, осуществляемая в стране в последние годы, направлена на принципиальные изменения, затрагивающие практически все стороны образования. Основной упор при этом делается на перевод всей системы образования на уровень, обеспечивающий достижение качества образования в соответствии с требованиями мировых стандартов. При этом основным критерием при оценке результативности профессионального образования является качество подготовки специалистов, которое проявляется в способности выпускников профессиональной школы не только успешно решать задачи профессиональной направленности и достигать желаемых обществом результатов труда, но и обогащать и модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого освоения [1, с. 9].
Воспитание подрастающего поколения, будущих строителей нашего общества - это важнейшая задача семьи, школы, педагогического коллектива и государства. Данное положение относится как к детям, так и к учащейся, студенческой молодежи. Формирование будущих руководителей, рабочих, служащих происходит в процессе социального воспитания подрастающего поколения в школьной и студенческой среде при непосредственном участии всех заинтересованных должностных лиц министерств и ведомств, а также муниципальных образовательных организаций.
В образовательных организациях обучающийся проводит, как правило, больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного
микросоциума на социализацию, развитие, здоровье и поведение учащейся молодежи трудно переоценить.
В этой связи важность обеспечения школьной среды заботой о безопасности ее обитателей становится приоритетной задачей педагогического коллектива учреждения.
В школьной среде закладываются основы нравственного и культурного поведения, необходимые знания, формируются интересы, раскрываются индивидуальные способности личности, создаются благоприятные условия для ее развития. Повышенную озабоченность общественности вызывает безопасность жизнедеятельности учащейся молодежи в образовательных организациях. Особое отношение у педагогов должно быть к «трудным подросткам», создающим напряженный микроклимат в школьной среде [2].
Факторы, вызывающие подобную обеспокоенность в поведении трудных подростков могут иметь различное происхождение. Это и самоутверждение в подростковой среде и психологическая разрядка в виде удовлетворения блокированной потребности. Какова бы ни была природа агрессивного поведения подростков, однозначно можно выделить с их стороны непреодолимое желание привлечь к себе внимание как со стороны сверстников, так и взрослых с помощью драк, физического насилия или иных проявлений девиантного поведения [3, с. 81].
Опасности социального характера для образовательных организаций в повседневной действи-
тельности становятся нормой. Характер подобных угроз становится все более не предсказуем и весьма многообразен. Это террористические акты, проявления экстремизма и расизма, сектантство и конфликты на религиозной почве, воровство, вымогательство, наркомания и алкоголизм, суициды, все формы физического и морального насилия и другие негативные явления и процессы, наносящие ущерб личности, муниципальным учреждениям образования и обществу в целом. При этом источником опасностей могут выступать как субъекты образовательного процесса (обучающиеся, педагоги), так и сторонние лица (преступные группировки, секты, террористические организации, неформальные группировки) [4, с. 8].
Является очевидным, что задачей всего педагогического коллектива и заинтересованных ведомств является координирование деятельности по профилактике подобных правонарушений на всех этапах учебно-воспитательной работы с молодежью.
Решение вышеуказанных проблем видится как во внутришкольных организационных мероприятиях, так и в подготовке молодых, перспективных кадров - будущих педагогов, способных обеспечить соответствующий уровень безопасности образовательных организаций.
Формирование подобных кадров следует начинать с первых дней образовательного процесса в педагогическом вузе, так как только вуз обеспечивает тот необходимый уровень готовности будущих педагогов, который соответствует современным требованиям.
В средствах массовой информации и печатных изданиях периодически освещается проблема безопасности детей и учителей в учебных заведениях с заострением внимания на ее актуальности в современном образовании, однако решение подобной проблемы лежит, очевидно, не только в плоскости компетенции Министерства образования или иных правоохранительных органов. Решение данной проблемы строится пока на энтузиазме рядовых учителей или руководителей образовательных организаций.
