Научная статья на тему 'Формирование инструментов и механизмов регионального инновационного развития'

Формирование инструментов и механизмов регионального инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЛАР / ИННОВАЦИЯЛАР / МИНТАқА / ИЧКИ ОМИЛЛАР / ТАШқИ ОМИЛЛАР / КЛАСТЕРЛАР / ИНСТРУМЕНТЫ / INSTRUMENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / РЕГИОН / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL FACTORS / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL FACTORS / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апатова Наталья Владимировна

Мақолада муаллифнинг инновацион ривожланиш назарияси ва амалиётини тадқиқ этиш натижалари намоён этилган. Унда таркибида давлат ва/ёки маҳаллий ўз-ўзини бошқариш органлари бўлган барча ҳудудий-маъмурий бирлашмалар ушбу ҳудудда инновацияларни кенг тарқалишига таъсир этувчи қарорлар қабул қилиши мумкинлиги айтилган. Муаллиф инновацион ривожланишга таъсир кўрсатувчи институционал, инсон омиллари, кластерларнинг шаклланиши ва ривожланиши тўғрисида фикр билдирган.В статье приводятся результаты исследований автора теории и практики инновационного развития, на основании которых сделан вывод, что говорить о региональном его аспекте можно для любых территориально-административных образований, в которых присутствуют органы государственного и/или местного самоуправления, способные принимать управленческие решения, влияющие на распространение инноваций на данной территории. Автор приводит широкий спектр факторов, влияющих на инновационное развитие, в числе которых институциональная составляющая, человеческий фактор, формирование и развитие кластеров.There are provided in the article the results of author’s investigation of theory and practice of innovation development, which permitted to make conclusion of that to discuss the regional issues of innovation is possible just with participation of government institutions and/or local authorities, who able to take an managerial decisions, influencing to extension of innovations on that territory. The author provided wide range factors influencing to innovational development, including institutional consistence, human capital, forming and development of economical clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инструментов и механизмов регионального инновационного развития»

АПАТОВА Наталья Владимировна,

доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕХАНИЗМОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

УДК 330.322.5

АПАТОВА Н. В. МИНТАКАВИЙ ИННОВАЦИОН РИВОЖЛАНИШНИНГ ИНСТРУМЕНТЛАРИ ВА МЕХАНИЗМЛАРИ ШАКЛЛАНИШИ

Маколада муаллифнинг инновацион ривожланиш назарияси ва амалиётини тадк,ик, этиш натижалари намоён этилган. Унда таркибида давлат ва/ёки махаллий уз-узини бошк,ариш органлари булган барча худудий-маъмурий бирлашмалар ушбу худудда инновацияларни кенг таркалишига таъсир этувчи карорлар кабул килиши мумкинлиги айтилган. Муаллиф инновацион ривожланишга таъсир курсатувчи институционал, инсон омиллари, кластер-ларнинг шаклланиши ва ривожланиши туFрисида фикр билдирган.

Таянч иборалар: инструментлар, инновациялар, минтака, ички омиллар, ташки омил-лар, кластерлар.

АПАТОВА Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕХАНИЗМОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В статье приводятся результаты исследований автора теории и практики инновационного развития, на основании которых сделан вывод, что говорить о региональном его аспекте можно для любых территориально-административных образований, в которых присутствуют органы государственного и/или местного самоуправления, способные принимать управленческие решения, влияющие на распространение инноваций на данной территории. Автор приводит широкий спектр факторов, влияющих на инновационное развитие, в числе которых институциональная составляющая, человеческий фактор, формирование и развитие кластеров.

Ключевые слова: инструменты, инновации, регион, внутренние факторы, внешние факторы, кластеры.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

APATOVA N.V. FORMING INSTRUMENTS OF REGIONS INNOVATIONAL DEVELOPMENT

There are provided in the article the results of author's investigation of theory and practice of innovation development, which permitted to make conclusion of that to discuss the regional issues of innovation is possible just with participation of government institutions and/or local authorities, who able to take an managerial decisions, influencing to extension of innovations on that territory. The author provided wide range factors influencing to innovational development, including institutional consistence, human capital, forming and development of economical clusters.

Keywords: instruments, innovations, regions, internal factors, external factors, clusters.

