Рахимов З.Г. -
заместитель директора
ООО «Центр инновационных технологий»
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА (на примере возможного развития специальной индустриальной зоны «АНГРЕН»)
ЧАСТЬ 1
".... Мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке."
Формирования кластера как основа развития мезоэкономики региона.
Мезоэкономика — одно из направлений, возникшее на стыке неоклассической экономической теории, политической экономии, институциональной концепции, менеджмента, региональной экономики и системно-структурного подхода. Ее появление обусловлено растущим влиянием общественных институтов на приоритеты экономического развития, смещением акцентов в оценке роли государства в рыночных системах, эволюцией рыночных систем в направлении к смешанной экономике на национальном и
1 И.А. Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистон. - С.48.
Ислам Каримов1
глобальном уровнях. Кластеры - это группа компаний, сконцентрированных в определённом регионе, взаимосвязанных между собой, с включением в кластер специализированных поставщиков сырья, комплектующих, товаров, услуг, а также связанных с деятельностью компаний организаций.
Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году с обвала ипотечного бизнеса, возможно, пошел на спад. Пересмотр стратегии выхода из кризиса, заключавшийся в резком сокращении государственных расходов, на альтернативную стратегическую парадигму увеличения госрасходов на развитие реального сектора экономи-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
ки со стороны ведущих политиков1 и экономистов2, к мнению которых прислушиваются мировые финансовые институты, позволит направить финансовые ресурсы стран на развитие конкурентных отраслей производства и региональных кластерных структур.
Известно, что мировая экономика подразделяется на четыре уровня: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и международный уровень. В качестве основного объекта регулирования выступает макроуровень, на котором рассматривается функционирование сложных крупных самостоятельных экономических систем, каковыми чаще всего являются национальные экономики. На микроуровне изучается функционирование простых однородных систем и субъектов, составляющих макроэкономические структуры. Таковыми субъектами являются фирмы и домохозяйства. Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики (например, отрасли и экономические регионы).3
Мезоэкономическая теория изучает вы-сокоинтегрированные, территориально-иерархически организованные экономические отношения4.
Мезоэкономический уровень национальной экономики является многослойной и неоднородной структурой.
Важной характеристикой мезоэкономики является число ее уровней («слоев»). В качестве таких слоев можно выделить:
• простое кооперирование одиночных товаропроизводителей, осуществляющееся на основании различного рода кооперативных договоров, договоров о совместной деятельности и т.п.;
1 Баррозу считает, что жесткая экономия в ЕС достигла предела. http://wek.ru/ekonomika/
2 Нобелевский лауреат по экономике Пол Круг-ман: «Выход из финансового кризиса простой - напечатать больше денег». http://www.kp.ru/ daily/26061.4/2969961/?cp=2
3 Мезоэкономика - http://ru.wikipedia.org/wiki/Миро-вая_экономика#
4 Алексеева Н. А. Некоторые аспекты мезоэкономи-
ческой теории региона - М.: Журнал "Регионология". №1, 2008.
• региональное регулирование, которое может носить формальный и неформальный характер;
• указания материнских и иных инстанций, имеющих право давать такие указания;
• различного рода альянсы и соглашения между материнскими компаниями холдин-гов, основанные, как правило, на личных от -ношениях.
Основу мезоэкономики образуют верти -кально и горизонтально интегрированные компании и конгломераты. Для удобства терминологии можно говорить и о конгло -мератной интеграции. Тем более что чистые конгломераты встречаются достаточно ред -ко, и внутри практически любого крупного конгломерата присутствуют элементы либо вертикальной, либо горизонтальной интеграции, либо обеих вместе.
Мезоструктуры во многих случаях являются механизмом интеграции малых и сред -них предприятий в экономику страны. К со -жалению, до настоящего времени этот механизм работает не эффективно, чем и объясняется малое количество малых и средних предприятий. Поэтому органы государствен -ного управления, если они заинтересованы в повышении эффективности экономики страны, должны создать дополнительные усло -вия для ускорения этого процесса5.