На проблему безопасности жизнедеятельности педагогическая общественность серьезно обратила свое внимание лишь в конце 90-х годов, и перечень публикаций и изданий с каждым годом неизменно увеличивается. Вопросам безопасности жизнедеятельности посвятили свои труды многие педагоги, такие как Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. А. Арустамов, И. В. Бабайцев, С. В. Белов, Б. В. Бочаров, Г. Г. Гумеров, В. Ю. Микрюков, Л. А. Михайлов, С. В. Петров, В. Н. Пряхин, Ю. Н. Сычев, Т. А. Хван. Ими рассмотрены практически все аспекты данной деятельности, начи-
ная от социальной защиты населения и заканчивая ликвидацией экологических последствий.
Однако знания в данной области науки без практической ее реализации не имеют действенной силы, в связи с чем стоит вопрос о подготовке педагогов, способных дать необходимый объем востребованных знаний и компетенций подрастающему поколению, используя различные средства, формы и методы педагогических технологий по ее усвоению.
Рассматривая модернизацию педагогической системы образования на современном этапе, а также учитывая социально-политическую ситуацию в мире, следует обратить особое внимание на проблему подготовки квалифицированных, перспективных кадров и оценку соответствия заявленным требованиям соответствующего вуза.
По определению, педагогическая деятельность - это деятельность прежде всего коммуникативная, т. е. тесно и неразрывно связанная с процессом общения. И педагог, как никто другой, должен иметь все необходимые коммуникативные умения и навыки, обладать знаниями об основных закономерностях и правилах межличностного общения, т. е. иметь коммуникативную компетентность [5, с. 141].
Однако к стандартным критериям профессиональных качеств педагогического работника в контексте последних геополитических событий в мире вопросы безопасности учащихся требуют особого внимания.
Проблеме образования, формирования и оценки личностных, профессиональных качеств и сформированной готовности посвящено много научных работ.
Формирование социальной безопасности личности будущих педагогов осуществляется поэтапно на основании системно-личностного подхода и в соответствии с разработанной технологией.
На начальном этапе (мотивационно-информа-ционном) осуществляется формирование ценност-но-мотивационного и когнитивного компонентов на основе сообщающего и наглядного обучения.
Мотивирование студентов на подготовку к обеспечению безопасности субъектов образования осуществляется через показ значимости учебного материала, разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности в социуме.
Для формирования когнитивного компонента используются проблемные лекции, групповые дискуссии. Для повышения мотивации к самосовершенствованию в избранной области используются задания поискового, проблемного характера с использованием ресурсов Интернета, а также проведение наблюдений за состоянием социальной без-
опасности образовательных организаций в период общественно-педагогической практики.
Второй этап направлен прежде всего на формирование деятельностного компонента социальной безопасности и связан с развитием умений и навыков, обеспечивающих успешные действия в опасных и экстремальных ситуациях, а также умений разработки и реализации профилактической работы в образовательной организации с последующей рефлексией. Для выработки подобных навыков применяются практические методы решения ситуационных задач и кейс-стади.
Кейс-стади предполагает возможность внедрения данного метода на любом этапе изучения учебных дисциплин, требующих практического применения, так как он позволяет сформировать у студентов активный интерес к изучаемой дисциплине, способствует установлению межпредметных, междисциплинарных и причинно-следственных связей в рамках изучаемого предмета, развивает коммуникативные умения [6, с. 29].
На данном этапе студенты овладевают умениями прогнозировать опасность, предотвращать ее, адекватно действовать в сложившейся ситуации.
Третий этап процесса формирования социальной безопасности личности будущих педагогов -творческий. Он осуществляется на основе самостоятельного научения с помощью использования заданий научно-исследовательского, творческого характера, вовлечения в инновационную деятельность как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время, при прохождении стажировки на базе образовательных организаций [7].
