При росте темпов обновления наукоемкой продукции перед предприятием ставятся более жесткие условия, в частности, этот процесс требует, во-первых, более высокого уровня организационной работы в фирме; во-вторых, применения самых высокопроизводительных технологий, что в свою очередь в еще большей степени повышает необходимость совершенствования организации производственных процессов.
Для выработки рационального плана организационных работ, связанных с процессом обновления выпускаемой продукции, каждому предприятию необходимо в этот период решить ряд типовых задач.
Во-первых, при снятии продукции с производства провести экономический анализ состояния рынка сбыта и выбрать номенклатуру изделий для прекращения выпуска; своевременно предусмотреть и прекратить, если это необходимо, связи по кооперативным договорам о поставках комплектующих изделий или материалов; разработать план поэтапного сокращения производства снимаемой продукции с одновременным преобразованием и реконструкцией производства с учетом требований нового изделия.
Во-вторых, при промышленном освоении производства новой продукции проанализировать конкурентоспособность нового изделия; выбрать варианты перехода производства на выпуск новой продукции; смоделировать и разработать план производства по развертыванию выпуска новой продукции: подготовить и обеспечить будущее производство работниками соответствующей квалификации; разработать систему мотивации, т. е. экономические стимулы для ускорения выпуска новой продукции.
Литература
1. ЦаревВ.В. Оценка экономической эффективности инвестиции. СПб., 2004.
2. Наливайский В.Ю. и др. Региональная структурно-инвестиционная политика. Ростов н/Д, 2002.
3. Инвестиционное поведение российских предприятий. М., 2003.
4. Россия в цифрах. 2005. Стат.сб. М., 2005.
Ростовский государственный экономический университет 26 мая 2006 г.
© 2006 г. A.A. Суева
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ В ПОСТКРИЗИСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Завершение восстановительного периода и переход российской экономики в режим устойчивого инвестиционного развития в существенной мере предопределяются формированием и реализацией её инновационного потенциала. Он понимается нами как способность макро- и мезоэконо-
мических территориально-хозяйственных систем, а в их структуре и образований микроуровня - фирм, генерировать инновации (являющих совокупность экономически значимых действий, максимизирующих эффективность технологических и организационных процессов производства и обмена на базе их совершенствования или качественного преобразования). Учитывается также степень ориентации субъектов хозяйствования на использование процессных, продуктовых, организационно-управленческих и иных нововведений, результативность их внедрения, проецирующаяся на позиционировании предприятия (региона, национальной экономики в целом) в конкурентной и спонтанно модернизирующейся внешней среде.
Главным в стратегии инновационного роста национальной экономики РФ должно стать обеспечение системного единства в наращивании инновационного потенциала на всех основных уровнях её иерархии (макро-, мезо- и микро-). Переход территориально-хозяйственных систем к траектории инновационной динамики (как условия, составляющей и следствия реализации модернизационной парадигмы российской экономики в целом) предполагает становление на их ресурсной основе высоконкурент-ных, высокотехнологичных, предельно адаптированных к мезоэкономи-ческим условиям и вписанных в мирохозяйственные воспроизводственные циклы кластеров, ядрами которых способны выступить предприятия с существенным, спонтанно наращиваемым инновационным потенциалом.
Формирование и реализация инновационного потенциала российских фирм, будучи крайне сложным и многогранным процессом, в своих базовых проявлениях обусловлены имманентным современной России взаимопереплетением факторов глобализации и регионализации.
В контексте экономической глобализации инновационный потенциал корреспондирует с интеграцией российских предприятий в мировую среду инноваций на основе широкомасштабных технологических заимствований (в процессе наращивания кооперации с инновационными лидерами мирового уровня, создания условий для привлечения зарубежных инвестиций и др.) и последующей экспансии отечественного бизнеса на глобальных рынках, включая и рынки инновационной продукции (за счёт повышения доли инновационной продукции в экспорте предприятий, организации зарубежных филиалов российских инновационных предприятий и др.).
Итогом регионализации выступает наличие тесной взаимозависимости между инновационной деятельностью и региональной организацией экономики, а также усиливающееся влияние на инновационную динамику комплекса мезоэкономических факторов (сопровождаемое дальнейшей региональной и отраслевой стратификацией инновационных процессов). Способность территориально-локализованных экономических структур мезоуровня выступать в двуедином качестве внешней среды и, одновременно, специфического субъекта инновационных преобразований порож-
дают феномен регионализма в инновационной деятельности. Последний проявляется как в общей дифференциации российских регионов по условиям и параметрам иновационной активности, так и в наличии выраженной региональной детерминанты инновационного потенциала на уровне отдельной фирмы, призванной не только реализовывать благоприятные инновационные условия макро- и мезоуровня, но и одновременно формировать инновационный потенциал региональной экономики.
Становление инновационного потенциала российских регионов (корреспондируя с соответствующими процессами макроуровня, с характерными для России отраслевыми и территориальными диспропорциями в распределении ресурсов инновационного экономического роста, их общим дефицитом, с выраженным противоречием между императивами инновационного развития страны и реалиями её дальнейшего вытеснения на периферию современной глобальной постиндустриальной экономики), как это иллюстрирует анализ ситуации в Ростовской области, полифакторно и характеризуется разнонаправленными тенденциями. В условиях общей реструктуризации мезоэкономики (посткризисного восстановления профильных отраслей, включая АПК, машиностроение, легкую промышленность, роста внешнеэкономической ориентированности базовых хозяйствующих субъектов и отраслей, позитивной динамики внутреннего потребительского рынка и др.), частичной утраты былых относительных преимуществ в инновационной сфере (научно-образовательный комплекс, кадры и др.) и фактического сокращения регулятивно-распределительных возможностей региональных органов управления, приоритетными факторами формирования инновационного климата региона наряду с федеральным центром и транстерриториальными финансово-промышленными и торговыми структурами становятся отдельные, успешно сочетающие адаптационные и инновационные приоритеты местные производители, включая корпорацию «Глория-Джинс», узловой компонент складывающегося регионального кластера лёгкой промышленности.