Как показывает опыт последних лет, особенно открытой к потреблению инновационных продуктов является молодежь, что видно по использованию новых версий мобильных телефонов и их программных приложений, компьютеров и других гаджетов. Профессиональные компетенции, необходимые для управления инновационными процессами в регионе и на предприятиях, требуют непрерывного совершенствования, чиновники должны постоянно сверять свои навыки, умения и знания в области управления и технологий с уровнем требований мирового развития, персонал представляет собой органичную эволюционирующую систему с декомпозициями компетенций каждого работника.

Каждый регион имеет свои инновационные преимущества, которые можно разделить на внешние и внутренние1. Внешние - или инструментальные, - относятся к государственной поддержке, формированию инновационной инфраструктуре, стимулированию инновационного развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Прежде всего, поддержка со стороны государства относится к инновационным предприятиям, готовым к выпуску или уже выпускающим инновационную продукцию. Сюда входит подготовка кадров, создание новых, инновационных, культурных ценностей, проявляющихся как в культуре потребления, так и в готовности использовать инновационные товары и услуги, общей технической грамотности.

Ценностные ориентиры определяют внутренние преимущества региона, они касаются также и моделей экономического и обще-

1 Сумина Е.В., Белякова Г.Я. Механизм формирования инновационных преимуществ региона. // «Фундаментальные исследования», 2015. № 8-1. -С. 210-214.

ственного поведения, развитие предпринимательства, поведения органов управления. Как отмечают Е.В.Сумина и Г.Я.Белякова, «Управленческий механизм формирования инновационных преимуществ требует задействования чиновников нового типа, рассматриваемых как руководителей инновационного типа. В условиях огромного массива информации, высокой скорости изменений, происходящих во всех сферах общества, требуются чиновники, способные к саморазвитию и развивающие других»2.

Особые требования должны предъявляться к руководителю инновационными проектами, который должен, во-первых, быть знаком с передовыми управленческими технологиями, знать характеристики различных моделей менеджмента, во-вторых, учитывать традиции, религиозные особенности региона и его исторические промыслы, которые в новых условиях могут дать толчок очеред-

2 Белякова Г.Я., Сумина Е.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компаний на основе концепции ключевых компетенций. // «Региональная экономика, теория и практика», 2010, № 41(176). -С. 32-40..

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

ным инновациям, в-третьих, он должен обладать методами принятия решений в условиях инновационного развития, уметь организовывать коллективы, нацеленные на разработку и внедрение инноваций, в-четвертых, формировать креативный персонал, способный к созданию новой технологии, ее корректировке, в-пятых, уметь планировать разработки, в-шестых, обладать знаниями и навыками маркетолога по продвижению инновационных продуктов на рынок.

Изучение теории и практики инновационного развития позволило сделать вывод, что говорить о региональном его аспекте можно для любых территориально-административных образований, в которых присутствуют органы государственного и/или местного самоуправления, способные принимать управленческие решения, влияющие на распространение инноваций на данной территории. Определения инновационного развития региона, механизмов и инструментов этого развития имеют обобщенный характер, не противоречащий сделанному нами выводу. В работах Ж.Н.Аксеновой говорится, что «инновационное развитие региона осуществляется на новой качественной основе, оно приводит к изменению пропорций между отраслями и внутри отраслей между отдельными производствами, которое осуществляется на основе использования результатов научно-технического прогресса в виде производства новых продуктов, использования новых технологий и знаний»1, а «результаты работы механизма управления инновационным развитием региона отражаются в системе прогнозно-программных документов, содержащих показатели функционирования региональной хозяйственной системы»2. Механизмы управления включают организационно-распорядительные, финансово-экономические, информационно-коммуникативные, инфраструктурные и социальные механизмы.

1 Аксенова Ж.Н. К вопросу об оценке инноваци-онности региональной экономической системы. // «Проблемы современной экономики», 2009, № 1. -С.480-482.

2 Аксенова Ж.Н., Емельянова Е.А. Механизмы и инструменты управления региональным инновационным развитием. // «Современные проблемы науки и образования», 2012, № 2. -С. 326-329.

Определяя механизм как совокупность форм, методов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, можно считать элементами механизма инновационного развития региона его инфраструктуру, институциональную среду, малый и средний бизнес, кластеры, человеческий капитал и систему управления. Если регион представляет собой субъект Российской Федерации, то элемент управления становится отдельным механизмом. В его состав входят следующие структуры, формируемые региональными органами государственной власти: региональное подразделение по инновационному развитию (сюда входят аналитическое подразделение по инновационному развитию, межведомственная группа по инновациям, экспертный совет и комиссия по отбору инновационных проектов); региональный инновационный фонд; информационно-консалтинговая служба; научно-образовательный комплекс; кредитно-финансовые институты; государственные органы статистики3.