Для практической реализации указанных критериев автором была проведена экспериментальная работа со студентами Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева по теме «Формирование готовности будущих педагогов к работе по обеспечению безопасности образовательных организаций». В указанной работе рассматриваются педагогические условия и методы подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности. При этом базовым критерием готовности в исследовании является ценностно-мотивационная деятельность будущих руководителей по безопасности к работе в школе.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента у будущих педагогов осуществлялось развитие ценностно-мотивационного, когнитивного, де-ятельностного и рефлексивного компонентов социальной безопасности личности, а также необходимых личностно и профессионально важных качеств.
В процессе педагогического эксперимента задачей исследователя является периодичность проводимой оценки качества полученного образования.
Однако проблема качества образования, как и качество товаров или услуг, это широкое понятие, содержание которого постоянно меняется в зависимости от того, кто задает критерий оценки и каковы его мотивы. Показатели рассматриваемого качества образования в идеале должны определяться уровнем усвоения элементов содержания учебных дисциплин в соответствии с требованиями образовательных стандартов. На практике, как известно, эти требования существенно различаются не только в разных образовательных организациях, но и среди учителей одной и той же школы. И это естественно, так как субъективный фактор при традиционных методах оценивания оказывает значительное влияние. Важным при анализе результатов обучения является выбор комплекса показателей подготовленности студентов и качество образовательного процесса, обеспечивающих объективное и целостное представление о состоянии системы образования и ее составляющих. В нашем случае важным будет являться такой показатель, как эффективность во всем образовательном процессе, представляющий собой интегрированную меру качества в образовании, в том числе и качества его контроля.
После проведения экспериментальной работы по реализации в образовательном процессе психолого-педагогического сопровождения процесса формирования и развития социальной безопасности личности будущего педагога результаты были проанализированы в соответствии с условно-выделенными уровнями: низкий (адаптивный), средний (репродуктивный) и высокий (системно-деятель-ностный) с соответствующими уровнями сформи-рованности компонентов (ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного).
Для оценки эффективности результатов проводился расчет среднего уровневого показателя с помощью методики В. В. Рыжова. Изучение динамики сформированности социальной безопасности личности будущих педагогов осуществлялось с помощью пакета психодиагностических методик.
Первая группа диагностических методик была направлена на исследование ценностно-мотиваци-онного компонента социальной безопасности личности будущих педагогов. Были выявлены отношение студентов к вопросам обеспечения социальной безопасности субъектов образования, понимание значимости и необходимости формирования в образовательной организации социально безопасной среды. Данный компонент изучался методом самооценки.
Сравнительный анализ по определению значимого уровня развития ценностно-мотивационного компонента социальной безопасности личности
будущего педагога после формирующего эксперимента показал следующие результаты.
В результате целенаправленной работы по внедрению психолого-педагогического сопровождения количество студентов, показавших высокий уровень сформированности ценностно-мотиваци-онного компонента социальной безопасности, достоверно увеличилось с 37 до 68 %.
Количество студентов с низким уровнем развития данного компонента сравнительно снизилось с 31 до 8 % (р < 0,05). Средний уровень, соответственно, остался практически без изменений (рис. 1).
формирования и развития социальной безопасности личности будущих педагогов достоверно изменилось количество респондентов с высоким уровнем развития когнитивного компонента с 16 до 68 %, с низким уровнем - с 56 до 5 % (р < 0,05) (рис. 2).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
68
56
п По
-■ После—
28 27
16
г
Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Динамика сформированности ценностно-мотивационного компонента социальной безопасности личности будущих педагогов
Вторая группа диагностических методик была направлена на изучение когнитивного компонента социальной безопасности студентов, где выявлялся их уровень знаний по вопросам обеспечения безопасности в опасных и экстремальных ситуациях социального характера, знания методов обеспечения социальной безопасности детей, факторов риска и предупреждения асоциального поведения школьников и других граждан. Следует отметить, что данный раздел диагностических методик предполагал оценку уровня развития когнитивного компонента по двум методикам: по результатам самооценки и тестирования, направленного на выявление знаний основных понятий и способов обеспечения социальной безопасности. В целом уровень развития когнитивного компонента оценивался с учетом показателей самооценки и экспертной оценки.