С момента начала рыночных преобра-зований, регионы стран СНГ в своем развитии испытывали значительные трудно-сти, связанные с разрушением единого экономического пространства, отсутствием эф -фективного управления и продуманной социально-экономической политики, с непроработанностью взаимоотношений региональных органов власти с центром и с пред -ставителями бизнеса. Сегодняшнее положение значительного числа регионов убеждает в том, что указанные задачи в полной мере не решены, а последствия событий, предшествующих и вызванных радикальными политико-экономическими преобразовани-
5 Лосина В. К. Трансформация содержания и форм мезоэкономики в процессе экономических преобразований в Российской Федерации: Автореф. дисс... к.э.н. - Санкт-Петербург. 2006.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
ями 90-х годов не преодолены. Все это обусловливает необходимость разработки новых научных подходов к управлению региональным развитием именно с позиций усиления внутрирегионального взаимодействия, наполнения новым качественным содержанием функций управления, построения механизмов обеспечения благоприятных условий для использования ресурсного потенциала региона, расширенного воспроизводства и эффективной жизнедеятельности в регионе.
В связи с этим, особую актуальность представляет применение кластерного подхода в управлении развитием региона. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методы, позволяющие достигнуть расширенного и сбалансированного регионального развития, эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса1.
Принципы формирования экономического кластера и место кластерной политики государства
Кластеры - довольно молодое экономическое понятие. Несмотря на то, что базовые подходы в сфере кластерной политики были представлены ещё в конце XIX века в работах Альфреда Маршалла2, потребовалось немало времени, чтобы сформировать полноценную типологию экономических районов.
По определению Майкла Портера - основоположника и популяризатора теории кластеров, кластеры — это географическая группа взаимозависимых компаний и ассоциированных с ними институтов в определенной отрасли, которые связаны общими целями и дополняют один другого.3 Или иначе это группа компаний, сконцентрированных в определённом регионе, взаимосвязанных между собой, с включением в кластер специализированных поставщиков сырья, ком-
1 Шутко Н. Н. Управление процессами формирования кластеров в мезоуровневых системах: на примере Кабардино-Балкарской республики: Автореф. дисс... к.э.н. - Нальчик: 2010.
2 Marshall A. Principles of Economics. 1-st ed. 1890
3 Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Издатель-
ский дом "Вильямс", 2005. - С.258.
плектующих, товаров, услуг, а также связанных с деятельностью компаний организаций (от образовательных учреждений до специализированных государственных структур)4 . Современная экономика развитых государств с 90-х годов прошлого века начала базироваться на кластерах. Голливуд, продукцией которого пользуется весь мир, яркий пример кластерного принципа построения экономических отношений: несколько крупных кинопроизводителей окружено невероятным числом средних и малых компаний, оказывающих массу необходимых услуг на этапе сценария, кастинга, съемки, рекламы, проката и так далее. Ежегодный доход предприятий, входящих в данный кластер превышает триллионы долларов. Известны и другие крупные и всем известные кластеры: автомобилестроение в Детройте, Баварии и Турине, вино в регионах Бордо и Ка -лифорнии, алмазы в Антверпене, часы в Женеве, туризм Таиланда и т.д. Что же касается переднего края экономического развития и внедрения инновационных технологий, то он только в виде кластеров и может существовать: огромнейшим кластером инновационных и информационных технологий (ИТ) является Силиконовая Долина; в Европе самым известным кластером ИТ является ирландский Дублин; биотехнологии сконцентрированы в Кембридже и т.д. Необходимо отметить, что кластеры не являются прерогативой развитых стран, они существуют и в развивающихся странах. Так на юге Турции, функционирует кластер по выпуску хлопчатобумажных изделий в Денизли. На фоне об -щей нищеты и отсталости в Индии выделяется Бангалор — «город программистов»5.
На сегодняшний день концепция развития кластеров используется как ключевой элемент стратегий экономического развития многих стран мира. Так, в частности, полностью кластеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность.
4 Глухова М. Кластеры - нужны ли они российской экономике? - http://www.promros.ru/
5 Жданова Т., Пекар В. Кластеры, новые экономические отношения и бренды городов. http://bgorod. in.ua/publikatsii/klasteryi-novyie-ekonomicheskie-otnosheniya-i-brendyi-gorodov.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, косметики), в Сингапуре (нефтехимия), в Японии (автомобилестроение) и в целом ряд других стран мира.
