АПАТОВА Наталья Владимировна,
зав. кафедрой бизнес-информатики и математического моделирования Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор; АВДЕЕВА Кристина Витальевна, соискатель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»
РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
УДК 338.48
АПАТОВА Н.В., АВДЕЕВА К.В. ^УДУДИЙ РЕКРЕАЦИОН ИНФРАТУЗИЛМА
Рекреацион (тикланиш) туристик соFломлаштириш тизимлари ик,тисодий-ижтимоий х,аётнинг шу сох,аларга ихтисослаштирилган х,удудларнинг мух,им кисмидир. Туризм инфра-тузилмалари тараккиёти ва соFликни саклаш тузималарига, бу сох,адаги билим ва фаоли-ятни жадаллаштиришга Мустакил Хамдустлик Давлатларининг барчасида эътибор кучай-тирилмокда.
Таянч иборалар: рекреация, инфратузилма, туризм, соFломлаштириш, атроф-мух,ит.
АПАТОВА Н.В., АВДЕЕВА К.В. РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Рекреационные, туристические оздоровительные системы становятся важнейшим элементом социальной и экономической жизни регионов, специализирующихся в этом направлении. Развитию инфраструктуры туризма и систем оздоровления, расширения познания и активности население внимание уделяется во всех странах СНГ.
Ключевые слова: рекреация, инфраструктура, туризм, оздоровление, окружающая среда.
APATOVA N.V., AVDEEVA K.V. REGIONAL RECREATIONAL STRUCTURE
Recreational, tourism, healthcare systems are becoming an important element of the social and economic life of the regions, specializing on providing of such kind services. Practically, in all CIS states to development of tourism infrastructure, healthcare system, widening of knowledge and increasing of such services is paid growing attention.
Keywords: recreation, infrastructure, tourism, health improvement, environment.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
1. Роль рекреационной инфраструктуры в развитии региона
Рост благосостояния населения, его информированность о возможностях отдыха, доступность поездок, предъявляют новые требования к качеству отдыха, в том числе, к рекреационной инфраструктуре. Государство, заботясь о здоровье нации, о воспроизводстве человеческого капитала, уделяет достаточное внимание и значительное количество финансовых ресурсов в развитие рекреации как индустрии. Такими примерами являются Сочи и Республика Крым.
Экономическая важность создания рекреационной инфраструктуры для государства заключается в следующем:
1) повышается уровень процветания жителей региона, усиливается мотивация к созданию привлекательных условий бизнеса, туристов и других посетителей;
2) повышается способность региона воспроизводить образованную, высококвалифицированную и здоровую рабочую силу.
Создание рекреационной инфраструктуры создает множество преимуществ для региона и его социально-экономического развития. Для бизнеса это стимулирует развитие, которое отвечает потребностям субъектов территории для розничной торговли, развлечений, обеспечения офисами и другими коммерческими услугами, обеспечивает чистую пользу обществу в доступности и эффективного использования инфраструктуры, а также агрегации и устойчивости коммерческих объектов. Решая общую стратегическую задачу комплексного социально-экономического развития, органам местной власти необходимо придерживаться следующей тактики: во-первых, осуществить поиск коммерческих объектов, которые можно использовать в рекреационных целях, в существующих или планируемых центрах активности будущих рекреантов; во-вторых, создавать новые удобные торговые объекты для обеспечения потребностей местного населения в новых жилых районах и внутри или в непо-
средственной близости от существующих торговых центров; в-третьих, организовывать мелкую розничную торговлю по обеспечению потребностей местных жителей и работников в удобных местах; в-четвертых, создавать объекты развлечений, не требующих специальных разрешений и внесения в план объектов площадью более 1000 кв. м.