Признаком повышения уровня сформированно-сти когнитивного компонента социальной безопасности личности будущего педагога является положительная динамика показателей грамотности студентов в вопросах организации мероприятий по предупреждению и пресечению в образовательных организациях опасных ситуаций социального характера, а также знания правил поведения в экстремальных ситуациях. После реализации психолого-педагогического сопровождения процесса
Уровень
Рис. 2. Динамика развития когнитивного компонента социальной безопасности студентов - будущих педагогов
Знания правил поведения в экстремальных ситуациях социального характера (кража, грабеж, насилие, теракт, массовые беспорядки, асоциальное поведение учащихся) являются базовыми. После реализации образовательных мероприятий количество студентов, не знающих правил поведения в отдельных ситуациях, сократилось с 53 до 14 %, т. е. в четыре раза.
В целом самооценка уровня знаний студентов по вопросам социальной безопасности соотносится с оценками, полученными студентами на тестировании.
Подавляющее большинство студентов (81 %) до изучения вопросов социальной безопасности не были готовы к поведению в случае возникновения опасных ситуаций, обнаруживая низкий уровень развития деятельностного компонента.
В результате проведенного исследования выявлено, что количество студентов, имеющих высокий уровень развития деятельностного компонента социальной безопасности, существенно увеличилось с 12 до 49 %. Количество студентов с низким уровнем развития данного компонента сравнительно уменьшилось с 41 до 12 % (р < 0,05). Средний уровень остался практически без изменений (рис. 3).
Третья группа диагностических методик позволила оценить рефлексивный компонент социальной безопасности, т. е. способность будущих учителей к самооценке себя как субъекта обеспечения социальной безопасности в условиях образовательной организации, умение анализировать и оценивать учебные и профилактические занятия и собственную будущую деятельность в вопросах обеспечения социальной безопасности субъектов образования. При этом с помощью анкетирования
60 п 50 40 30 20 10 0
47 49
41 39 ■ .по ]
и Ди -■ После -
12 12
■ 1
Низкий Средний Высокий Уровень
Рис. 3. Динамика сформированности деятельностного компонента социальной безопасности личности будущих педагогов
исследовалась перспективная рефлексия (А. В. Карпов) [8], выполняющая функцию анализа предстоящей педагогической деятельности по обеспечению социальной безопасности субъектов образования и связанная с планированием как таковым, прогнозированием вероятных исходов и др. Данный компонент изучался методом самооценки. В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения модели формирования социальной безопасности личности будущего педагога достоверно изменились и показатели уровня развития рефлексивного компонента: высокий уровень - с 29 до 61 %, средний - с 44 до 17 % (р < 0,05). Показатели низкого уровня остались без существенных изменений (27 и 22 % соответственно) (рис. 4).
70
60 50 40 30 20 10 О
61
лл ■
!_□ До
27 29 | ■ После
п 17 1
1 ■ 1
1 1 1
ности будущих педагогов на основе системно-личностного подхода в ходе формирующего эксперимента позволила выявить статистически значимые различия в уровнях развития компонентов социальной безопасности студентов на контрольном этапе.
На основании подходов В. В. Рыжова итоговый уровень сформированности социальной безопасности (СБ) личности будущего педагога определялся в исследовании по формуле: СБ = кМ + кКог + кД + кР,
где М, Ког, Д, Р, Кр - уровень ценностно-мотива-ционный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты соответственно; к = 1, если компонент находится на низком уровне, к = 2, если компонент находится на среднем уровне, к = 3, если компонент находится на высоком уровне.
Сумма набранных баллов в итоге служит основанием для разделения студентов по уровням сформированности социальной безопасности: к адаптивному (низкому) уровню относятся студенты, набравшие от 5 до 8 баллов; к репродуктивному (среднему) - от 9 до 12 баллов; к системно-дея-тельностному (высокому) - от 13 до 15 баллов. Динамика уровней развития социальной безопасности студентов экспериментальной группы представлена на рис. 5. Из рис. 5 видно значимое изменение высокого и низкого уровней, средний уровень остался практически без изменений за счет одновременного перехода части студентов с низкого уровня социальной безопасности на средний и со среднего на высокий.