Национальные программы развития кластеров имеют 26 стран, при этом общее количество программ составляет 69 (по одной-две программы на страну).
Как показывает анализ структуры кластеров - они состоят из следующих участников:
• базовые субъекты - крупные, малые и средние компании;
• инновационно-исследовательский и образовательный блок (вузы и иные образовательные учреждения, исследовательские компании, центры коммерциализации разработок и трансфера технологий, инжиниринговые компании и т.д.);
• органы власти национального/регионального/местного уровня, институты развития;
• блок компаний, предоставляющих смежные услуги (финансовые организации, консалтинговые компании и т.д.)1.
Необходимо отметить, что кластерное развитие экономики - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующих в рамках данных правил, — это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, поскольку уча-
1 Глухова М. Кластеры - нужны ли они российской экономике? http://www.promros.ru/
стие конкурирующих предприятий становит -ся взаимовыгодным2.
Отличительная черта кластера - целевая предпринимательская деятельность. В рам -ках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и иннова -ционной деятельности на определенной тер -ритории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рацио -нализации производственно-рыночных про -цессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых стра -нах оказалось достаточно эффективным3.
В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
• географическая: построение пространственных кластеров экономической актив -ности от сугубо местных (например, виноде -лие в Калифорнии) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
• горизонтальная: несколько отраслей/ секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Голландии);
• вертикальная: в кластерах могут присут -ствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и ко -нечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
• латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
2 Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. 2007. № 1. Ч. 2., -с.182.
3 Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. - Минск: Тесей, 2008. - С.8.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
• технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер);
• фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — предприятия, НИИ или учебного заведения;
• качественная: существенным является не только то, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.1
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям:
• возможности по исследованию и развитию;
• квалификация рабочей силы;
• развитие трудового потенциала;
• близость поставщиков;
• наличие капитала;
• доступ к специализированным услугам;
• отношения с поставщиками оборудования;
• ассоциирующиеся структуры;
• интенсивность формирования сетей;
• предпринимательская энергия;
• инновации и обучение;
• коллективное видение и руководство2.
Наиболее актуальным вопросом в создании кластеров являются вопросы их формирования, роли и места государства в создании таких структур.
Практически сразу же после своего возникновения теория кластеров стала широко востребована в государственной полити-
1 Цихан Т.В. Кластерная теория экономического раз-вития//Теория и практика управления. 2003. 5.
2 Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь). Режим доступа: http://journal.vlsu.ru
ке. Постепенно вошел в оборот термин кла -стерная политика. Под кластерной политикой государства в широком смысле понимается политика, направленная на активацию и развитие кластеров.
Наиболее полемичным вопросом в отношении процесса формирования кластеров является вопрос о возможности искусственного создания кластера. Речь идет, в первую очередь, о государственном вмешательстве, корректирующем естественное течение процесса.
В экспертном сообществе распространена точка зрения, согласно которой образование кластеров является естественным процессом, и вмешательство государства бесполезно и даже вредно, при этом государству оставляется место формировании благоприятных условий для самостоятельного возникновения кластеров.
Однако мировая практика показывает, что государство вполне может быть кон -структивным в сфере создания новых отраслей. Опыт показывает, что такие отрасли не столько появляются сами по себе, сколько являются плодом насаждения, воспитания, реализации масштабных инвестиционных проектов.
Вместе с тем, формирование отраслей, которые потенциально могут образовывать кластер, вовсе не означает фактическое его наличие. Помимо отраслевой составляющей (в которую включается в данном случае инфраструктура, ресурсы, рабочая сила и пр., все то, что обеспечивает функционирование отрасли) для формирования кластера необходимо наличие тесных инновационно ориентированных взаимодействий между его участниками.
Таким образом, создание кластера подразумевает формирование отраслей и развитие инновационно ориентированных взаимодействий между его участниками. В случае, когда отрасли уже присутствуют, целесообразно говорить об активации кластера, под которым понимается процесс устранения барьеров, затрудняющих использование существующего потенциала взаимосвязанного развития организаций. Для того, чтобы
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
специфика кластерной политики стала более ясной, ее полезно сравнить с более традиционной промышленной политикой.