Инновационная инфраструктура призвана создавать необходимые материально-технические, ресурсные и общесистемные условия для эффективной инновационной деятельности, она включает систему коммуникаций, специальные организации и объединения, и информационную инфраструктуру, состоящую из компьютерных сетей, электронной коммерции, организаций-разработчиков информационных технологий и электронной коммерции4.

Специальные организации и объединения могут представлять собой: бизнес- инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор), венчурную организацию, индустриальный (промышленный) парк, инновационную площадку, инновационно-промышленный комплекс (ИПК), инновационно-технологический центр

3 Брюханова О.Е., Немиров А.Л. Механизм управления региональной инновационной системой. // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством», 2008, № 25. -С. 93-100.

4 Апатова Н.В. Стратегия инновационного развития: Монография; Таврический нац. ун-т им. В.И.Вернадского. - Симферополь: ДИАИПИ, 2010. -С. 294.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

Рис. 1. Инновационный механизм регионального развития с инновационной инфраструктурой

как основной компонентой

(ИТЦ), наукоград, научный парк, офисы коммерциализации технологий, технологический центр, технологический инкубатор, технологический кластер, технологический парк, технополис, центр коллективного пользования, центр трансфера технологий, экспортно-ориентированную зону1. Для обеспечения устойчивого инновационного развития региона необходимо встраивание в инфраструктуру экосистемы, контролирующую природопользование в регионе, обеспечивающую условия сохранения природных объектов и высокого качества жизни населения2.

Инновационный механизм с инновационной инфраструктурой как основной компонентой показан на рисунке 1.

Инновационная инфраструктура не может существовать без современных коммуника-

1 Кашицына Т.Н., Шумилина М.А. Построение инновационной инфраструктуры как механизм инновационного развития региона. // «Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики», 2014, № 3. -С. 42-46.

2 Суханова П.А. Инновационная инфраструктура в региональной инновационной экосистеме и ее элементы. // «Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий», 2012, № 3 (3). -С. 49-52.

ций, включая Интернет. Рост числа пользователей компьютерной сети и возрастающие объемы электронной торговли свидетельствуют, что Интернет представляет собой глобальную информационную инфраструктуру. Эта инфраструктура представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Использование новых производств, основанных на Интернет технологиях, особенно при разработке программного обеспечения для компьютеров и сетей или финансовых сервисах, вообще ликвидирует транспортные расходы. Компьютерная сеть Интернет способствует развитию индивидуального предпринимательства и, в то же время, совершенствует корпоративное управление. Реструктуризация экономики, катализатором которой выступают телекоммуникации, спо-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

собствует появлению фирм как производственной ячейки.

Коммуникации учитывают традиционную и мобильную связь, а также степень развития Интернет (число провайдеров и пользователей). Специальные организации и объединения - это технопарки, бизнес-инкубаторы, консалтинговые центры и другие виды научно-производственных союзов.

Информатизация как территориальный фактор включает использование компьютерных сетей в управлении всех уровней, их эффективность в принятии управленческих решений, а также электронную коммерцию и организации - разработчики программного обеспечения и других видов информационных технологий. Информатизация характеризуется эффективностью использования компьютеров и новых технологий, количеством используемых компьютеров, количеством пользователей Интернет, развитием электронной коммерции и телекоммуникаций.

Модель функционирования Интернет экономики можно рассматривать на трех уровнях: глобальном (мировом), макроуровне (страны) и микроуровне (предприятия, организации). Глобальный и макроуровень качественно не отличаются, поскольку основной особенностью Интернет является независимость получаемой информации от расстояния агента от источника данной информации. Данные уровни имеют различные статистические показатели, плотность распределения экономических агентов по их количеству и использованию функций компьютерной сети как экономической подсистемы.

Модель макроуровня состоит из трех модулей:

- модель всемирной компьютерной сети как инфраструктуры новой экономики с транспортными (передача информации), логистическими (обеспечение потребностей агентов рынка, снижение издержек за счет интеграции) и информационными функциями;

- модель рынка как общественного института, сохраняющего традиционные отношения между агентами и имеющего свою специфику, обусловленную виртуальностью функционирования;

- модель рынка как площадки обмена, регулирующего спрос, предложение и ценообразование на материальные и виртуальные товары;

- модель сетевого банка, обеспечивающего связь между физическими и юридическими лицами, осуществляющими платежи, их трансферты и получение.