Низкий Средний Высокий Уровень
Рис. 4. Динамика сформированности рефлексивного компонента социальной безопасности личности студентов - будущих педагогов
Таким образом, анализ инфраструктуры социальной безопасности личности будущих педагогов позволил выявить наибольшую восприимчивость к психолого-педагогическому воздействию ценност-но-мотивационного (37-68 %) и когнитивного (1668 %) компонентов. В меньшей степени отмечена динамика деятельностного (12-49 %) и рефлексивного (29-61 %) компонентов социальной безопасности личности.
Оценка эффективности внедрения психолого-педагогического сопровождения процесса формирования и развития социальной безопасности лич-
70 60 50 40 30 20 10 0
62
39
01
-34-Н- □ До
После -
Низкий Средний Высокий Уровень
Рис. 5. Динамика уровней сформированности социальной безопасности личности будущего педагога экспериментальной группы
Таким образом, при проведении количественного анализа изменений в экспериментальной группе наблюдаем, что по всем компонентам социальной безопасности прослеживается положительная динамика.
В целом эксперимент позволяет говорить о том, что социальная безопасность будущего педагога
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)
выступает как одно из проявлений его развития как индивида, личности и субъекта деятельности, повышения его уровня подготовленности к социальной и профессиональной деятельности, психологической готовности. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога - это освоение социального опыта в целях его дальнейшего применения для решения учебных, прогностических, профилактических задач, связанных с сохранением жизни, укреплением здоровья своего и учащихся, а также способностью проектировать и осуществлять практическую деятельность по выявлению, предупреждению, ослаблению и устранению социальных опасностей и угроз в образовательной среде.
Разработанная и апробированная данная модель формирования социальной безопасности личности будущего педагога позволяет подойти к обоснованию психолого-педагогических условий, при которых обеспечивается успешность достижения поставленных целей [7].
Используя технологии оценивания уровня знаний обучающихся и систему оценки качества полученного образования в рамках проводимого педагогического эксперимента, в работе удалось определить направления и пути совершенствования ор-
ганизации образовательного процесса в вузе с целью повышения качества образования в области социальной безопасности и развития у будущих педагогов социальной безопасности.
Сформированная социальная безопасность студента - будущего педагога позволит ему противостоять факторам социального риска, реализовать профессиональную деятельность, направленную на социализацию обучающегося, формирование у него просоциальных установок, подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности, создание развивающей, педагогически целесообразной и социально безопасной образовательной среды, обеспечение безопасности учащихся в опасных, экстремальных ситуациях социального характера.
Полученные в работе результаты позволяют наметить перспективы дальнейших исследований, связанных с формированием и развитием социальной безопасности субъектов образования, что позволит совершенствовать практический аппарат, разработать учебно-методическое обеспечение целенаправленного процесса развития социальной безопасности личности в социально безопасной среде образовательных организаций общего, среднего и высшего профессионального образования.
Список литературы
1. Адольф В. А., Савчук А. Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. 256 с.
2. Мак Гуи К. Э. Безопасность в школе - это просто // Охранная деятельность. 2013. № 9. C. 8-28.
3. Журавель М. А. Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3. С. 81-84.
4. Кисляков П. А. Готовность педагога обеспечивать социальную безопасность субъектов образования: теоретико-методологические основы. Шуя, 2012. 148 с.
5. Лингевич О. В., Копытов А. Д. Формирование коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин у студентов - будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3. С. 141-146.
6. Шварева О. В. Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1. С. 29-32.
7. Кисляков П. А. Психолого-педагогическая концепция формирования социальной безопасности личности будущего педагога: системно-личностный подход. М.: Русский журнал, 2014. 438 с.
8. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
Ситников Ю. Е., преподаватель, аспирант.
Учебно-научный центр безопасности, подготовки специалистов охранных организаций и специальных программ при Сибирском государственном технологическом университете.
Пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: [email protected]
Савчук А. Н., кандидат педагогических наук, профессор.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
Материал поступил в редакцию 05.08.2016.
Yu. E. Sitnikov, А N. Savchuk
FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR PROVIDING SOCIAL
SAFETY IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
The concept of modernization of Russian education currently emphasizes quality training in accordance with the requirements of the world standards. The main objectives of any system of education is education and training. In addition, each teacher of any educational organization must be able to ensure the safety of students within its powers, to form their culture of healthy and safe lifestyles, as well as to give the required volume of knowledge on the basics of safety within its subject and interdisciplinary fields, regardless of the profile of the taught discipline. These issues should be solved today, starting with the training of future teachers in the walls of universities to develop the health and safety competencies.
The article deals with organizational and pedagogical conditions for the formation of security preparedness of students in educational organizations, as well as a system of evaluating the quality of acquired knowledge within the framework of the held pedagogic experiment. In the course of the study the obtained data revealed the differences in stages of development of the considered components at the control point, which indicates a need for designing of educational process in further research on the subject.
Key words: educational organizations, to ensure the safety of youth, crime prevention, training future teachers, readiness for the upcoming activities, safety, social security, the components of readiness, pedagogical experiment, traditional methods of assessing the quality of education.
References
1. Adolf V. A., Savchuk A. N. Soprovozhdeniyezdorov'esberegayushcheydeyatel'nostisovremennogopedagoga[Support of health saving activities of a modern educator]. Krasnoyarsk, KSPU named after V. P. Astafiev Publ., 2014. 256 р. (in Russian).
2. Mak Gui K. E. Bezopasnost' v shkole - eto prosto [Safety at school is simple]. Okhrannaya deyatel'nost- Security activities, 2013, no. 9, pp. 8-28 (in Russian).
3. Zhuravel' M. A. Osobennosti agressivnogo povedeniya dezadaptirovannykh podrostkov i usloviya ego korrektsii v obrazovatel'noy srede [Features of aggressive behaviour of the deadapted teenagers and conditions of its correction in educational environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 3, pp. 81-84 (in Russian).
4. Kislyakov P. A. Gotovnost' pedagoga obespechivat' sotsial'nuyu bezopasnost' sub'ektov obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskiye osnovy [The willingness of the teacher to ensure social security of subjects of education: theoretical and methodological bases]. Shuya, 2012. 148 р. (in Russian).
5. Lingevich O. V., Kopytov A. D. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti v protsesse prepodavaniya psikhologicheskikh distsiplin u studentov - budushchikh pedagogov [Formation of communicative competence in the teaching of psychological disciplines to students-future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 3, pp. 141-146 (in Russian).
6. Shvareva O. V. Formy primeneniya keys-metoda v protsesse podgotovki bakalavrov pedagogiki [Types of case-method application in the training of bachelors of pedagogy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 1, pp. 29-32 (in Russian).
7. Kislyakov P. A. Psikhologo-pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya sotsial'noybezopasnosti lichnostibudushchego pedagoga: sistemno-lichnostnyiy podkhod [Psycho-pedagogical concept of formation of social safety of the identity of future teacher: system and personal approach]. Moscow, Russkiy zhurnal Publ., 2014. 438 р. (in Russian).
8. Karpov A. V. Refleksivnost' kak psikhicheskoye svoystvo i metodika eye diagnostiki [Reflexivity as mental property and technique of its diagnostics]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2003, vol. 24, no. 5, pp. 45-57 (in Russian).
Sitnikov Yu. E.
Center of security, training, security organizations and special programs at the Siberian State Technological University.
Pr. Mira, 82, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev.
Ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049. E-mail: [email protected]
Savchuk A. N
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. Ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.