Промышленная политика- это политика, ориентированная на развитие экономики через организацию ее структуры. Как правило, речь идет о создании новых отраслей и увеличении их доли в экономике. Другими словами, промышленная политика направлена на создание и развитие приоритетных хозяйственных агломераций. Под хозяйственными агломерациями (или протокластера-ми) понимают совокупность физических лиц, связанных посредством одной или нескольких организаций, географически сконцентрированные и объединенные общей сферой деятельности. Хозяйственные агломерации встречались задолго до появления кластеров. Доиндустриальными видами хозяйственной агломерации являются цех и концентрации кустарной промышленности. Индустриальными или промышленными хозяйственными агломерациями являются, например, территориально-производственные комплексы, производственные или сборочные площадки транснациональных корпораций и пр. Кластер является постиндустриальной хозяйственной агломерацией, главной отличительной чертой которого является высокая инновационная активность составляющих его субъектов.
Хозяйственная агломерация может быть представлена как совокупность взаимосвязанных отраслей. Формирование кластера подразумевает, что такие связи станут более инновационными (т.е. повыситься наукоем-кость промежуточного и конечного продукта, а также используемых основных средств), а число его субъектов расширится за счет научных и образовательных учреждений, организаций инновационной инфраструктуры, организаций по сотрудничеству и других. Становление кластера характеризуется также возрастанием доли наукоемких услуг в структуре общего выпуска хозяйственной агломерации. Тогда как кластерная политика ставит своей задачей развитие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров.
Промышленная политика подразумевает выбор приоритетных отраслей для государ -ственной поддержки. Кластерная политика, напротив, констатирует, что все существую -щие хозяйственные агломерации приоритет -ныРеальность состоит в том, что в любом регионе существует пространство для мно -жества различных успешных кластеров, где каждый из них может играть свою уникаль -ную роль2. Тем самым кластерная политика, апеллируя к сложившейся структуре экономики, способствует более полному раскры-тию потенциала региона.
Узкоотраслевой подход промышленной политики несет в себе ряд существенных недостатков, прежде всего:
лоббирование интересов отдельной отрасли или конкретной компании,
«перетекание» выгод в одну из отраслей, деформация конкуренции. В рамках промышленной политики, в пер -вую очередь, используется такой инструментарий, как субсидии, налоговые льготы и прочие протекционистские меры для изби-рательной защиты от импорта с целью поддержания выбранных отраслей.
Традиционное отраслевое мышление либо затрудняет сотрудничество, противо-поставляя фирмы друг другу, либо стимули -рует их взаимодействие по линии отраслевого лоббирования. Кластерная политика смещает акцент с отдельных отраслей на группы взаимосвязанных отраслей, на широкое взаимодействие бизнеса, государства и науки. Расширение пространства взаимодействия позволяет акцентировать внимание участни -ков на новых возможностях, а не на прямой конкуренции. Вместе с тем, отраслевое лоббирование пресекается самими участника -ми кластера (со стороны поддерживающих и родственных отраслей).
Можно выделить следующие признаки кластерной политики, на практике отличающие ее от промышленной политики:
1 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, -с. 318.
2 Ketels C. The development of the cluster concept - present experiences and further developments, 2003, http://www.isc.hbs.edu/econ-clusters.htm, P.4.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
Видимость местных компаний (не просто планирование инвестиций, а состыковка планов фирм и власти). Должна быть предложена хотя бы приблизительная схема взаимодействия ключевых субъектов.
Должны быть указаны направления подключения к кластеру новых участников, прежде всего малого и среднего бизнеса, научных и образовательных учреждений.
Помимо власти и бизнеса обязательно должен быть сделан акцент на создание инновационной инфраструктуры: центров коллективного пользования оборудования, центров технологического трансфера, технопарков, бизнес-инкубаторов и других составляющих.
Характерной чертой кластерных инициатив является акцент на развитие «мягкой» инфраструктуры, прежде всего, совместных научных и маркетинговых проектов. Тогда как промышленная политика, как правило, ориентируется на развитие физической ин-фраструктуры1.