Модель микроуровня включает:

- подмодель электронной коммерции как новой формы виртуальной торговли материальными и информационными товарами, а также информационными услугами;

- подмодель производства информации, в том числе, сетевого интеллекта;

- подмодель управления организацией с гипертекстовой структурой и территориально разобщенными подразделениями;

- подмодель коммуникаций и принятия решений в сетевой организации.

Многообразие форм объектов инновационной инфраструктуры и выполняемых ими функций призваны решить задачи разработки и коммерциализации технологий, интеллектуализировать основные факторы производства и обеспечить показатели, инновационного развития, соответствующие развитым странам. На долю новых знаний, реализованных в инновационных технологиях, оборудовании, подготовке квалифицированных кадров, организации производства, в развитых странах приходится от 80 до 96 процентов прироста ВВП1.

Основной задачей инфраструктуры является решение общих задач инновационного развития, обеспечение доступа к ресурсам территории, оказание консалтинговых, экспертных услуг, и снятие рисков для участников инновационной деятельности. Предприятия и организации могут получить доступ к дополнительным площадям, активам и производственно-технологическим мощностям, при этом особую роль играют образовательные и научные учреждения, являющи-

1 Михайлин О.И. Особенности формирования региональных инфраструктурных факторов инновационного развития. // Вестник Брянского государственного университета, 2013, № 3. -С. 143-145.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

еся основными поставщиками новых идей1. Благодаря инновационной инфраструктуре создается «знаниевая среда», позволяющая обмениваться научными достижениями, демонстрировать опытные образцы, осуществлять поиск партнеров и «бизнес-ангелов», способных поддержать финансово новые инновационные разработки. К ресурсам территории относят кадры, обладающие необходимой квалификацией, научный задел, производственные технологии, финансы для осуществления разработок или производства, информационные ресурсы и сети сбыта нового продукта. От создаваемого «инновационного коридора», обеспечивающего продвижение инновации от идеи до поставки товара потребителю, зависит эффективность работы всей региональной инновационной системы2.

В процессе создания инновационной инфраструктуры региональные власти используют следующие механизмы: 1) правового регулирования на основе развития нормативно-правовой и научно-методической базы;

2) социально-экономические с расширением их финансовых возможностей и кадровых ресурсов (грантовая поддержка, выделение субсидий на развитие инфраструктуры региона на конкурсной основе);

3) организационно-маркетинговые, включая организацию системы мониторинга и регистрации состояния сферы науки, техники и инноваций; 4) стимулирования хозяйствующих субъектов региона к разработке и внедрению инноваций, повышение инновационной культуры, стимулирование спроса на инновационную продукцию3.

Для Республики Крым актуальным является формирование рекреационной инфраструк-

1 Иода Е.В., Иода Ю.В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе: подходы к решению «старых» проблем. // Вестник Самарского муниципального института управления, 2015, № 2. -С. 45-55.

2 Шалина Н.В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе. // «Креативная экономика», 2011, № 3 (51). -С. 59-63. URL: http://old. creativeconomy.ru/articles/3996/. Дата обращения 18.12.2015 г.

3 Бабкина О.Н. Механизмы развития региональ-

ной инновационной инфраструктуры. // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2012, № 6. -С. 72-76.

туры, развитие рекреационно-туристского комплекса, создание сети мини-гостиниц по всему периметру побережья Черного моря, транспортной доступности к самым удаленным и живописным территориям, внедрение таких сервисных инновационных продуктов как новые тропы в заповеднике, посещение исторических и религиозных объектов, которые еще не были включены в туристические справочники, освоение водного туризма на озерах и многое другое. Такая рекреационная инфраструктура нуждается, прежде всего, в информационном обеспечении, поддержке ученых-краеведов, государственной финансовой поддержке на начальной стадии формирования.

Схожие проблемы создания рекреационной инфраструктуры решают в Кабардино-Балкарии, где предлагается развивать малые инновационные предприятия, с помощью которых будет создаваться информационная инфраструктура, базирующаяся на компьютерных технологиях и обеспечивающая взаимодействие всех уровней хозяйственной системы: потребители услуг - малый бизнес - учреждения туристско-рекреационной инфраструктуры - поставщики природных ресурсов и продуктов питания - органы муниципального и государственного управления. Так, например, малые инновационные предприятия в здравоохранении могли бы оказывать рекреационные услуги инновационного характера в виде нетрадиционной медицины, экспресс-диагностики заболеваний, косметологии4.