Рекреационная инфраструктура должна поддерживать развитие нескольких отраслей рекреационной сферы: санаторно-курортную отрасль с гостиницами, санаториями, лечебными и спортивными учреждениями и туристическую, способствующую познавательной активности граждан, их подвижному образу жизни, склонности к самостоятельной организации досуга. Туристическая отрасль нуждается в организации объектов отдыха на свежем воздухе, в том числе, оборудованные кемпинги, тропы для прогулок, парки, зеленые зоны. Туризм необходимо стимулировать как со стороны рекреантов - туристов, та и со стороны «принимающих» жителей, пропагандировать гостеприимство, культуру поведения, санитарно-гигиенические нормы, общественную и личную безопасность. Последнее особенно важно в период возрастания туристических угроз, в регионах с нестабильной политической обстановкой, разнородным по социальному и национальному признакам населением. Развитие туризма должно максимизировать занятость и долгосрочное экономическое, социальные и культурные преимущества разработки государство как конкурентное отечественного и международного туризма. Региональные органы управления должны поощрять создание хорошо разработанных и удобно расположенных туристических объектов, в том числе интегрированных курортов, мотелей для проживания, хостингов с различными наборами услуг, от койкоместа с завтраком до отдельных домиков и коттеджей повышенной комфортностью. Обеспечение доступа объектов туризма к общественному
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
транспорту также способствует его развитию.
Рекреационная инфраструктура должна развиваться совместно с инновационной инфраструктурой, они могут взаимно дополняться и совместно использовать объекты и результаты своей деятельности. Знакомство рекреантов с инновационной инфраструктурой региона способствует диффузии инноваций, позволяет решать также образовательные задачи для населения и удовлетворять познавательные потребности. Инновационная структура призвана создать возможности для инноваций в экономике знаний в рамках существующих и новых отраслей промышленности, научных исследований и образования. Для ее эффективного функционирования государственным и местным органам власти следует: поощрять расширение и развитие логистики и инфраструктуры связи; осуществлять поддержку развития бизнес-кластеров; содействовать улучшению окружающей природной среды, способствующей инновациям и творческой деятельности. Поощрять создание инфраструктуры, которая помогает людям быть инновационными и творческими, получать новые навыки и начать новый бизнес в центрах активности и рядом с остановками общественного транспорта как местах концентрации потребителей; использовать возможности университетов и других учреждений высшего образования для проведения образовательных ярмарок, популяризирующих научные достижения, создавать сайты с рекламой инновационных продуктов, произведенных в регионе; создавать бизнес-инкубаторы для запуска малых инновационных предприятий туристической направленности; развивать научный туризм, организовывать конференции, форумы, семинары и симпозиумы; улучшать доступ к информации и обучению жителей и рекреантов путем дальнейшего развития библиотек как общественных учебные центров, в том числе, и в виртуальной среде.
Развитие рекреационной инфраструктуры должно предусматривать решение проблемы ресурсо обеспечения, а также переработки отходов, снижения нагрузки на окружающую среду, которая в летний период возрастает в связи с возросшими туристическими потоками. Также необходимо снижать издержки для пользователей, связанные с ростом инфляции, увеличением стоимости проживания в гостиницах и частном секторе курортных городов и поселках, другими непредвиденными затратами отдыхающих, снижающих доступность для семей, столкнувшихся финансовой проблемой при отдыхе, например, высокой ценой входа на пляжи.
Местные власти должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации в регионе, связанной с рекреацией, анализировать, ограничивается ли доступ к доступным важным общественным объектам, в частности, для уязвимых групп населения; увеличивается ли риск для здоровья и безопасности всех участников рекреационной деятельности; увеличиваются издержки или ответственность, связанные с санитарными требованиями и безопасностью модернизации для сотрудников и / или потребителей услуг и продуктов.
Инновации, в том числе, связанные с рекреацией, касаются оказываемых услуг и оборудования, используемых в их процессе. Это относится к мебели, различным устройствам, спортивному инвентарю и тренажерам, медицинскому оборудованию и прочему. Устаревшее и традиционное оборудование (средства) влияет на качество услуг и потоки рекреантов следующим образом: во-первых, снижает степень удовлетворенности пользователей и возможности последующего использования старых услуг; ограничивает возможности размещения семей с несколькими детьми, а также удовлетворения их потребностей в полноценном отдыхе и разнообразии использования имеющихся у рекреационного объекта услуг; ограничивает возможность заработать на новых техноло-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
гиях и инновациях, которые бы уменьшили эксплуатационные расходы; снижает возможность предложить жителям и приезжим улучшение качества жизненных удобств; угнетает способность привлекать и размещать инвестиции для нового роста; снижает способность привлекать бизнес к спонсированию мероприятий и событий. Необходимо при составлении планов развития региона выявить причины расхождения между характеристиками новых и старых объектов, определить динамику социальной и общественной безопасности их использования.