Даже после определения смежного понятия - промышленной политики остаются не ясными границы, по которым следует отличать кластерную политику от смежного понятия. Целесообразным будет использовать предложенный И. В. Пилипенко подход для упорядочивания данных форм организации производства. В качестве первого критерия классификации автором был использован такой критерий, как самостоятельность возникновения данных форм организации производства. В соответствии с данным критерием можно выделить структуры - самостоятельно образующиеся в регионе за счет пространственного проявления рыночных сил, и создаваемые искусственно с помощью реализации на практике органами государственной власти или местного самоуправления теоретико-прикладных исследований.
В качестве второго параметра был использован превалирующий размер компаний в производственной системе: сочетание малых и средних предприятий, предприятий
1 Куценко Е.С. Кластеры в экономике: Основы кластерной политики государства
всех размеров, средних и крупных и исключительно крупных предприятий. (табл.1) 2.
Исходя из данной классификации, можно однозначно утверждать, что кластеры являют -ся структурами, формирующимися самостоятельно, а не искусственно органами власти. В случае принудительного формирования кластеров в экономике региона возникают прообразы территориально-производственных комплексов. Следующий вывод заключается в определении размеров предприятий, являющихся участниками кластеров. По мнению автора, в данном случае возможны два полярных случая. Первый случай характерен для европейских кластеров: кластер представляет собой группу экономически взаимодействующих малых и средних предприятий со слабо выраженным единым центром, и конкурирующих между собой. Это региональный кластер, т.е. пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры обыч -но состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.
Кроме того, промышленный кластер следует отличать от агломераций вертикально интегрированных предприятий. Хотя характер происхождения, правовая база и характер участников в данных структурах одинаков, однако данные структуры разнятся по другим критериям, представленным в таблице 2.
Как видно из таблицы, наиболее значимым отличием кластеров от вертикально-интегрированных структур является инновационный характер и гибкость специали-
2 Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России / Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.biblio-globus.ru/docs/Annex_6.pdf
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
Таблица 1. Классификация форм пространственной организации производства
Малые и средние предприятия Малые, средние и крупные предприятия Средние и крупные предприятия Крупные предприятия
Структуры, образующиеся самостоятельно (кластерная политика) - промышленные районы -локальные и региональные кластеры (например, итальянские промышленные округа) - промышленные районные с «ядром»-крупным предприятием и мелкими и средними поставщиками и субконтрактниками вокруг него - промышленные районы с «ядром» - государственным предприятием и независимыми поставщиками и субконтрактниками вокруг него - группы крупных и средних технологически не связанных предприятий, являющихся заводами иностранных ТНК -агломерации вертикально-интегрированных предприятий - кластеры в старопромышленных районах
Создаваемые искусственно органами власти (промышленная политика) - технопарки - научные парки -бизнес-инкубаторы - инновационно-технологические центры - технополисы - территориально-производственные комплексы - территориально-производственные комплексы
Таблица 2. Сравнительный анализ вертикально-интегрированных структур и кластеров
о
о л: о
Параметры для сравнения Вертикально-интегрированные структуры Кластеры
Характер производства Жесткая специализация Инновационный подход, гибкая специализация
Структура производства Централизации в рамках производственной цепочки Координация и согласование автономных предприятий
Характер конкуренции Внутри структуры отсутствует, есть на внешнем рынке Ограниченно присутствует внутри структуры, есть на внешнем рынке
Характер рынка труда Низкая мобильность рынка труда Высокая мобильность рынка труда
Оценка эффективности По показателям отраслям По показателям эффективности развития территории присутствия
Наличие государственного регулирования Есть Есть, но в меньшей степени
зации. Действительно, все кластеры обладают в той или иной степени инновативно-стью. Однако для промышленных кластеров, в отличие от региональных, это более характерно, поскольку сфера специализации первых связана с наукоемким производством. В экономической литературе специально выделяют такой тип кластеров, как инновационный. Существуют различные трактовки его специфики. Наиболее альтернативным является утверждение о том, что в составе подобного кластера находятся только научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры. Однако, по мнению автора, под инновационным кластером следует понимать более традиционный тип кластеров - промышленные, но имеющие специализации в наукоемких отраслях кластеры. Данная специализация с необходимостью определяет наличие в составе кластера помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений центров обучения и инноваций, позволяющих использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения1.