Исчерпание действовавших ранее факторов восстановительного роста и возрастающая (в том числе и в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО) рыночная конкуренция предопределяют необходимость достижения действенного сочетания собственных инновационных усилий действующей в мезоэкономическом контексте фирмы (внедрение технологических и продуктовых инноваций на основе обновления оборудования и технологий, выстраивание активной маркетинговой политики и др.) с кооперацией внутри складывающегося отраслевого кластера, отлажива-ния механизмов частно-государственного партнёрства (научно-образовательная система, трансферт технологий и др.), использования позитивных импульсов мезо- и макроэкономической политики (коррекция нормативно-правовой базы с учётом интересов инновационно-активных
предприятий, региональных и федеральных программ, развитие инфраструктуры бизнеса и др.).
Необходимость эффективного удержания и наращивания рыночной доли, прибыльности и потенциала инновационно-ориентированного развития сопряжена с максимальным использованием внутренних и внешних источников инвестиций. Приоритетом инвестиционного обеспечения инноваций выступают маркетинговые подходы (реализуемые по всему спектру «маркетинг-микс», включая освоение принципиально новой продукции и форм сбыта, обретение новых хозяйственных партнеров и др.), ориентированные на максимально возможное соотнесение стратегических установок предприятия с рыночными реалиями в конкретном территори-ально-локализованном экономическом контексте.
Для фирмы «Глория-Джинс» при реализации инновационно ориентированной инвестиционной политики существенен, в частности, учёт фактора регионализации (задействование преимуществ локализации в южнороссийском эпицентре платёжеспособного спроса со сложившимися традициями и инфраструктурой лёгкой промышленности и, одновременно, в депрессивном регионе с пониженной стоимостью рабочей силы на основе формирования интегрируемых в кластер «куста» производств) и транснационализации (ориентации на расширяющуюся географию поставок сырья и технологий, сбыта продукции, реализуемую через наращиваемую сеть филиалов и представительств в 10 странах мира). Эволюция рынка ориентирует также на инновации в ценовой (переходе в эконом-класс, что обеспечивает устойчивость сбыта, большой рынок для изделий компании, легкость проникновения на региональные рынки, а также позволяет уйти от конкуренции с дорогими брендами), товарной (освоение не джинсовых направлений) и сбытовой политике (единые стандарты продаж, контроль наценок посредников, наращивание как партнёрской розницы, так и собственного ритэйла). При этом именно реализуемые инновации (как свидетельствует бизнес-практика фирмы «Глория-Джинс») являются основой как для формирования иммобилизации собственных инвестиционных ресурсов, так и для привлечения кредитов на инновационное обновление.
В современном макро- и мезоэкономическом контексте реализация инновационного потенциала фирмы во многом сопряжена с государственным стимулированием инновационно ориентированных инвестиций. Последнее, несмотря на отдельные позитивные подвижки последних лет, недостаточно эффективно, неадекватно условиям и приоритетам региональной экономики. Слабо задействованы современные экономические инструменты активизации инвестирования (лизинговые схемы, субсидирование кредитной ставки для инновационно значимых проектов и др.), отсутствует системный мониторинг инноваций и инновационно ориентированных инвестиций. Недостаточна координация регулятивных усилий государственных институтов с действиями локализованных в регионе
кластеров, а в их составе - и ведущих микроэкономических структур, формирующих и реализующих собственные инновационные стратегии и проекты. В полной мере нереализован инновационный потенциал таможенной, налоговой и амортизационной политики. Практически не применяется практика регионального экономического дерегулирования и горизонтальной промышленной политики. Инструментом активизации вовлечения частного капитала в инновационное обновление мезоэкономики призван стать и предлагаемый частно-государственный алгоритмизированный механизм отбора и финансирования инноваций (объединяющий фирмы, региональные органы власти, научно-учебные центры, банки и страховые компании и др.), ориентированный на налаживание связей в сфере «наука - производство».
Базовым условием повышения и реализации инновационного потенциала фирмы выступает действенный, адекватный видоизменяющимся позиционированию и приоритетам фирмы в мезоэкономике организационно-экономический механизм, включающий в себя в качестве приоритетных блоков управление производственно-технологической сферой (автоматизации и информатизация производственной и складской логистики, внедрение современных систем оценки качества и др.), персоналом (новые системы оплаты труда, аттестация, привлечение иностранных менеджеров, обучение персонала, в том числе по соглашению с вузами и др.), а также организационной структурой фирмы (диверсификация бизнеса на производственную и сбытовую составляющие; преобразование оптовой компании в розничную; передача части управленческих функций от головной компании к региональным представительствам и др.). Развитие фирмы, её трансформация в значимый элемент регионального кластера, сопровождается, с одной стороны, всё более ощутимой инновационной ориентированностью организационно-экономического механизма, с другой - его качественной модификацией, становлением в нём мезоэкономи-ческой, ориентированной на региональный контекст составляющей (организация работы территориальных подразделений, координация с бизнес-партнёрами, структурами госуправления и др.).
НИИ экономических и социальных проблем РГУ 5 июня 2006 г.