Выявленные стратегии и тактики решения задач создания рекреационной инфраструктуры позволят региону обеспечить устойчивое развитие.
2. Компоненты рекреационной инфраструктуры
Рекреационная инфраструктура призвана создавать необходимые материально-технические, ресурсные и общесистемные условия для эффективной деятельности, направленной на оздоровление человека, восстановление его трудового потенциала. До недавнего времени рекреационная инфраструктура называлась техническими системами обеспечения отдыха и лечения (профилактики) населения. К рекреационной инфраструктуре традиционно относят совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования рекреационной системы.
Если речь идет о курорте, то курортная инфраструктура также включает гостиницы, парки, рестораны, кафе, центры досуга (кинотеатры, театры, концертные залы, казино), цветники, фонтаны, пляжи, а также специфические для конкретного курорта лечебницы. Культурно-познавательный туризм требует наличия музеев; деловой - конференц-залов и выставочных комплексов, спортивно-оздоровительный - туристических баз, отелей, кемпингов, сеть дорожек для терренкура, плавсредств, лыжных трасс и подъем-
ников; купально-пляжную рекреацию обеспечивают оборудованные пляжи; яхтинг -речные порты; охоту и рыболовство - дома охотника и рыбака; развлекательный туризм -аттракционы и игровые автоматы.
По определению И.В.Смаля, территориальная рекреационная система - это сложная, динамичная иерархично подчиненная и взаимосвязанная совокупность компонентов, функционирование и эволюция которых направлена на возобновление жизненных сил человека и удовлетворение его социальных запросов и потребностей1. Как следует из большого набора туристических услуг, рекреанты имеют самые различные потребности. Рекреационные потребности, обусловленные необходимостью психофизиологического и духовно-интеллектуального восстановления и развития сил индивида. Внутри каждой группы рекреантов потребности будут определяться теми приоритетами, которые присущи в осуществлении рекреационной потребительской деятельности большинству участников группы, выделенной на основе определённых параметров. Как отмечает В.И.Новикова, эти параметры объединены географическими, демографическими, социально-экономическими, медико-биологическими, психолого-поведенческими признаками2.
Территориальная рекреационная система обеспечивает рекреационную деятельность, поэтому следует говорить не просто о рекреационной инфраструктуре, а об инфраструктуре рекреационной деятельности, которая включает следующие компоненты:
1) специализированная рекреационная инфраструктура, используемая только в рекреационной сфере - учреждения реализации туристско-рекреационных услуг, сооружения санаторно-курортной и профи-
1 Смаль I. В. Основи географп рекреацп i туризму: навчальний поабник. - ЬЛжин: Видавництво НДПУ iменi Миколи Гоголя, 2004. -С. 27.
2 Новикова В.И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация. // Псковский регионологический журнал. 2013, № 16. -С. 133-150.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
лактико-оздоровительной направленности, оборудование и оснащение рекреационных территорий, туристско-информационные центры;
2) социальная инфраструктура, включающая средства размещения, учреждения питания, бытовые предприятия, предприятия розничной торговли, сооружения для массовых культурных и спортивных мероприятий;
3) универсальная инфраструктура - транспорт, связь, коммуникационные сети, инженерные сооружения, рекламные службы. В случае детского оздоровления к данным компонентам следует добавить образовательные учреждения, центры детского творчества и, учитывая потребности детей и юношества в саморазвитии и самореализации - Интернет центры.
Важной компонентой рекреационной инфраструктуры является спортивная инфраструктура, к которой относятся объекты на открытом воздухе и крытые сооружения. К крытым объектам относятся: спортивные арены, центры коммуникаций, крытые бассейны, залы для мероприятий, культурные и молодежные центры, центры для пожилых людей. Объекты на открытом воздухе - это парки, площадки для игр, игровые комплексы, тропы для прогулок, открытые бассейны, павильоны, сады, набережные, причалы, поля для гольфа.