Как показывают проведенные исследования кластерных проектов по всему миру, успешными становятся кластерные проекты, которые опираются на сильные хозяйственные агломерации2.
Вместе с тем, подводя итоги, следует заметить, что общей целью, как промышленной, так и кластерной политики является формирование и развитие кластеров. В этой связи при возникновении противоречивых моментов, именно кластерная политика должна быть приоритетной. В противном случае, сформированные хозяйственные агломера-
1 Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике - Журнал «Основы управления», № 2 (7), 2010 г. -[Электронный ресурс] - http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2010/02/10/
2Selvell Ц., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. www.cluster-research.org/ greenbook.htm, P.11.
ции рискуют никогда не стать полноценны -ми кластерами.
Место государства в процессе активации и развития кластеров заключается в том, что государство выступает как одна из трех равноправных сторон, каждая их которых осуществляет свои специфические функции. Такой подход в зарубежной литературе называют концепцией Тройной спирали (Triple Helix). Смысл данного подхода в том, что инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено путем совместной деятельности государства, бизнеса и научного сообщества. На практике отношения по поводу создания или использования инноваций часто носят характер «двойной спирали»: государство - наука, бизнес - наука, государство - бизнес. Интенсификация и усложнение инновационных процессов в обществе привели к тому, что двусторонние отношения теряют свою эффективность. В нашей стране устойчиво функционирует иерархическая система двусторонних отношений, когда наука и бизнес по отдельности ориентируются на государственную помощь, не взаимодействуя друг с другом. В этой связи одной из существенных проблем, затрудняющих формирование инновационной экономики Узбекистана, является слабость трехсторонних связей между основными субъектами инновационного процесса, которые в настоящее время находятся в зачаточном состоянии. Вместе с тем необходимо отметить, что организация в последние годы со стороны правительства таких периодических мероприятий, как ежегодные кооперационные ярмарки и ярмарки инновационных идей могут дать толчок в формировании вышеназванной тройной спирали. Характерной чертой нынешней слабости таких связей является применение принципа «проталкивания» инновационных идей и работ для внедрения в реальный сектор экономики, внедрение же кластерной политики позволит внедрить иной принцип - принцип «вытягивания», т.е. в постоянной потребности в новых инновационных идеях и разработках для предприятий, входящих в кластерную структуру.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7
Литература
1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистон. 48 -с.
2. Баррозу считает, что жесткая экономия в ЕС достигла предела - http://wek.ru/ ekonomika/
3. Пол Кругман: «Выход из финансового кризиса простой - напечатать больше денег» - http://www.kp.ru/daily/26061.4/2969961/?cp=2
4. Мезоэкономика - http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_экономика#
5. Алексеева Н. А. Некоторые аспекты мезоэкономической теории региона. - М.: Журнал "Регионология". №1, 2008.
6. Лосина В. К. Трансформация содержания и форм мезоэкономики в процессе экономических преобразований в Российской Федерации - автореф. дисс... к.э.н. -СПб. 2006 г.
7. Шутко Н. Н. Управление процессами формирования кластеров в мезоуровне-вых системах : на примере Кабардино-Балкарской республики. автореф. дисс... к.э.н. Нальчик. 2010 г.
8. Marshall A. Principles of Economics. 1-st ed. 1890.
9. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. - Москва.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 258 -с.
10. Глухова М. Кластеры - нужны ли они российской экономике? - http://www. promros.ru/
11. Жданова Т., Пекар В. Кластеры, новые экономические отношения и бренды городов - http://bgorod.in.ua/publikatsii/klasteryi-novyie-ekonomicheskie-otnosheniya-i-brendyi-gorodov.html\
12. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. 2007. № 1. Ч. 2., 182 -с.
13. Трофимова О. М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике - Журнал «Основы управления», № 2 (7), 2010 г. [Электронный ресурс] http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/10/
14. Selvell W., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook. www. cluster-research.org/greenbook.htm, P.11.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 7