Наиболее важными путями решения проблемы производства высокотехнологической и инновационной продукции для малых и средних предприятий могут стать: 1) льготная кредитная поддержка производства; 2) налоговая льгота для поддержки инновационной деятельности со стороны государства; 3) принятие законодательных актов для поощрения инновационной деятельности; 4) переподготовка персонала и создание творческой группы из разработки инновации; 5) постоянный мониторинг научно-технической инфор-

4 Кудашева М.З., Шекерова Л.К. Приоритетное направление формирования инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса региона. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011, № 6. -С. 171-179.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

мации; 6) подготовка высококвалифицированных специалистов-менеджеров в сфере инновационной деятельности; 7) изменение организационной структуры управления на предприятии; 8) страхование рисков инновационной деятельности1.

Для инновационного развития всех видов предприятий, в том числе, малых и средних, необходимо обеспечить эффективность диффузии технологий. Диффузия технологий - это, в первую очередь, процесс обмена информацией. Основными задачами информационного обмена являются сбор, обработка и предоставление оперативной и достоверной информации относительно готовых к использованию технологий и продукции; наличия спроса на технологии и продукции; потенциальных покупателей и потребителей; разработчиков, производителей и конкурентов; наличия и состояния рынков поставки и продажи; качества, потребительских и эксплуатационных показателей и ориентировочных цен на технологии и продукцию; дилеров, дистрибьюторов, поставщиков и подрядчиков.

Из институциональной теории известно, что чем меньше размер фирмы, тем больше ее транзакционные издержки, связанные как с подготовкой, заключением договоров, так и с уплатой налогов и таможенных пошлин. Рост размеров фирм приводит к росту издержек на организацию и планирование производства, координацию взаимодействий отдельных ячеек. Использование телекоммуникаций, в частности, Интернет, снижает издержки как крупных, так и мелких предприятий.

Исключение посредников позволяет с использованием сетей телекоммуникаций и Интернет выбирать наиболее выгодных поставщиков и потребителей, вследствие чего крупные корпорации не поглощают малые предприятия, а заключают с ними выгодные контракты на поставку комплектующих и услуг, а также используют их для реализации продукции под торговой маркой ТНК. Данный фактор вовлекает малый бизнес

1 Апатова Н.В. Роль малого бизнеса в инновационных процессах. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Спецвыпуск. Серия «Экономика и управление», 2010, № 2. -С. 17-25.

в глобализационные процессы, снижает уровень международного разделения труда.

Новыми субъектами экономики становятся малые виртуальные предприятия, инновационные по своей сути, поскольку для успешного ведения бизнеса в сети Интернет необходимо постоянно обновлять программное обеспечение и аппаратную компьютерную часть, внедрять новые маркетинговые технологии2. Основными характеристиками виртуальной организации являются: 1) проектный характер, отражающийся в создании временных коллективов (для предприятий-объединений); 2) кооперация в сети Интернет и в реальной экономике; 3) низкий уровень формализации и правового регулирования; 4) ориентированность на логистические процессы; 5) комбинация взаимодополняющих друг друга и составляющих некоторое единство с экономической точки зрения ключевых компетенций; 6) реализация продукта труда от имени всей виртуальной организации как единого целого; 7) связь посредством сетевых коммуникаций. Индивидуальное виртуальное предпринимательство распространено в области разработки информационных технологий, в сервисе и других различных видах телеработы, осуществляемой на дому. Малые виртуальные предприятия могут иметь формы «виртуального офиса», «частного электронного портала», «виртуального центра», общим является наличие небольшой команды, оказывающей специализированные виды услуг самостоятельно или как удаленный офис крупной компании. К малым виртуальным предприятиям относятся Интернет-магазины, торгующие традиционными (материальными, физическими) товарами или информационной продукцией.

Переход к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства,

2 Апатова Н.В., Малков С.В. Виртуальные торговые предприятия как новые субъекты экономики. // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Экономика и управление», 2013, № 1. -С. 3-11.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

68 МИНТАКАВИЙ ИКТИСОДИЁТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Компоненты институционального механизма

Институциональный механизм

Малый и средний бизнес

---

Патенты

Интелектуальная собственность

Законодательная база

Изобретения

Технологии

Научные тексты

Финансовые институты

л

=п

Банки с венчурным капиталом

Фонды

Рынок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные технологии

Инновационные продукты

/N

Неформальные

институты

___

которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта1.