«Спортивная и рекреационная инфраструктура - это не столько парки и различные сооружения, сколько мероприятия, проводимые с использованием данной инфраструктуры и результаты, которые они дают. Людям необходимо большее, чем просто места для работы и отдыха, и создание творческой атмосферы определяет, будет ли данное место процветать или просто выживать»1.
1 Investing Healthy and Active Ontarians through Recreation and Parks Infrastructure: a Summary of Trends and Recommendations // URL:http://prontario. org/
3. Рекреационная инфраструктура - инвестиции в здоровье и активность
Одними из основных ресурсов в оздоровительных регионах развития являются природа и климат, которые определяют приоритетное экономическое направление - рекреационное, требующее финансовой поддержки для эффективного использования и охраны окружающей среды. Организация отдыха нуждается в создании необходимых и достаточных условий для жизнедеятельности и улучшения здоровья рекреантов, а также тех, кто обеспечивает соответствующий сервис. Во многих странах особое значение уделяется отдыху на свежем воздухе - «out door recreation», позволяющее гражданам наряду с физической активностью познавать свой край или страну, налаживать межличностные коммуникации, повышать общинную культуру. Для обеспечения подобного отдыха создается «зеленая инфраструктура», называемая так в противовес «серой инфраструктуре» - традиционным зданиям, транспорту, связи, водо- и электроснабжению, и переработке отходов. Зеленая инфраструктура является частью рекреационной инфраструктуры, объединяющей все сооружения для отдыха и жизнедеятельности, а также спортивные, туристические и культурные объекты, зеленые зоны, водные магистрали, пляжи и т.д.
В настоящее время существуют различные причины, побуждающие правительства различных стран и органы местного самоуправления уделять все больше внимания созданию рекреационной инфраструктуры. Как отмечается в одном из документов, разработанных в Канаде, «Инфраструктура - это не только кирпичи и строительный раствор, это, во-первых, защита природной окружающей среды; во-вторых, построение здорового, заботливого, интерактивного и творческого общества (сообществ); в-третьих, укрепление экономики через развитие туризма, обеспечение отдыха и создание рабочих мест; в-четвертых, построение здо-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
ровых умов и здоровых тел»1. Основными посылками значительных капиталовложений, согласно решению правительства штата Онтарио, являются следующие:
- жители Онтарио должны стать более физически активными, чтобы противодействовать «эпидемия ожирения»;
- жителям Онтарио нужен доступ к качественным рекреационным объектам для того, чтобы поддерживать здоровый образ жизни;
- спортивная и рекреационная инфраструктура региона находится в состоянии физического упадка, подавляющее большинство находящихся в государственной собственности объектов отдыха были построены между 1956 и 1980 годами, и близится конец срока их полезного использования. При этом многие жители имеют недостаточную физическую активность, по результатам опроса, 80% понимают ее важность, но реально этого не делают.
Правительство штата задалось также следующими вопросами: если жители понимают важность здоровья, и они знают, что регулярная физическая активность является существенным фактором для хорошего здоровья, то почему каждый из четырех детей провинции Онтарио в возрасте от 2 до 17 лет имеет избыточный вес или ожирение? Почему более половины детей в возрасте от 15 до 19 не являются физически активными и не имеют оптимальный рост и развитие? Почему почти половина взрослых Онтарио страдают избыточным весом или ожирением? Возможно, причины и в том, что просто отсутствуют доступные места, где можно заняться активным отдыхом. Данные места должны быть хорошо организованы, безопасны, многофункциональны, привлекательны и хорошо оборудованы для отдыха и спорта. Данный пример показывает, что создание рекреационной инфраструктуры
1 Investing Healthy and Active Ontarians through Recreation and Parks Infrastructure: a Summary of Trends and Recommendations // URL:http://prontario. org/ p 2.
является необходимым не только для привлечения туристов и отдыхающих, но и для улучшения здоровья, а, следовательно, и производственной и общественной активности проживающих на рекреационной территории граждан.
4. Моделирование рекреационной инфраструктуры
В связи со сложной миссией детских оздоровительных спортивных учреждений и соответственно сложной инфраструктурой этих учреждений предлагается рассмотреть несколько подходов к их моделированию, объединив все элементы в древовидную структуру, корнем которой служит обобщенное понятие «рекреационная инфраструктура», под которым понимается совокупность учрежденийрекреационно-оздоровительного профиля, социальная и универсальная инфраструктуры, а также образовательные учреждения. В модели данный корень содержит два поддерева: жизнеобеспечение и нематериальные блага. К жизнеобеспечению относятся водохозяйственный комплекс, гостиничные хозяйства, общественное питание, энергоснабжение, транспорт и связь. Нематериальные блага, требующие финансовой и кадровой поддержки - это учреждения образования, информационная инфраструктура и окружающая среда. Информационная инфраструктура связывает все уровни управления МДЦ, позволяет оперативно принимать решения и обеспечивать бесперебойное снабжение товарами и услугами. Образовательные учреждения, включающие лагеря и школу, а также стадион и культурные исторические объекты, находящиеся на территории детских оздоровительных спортивных учреждений, должны позволять организовывать культурно-массовые мероприятия и обучение детей. Окружающая среда, включая парки, природные достопримечательности, также служит образовательным и воспитательным целям. Таким образом, главное отличие инфраструктуры дет-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5
ских оздоровительных спортивных учреждений от традиционной рекреационной инфраструктуры заключается в поддержке образовательных функций, здравоохранении детей. Каждое поддерево и совокупность объектов, находящихся в соответствующих узлах дерева, должны использовать свои методы моделирования.
Для культурологической ветви можно применить методику мониторинга восприятия культурного комплекса, предложенную И.Н.Мощенко и Н.И.Ивановой1, а также диаграмму деятельности, представляющую собой
граф состояний деятельности культурной инфраструктуры. Это - модель динамики взаимодействия прецедентов, вызываемых внутренними процессами и инициируемыми событиями, генерируемыми классами инфраструктуры2. Для систем материального обеспечения применяются логистические модели поставок и потребления3.
В качестве модели рекреационной инфраструктуры целесообразно оценить много аспектную деятельность МЦД «Артек», по распределению финансовых, материальных и людских потоков.
Список литературы:
1. Смаль I. В. Основи географп рекреацп i туризму: навчальний поабник. - Ыжин: Видавництво НДПУ iменi Миколи Гоголя, 2004. -С. 27.
2. Новикова В.И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация. // Псковский регионологический журнал, 2013, № 16. -С. 133-150.
3. Investing Healthy and Active Ontarians through Recreation and Parks Infrastructure: a Summary of Trends and Recommendations // URL:http://prontario.org/
4. Единый реестр участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. // URL:http://economy.gov. ru/ minec/activity/ sections/reestrsez/2016190202.
5. АРТЕК 2.0. Перезагрузка. Концепция развития Международного детского центра «Артек» (версия для общественного обсуждения). - Россия, Республика Крым: Артек, 2014. -С. 25.
6. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Методика мониторинга восприятия культурного комплекса. // Инженерный вестник Дона, 2014, т. 30, № 2. -С. 95.
7. Олишевский Д.П., Свечкарев В.П. Концептуальное моделирование базовых задач культурной инфраструктуры. // Инженерный вестник Дона, 2014, т. 30, № 3. -С. 91.
8. Мальшина Н.А. Логистическое моделирование потоковых процессов в рекреационном секторе. // Вестник Московского областного университета. Серия: Экономика, 2012, № 1. -С. 86-93.
1 Мощенко И.Н., Иванова М.И. Методика мониторинга восприятия культурного комплекса. // Инженерный вестник Дона, 2014, т. 30, № 2. -С. 95.
2 Олишевский Д.П., Свечкарев В.П. Концептуальное моделирование базовых задач культурной инфраструктуры. // Инженерный вестник Дона, 2014, т. 30, № 3. -С. 91.
3 Мальшина Н.А. Логистическое моделирование потоковых процессов в рекреационном секторе. // Вестник Московского областного университета. Серия: Экономика, 2012, № 1. -С. 86-93.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 5