Элементом механизма инновационного развития являются институты, сложившиеся на данной территории или главенствующие над ней. Институциональный фактор является многоаспектным и, как правило, связывается с правовым полем и теорией собственности2. Исследователи говорят и об институциональной среде, и об институциональном механизме инновационного развития. Основной задачей при создании институциональной среды является урегулирование вопросов интеллектуальной собственности, проведение мероприятий, способствующих узаконить собственности, в противном случае становится невозможным осуществлять конкуренцию3. Институциональный механизм можно

1 Романенко Е.В. Механизмы инновационного развития малого бизнеса. // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, 2009, № 11. -С. 74-77.

2 Апатова Н.В. Институциональный фактор инновационного развития. // «Экономика Крыма», 2009, № 29. -С. 43-46.

3 Полякова А.П., Архипкин О.В. Формирование

институциональной среды как основы механизма финансирования инновационного развития региона. // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2014, № 6 (89). -С. 222-226.

рассматривать как самостоятельный элемент механизма инновационного развития, так и составной частью инновационной инфраструктуры. В составе инфраструктуры - это, во-первых, институты, формирующие ядро инновационного механизма и осуществляющие производство и использование инноваций и, во-вторых, институты, поддерживающие, стимулирующие и регулирующие инновационные процессы -«государственный бюджет, предоставляющий бюджетные средства субъектам инновационной деятельности; бюджетные и внебюджетные фонды поддержки науки; венчурные фонды, коммерческие банки, предоставляющие кредиты на осуществление инновационных проектов, бизнес-ангелы»4.

В основе инновационного развития находится человеческий капитал, его интеллектуальная составляющая. Уровень образования жителей территории определяет и число создаваемых инноваций, и уровень спроса на инновационные продукты. Человеческий капитал является также базовым элементом управления инновационно-ориентированным ростом региона, воплощенный «с одной стороны в факторе управления «труд», а с

4 Подгорнова Е.В. Подходы к формированию институционального механизма инновационного развития регионов. // «Актуальные вопросы экономических наук», 2009, № 8-1. -С. 99-104.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

другой - в ресурсе управления - «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»1.

Механизм управления содержит: цели управления, критерии управления, факторы управления, методы воздействия на данные факторы и ресурсы управления. Для управления ресурсами используется прямые и косвенные инструменты, к первым относят государственное регулирование региональными или муниципальными органами власти с помощью жестких организационно-правовых ограничений, ко вторым - создание условий, стимулирующих субъекты региональных инновационных отношений к необходимым действиям. К косвенным инструментам относятся экономические и институциональные, в том числе, денежно-кредитные, регулирующие поведение инноваторов, институты регулирования и контроля ресурсных потоков. На рисунке 2 представлены компоненты институционального механизма регионального развития.

В последние годы большое внимание стали уделять кластерам - территориальным объединениям производственных, сервисных, образовательных и научных предприятий для создания инновационных продуктов2. Перечисленные субъекты реализуют концепцию «тройной спирали» территориального развития, в которой усиливается объединение трех основных ветвей инновационного развития - образования (университетов), бизнеса и власти. В результате контрактного взаимодействия указанных трех элементов инновации развиваются не по принуждению со стороны государства, а по инициативе субъектов кластера3. В «тройной спирали» усиливается роль университетов, а каждая группа, образующая отдельную ветвь, берет

1 Черкасова Т.П., Узденов А.Д. Человеческий капитал как базовый элемент механизма управления инновационно-ориентированным ростом региона. // Journal of Economic Regulation, 2014, № 3. -С. 88-96.

2 Абрамов Р.А. Механизмы реализации инновационного развития регионов: российский и зарубежный опыт. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015, № 9-2. -С. 333-336.

3 Напольских Д.Л. Институционализация иннова-

ционных кластеров в условиях современной российской экономики. Дис...канд. экон. наук. - Казань, 2014. // http://doc2all.ru/ article/27032014_160171_ apolskih (дата обращения: 17.12.2015).

на себя частично функции других групп. Инновационный кластер способствует распространению знаний и технологий, подготовке инноваторов, модернизации производства и экономическому росту государства в целом. Особая роль отводится университетам, поскольку их структура позволяет самостоятельно разрабатывать и коммерциализировать инновации, разрабатывать новые междисциплинарные знания, осуществлять сотрудничество в сфере науки и создании совместных предприятий. Современные требования охраны окружающей среды предполагают еще до внедрения технологии создания инновационного продукта разработку технологии, его утилизации или вторичной переработки. Взаимодополняемость в конкурентоспособности субъектов кластера также позволяет получать синергетический эффект от сотрудничества, создавать временные научно-производственные объединения для создания конкретных продуктов.

В целом кластерная политика, которая может проводиться как на уровне государства, так и в регионах, реализуется через систему мер и мероприятий, касающихся, в том числе, финансовых (банковских) учреждений, обеспечивающих финансирование инновационных проектов. Активизация инвестиций может идти различными путями: например, в Японии сбережения населения централизованно были переданы в Министерство финансов и равномерно распределены между банками развития; в Европе это была денежная эмиссия под залог векселей производственных предприятий; в Китае направили денежную эмиссию в банки развития, а в США - работают венчурные фонды и бизнес-ангелы (граждане, лично финансирующие инновационные разработки и инновационные предприятия)4.

Разнообразие существующих механизмов и инструментов инновационного развития дают возможность региональным властям и руководителям предприятий выбрать свой набор средств и методов для активизации инновационной деятельности.

4 Вафин А.М., Морозов А.В., Галеева Г.М. Условия и механизмы инвестиционного обеспечения инновационного развития региональной экономики. // Вестник Казанского технологического университета, 2012, № 19. -С. 175-179.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

Список литературы:

1. Сумина Е.В., Белякова Г.Я. Механизм формирования инновационных преимуществ региона. // «Фундаментальные исследования», 2015. № 8-1. -С. 210-214.

2. Белякова Г.Я., Сумина Е.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компаний на основе концепции ключевых компетенций. // «Региональная экономика, теория и практика», 2010, № 41(176). -С. 32-40.

3. Аксенова Ж.Н. К вопросу об оценке инновационности региональной экономической системы. / «Проблемы современной экономики», 2009, № 1. -С. 480-482.

4. Аксенова Ж.Н., Емельянова Е.А. Механизмы и инструменты управления региональным инновационным развитием. // «Современные проблемы науки и образования», 2012, № 2. -С. 326-329.

5. Брюханова О.Е., Немиров А.Л. Механизм управления региональной инновационной системой. // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством», 2008, № 25. -С. 93-100.

6. Апатова Н.В. Стратегия инновационного развития: Монография; Таврический нац. ун-т им. В.И.Вернадского. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. -С. 294.

7. Кашицына Т.Н., Шумилина М.А. Построение инновационной инфраструктуры как механизм инновационного развития региона. // «Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики», 2014, № 3. -С. 42-46.

8. Суханова П.А. Инновационная инфраструктура в региональной инновационной экосистеме и ее элементы. // «Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий», 2012, № 3 (3). -С. 49-52.

9. Михайлин О.И. Особенности формирования региональных инфраструктурных факторов инновационного развития. // Вестник Брянского государственного университета, 2013, № 3. -С. 143-145.

10. Иода Е.В., Иода Ю.В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе: подходы к решению «старых» проблем. // Вестник Самарского муниципального института управления, 2015, № 2. -С. 45-55.

11. Шалина Н.В. Формирование инновационной инфраструктуры в регионе. // «Креативная экономика», 2011, № 3 (51). -С. 59-63. URL: http://old.creativeconomy.ru/ articles/3996/. Дата обращения 18.12.2015 г.

12. Бабкина О.Н. Механизмы развития региональной инновационной инфраструктуры. // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2012, № 6. -С. 72-76.

13. Кудашева М.З., Шекерова Л.К. Приоритетное направление формирования инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса региона. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011, № 6. -С. 171-179.

14. Апатова Н.В. Роль малого бизнеса в инновационных процессах. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Спецвыпуск. Серия «Экономика и управление», 2010, № 2. -С. 17-25.

15. Апатова Н.В., Малков С.В. Виртуальные торговые предприятия как новые субъекты экономики. // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Экономика и управление», 2013, № 1. -С. 3-11.

16. Романенко Е.В. Механизмы инновационного развития малого бизнеса. // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, 2009, № 11. -С. 74-77.

17. Апатова Н.В. Институциональный фактор инновационного развития. // «Экономика Крыма», 2009, № 29. -С. 43-46.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.